Туммал
Туммал (Тум-ма-ал к ) был древним ближневосточным культовым местом богини Нинлиль , как Эги-Туммал (Госпожа Туммал), в настоящее время ненайденное, но известно, что оно находится в окрестностях Ниппура и Дрехема . Э-Туммал (Дом Туммала) (также Э-киур) был расположенным там храмом Нинлиль. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Хотя известно, что он существовал в период Аккадской империи , большинство записей, упоминающих Туммал, относятся к периоду Ура III, когда он был местом священного брака между Энлилем и Нинлиль. [ 2 ] Во время правления правителя Ура III Шульги , особенно в 35-37 годы, в Туммале велось большое строительство, в том числе царского дворца и административных зданий. Во дворце были погребальные часовни Ур-Намму (э Тум-ма-ал Ур- д Намма) и его жена. Строительные материалы поступали даже из Вавилона, Куты и Адаба. [ 3 ] Ки-а-наг, или погребальные подношения правителю Ура III Ур-Намму, проводились в Туммале. Поскольку его могилы не было найдено в Уре, это вызвало предположения, что он был похоронен в Туммале. [ 4 ] В одном тексте Ура III сообщается, что рабочие из Уммы отработали «24 500 человеко-дней, 67 лет полной занятости» в Туммале. [ 5 ] Во времена Амар-Сина и Шу-Сина в Туммале жила царская дочь Селеппутум (дочь Амар-Сина или, возможно, Шульги). [ 6 ]
Расположение
[ редактировать ]На заре археологии считалось, что Туммал — это просто название священного квартала в Ниппуре, посвященного Нинлиль. Позже выяснилось, что Туммал был самостоятельным городом, хотя ничто не мешает существованию такого названия в Ниппуре. Ниппур. [ 7 ] [ 8 ] Современные представления, хотя и неподтвержденные, помещают его на место Длехима . [ 9 ] [ 10 ]
В Месопотамии для богов (их культовых статуй) было характерно отправляться в «божественные путешествия», посещая свои культовые места и по пути «приветствуясь» другими богами. Из маршрутов божественных путешествий бога Нанны-Суэна известно, что Туммал лежал между Ниппуру и Шуруппаком , в 55 километрах к югу, оба города на реке Евфрат. [ 11 ]
Туммалская надпись
[ редактировать ]Надпись Туммал (также известная как История Туммала) — одна из вавилонских хроник — письменность древнего Шумера времен правителя Ишби-Эрры . [ 12 ] В письме перечислены имена правителей, построивших храмы Энлиля в Ниппуре . [ 13 ] и храмы Нинлиль в Туммале, [ 12 ] [ 14 ] среди них были царь Киша Энмебарагеси и его наследник Ага Киша . [ 15 ]
« Эн-ме-бараж-если ,
Царь в этом самом городе (то есть Ниппуре),
построил Дом Энлиля,
Агга, сын Эн-ме-бараге-си,
сделал Туммал выдающимся.
Тогда Туммал впервые превратился в руины.
Меш-ане-пада построил Бур-шушуа и храм Энлиля.
Меш-ки-аг-нуна , сын Меш-ане-пада,
заставил Туммаль процветать,
и привел Нинлиль в Туммал.
Затем Туммал во второй раз превратился в руины.
Бильгамес построил Нумунбуру в святилище Энлиля.
Ур-лугал , сын Бильгамеса,
заставил Туммаль процветать,
и привел Нинлиль в Туммал.
Затем Туммал в третий раз превратился в руины.
Нанни построила Высокий сад в храме Энлиля.
Меш-ки-аг-Нанна, сын Нанни,
заставил Туммаль процветать,
и привел Нинлиль в Туммал.
Затем Туммал в четвертый раз превратился в руины.
Ур-Намма построил Э-кур.
Шульги , сын Ур-Наммы,
заставил Туммаль процветать,
и привел Нинлиль в Туммал.
Затем Туммал в четвертый раз превратился в руины.
Из лет Амар-Суэны
Шу -Суэна ,
до короля Ибби-Суена
избрал Эн-ам-гал-ана первосвященником Инанны Урука,
Нинлиль регулярно приходила в Туммал.
Написано со слов Лу-инаны, главного кожевника Энлиля.
Ишби-Эрра, присматривающая за Э-куром,
построил хранилище Энлиля».
Летопись написали два человека из Ниппура и, скорее всего, Ура . [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Ряд религиозных анализов надписей находят в тексте доказательства утверждения о божественном вмешательстве. [ 21 ]
Надпись оказалась полезной для понимания археологии и истории Гильгамеша . [ 12 ] [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хелле, Софус, «Заметки», Enheduana: Полное собрание стихотворений первого в мире автора, Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, стр. 189–226, 2023 г.
- ^ Фрейн, Дуглас Р. и Стаки, Джоанна Х., «Е», Справочник богов и богинь Древнего Ближнего Востока: три тысячи божеств Анатолии, Сирии, Израиля, Шумера, Вавилонии, Ассирии и Элама, Университетский парк , США: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 80–106, 2021 г.
- ^ Стейнкеллер, Петр, «Барщинный труд во времена Ура III», От 21 века до нашей эры до 21 века нашей эры: материалы Международной конференции по неошумерским исследованиям, состоявшейся в Мадриде, 22–24 июля 2010 г., под редакцией Стивена Дж. Гарфинкл и Мануэль Молина, Юниверсити-Парк, США: издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 347–424, 2013 год
- ^ Шарлах, Т.М., «Смерть Шульги и его жен», Собственный бык: королевские жены и религия при дворе Третьей династии Ура, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 175-186, 2017 г.
- ^ Шарлах, Тоня М., «Провинциальное налогообложение и штат Ур III», Лейден и Бостон: Брилл Стикс, 2004 г.
- ^ Кляйн, Джейкоб, «Шелеппутум, до сих пор неизвестная принцесса Ура III», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 80, вып. 1-2, стр. 20-39, 1990 г.
- ^ Кинг, LW Журнал египетской археологии, том. 2, нет. 3, стр. 190–190, 1915 г.
- ^ [1] Несбит, Уильям Марсилья, «Шумерские записи из Дрехема», № 8, Columbia University Press, 1914 г.
- ^ Ёсикава, М., «В поисках Туммала», ASJ 11, стр. 285–291, 1989.
- ^ Стейнкеллер, П., «Новый взгляд на гидрологию и топографию южной Вавилонии в третьем тысячелетии», ZA 91, стр. 22–84, 2001 г.
- ^ Феррара, AJ, «Маршрут путешествия Нанны-Суэн в Ниппур», Orientalia, том. 41, нет. 1, стр. 1–4, 1972 г.
- ^ Jump up to: а б с Д. Кац (1993). Гильгамеш и Ас Издательство «Брилл» . п. 13. ISBN 90-72371-67-4 . Проверено 15 октября 2011 г.
- ^ Сирс, Эдвард Селдон (2001). Бег сквозь века . МакФарланд. п. 15. ISBN 0-7864-0971-1 . Проверено 29 декабря 2011 г.
- ^ Эдмонд Соллбергер, «Надпись на Таммале», Журнал клинописных исследований , 16 (1962), стр. 40-47 JSTOR (Проверено 15 октября 2011 г.). Видеть Чавалас, Марк Уильям (2006). Древний Ближний Восток: исторические источники в переводе — Справочники Блэквелла по древней истории . Джон Уайли и сыновья. п. 87. ИСБН 0-631-23580-9 .
- ^ Привет, WW ; Мойер, Дж.К.; Пердью, LG (1983). Священное Писание в контексте II: еще очерки по сравнительному методу . Том. 2. Айзенбрауны. п. 57. ИСБН 0-931464-14-5 . Проверено 15 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Крамер, С.Н. (1963). Шумеры: их история, культура и характер . Издательство Чикагского университета . п. 46. ИСБН 9780226452326 . Проверено 29 декабря 2011 г.
- ^ «CDLI-Найденные тексты» . cdli.ucla.edu .
- ^ Эдвардс, IES (1970). Кембриджская древняя история . Издательство Кембриджского университета. п. 201. ИСБН 0-521-07051-1 . Проверено 29 декабря 2011 г.
- ^ Романо, Дэвид Гилман (1993). Легкая атлетика и математика в архаическом Коринфе: истоки греческого стадиона . Американское философское общество. п. 9. ISBN 0871692066 . Проверено 29 декабря 2011 г.
- ^ Джордж, Арканзас (1992). Вавилонские топографические тексты . Издательство Питерс. п. 445. ИСБН 9068314106 . Проверено 28 декабря 2011 г.
- ^ Саггс, HWF (1991). Гринспан, FE (ред.). Божественное в истории: важные статьи об Израиле и древнем Ближнем Востоке . Нью-Йорк Пресс . п. 30. ISBN 0-8147-3038-8 . Проверено 28 декабря 2011 г. ; см. также Огюста Конта
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Михаловски, Петр, «Странная история Туммала», «Подходы к шумерской литературе: исследования в честь Стипа» (HLJ Vanstiphout), под редакцией Петра Михаловского и Ника Вельдхуса, стр. 145–65. Лейден: Брилл, 2006.
- О'э, Сэцуко, «Сельскохозяйственный фестиваль в Туммале в период Ура III», ASJ 8, стр. 121–132, 1986 г.