Jump to content

Квинт Валерий Соран

Квинт Валерий Соран (родился между ок. 140–130 до н. э., [1] умер в 82 г. до н.э.) — латинский поэт, грамматист и народный трибун Позднеримской республики . Он был казнен в 82 г. до н.э., когда Сулла был диктатором . [2] якобы за нарушение религиозного запрета произносить тайное имя Рима, но, скорее всего, по политическим причинам. [3] Когномен Соранус топоним, указывающий на то, что он был родом из Соры . [4]

единственное элегическое двустишие Из его произведений более или менее сохранилось . Две строки обращаются к Юпитеру как к всемогущему создателю, который одновременно является мужчиной и женщиной. Эта андрогинная , унитарная концепция божества , [5] возможно, попытка объединить стоическое и орфическое учение вызвала интерес к религиоведению . [6]

Валериусу Сорану также приписывают малопризнанное литературное новшество: Плиний Старший говорит, что он был первым писателем, который предоставил оглавление , чтобы помочь читателям ориентироваться в длинном произведении. [7]

Жизнь и политическая карьера

[ редактировать ]
восхищался Валериусом Сораном за его ученость Цицерон ( анахронично изображенный в издании его писем XVI века).

Цицерон восхваляет Валериуса Сорана как «самого культурного из всех , в своем «Ораторе» кто носит тогу ». [8] и Цицерон причисляет его и его брата Децима к образованной элите socii et Latini ; [9] то есть те, кто происходил из союзных государств на итальянском полуострове, а не из Рима, и те, чей правовой статус определялся латинским правом, а не полным римским гражданством . Муниципалитет он Сора , находился недалеко от родного Арпинума Цицерона и называет Валерий Сорани своими друзьями и соседями. [10] Соран также был другом Варрона и неоднократно упоминается в многотомном труде этого ученого по латинскому языку. [11]

Считается, что сыном Квинта Валериуса Сорана был Квинт Валерий Орка , который был претором в 57 г. до н.э. [12] Орка добилась возвращения Цицерона к общественной жизни. [13] и входит в число корреспондентов Цицерона в « Epistulae ad Families» ( «Письма к друзьям и семье» ). [14]

Цицерон представляет братьев Валериев из Соры, также хорошо знающих греческую и латинскую литературу, но менее достойных восхищения своими разговорными способностями. [15] Будучи итальянцами , им, по слухам Цицерона, недоставало гладкой утонченности ( урбанитас ) и безупречного произношения лучших местных римских ораторов. [16] Такая позиция социальной исключительности может объяснить, почему Валерий Соран, чьи научные интересы и дружба в противном случае могли бы свидетельствовать о консервативном темпераменте, нашел свое место в гражданских войнах 80-х годов на стороне популяриста Мариуса , а не на стороне патриция Суллы. . [17] Можно также отметить, что выражение этой позиции Цицероном является обоюдоострым: подобно Мариусу и Валерию Сорани, он также был человеком из муниципалитета и должен был преодолеть те же самые препятствующие предубеждения, которые он перенял и выражает. [18]

В 82 г. до н.э., в год своей смерти, Валерий Соран был или был трибуном народным ( tribunus plebis ), политической должностью, открытой только для лиц плебейского, а не патрицианского происхождения. [12]

Исполнение

[ редактировать ]

Самый полный отчет о позорной смерти Валериуса Сорана дает Сервий , который говорит, что он был казнен за раскрытие тайного имени Рима: [19]

Согласно Варрону и многим другим источникам, трибун Валерий Соран осмелился раскрыть это имя. Некоторые говорят, что его затащил сенат и повесил на кресте ; другие, что он бежал, опасаясь возмездия, и был задержан претором . [20] на Сицилии , где он был убит по приказу сената. [21]

Рассказ Сервия представляет несколько трудностей. Распятие было наказанием, обычно предназначенным для рабов в Поздней республике; [22] Валерий Максим , историк раннего принципата , считал, что наказание не должно налагаться на лиц римской крови, даже если они «заслужили» его. [23] Более того, личность трибуна была по закону неприкосновенна. [24] Наконец, неясно, должны ли десять трибунов знать тайное имя Рима. [25] или каким образом Соран обнародовал бы это. Среди источников, более ранних, чем Сервий, и Плиний Старший , и Плутарх отмечают, что за это нарушение был наказан Валерий Соран. [26] Было высказано предположение, что это имя было раскрыто в его единственной работе, название которой известно, - «Эпоптид». Название, если его иногда интерпретировать как означающее « божества-покровители », предлагает подходящий контекст. [27] Но в другом месте Сервий, как и Макробий , подразумевает, что это имя осталось незаписанным. [28]

Квинта Валериуса Сорана отождествляли с Квинтом Валериусом, которого называли philologos и philomathes («любителем литературы и обучения»), [29] который, по словам Плутарха, был сторонником Мариуса . Этот человек был казнен Помпеем на Сицилии. [30] где он сопровождал бы Карбо , консульского коллегу недавно убитого Цинны . Карбо был казнен Помпеем. [31]

В 1906 году Конрад Цикориус опубликовал статью. [32] который систематизировал имеющиеся доказательства жизни Валериуса Сорана и утверждал, что его казнь была результатом сулланского проскрипции в 82 году. Среди современных ученых преобладает точка зрения на его смерть как политически мотивированную:

Таким образом, его смерть стала результатом запрета (как сторонника Мариуса) и не имеет никакого отношения к каким-либо религиозным вопросам. В то же время мы знаем, что Соран писал произведения религиозно- антикварного характера, а также стихи и часто цитировался Варроном. Эта связь с Варроном должна быть причиной связи открытия тайного имени Рима с насильственной смертью Сорана, поскольку, как мы видели, именно Варрона Сервий цитирует в качестве своего авторитета, связывающего смерть с откровением. [33]

Но если эту историю придумал Варрон, то его причины трудно выявить в бурной политике Поздней республики. Хотя Варрон был другом Валерия Сорана, в гражданской войне 40-х годов он был на стороне помпеянцев; Цезарь, однако, не только простил его, но и назначил на важные должности. [34] Предвзятость современных источников не ускользнула от внимания Плутарха в его описании убийства: [35]

Более того, Гай Оппий , друг Цезаря , говорит, что Помпей обращался с Квинтом Валерием также с неестественной жестокостью. Ибо, понимая, что Валерий был человеком редкостной учености и учености, когда его привели к нему, говорит Оппий, Помпей отвел его в сторону, ходил с ним взад и вперед, спрашивал и узнавал от него, чего он желал, а затем приказывал своим слугам увести его и тотчас предать смерти. Но когда Оппий рассуждает о врагах или друзьях Цезаря, верить ему надо очень осторожно. [36]

Произнесение этого имени может быть истолковано как политический протест, а также как акт измены , поскольку разоблачение разоблачит божество-покровитель и оставит город без защиты. [37] Эта вера основана на способности произнесения «вызвать» божество ( evocatio ) , чтобы враги, владеющие истинным и тайным именем, могли отвлечь божественную защиту на себя. [38] Историк интеллектуал Республики - Элизабет Роусон осторожно предположила, что «мотивы Сорануса остаются неясными, но, возможно, они были политическими». [39] Более энергичной является точка зрения Луиджи Альфонси, который утверждал, что Соран намеренно раскрыл это имя, чтобы итальянские муниципалитеты могли присвоить его и разрушить монополию Рима на власть. [40]

Другая интерпретация этих событий, заслуживающая внимания, несмотря на ее вымышленный контекст, принадлежит исторической писательнице Коллин Маккалоу , которая сочетает в себе политические и религиозные мотивы в психологической характеристике. В «Избранном Фортуны » Соран Маккалоу «кричит вслух» загадочное имя, потому что зверства, совершенные во время гражданской войны , сделали Рим недостойным божественной защиты:

Рим и все, за что он выступал, рухнут, как ветхое здание во время землетрясения. Сам Квинт Валерий Соран безоговорочно верил в это. Итак, рассказав воздуху, птицам и напугавшим людей тайное имя Рима, Соран бежал в Остию, недоумевая, почему Рим все еще стоит на своих семи холмах . [41]

Литературные произведения

[ редактировать ]

Единственное двустишие , сохранившееся из обширной работы Валериуса Сорана как поэта, грамматика и антиквара , цитируется Св. Августином в De civitate Dei (7.9) в поддержку его взгляда на то, что божеством-покровителем Рима был Капитолийский Юпитер : [42]

Юпитер, всемогущий бог царей и всего остального.

прародитель и бог-прародитель, один бог и все...

Синтаксис создает трудности при переводе может быть , и текст поврежден . Кажется, там говорится что-то вроде: « Юпитер Всемогущий, царей и материального мира, и богов, Отец ( прародитель ), Мать ( родительница ) богов, Бог, который есть Один и Все…». Августин говорит, что его источником цитаты является работа Варрона о религии (ныне утерянная), с чьей концепцией божества Августин спорит на протяжении всей книги 7 De civitate Dei . Точка зрения Варрона и, предположительно, Сорана заключалась в том, что Юпитер представляет собой всю вселенную , которая излучает и принимает семена ( семя ), охватывающую порождающие силы Земли-Матери, а также Неба-Отца. [43] Этот унитаризм является стоической концепцией, и Сорана обычно причисляют к римским стоикам, возможно, к современной школе Панэция . [44] Единство противоположностей в божестве, включая божественную андрогинность , характерно также для орфического учения, которое, возможно, отразилось на стоицизме. [45]

Двустишие может происходить, а может и не происходить из Эпоптида . Название упоминается только у Плиния, и ни один из известных фрагментов Сорана нельзя с уверенностью отнести к этому масштабному произведению. [46] Инновация Сорануса в предоставлении оглавления [47] - скорее всего, список capita rerum предметные рубрики») в начале - предполагает, что «Эпоптид» был энциклопедическим или кратким прозаическим произведением. [48] С другой стороны, « Эпоптид» мог быть длинным дидактическим стихотворением. Известно, что Соран писал дидактические стихи и, вероятно, оказал влияние, когда Лукреций выбрал стих в качестве средства выражения философских тем. [49]

Самый обширный аргумент относительно Эпоптидов принадлежит Томасу Кёвеш-Цулауфу. [50] Многое из того, что можно предположить о произведении, основано на интерпретации его названия. Греческий глагол ἐποπτεύω ( epopteuo ) имеет основное значение «наблюдать, контролировать», но также и «стать ἐπόπτης ( epoptes , «посвященный», женский род epoptis и множественное число epoptides ), высшей степенью посвященного в Элевсинских мистериях . [51] Сорана Кёвеш-Цулауф утверждал, что «Эпоптид» представляет собой расширенное рассмотрение мистических религий , а название иногда переводится на немецкий язык как Mystikerinnen. Классик и мифограф Г. Дж. Роуз , напротив, настаивал на том, что Эпоптиды не имели ничего общего с посвященными. [52] Элизабет Роусон провела с Посвященными женщинами ; [53] предлагает Классическая библиотека Леба посвященным леди ; [54] Николас Хорсфолл доволен «Наблюдателями» . [55]

Кёвеш-Цулауф утверждает, что эпоптиды в названии представляют собой стоическую концепцию женщин -даймонов , которые являются хранительницами человечества, таких как Часы ( Хорае ) и Грации ( Хариты ). По его словам, Соранус объединяет эту концепцию с Тутелами , древними италийскими духами-защитниками. Таким образом, преступление Сорана заключалось в том, что в этой работе было раскрыто имя Тутела, которому было поручено защищать Рим.

Работы более поздних римских грамматиков предполагают, что Соран интересовался этимологией. [56] и другие лингвистические вопросы. [57]

  1. ^ Конрад Цикорий, «Об истории жизни Валериуса Сорана», Hermes 41 (1906), стр. 67; Американский филологический журнал 28 (1907) 468.
  2. ^ TRS Бротон , Магистраты Римской республики , том. 2, 99–31 до н.э. (Нью-Йорк: Американская филологическая ассоциация, 1952), с. 68.
  3. ^ Конрад Цикориус, «Zur Lebensgeschichte des Valerius Soranus», Hermes 41 (1906) 59–68, остается наиболее тщательным обсуждением доказательств; Аннотация на английском языке в Американском журнале филологии 28 (1907) 468.
  4. ^ Оксфордский латинский словарь (Оксфорд: Clarendon Press 1982, печать 1985 г.), статья «Soranus», стр. 1793.
  5. ^ Хайме Альвар, «Материалы для изучения формулы sive deus, sive dea », Numen 32 (1985), стр. 259–260.
  6. ^ Эдвард Кортни, Фрагментарные латинские поэты (Оксфорд: Clarendon Press, 1993), стр. 66–68; Аттилио Мастрочинке, «Создание собственной религии: интеллектуальный выбор», в книге «Спутник римской религии » под редакцией Йорга Рюпке (Блэквелл, 2007), стр. 382.
  7. ^ Плиний Старший , предисловие 33, Historia naturalis ; Джон Хендерсон, «Знание кого-то через его книги: Плиний о дяде Плинии ( Послания 3.5)», Classical Philology 97 (2002), стр. 275.
  8. ^ Марк Туллий Цицерон , De oratore 3.43: самый грамотный из всех граждан .
  9. ^ Марк Туллий Цицерон , Брут 169.
  10. ^ Цицерон , Брут 169: vicini et Families Mei ; Элизабет Роусон, Интеллектуальная жизнь в Поздней Римской республике (издательство Университета Джона Хопкинса, 1985), стр. 34.
  11. ^ Марк Теренций Варрон , О латинском языке 7.31, 7.65, 10.70; Авл Геллий , Чердачные ночи 2.10.3; Эдвард Кортни, Фрагментарные латинские поэты (Оксфорд: Clarendon Press, 1993), стр. 65
  12. ^ Перейти обратно: а б Джованни Никколини, Слава плебейских трибунов (Милан, 1934), стр. 430–431.
  13. ^ Марк Туллий Цицерон , После возвращения в сенат 23.
  14. ^ Марк Туллий Цицерон , Epistulae ad Families 13.4 (= 318 в хронологическом издании Шеклтона Бэйли ), 13.5 (= 319 SB), 13.6 (= 57 SB), 13.6a (= 58 SB); обсуждение в книге Джона Пэйрмана Брауна, Израиль и Эллада: священные институты и римские аналоги , том. 2 (Берлин и Нью-Йорк: Вальтер де Грюйтер, 1995), стр. 248–249.
  15. ^ Цицерон , Брут 169: не так хорош в разговорной речи, как выучил греческие и латинские буквы .
  16. ^ Эдвин С. Рэймидж, «Цицерон о внеримской речи», Transactions and Proceedings of the American Philological Association 92 (1961) 481–494, особенно стр. 487–488.
  17. ^ Джон Пэйрман Браун, Израиль и Эллада , том. 2 (Берлин, 1995), стр. 249–250.
  18. ^ Элизабет Роусон, Интеллектуальная жизнь в Поздней Римской республике (Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1985), стр. 34 и далее .
  19. ^ Маттиас Клингхардт обсуждает религиозный вопрос в «Формулах молитв для публичного чтения: их использование и функции в древней религии», Numen 46 (1999), стр. 43–45; см. также Г.С. Верснель, «Пародия на гимны в Martial V 24 и некоторые тринитарные проблемы», Mnemosyne 27 (1974), стр. 374, особенно примечание 44.
  20. ^ «Претором» может быть Помпей; см. ниже.
  21. ^ Сервий , Комментарий к «Энеиде» 1.277: короче говоря, плебейский трибун Валерий Соран, как говорят Варрон и многие другие, осмелился произнести это имя, так как одни говорят, что он был похищен сенатом и поднят на крест, а другие , опасаясь казни, бежал и был арестован, в Сицилии сенат был убит по приказу претора ; из «Персей» проекта онлайн-издания Servii Grammatici quiferuntur in Vergilii carmina commentarii под редакцией Джорджа Тило и Германа Хагена ( Тойбнер , 1881).
  22. ^ Смит, Словарь греческих и римских древностей Билла Тэйера LacusCurtius , статья «Суть», издание ; Элизабет Роусон, «Саллюстий в восьмидесятые?», Classical Quarterly 37 (1987), стр. 175–176; К.М. Коулман, «Роковые шарады: римские казни, организованные как мифологические действия», Журнал римских исследований 80 (1990), стр. 53 и пассим ; полное обсуждение см. в M. Hengel, Crucifixion in the Ancient World (London, 1977), особенно в «Распятие и римские граждане» и «Наказание рабов», главы 6 и 8.
  23. ^ Валерий Максим , 2.7.12.
  24. ^ «Трибьюн» на Livius.org ; более полное обсуждение трибуната в Смите, Словарь греческих и римских древностей , «Трибун», издание Билла Тэйера LacusCurtius . .
  25. ^ «Это имя и имя божества -покровителя Рима должны были передаваться от одного поколения римских священников и магистратов к последующему»: Ежи Линдерский , «Авгуральный закон», Aufstieg und Niedergang der römischen Welt II 16.3 ( 1986), с. 2255, примечание 424. История Валериуса Сорана, как предполагает Линдерский, указывает на то, что трибуны знали это имя; рассуждения могут быть круговыми.
  26. ^ Плиний Старший , Historia naturalis 3.65; Плутарх , Римские вопросы 61. Позднеантичный грамматист Солин (1.4) также сообщает, что Валерий Соран был убит за осквернение имени Рима, связывая это деяние с римской богиней Анджероной , культовая статуя которой изображала ее с запечатанным ртом.
  27. ^ Томас Кёвеш-Зулауф, «Die Ἐπόπτιδες des Valerius Soranus», Rheinisches Museum 113 (1970) 323-358. «Божества-покровители» — не универсальный перевод: см. обсуждение в разделе « Литературные произведения» .
  28. ^ Сервий, Комментарий к Энеиде 1.277; Макробий , Сатурналии 3,9; Джон Пэйрман Браун, Израиль и Эллада , т. 2 (Берлин, 1995), с. 250. Древние источники о нарушении делают различие, но в результате для Сорана разницы нет; некоторые говорят, что тайна, которая не должна быть раскрыта, была тайным именем Рима, а другие - что это имя божества-покровителя Рима, см. L'identità segreta della divinità tutelare di Roma. riesame dell'sorano . Un Рома, Сеттимо Сигилло, 2011 г.
  29. ^ Плутарх, Жизнь Помпея 10.4: филолог и ученый.
  30. ^ Конрад Цикориус, "Zur Lebensgeschichte des Valerius Soranus", Hermes 41 (1906), стр. 59; TRS Бротон, Магистраты Римской республики , том. 2, 99–31 до н.э. (Нью-Йорк: Американская филологическая ассоциация, 1952), с. 68; Эдвард Кортни, Фрагментарные латинские поэты (Оксфорд: Clarendon Press, 1993), стр. 65.
  31. ^ Йорг Рюпке , Религия римлян , переведенный и отредактированный Ричардом Гордоном (Кембридж: Polity, 2007), стр. 133.
  32. ^ Конрад Цихорий, «Об истории жизни Валериуса Сорана», Hermes 41 (1906) 59–68; Аннотация на английском языке в Американском журнале филологии 28 (1907) 468.
  33. ^ Йорг Рюпке, Религия римлян , переведенный и отредактированный Ричардом Гордоном (Кембридж: Государство, 2007). п. 133. Эту точку зрения разделяет Стефан Вайншток, рецензия на книгу « Die Geheime Schutzgottheit von Rom» Анджело Брелиха, Journal of Roman Studies 40 (1950) 149–150. Политические и религиозные мотивы, обзор Джона Пэйрмана Брауна, Израиль и Эллада , том. 2 (Берлин, 1995), стр. 249–250.
  34. Для развития истории Валериуса Сорануса как поучительной истории см. Тревор Мерфи, «Привилегированное знание: Валериус Соранус и тайное имя Рима», в книге « Ритуалы в чернилах: конференция по религии и литературному производству в Древнем Риме» (Штутгарт). 2004), стр. 127–137.
  35. ^ Элизабет Роусон, Интеллектуальная жизнь в Поздней Римской республике (Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1985), стр. 105.
  36. ^ Плутарх , Помпей » классической библиотеки Леба 10.4–5, перевод « Жизнеописаний , том. 5 (Издательство Кембриджского университета, 1917), издание Билла Тэйера в LacusCurtius .
  37. ^ Джон Пэйрман Браун, Израиль и Эллада , том. 2 (Берлин, 1995), с. 250, цитируя Луиджи Альфонси, «Политико-религиозная важность« заявления » Валерио Сорано», Epigraphica 10 (1948) 81–89.
  38. ^ Плиний говорит, что римляне практиковали evocatio , когда осаждали город, при этом священники вызывали чужеземного бога и обещали ему больший культ среди них ( Historia naturalis 28.18). Макробий даже приводит очарование эвокации, использованное против Карфагена ( Сатурналии 3.9). Тайна, окружающая молитвенные формуляры, особенно правильные имена богов, была характерна также для иудаизма , египетской синкретической религии , мистических религий , а затем и христианства . Об этом случае см. Матиас Клингхардт, «Формуляры молитв для публичного чтения: их использование и функции в древней религии», Numen 46 (1999) 1–52, стр. 43–44; также статью «Магия и религия: Имя Бога ».
  39. ^ Элизабет Роусон, Интеллектуальная жизнь в Поздней Римской республике (Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1985), стр. 300, примечание 12.
  40. ^ Луиджи Альфонси, «Политико-религиозная важность заявления Валерио Сорано (о CIL I² 337)». Эпиграфика 10 (1948) 81-89.
  41. ^ Коллин Маккалоу , Фавориты Фортуны (HarperCollins, издание 1994 г. ), стр. 108 и 158.
  42. ^ Артур Бернард Кук , «Европейский небесный бог III: Итальянцы», Folklore 16 (1905), стр. 299.
  43. ^ Роберт М. Грант, обзор Varros Logistoricus über die Götterverehrung («Curio decultu deorum») , диссертация Буркхарта Кардаунса (Вюрцбург, 1960) в классической филологии 57 (1962), с. 140; Элизабет Роусон, Интеллектуальная жизнь в Поздней Римской республике (издательство Университета Джона Хопкинса, 1985), стр. 300, особенно примечание 12; Хайме Альвар, «Материалы для изучения формулы sive deus, sive dea », Numen 32 (1985), стр. 259–260.
  44. ^ Эдуард Зеллер , История эклектизма на греческом языке «Филос», перевод С.Ф. Аллейна (Кессинджер, 2006, первоначально опубликовано в 1883 году), стр. 74; Михаэль фон Альбрехт и др., История римской литературы: от Ливия Андроника до Боэция , том. 1 (Брилл, 1997), с. 504, перевод из «Истории римской литературы: от Андроника до Боэция» (1992).
  45. ^ Эдвард Кортни, Фрагментарные латинские поэты (Оксфорд: Clarendon Press, 1993), стр. 66–68; Аттилио Мастрочинке, «Создание собственной религии: интеллектуальный выбор», в книге «Спутник римской религии» (Блэквелл, 2007), с. 382, указывая, что Гимн Зевсу Клеанфа представляет аналогичный взгляд на бога, и что Левий , вероятный современник Валериуса Сорана, считал, что Венера была одновременно женщиной и мужчиной (согласно Макробию , Сатурналии 3.8.3). Марчелло Де Мартино, в книге «Сегрета божественной опеки рома». riesame dell'sorano . Un Рома, Сеттимо Сигилло, 2011 г., считает, что Сорано раскрыл имя римского божества-покровителя, которое было андрогинным.
  46. ^ Николас Хорсфолл, «Римская религия и связанные с ней темы», обзор Томаса Кёвеса-Цулауфа, Kleineschriften (Гейдельберг, 1988), Classical Review 41 (1991) 120-122.
  47. Нововведение, которым восхищался Плиний Старший , предисловие 33, Historia naturalis .
  48. ^ Элизабет Роусон, Интеллектуальная жизнь в Поздней Римской республике (Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1985), стр. 51; Джон Хендерсон, «Знание кого-то через его книги: Плиний о дяде Плинии ( Послания 3.5)», Classical Philology 97 (2002), стр. 275.
  49. ^ К. Иоахим Классен, «Поэзия и риторика Лукреция », Труды и труды Американской филологической ассоциации 99 (1968), стр. 115; «Лукреций и Каллимах », в Лукреции , под редакцией Моники Р. Гейл, Оксфордские чтения по классическим исследованиям (Oxford University Press, 2007), стр. 329.
  50. Николас Хорсфолл назвал 33-страничное эссе о несуществующей работе «чем-то вроде проявления силы» в «Римской религии и смежных темах», Classical Review 41 (1991) 120-122.
  51. ^ Лидделл и Скотт, Греко-английский лексикон (Оксфорд: Clarendon Press 1843, печать 1985 г.), запись о ἐποπτεία и родственных словах, стр. 676; Тревор Мерфи, «Привилегированное знание: Валерий Соран и тайное имя Рима», в книге « Ритуалы чернилами » (Штутгарт, 2004 г.), стр. 133.
  52. ^ HJ Rose , «Латинская литература для итальянских детей», Classical Review 51 (1937), стр. 229.
  53. ^ Элизабет Роусон, Интеллектуальная жизнь в Поздней Римской республике (Издательство Университета Джона Хопкинса, 1985), стр. 34, примечание 85.
  54. ^ Плиния Перевод Х. Рэкхема « Естественной истории» (Harvard University Press, 1991).
  55. ^ Николас Хорсфолл, отмечая, что единственное другое появление этого слова на латыни происходит от Cornutus , в «Римской религии и смежных темах», Classical Review 41 (1991) 120-122.
  56. ^ Например, Авл Геллий , цитируя Варрона , отмечает, что Валерий Соран считал, что древнелатинское слово flavisa относится к тому же объекту, что и греческое слово тезаурус «сокровищница», и предположил, что латинское слово произошло от Flata pecunia , что - это «чеканенные деньги», хранящиеся там ( Чердачные ночи 2.10 = Варрон, фрагмент 228 в Funaioli Grammaticae Romanae Fragmenta ). Римские антиквары часто использовали этимологию для изучения истории предметов и учреждений.
  57. ^ Варрон, De lingua latina 7.31 и 10.70

Аннотированная библиография

[ редактировать ]
  • Альфонси, Л. «L'importanza Politico-Religiosa della enunciazione di Valerio Sorano (предложение CIL I² 337)». Эпиграфика 10 (1948) 81–89. Утверждает, что Валерия Сорана следует отождествлять с Валерием Эдитуусом , поэтом из круга Лутация Катула (это отождествление не получило широкого согласия, хотя и Э. Бадиан , «От Гракхов до Суллы (1940–59)», « История 11» ( 1962), стр. 222, примечание 94, и Э. Габба, «Политика и культура в Риме agli inizi del I secolo a. C.», Athenaeum (1953), стр. 259 и далее, цитируется Бадианом, готовы допускаю такую ​​возможность) и что он раскрыл имя Рима, чтобы разрушить исключительность римской аристократии и обеспечить участие италийских общин. (Реферат переведен из L'Année philologique .)
  • Браун, Джон Пэйрмен. Израиль и Эллада , т. 2. Берлин и Нью-Йорк: Вальтер де Грюйтер, 1995, стр. 247–250 о Валериусе Соране.
  • Цикорий, Конрад. «Zur Lebensgeschichte des Valerius Soranus». Гермес 41 (1906) 59–68. Самая тщательная биографическая реконструкция. Аннотация на английском языке в Американском журнале филологии 28 (1907) 468.
  • Кортни, Эдвард. «К. Валериус (Соран)». Фрагментарные латинские поэты. Оксфорд: Clarendon Press, 1993, стр. 65–68. ISBN   0-19-814775-9 Издание с комментариями и биографическими примечаниями. Кортни воздерживается от определения некоторых признанных фрагментов творчества Сорануса как поэзии и поэтому опускает их. См . ниже Фунайоли и Морель .
  • Де Мартино, Марчелло. Тайная личность божества-покровителя Рима. Обзор дела Сорано . Рим: Седьмая печать, 2011.
  • Фунайоли, Джино Римские грамматические фрагменты , т. 1. Лейпциг: Тойбнер, 1907. Свидетельства и фрагменты грамматических работ Валериуса Сорана, стр. 77–79.
  • Хорсфолл, Николас. «Римская религия и связанные с ней темы». Обзор Томаса Кёвеша-Зулауфа, «Маленькие сочинения» , изд. Ахима Хайнрихса (Гейдельберг, 1988). Классический обзор 41 (1991) 120-122.
  • Клингхардт, Матиас. «Формуляры молитв для публичного чтения: их использование и функции в древней религии». Нумен 46 (1999) 1–52. По делу Валериуса Сорана, стр. 43–45.
  • Кёвеш-Цулауф, Томас. « Ἐπόπτιδες Валериуса Сорана». Рейнский музей 113 (1970) 323–358. автора Перепечатано в «Маленьких сочинениях» под ред. Ахима Генрихса (Гейдельберг, 1988). Аргументация обобщена в разделе «Литературные произведения» .
  • Морель, Вилли, с Карлом Бюхнером и Юргеном Бленсдорфом. Фрагменты из произведений латинского эпоса и лириков, кроме Энния и Луцилия . 3-е издание. Штутгарт: Тойбнер, 1995. Содержит фрагменты Валериуса Сорануса, не представленные у Кортни.
  • Мерфи, Тревор. «Привилегированное знание: Валерий Соран и тайное имя Рима». В «Ритуалах чернилами: конференция по религии и литературному производству в Древнем Риме» (Штутгарт, 2004 г.), стр. 127–137. ISBN   3-515-08526-2 Репетирует источники нарушения номена , с заявленным интересом к значению истории, а не к ее историчности . Некоторые заблуждения в обращении с первоисточником.
  • Никколини, Джованни Трибун дал бога народу 1 Милан, 1934. Раздел о Валериусе Соране, стр. 430–431.
  • Рюпке, Йорг. Религия римлян . Переведено и отредактировано Ричардом Гордоном. Кембридж: Политика, 2007. ISBN   0-7456-3014-6 Обсуждает случай Валериуса Сорана (стр. 133) в его размышлениях о божестве-покровителе Рима.
  • Вайншток, Стефан. Рецензия на книгу Die Geheime Schutzgottheit von Rom» Анджело Брелиха « . Журнал римских исследований 40 (1950) 149–150. Оставляя без внимания вероятный политический характер казни Валериуса Сорана, ценный главным образом из-за auctoritas Вайнштока .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e02b28116c8675aaf72be038ceb328ac__1700080440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/ac/e02b28116c8675aaf72be038ceb328ac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Quintus Valerius Soranus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)