Инструмент королевства
Instrumentum regni (буквально «инструмент монархии», следовательно, «правительства») — латинская фраза , возможно, вдохновленная Тацитом . [1] используется для выражения эксплуатации религии государством мирских или церковной политикой как средства контроля над массами или, в частности, для достижения политических и целей .
История
[ редактировать ]Концепция, выраженная этой фразой, претерпела различные формы и на протяжении всей истории была подхвачена несколькими писателями и философами. Среди них Полибий , Лукреций , Макиавелли , Монтескье , Витторио Альфьери и Джакомо Леопарди .
Среди старейших и наиболее влиятельных, несомненно, был греческий историк Полибий, который в своих «Историях» говорит:
Я считаю, что именно то, что у других народов является предметом упреков, я имею в виду суеверие, поддерживает единство Римского государства. Эти дела облечены в такую помпезность и до такой степени внедрены в их общественную и частную жизнь, что ничто не может превзойти это, факт, который многих удивит. По крайней мере, по моему мнению, они пошли на этот курс ради простых людей. В этом пути, возможно, и не было бы необходимости, если бы можно было создать государство, состоящее из мудрых людей, но поскольку всякая толпа непостоянна, полна беззаконных желаний, необоснованных страстей и сильного гнева, толпу следует удерживать с помощью невидимые ужасы и тому подобное зрелище. По этой причине я думаю не то, что древние действовали опрометчиво и бессистемно, внедряя среди людей представления о богах и верования в ужасы ада, а то, что современники наиболее опрометчивы и глупы в изгнании таких верований.
— Полибий [2]
До Полибия аналогичный тезис высказывался в пятом веке до нашей эры. от афинского политика и писателя Крития , ученика Сократа, в сатирической драме «Сизиф» , длинный фрагмент которой дошел до нас.
В эпоху Возрождения эту концепцию подхватил Никколо Макиавелли в своем «Государе» .
См. также
[ редактировать ]- Хлеб и зрелища , также известные как Panem et circenses — фигура речи, обозначающая поверхностные средства умиротворения.
- Опиум для народа , аналогичное выражение, которое связывало притупляющее и контролирующее действие опиума с религией.