Феномен человека
![]() | |
Автор | Пьер Тейяр де Шарден |
---|---|
Оригинальное название | Человеческий феномен |
Переводчик | Бернард Уолл [1] |
Язык | Французский |
Предметы | Космология , Эволюция , Философская антропология |
Издатель | Издания дю Сеуиль [2] (Франция) Харпер и братья [1] (НАС) Уильям Коллинз (Великобритания) |
Дата публикации | 1955 [2] |
Место публикации | Франция |
Опубликовано на английском языке | 1959 [1] |
Тип носителя | Распечатать |
Страницы | 347 (французский) [2] 318 (английский) [1] |
Класс ЛК | BD512БД512.Т413 |
«Феномен человека» (фр. Le phénomène humain ) — эссе французского геолога, палеонтолога , философа и -иезуита священника Пьера Тейяра де Шардена . В этой работе Тейяр описывает эволюцию как процесс, ведущий к возрастанию сложности, завершающийся объединением сознания . Текст был написан в 1930-е годы, но опубликован лишь посмертно, в 1955 году.
По сути, работа направлена на объединение нескольких научных областей в соответствии с междисциплинарным подходом автора в его собственной карьере с принципами религии и более широким человеческим пониманием существования в единое целое. Сосредотачиваясь на биологической эволюции, Шарден формулирует видение самой Вселенной как постепенно увеличивающейся сложности и единства от раннего хаоса к еще большему единству. Опираясь на свое религиозное христианство, автор выступает за морально-идеалистическое понимание человеческой природы , посредством которого социальное развитие под бдительным оком Бога в конечном итоге приведет к полному примирению всех вещей и окончательному состоянию абсолютного коллективного сознания , которое Шарден назвал « Точка Омега ». Таким образом, окончательное состояние истории произойдет так, что все создания вселенной будут существовать вместе с Иисусом Христом как « Логос » или священное «Слово».
Первоначально книга была опубликована и вызвала резкие отзывы ученых. Римско -католическая церковь как институт также дистанцировалась от точки зрения Шардена. Однако недавние комментарии религиозных деятелей, таких как Папа Бенедикт XVI, оказались благоприятными. Положительные отзывы появились также в популярной прессе, такой как The New York Times .
История публикаций
[ редактировать ]Эссе было написано в 1930-х годах и явилось результатом более короткого эссе с тем же названием, опубликованного в 1930 году. [3] Тейяр подготовил ее к публикации, но умер 10 апреля 1955 года, еще до появления книги. Он был опубликован еще в год его смерти в издательстве Éditions du Seuil , католическом интеллектуале Жане Плакеване (1901–1965). Эссе было напечатано в том виде, в каком оно было подготовлено Тейяром, без предисловия редактора, но с кратким предисловием или предисловием и кратким приложением самого Тейяра, датированными мартом 1947 и октябрем 1948 года соответственно. [4]
Английский перевод Бернарда Уолла был опубликован в 1959 году. Предисловие к английской версии было написано одним из ключевых защитников естественного отбора и эволюции 20-го века и соавтором современного синтеза в биологии Джулианом Хаксли .
Новое английское издание и перевод были опубликованы в 1999 году. [5]
Краткое содержание
[ редактировать ]Тейяр рассматривает эволюцию как процесс, ведущий к увеличению сложности. От клетки до мыслящего животного процесс психической концентрации ведет к большему сознанию . [6] Появление Homo sapiens знаменует собой начало новой эпохи, поскольку способность сознания, обретенная для обращения в самого себя, поднимает человечество на новую сферу. [7] Заимствуя выражение Хаксли, Тейяр описывает человечество как эволюцию, осознающую себя. [8]
В концепции Тейяра об эволюции вида коллективная идентичность начинает развиваться по мере увеличения торговли и передачи идей. [9] Знания накапливаются и передаются на возрастающих уровнях глубины и сложности. [10] Это приводит к дальнейшему увеличению сознания и возникновению мыслящего слоя, окутывающего Землю. [11] Тейяр называет новую мембрану « ноосферой » (от греческого « ноус », что означает разум). Ноосфера — это коллективное сознание человечества, сеть мыслей и эмоций, в которую все погружены. [12]
Развитие науки и техники вызывает расширение сферы влияния человека, позволяя человеку одновременно присутствовать в каждом уголке мира. Тейяр утверждает, что человечество, таким образом, стало космополитом, натянув единую организованную мембрану на Землю. [13] Тейяр описывает процесс, посредством которого это происходит, как «гигантскую психобиологическую операцию, своего рода мегасинтез, «сверхорганизацию», которой сегодня индивидуально и коллективно подчиняются все мыслящие элементы Земли». [11] Быстрое расширение ноосферы требует новой области психического расширения, которая «смотрит нам в лицо, если мы только поднимем голову и посмотрим на нее». [14]
По мнению Тейяра, кульминацией эволюции станет Точка Омега , своего рода высшее сознание. Слои сознания сойдутся в Омеге, сплавляя и поглощая их в себе. [15] Концентрация сознательной вселенной заново соберет в себе все сознания, а также все, что мы сознаем. [16] Тейяр подчеркивает, что каждая отдельная грань сознания останется сознательной в конце процесса. [17]
Коллега-ученый и сторонник мысли Тейяра Джулиан Хаксли резюмировал подход Тейяра следующим образом:
«До появления человека жизнь состояла из огромного множества отдельных ветвей, связанных лишь неорганизованной структурой экологического взаимодействия. Зарождающееся развитие человечества в единую психосоциальную единицу, с единым... общим пулом мыслей, является обеспечение эволюционного процесса зачатками головы. Остаётся нашим потомкам организовать это... более адекватно, чтобы дать возможность человечеству полнее понять процесс эволюции на Земле и более адекватно направлять его... [ поскольку] в современном научном человеке эволюция наконец-то начала осознавать себя [.] [...] Тейяр... подразумевает, что [мы] должны рассматривать межмыслящее человечество как новый тип организма, судьба которого — реализовать новые возможности для развития жизни на этой планете». [18]
Прием
[ редактировать ]Джулиан Хаксли во введении , датированном декабрем 1958 года, сравнивает идею Тейяра с его собственными попытками, опубликованными в книге «Уникальность человека» (1941), но предпринимавшимися еще до Первой мировой войны, объединить гуманизм и биологическую эволюцию как единый процесс, но разделенный «критическая точка».
В 1961 году Питер Медавар , британский иммунолог и лауреат Нобелевской премии, написал презрительную рецензию на книгу для журнала Mind . [19] называя ее «мешочком фокусов» и говоря, что автор проявил «активную готовность быть обманутым»: «Большая часть ее, я покажу, есть чепуха, наряженная разнообразными метафизическими тщеславиями, и ее автор может быть оправдан в нечестности только на том основании, что, прежде чем обмануть других, он приложил большие усилия, чтобы обмануть самого себя». Ричард Докинз в «Расплетении радуги» (1998) называет обзор Медавара «разрушительным» и характеризует «Феномен человека» как «квинтэссенцию плохой поэтической науки». [20]
Публикации Тейяра были восприняты церковными властями со скептицизмом при его жизни, и хотя Священная канцелярия ни разу не включила ни одно из сочинений Тейяра в Индекс запрещенных книг , в 1962 году она все же опубликовала монитум или «предупреждение», особенно против недавняя популярность посмертно опубликованных произведений Тейяра: [21]
Несколько работ о. Пьера Тейяра де Шардена, некоторые из которых были опубликованы посмертно, редактируются и пользуются большим успехом. Воздерживаясь от суждения о тех вопросах, которые касаются позитивных наук, достаточно ясно, что вышеупомянутые работы изобилуют такими двусмысленностями и даже серьезными ошибками, которые оскорбляют католическое учение. По этой причине самые выдающиеся и наиболее почитаемые отцы Священной Канцелярии призывают всех Ординариев, а также настоятелей религиозных институтов, ректоров семинарий и ректоров университетов эффективно защищать умы, особенно молодежь, от опасностей, которые представляют собой по произведениям о. Тейяр де Шарден и его последователи.
Таким образом, работа Тейяра в 1960-е годы вызвала осуждение как со стороны ученых, так и со стороны церковных властей. В явной противоположности этому, работа была оценена одобрительно как со стороны научных [ сомнительно – обсудить ] и богословская точка зрения в последние годы: Что касается церкви, Папа Бенедикт XVI одобрительно сослался на концепцию Тейяра « Точка Омега » в размышлениях над Посланием к римлянам во время вечерни в соборе Аосты в 2009 году. «Святой Павел пишет, что однажды мир сам станет формой живого поклонения», - прокомментировал Тейяра папа: [22]
Это великое видение позднее было у Тейяра де Шардена: в конце нас ждет настоящая космическая литургия, в которой космос станет живым хозяином. Помолимся Господу, чтобы Он помог нам быть священниками в этом смысле, помочь в преображении мира в поклонении Богу, начиная с самих себя.
С тех пор наблюдатели высказывают предположения о возможной отмене Monitum 1962 года со стороны Папы Франциска . [21]
Описание сознания и точки Омега, данное Тейхардом, было охарактеризовано как пророчество информационного века и концепции технологической сингулярности . Еще в 1995 году в статье в Wired говорилось, что «Тейяр предвидел появление Сети более чем за полвека до ее появления»: [23]
Тейяр представил себе стадию эволюции, характеризующуюся сложной оболочкой информации, окутывающей земной шар и подпитываемой человеческим сознанием. Это звучит немного необычно, пока вы не подумаете о Сети, этой огромной электронной сети, окружающей Землю, проходящей от точки к точке через нервное созвездие проводов.
Биолог-эволюционист Дэвид Слоан Уилсон в своей книге « Этот взгляд на жизнь: завершение дарвиновской революции» в 2019 году хвалит книгу Тейяра как «во многом научно пророческую» и считает свою собственную работу «обновленной версией « Феномена человека »: [24]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Феномен человека» . Запись каталога Библиотеки Конгресса . Библиотека Конгресса . Проверено 31 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с «Человеческое явление» . Запись каталога Библиотеки Конгресса . Библиотека Конгресса . Проверено 31 июля 2010 г.
- ^ Пьер Тейяр де Шарден, «Человеческий феномен», Revue des questions scientifique , 1930, стр. 390–406, халшс-00817070 .
- ^ Париж, Éditions du Seuil [1955], переиздано в 1970 году.
- ^ Пьер Тейяр де Шарден, Человеческий феномен; новое издание и перевод «Человеческого явления» Сары Эпплтон-Вебер; с предисловием Брайана Свимма Брайтона [Великобритания]; Портленд, Ор. : Sussex Academic Press, (1999), переиздано в 2003 и 2015 гг., ISBN 978-1902210308 .
- ^ Феномен человека , Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 169.
- ^ Феномен человека , Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 165.
- ^ Феномен человека , Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 220.
- ^ Феномен человека , Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 205.
- ^ Феномен человека , Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 178.
- ^ Jump up to: а б Феномен человека , Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 244.
- ^ Феномен человека , Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 278.
- ^ Феномен человека , Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 241.
- ^ Феномен человека , Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 253.
- ^ Феномен человека , Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 259.
- ^ Феномен человека , Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 261.
- ^ Феномен человека , Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 262.
- ^ Феномен человека, Harper Torchbooks, Монастырская библиотека, Harper & Row, Publishers, 1961, стр. 20.
- ^ Медавар, Питер (1961). «Критическое замечание» . Разум . ЛХХ (277). Издательство Оксфордского университета : 99–106. дои : 10.1093/mind/LXX.277.99 .
- ^ Докинз, Ричард (5 апреля 2000 г.). Расплетая радугу: наука, заблуждения и тяга к чудесам . Хоутон Миффлин Харкорт. стр. 320–. ISBN 0-547-34735-9 .
- ^ Jump up to: а б О'Коннелл, Джерард (21 ноября 2017 г.). «Уберет ли Папа Франциск «предупреждение» Ватикана из сочинений Тейяра де Шардена?» . Америка . Архивировано из оригинала 22 ноября 2017 года . Проверено 21 ноября 2017 г.
- ^ Аллен-младший, Джон Л. (28 июля 2009 г.). «Поуп цитирует тейяровское видение космоса как «живого хозяина» » . Национальный католический репортер . Проверено 24 сентября 2009 г.
- ^ Крейсберг, Дженнифер Кобб (июнь 1995 г.). «Глобус, облаченный в мозг» . Проводной . Проверено 31 июля 2010 г.
- ^ Уилсон, Дэвид Слоан (26 февраля 2019 г.). Этот взгляд на жизнь: завершение дарвиновской революции . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-1101870211 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]