Jump to content

Инструмент королевства

Instrumentum regni (буквально «инструмент монархии», следовательно, «правительства») — латинская фраза , возможно, вдохновленная Тацитом . [1] используется для выражения эксплуатации религии государством мирских или церковной политикой как средства контроля над массами или, в частности, для достижения политических и целей .

Концепция, выраженная этой фразой, претерпела различные формы и на протяжении всей истории была подхвачена несколькими писателями и философами. Среди них Полибий , Лукреций , Макиавелли , Монтескье , Витторио Альфьери и Джакомо Леопарди .

Среди старейших и наиболее влиятельных, несомненно, был греческий историк Полибий, который в своих «Историях» говорит:

Я считаю, что именно то, что у других народов является предметом упреков, я имею в виду суеверие, поддерживает единство Римского государства. Эти дела облечены в такую ​​помпезность и до такой степени внедрены в их общественную и частную жизнь, что ничто не может превзойти это, факт, который многих удивит. По крайней мере, по моему мнению, они пошли на этот курс ради простых людей. В этом пути, возможно, и не было бы необходимости, если бы можно было создать государство, состоящее из мудрых людей, но поскольку всякая толпа непостоянна, полна беззаконных желаний, необоснованных страстей и сильного гнева, толпу следует удерживать с помощью невидимые ужасы и тому подобное зрелище. По этой причине я думаю не то, что древние действовали опрометчиво и бессистемно, внедряя среди людей представления о богах и верования в ужасы ада, а то, что современники наиболее опрометчивы и глупы в изгнании таких верований.

Полибий [2]

До Полибия аналогичный тезис высказывался в пятом веке до нашей эры. от афинского политика и писателя Крития , ученика Сократа, в сатирической драме «Сизиф» , длинный фрагмент которой дошел до нас.

В эпоху Возрождения эту концепцию подхватил Никколо Макиавелли в своем «Государе» .

См. также

[ редактировать ]
  • Хлеб и зрелища , также известные как Panem et circenses — фигура речи, обозначающая поверхностные средства умиротворения.
  • Опиум для народа , аналогичное выражение, которое связывало притупляющее и контролирующее действие опиума с религией.
  1. ^ « Нет лучшего инструмента хорошего управления, чем хорошие друзья » Тацит, Historiae , IV 7. («Нет лучшего инструмента хорошего управления, чем хорошие друзья»)
  2. ^ Полибий, Истории , VI 56.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 70aa951e2b8f689dabe70974e97da787__1664550120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/87/70aa951e2b8f689dabe70974e97da787.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Instrumentum regni - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)