Аристей
Аристей ( греч . Ἀριστέας ) — полулегендарный греческий поэт и чудотворец , уроженец Проконнеса в Малой Азии , действовал ок. 7 век до нашей эры. Суда утверждает , что, когда бы он ни пожелал, его душа могла покинуть тело и вернуться снова. [1] В книге IV.13-16 «Истории» Геродот сообщает : [2]
Место рождения Аристея, поэта, воспевавшего эти вещи, я уже упомянул. Теперь я расскажу историю, которую я слышал о нем как в Проконнесе , так и в Кизике . Они рассказали, что Аристей, принадлежавший к одной из знатнейших семей на острове, однажды вошел в сукновальную лавку и внезапно упал замертво. Тогда валяльщик закрыл свою лавку и пошел рассказать родственникам Аристея о случившемся. Слух о смерти только что распространился по городу, когда некий кизикенец, недавно прибывший из Артаки , опроверг слух, утверждая, что он встретил Аристея по дороге в Кизик и разговаривал с ним. Поэтому этот человек решительно опроверг слухи; родственники же отправились в сукнолабораторию со всеми необходимыми для похорон вещами, намереваясь унести тело. Но при открытии лавки Аристея не оказалось ни мертвым, ни живым. Семь лет спустя он снова появился, как мне сказали, в Проконнесе и написал поэму, названную греками Аримаспея , после чего исчез во второй раз. Такова история, распространенная в двух вышеупомянутых городах.
Говорят, что через двести сорок лет после своей смерти Аристей явился в Метапонтум на юге Италии и приказал установить свою статую и новый алтарь, посвященный Аполлону, сказав, что после своей смерти он путешествовал с Аполлоном по форме священного ворона .
Аримаспея
[ редактировать ]Предполагалось, что Аристей является автором поэмы под названием « Аримаспея» , в которой рассказывается о путешествиях по крайнему Северу. Там он встретил племя, называемое исседонами , которое рассказало ему о еще более фантастических и северных народах: одноглазых аримаспи охраняющими золото , которые сражаются с грифонами, ; и гиперборейцы , среди которых Аполлон зимой живет .
Лонгин приводит отрывок из стихотворения: [3]
- Чудо чрезвычайно великое для моей души —
- Люди живут на воде вдали от суши, там, где катятся глубокие моря.
- Несчастны они, ибо пожинают лишь урожай страданий и боли,
- Их глаза всегда обращены к звездам, а их сердца пребывают в главном.
- Часто, я думаю, к богам руки воздеваются высоко,
- И с страдающими сердцами, вознесенными к небу в молитве, они плачут. [4]
Аналогичным образом в своей книге «Хилиадес » Иоанн Цецес цитирует Аримаспею . Эти два рассказа составляют все наши знания о стихотворении, которые в противном случае были бы утеряны.
В популярной культуре
[ редактировать ]В комиксах Нила Геймана « Песочный человек» упоминается эта история: Аристей был поэтом, жившим около 700 г. до н.э. и превратившимся в одного из многих воронов, которые выступали одновременно советником и помощником Бесконечного, известного как Сон . Не путать с вороном Мэтью , главным вороном в сказке о Песочном человеке, который существовал в человеческом обличье в непрерывности Болотной твари до того, как стал жителем Грезы. Одним из трех постоянных стражей ворот замка Песочного человека является грифон , который однажды рассказывает Мэтью, что он «вылупился и вырос в горах Аримаспии». [5]