Jump to content

Феномен человека

Феномен человека
Автор Пьер Тейяр де Шарден
Оригинальное название Человеческий феномен
Переводчик Бернард Уолл [1]
Язык Французский
Предметы Космология , Эволюция , Философская антропология
Издатель Издания дю Сеуиль [2] (Франция)
Харпер и братья [1] (НАС)
Уильям Коллинз (Великобритания)
Дата публикации
1955 [2]
Место публикации Франция
Опубликовано на английском языке
1959 [1]
Тип носителя Распечатать
Страницы 347 (французский) [2]
318 (английский) [1]
Класс ЛК BD512БД512.Т413

«Феномен человека» (фр. Le phénomène humain ) — эссе французского геолога, палеонтолога , философа и -иезуита священника Пьера Тейяра де Шардена . В этой работе Тейяр описывает эволюцию как процесс, ведущий к возрастанию сложности, завершающийся объединением сознания . Текст был написан в 1930-е годы, но опубликован лишь посмертно, в 1955 году.

По сути, работа направлена ​​​​на объединение нескольких научных областей в соответствии с междисциплинарным подходом автора в его собственной карьере с принципами религии и более широким человеческим пониманием существования в единое целое. Сосредотачиваясь на биологической эволюции, Шарден формулирует видение самой Вселенной как постепенно увеличивающейся сложности и единства от раннего хаоса к еще большему единству. Опираясь на свое религиозное христианство, автор выступает за морально-идеалистическое понимание человеческой природы , посредством которого социальное развитие под бдительным оком Бога в конечном итоге приведет к полному примирению всех вещей и окончательному состоянию абсолютного коллективного сознания , которое Шарден назвал « Точка Омега ». Таким образом, окончательное состояние истории произойдет так, что все создания вселенной будут существовать вместе с Иисусом Христом как « Логос » или священное «Слово».

Первоначально книга была опубликована и вызвала резкие отзывы ученых. Римско -католическая церковь как институт также дистанцировалась от точки зрения Шардена. Однако недавние комментарии религиозных деятелей, таких как Папа Бенедикт XVI, оказались благоприятными. Положительные отзывы появились также в популярной прессе, такой как The New York Times .

История публикаций

[ редактировать ]

Эссе было написано в 1930-х годах и явилось результатом более короткого эссе с тем же названием, опубликованного в 1930 году. [3] Тейяр подготовил ее к публикации, но умер 10 апреля 1955 года, еще до появления книги. Он был опубликован еще в год его смерти в издательстве Éditions du Seuil , католическом интеллектуале Жане Плакеване (1901–1965). Эссе было напечатано в том виде, в каком оно было подготовлено Тейяром, без предисловия редактора, но с кратким предисловием или предисловием и кратким приложением самого Тейяра, датированными мартом 1947 и октябрем 1948 года соответственно. [4]

Английский перевод Бернарда Уолла был опубликован в 1959 году. Предисловие к английской версии было написано одним из ключевых защитников естественного отбора и эволюции 20-го века и соавтором современного синтеза в биологии Джулианом Хаксли .

Новое английское издание и перевод были опубликованы в 1999 году. [5]

Краткое содержание

[ редактировать ]

Тейяр рассматривает эволюцию как процесс, ведущий к увеличению сложности. От клетки до мыслящего животного процесс психической концентрации ведет к большему сознанию . [6] Появление Homo sapiens знаменует собой начало новой эпохи, поскольку способность сознания, обретенная для обращения в самого себя, поднимает человечество на новую сферу. [7] Заимствуя выражение Хаксли, Тейяр описывает человечество как эволюцию, осознающую себя. [8]

В концепции Тейяра об эволюции вида коллективная идентичность начинает развиваться по мере увеличения торговли и передачи идей. [9] Знания накапливаются и передаются на возрастающих уровнях глубины и сложности. [10] Это приводит к дальнейшему увеличению сознания и возникновению мыслящего слоя, окутывающего Землю. [11] Тейяр называет новую мембрану « ноосферой » (от греческого « ноус », что означает разум). Ноосфера — это коллективное сознание человечества, сеть мыслей и эмоций, в которую все погружены. [12]

Развитие науки и техники вызывает расширение сферы влияния человека, позволяя человеку одновременно присутствовать в каждом уголке мира. Тейяр утверждает, что человечество, таким образом, стало космополитом, натянув единую организованную мембрану на Землю. [13] Тейяр описывает процесс, посредством которого это происходит, как «гигантскую психобиологическую операцию, своего рода мегасинтез, «сверхорганизацию», которой сегодня индивидуально и коллективно подчиняются все мыслящие элементы Земли». [11] Быстрое расширение ноосферы требует новой области психического расширения, которая «смотрит нам в лицо, если мы только поднимем голову и посмотрим на нее». [14]

По мнению Тейяра, кульминацией эволюции станет Точка Омега , своего рода высшее сознание. Слои сознания сойдутся в Омеге, сплавляя и поглощая их в себе. [15] Концентрация сознательной вселенной заново соберет в себе все сознания, а также все, что мы сознаем. [16] Тейяр подчеркивает, что каждая отдельная грань сознания останется сознательной в конце процесса. [17]

Коллега-ученый и сторонник мысли Тейяра Джулиан Хаксли резюмировал подход Тейяра следующим образом:

«До появления человека жизнь состояла из огромного множества отдельных ветвей, связанных лишь неорганизованной структурой экологического взаимодействия. Зарождающееся развитие человечества в единую психосоциальную единицу, с единым... общим пулом мыслей, является обеспечение эволюционного процесса зачатками головы. Остаётся нашим потомкам организовать это... более адекватно, чтобы дать возможность человечеству полнее понять процесс эволюции на Земле и более адекватно направлять его... [ поскольку] в современном научном человеке эволюция наконец-то начала осознавать себя [.] [...] Тейяр... подразумевает, что [мы] должны рассматривать межмыслящее человечество как новый тип организма, судьба которого — реализовать новые возможности для развития жизни на этой планете». [18]

Джулиан Хаксли во введении , датированном декабрем 1958 года, сравнивает идею Тейяра с его собственными попытками, опубликованными в книге «Уникальность человека» (1941), но предпринимавшимися еще до Первой мировой войны, объединить гуманизм и биологическую эволюцию как единый процесс, но разделенный «критическая точка».

В 1961 году Питер Медавар , британский иммунолог и лауреат Нобелевской премии, написал презрительную рецензию на книгу для журнала Mind . [19] называя ее «мешочком фокусов» и говоря, что автор проявил «активную готовность быть обманутым»: «Большая часть ее, я покажу, есть чепуха, наряженная разнообразными метафизическими тщеславиями, и ее автор может быть оправдан в нечестности только на том основании, что, прежде чем обмануть других, он приложил большие усилия, чтобы обмануть самого себя». Ричард Докинз в «Расплетении радуги» (1998) называет обзор Медавара «разрушительным» и характеризует «Феномен человека» как «квинтэссенцию плохой поэтической науки». [20]

Публикации Тейяра были восприняты церковными властями со скептицизмом при его жизни, и хотя Священная канцелярия ни разу не включила ни одно из сочинений Тейяра в Индекс запрещенных книг , в 1962 году она все же опубликовала монитум или «предупреждение», особенно против недавняя популярность посмертно опубликованных произведений Тейяра: [21]

Несколько работ о. Пьера Тейяра де Шардена, некоторые из которых были опубликованы посмертно, редактируются и пользуются большим успехом. Воздерживаясь от суждения о тех вопросах, которые касаются позитивных наук, достаточно ясно, что вышеупомянутые работы изобилуют такими двусмысленностями и даже серьезными ошибками, которые оскорбляют католическое учение. По этой причине самые выдающиеся и наиболее почитаемые отцы Священной Канцелярии призывают всех Ординариев, а также настоятелей религиозных институтов, ректоров семинарий и ректоров университетов эффективно защищать умы, особенно молодежь, от опасностей, которые представляют собой по произведениям о. Тейяр де Шарден и его последователи.

Таким образом, работа Тейяра в 1960-е годы вызвала осуждение как со стороны ученых, так и со стороны церковных властей. В явной противоположности этому, работа была оценена одобрительно как со стороны научных [ сомнительно обсудить ] и богословская точка зрения в последние годы: Что касается церкви, Папа Бенедикт XVI одобрительно сослался на концепцию Тейяра « Точка Омега » в размышлениях над Посланием к римлянам во время вечерни в соборе Аосты в 2009 году. «Святой Павел пишет, что однажды мир сам станет формой живого поклонения», - прокомментировал Тейяра папа: [22]

Это великое видение позднее было у Тейяра де Шардена: в конце нас ждет настоящая космическая литургия, в которой космос станет живым хозяином. Помолимся Господу, чтобы Он помог нам быть священниками в этом смысле, помочь в преображении мира в поклонении Богу, начиная с самих себя.

С тех пор наблюдатели высказывают предположения о возможной отмене Monitum 1962 года со стороны Папы Франциска . [21]

Описание сознания и точки Омега, данное Тейхардом, было охарактеризовано как пророчество информационного века и концепции технологической сингулярности . Еще в 1995 году в статье в Wired говорилось, что «Тейяр предвидел появление Сети более чем за полвека до ее появления»: [23]

Тейяр представил себе стадию эволюции, характеризующуюся сложной оболочкой информации, окутывающей земной шар и подпитываемой человеческим сознанием. Это звучит немного необычно, пока вы не подумаете о Сети, этой огромной электронной сети, окружающей Землю, проходящей от точки к точке через нервное созвездие проводов.

Биолог-эволюционист Дэвид Слоан Уилсон в своей книге « Этот взгляд на жизнь: завершение дарвиновской революции» в 2019 году хвалит книгу Тейяра как «во многом научно пророческую» и считает свою собственную работу «обновленной версией « Феномена человека »: [24]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д «Феномен человека» . Запись каталога Библиотеки Конгресса . Библиотека Конгресса . Проверено 31 июля 2010 г.
  2. ^ Jump up to: а б с «Человеческое явление» . Запись каталога Библиотеки Конгресса . Библиотека Конгресса . Проверено 31 июля 2010 г.
  3. ^ Пьер Тейяр де Шарден, «Человеческий феномен», Revue des questions scientifique , 1930, стр. 390–406, халшс-00817070 .
  4. ^ Париж, Éditions du Seuil [1955], переиздано в 1970 году.
  5. ^ Пьер Тейяр де Шарден, Человеческий феномен; новое издание и перевод «Человеческого явления» Сары Эпплтон-Вебер; с предисловием Брайана Свимма Брайтона [Великобритания]; Портленд, Ор. : Sussex Academic Press, (1999), переиздано в 2003 и 2015 гг., ISBN   978-1902210308 .
  6. ^ Феномен человека , Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 169.
  7. ^ Феномен человека , Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 165.
  8. ^ Феномен человека , Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 220.
  9. ^ Феномен человека , Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 205.
  10. ^ Феномен человека , Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 178.
  11. ^ Jump up to: а б Феномен человека , Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 244.
  12. ^ Феномен человека , Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 278.
  13. ^ Феномен человека , Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 241.
  14. ^ Феномен человека , Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 253.
  15. ^ Феномен человека , Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 259.
  16. ^ Феномен человека , Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 261.
  17. ^ Феномен человека , Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 262.
  18. ^ Феномен человека, Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 20.
  19. ^ Медавар, Питер (1961). «Критическое замечание» . Разум . ЛХХ (277). Издательство Оксфордского университета : 99–106. дои : 10.1093/mind/LXX.277.99 .
  20. ^ Докинз, Ричард (5 апреля 2000 г.). Расплетая радугу: наука, заблуждения и тяга к чудесам . Хоутон Миффлин Харкорт. стр. 320–. ISBN  0-547-34735-9 .
  21. ^ Jump up to: а б О'Коннелл, Джерард (21 ноября 2017 г.). «Уберет ли Папа Франциск «предупреждение» Ватикана из сочинений Тейяра де Шардена?» . Америка . Архивировано из оригинала 22 ноября 2017 года . Проверено 21 ноября 2017 г.
  22. ^ Аллен-младший, Джон Л. (28 июля 2009 г.). «Поуп цитирует тейяровское видение космоса как «живого хозяина» » . Национальный католический репортер . Проверено 24 сентября 2009 г.
  23. ^ Крейсберг, Дженнифер Кобб (июнь 1995 г.). «Глобус, облаченный в мозг» . Проводной . Проверено 31 июля 2010 г.
  24. ^ Уилсон, Дэвид Слоан (26 февраля 2019 г.). Этот взгляд на жизнь: завершение дарвиновской революции . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN  978-1101870211 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9db2ac4f3c8cffdc3e91f0a3f2d3bc7f__1716342360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/7f/9db2ac4f3c8cffdc3e91f0a3f2d3bc7f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Phenomenon of Man - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)