Квинт Валерий Соран
Квинт Валерий Соран (родился между ок. 140–130 до н. э., [1] умер в 82 г. до н.э.) — латинский поэт, грамматист и народный трибун Позднеримской республики . Он был казнен в 82 г. до н.э., когда Сулла был диктатором . [2] якобы за нарушение религиозного запрета произносить тайное имя Рима, но, скорее всего, по политическим причинам. [3] Когномен Соранус — топоним, указывающий на то, что он был родом из Соры . [4]
единственное элегическое двустишие Из его произведений более или менее сохранилось . Две строки обращаются к Юпитеру как к всемогущему создателю, который одновременно является мужчиной и женщиной. Эта андрогинная , унитарная концепция божества , [5] возможно, попытка объединить стоическое и орфическое учение вызвала интерес к религиоведению . [6]
Валериусу Сорану также приписывают малопризнанное литературное новшество: Плиний Старший говорит, что он был первым писателем, который предоставил оглавление , чтобы помочь читателям ориентироваться в длинном произведении. [7]
Жизнь и политическая карьера
[ редактировать ]
Цицерон восхваляет Валериуса Сорана как «самого культурного из всех , в своем «Ораторе» кто носит тогу ». [8] и Цицерон причисляет его и его брата Децима к образованной элите socii et Latini ; [9] то есть те, кто происходил из союзных государств на итальянском полуострове, а не из Рима, и те, чей правовой статус определялся латинским правом, а не полным римским гражданством . Муниципалитет он Сора , находился недалеко от родного Арпинума Цицерона и называет Валерий Сорани своими друзьями и соседями. [10] Соран также был другом Варрона и неоднократно упоминается в многотомном труде этого ученого по латинскому языку. [11]
Считается, что сыном Квинта Валериуса Сорана был Квинт Валерий Орка , который был претором в 57 г. до н.э. [12] Орка добилась возвращения Цицерона к общественной жизни. [13] и входит в число корреспондентов Цицерона в « Epistulae ad Families» ( «Письма к друзьям и семье» ). [14]
Цицерон представляет братьев Валериев из Соры, также хорошо знающих греческую и латинскую литературу, но менее достойных восхищения своими разговорными способностями. [15] Будучи итальянцами , им, по слухам Цицерона, недоставало гладкой утонченности ( урбанитас ) и безупречного произношения лучших местных римских ораторов. [16] Такая позиция социальной исключительности может объяснить, почему Валерий Соран, чьи научные интересы и дружба в противном случае могли бы свидетельствовать о консервативном темпераменте, нашел свое место в гражданских войнах 80-х годов на стороне популяриста Мариуса , а не на стороне патриция Суллы. . [17] Можно также отметить, что выражение этой позиции Цицероном является обоюдоострым: подобно Мариусу и Валерию Сорани, он также был человеком из муниципалитета и должен был преодолеть те же самые препятствующие предубеждения, которые он перенял и выражает. [18]
В 82 г. до н.э., в год своей смерти, Валерий Соран был или был трибуном народным ( tribunus plebis ), политической должностью, открытой только для лиц плебейского, а не патрицианского происхождения. [12]
Исполнение
[ редактировать ]Самый полный отчет о позорной смерти Валериуса Сорана дает Сервий , который говорит, что он был казнен за раскрытие тайного имени Рима: [19]
Согласно Варрону и многим другим источникам, трибун Валерий Соран осмелился раскрыть это имя. Некоторые говорят, что его затащил сенат и повесил на кресте ; другие, что он бежал, опасаясь возмездия, и был задержан претором . [20] на Сицилии , где он был убит по приказу сената. [21]
Рассказ Сервия представляет несколько трудностей. Распятие было наказанием, обычно предназначенным для рабов в Поздней республике; [22] Валерий Максим , историк раннего принципата , считал, что наказание не должно налагаться на лиц римской крови, даже если они «заслужили» его. [23] Более того, личность трибуна была по закону неприкосновенна. [24] Наконец, неясно, должны ли десять трибунов знать тайное имя Рима. [25] или каким образом Соран обнародовал бы это. Среди источников, более ранних, чем Сервий, и Плиний Старший , и Плутарх отмечают, что за это нарушение был наказан Валерий Соран. [26] Было высказано предположение, что это имя было раскрыто в его единственной работе, название которой известно, - «Эпоптид». Название, если его иногда интерпретировать как означающее « божества-покровители », предлагает подходящий контекст. [27] Но в другом месте Сервий, как и Макробий , подразумевает, что это имя осталось незаписанным. [28]
Квинта Валериуса Сорана отождествляли с Квинтом Валериусом, которого называли philologos и philomathes («любителем литературы и обучения»), [29] который, по словам Плутарха, был сторонником Мариуса . Этот человек был казнен Помпеем на Сицилии. [30] где он сопровождал бы Карбо , консульского коллегу недавно убитого Цинны . Карбо был казнен Помпеем. [31]
В 1906 году Конрад Цикориус опубликовал статью. [32] который систематизировал имеющиеся доказательства жизни Валериуса Сорана и утверждал, что его казнь была результатом сулланского проскрипции в 82 году. Среди современных ученых преобладает точка зрения на его смерть как политически мотивированную:
Таким образом, его смерть стала результатом запрета (как сторонника Мариуса) и не имеет никакого отношения к каким-либо религиозным вопросам. В то же время мы знаем, что Соран писал произведения религиозно- антикварного характера, а также стихи и часто цитировался Варроном. Эта связь с Варроном должна быть причиной связи открытия тайного имени Рима с насильственной смертью Сорана, поскольку, как мы видели, именно Варрона Сервий цитирует в качестве своего авторитета, связывающего смерть с откровением. [33]
Но если эту историю придумал Варрон, то его причины трудно выявить в бурной политике Поздней республики. Хотя Варрон был другом Валерия Сорана, в гражданской войне 40-х годов он был на стороне помпеянцев; Цезарь, однако, не только простил его, но и назначил на важные должности. [34] Предвзятость современных источников не ускользнула от внимания Плутарха в его описании убийства: [35]
Более того, Гай Оппий , друг Цезаря , говорит, что Помпей обращался с Квинтом Валерием также с неестественной жестокостью. Ибо, понимая, что Валерий был человеком редкостной учености и учености, когда его привели к нему, говорит Оппий, Помпей отвел его в сторону, ходил с ним взад и вперед, спрашивал и узнавал от него, чего он желал, а затем приказывал своим слугам увести его и тотчас предать смерти. Но когда Оппий рассуждает о врагах или друзьях Цезаря, верить ему надо очень осторожно. [36]
Произнесение этого имени может быть истолковано как политический протест, а также как акт измены , поскольку разоблачение разоблачит божество-покровитель и оставит город без защиты. [37] Эта вера основана на способности произнесения «вызвать» божество ( evocatio ) , чтобы враги, владеющие истинным и тайным именем, могли отвлечь божественную защиту на себя. [38] Историк интеллектуал Республики - Элизабет Роусон осторожно предположила, что «мотивы Сорануса остаются неясными, но, возможно, они были политическими». [39] Более энергичной является точка зрения Луиджи Альфонси, который утверждал, что Соран намеренно раскрыл это имя, чтобы итальянские муниципалитеты могли присвоить его и разрушить монополию Рима на власть. [40]
Другая интерпретация этих событий, заслуживающая внимания, несмотря на ее вымышленный контекст, принадлежит исторической писательнице Коллин Маккалоу , которая сочетает в себе политические и религиозные мотивы в психологической характеристике. В «Избранном Фортуны » Соран Маккалоу «кричит вслух» загадочное имя, потому что зверства, совершенные во время гражданской войны , сделали Рим недостойным божественной защиты:
Рим и все, за что он выступал, рухнут, как ветхое здание во время землетрясения. Сам Квинт Валерий Соран безоговорочно верил в это. Итак, рассказав воздуху, птицам и напугавшим людей тайное имя Рима, Соран бежал в Остию, недоумевая, почему Рим все еще стоит на своих семи холмах . [41]
Литературные произведения
[ редактировать ]Единственное двустишие , сохранившееся из обширной работы Валериуса Сорана как поэта, грамматика и антиквара , цитируется Св. Августином в De civitate Dei (7.9) в поддержку его взгляда на то, что божеством-покровителем Рима был Капитолийский Юпитер : [42]
Юпитер, всемогущий бог царей и всего остального.
прародитель и бог-прародитель, один бог и все...
Синтаксис создает трудности при переводе может быть , и текст поврежден . Кажется, там говорится что-то вроде: « Юпитер Всемогущий, царей и материального мира, и богов, Отец ( прародитель ), Мать ( родительница ) богов, Бог, который есть Один и Все…». Августин говорит, что его источником цитаты является работа Варрона о религии (ныне утерянная), с чьей концепцией божества Августин спорит на протяжении всей книги 7 De civitate Dei . Точка зрения Варрона и, предположительно, Сорана заключалась в том, что Юпитер представляет собой всю вселенную , которая излучает и принимает семена ( семя ), охватывающую порождающие силы Земли-Матери, а также Неба-Отца. [43] Этот унитаризм является стоической концепцией, и Сорана обычно причисляют к римским стоикам, возможно, к современной школе Панэция . [44] Единство противоположностей в божестве, включая божественную андрогинность , характерно также для орфического учения, которое, возможно, отразилось на стоицизме. [45]
Двустишие может происходить, а может и не происходить из Эпоптида . Название упоминается только у Плиния, и ни один из известных фрагментов Сорана нельзя с уверенностью отнести к этому масштабному произведению. [46] Инновация Сорануса в предоставлении оглавления [47] - скорее всего, список capita rerum (« предметные рубрики») в начале - предполагает, что «Эпоптид» был энциклопедическим или кратким прозаическим произведением. [48] С другой стороны, « Эпоптид» мог быть длинным дидактическим стихотворением. Известно, что Соран писал дидактические стихи и, вероятно, оказал влияние, когда Лукреций выбрал стих в качестве средства выражения философских тем. [49]
Самый обширный аргумент относительно Эпоптидов принадлежит Томасу Кёвеш-Цулауфу. [50] Многое из того, что можно предположить о произведении, основано на интерпретации его названия. Греческий глагол ἐποπτεύω ( epopteuo ) имеет основное значение «наблюдать, контролировать», но также и «стать ἐπόπτης ( epoptes , «посвященный», женский род epoptis и множественное число epoptides ), высшей степенью посвященного в Элевсинских мистериях . [51] Сорана Кёвеш-Цулауф утверждал, что «Эпоптид» представляет собой расширенное рассмотрение мистических религий , а название иногда переводится на немецкий язык как Mystikerinnen. Классик и мифограф Г. Дж. Роуз , напротив, настаивал на том, что Эпоптиды не имели ничего общего с посвященными. [52] Элизабет Роусон провела с Посвященными женщинами ; [53] предлагает Классическая библиотека Леба посвященным леди ; [54] Николас Хорсфолл доволен «Наблюдателями» . [55]
Кёвеш-Цулауф утверждает, что эпоптиды в названии представляют собой стоическую концепцию женщин -даймонов , которые являются хранительницами человечества, таких как Часы ( Хорае ) и Грации ( Хариты ). По его словам, Соранус объединяет эту концепцию с Тутелами , древними италийскими духами-защитниками. Таким образом, преступление Сорана заключалось в том, что в этой работе было раскрыто имя Тутела, которому было поручено защищать Рим.
Работы более поздних римских грамматиков предполагают, что Соран интересовался этимологией. [56] и другие лингвистические вопросы. [57]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Конрад Цикорий, «Об истории жизни Валериуса Сорана», Hermes 41 (1906), стр. 67; Американский филологический журнал 28 (1907) 468.
- ^ TRS Бротон , Магистраты Римской республики , том. 2, 99–31 до н.э. (Нью-Йорк: Американская филологическая ассоциация, 1952), с. 68.
- ^ Конрад Цикориус, «Zur Lebensgeschichte des Valerius Soranus», Hermes 41 (1906) 59–68, остается наиболее тщательным обсуждением доказательств; Аннотация на английском языке в Американском журнале филологии 28 (1907) 468.
- ^ Оксфордский латинский словарь (Оксфорд: Clarendon Press 1982, печать 1985 г.), статья «Soranus», стр. 1793.
- ^ Хайме Альвар, «Материалы для изучения формулы sive deus, sive dea », Numen 32 (1985), стр. 259–260.
- ^ Эдвард Кортни, Фрагментарные латинские поэты (Оксфорд: Clarendon Press, 1993), стр. 66–68; Аттилио Мастрочинке, «Создание собственной религии: интеллектуальный выбор», в книге «Спутник римской религии » под редакцией Йорга Рюпке (Блэквелл, 2007), стр. 382.
- ^ Плиний Старший , предисловие 33, Historia naturalis ; Джон Хендерсон, «Знание кого-то через его книги: Плиний о дяде Плинии ( Послания 3.5)», Classical Philology 97 (2002), стр. 275.
- ^ Марк Туллий Цицерон , De oratore 3.43: самый грамотный из всех граждан .
- ^ Марк Туллий Цицерон , Брут 169.
- ^ Цицерон , Брут 169: vicini et Families Mei ; Элизабет Роусон, Интеллектуальная жизнь в Поздней Римской республике (издательство Университета Джона Хопкинса, 1985), стр. 34.
- ^ Марк Теренций Варрон , О латинском языке 7.31, 7.65, 10.70; Авл Геллий , Чердачные ночи 2.10.3; Эдвард Кортни, Фрагментарные латинские поэты (Оксфорд: Clarendon Press, 1993), стр. 65
- ^ Перейти обратно: а б Джованни Никколини, Слава плебейских трибунов (Милан, 1934), стр. 430–431.
- ^ Марк Туллий Цицерон , После возвращения в сенат 23.
- ^ Марк Туллий Цицерон , Epistulae ad Families 13.4 (= 318 в хронологическом издании Шеклтона Бэйли ), 13.5 (= 319 SB), 13.6 (= 57 SB), 13.6a (= 58 SB); обсуждение в книге Джона Пэйрмана Брауна, Израиль и Эллада: священные институты и римские аналоги , том. 2 (Берлин и Нью-Йорк: Вальтер де Грюйтер, 1995), стр. 248–249.
- ^ Цицерон , Брут 169: не так хорош в разговорной речи, как выучил греческие и латинские буквы .
- ^ Эдвин С. Рэймидж, «Цицерон о внеримской речи», Transactions and Proceedings of the American Philological Association 92 (1961) 481–494, особенно стр. 487–488.
- ^ Джон Пэйрман Браун, Израиль и Эллада , том. 2 (Берлин, 1995), стр. 249–250.
- ^ Элизабет Роусон, Интеллектуальная жизнь в Поздней Римской республике (Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1985), стр. 34 и далее .
- ^ Маттиас Клингхардт обсуждает религиозный вопрос в «Формулах молитв для публичного чтения: их использование и функции в древней религии», Numen 46 (1999), стр. 43–45; см. также Г.С. Верснель, «Пародия на гимны в Martial V 24 и некоторые тринитарные проблемы», Mnemosyne 27 (1974), стр. 374, особенно примечание 44.
- ^ «Претором» может быть Помпей; см. ниже.
- ^ Сервий , Комментарий к «Энеиде» 1.277: короче говоря, плебейский трибун Валерий Соран, как говорят Варрон и многие другие, осмелился произнести это имя, так как одни говорят, что он был похищен сенатом и поднят на крест, а другие , опасаясь казни, бежал и был арестован, в Сицилии сенат был убит по приказу претора ; из «Персей» проекта онлайн-издания Servii Grammatici quiferuntur in Vergilii carmina commentarii под редакцией Джорджа Тило и Германа Хагена ( Тойбнер , 1881).
- ^ Смит, Словарь греческих и римских древностей Билла Тэйера LacusCurtius , статья «Суть», издание ; Элизабет Роусон, «Саллюстий в восьмидесятые?», Classical Quarterly 37 (1987), стр. 175–176; К.М. Коулман, «Роковые шарады: римские казни, организованные как мифологические действия», Журнал римских исследований 80 (1990), стр. 53 и пассим ; полное обсуждение см. в M. Hengel, Crucifixion in the Ancient World (London, 1977), особенно в «Распятие и римские граждане» и «Наказание рабов», главы 6 и 8.
- ^ Валерий Максим , 2.7.12.
- ^ «Трибьюн» на Livius.org ; более полное обсуждение трибуната в Смите, Словарь греческих и римских древностей , «Трибун», издание Билла Тэйера LacusCurtius . .
- ^ «Это имя и имя божества -покровителя Рима должны были передаваться от одного поколения римских священников и магистратов к последующему»: Ежи Линдерский , «Авгуральный закон», Aufstieg und Niedergang der römischen Welt II 16.3 ( 1986), с. 2255, примечание 424. История Валериуса Сорана, как предполагает Линдерский, указывает на то, что трибуны знали это имя; рассуждения могут быть круговыми.
- ^ Плиний Старший , Historia naturalis 3.65; Плутарх , Римские вопросы 61. Позднеантичный грамматист Солин (1.4) также сообщает, что Валерий Соран был убит за осквернение имени Рима, связывая это деяние с римской богиней Анджероной , культовая статуя которой изображала ее с запечатанным ртом.
- ^ Томас Кёвеш-Зулауф, «Die Ἐπόπτιδες des Valerius Soranus», Rheinisches Museum 113 (1970) 323-358. «Божества-покровители» — не универсальный перевод: см. обсуждение в разделе « Литературные произведения» .
- ^ Сервий, Комментарий к Энеиде 1.277; Макробий , Сатурналии 3,9; Джон Пэйрман Браун, Израиль и Эллада , т. 2 (Берлин, 1995), с. 250. Древние источники о нарушении делают различие, но в результате для Сорана разницы нет; некоторые говорят, что тайна, которая не должна быть раскрыта, была тайным именем Рима, а другие - что это имя божества-покровителя Рима, см. L'identità segreta della divinità tutelare di Roma. riesame dell'sorano . Un Рома, Сеттимо Сигилло, 2011 г.
- ^ Плутарх, Жизнь Помпея 10.4: филолог и ученый.
- ^ Конрад Цикориус, "Zur Lebensgeschichte des Valerius Soranus", Hermes 41 (1906), стр. 59; TRS Бротон, Магистраты Римской республики , том. 2, 99–31 до н.э. (Нью-Йорк: Американская филологическая ассоциация, 1952), с. 68; Эдвард Кортни, Фрагментарные латинские поэты (Оксфорд: Clarendon Press, 1993), стр. 65.
- ^ Йорг Рюпке , Религия римлян , переведенный и отредактированный Ричардом Гордоном (Кембридж: Polity, 2007), стр. 133.
- ^ Конрад Цихорий, «Об истории жизни Валериуса Сорана», Hermes 41 (1906) 59–68; Аннотация на английском языке в Американском журнале филологии 28 (1907) 468.
- ^ Йорг Рюпке, Религия римлян , переведенный и отредактированный Ричардом Гордоном (Кембридж: Государство, 2007). п. 133. Эту точку зрения разделяет Стефан Вайншток, рецензия на книгу « Die Geheime Schutzgottheit von Rom» Анджело Брелиха, Journal of Roman Studies 40 (1950) 149–150. Политические и религиозные мотивы, обзор Джона Пэйрмана Брауна, Израиль и Эллада , том. 2 (Берлин, 1995), стр. 249–250.
- ↑ Для развития истории Валериуса Сорануса как поучительной истории см. Тревор Мерфи, «Привилегированное знание: Валериус Соранус и тайное имя Рима», в книге « Ритуалы в чернилах: конференция по религии и литературному производству в Древнем Риме» (Штутгарт). 2004), стр. 127–137.
- ^ Элизабет Роусон, Интеллектуальная жизнь в Поздней Римской республике (Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1985), стр. 105.
- ^ Плутарх , Помпей » классической библиотеки Леба 10.4–5, перевод « Жизнеописаний , том. 5 (Издательство Кембриджского университета, 1917), издание Билла Тэйера в LacusCurtius .
- ^ Джон Пэйрман Браун, Израиль и Эллада , том. 2 (Берлин, 1995), с. 250, цитируя Луиджи Альфонси, «Политико-религиозная важность« заявления » Валерио Сорано», Epigraphica 10 (1948) 81–89.
- ^ Плиний говорит, что римляне практиковали evocatio , когда осаждали город, при этом священники вызывали чужеземного бога и обещали ему больший культ среди них ( Historia naturalis 28.18). Макробий даже приводит очарование эвокации, использованное против Карфагена ( Сатурналии 3.9). Тайна, окружающая молитвенные формуляры, особенно правильные имена богов, была характерна также для иудаизма , египетской синкретической религии , мистических религий , а затем и христианства . Об этом случае см. Матиас Клингхардт, «Формуляры молитв для публичного чтения: их использование и функции в древней религии», Numen 46 (1999) 1–52, стр. 43–44; также статью «Магия и религия: Имя Бога ».
- ^ Элизабет Роусон, Интеллектуальная жизнь в Поздней Римской республике (Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1985), стр. 300, примечание 12.
- ^ Луиджи Альфонси, «Политико-религиозная важность заявления Валерио Сорано (о CIL I² 337)». Эпиграфика 10 (1948) 81-89.
- ^ Коллин Маккалоу , Фавориты Фортуны (HarperCollins, издание 1994 г. ), стр. 108 и 158.
- ^ Артур Бернард Кук , «Европейский небесный бог III: Итальянцы», Folklore 16 (1905), стр. 299.
- ^ Роберт М. Грант, обзор Varros Logistoricus über die Götterverehrung («Curio decultu deorum») , диссертация Буркхарта Кардаунса (Вюрцбург, 1960) в классической филологии 57 (1962), с. 140; Элизабет Роусон, Интеллектуальная жизнь в Поздней Римской республике (издательство Университета Джона Хопкинса, 1985), стр. 300, особенно примечание 12; Хайме Альвар, «Материалы для изучения формулы sive deus, sive dea », Numen 32 (1985), стр. 259–260.
- ^ Эдуард Зеллер , История эклектизма на греческом языке «Филос», перевод С.Ф. Аллейна (Кессинджер, 2006, первоначально опубликовано в 1883 году), стр. 74; Михаэль фон Альбрехт и др., История римской литературы: от Ливия Андроника до Боэция , том. 1 (Брилл, 1997), с. 504, перевод из «Истории римской литературы: от Андроника до Боэция» (1992).
- ^ Эдвард Кортни, Фрагментарные латинские поэты (Оксфорд: Clarendon Press, 1993), стр. 66–68; Аттилио Мастрочинке, «Создание собственной религии: интеллектуальный выбор», в книге «Спутник римской религии» (Блэквелл, 2007), с. 382, указывая, что Гимн Зевсу Клеанфа представляет аналогичный взгляд на бога, и что Левий , вероятный современник Валериуса Сорана, считал, что Венера была одновременно женщиной и мужчиной (согласно Макробию , Сатурналии 3.8.3). Марчелло Де Мартино, в книге «Сегрета божественной опеки рома». riesame dell'sorano . Un Рома, Сеттимо Сигилло, 2011 г., считает, что Сорано раскрыл имя римского божества-покровителя, которое было андрогинным.
- ^ Николас Хорсфолл, «Римская религия и связанные с ней темы», обзор Томаса Кёвеса-Цулауфа, Kleineschriften (Гейдельберг, 1988), Classical Review 41 (1991) 120-122.
- ↑ Нововведение, которым восхищался Плиний Старший , предисловие 33, Historia naturalis .
- ^ Элизабет Роусон, Интеллектуальная жизнь в Поздней Римской республике (Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1985), стр. 51; Джон Хендерсон, «Знание кого-то через его книги: Плиний о дяде Плинии ( Послания 3.5)», Classical Philology 97 (2002), стр. 275.
- ^ К. Иоахим Классен, «Поэзия и риторика Лукреция », Труды и труды Американской филологической ассоциации 99 (1968), стр. 115; «Лукреций и Каллимах », в Лукреции , под редакцией Моники Р. Гейл, Оксфордские чтения по классическим исследованиям (Oxford University Press, 2007), стр. 329.
- ↑ Николас Хорсфолл назвал 33-страничное эссе о несуществующей работе «чем-то вроде проявления силы» в «Римской религии и смежных темах», Classical Review 41 (1991) 120-122.
- ^ Лидделл и Скотт, Греко-английский лексикон (Оксфорд: Clarendon Press 1843, печать 1985 г.), запись о ἐποπτεία и родственных словах, стр. 676; Тревор Мерфи, «Привилегированное знание: Валерий Соран и тайное имя Рима», в книге « Ритуалы чернилами » (Штутгарт, 2004 г.), стр. 133.
- ^ HJ Rose , «Латинская литература для итальянских детей», Classical Review 51 (1937), стр. 229.
- ^ Элизабет Роусон, Интеллектуальная жизнь в Поздней Римской республике (Издательство Университета Джона Хопкинса, 1985), стр. 34, примечание 85.
- ^ Плиния Перевод Х. Рэкхема « Естественной истории» (Harvard University Press, 1991).
- ^ Николас Хорсфолл, отмечая, что единственное другое появление этого слова на латыни происходит от Cornutus , в «Римской религии и смежных темах», Classical Review 41 (1991) 120-122.
- ^ Например, Авл Геллий , цитируя Варрона , отмечает, что Валерий Соран считал, что древнелатинское слово flavisa относится к тому же объекту, что и греческое слово тезаурус «сокровищница», и предположил, что латинское слово произошло от Flata pecunia , что - это «чеканенные деньги», хранящиеся там ( Чердачные ночи 2.10 = Варрон, фрагмент 228 в Funaioli Grammaticae Romanae Fragmenta ). Римские антиквары часто использовали этимологию для изучения истории предметов и учреждений.
- ^ Варрон, De lingua latina 7.31 и 10.70
Аннотированная библиография
[ редактировать ]- Альфонси, Л. «L'importanza Politico-Religiosa della enunciazione di Valerio Sorano (предложение CIL I² 337)». Эпиграфика 10 (1948) 81–89. Утверждает, что Валерия Сорана следует отождествлять с Валерием Эдитуусом , поэтом из круга Лутация Катула (это отождествление не получило широкого согласия, хотя и Э. Бадиан , «От Гракхов до Суллы (1940–59)», « История 11» ( 1962), стр. 222, примечание 94, и Э. Габба, «Политика и культура в Риме agli inizi del I secolo a. C.», Athenaeum (1953), стр. 259 и далее, цитируется Бадианом, готовы допускаю такую возможность) и что он раскрыл имя Рима, чтобы разрушить исключительность римской аристократии и обеспечить участие италийских общин. (Реферат переведен из L'Année philologique .)
- Браун, Джон Пэйрмен. Израиль и Эллада , т. 2. Берлин и Нью-Йорк: Вальтер де Грюйтер, 1995, стр. 247–250 о Валериусе Соране.
- Цикорий, Конрад. «Zur Lebensgeschichte des Valerius Soranus». Гермес 41 (1906) 59–68. Самая тщательная биографическая реконструкция. Аннотация на английском языке в Американском журнале филологии 28 (1907) 468.
- Кортни, Эдвард. «К. Валериус (Соран)». Фрагментарные латинские поэты. Оксфорд: Clarendon Press, 1993, стр. 65–68. ISBN 0-19-814775-9 Издание с комментариями и биографическими примечаниями. Кортни воздерживается от определения некоторых признанных фрагментов творчества Сорануса как поэзии и поэтому опускает их. См . ниже Фунайоли и Морель .
- Де Мартино, Марчелло. Тайная личность божества-покровителя Рима. Обзор дела Сорано . Рим: Седьмая печать, 2011.
- Фунайоли, Джино Римские грамматические фрагменты , т. 1. Лейпциг: Тойбнер, 1907. Свидетельства и фрагменты грамматических работ Валериуса Сорана, стр. 77–79.
- Хорсфолл, Николас. «Римская религия и связанные с ней темы». Обзор Томаса Кёвеша-Зулауфа, «Маленькие сочинения» , изд. Ахима Хайнрихса (Гейдельберг, 1988). Классический обзор 41 (1991) 120-122.
- Клингхардт, Матиас. «Формуляры молитв для публичного чтения: их использование и функции в древней религии». Нумен 46 (1999) 1–52. По делу Валериуса Сорана, стр. 43–45.
- Кёвеш-Цулауф, Томас. « Ἐπόπτιδες Валериуса Сорана». Рейнский музей 113 (1970) 323–358. автора Перепечатано в «Маленьких сочинениях» под ред. Ахима Генрихса (Гейдельберг, 1988). Аргументация обобщена в разделе «Литературные произведения» .
- Морель, Вилли, с Карлом Бюхнером и Юргеном Бленсдорфом. Фрагменты из произведений латинского эпоса и лириков, кроме Энния и Луцилия . 3-е издание. Штутгарт: Тойбнер, 1995. Содержит фрагменты Валериуса Сорануса, не представленные у Кортни.
- Мерфи, Тревор. «Привилегированное знание: Валерий Соран и тайное имя Рима». В «Ритуалах чернилами: конференция по религии и литературному производству в Древнем Риме» (Штутгарт, 2004 г.), стр. 127–137. ISBN 3-515-08526-2 Репетирует источники нарушения номена , с заявленным интересом к значению истории, а не к ее историчности . Некоторые заблуждения в обращении с первоисточником.
- Никколини, Джованни Трибун дал бога народу 1 Милан, 1934. Раздел о Валериусе Соране, стр. 430–431.
- Рюпке, Йорг. Религия римлян . Переведено и отредактировано Ричардом Гордоном. Кембридж: Политика, 2007. ISBN 0-7456-3014-6 Обсуждает случай Валериуса Сорана (стр. 133) в его размышлениях о божестве-покровителе Рима.
- Вайншток, Стефан. Рецензия на книгу Die Geheime Schutzgottheit von Rom» Анджело Брелиха « . Журнал римских исследований 40 (1950) 149–150. Оставляя без внимания вероятный политический характер казни Валериуса Сорана, ценный главным образом из-за auctoritas Вайнштока .