Jump to content

Эпитеты Юпитера

(Перенаправлено с Юпитера Феретриуса )

Юпитер Тонанс , возможно, отражающий культовый образ храма Юпитера Тонанса ( Прадо )

Многочисленные эпитеты Юпитера указывают на важность и разнообразие функций бога в древнеримской религии .

Капитолийский культ

[ редактировать ]

Юпитера Самыми древними засвидетельствованными формами культа являются формы культа государства. Важнейшие из его святилищ в Риме располагались на Капитолийском холме (Mons Capitolinus) , ранее Тарпейском . У горы было две вершины, каждая из которых была посвящена культовым действиям, связанным с Юпитером. Северная и более высокая вершина представляла собой цитадель ( аркс ). На арке располагалось место наблюдения авгуров ( auguraculum ) , куда ежемесячное шествие сакра Идулия . направлялось [ 1 ] На южной вершине находилось самое древнее святилище бога, традиционно считается, что оно было построено Ромулом : это был Храм Юпитера Феретриуса , который был восстановлен Августом . Бог здесь не имел изображения и был представлен священным кремнем ( силексом ). [ 2 ] Самые древние из известных обрядов, spolia opima и фециалов , связывают Юпитера с Марсом и Квирином и посвящены Юпитеру Феретриусу или Юпитеру Ляпису . [ 3 ] С этого самого раннего периода концепция бога неба охватывала этическую и политическую сферу.

Молния и дождь

[ редактировать ]

Юпитер Тонанс («Громовой Юпитер») был аспектом ( нуменом ) Юпитера, почитаемым в Храме Юпитера Тонанса , который был принес обет в 26 г. до н. э. Августом и посвящен в 22 г. на Капитолийском холме ; Император едва избежал удара молнии во время кампании в Кантабрии . [ 4 ] Старый храм на Марсовом поле долгое время был посвящен Юпитеру Фульгенсу. Первоначальное культовое изображение, установленное в святилище его основателем, было работы Леохара , [ 5 ] греческий скульптор IV века до нашей эры. Скульптура в Прадо считается заменой конца I века, созданной по заказу Домициана . Реставрация герба эпохи барокко дает Юпитеру в поднятой руке скипетр, похожий на жезл.

Среди самых древних эпитетов Юпитера — Луцеций интерпретировали как относящийся к свету (lux, lucis) , особенно к солнечному свету. , который древние и некоторые современные ученые, такие как Виссова, [ 6 ] Однако «Кармен Салиаре» указывает, что речь идет о молнии. [ 7 ] К тому же атмосферному комплексу принадлежит эпитет Элиций : хотя древние ученые думали, что он связан с молнией, на самом деле он связан с открытием резервуаров дождя, о чем свидетельствует церемония Нудипедалии , призванная умилостивить дождь и посвящен Юпитеру. [ 8 ] и ритуал lapis manalis , камня, который привозили в город через Порта Капена и носили с собой во время засухи, который назывался Aquaelicium . [ 9 ]

Другими ранними эпитетами, связанными с атмосферными качествами Юпитера, являются Плювий , Имбриций , Гроза , Громовержец , могучий божественных бурь , Яснее , Серен. [ 10 ] [ 11 ] и, имея в виду молнию, Фульгур , [ 12 ] Молния Молния [ 13 ] позже (как и имя ) Fulgurator , Fulminator агента [ 14 ] О глубокой древности культа свидетельствует средняя форма Fulgur и использование термина для обозначения двузубца , колодца для молнии, вырытого на месте удара молнии. [ 15 ]

Бронзовая статуя Юпитера с территории Тревери .

Сельское хозяйство и война

[ редактировать ]

Группа эпитетов была интерпретирована Висовой (и его последователями) как отражение земледельческой или воинственной природы бога, некоторые из которых также находятся в списке одиннадцати, сохранившемся Августином . [ 16 ] [ 17 ] К сельскохозяйственным относятся Opitulus , Almus , Ruminus , Frugifer , Farreus , Pecunia , Dapalis , [ 18 ] Апрель . [ 19 ] Августин дает объяснение перечисленным им, которое должно отражать объяснение Варрона : Опитулус , потому что он приносит опем (средство, облегчение) нуждающимся, Алмус, потому что он питает все, Руминус , потому что он питает живые существа, кормя их грудью, Пекуния , потому что все принадлежит ему. [ 20 ]

Дюмезиль утверждает, что культовое использование этих эпитетов не задокументировано и что эпитет Ruminus , как заметили Виссова и Латте, возможно, не имеет значения, данного Августином, но его следует понимать как часть серии, включающей Rumina , Ruminalis ficus , Iuppiter Ruminus , который носит имя самого Рима с этрусским вокалом, сохранившимся в надписях, сериях, которые будут сохранены на священном языке. (ср. Румах по-этрусски означает римлянин). Однако многие ученые утверждают, что название Рима Рума на самом деле означало женскую грудь. [ 21 ] Дива Румина , как свидетельствует Августин в цитируемом отрывке, была богиней грудных детей: ее почитали возле фикуса руминалиса и предлагали только возлияния молоком. [ 22 ] , посвященные Юпитеру Здесь, кроме того, Августин цитирует стихи Квинта Валерия Сорана , при этом выдвигая гипотезу, что ( более искусная, по его мнению, кормящая грудью), . т Юнона прародительница богов ....

По мнению Дюмезиля, Фарреуса следует понимать как связанного с обрядом confarreatio , самой священной формой брака, название которой связано с пирогом из полбы, съеденным супругами, а не с предположением о земледельческих качествах бога: эпитет означает бог был гарантом эффектов церемонии, для которой необходимо присутствие его фламина и которую он может прервать раскатом грома. [ 23 ]

С другой стороны, эпитет Дапалис связан с обрядом, описанным Катоном и упомянутым Фестом. [ 24 ] Перед осенним или весенним посевом крестьянин предлагал Юпитеру банкет из ростбифа и чашу вина; естественно, что в таких случаях он молил бога, обладающего властью над погодой, однако молитва Катона - это просто предложение, а не просьба. Язык предполагает другую позицию: Юпитера приглашают на пир, который предположительно обильный и пышный. Бог почитается как summus . Крестьянин может надеяться, что получит выгоду, но не говорит об этом. Эта интерпретация находит поддержку в аналогичной городской церемонии эпулума Иовиса , от которой бог получил эпитет Эпуло и которая представляла собой великолепный пир, сопровождаемый флейтами. [ 25 ]

Эпитетами, связанными с воюющими, являются, по мнению Виссовой, Юпитер Феретриус , Юпитер Статор , Юпитер Виктор и Юпитер Непобедимый . [ 26 ] Феретриус будет связан с войной посредством обряда первого типа spolia opima , который на самом деле представляет собой посвящение богу оружия побежденного царя врага, которое происходит всякий раз, когда он был убит царем Рима или его эквивалентом. власть. Здесь Дюмезиль также отмечает, что посвящение связано с царственностью, а не с войной, поскольку обряд фактически представляет собой предложение королем оружия короля: доказательством такого предположения является тот факт, что оружие короля вражеский король, захваченный офицером или простым солдатом, был посвящен Марсу и Квирину соответственно.

Юпитер Статор впервые был приписан по традиции Ромулу, который пообещал построить в его честь в обмен на его всемогущую помощь в критический момент финальной битвы войны с царем Титом Татием сабинским храм . [ 27 ] [ 28 ] Дюмезиль полагает, что действия Юпитера - это не действия бога войны, который побеждает в бою: Юпитер действует, вызывая необъяснимое изменение морального духа бойцов обеих сторон. Ту же особенность можно обнаружить и в исторических записях о битве Третьей Самнитской войны в 294 г. до н.э., в которой консул Марк Атилий Регул поклялся построить храм Юпитеру Статору, если «Юпитер остановит разгром римской армии и если впоследствии самнитские легионы будут победоносно уничтожены... Выглядело так, как будто сами боги встали на сторону римлян, настолько легко римскому оружию удалось одержать победу...». [ 29 ] [ 30 ] аналогичным образом можно объяснить эпитет Виктор , культ которого был основан в 295 г. до н.э. на поле битвы при Сентинуме Квинтом Фабием Максимом Гургесом и который получил еще один обет в 293 г. от консула Луция Папирия Курсора перед битвой против самнитского легио линтеата . Здесь также религиозным смыслом обета в обоих случаях является обращение римского вождя к верховному богу в то время, когда он как вождь нуждается в божественной помощи верховного бога, хотя и по разным причинам: Фабий оставался единственным политическим Будучи военным ответственным за Римское государство после посвящения Публия Деция Муса , Папирию пришлось столкнуться с врагом, который действовал с помощью нечестивых обрядов и обетов; то есть было религиозно предосудительно. [ 31 ]

Совсем недавно Дарио Саббатуччи дал другую интерпретацию значения Статора в рамках своего структуралистского и диалектического видения римского календаря, определяя оппозиции, напряжения и равновесия: январь — месяц Януса , в начале года, в неопределенное время зимы (в самом древнем календаре было всего десять месяцев, с марта по декабрь). В этом месяце Янус обожествляет царство и бросает вызов Юпитеру. Кроме того, в январе также присутствует присутствие Вейовиса , который появляется как анти-Юпитер, Карменты , которая является богиней рождения и, как и Янус, имеет два противоположных лица, Прорсу и Постворту (также называемых Антеворта и Поррима ), Ютурны , которая, как хлещущая весна вызывает процесс возникновения из небытия, как это делает бог перехода и изменения. В этот период главенство Януса на Идах необходимо компенсировать действием Юпитера Статора , играющего роль анти-Януса, то есть модератора действия Януса. [ 32 ]

Список эпитетов

[ редактировать ]

Если не указано иное, приведенный ниже алфавитный список эпитетов составлен Карлом Тулином для Реальной энциклопедии Паулиса 1890 года . Аббревиатура ОМ расшифровывается как Optimus Maximus , один из самых распространенных эпитетов Юпитера.

Храм Юпитера Анксура в Террачине
  • Адвентус ОМ (приход, рождение)
  • Возраст ОМ
  • Альмус
  • Амаранус
  • Анксур («из Анксура, ныне Террачина »)
  • Апеннин («Апеннин»)
  • Аркан (защитник ковчега , тайный: в Пренесте)
  • Бальмаркодес ОМ
  • Бельферус
  • Бронтон (громко)
  • Какунус
  • Селестис ОМ (Небесная)
  • Целус ОМ
  • Capitolinus OM («Капитолийский»)
  • Касиус («с горы Касиус », современная Джебель-Акра ; форма Баал-Цефона )
  • Циминий (с горы Цимин, ныне гора Чимино )
  • Клитумнус (реки Клитумнус)
  • Хоровой ОМ
  • Консерватор («хранитель»)
  • Кульминация ОМ
  • Культор («культиватор»)
  • Кустос («защитник, страж»)
  • Дамаскин ОМ (« Дамаскин »)
  • Дапалис (от daps : ужин, банкет)
  • ОМ Защитник
  • Толкатель ОМ
  • Толкатель ОМ
  • Диан
Юпитер Долихен , Лувр
  • Dolichenus « Долиха »; эквивалент древнего Тешуба хеттов ( )
  • одомашненный
  • Диовис
  • Элиций (который посылает, выявляет)
  • Эпуло (который устраивает банкеты или принимает участие в них)
  • Самый превосходный ОМ
  • Фагуталис (из Фагутала: у бога там был храм возле старого дуба)
  • Фарреус (от confarreatio , по Висовой и Дюмезилю.)
  • Феретриус (которого носят или кому везут добычу на раме или носилках)
  • Фидиус (слияние с Диусом Фидиусом )
  • Флагий (поклонялся в Куме )
  • Frugifer (приносящий плоды)
  • Молния
  • Фульгуратор
  • Молния
  • Фульминатор
  • Грабовий (в Таблицах Игувина : которого носят на церемониальных носилках, от этрусского crapis ) церемониального носилок
  • Хаммон ОМ (поклоняются в оазисе Сива )
  • Гелиополитан (« Гелиополис Сирийский », современный Баальбек ; форма Баала )
  • Герций
  • Хоспес (гостеприимный или дружелюбный). Упоминается Овидием в «Метаморфозах» , книга 10, строка 224. Хранитель гостеприимства, эквивалент Зевса Ксениоса. [ 33 ]
  • Имбриситор (который впитывается в дождевую воду)
  • Вождение
  • Индиги (позже божественное отождествление Энея )
  • изобретатель
  • Инвиктус
  • Юрарий (о клятвах)
  • Иутор (благодетель, благодетель)
  • Молодость
  • Ляпис (кремень: ф. посылает искры, похожие на молнии)
  • Латиарис
  • Либер (тот, кто свободен, или тот, кто освобождает также и семя)
  • Освободитель
  • Свобода
  • Луцеций (сияя от своих молний)
  • Majus (величественный, великий) в Тускулуме
  • Малециабруды
  • Монитор ОМ (лидер, предостерегающий)
  • маркетолог (покровитель рынка )
  • Уступчивый (согласный, самодовольный)
  • Опитулятор или Опитулус (облегчитель)
  • Оптимус Максимус (ОМ)
  • Паганик
  • Панфей
  • Патронус
  • деньги
  • Пистор (пекарь)
  • Плювиалис (дождей)
  • Пенин
  • Хищник
  • Праэстес (настоящий, защитник) в Тибуре
  • Престабильный
  • предоставил
  • Пропагатор ОМ
  • Чемпион
  • Пуэр (детский)
  • очиститель
  • Фиолетовый ОМ
  • Квирин (слияние с Квирином )
  • Ректор (который управляет)
  • Редукс
  • реститутор
  • Руминус (кормящий грудью)
  • Привет ОМ
  • Савазиос (слияние с Сабатием )
  • Вечный
  • Серапис (слияние с Сераписом )
  • Серенатор (который очищает небо)
  • Серенус («ясный, безмятежный, спокойный; счастливый»)
  • спаситель ОМ («спаситель, хранитель, наблюдатель»)
  • Соспес («спаситель»)
  • Статор
  • Стриганус
  • Сукцелл (слияние с кельтским богом Сукцеллом )
  • Сумманус
  • Погода
  • Конечная остановка
  • Территория (кто пугает)
  • Тифатин (с горы Тифата близ Капуи )
  • Тигиллус (луч вселенной)
  • Тонаны (гремящие)
  • Тонитратор (генерирующий гром)
  • Наставник (надзиратель)
  • Валент (сильный, здоровый, эффективный)
  • Версор (ниспровергающий или проливающий дождь)
  • Везувий (поклонялся в Капуе )
  • Виминус ( место на холме Виминал , где у бога был храм)
  • Мститель (защитник, защитник)
  • Вирцилин

Эпитеты Августина

[ редактировать ]

Св. Августин называет одиннадцать эпитетов Юпитера в своем сочинении De civitate Dei : [ 34 ]

  • Виктор: тот, кто побеждает все.
  • Invictus: тот, кого никем не побеждён.
  • Опитулус: тот, кто приносит помощь нуждающимся.
  • Импульсор: тот, кто обладает силой побуждения.
  • Статор: тот, кто обладает властью устанавливать, учреждать, основывать.
  • Сентумпеда: тот, кто обладает силой делать стабильным и долговечным.
  • Супиналис: тот, кто обладает способностью бросать на спину.
  • Тигиллус: тот, кто держится вместе, поддерживает мир.
  • Альмус: тот, кто питает все сущее.
  • Руминус: тот, кто кормит всех животных.
  • Пекуния: тот, кому все принадлежит.

Юпитер за пределами Рима

[ редактировать ]

Юпитер Латиарис

[ редактировать ]

Культ Юпитера Латиариса был самым древним из известных культов бога: он практиковался с очень давних времен на вершине горы Альбанус , где бог почитался как верховный защитник Латинской лиги, находившейся под гегемонией Альба Лонга.

После разрушения Альбы царем Туллом Гостилием культ был оставлен. Бог выразил свое недовольство чудом дождя из камней: комиссия, посланная сенатом для расследования этого дела, также была встречена дождем из камней и услышала громкий голос из рощи на вершине горы, требующий от албанцев совершать религиозное служение богу в соответствии с обрядами своей страны. Вследствие этого события римляне учредили девятидневный праздник ( nundinae ). Однако последовала чума: в конце концов сам Тулл Гостилий пострадал и, наконец, был убит богом молнией. [ 35 ] Фестиваль был восстановлен на прежнем месте последним римским царем Тарквинием Гордым под руководством Рима.

Feriae Latinae , или Латиар , как они назывались первоначально, [ 36 ] были общим праздником ( панегирисом ) так называемых присканских латинян. [ 37 ] и албанцев. [ 38 ] Их восстановление было направлено на то, чтобы закрепить римскую гегемонию в этой древней религиозной традиции латинян. Первоначальный культ был восстановлен без изменений, о чем свидетельствуют некоторые архаичные черты ритуала: исключение вина из жертвоприношения. [ 39 ] предложения молока и сыра и ритуальное использование раскачивания среди игр. Укачивание — один из древнейших обрядов, имитирующих восхождение на небеса, широко распространённый. В Латиаре раскачивание происходило на дереве, и победителем, конечно же, становился тот, кто качнулся выше всех. Говорят, что этот обряд был установлен албанцами в память об исчезновении короля Латина в битве против Мезенция, царя Цере : этот обряд символизировал поиски его как на земле, так и на небесах. Считалось, что покачивание, а также обычное питье молока ознаменовывают и ритуально восстанавливают младенчество. [ 40 ] Римляне в последней форме обряда привозили жертвенного быка из Рима, и каждому участнику дарили порцию мяса, обряд, известный как carnem petere . [ 41 ] Остальные игры были проведены в каждом районе-участнике. гонки колесниц ( квадриг ): победитель выпивал спиртной напиток, приготовленный на основе абсента. В Риме от Капитолия стартовали [ 42 ] Это соревнование сравнивают с ведическим обрядом ваджапеи : в нем семнадцать колесниц участвуют в символическом забеге, в котором царь должен выиграть, чтобы позволить ему выпить чашу мадху , то есть сомы . [ 43 ] Пиршество длилось как минимум четыре дня, возможно, шесть, согласно Нибуру , по одному дню на каждую из шести латинских и албанских декурий . [ 44 ] По разным данным, в фестивале приняли участие 47 или 53 городка (перечисленные имена также различаются у Плиния NH III 69 и Дионисия Галикарнасского AR V 61). Латиары Feriae стали важной чертой римской политической жизни, поскольку они были Conceptivae , то есть их дата менялась каждый год: консулы и высшие магистраты должны были присутствовать вскоре после начала правления. Они не могли начать кампанию до ее окончания, и если какая-либо часть игр была проигнорирована или проведена неправильно, Латиар приходилось полностью повторять. Надписи имперской эпохи фиксируют праздник еще во времена децемвиров . [ 45 ] Виссова отмечает внутреннюю связь храма Монс Альбанус с храмом Капитолия, очевидную в общей ассоциации с обрядом триумфа : [ 46 ] начиная с 231 г. до н. э., некоторые победоносные полководцы сначала одерживали победу там с теми же юридическими признаками, что и в Риме. [ 47 ]

Таинственный Юпитер

[ редактировать ]

Аркан был эпитетом одного из Юпитеров, которым поклонялись в Пренесте . [ 48 ] Его теология и культ тесно связаны с теологией и культом Fortuna Primigenia, которому поклоняются в знаменитом святилище. Он является защитником лотов, хранящихся в арке , отсюда и его прозвище. [ 49 ] Ж. Дюмезиль предпринял попытку чисто индоевропейской интерпретации теологии Фортуны и ее отношений с Юпитером и Юноной. [ 50 ] другие ученые видят постепенное нарастание греко-этрусского, а затем более позднего греческого влияния на Фортуну и богословскую структуру, лежащую в основе ее отношений с Юпитером, т.е. .е. ранее ребенок, а затем родитель Фортуны. [ 51 ] Жаклин Шампо интерпретирует мальчика, изображенного на цисте III века до нашей эры из Пренесте, ныне находящейся в Археологическом музее виллы Джулия в Риме, как Юпитера- пуэра. [ 52 ] и арканус : выгравированное на нем изображение представляет мальчика, сидящего в пещере и читающего много начертанного на табличке. Это может быть мифической иллюстрацией работы оракула, в которой Юпитер одно время является ребенком ( пуэр ), который ритуально вытягивает жезлы жребия (здесь при расшифровке одного), и их хранителем, арканусом .

Сорта Пренесте были начертаны на стержнях из каштанового дерева: они выросли из земли полностью начертанными, когда некий Нумерий Суффустий рассек землю своей лопатой по указанию каких-то снов. [ 53 ]

Иное толкование эпитета напрямую связано со словом arx , обозначающим политический, военный и религиозный центр древних италийских городов. Таким образом, Юпитер Аркан — бог Аркса Пренесте . Эту интерпретацию подтверждают многочисленные надписи, найденные на территории вокруг местного аркса , расположенного на вершине горы Монте-Джинестро (м. 752), возвышающейся над городом. Стена в opus multigonale поднялась из города, чтобы окружить аркс : эпиграфы свидетельствуют о культах Юпитера Аркана [ 54 ] и Марс. [ 55 ] [ 56 ]

Юпитер Апеннины

[ редактировать ]

Бог почитался в святилище на горном перевале между Умбрией и Марке, ныне называемом перевалом Шеггия , примерно в восьми милях к северо-востоку от Игувиума вдоль Виа Фламиния , на горе Петрара. [ 57 ] Там у него был знаменитый оракул, который давал ответы посредством sortes (жребия). Его репутация была велика во времена Империи, и с ним консультировался император Аврелиан . На месте были раскопаны посвящения. [ 58 ] и в Алжире на вершине холма недалеко от Филиппвиля. [ 59 ] [ 60 ] Клавдиан упоминает оракула в описании путешествия Гонория из Fanum Fortunae. [ 61 ]

Как и в случае со святилищем Юпитера Пенина на Большом Сен-Бернаре, горный перевал имел религиозное значение как точка сообщения между различными географическими областями, проход в иной, неизведанный мир, который требовал религиозной защиты путешественника. .

Другие курсивные Юпитеры

[ редактировать ]

Юпитеру поклонялись также под эпитетами императора Максима в Пренесте, Майуса в Тускулуме , [ 62 ] Ты готов в Тибуре , [ 63 ] Вам нужен Лавиниус . [ 64 ] и Анксур в Анксуре [ 65 ] (ныне Террачина ), где он был представлен молодым человеком без бороды.

В умбро-оскских областях он был Юве Грабовием в Таблицах Игувинов, Юпитером Какуном (с вершины гор, ср. латинский cacumen и Iuppiter Culminalis ), Юпитером Либером (см. раздел о Либере выше), Диуве Регатурой в Таблице Аньоне , которая Веттер интерпретирует как Ригатора , [ 66 ] тот, кто орошает, и Дюмезиль в качестве ректора , тот, кто правит, и Дюве Верегасус, предварительно представленный Веттером как Вергарий .


  1. ^ Висова с. 108 со ссылкой на Варрона LL V 47 и Феста с. 290 М. св Идулия.
  2. ^ Висова с. 108 со ссылкой на Пола с. 92 М.; Сервий Ад Энеида VIII 641
  3. ^ Висова с. 108 со ссылкой на Феста с. 189 М. св ляпис; Polybius Historiae III 25, 6. Согласно Виссове и Дюмезилю, Юпитер Ляпис , кажется, неотделим от Юпитера Феретриуса , в крохотном храме которого на Капитолии силекс . находился
  4. ^ Светоний , Vita Augusti 29.91 и т. д. См. Сэмюэля Болла Платнера и Томаса Эшби, Топографический словарь Древнего Рима (Лондон: Oxford University Press), 1929. Текст в Интернете )
  5. Согласно «Естественной истории» Плиния , 39,79.
  6. ^ Г. Висова с. 100.
  7. ^ Г. Дюмезиль АРР It. тр. Милан 1977 г. р. 167. У Кармен Салиаре есть: «cume tonas Leucesie prai ted tremonti/ quot tibi etinei deis cum tonarem» («Когда ты громишь, о Бог света, они трепещут перед тобой! Все боги под тобой услышали твой гром!»)
  8. ^ Петроний Сатирикон 44.
  9. ^ Павел свп 94 Л 2-й; п. 2 М; Тертуллиан Апологетикум 40
  10. ^ Апулей ДеМундо 37; ср. Юпитер Серен CIL VI 431, 433; XI 6312; Юпитер Плювиалис CIL XI 324
  11. ^ Юпитер Серен был признан интерпретацией фокейского бога Ζευς Ούριος: Ф. Ценерини, выше стр. 104 со ссылкой на Джанкарло Сусини «Юпитер Серен и альтри деи» в Epigraphica 33 1971, стр. 104. 175-177.
  12. ^ Витрувий I 2, 5; CIL I 2-й стр. 331: святилище на Марсовом поле, освященное по календарю 7 октября.
  13. ^ XII CY 1807.
  14. ^ CIL VI 377; III 821, 1596, 1677, 3593, 3594, 6342, цитированные Виссовой выше, с. 107.
  15. ^ Фестус св. проверсум гургур с. 229 М: «...; поэтому с Юпитером-Молнией и Сумманусом случается, что молнии ночного дня Юпитера считаются молниями Суммануса». как цитирует Висова выше, с. 107.
  16. ^ Августин De civitate Dei (далее CD) VII 11. Пекуния предварительно включена в эту группу Виссовой выше с. 105 н. 4. Ср. Августин, компакт-диск VII, конец 11 и 12.
  17. ^ Производитель фруктов CIL XII 336. Мира Апулей
  18. ^ Катон де Агри Культура 132; Павел свп 51 М.
  19. ^ CIL VI 3696.
  20. ^ Висова выше с. 105 н. 4 понимает Пекунию как защитника и приумножителя стада.
  21. ^ Бруно Мильорини св. Рома в Итальянской энциклопедии науки, Lettere ed Arti vol. XXIX с. 589; А. В. Шлегель Полное собрание сочинений Лейпциг 1847 XII с. 488; Ф. Корт Римская история Гейдельберга 1843 г. стр.32-3.
  22. ^ NGL Hammond & HH Scullard (ред.) Оксфордский классический словарь Oxford 1970 svp 940.
  23. ^ Сервий IV 339.
  24. ^ Катон де Сельскохозяйственная культура 132; Festus sv daps, dapalis, kapaticum p. 177-8 Л 2-й.
  25. ^ Эпул CIL VI 3696.
  26. ^ Виссова выше с. 105-108.
  27. ^ Ливий I 12, 4-6.
  28. ^ Плутарх, Жизнь Ромула, глава 8, стр.7
  29. ^ Ливий X 36, 11.
  30. ^ Дюмезиль над ним. тр. п. 174-5.
  31. ^ Ливий X 29, 12-17; «нечестивым обрядом, смешанным закланием людей и стада» 39, 16; 42, 6-7.
  32. ^ Дарио Саббатуччи выше, как резюмировано в обзоре Роберта Цуркана выше, стр. 70.
  33. ^ " "Юппитер Хоспес" - Поиск в Google" . www.google.com . Проверено 8 июля 2023 г.
  34. ^ Августин, De Civitate dei VII 11-12; перевод Virginia.edu с некоторыми изменениями.
  35. ^ Ливий I 31 1-8.
  36. ^ Макробий I 16.
  37. ^ Festus sv prisci Latini p. : «латинские города, существовавшие до основания Рима».
  38. ^ Л. Шмитц в Словаре греческих и римских древностей В. Смита , Лондон, 1875 г., св. Фериа, с. 529.
  39. ^ Цицерон Де Дивинасьон I 18; Дионисий Гал. АР IV 49, 3; Фест п. 212 л л. 30 ф.; Схолиаста Бобиенсис Цицеронису для Планция 23
  40. ^ Festus sv oscilantes с. 194 М; CA Lobeck Aglaophamus sive de teologiae mysticae Graecomes causis libri tres Königsberg 1829 p. 585.
  41. ^ Цицерон Про Планций 23; Варрон LL 6 25; Плиний NH III 69.
  42. ^ Плиний XXVII 45.
  43. ^ А. Альфельди Ранний Рим и латиняне, Анн-Арбор, 1965, с. 33 н. 6, цитируемый О. де Казановым выше, с. 252.
  44. ^ Висова выше с. 109; Л. Шмитц в Словаре греческих и римских древностей, Лондон, 1875 г., св. Фериа, с. 529: Нибур История Рима II с. 35 со ссылкой на Ливия V 42, Плутарха Камилла 42.
  45. ^ Висова с. 110. CIL 2011–2022; XIV 2236–2248 гг.
  46. ^ Висова выше с. 110.
  47. ^ Ливий XLII 21, 7.
  48. ^ CIL XIV 2852, 2937, 2972. Другой - Император Максим: ср. Жаклин Шампё.
  49. ^ См. Паулюс св арканум с. 16 М.
  50. ^ Для изложения интерпретации Дюмезиля читатель отсылается к статье Юнона .
  51. ^ Жан Гаже выше, стр. 39-40; Ж. Шампе Фортуна. Исследование культа Фортуны в Риме и в римском мире от его истоков до смерти Цезаря. I: Fortune in архаичной религии, Париж, 1982 г. (рецензия Джона Шида, «Римская религия, латинская религия» в Revue d'études latines 1985 г.); «Sors Oraculi. Оракулы в Италии при Республике и Империи» в MEFRA 102 1990 г. 1 стр. 283.
  52. ^ Цицерон Де Дивинасьон II 85.
  53. ^ Цицерон выше I 34; II 85-86.
  54. ^ CIL XIV 2852, 2937, 2972, 2981.
  55. ^ CIL XIV 2895, 2918.
  56. ^ Франческо Маркаттили Тезаурус древних культов и ритуалов . Культовые места Святой Аркс. Фонд Пола Гетти, 2007, стр. 187 и далее.
  57. ^ Notiziario degli scaviarcheologici 1877 p. 120-122; Т. Эшби и РАЛ Фелл «Виа Фламиния» в Журнале римских исследований XI, 1921 г., стр. 125-190 карта на с. 178, цитируется ниже Ж. Шампо.
  58. ^ CIL XI 5803-4.
  59. ^ CIL III 12576 и VIII 7691.
  60. ^ Жаклин Шампо «Источники Oracle» в MEFRA 102, 1990 г., стр. 276.
  61. ^ Клавдиан VI консульство Гонория Августа 500-514 гг. Как цитирует выше Ж. Шампо.
  62. ^ Макробий I 12, 17, который связывает его с римской Майей ; CIL XIV 216; Эфемерида Эпиграфика VII 1276.
  63. ^ CIL 3555; ср. Historia Augustus Maximinus и Balbinus V 3; в Риме Iuppiter Praestitus CIL III 4037, Iuppiter praestabilis CIL IX 1498 и Lares praestitites .
  64. ^ Ливий I 2, 6; Плиний NH III 56; Сервиус Эн. Я 259.
  65. ^ Вергилий Эней VII 799 и комментарий Сервия; Порфирий к сатирам Горация I 5, 26; CIL X 6483.
  66. ^ Эмиля Веттера Справочник итальянских диалектов I, Гейдельберг, 1953, стр. 147.

Библиография

[ редактировать ]
  • Георг Виссова Религия и культ римлян Мюнхен 1912 г.
  • Жорж Дюмезиль Архаичная римская религия. Фурио Джези Милано. Издание и перевод
  • Жаклин Шампо Фортуна. Исследование культа Фортуны в Риме и в римском мире от его истоков до смерти Цезаря. I: Фортуна в архаичной религии, Париж, 1982 г.; «Sors Oraculi. Оракулы в Италии при Республике и Империи» в MEFRA 102 1990 1.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 945661a99b6e13ff4e7182bd98571fb2__1717874940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/b2/945661a99b6e13ff4e7182bd98571fb2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Epithets of Jupiter - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)