Такемото Гидаю
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2010 г. ) |
Такемото Гидаю ( Такэмото Гидаю , 1651 — 18 октября 1714) был дзёрури . [ 1 ] певец и создатель стиля распевного повествования для японского , кукольного театра который используется до сих пор. Имя « гидаю » с тех пор стало термином для всех певцов дзёрури . [ нужна ссылка ] Он был близким соратником известного драматурга Тикамацу Мондзаэмона , а также основателем и руководителем кукольного театра Такемото-дза .
Первоначально известный как Киемидзу Горобэй, в 1701 году он взял имя Такемото Гидаю-но Дзё.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]
Гидаю был родом из района Тэннодзи в Осаке , первоначально выступал в Киото в качестве ученика Удзи Каганодзё. В 1684 году он покинул Каганодзё и Киото, вернувшись в Осаку и основав театр Такемото-дза . Год после его прибытия стал свидетелем соревнования между Гидаю и Каганодзё за публику в Осаке, а также ряда неудачных туров по сельской местности, но также ознаменовал начало сотрудничества Гидаю с Чикамацу , с которым он встретился в Киото. Вместе пара пересмотрела традиционные элементы дзёрури и заново изобрела форму, превратив ее в форму, которая будет популярна на протяжении большей части периода Эдо и которую она сохраняет сегодня.
Тихиросю ( « Сборник на тысячу саженей»), первая опубликованная работа Гидаю, была написана в 1686 году, хотя его самый важный трактат вышел в следующем году. Дзёкё ёнэн Гидаю данмоносю («Сборник сцен Дзёрури четвёртого года Дзёкё »), как и другие его работы, содержал длинное предисловие, содержащее элементы теорий и взглядов Гидаю относительно театра и представлений. Этот текст оставался основополагающим для исполнителей дзёрури до конца XIX века.
Хотя Гидаю полностью признавал старые традиционные формы, на которые опирался Джорури , он считал свое искусство современным творением и, как известно, высмеивал тех, кто ценил происхождение и традиции выше мастерства и прекрасного исполнения. Его сочинения также заложили основу для структуры пьес дзёрури , основанных на пьесах, описанных Дзеами Мотокиё для театра Но . Спектакль, построенный по схеме Гидаю, состоит из пяти действий, которые разыгрываются в течение целого дня. Первый акт представляет собой благоприятное начало, второй характеризуется конфликтом, третий, кульминация пьесы, - трагедией и пафосом, четвертый - легким митиюки (сцена путешествия), а пятый - быстрым и благоприятным завершением.
Гидаю вместе со всеми певцами дзёрури в традиции после него пел повествование пьесы в одиночку, вместе со всеми произнесенными (или спетыми) строками каждого персонажа. Стиль пения резко меняется между речью и пением и основан на обозначениях, эксклюзивных для дзёрури , вписанных в копию сценария певца. Певцы не могут исполнять всю пьесу, меняясь местами с другим певцом после акта, двух или трех, но они очень редко выступают одновременно с другим певцом. Все эти и многие другие традиции и формы созданы или существенно изменены Гидаю.
Его сын Такемото Сейдаю последовал за ним на посту директора Такемото-дза и продолжил стиль и формы, установленные Гидаю.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Хотя японский кукольный театр более известен на английском языке как «бунраку», этот термин относится к конкретной школе представления, основанной почти через 200 лет после времен Гидаю.
Ссылки
[ редактировать ]- Герстл, Дрю. Чикамацу: Пять поздних пьес . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 2001. стр. 10–18.