Джокамачи
Дзёкамати , ( город-замок букв . « город-замок » ) были центрами владений феодалов в средневековой Японии. [ 1 ] Дзёкамати представляли собой новую, концентрированную военную мощь даймё , в которой ранее децентрализованные оборонные ресурсы были сосредоточены вокруг единой центральной цитадели. [ 2 ] Эти города не обязательно формировались вокруг замков после периода Эдо ; некоторые из них известны как дзиньямати — города, возникшие вокруг джинья или правительственных учреждений, не предназначенных для оказания военных услуг. В широком смысле дзёкамати включает в себя дзиньямати . Его также называют дзёка , как это было распространено до раннего Нового времени.



История
[ редактировать ]Истоки дзёкамати восходят к периоду Камакура , но только в 1570-х годах Сэнгоку дзёкамати периода стали доминировать в других типах городов. [ 2 ] [ 3 ]
Дзёкамати , в можно разделить на сюго дзёкамати которых городом-замком управляет местный даймё . В то время как сюго дзёкамати были политическими центрами княжества, экономическая деятельность была более активной в городах, которые развивались вокруг святынь и храмов ( мондзэн мати ) и портовых городов ( минато мати ). В середине 16 века города-замки разрослись и стали одновременно резиденцией даймё и политическим центром княжества ( сэнгоку дзёкамати ). [ 4 ]
Дзёкамати функционирует как военная база, представленная замком, и как административный и торговый город. Ода Нобунага внес наибольший вклад в развитие дзёкамати раннего Нового времени . Ода стремился продвигать хейнобунри (отличать класс самураев от остальных, предоставляя привилегированный статус самураям и разоружая фермеров и остальных), заставляя класс самураев жить в дзёкамати , одновременно создавая ракуити-ракудза (свободные рынки и открытые гильдии), чтобы стимулировать мерчендайзинг и торговлю. Дзёкамати процветал ещё больше при Тоётоми Хидэёси режиме , чей политический и коммерческий эпицентр Осака -дзёка стал очень процветающим как центр сырьевых товаров. Осака продолжала оставаться деловым центром в период Эдо и называлась «кухней земли».
в мире Большинство городов-крепостей состоят из замка и города внутри оборонительных стен. В то время как в Японии были города и деревни, окруженные рвами и земляными насыпями , такие как Сакаи , дзёкамати изначально имел рвы и стены только вокруг замка феодала и не строил стены вокруг всего города. Однако по мере того, как дзёкамати развивался и увеличивал свою экономическую и политическую ценность, он требовал защиты от войн и беспорядков. Все больше и больше городов строилось со рвами и оборонительными стенами, стиль которых известен как со-гамэ (периметр полной защиты), и постепенно они стали напоминать города, обнесенные стеной.
В период Эдо дзёкамати служил не столько военной базой, сколько политической и экономической столицей правительства сёгуната и владений феодалов . Этот сдвиг был результатом отсутствия войн на протяжении всего периода Эдо и того факта, что большинство ханьских лордов время от времени переводились из одного владения в другое и, таким образом, мало были привязаны к городу как таковому (хотя урожайность сельскохозяйственных культур оставалась предметом внимания). . Географические местоположения, которые подчеркивали оборонительные способности замков, не обязательно обеспечивали хороший доступ, и во многих случаях, когда города все больше становились торговыми центрами, они покидали свои замки и перемещали свою правительственную базу в Цзинья.
Население дзёкамати , которого насчитывалось около 300, разнообразно. Существуют крупные дзёкамати, такие как Канадзава и Сендай есть небольшие дзёкамати, , с населением около 120 000 жителей, самураев и торговцев вместе взятые, в то время как в районе Тохоку такие как Камэда, с населением около 4 000 человек. Во многих случаях население составляет где-то около 10 000 человек.
Городская структура
[ редактировать ]Проект дзёкамати был направлен на стимулирование торговли путём переделки ближайшей главной дороги, проходящей через город, так, чтобы движение транспорта происходило внутри дзёка . Главная дорога проходила через переднюю часть замка, а не заднюю, чтобы продемонстрировать мощь власти, независимо от возможных географических проблем.
Дзёкамачи воплотил в жизнь различные идеи по усилению защиты города. Чтобы предотвратить вторжения, они умело использовали реки и другие территории, рыли рвы, строили земляные насыпи и каменные стены, а иногда строили тяжелые ворота, такие как ворота Масугата , если город считался стратегически важным. Внутри дзёка дома были плотно расположены по обе стороны от главной улицы, чтобы затруднить прямой обзор замка, а дороги были изогнуты или имели тупики, чтобы удлинить путь к замку. В небольших частях города были построены заборы и деревянные ворота, которые на ночь закрывались охранниками, чтобы отогнать злоумышленников. Рвы также использовались как каналы и играли большую роль в распределении товаров.
Эти города, как правило, существовали вокруг речных террас на востоке Японии и дельт, обращенных к океану на западе Японии, в то время как такие города, как Хиконэ , Зезе и Сува, примыкали к озеру как часть дзёкамати «озёрного типа» .
Внутри дзёкамати замок окружали более мелкие районы, такие как Самурай-мати, Асигару-мати, Тёнин и Тера-мати. Самурай-мати — это район самурайских поместий, также известный как Самурай-ясики. В принципе, вассалы более высокого ранга владели поместьем ближе к замку. Современные города с такими названиями, как Санге, Камиясики-мати, Ситаясики-мати, являются потомками Самураев-мати. Людей с более низким статусом, таких как Асигару, часто заставляли жить на окраинах районов Тёнин. Сегодня города с такими названиями, как Банчо, Юминочо и Теппочо, обычно являются тем, что изначально называлось Асигару-мати.
Тёнин-чи (район Чонин) — это район торговцев и ремесленников, расположенный за пределами Самураи-мати. Жители деревни, жившие рядом с дзёкамати, на момент переезда проживали в Тёнин-чи. Купцы и ремесленники были распределены в соответствии с их родом занятий. Сегодня города носят такие названия, как Гофуку-мати («город одежды»), Абурая-чо («нефтяной город»), Дайку-мати («город плотников»), Кадзи-мати («город кузнецов») и Коя-тё ( «городок красителей») являются остатками Тёнин-чи. Тёнин-чи были меньше по размеру земли на семью по сравнению с Самурай-мати и располагались вдоль улиц. Вот почему дом Тёнина имел узкий вход и большую глубину и назывался «гнездом угря». В нем было два этажа, но второй этаж использовался как кладовая, чтобы не смотреть вниз на феодала.
Тера-мати располагался на внешнем краю дзёкамати и образовывал ряд больших храмов . Это способствовало усилению обороны города.
Современное присутствие
[ редактировать ]Сегодня в Японии более половины городов с населением более 100 000 человек — это бывшие дзёкамати . Их внешний вид изменился из-за сильных пожаров, военного ущерба и городского развития. Городов с какими-либо признаками первоначального дзёкамати становится все меньше, а тех, в которых сохранилась вся территория, очень мало. Однако во многих бывших дзёкамати сохранились остатки старого городского дизайна, хотя и частично, а города с улицами, изначально спроектированными для того, чтобы препятствовать иностранным злоумышленникам, сегодня действительно вызывают пробки на дорогах. В современных городах часто есть и другие следы дзёкамати , например, бывшие районы тёнин-чи, которые до сих пор функционируют как центр города, а также фестивали и традиции, продолжающиеся со времен дзёкамати . Города, сохранившие свой облик до периода Эдо, часто называют Сё-киото («маленький Киото»). Города с остатками периода Эдо иногда называют Ко-эдо («маленький Эдо»).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Янсен, Мариус Б.; Холл, Джон Уитни (28 июля 1989 г.). Кембриджская история Японии . Издательство Кембриджского университета. п. 534. ИСБН 978-0-521-22356-0 .
- ^ Jump up to: а б Холл, Джон Уитни; Янсен, Мариус Б. (08 марта 2015 г.). Исследования институциональной истории Японии раннего Нового времени . Издательство Принстонского университета. стр. 170–176. ISBN 978-1-4008-6895-7 .
- ^ Розман, Гилберт (08 марта 2015 г.). Городские сети в Цинском Китае и Токугаве, Япония . Издательство Принстонского университета. стр. 46–51. ISBN 978-1-4008-7093-6 .
- ^ Канер, Саймон; Айерс, Брайан; Пирсон, Ричард; Ренн, Оскар (27 августа 2020 г.). Археология средневековых городов: примеры из Японии и Европы . ООО «Археопресс Паблишинг» с. 66. ИСБН 978-1-78969-427-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Де Ланге, Уильям (2021). Энциклопедия японских замков . Гронинген: Toyo Press. стр. 600 страниц. ISBN 978-9492722300 .
- Осаму Вакита, «Ода Нобунага: Последний чемпион средневековья», Тюокоронся, июнь 1987 г., ISBN 978-4121008435
- Такаси Ике, История Японии (13) Объединение Японии и вторжение в Корею, Ёсикава Кобункан, июнь 2003 г., ISBN 978-4642008136
- Тошиаки Оока, «Дневник самурая в картинках: сцены из жизни и жилищ в конце периода Эдо», Кадокава София Бунко, 2014, стр. 28.