Омега-Пойнт
Точка Омега — это теоретическое будущее событие, в котором вся Вселенная движется по спирали к конечной точке объединения . Термин был изобретен французским -иезуитом католическим священником Пьером Тейяром де Шарденом (1881–1955). [1] Тейяр утверждал, что Точка Омега напоминает христианский Логос , а именно Христа , втягивающего в себя все вещи, который, по словам Никейского Символа веры , есть «Бог от Бога», «Свет от Света», «Истинный Бог от Истинного Бога». и «все чрез него было создано». [2] В Книге Откровения Христос трижды описывает Себя как « Альфа и Омега , начало и конец». Через несколько десятилетий после смерти Тейяра идея точки Омега была расширена в трудах Джона Дэвида Гарсиа (1971), Паоло Солери (1981), Фрэнка Типлера (1994) и Дэвида Дойча (1997). [3] [4] [5]
Теория Пьера Тейяра де Шардена
[ редактировать ]Этимология
[ редактировать ]Тейяр де Шарден был палеонтологом и римско-католическим священником ордена иезуитов. Во Франции в 1920-х годах он начал включать свои теории Вселенной в лекции, которые ставили католицизм и эволюцию в один диалог. заподозрила его Из-за этих лекций Священная канцелярия в отрицании учения о первородном грехе . Это привело к тому, что Тейяр был сослан в Китай и запрещен церковными властями к публикации. [6] Лишь через год после его смерти в 1955 году его произведения были опубликованы для чтения всему миру. Его работы были также поддержаны сочинениями группы католических мыслителей, в которую входил Папа Бенедикт XVI . [6] Его книга «Феномен человека» подверглась анализу астрофизиками и космологами и теперь рассматривается как работа, предполагающая теологическую или философскую теорию , которая не может быть научно доказана. Тейяр, который не был космологом , открывает свои книги утверждением:
... если эту книгу нужно правильно понять, ее следует читать не как труд по метафизике и тем более как своего рода теологическое эссе, а чисто и просто как научный трактат. [7]
Эволюция
[ редактировать ]По мнению Тейяра, эволюция Земли не заканчивается с появлением человечества, и биосфера развилась до того, как появились люди. Он описал эволюцию как прогресс, который начинается с неодушевленной материи к будущему состоянию Божественного сознания посредством «гоминизации» Земли. [8] Он также утверждал, что одноклеточные организмы развиваются в многоклеточных животных или животных, но у некоторых представителей этой классификации развиваются организмы со сложной нервной системой . Эта группа имеет возможность собирать разведданные . Когда Homo sapiens в ходе эволюции заселил Землю, была создана ноосфера , когнитивный слой существования. По мере продолжения эволюции ноосфера обретает целостность. Тейяр объяснил, что эту ноосферу можно переместить или построить так, чтобы она стала Точкой Омега или последней стадией эволюции с помощью науки. [9] Тейяр называет этот процесс «планетизацией». В конце концов, ноосфера получает полное господство над биосферой и достигает точки полной независимости от тангенциальной энергии, образуя метафизическое существо, называемое Точкой Омега. [10]
Энергия
[ редактировать ]Энергия существует в двух основных режимах:
- «Тангенциальная энергия»: энергия, которую можно измерить с помощью физики .
- «Радиальная энергия»: духовная энергия , которая с течением времени накапливается в более высоком состоянии.
Тейяр определяет радиальную энергию как более концентрированную и доступную, поскольку она является важнейшим элементом эволюции человека. Теория применима ко всем формам материи и приходит к выводу, что все существующее имеет какую-то жизнь. Что касается «Феномена человека» Тейяра , Питер Медавар писал: «Радиальная, духовная или психическая энергия Тейяра может быть приравнена к «информации» или «информационному содержанию» в том смысле, который был достаточно уточнен инженерами связи». [11]
Формальные свойства
[ редактировать ]Теория Тейяра основана на четырех «свойствах»:
- Человечество избежит тепловой смерти Вселенной . Он предполагает, что, поскольку радиальная энергия несовместима с энтропией, она избегает коллапса сил на краю света.
- Точка Омега не существует на временной шкале Вселенной, она возникает точно на краю конца времени. С этого момента все последовательности существования всасываются в его существо.
- Точку Омега можно понимать как объем, имеющий форму конуса, в котором каждая секция, взятая от основания до вершины, уменьшается, пока не превратится в конечную точку.
- Объем, описанный в Третьем свойстве, следует понимать как сущность с конечными границами. Тейяр поясняет:
... что стало бы с человечеством, если бы по какой-то отдаленной случайности оно могло свободно распространяться бесконечно по неограниченной поверхности, то есть было бы предоставлено только во власть своего внутреннего родства? Что-то невообразимое. ... А может быть, даже и ничего, если подумать о чрезвычайной важности роли, которую в его развитии играют силы сжатия. [12]
Силы сжатия
[ редактировать ]Тейяр называет универсальную энергию, создающую Точку Омега, «силами сжатия». В отличие от научного определения, которое включает гравитацию и массу , силы сжатия Тейяра возникают в результате общения и контакта между людьми. Эта величина безгранична и напрямую коррелирует с энтропией. Это предполагает, что по мере того, как люди продолжают взаимодействовать, сознание развивается и растет. Чтобы теория осуществилась, люди также должны быть привязаны к конечной Земле. Создание этой границы приводит к сближению мира с самим собой, что, по его теории, приведет к тому, что время закончится общением с Точкой-Богом Омеги. Эта часть размышлений Тейяра показывает, что он не ожидает, что люди отправятся в космические путешествия и преодолеют пределы Земли. [10]
Космология Точки Омега
[ редактировать ]Физик-математик Фрэнк Типлер обобщил [13] Термин Тейяра «Точка Омега» для описания того, что, по его утверждению, является окончательной судьбой Вселенной , как того требуют законы физики : грубо говоря, Типлер утверждает, что квантовая механика непоследовательна, если будущее каждой точки пространства-времени не содержит разумного наблюдателя, который может коллапсировать волновую функцию и что единственный способ, которым это произойдет, - это если Вселенная закроется (то есть она схлопнется в одну точку) и все же содержит наблюдателей с «богоподобной» способностью выполнять неограниченную серию наблюдений за конечное время. [14] Концепция Типлера о точке Омега рассматривается некоторыми учеными как лженаука. [15] [16] [ нужен лучший источник ]
Создатель квантовых вычислений, Дэвид Дойч из Оксфорда , написал о том, как универсальный квантовый компьютер может привести к спасению Типлера, в своей книге 1997 года «Ткань реальности» .
Богословские споры
[ редактировать ]Этот раздел написан как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлены оригинальные аргументы по определенной теме. ( Август 2022 г. ) |
Жизнь Пьера Тейяра де Шардена (1881–1955) была заключена в рамки Первого Ватиканского собора (1869 г.) и Второго Ватиканского собора (1965 г.). Он родился через 20 лет после публикации Чарльза Дарвина книги «Происхождение видов »; вскоре после этого требования научных теорий и традиционных богословских учений стали представлять большой интерес для Ватикана. [17]
В 1946 году Папа Пий XII заявил о своей обеспокоенности теорией эволюции , хотя и не осудил ее:
Если такое учение будет распространено, что станет с неизменными католическими догматами, что с единством и устойчивостью Символа веры? [18]
Теория Тейяра была личной попыткой создать новое христианство, в котором наука и теология сосуществуют. [ нужна ссылка ] . В результате его теория Точки Омега не была ни совершенно научной, как ее рассматривали физики, ни совершенно христианской. К 1962 году Общество Иисуса отошло от философии испанского иезуитского священника Франсиско Суареса о человеке в пользу «тейяровского эволюционного космогенеза». Христос Тейяра — это « Космический Христос » или «Омега» откровения. Он — эманация Бога, созданная из материи и пережившая природу эволюции, родившись в этом мире и умерев. Его воскресение из мертвых было не на небесах, а в ноосфере, области схождения всей духовности и духовных существ, где в конце времен будет ждать Христос. Когда земля достигнет своей точки Омега, все существующее станет единым с божественностью. [19]
Тейяр подтвердил роль Церкви в следующем письме Огюсту Валансену. Важно отметить, что он определяет эволюцию как научный феномен, приведенный в движение Богом – что наука и божественное взаимосвязаны и действуют друг через друга:
Я верю в Церковь, посредницу между Богом и миром[.] ... Церковь, рефлексивно христианизированную часть мира, Церковь, главный средоточие межчеловеческой близости через сверхблаготворительность, Церковь, центральную ось всеобщего сближения и точная точка соприкосновения Вселенной и Точки Омега. ... Католическая церковь, однако, должна не просто стремиться утвердить свое первенство и авторитет, но просто представить миру Вселенского Христа, Христа в человеческо-космическом измерении, как аниматора эволюции. [20]
Связанные понятия
[ редактировать ]Ускоряющееся расширение Вселенной
[ редактировать ]В 1998 году значение, измеренное на основе наблюдений сверхновых типа Ia, казалось, указывало на то, что то, что когда-то считалось временным космологическим расширением, на самом деле ускоряется. [21] Очевидное ускорение привело к дальнейшему отрицанию достоверности Точки Омега Типлера, поскольку необходимость финальной сингулярности большого сжатия является ключом к работоспособности Точки Омега. Однако Типлер считает, что точка Омега по-прежнему работоспособна, и это объясняет, почему во многих современных универсальных моделях по-прежнему требуется большое сжатие/финальная сингулярность. [22] [23]
Технологическая особенность
[ редактировать ]Технологическая сингулярность заключается в гипотетическом появлении общего искусственного интеллекта, способного к рекурсивному самосовершенствованию, что приведет к необратимому взрыву машинного интеллекта с неизвестным влиянием на человечество. [24] Эрик Стейнхарт, сторонник « христианского трансгуманизма », утверждает, что существует значительное совпадение идей между светской сингулярностью и . религиозной точкой Омега Тейяра [3] Стейнхарт цитирует Рэя Курцвейла , который заявил, что «эволюция неумолимо движется к нашей концепции Бога, хотя и никогда не достигает этого идеала». [3] [25] Как и Курцвейл, Тейяр предсказал период быстрых технологических изменений, которые приведут к слиянию человечества и технологий. Он считает, что это знаменует собой рождение ноосферы и появление «духа Земли», но тейяровская сингулярность наступает позже. В отличие от Курцвейля, уникальность Тейяра отмечена тем, что эволюция человеческого интеллекта достигла критической точки, в которой люди поднимаются от «сверхчеловека» к «постчеловеку». Он отождествляет это с христианской «парусией». [3]
В популярной культуре
[ редактировать ]Испанский художник Сальвадор Дали был знаком с теорией Тейяра де Шардена «Точка Омега». Говорят, что его картина 1959 года «Вселенский собор» представляет «взаимосвязанность» точки Омега. [26] «Точка Омега» Дона Делилло получила свое название от теории и включает в себя персонажа, изучающего Тейяра де Шардена. [27] Фланнери О'Коннор Знаменитый сборник рассказов отсылает к теории точки Омега в своем названии « Все, что поднимается, должно сходиться» , а писатель-фантаст Фредерик Пол ссылается на Фрэнка Типлера и точку Омега в своем рассказе 1998 года «Осада вечности». ". [28] Шотландский писатель и деятель контркультуры Грант Моррисон использовал точку Омега в качестве сюжетной линии в нескольких своих рассказах о Лиге справедливости Америки и Бэтмене. [29] [30] [31]
Книга Артура Кларка и Стивена Бакстера «Свет других дней» ссылается на Тейяра де Шардена и включает краткое объяснение точки Омега. [32] Итальянский писатель Валерио Евангелисти использовал точку Омега в качестве основной темы своего романа «Фантазма ди Эймериха» . [33] В романе Уильяма Питера Блатти «Экзорцист » персонаж отца Меррина отсылает к точке Омега. В 2021 году голландская симфоник-метал группа Epica выпустила свой восьмой студийный альбом Omega , в котором представлены концепции, связанные с теорией Omega Point. Гитарист и вокалист Epica Марк Янсен особо сослался на теорию Тейяра при описании концепции альбома. [34]
См. также
[ редактировать ]Связанные понятия:
- Апокатастасис
- Эсхатология
- Метасистемный переход
- Временная волна ноль
- Ноосфера
- Постчеловек
- Суперинтеллект
- Технологическая особенность
- Трансгуманизм
Связанные люди:
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кастильо, Маурисио (март 2012 г.). «Точка Омега и за ее пределами: Сингулярное событие» (PDF) . Американский журнал нейрорадиологии . 33 (3): 393–395. дои : 10.3174/ajnr.A2664 . ПМЦ 7966419 . ПМИД 21903920 . Проверено 6 июня 2015 г.
- ^ Хики, Майкл (07 марта 2016 г.). Дойти до конца: взгляд католика на последние времена . Лондон: УПА. п. 104. ИСБН 9780761867333 .
- ^ Jump up to: а б с д Стейнхарт, Эрик (2008). «Тейяр де Шарден и трансгуманизм» . Журнал эволюции и технологий . 20 (1): 1–22. ISSN 1541-0099 . Проверено 3 июня 2015 г.
- ^ Грин, Рональд (2012). «Вызов ценностям трансгуманизма». Отчет Гастингсского центра . 43 (4): 45–47. дои : 10.1002/hast.195 .
- ^ Лилли, Стивен (2013). «Трансцендировать или трансгрессировать?». Трансгуманизм и общество . Springer Briefs по философии. стр. 13–24. дои : 10.1007/978-94-007-4981-8_2 . ISBN 978-94-007-4980-1 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б Брайант, М. Дэррол (20 апреля 2018 г.). Из Галилеи: христианская мысль как великая беседа . Юджин, Орегон: Wipf and Stock Publishers. п. 300. ИСБН 9781532638497 .
- ^ Тейяр де Шарден, Пьер (2008). Феномен Человека . Перевод Уолла, Бернард. Нью-Йорк: Многолетняя современная мысль Харпера. п. 29 . ISBN 978-0061632655 .
- ^ Ливингстон, Дэвид (2013). Черный террор, белые солдаты: ислам, фашизм и новый век . Публикации Сабилиллы. п. 451. ИСБН 9781481226509 .
- ^ Файст, Ричард; Сладкий, Уильям (2013). Религия и проблемы науки . Берлингтон, Вирджиния: Ashgate Publishing, Ltd. с. 66. ИСБН 9781409477624 .
- ^ Jump up to: а б Типлер, Фрэнк Дж. (1994). Физика бессмертия: современная космология, Бог и воскресение мертвых (1-е изд. Anchor Books). Нью-Йорк: Anchor Books. п. стр. 111, 113, 115 . ISBN 978-0385467995 .
- ^ Медавар, сэр Питер. «Феномен человека» . bactra.org . Проверено 16 февраля 2018 г.
- ^ Тейяр де Шарден, Пьер (2008). Феномен человека . Перевод Уолла, Бернарда (1-е изд.). Нью-Йорк: Многолетняя современная мысль Харпера. п. 239 . ISBN 978-0061632655 .
- ^ Типлер, Фрэнк Дж. «Точка омега как эсхатон: ответы на вопросы Панненберга для ученых». Зайгон (журнал) 24.2 (1989): 217–253. «Излишне говорить, что терминология принадлежит Тейяру де Шардену...»
- ^ Эллис, Джордж Фрэнсис Рейнер (1994). «Благочестие в небе» (PDF) . Природа . 371 (6493): 115. Бибкод : 1994Natur.371..115E . дои : 10.1038/371115a0 . S2CID 36282720 . Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2012 г. Проверено 03 апреля 2018 г.
Это шедевр псевдонауки
- ^ Краусс, Лоуренс (май 2007 г.). «Опаснее глупости». Новый учёный . 194 (2603): 53. doi : 10.1016/S0262-4079(07)61199-3 .
У меня возникает искушение назвать новую книгу Типлера чепухой, но это было бы несправедливо по отношению к самому понятию чепухи.
- ^ «Странная история Фрэнка Дженнингса Типлера» . Скептический исследователь . 2008. Архивировано из оригинала 5 августа 2011 года . Проверено 21 сентября 2016 г.
Я начал задаваться вопросом, может ли эта книга быть тонкой и веселой мистификацией. К сожалению, это не так.
- ^ Треннерт-Хельвиг, Матиас (март 1995 г.). «Церковь как ось сближения в теологии и жизни Тейяра». Зайгон . 30 : 73–89. дои : 10.1111/j.1467-9744.1995.tb00052.x .
- ^ «6 «Если кажется, что такое мнение будет принято, что станет с никогда не меняющимися католическими догмами, что будет с единой и устоявшейся верой», L'Osservatore Romano , 19 сентября 1946 года.
- ^ Тейяр де Шарден, Пьер (1 января 1968 г.). Наука и Христос . Коллинз.
- ^ Тейяр де Шарден, Пьер (1948). «Мое фундаментальное видение». XI : 191–192.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Палмер, Джейсон (4 октября 2011 г.). «Нобелевская премия по физике присуждается за открытие ускоряющейся Вселенной» . Новости Би-би-си .
- ^ Приско, Джулио (26 сентября 2012 г.). «Интервью с Фрэнком Дж. Типлером (ноябрь 2002 г.)» . Церковь Тьюринга . Архивировано из оригинала 3 октября 2017 года . Проверено 2 октября 2017 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Интервью Белой Гардении с Фрэнком Типлером . Декабрь 2015.
- ^ Чалмерс, Дэвид. «Необычность: философский анализ». Журнал исследований сознания 17.9-10 (2010): 7-65.
- ^ Курцвейл, Рэй (2005). Сингулярность уже близко . Нью-Йорк: Книги Викингов. ISBN 978-0-670-03384-3 . , с. 476; см. также стр. 375, 389-390.
- ^ «Искусство VCE: Вселенский Собор» (PDF) . Образовательный ресурс Национальной галереи Виктории.
- ^ Делилло, Дон (2010). Точка Омега . Скрибнер.
- ^ Пол, Фредерик (1998). Осада Вечности . Тор Научная фантастика. ISBN 978-0812577662 .
- ^ Моррисон, Грант. Пример страницы из фильма «Бэтмен: Возвращение Брюса Уэйна № 2» (июнь 2010 г.). Комиксы DC.
- ^ Моррисон, Грант. Пример страницы из третьего тома JLA : « Скала веков ».
- ^ Моррисон, Грант. Пример страницы из фильма «Бэтмен: Возвращение Брюса Уэйна №6» (ноябрь 2010 г.). Комиксы DC.
- ^ Кларк, Артур К. (2001). Свет других дней . Том Доэрти Ассошиэйтс. п. 331. ИСБН 978-0-812-57640-5 .
- ^ Евангелисти, Валерио (2018). Призрак Эймериха . Мондадори. ISBN 978-8804702245 .
- ^ Янсен, Марк, ВЛОГ Epica с сессий записи Omega .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Шаг истории компьютеров к ожидаемой точке Омега , Юрген Шмидхубер , из книги «Новый искусственный интеллект: общее, звуковое и актуальное для физики», в под ред. Б. Герцеля и К. Пенначина: Общий искусственный интеллект , стр. 175-198, 2006.
- Очерки Типлера о точке Омега
- Институт исследований эволюции человека
- Принстонский проект «Ноосфера» цитирует Тейяра де Шардена