Биту (бог)
Кусочек | |
---|---|
привратник подземного мира | |
Обитель | преступный мир |
Биту или Биду (ранее читавшийся Нети или Неду ) был второстепенным месопотамским богом , служившим привратником в подземный мир. Его имя имеет аккадское происхождение, но оно присутствует в шумерских и источниках.
Имя
[ редактировать ]Написание биту [ 1 ] и биду используются в современной науке. [ 2 ] Имя привратника подземного мира было написано по- шумерски как д НЕ.ТИ. [ 3 ] В старых источниках оно читалось как Нети. [ 4 ] Чтение биду было основано Антуаном Кавиньо и Фаруком ар-Рави в 1982 году. [ 5 ] на основе параллели со слоговым написанием Биту ( би-ту ). [ 3 ] Засвидетельствовано множество других слоговых написаний, в том числе bí-ti , bí-du 8 , bí-duḫ и bi-tu-ḫi . [ 6 ] Майкл П. Стрек предполагает, что формы с du 8 следует понимать как заученное написание, основанное на значении этого клинописного знака «расслаблять», а также на шумерском слове «привратник», обозначающем привратника, ì-du 8 . [ 5 ] Однако название происходит от повелительной формы аккадского petû , «открытый». [ 7 ] Основываясь на этой этимологии, Дина Кац утверждает, что концепция ворот подземного мира и описания этого места, в которых они напоминают укрепленный город, имели аккадское происхождение. [ 8 ]
В так называемой « Первой элегии Пушкинского музея» имя Биту написано без знака дингира, и других источниках он классифицируется как божество обозначающего божественность, хотя в «Смерти Гильгамеша» . [ 9 ] Таким образом, это упущение может быть простой ошибкой переписчика. [ 10 ]
Согласно Халеду Нашефу , возможно, существовала связь между именем Биту и именем Ипте-Битам, [ 6 ] суккал (божество - помощник) земледельческого бога Ураша . [ 5 ]
Характер
[ редактировать ]Основная функция Биту — привратник ( ì-du 8 ). [ 11 ] Его также можно было назвать «великим привратником», ì-du 8 gal . [ 5 ] Этот эпитет транскрибировался по-аккадски как идугаллу . [ 5 ] В заклинаниях, призванных заставить демонов и призраков вернуться в подземный мир, иногда использовалась формула, ставившая их под контроль Биту. [ 12 ]
Его позиция в перечислении божеств подземного мира варьируется в зависимости от источника. [ 1 ] Первая элегия Пушкинского музея связывает его с легендарным королем Этаной , который также считается функционером преступного мира. [ 9 ] В заклинании середины второго тысячелетия до нашей эры он появляется между Намтаром и Гильгамешем . [ 13 ] В ассирийских погребальных надписях он упоминается рядом с Нингишзидой . [ 14 ]
В одном тексте должность швейцара подземного мира отведена Намтару. [ 15 ]
Мифология
[ редактировать ]В Инанны «Нисхождении » Биту возвещает о прибытии одноимённой богини в страну мёртвых своей любовнице Эрешкигаль . [ 1 ] Ему также поручено сказать Инанне, чтобы она сняла различные предметы одежды, пока она войдет через семь врат подземного мира. [ 16 ] В тексте « Смерть Ур-Наммы» Биту отсутствует, но среди божеств подземного мира упоминаются семь анонимных привратников, возможно, как отражение мотива семи врат, упомянутого в « Спуске Инанны» . [ 17 ]
В более поздней из двух известных версий мифа о Нергале и Эрешкигаль Биту является первым из семи перечисленных привратников подземного мира. [ 15 ]
В позднем тексте « Видение ассирийского принца подземного мира» Биту описывается как гибридное существо с головой льва, ногами птицы и руками человека. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Кац 2003 , с. 401.
- ^ Джордж 2003 , с. 128.
- ^ Перейти обратно: а б Деллер 1991 , стр. 14.
- ^ Крамер 1961 , с. 87.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Трек 2014 , с. 163.
- ^ Перейти обратно: а б Нашеф 1991 , с. 67.
- ^ Кац 2003 , с. 174.
- ^ Кац 2003 , с. 175.
- ^ Перейти обратно: а б Кац 2003 , с. 120.
- ^ Кац 2003 , с. 376.
- ^ Кац 2003 , стр. 174–175.
- ^ Джордж 2003 , с. 500.
- ^ Джордж 2003 , с. 130.
- ^ Деллер 1991 , стр. 14–15.
- ^ Перейти обратно: а б с Трек 2014 , с. 164.
- ^ Кац 2003 , с. 179.
- ^ Кац 2003 , с. 358.
Библиография
[ редактировать ]- Деллер, Карлхайнц (1991). «Об именах некоторых божественных привратников» (PDF) . NABU Nouvelles Assyriologiques Brèves et Utilitaires (1): 14–16. ISSN 0989-5671 . Проверено 13 мая 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (2003). Вавилонский эпос о Гильгамеше: введение, критическое издание и клинописные тексты . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814922-0 . OCLC 51668477 .
- Кац, Дина (2003). Образ загробного мира в шумерских источниках . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-77-3 . OCLC 51770219 .
- Нашеф, Халед (1991). «Дополнительная заметка об имени главного привратника преисподней» (PDF) . NABU Nouvelles Assyriologiques Brèves et Utilitaires (1): 67–69. ISSN 0989-5671 . Проверено 13 мая 2022 г.
- Крамер, Сэмюэл Ной (1961), Шумерская мифология: исследование духовных и литературных достижений в третьем тысячелетии до нашей эры: исправленное издание , Филадельфия, Пенсильвания: University of Pennsylvania Press, ISBN 978-0-8122-1047-7
- Стрек, Майкл П. (2014), «Божества-привратники А. В Месопотамии · Божественные привратники А. В Месопотамии» , Reallexikon der Assyriologie , получено 13 мая 2022 г.