Христианство и колониализм
Христианство и колониализм у некоторых ассоциируются друг с другом из-за служения христианству в его различных сектах (а именно протестантизму , католицизму и православию ) в качестве государственной религии исторических европейских колониальных держав , в которых христиане также составляли большинство. [1] Используя различные методы, христианские миссионеры действовали как «религиозное оружие» империалистических держав Европы . [2] По словам Эдварда Э. Эндрюса, доцента колледжа Провиденс. [3] Христианских миссионеров первоначально изображали как «видимых святых , образцов идеального благочестия в море постоянной дикости». Однако к концу колониальной эпохи во второй половине 20-го века миссионеры стали рассматриваться как «идеологические ударные войска колониального вторжения, чей фанатизм ослепил их». [4] «агент, писец и моральное алиби» колониализма. [5]
В некоторых регионах почти все население колонии было насильственно отвернуто от традиционных верований и насильно обращено к христианской вере, которую колонизаторы использовали в качестве оправдания истребления приверженцев других вероисповеданий, порабощения туземцев и их эксплуатации. земель и морей. [6] [7] [8] [9] [10]
Фон
[ редактировать ]Некоторые связывают христианство с последствиями колониализма, поскольку религия часто является оправданием мотивов колонистов . [11] Например, Тойин Фалола утверждает, что были некоторые миссионеры, которые считали, что «программа колониализма в Африке аналогична программе христианства». [12] Фалола цитирует Яна Х. Бура из Объединенной миссии Судана, который сказал: «Колониализм – это форма империализма, основанная на божественном повелении и призванная принести освобождение – духовное, культурное, экономическое и политическое – путем разделения благ вдохновленной Христом цивилизации. Запада с людьми, страдающими от сатанинского гнета, невежества и болезней, вызванных сочетанием политических, экономических и религиозных сил, которые сотрудничают при режиме, стремящемся к выгоде как правителя, так и управляемых». [12]
Эдвард Эндрюс пишет: [4]
Историки традиционно смотрели на христианских миссионеров одним из двух способов. Первые церковные историки, составившие каталог истории миссионеров, предоставили агиографические описания их испытаний, успехов, а иногда даже мученичества. Таким образом, миссионеры были видимыми святыми, образцами идеального благочестия в море постоянной дикости. Однако к середине двадцатого века, эпохи, отмеченной движениями за гражданские права, антиколониализмом и растущей секуляризацией, на миссионеров стали смотреть совсем по-другому. Вместо благочестивых мучеников историки теперь называли миссионеров высокомерными и хищными империалистами. Христианство стало не спасительной благодатью, а монолитной и агрессивной силой, которую миссионеры навязывали непокорным туземцам. Действительно, миссионеры теперь воспринимались как важные агенты в постоянно расширяющемся национальном государстве или как «идеологические ударные войска для колониального вторжения, чей фанатизм ослепил их».
По словам Ламина Санне, «большая часть стандартных западных исследований христианских миссий исходит из рассмотрения мотивов отдельных миссионеров и завершается обвинением всего миссионерского предприятия как части механизма западного культурного империализма ». В качестве альтернативы этой точке зрения Санне представляет другую точку зрения, утверждая, что «миссии в современную эпоху были гораздо больше и гораздо меньше, чем обычно изображаемые аргументы о мотивах». [13]
Майкл Вуд утверждает, что в XVI веке коренным народам было почти невозможно считаться самостоятельными людьми и что конкистадоры принесли с собой багаж «веков этноцентризма и христианского монотеизма, которые исповедовали одну истину». , одно время и версия реальности». [14]
Эпоха открытий
[ редактировать ]В эпоху Великих географических открытий католическая церковь начала масштабную кампанию по распространению христианства в Новом Свете и обращению коренных американцев и других коренных народов. Миссионерская деятельность была основной частью и частичным оправданием колониальных усилий европейских держав, таких как Испания , Франция и Португалия . Идея освоения Европы и христианской экспансии были синонимами друг друга, поскольку религиозные взгляды европейских христиан и поселения на новых землях были способом обращения коренных народов. [15] Христианские миссии к коренным народам шли рука об руку с колониальными усилиями католических стран. В Америке и других колониях Азии и Африки большинством миссий руководили религиозные ордены, такие как августинцы , францисканцы , иезуиты и доминиканцы .
И в Португалии , и в Испании религия была неотъемлемой частью государства, а христианизация рассматривалась как приносящая как светскую, так и духовную пользу. Португальские исследователи предлагали религиозным руководителям идеи открытия новых территорий, которые были одобрены на основе идеи о том, что «честь и слава падут не только на весь христианский мир , но и на… этот самый священный престол Петра». [16] Куда бы эти державы ни пытались расширить свои территории или влияние, вскоре за ними последовали миссионеры. По Тордесильясскому договору две державы разделили мир между собой на исключительные сферы влияния, торговли и колонизации. Римско-католическому мировому порядку бросили вызов Нидерланды и Англия . Теоретически оно было отвергнуто « Гроция » Mare Liberum . Колониальная политика Португалии и Испании также подвергалась сомнению со стороны самой Римско-католической церкви. Ватикан Конгрегацию пропаганды основал верности в 1622 году и попытался отделить церкви от влияния иберийских королевств .
Америка
[ редактировать ]Ян ван Бутселаар пишет, что «для принца Генриха Мореплавателя и его современников колониальное предприятие было основано на необходимости развития европейской торговли и обязательстве пропагандировать христианскую веру». [17]
Христианские лидеры и христианские доктрины находились под подозрением в оправдании и совершении насилия против коренных американцев, обитающих в Новом Свете. [18]
Испанские миссии
[ редактировать ]Адриан ван Осс писал: [19]
Если бы нам пришлось выбрать единственную, непреложную идею, лежащую в основе испанского колониализма в Новом Свете, это, несомненно, было бы распространение католической веры. В отличие от других европейских колонизирующих держав, таких как Англия или Нидерланды, Испания настаивала на обращении коренных жителей завоеванных ею земель в свою государственную религию. Чудом это удалось. Появившийся в контексте иберийского экспансионизма, католицизм пережил саму империю и продолжает процветать, но не как анахронический пережиток среди элиты, а как жизненно важное течение даже в отдаленных горных деревнях. Католическое христианство остается основным колониальным наследием Испании в Америке. Католическая религия в большей степени, чем любые экономические отношения с внешним миром, даже больше, чем язык, впервые принесенный на берега Америки в 1492 году, продолжает проникать в испано-американскую культуру, создавая всеобъемлющее культурное единство, которое преодолевает политические и национальные границы, разделяющие испано-американскую культуру. континент.
Испанцы были первыми из будущих европейских стран, колонизировавшими Северную и Южную Америку. Они пришли в регион преимущественно через Кубу и Пуэрто-Рико, а также во Флориду. [20] По указу Ватикана испанцы были обязаны обратить своих Нового Света коренных подданных в католицизм . Однако часто первоначальные усилия (как послушные, так и принудительные) оказывались сомнительно успешными, поскольку коренные жители добавили католицизм в свои давние традиционные церемонии и верования. Примером успешной интеграции католицизма в давние верования является изменение религии инков. В частности, испанцы вплели католицизм в религиозные верования инков, изменив андскую религию, чтобы она больше соответствовала католическим учениям. Эта религиозная интеграция возникла из идеи, что коренные жители инков были лучшими католиками, чем европейцы, которые им проповедовали. [15] Многие местные выражения, формы, обычаи и предметы искусства можно было бы считать идолопоклонством и запретить или уничтожить испанскими миссионерами, военными и гражданскими лицами. Сюда входили религиозные предметы, скульптуры и украшения из золота или серебра, которые переплавлялись перед отправкой в Испанию. [21] Это показывает идеологию испанских завоевателей, которыми двигали Бог, золото и слава. [22]
Из-за того, что испанцы навязали свои культурные верования, некоторые языки коренных народов Америки превратились в замену их родного языка испанским и уступили нынешним членам племен. Священники, которые понимали и могли говорить на языках коренных народов, были более эффективными в религиозном обращении, когда они проповедовали евангелизацию на родных языках. Это была коллективная попытка обеих групп сформировать способ общения друг с другом, поскольку официальные лица, говорящие на кечуа, а чиновники Анд выучили испанский язык. [16]
В первые годы большую часть миссионерской работы выполняли религиозные ордена. Предполагалось, что со временем в миссионерских районах будет создана нормальная церковная структура. Процесс начался с формирования особых юрисдикций, известных как апостольские префектуры и апостольские викариаты. Эти развивающиеся церкви в конечном итоге получили регулярный епархиальный статус с назначением местного епископа. После деколонизации этот процесс ускорился, поскольку церковные структуры изменились, чтобы отразить новые политико-административные реалии. [23]
Ральф Бауэр описывает францисканских миссионеров как «безоговорочно приверженных испанскому империализму, потворствующих насилию и принуждению во время завоевания как единственному жизнеспособному методу подчинения коренных жителей Америки спасительному правлению христианства». [24] Джордан пишет: «Катастрофа изнасилования испанской Америки конкистадорами остается одним из самых ярких и острых примеров во всей истории человеческого завоевания бессмысленного разрушения одной культуры другой во имя религии» [25]
Антонио де Монтесинос , монах -доминиканец с острова Эспаньола , был первым представителем духовенства, публично осудившим все формы порабощения и угнетения коренных народов Америки . [26] Такие теологи, как Франсиско де Витория и Бартоломе де лас Касас, разработали богословские и философские основы для защиты прав человека колонизированного коренного населения, создав тем самым основу международного права , регулирующего отношения между народами.
Коренные американцы уступили силе европейцев только после того, как их одолели болезни, которые распространили европейцы. [27] Евангелизация коренных жителей Америки началась с частной колонизации. Корона пыталась установить правила, защищающие туземцев от любой несправедливой завоевательной войны. Испанцы могли начать войну против тех, кто отвергал власть короля и кто знал, а также отвергал христианство. Была разработана доктрина, допускавшая завоевание туземцев, если они были нецивилизованными. [20]
Монахи и иезуиты изучали родные языки вместо того, чтобы обучать местных жителей испанскому языку, поскольку пытались защитить их от негативного влияния колонистов. Кроме того, миссионеры считали важным показать туземцам положительные стороны новой религии после эпидемий и жестоких завоеваний. только что произошедших [27]
Французские миссии
[ редактировать ]Орден иезуитов (Общество Иисуса) к 1650–1660-м годам основал миссии среди ирокезов в Северной Америке. Их успех в изучении языков коренных народов был оценен ирокезами, которые помогли им распространиться в район Великих озер к 1675 году. Их орден был изгнан из Франции в 1736 году, но они не исчезли полностью из Северной Америки, и была основана Американская епархия. основан в 1804 году. [28]
В 1830-х годах миссионеры-маристы из Католического общества Марии организовывали миссии на различные тихоокеанские острова в Океании. Глава ордена монах Жан-Клод Колен и епископ Жан-Батист-Франсуа Помпалье работали в тесном сотрудничестве с колонизированным империализмом и программой французского правительства по колониальному строительству. [29] Проблемы возникли на Гавайях, где местное правительство решительно отдавало предпочтение протестантским миссионерам из Соединенных Штатов, а не отцам Пикпузиенам, которые основали миссию в Гонолулу в 1827 году. Американские миссионеры-пуритане хотели изгнать католиков до прибытия французского флота в 1839 году и выдвинули ультиматум. терпеть католиков. [30]
Иезуитские миссии
[ редактировать ]Различные миссии и инициативы иезуитов предшествовали , сопровождали и следовали западной колонизации по всему миру. В Литве с 1579 года основанный иезуитами Вильнюсский университет возглавил Контрреформацию , искоренение местной религии и языка . Примерно в то же время в Китае, Корее и Японии миссии иезуитов на пару столетий опередили военные вторжения Запада. Вторжения были не только идеологическими, но и научными: иезуиты реформировали китайский лунно-солнечный календарь в 1645 году, и это изменение было названо «патологическим». [31] Индия 17-го века заслужила миссию по изучению брахманических знаний. [32] и христианизирующие миссии были отправлены к коренным жителям Северной Америки. Миссии иезуитов документировались в издаваемом два раза в год журнале «Отношения с иезуитами»: [33]
В книге «Жатва душ: миссии иезуитов и колониализм в Северной Америке, 1632–1650» Кэрол Блэкберн использует отношения иезуитов, чтобы пролить свет на диалог между миссионерами-иезуитами и коренными народами северо-востока Северной Америки. В 1632 году миссионер-иезуит Поль Ле Жен , недавно прибывший в форт Квебека, написал первое из «Отношений» своему начальнику в Париже, положив начало серии отчетов о миссиях, выходящих два раза в год, которые стали известны как «Отношения иезуитов». В других произведениях миссионеры-иезуиты в Новой Франции, проповедуя индейцам , описывали коренные народы как «дикари» и пытались привить им европейские стандарты религии и цивилизации. Миссионеры-иезуиты пытались культурно преобразовать этих людей, создавая путаницу и нарушая их религиозный порядок и образ жизни. [34]
Блэкберн представляет современную интерпретацию «Отношений» 1632–1650 годов, утверждая, что они представляют собой колонизационные тексты, в которых иезуиты используют язык, образы и формы знаний для узаконивания отношений неравенства с гуронами и монтанье. ... Блэкберн показывает, что это привело к смещению большей части содержания послания, и демонстрирует, что акты сопротивления коренных народов подхватили и изменили аспекты учения иезуитов таким образом, что подорвали их авторитет.
В 1721 году иезуит Ипполито Дезидери попытался христианизировать тибетцев, но разрешение Ордена не было получено. [35]
Сами иезуиты участвовали в экономической колонизации, основывая и управляя обширными ранчо в Перу. [36] и Аргентина [37] по сей день. Иезуитские сокращения представляли собой социалистические теократические поселения для коренного населения, особенно в районе Риу-Гранди-ду-Сул в Бразилии, Парагвае и соседней Аргентине в Южной Америке, основанные Орденом иезуитов в начале 17 века и закончившиеся в 18 веке с запретом иезуитов. заказ в ряде европейских стран.
Существует большое количество научных работ, исследующих переплетения между иезуитскими миссиями, западной наукой, исходящей из основанных иезуитами университетов, колонизацией и глобализацией . Поскольку глобальная сеть иезуитов стала настолько большой, что возникла необходимость в прямых связях между ветвями, минуя Ватикан, орден иезуитов можно рассматривать как один из самых ранних примеров глобальных организаций и глобализации.
Канада
[ редактировать ]В 2021 году безымянные могилы детей коренных народов были обнаружены в школе-интернате для индейцев Мариеваль и школе-интернате для индейцев Камлупса , которые являются частью системы школ-интернатов канадских индейцев .
Большинство (67 процентов) школ-интернатов находились в ведении католической церкви, а остальные 33 процента включали англиканскую, объединенную и пресвитерианскую церкви. [38]
Япония
[ редактировать ]Первые миссионеры- иезуиты прибыли на Кюсю в 1542 году из Португалии и привезли с собой порох. Франциск Ксаверий прибыл в 1550 году. [39] Отец Ксавьер был пионером в христианском понимании японской культуры , поскольку он пытался выучить японский язык, чтобы укрепить верность новообращенных японцев. Успех его евангелизации был достигнут благодаря объединению отдельных людей и семей, а не массовой проповеди. Эти проповеди приводят к крещениям и успешным миссиям в Японии. Миссионеры-иезуиты также благосклонно относились к Японии как к месту проведения миссии, а не к другим направлениям, из-за высокоцивилизованного общества японского народа. Отец Ксавьер восхищался японцами за их «дома и дворцы», «цивилизацию» и «роскошь». [34]
В конце 1580-х годов иезуитский миссионер и оперативник Гаспар Коэльо попытался создать ось новообращенных христиан среди южных феодалов , которые поддержали бы вооруженное [ нужна ссылка ] Христианский захват Японии. Оружие должно было закупаться на португальских колониальных аванпостах в Южной и Юго-Восточной Азии , однако этот план был обнаружен правительством Тоётоми и ни к чему не привел.
испанский манильский галеон потерпел крушение Позже, в 1596 году, у берегов Сикоку . Его пилот после интервью [ нужна ссылка ] , намекнул японским властям, что испанский образ действий заключается в подрыве местных обществ изнутри посредством массового обращения в христианство перед завоеванием. Тоётоми Хидэёси, главный советник императора, начал в это время первое смертельное подавление христианства .
В 1825 году военный учёный Айзава Сэйсисай опубликовал серию эссе, которые должны были быть представлены правительству Токугавы , среди прочего, об угрозе суверенитету Японии, которую представляет христианство. В нем он предположил, что европейские и американские державы использовали христианство как культурное оружие, с помощью которого коренное население можно было настроить против своих собственных правительств, чтобы облегчить завоевания и колонизацию. В тексте напрямую обсуждались встречи с иезуитами в эпоху Тоётоми и предупреждалось, что страны Азии, особенно Япония и Китай, стали географически и политически изолированными как последние выжившие нации, поддерживающие государственное устройство, не основанное на авраамической религии . [40]
Индия
[ редактировать ]В 1924 году Махатма Ганди раскритиковал деятельность христианских миссионеров по всему миру, особенно их роль в эксплуататорской колонизации, геноциде человека и культурном геноциде:
Эта [христианская] прозелитизация не будет означать отсутствие мира во всем мире. Конверсии вредны для Индии. Если бы я имел власть и мог издавать законы, я бы, конечно, прекратил всякую прозелитскую деятельность... Мне больно говорить, что христианские миссионеры как организация, за достойными исключениями, активно поддерживали систему, которая обедняла, ослабляла и деморализовала народ. считается одним из самых нежных и цивилизованных на земле. [41] [42]
Первыми обращенными в христианство в Гоа были коренные женщины Гоа, вышедшие замуж за португальцев, прибывших вместе с Афонсу де Альбукерке во время португальского завоевания Гоа в 1510 году. [43]
Миссионеры различных религиозных орденов ( францисканцы , доминиканцы , иезуиты , августинцы и др.) были отправлены из Португалии в Гоа с целью исполнения папской буллы Romanus Pontifex , предоставлявшей покровительство над распространением христианской веры португальцам в Азии. . Чтобы способствовать ассимиляции коренных жителей Гоа с португальским народом, португальские власти в Гоа поддержали этих миссионеров. [44] Быстрый рост числа новообращенных в Гоа был главным образом результатом экономического и политического контроля Португалии над индусами, которые были вассалами португальской короны. [45] К 1580-м годам общая численность населения Гоа составляла около 60 000 человек, из которых, по оценкам, индуистское население тогда составляло около трети или 20 000 человек. [46] Инквизиция Гоа была продолжением португальской инквизиции в Португальской Индии . Его цель заключалась в обеспечении соблюдения католического православия и верности Апостольскому Престолу Рима ( Понтифексу ). Инквизиция в первую очередь сосредоточилась на « новых христианах», обвиненных в тайном исповедании своих прежних религий, и «старых христианах» , обвиненных в участии в протестантской революции 16 века . [47] Он был основан в 1560 году, ненадолго закрыт с 1774 по 1778 год и продолжался после этого, пока не был окончательно упразднен в 1812 году. [48]
более 90% гоанцев в Вельяс-Конкистас стали католиками. К началу 1700-х годов [49] Ксенди [50] был дискриминационным религиозным налогом, введенным в отношении индуистского меньшинства Гоа португальским христианским правительством колониальной эпохи в Гоа, Дамане и Диу в 1704 году. [51] Это было похоже на дискриминационный религиозный налог джизья , наложенный на индуистов мусульманскими правителями региона. [51] В своей первоначальной формулировке налог был введен под предлогом того, что индуисты не владеют землей в Гоа, а только христиане. Доходы от земли выплачивались гоанскими католиками в Гоа, и региональная церковь утверждала, что налог Ксенди заставит индуистов платить свою справедливую долю. Налог и налоговая ставка для индуистов превратились в оскорбительную форму религиозной дискриминации. [52] [53] считала налог Ксенди примером религиозной нетерпимости По словам Рене Берендсе, соседняя Конфедерация Мараттов , а ее местный лидер Говинд Дас Пант сделал отмену дискриминационного налога в отношении индусов условием взаимного соглашения о перемирии. [52] [ нужна полная цитата ] Правительство Гоа первоначально отказалось, заявив, что налог Ксенди является делом церкви, в которое португальское государство не может вмешиваться. [52] Распространенный на все португальские колонии на Индийском субконтиненте к 1705 году, налог Ксенди был отменен в 1840 году, когда Дж. Дж. Лопес де Лима - генерал-губернатор Гоа объявил его «жестокой, ненавистной данью и смехотворным подушевым налогом» для индусов. [53]
В Индии британские миссионеры часто конфликтовали с британскими администраторами и бизнесменами. Миссионеры имели умеренный успех среди запланированных занятий. Во Вьетнаме, контролируемом Францией, и Корее, контролируемой Японией, христианские миссионеры добились значительных успехов с точки зрения членства. [54]
Христианство имело более тонкий эффект, выходя далеко за пределы обращенного населения и заканчивая потенциальными модернизаторами. Особенно важным было внедрение европейской медицины, а также внедрение европейских политических практик и идеалов, таких как религиозная свобода, массовое образование, массовая печать, газеты, добровольные организации, колониальные реформы и особенно либеральная демократия. [55] Однако более поздние исследования не обнаруживают существенной связи между протестантскими миссиями и развитием демократии. [56]
Африка
[ редактировать ]Хотя некоторые небольшие усилия предпринимались и раньше, основная миссионерская деятельность в Европе и Северной Америке пришлась на конец XIX века, во время борьбы за Африку . [57]
Христианские евангелисты были тесно вовлечены в колониальный процесс на юге Африки. [58] Миссионеры все чаще обнаруживали, что медицинские и образовательные услуги, которые они могли предоставить, были весьма желательны для африканцев, которые не откликнулись на теологические призывы. Когда христианские миссионеры приехали в Африку, некоторые коренные народы были очень враждебны и не принимали миссионеров в Африке. Во время борьбы за Африку пришло осознание того, что африканские регионы обладают ценными ресурсами, из которых западная культура может извлечь выгоду. Христианство было маскировкой для западной колонизации этих территорий с целью забрать ценные ресурсы с родной африканской земли. Несмотря на спешку в Африку за ее товарами, в книге Дж. Д. Фейджа «История Африки » он утверждает: «Европейцы середины и конца девятнадцатого века в целом были убеждены, что их христианское, научное и индустриальное общество по своей сути намного превосходило все остальное». что произвела Африка». Эксплуатация природных ресурсов может способствовать враждебности коренных жителей Африки к европейским колонизаторам. [59] Несмотря на то, что были некоторые христианские миссионеры, которые колонизировали коренных африканцев нехристианскими способами, не проявляя качеств, ожидаемых от христианина, [60] были некоторые миссионеры, которые действительно были преданы колонизации мирными средствами и искренне считали, что народ Африки необходимо научить тому, что Иисус — его Спаситель. [61]
Дэвид Ливингстон (1813–1873), шотландский миссионер, стал всемирно известным в англоязычном мире. После 1840 года он работал к северу от Оранжевой реки в Лондонском миссионерском обществе как исследователь, миссионер и писатель. конца XIX века Он стал одним из самых популярных британских героев викторианской эпохи . У него был мифический статус, действовавший на нескольких взаимосвязанных уровнях: протестантский миссионер-мученик, вдохновляющая история выхода из бедности, научный исследователь и исследователь, имперский реформатор и крестоносец против рабства. [62]
В конце 19 века Мванга II , кабака королевства Буганда , находился в конфликте с христианскими миссионерами из-за опасений культурной и политической подрывной деятельности с целью окончательного завоевания Буганды британцами . В 1886 году он начал кампанию насильственного подавления христианства . Британцы быстро попытались свергнуть его с престола и поддержали вооруженное восстание новообращенных христиан и местных мусульман. Он был быстро побежден войсками под командованием его сводного брата, обращенного в христианство, при холме Менго в 1888 году. После периода политических волнений Мванга согласился передать свои временные полномочия Имперской Британской Восточно-Африканской компании в обмен на разрешение номинально вернуться на престол. После этого королевство Буганда стало по сути британским протекторатом и политически прекратило свое существование. Сам Мванга в конечном итоге умер христианином.
Французские католические миссионеры работали в обширных колониальных владениях Африки. Однако в независимую Эфиопию (Абиссинию) в 1897 году прибыли четыре французские сестры-францисканки, вызванные туда миссионерами-капуцинами. К 1925 году они уже хорошо зарекомендовали себя: у них был детский приют, амбулатория, лепрозорий и 10 школ, в которых обучалось 350 девочек. Школы были очень привлекательны для эфиопов из высшего сословия. [63]
Во Французской Западной Африке в 1930-е годы возникли серьезные дебаты между французскими миссионерами, с одной стороны, и местным руководством высшего класса, которое посещало французские школы, готовясь к будущему лидерству. Многие из них стали марксистами, и французские чиновники беспокоились, что они создают своего собственного монстра Франкенштейна. Французы сместили приоритеты в сторону открытия сельских школ для бедных низших классов, а также усилий по поддержке местной африканской культуры и созданию надежных сотрудников, сотрудничающих с французским режимом, вместо крайне левых революционеров, стремящихся свергнуть его. Французы планируют работать через местных традиционных вождей. По той же причине они также создали школы Корана и мусульманские районы. Традиционным вождям будут платить более высокие зарплаты, и они будут отвечать за сбор налогов, местные суды, вербовку в армию и привлечение принудительного труда для проектов общественных работ. Программа правительства казалась угрозой амбициям местных марксистов, и они хотели ее закрыть. Марксисты провоцировали забастовки рабочих и поощряли иммиграцию на британские территории. Когда в 1940 году крайне правое правительство Петэна пришло к власти в Виши, Франция, главным приоритетом было отстранение образованной марксистской элиты от любых властных должностей во Французской Западной Африке. [64]
Долгосрочное воздействие
[ редактировать ]Уолтер Родни , гайанский историк -панафриканист и марксист из Университета Дар-эс-Салама в Танзании, развил влиятельную атаку на Европу в книге « Как Европа слаборазвита в Африке» (1972). Он упомянул миссионеров: [65] [66]
Христианские миссионеры составляли значительную часть колонизирующих сил, равно как и исследователи, торговцы и солдаты. Можно спорить о том, привели ли миссионеры в данную колонию другие колониалистские силы или наоборот, но нет никаких сомнений в том, что миссионеры были агентами колониализма в практическом смысле, независимо от того, видели они себя в этом свете или нет.
По словам Хизер Шарки , реальное влияние деятельности миссионеров до сих пор остается темой, открытой для дискуссий в научных кругах. [67] Шарки утверждал, что «миссионеры сыграли разнообразную роль в колониальной Африке и стимулировали формы культурных, политических и религиозных изменений». Историки до сих пор спорят о природе их влияния и подвергают сомнению их отношение к системе европейского колониализма на континенте. Шарки отметил, что миссионеры предоставили важнейшие социальные услуги, такие как современное образование и здравоохранение, которые в противном случае были бы недоступны. Шарки сказала, что в обществах, где традиционно доминировали мужчины, женщины-миссионеры предоставляли женщинам в Африке знания в области здравоохранения и базовое образование. [68] И наоборот, утверждалось, что христианство играло центральную роль в колониальных усилиях, позволяя христианским миссионерам «колонизировать совесть и сознание» африканцев, внушая тем самым веру в то, что любые нехристианские духовные идеи уступают христианству, перекликаясь с колониальной иерархией. взгляд на культуру. [69]
Исследование Pew Center о религии и образовании во всем мире, проведенное в 2016 году, показало, что «существует большой и повсеместный разрыв в уровне образования между мусульманами и христианами в странах Африки к югу от Сахары», поскольку взрослые мусульмане в этом регионе гораздо менее образованы, чем их христиане. коллеги, [70] ученые предполагают, что этот разрыв связан с образовательными учреждениями, созданными христианскими миссионерами в колониальную эпоху для единоверцев. [70]
Большой вклад христианских миссионеров в Африке [71] была улучшена забота о здоровье людей посредством гигиены , внедрения и распространения мыла , [72] и «чистота и гигиена стали важными признаками христианства». [73]
Текущие христианские перспективы
[ редактировать ]Папа Франциск , иезуит, часто критиковал колониализм и неоколониализм христианских стран Глобального Севера , называя колониализм «богохульством против Бога» и говоря, что «многие тяжкие грехи были совершены против коренных народов Америки во имя Бог." Оглядываясь назад и основываясь на современной теологии, Франциск сказал: «Никакая фактическая или установленная власть не имеет права лишать народы полного осуществления их суверенитета». Он также говорит о «новом колониализме, [который] принимает разные лица. затяните пояса рабочих и бедняков». [74] [75] [76] [77]
См. также
[ редактировать ]- Антихристианские настроения
- Христианство и другие религии
- Христианство и насилие
- христианизация
- Христианские взгляды на рабство
- Критика христианства
- Культурный империализм
- Великое поручение
- История христианства
- История христианской мысли о гонениях и терпимости
- Британский Индийский департамент ( Королевство Великобритании )
- Инкультурация
- Роль христианства в цивилизации
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лахенихт, Сюзанна. «Религия и колонизация» . Оксфордские библиографии . Издательство Оксфордского университета . Проверено 26 июня 2021 г.
В процессе европейской экспансии и колониальных усилий с конца 15 по 19 век историки атлантического мира чаще всего идентифицировали имперские государства как наиболее влиятельных игроков: Португальский , Испанский , Французский , Голландский и Английский. (позже британский) . С точки зрения этих империй, колонизация заключалась также в обращении « язычников » сначала в католицизм, а затем, с Реформацией и возникновением различных разновидностей протестантизма, и в другие конфессии.
- ^ Беванс, Стивен. «Христианское соучастие в колониализме/глобализме» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 октября 2013 г. Проверено 17 ноября 2010 г.
Современная миссионерская эпоха во многих отношениях была «религиозной рукой» колониализма, будь то португальский и испанский колониализм в шестнадцатом веке или британский, французский, немецкий, бельгийский или американский колониализм в девятнадцатом веке. Не все было так плохо — зачастую миссионеры были героическими защитниками прав коренных народов.
- ^ «Эдвард Э. Эндрюс» .
- ^ Перейти обратно: а б Эндрюс, Эдвард (2010). «Переосмысление христианских миссий и колониальных империй: черный евангелист в Западной Африке, 1766–1816» . Журнал церкви и государства . 51 (4): 663–691. дои : 10.1093/jcs/csp090 .
- ^ Комарофф, Жан; Комарофф, Джон (2010) [1997]. «Африка под наблюдением: дискурсы имперского воображения» . В Гринкере, Рой Р.; Любкеманн, Стивен С.; Штайнер, Кристофер Б. (ред.). Перспективы Африки: читатель по культуре, истории и репрезентации (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Блэквелл. п. 32 . ISBN 978-1-4443-3522-4 .
- ^ Религия в Андах: видение и воображение в раннем колониальном Перу, С. МакКормак - 1991
- ^ Дикие системы: колониализм и сравнительная религия в Южной Африке, Д. Чидестер - 1996
- ↑ Встречи индуистов и католиков в Гоа: религия, колониализм и современность, Хенн - 2014 г.
- ^ История филиппинских женских сочинений Риитты Вартти, статья из журнала Firefly - Филиппинские рассказы, Хельсинки, 2001 г.
- ^ «Филиппинская гей-культура: от Бинабе до Баклы, от Силахиса до МСМ (Квир Азия)», Дж. Нил Гарсия, ISBN 978-962-209-985-2
- ^ Мидор, Джейк (17 сентября 2010 г.). «Косметическое христианство и проблема колониализма – ответ Брайану Макларену» . Проверено 17 ноября 2010 г.
По словам Джейка Мидора, «некоторые христиане пытались разобраться в постколониальном христианстве, отказываясь практически от всего, что касалось христианства колонизаторов. Они рассуждают так: если понимание христианства колонизаторами можно использовать для оправдания изнасилований, убийств, воровства, и империи, то их понимание христианства совершенно неверно.
- ^ Перейти обратно: а б Фалола, Тойин (2001). Насилие в Нигерии: кризис религиозной политики и светских идеологий . Университет Рочестера Пресс. п. 33.
- ^ Саннет, Ламин (8 апреля 1987 г.). «Христианские миссии и западный комплекс вины» . Христианский век . Фонд «Христианский век»: 331–334. Архивировано из оригинала 6 июля 2017 года . Проверено 2 декабря 2010 г.
- ^ Конкистадоры, Майкл Вуд, с. 13, Публикации BBC, 2000 г.
- ^ Перейти обратно: а б Каплан, Стивен (1995). Реакция коренных народов на западное христианство . Нью-Йорк Пресс. ISBN 978-0-8147-4649-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Рестолл, Мэтью (28 октября 2004 г.). Семь мифов об испанском завоевании . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-803643-2 .
- ^ Джерри тер Хаар; Джеймс Дж. Бусуттил, ред. (2005). Мост или барьер: религия, насилие и видение мира, Том 2001 . Брилл. п. 125.
- ^ Кэрролл, Винсент, Христианство на суде: аргументы против антирелигиозного фанатизма , стр. 87.
- ^ ван Осс, Адриан К. Католический колониализм: приходская история Гватемалы, 1524–1821 гг .
- ^ Перейти обратно: а б «Христианство и колониальная экспансия в Америке | Encyclepedia.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ Голден, Бренда (24 августа 2010 г.). «Местный взгляд на терроризм, башни и толерантность».
- ^ Ривера, Луис Н.; Паган, Луис Ривера (1 января 1992 г.). Насильственный евангелизм: политическое и религиозное завоевание Америки . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25367-7 .
- ^ Гастингс, Адриан, Всемирная история христианства , Wm. Издательство Б. Эрдманс, 2000, стр. 330–349.
- ^ Бауэр, Ральф (2001). В поисках колониальной Америки: эссе в честь Дж. А. Лео Лемэя . Университет Делавэра Пресс. п. 35.
- ^ «Во имя Бога: насилие и разрушение в мировых религиях», М. Джордан, 2006, стр. 230
- ^ Ханке, Льюис. (1946) Свобода слова в Испанской Америке шестнадцатого века. Латиноамериканское историческое обозрение , 26,2:135–149. Страница 142.
- ^ Перейти обратно: а б Маккалок, Диармайд (2011). Христианство: первые три тысячи лет . Издательство Пингвин. ISBN 978-0-14-311869-5 . OCLC 698442581 .
- ^ Дэниел Хехенбергер, «Иезуиты: история и влияние: от их истоков до кризиса барокко до их роли в стране Иллинойс». Журнал Исторического общества штата Иллинойс 100 № 2 (2007): 85–109 Интернет .
- ^ Уильям Дженнингс, «Первые маристские миссионеры и французская колониальная политика в Тихом океане (1836–42)». «История и цивилизация Франции (2014), том 5, стр. 112–122.
- ^ Мэри Эллен Биркетт, «Формирование французской колониальной политики в Тихом океане». Французская колониальная история 8.1 (2007): 155–169.
- ^ Марцлофф, Жан-Клод (2015). Астрономия и календари – Другая китайская математика: 104 г. до н.э. – 1644 г. н.э. Спрингер.
- ^ Жупанов, Инес Г. (2000). Спорная миссия: иезуитские эксперименты и брахманские знания в Индии семнадцатого века . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Блэкберн, Кэрол (2000). Жатва душ: миссии иезуитов и колониализм в Северной Америке, 1632–1650 гг . McGill-Queen's Press – MQUP.
- ^ Перейти обратно: а б Абэ, Такао (2010). Иезуитская миссия в Новой Франции: новая интерпретация в свете более раннего опыта иезуитов в Японии . Брилл. hdl : 20.500.12657/38169 . ISBN 978-90-04-20965-7 .
- ^ Лопес-младший, Джинпа, Дональд С., Туптен (2017). Рассеивание тьмы: поиски иезуитом души Тибета . Издательство Гарвардского университета.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Кушнер, Николас П. (1980). Лорды земли: поместья сахара, вина и иезуитов в прибрежном Перу, 1600–1767 гг . СУНИ Пресс.
- ^ Кушнер, Николас П. (1983). Ранчо иезуитов и аграрное развитие колониальной Аргентины, 1650–1767 гг . СУНИ Пресс.
- ^ Гласный, Челси (2016). Писания коренных народов: Путеводитель по проблемам коренных народов, метисов и инуитов в Канаде . Хайуотер Пресс. п. 171. ИСБН 978-1-55379-680-0 .
- ^ Хоффман, Майкл (20 декабря 2014 г.). «Христианские миссионеры считают Японию крепким орешком» . «Джапан таймс онлайн» . ISSN 0447-5763 . Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ Вакабаяси
- ^ Ганди. Собрание сочинений Махатмы Ганди . Том. XXIV. п. 476.
- ^ Ганди (1999). Собрание сочинений Махатмы Ганди (электронная книга) (PDF) . Том. 28. Нью-Дели: Отдел публикаций правительства Индии. п. 388.
- ^ Кроули, Роджер (2015). Завоеватели: как Португалия создала первую глобальную империю . Лондон: Фабер и Фабер.
- ^ Д'Коста, Энтони (1965). Христианизация островов Гоа 1510-1567 гг . Бомбей: Институт Гераса.
- ^ де Мендонса 2002 , с. 397
- ^ Лорен Бентон (2002). Право и колониальные культуры: правовые режимы в мировой истории, 1400–1900 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 121. ИСБН 978-0-521-00926-3 .
- ^ Гленн Эймс (2012). Ивана Эльбл (ред.). Португалия и ее империя, 1250–1800 (Сборник очерков памяти Гленна Дж. Эймса).: Обзор португальских исследований, Vol. 17, № 1 . Издательство Трентского университета. стр. 12–15 со сносками, контекст: 11–32.
- ^ Лорен Бентон (2002). Право и колониальные культуры: правовые режимы в мировой истории, 1400–1900 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 114–126. ISBN 978-0-521-00926-3 .
- ^ Теотонио Р. Де Соуза (1990). Гоа сквозь века: экономическая история . Концептуальное издательство. п. 60. ИСБН 978-81-7022-259-0 .
- ^ Рене Дж. Барендсе (2009). Аравийские моря, 1700 – 1763 гг . БРИЛЛ Академик. стр. 697–698. ISBN 978-90-04-17658-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Теотонио Р. Де Соуза (1994). Открытия, миссионерская экспансия и азиатские культуры . Концепция. стр. 93–95. ISBN 978-81-7022-497-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Рене Дж. Барендсе (2009). Аравийские моря, 1700 – 1763 гг . БРИЛЛ Академик. стр. 435–436 со сносками. ISBN 978-90-04-17658-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Теотонио Р. Де Соуза (1994). Гоа для меня . Концепция. стр. 112–113. ISBN 978-81-7022-504-1 .
- ^ Сэмюэл Хью Моффетт, История христианства в Азии, Том. II: 1500–1900 (2003) онлайн .
- ^ Роберт Д. Вудберри, «Миссионерские корни либеральной демократии». Обзор американской политической науки 106 № 2 (2012): 244–274. онлайн. Архивировано 9 августа 2017 г. на Wayback Machine.
- ^ Николова, Елена; Полански, Якуб (2020). «Протестанты-конверсионисты не создают демократии» . Британский журнал политической науки . 51 (4): 1723–1733. дои : 10.1017/S0007123420000174 . hdl : 10419/214629 . ISSN 0007-1234 . S2CID 234540943 .
- ^ Кеннет Скотт Латуретт , Великий век: Северная Африка и Азия с 1800 по 1914 год нашей эры (История распространения христианства, том 6) (1943), стр. 301–464.
- ^ Комарофф, Жан; Комарофф, Джон (1986). «Христианство и колониализм в Южной Африке б». Американский этнолог . 13 (1): 1–22. дои : 10.1525/ae.1986.13.1.02a00010 . S2CID 143976274 .
- ^ «Философия колониализма: цивилизация, христианство и торговля | Насилие в Африке двадцатого века» . Проверено 18 октября 2022 г.
- ^ «Нехристианский». Кембриджский словарь , Dictionary.cambridge.org/dictionary/english/unchristian. По состоянию на 23 октября 2023 г.
- ^ Чиванза, Такудзва Хиллари. «Как христианство использовалось для эксплуатации африканцев» . Африканский представитель . Архивировано из оригинала 5 мая 2019 г. Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ Томкинс, Стивен (2013). Дэвид Ливингстон: Неизведанная история . Львиные книги. ISBN 978-0-7459-5568-1 .
- ^ Пьер Гуиди, «Во благо, Бога и Империю»: французские сестры-францисканки в Эфиопии 1896–1937». История образования 47.3 (2018): 384–398. онлайн
- ^ Джеймс Э. Дженова, . «Конфликтные миссионеры: власть и идентичность во Французской Западной Африке в 1930-е годы». Историк 66.1 (2004): 45–66. Онлайн
- ^ Родни, Уолтер (2011). Как Европа недоразвита Африка . Балтимор: Black Classic Press. п. 252. ИСБН 978-1-57478-052-9 .
- ^ Джеральд К. Танье (2010). Церковь как семья и этноцентризм в странах Африки к югу от Сахары . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 64. ИСБН 978-3-643-10797-8 .
- ^ Хизер Дж. Шарки, Культурные преобразования: неожиданные последствия встреч христианских миссионеров на Ближнем Востоке, в Африке и Южной Азии (Syracuse UP, 2013).
- ↑ Таймур Хан, «Религия в колониальной Африке: профессор Хизер Шарки рассказала о роли христианских миссионеров в регионе», The Daily Pennsylvanian , 29 октября 2002 г.
- ^ Масондо, Сибусисо (2018). «Ирония христианского присутствия в Южной Африке» . Журнал по изучению религии . 31 (2): 209–231. дои : 10.17159/2413-3027/2018/v31n2a10 . JSTOR 26778582 .
- ^ Перейти обратно: а б «Религия и образование во всем мире» (PDF) . Исследовательский центр Пью. 19 декабря 2011 года . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ Ньюэлл, Стефани (2006). Международная энциклопедия племенной религии: христианство и племенные религии . Издательство Университета Огайо. п. 40. ИСБН 9780821417096 .
- ^ Чанна, Субхадра (2009). Рассказ фальсификатора: В поисках Одезиаку . Издательство Университета Индианы. п. 284. ИСБН 9788177550504 .
Главным вкладом христианских миссионеров было улучшение здравоохранения людей посредством гигиены. Мыло, зубной порошок и щетки стали все чаще использоваться в городских районах.
- ^ Томас, Джон (2015). Евангелизация нации: религия и формирование политической идентичности нагов . Рутледж. п. 284. ИСБН 9781317413981 .
чистота и гигиена стали важным маркером принадлежности к христианину.
- ^ «Папа Франциск приносит извинения коренным народам за «тяжкие грехи» колониализма» . Новости ИКТ . Проверено 25 сентября 2019 г.
- ^ «Папа Франциск: Идеологическая колонизация — это «богохульство против Бога» » . Крукс . 21 ноября 2017 г. Архивировано из оригинала 22 сентября 2022 г. Проверено 25 сентября 2019 г.
- ^ Солоуэй, Бенджамин. «Папа Франциск извиняется за колониальные грехи церкви» . Внешняя политика . Проверено 25 сентября 2019 г.
- ^ «Необузданный капитализм — это «навоз дьявола», — говорит Папа Франциск» . Хранитель . Рейтер. 10 июля 2015 г. ISSN 0261-3077 . Проверено 25 сентября 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- де Мендонса, Делио (2002). Обращения и гражданство: Гоа под Португалией, 1510–1610 гг . Концептуальное издательство. ISBN 978-81-7022-960-5 .
- Вакабаяши, Боб Тадаши (1986). Антииностранство и западное обучение в Японии раннего Нового времени: новые тезисы 1825 года . Издательство Гарвардского университета . ISBN 0-674-04025-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клиэлл, Эсме. Миссионерские дискурсы различий: переговоры об инаковости в Британской империи, 1840–1900 (2012).
- Данч, Райан. «За пределами культурного империализма: теория культуры, христианские миссии и глобальная современность». История и теория 41.3 (2002): 301–325. онлайн
- Латуретт, Кеннет Скотт , Великий век: Северная Африка и Азия с 1800 по 1914 год нашей эры (История распространения христианства, том 5) (1943), Всестороннее научное освещение. полный текст онлайн, а также онлайн-обзор ;
- Моффетт, Сэмюэл Хью. История христианства в Азии, Vol. II: 1500–1900 (2003) отрывок
- Монг, Эмброуз. Оружие и Евангелие: империализм и евангелизм в Китае (James Clarke Company, 2016).
- Нил, Стивен. История христианских миссий (1986), глобальный охват за 19 веков на 624 страницах; онлайн-книгу также см. онлайн-обзор
- Паниккар, К.М. Азия и господство Запада, 1498–1945 (Аллен и Анвин, 1953)
- Портер, Эндрю. Религия против Империи?: Британские протестантские миссионеры и зарубежная экспансия, 1700–1914 (2004)
- Портер, Эндрю. Имперские горизонты британских протестантских миссий, 1880–1914 (2003)
- Прево, Элизабет. «Оценка женщин, пола и империи в британском протестантском миссионерском движении девятнадцатого века». Исторический компас 7 № 3 (2009): 765–799.
- Стэнли, Брайан . Библия и флаг: протестантская миссия и британский империализм в 19 и 20 веках (1990)
- Стюарт, Джон. «За пределами суверенитета?: Протестантские миссии, империя и транснационализм, 1890–1950». в издании Марианн Кузимано Лав, Beyond суверенитет (Palgrave Macmillan, Лондон, 2007), стр. 103–125.
- Уорд, Кевин и Брайан Стэнли, ред. Общество церковной миссии и мировое христианство. 1799–1999 (1999)
- Ву, Альберт. «Эрнст Фабер и последствия неудач: исследование немецкого миссионера девятнадцатого века в Китае». История Центральной Европы 47.1 (2014): 1–29.
- Вираратна, Сенака, «Репрессии португальцами буддизма в Шри-Ланке (1505–1658)»