Шубула
Шубула | |
---|---|
Бог подземного мира | |
Главный культовый центр | Шупур-Шубула |
Генеалогия | |
Супруг | Тадмуштум |
Эквиваленты | |
Аморейский эквивалент | Они принесли ему |
Шубула ( Шубула ) был месопотамским богом . Он был связан с подземным миром и обычно появляется в сочетании с Нергалом , Ишумом , Ласом и другими божествами подобного характера. Ему поклонялись в небольших поселениях, таких как Шупур-Шубула и Лагаба , вероятно, расположенных в окрестностях Куты , а также в Сузах и Уруке .
Характер
[ редактировать ]Шубула был второстепенным богом. [ 1 ] Предполагается, что название этимологически связано с аккадским словом ābalu(m) , «сушить» или «быть сухим». [ 2 ] Менее вероятное предложение вместо этого происходит от wābalu(m) , «нести». [ 2 ] Скорее всего, он был связан с преступным миром . [ 3 ] В известных источниках он часто упоминается наряду с другими богами подземного мира. В списке подношений из Пузриш-Дагана периода Ура III, посвященном обрядам Кутхи, он появляется рядом с Тадмуштумом, Ласом и Месламтеей. [ 3 ] На кудурру (пограничном камне) Мардук-апла-иддина I («дар земли Муннабитту кудурру ») он появляется рядом с Нергалом, его женой Лаш , Шар-сарбати , парой Лугал-ирра и Месламта-еа и Маммитум . [ 4 ] Это единственная известная надпись кудурру, в которой он упоминается, и он занимает тридцать третье место среди призванных божеств. [ 5 ] В Шурпу он появляется рядом с Нергалом, Ишумом и Шар-Сарбати ( Бел-сарби ). [ 6 ] В списке богов Ниппура он появляется после Нергала и Маммитума. [ 7 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Многие исследователи предполагают, что Шубула был сыном Нергала. Среди сторонников этой интерпретации — Эндрю Р. Джордж , [ 8 ] Франс Виггерманн [ 2 ] и Юлия Крул. [ 9 ] Утверждалось, что такая связь могла быть отражением расположения его культового центра Шупур-Шубула в непосредственной близости от города Нергала Кутхи . [ 10 ] Однако, как отметил Джеремия Петерсон, неясно, признает ли его список богов An = Anum , обычно используемый для поддержки этой теории, как сына Нергала, поскольку соответствующий раздел содержит пробел. [ 2 ] Другое возможное восстановление вместо этого сделало бы его сыном Ишума. [ 2 ] Эти два бога очень часто появляются вместе в известных источниках, но природа связи между ними не ясна. [ 6 ] В одном тексте Ишум и Шубула названы «богами Тигра и Евфрата ». [ 6 ]
Согласно списку богов Ан = Анум, женой Шубулы была Тадмуштум , которая также была божеством подземного мира. [ 11 ]
В двуязычном аккадско - аморейском лексическом списке, датируемом древневавилонским периодом , [ 12 ] Аморейским аналогом Шубулы был Шаламу ( ḫa-la-mu ), чье имя, как предполагается, является родственным угаритскому ġlm , буквально «мальчик, юноша», но в качестве эпитета также метафорически «благородный». [ 13 ] Предположительно эта фигура была второстепенным божеством в аморейском пантеоне . [ 14 ] Связь с Халму и Халаму, парой редко засвидетельствованных первородных божеств-предков, известных из лексического списка Дири из древневавилонского Ниппура , была исключена. [ 13 ]
Поклонение
[ редактировать ]В Reallexikon der Assyriologie und Vorderasiatischen Archäologie Петр Михаловский описывает Шубулу как «известную только из источников Ура III и ранних источников Исина ». [ 3 ] но более поздние публикации показывают, что он также засвидетельствован в документах более поздних периодов. [ 15 ] Ему все еще поклонялись во времена правления Империи Селевкидов в конце первого тысячелетия до нашей эры. [ 9 ]
Деревня Шупур-Шубула, расположенная недалеко от Куты, была культовым центром Шубулы, и храм . в ней располагался посвященный ему [ 10 ] На местном уровне он упоминался в формулах клятвы вместе с Шамашем и Мардуком . [ 10 ] Согласно документам из архива Убарума, солдата, жившего в Шупур-Шубуле в старовавилонский период , храм служил местом подписания договоров и разрешения юридических споров для местной общины. [ 16 ] Есть также свидетельства того, что он отвечал за сбор налогов с жителей от имени правителя. [ 17 ] Ему также поклонялись в Лагабе , [ 8 ] небольшой городок, расположенный в северной Вавилонии, известный только по записям времен правления Хаммурапи и Самсу-илуна . [ 18 ] Вполне возможно, что он также располагался недалеко от Куты, поскольку божества, которым поклонялись в более позднем поселении, например Лаш, появляются в теофорных именах из Лагабы. [ 18 ] Храм Шубулы также упоминается в так называемом Каноническом списке храмов , но его название и местоположение утеряны. [ 19 ] Праздник Шубулы упоминается в документе из древневавилонского Сиппара . [ 20 ]
В селевкидском Уруке Шубуле поклонялись во время фестиваля акиту вместе с Нергалом. [ 9 ] Однако он отсутствует в юридических текстах, и никакие теофорические имена не упоминают его. [ 21 ] Также нет свидетельств того, что ему там поклонялись в нововавилонский период . [ 21 ] Юлия Крул предполагает, что он был представлен пантеону города лишь поздно и полностью из-за его связи с Нергалом, подобно Ишуму и Себитти . [ 22 ]
Шубула засвидетельствована как семейное божество в надписях на цилиндрических печатях . [ 1 ] Известно единственное упоминание о том, что неизвестный человек заставил своих подчиненных принести клятву Шубуле, потому что он был его семейным богом. [ 23 ] Он появляется как в шумерских , так и в аккадских теофорных именах, таких как Шу-Шубула и Ур-Шубула. [ 3 ] носивший последнее имя, был высокопоставленным чиновником во времена правления Ишби-Эрры Исина Один человек , . [ 24 ] Он также присутствует в типовых контрактах, которые составляли часть школьной программы писцов в старовавилонском Ниппуре. [ 2 ] Два теофорных имени, упоминающих Шубулу, также известны из документов этого города касситского периода . [ 15 ]
За пределами Месопотамии
[ редактировать ]Теофорные имена, зафиксированные в административных документах, указывают на то, что Шубуле также поклонялись в Сузах в Эламе в старовавилонский период. [ 25 ] Одним из известных примеров эламского теофорного имени, вызывающего его, является Кук-Шубула. [ 26 ] Ран Садок предполагает, что, как и многие другие месопотамские божества, которым поклонялись в этом городе, он мог быть завезен туда из «затигридийских» или Силендских регионов Месопотамии. [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гнев 1996 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Петерсон 2009 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б с д Михаловский 2013 , с. 241.
- ^ Саймонс 2016 , с. 9.
- ^ Варфоломей 2017 , с. 303.
- ^ Jump up to: а б с Эдзард 1980 , с. 213.
- ^ Петерсон 2009 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б Джордж 1993 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б с Крул 2018 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б с Гнев 1996 , с. 38.
- ^ Креберник 2013 , с. 398.
- ^ Джордж и Креберник 2022 , с. 114.
- ^ Jump up to: а б Джордж и Креберник 2022 , с. 119.
- ^ Джордж и Креберник 2022 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б Варфоломей 2017 , с. 311
- ^ Гнев 1996 , стр. 37–38.
- ^ Гнев 1996 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Лиманс 1983 , с. 417.
- ^ Джордж 1993 , с. 170.
- ^ Фёлди 2021 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Крул 2018 , стр. 72.
- ^ Крул 2018 , с. 75.
- ^ Винхоф 2018 , с. 53.
- ^ Фрейн 1990 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б Садок 2018 , с. 155.
- ^ Тавернье 2014 , с. 62.
Библиография
[ редактировать ]- Бартельмус, Алекса (2017). «Боги касситского периода. Анализ их появления в современных текстовых источниках». Кардуняш. Вавилония под властью касситов . Де Грютер. стр. 245–312. дои : 10.1515/9781501503566-011 . ISBN 9781501503566 .
- Эдзард, Дитц-Отто (1980), «Išum» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 20 мая 2022 г.
- Фёлди, Жомбор Дж. (2021). «Утерянная печать сборщика налогов» . В Баральи, Беатрис (ред.). Дальние миры и за их пределами: специальный выпуск, посвященный аспирантуре Дальние миры . Том. 3. Гейдельберг: Пропилей. стр. 47–59. дои : 10.11588/пропилеум.886.c11948 . ISBN 978-3-96929-066-8 . Проверено 20 мая 2022 г.
- Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н.э.) . Ранние периоды. Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-5873-7 . Проверено 20 мая 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Джордж, Эндрю; Креберник, Манфред (2022). «Два замечательных словаря: аморейско-аккадские билингвы!». «Ревю ассириологии и восточной археологии» . 116 (1). КЭРН: 113–166. дои : 10.3917/сборка.116.0113 . ISSN 0373-6032 . S2CID 255918382 .
- Креберник, Манфред (2013), «Tadmustum» , Reallexikon der Assyriologie , получено 20 мая 2022 г.
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночная огненная церемония в поздневавилонском Уруке . БРИЛЛ. дои : 10.1163/9789004364943_004 . ISBN 9789004364936 .
- Лиманс, Вильгельмус Франсуа (1983), «Lagaba» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 20 мая 2022 г.
- Михаловский, Петр (2013), «Шубула» , Reallexikon der Assyriologie , получено 20 мая 2022 г.
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-019-7 . OCLC 460044951 .
- Саймонс, Фрэнк (2016). «Бог Аламмуш д РЖУ НЕ МОГУ / д.муш ЛАЛ» . Краткие и полезные ассириологические новости (1).
- Тавернье, Январь (2014). «Что в имени: Халлушу, Халлуташ или Халлутуш» . Журнал ассириологии и восточной археологии . 108 . Presss Universitaires de France: 61–66. дои : 10.3917/сборка.108.0061 . ISSN 0373-6032 . JSTOR 44646360 . Проверено 20 мая 2022 г.
- Тоорн, Карел ван дер (1996). Семейная религия в Вавилонии, Угарите и Израиле: преемственность и изменения форм религиозной жизни . Справочник востоковедения. Брилл. ISBN 978-90-04-10410-5 . Проверено 20 мая 2022 г.
- Винхоф, Клаас Р. (2018). «Семейный Бог в древневавилонских и особенно в древнеассирийских источниках» . Revue d'Assyriologie et d'Archéologie Orientale (112): 49–90. дои : 10.3917/сборка.112.0049 . ISSN 0373-6032 . Проверено 20 мая 2022 г.
- Садок, Ран (2018). «Народы Элама». Эламский мир . Абингдон, Оксон. ISBN 978-1-315-65803-2 . OCLC 1022561448 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )