Инцидент в Сан-Фелипе (1596 г.)
Дата | 19 октября 1596 г. |
---|---|
Расположение | Урадо, Япония |
Тип | Кораблекрушение |
Причина | Подозрение на проникновение |
Исход | Распятие 26 христиан |
Летальные исходы | 26 |
19 октября 1596 года испанский корабль «Сан-Фелипе» потерпел кораблекрушение на острове Урадо в Коти на японском острове Сикоку на пути из Манилы в Акапулько в рамках торгового галеона Манила-Акапулько . Местный даймё Тёсокабэ Моточика из клана Чосокабэ , который правил провинцией Тоса во время Сэнгоку Дзидай ( Воюющих царств период Японии ), захватил груз богато нагруженного манильского галеона , и инцидент перерос в Тоётоми Хидэёси , правящего тайко Японии. Пилот корабля предположил японским властям, что это испанский образ действий , когда миссионеры проникают в страну перед возможным военным завоеванием, изображая испанские кампании в Америке и на Филиппинах таким образом . Это привело к распятию 26 христиан в Нагасаки , что стало первым смертельным преследованием христиан со стороны государства в Японии. Казненные позже были известны как Двадцать шесть мучеников Японии .
Фон
[ редактировать ]Вскоре после первых контактов в 1543 году португальские корабли начали прибывать в Японию для торговли. В то время японцы очень надеялись приобрести китайские товары, такие как шелк и фарфор, но династия Мин запретила им частную торговлю с Китаем в качестве наказания за набеги пиратов вокоу . Таким образом, португальцы нашли возможность выступить в качестве посредников в торговле китайскими товарами за японское серебро и получили огромную прибыль. [ 1 ]
Торговля Нанбан , как стали называть эту евро-японскую торговую деятельность, была тесно связана с распространением христианства. спонсируемые Португальцами, Иезуиты, возглавили прозелитизм в Японии, и свершившийся факт был утвержден в Папы Григория XIII от папской булле 1575 года, которая постановила, что Япония принадлежит Португальской епархии Макао . Следовательно, иезуиты пользовались исключительным правом распространять христианство в Японии, а это означало, что их спонсоры, португальцы, имели исключительное право торговать с Японией внутри христианского мира. [ 2 ]
Христианская миссия в Японии рано пользовалась успехом среди воюющих даймё периода Сэнгоку , поскольку португальские торговцы под влиянием миссионеров охотнее останавливались в портах, принадлежащих христианскому лорду, что для даймё означало лучший доступ к европейским огнестрельное оружие. Эта ситуация постепенно изменилась, когда Тоётоми Хидэёси был близок к объединению Японии и стал обеспокоен потенциальными факторами децентрализации, такими как вассалы, исповедующие иностранную религию. В 1587 году, после сердечной аудиенции у Гаспара Коэльо , настоятеля миссии иезуитов, Хидэёси стал более обеспокоенным, поскольку Коэльо хвастался, что иезуиты могут вызвать португальские военные корабли и сплотить христианских даймё для предстоящего вторжения Хидэёси в Корею . Не более чем через две недели, 24 июля, Хидэёси приказал изгнать миссионеров-иезуитов из Японии. [ 3 ] Однако указ 1587 г. особо не соблюдался. Даже сам Хидэёси сознательно нарушил указ и допустил миссионеров-иезуитов в Японию в качестве переводчиков и торговых посредников. В конце концов миссионеры почувствовали себя в достаточной безопасности, чтобы продолжить свою прозелитическую деятельность в Японии, хотя и осторожно. [ 4 ]
Несмотря на союз испанской и португальской короны в 1580 году, оговоривший, что Испания не будет вмешиваться в колониальную империю Португалии, спонсируемые Испанией миссионеры Францисканского ордена с ревностью относились к успеху Португалии в Японии и стремились подорвать монополию иезуитов в Японии. [ 5 ] Монахи прибыли в Японию через Филиппины в 1593 году, и первоначальная аудиенция у Хидэёси была сочтена достаточно обнадеживающей, и они начали открыто заниматься прозелитизмом недалеко от столицы Киото . Отцы-иезуиты немедленно пожаловались на незаконную деятельность монахов и предостерегли их от безрассудного игнорирования указа 1587 года, но францисканцы, убежденные в правильности своих методов благодаря своим успехам в Америке, не обратили на эти предупреждения никакого внимания. [ 6 ]
Крушение Сан-Фелипе
[ редактировать ]12 июля 1596 года испанский корабль «Сан-Фелипе» отправился из Манилы в Акапулько под командованием капитана Матиаса де Ландечо с грузом, стоимость которого оценивалась более чем в 1 миллион песо . [ 7 ] Этот относительно поздний отъезд манильского галеона означал, что Сан-Фелипе отплыл во время сезона тайфунов в Тихом океане . После удара двух тайфунов капитан решил плыть в сторону Японии для переоборудования, но на подходе к японскому берегу галеон был атакован третьим тайфуном, оставив корабль без парусов. [ 8 ] Благодаря течению Куросио корабль смог дрейфовать в сторону Японии, что команда сочла чудом. Несмотря на то, что корабль заметил землю на широте Киото, из-за сильного ветра он не смог приземлиться и его унесло. [ 8 ] Опасаясь, что неуправляемый корабль врежется в скалы, Сан-Фелипе 19 октября 1596 года подошел к побережью провинции Тоса на острове Сикоку . [ 9 ]
Уверенный рассказами о гостеприимстве Хидэёси к монахам, капитан почувствовал себя в достаточной безопасности, чтобы отклонить предложение своей команды отправиться в дружественный порт Нагасаки , центр торговли Нанбан. [ 9 ] Местный даймё Чосокабэ Моточика , однако, проявил недружелюбие к иностранцам, заставив вышедшее из строя судно идти в его порт приписки Урадо (浦戸; в современном Коти ) с 200 вооруженными лодками. Когда Сан-Фелипе достиг Урадо, он потерпел крушение на песчаной косе. Затем самураи Тёсокабэ конфисковали оставшийся на борту груз на сумму 600 000 песо — остальная часть уже была потеряна во время бурного плавания. [ 10 ] Чосокабэ Моточика утверждал, что это стандартная процедура, поскольку, согласно его пониманию японского морского права, любое судно, потерпевшее крушение или потерпевшее крушение в Японии, вместе со своим грузом принадлежит местным властям; [ 10 ] возможно, его также соблазнил сам груз, поскольку торговля Нанбан и связанные с ней богатства редко достигали Сикоку. [ 11 ]
Когда испанская команда выразила протест, Моточика предложил им передать дело Хидэёси, фактическому главе правительства, и порекомендовал им обратиться за помощью к его личному другу Машите Нагамори , одному из пяти комиссаров при Хидэёси. Капитан Ландечо последовал совету и отправил двух своих офицеров в столицу Киото с указанием им встретиться с монахами-францисканцами и избегать дел с иезуитами. [ 10 ]
Интервью и реакция
[ редактировать ]Рекомендация Чосокабэ Моточика оказалась сомнительной, поскольку Машита Нагамори видел, что из ситуации можно извлечь выгоду, и посоветовал Хидэёси оставить груз для придворной казны. [ 9 ] Иезуиты узнали об этом и предложили заступиться за испанскую команду, предложив услуги другого из пяти комиссаров, сочувствующего христианам Маэды Хеньи ; но францисканский комиссар в Киото Педро Баутиста отказался. К тому времени, когда с Маэдой Гени связались, Машита Нагамори уже направлялся к месту крушения, и Маэда ничего не мог сделать, как написать письмо своему коллеге, призывающее к снисхождению. [ 12 ] [ 13 ]
Когда Нагамори достиг Тосы, он попросил у испанцев денежную взятку; если это ему не удалось, он приступил к погрузке груза Сан-Фелипе на сотню японских лодок для отправки в Киото. Пока это происходило, Нагамори познакомился с испанцами, которые развлекали его музыкой, играми и шоу фехтования. [ 13 ] Затем он спросил пилота-майора Франсиско де Оландия, откуда они и как попали в Японию. В этот момент Оландия представила карту, показывающую размеры испанской колониальной империи , и намекнула, что Испания получила свою империю, сначала обратив коренное население в христианство с помощью миссионеров, а затем отправив конкистадоров, чтобы присоединиться к новообращенным во время завоевательного вторжения. [ 14 ] Затем Нагамори поинтересовался отношениями между Испанией и Португалией и возмутился, когда пилот и прапорщик корабля ответили, что у двух империй один король (иезуиты давно объяснили японцам, что эти две страны разные и отдельные). . [ 15 ]
Об этом разговоре было должным образом доложено Хидэеси, который отреагировал с яростью. Открытие пилота стало подтверждением подозрений Хидэёси в отношении христиан как « пятой колонны » в Японии, которые разжигались его антихристианскими слугами. Он отреагировал быстро, приказав собрать всех миссионеров в Японии. Исида Мицунари , первый среди пяти комиссаров при Хидэёси, уточнил, что приказ Хидэёси был направлен против францисканцев, открыто нарушивших его указ 1587 года — иезуиты, которые были осторожны в своих проповедях, были исключены. В конце концов, 26 католиков – шесть монахов-францисканцев, 17 японских францисканцев- третиков и трое японских иезуитов , включенных по ошибке – были отправлены парадом из Киото в Нагасаки, где они были распяты на холме 5 февраля 1597 года. Пассажир Сан-Фелипе , монах Филипп Иисусов был среди мучеников. [ 16 ]
Последствия
[ редактировать ]Капитану Ландечо, который сам отправился в Осаку в попытке вернуть груз Сан-Фелипе , там сказали, что у Хидэёси были основания обращаться с ним как с пиратом, которого следует казнить, но вместо этого ему даровали жизнь и разрешили покинуть Японию с экипаж и пассажиры « Сан-Фелипе» , хотя находившиеся на борту чернокожие рабы были завербованы на службу Хидэеси. [ 17 ] Часть конфискованного груза была использована для финансирования японского вторжения в Корею, а остальная часть была распределена среди японской знати – некоторые предметы даже попали к императору Японии . [ 7 ]
Вина за несчастный случай в Сан-Фелипе горячо обсуждалась соперничающими религиозными орденами. В рассказах монахов, избежавших мученической смерти, заявление пилота преуменьшалось, а иезуитов обвиняли в бездействии и, что еще хуже, в предательстве. Испанцы утверждали, что спонсируемые Португалией иезуиты были зачинщиками инцидента, поскольку они убеждали Хидэёси захватить груз, называли испанцев пиратами и конкистадорами и оскорбляли испанского короля, несмотря на то, что Португалия находилась в личной унии с Испанией в время. [ 18 ] Иезуиты формально отвергли все эти утверждения, вместо этого возложив вину на безрассудство францисканских монахов в Японии, которое разрушило всю предыдущую добрую волю, проявленную Хидэёси: оговорка пилота только дала Хидэёси возможность действовать в соответствии со своими ранее существовавшими подозрения. [ 19 ] Эти дебаты и преувеличенные истории вокруг эпизода с Сан-Фелипе распространились по всей испанской колониальной империи и вызвали большое недовольство Португалией и иезуитами. [ 20 ] [ 17 ]
Наряду с мученической смертью 26 христиан инцидент в Сан-Фелипе положил начало новому раунду преследований христиан, в ходе которого было снесено 137 церквей, а миссионерам-иезуитам было приказано покинуть Японию. Иезуиты продемонстрировали свое согласие, загрузив каракочное судно, направлявшееся в Макао, обычными португальцами в миссионерской одежде, а затем продолжили тайную евангелизацию в Японии до смерти Хидэёси в 1598 году. [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Боксер 1951 , с. 91.
- ^ Боксер 1951 , с. 155.
- ^ Боксер 1951 , с. 147.
- ^ Боксер 1951 , стр. 152–53.
- ^ Боксер 1951 , стр. 159–60.
- ^ Боксер 1951 , стр. 162–63.
- ^ Перейти обратно: а б Треммль-Вернер 2015 , с. 219.
- ^ Перейти обратно: а б Матео 2007 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с Боксер 1951 г. , с. 164.
- ^ Перейти обратно: а б с Мердок и Ямагата 1903 , с. 287.
- ^ Треммль-Вернер 2015 , с. 220.
- ^ Мердок и Ямагата 1903 , с. 288.
- ^ Перейти обратно: а б Боксер 1951 г. , с. 421.
- ^ Боксер 1951 , с. 166.
- ^ Боксер 1951 , стр. 422–24.
- ^ Мердок и Ямагата 1903 , с. 295.
- ^ Перейти обратно: а б Мердок и Ямагата 1903 , с. 292.
- ^ Боксер 1951 , стр. 166–67.
- ^ Мердок и Ямагата 1903 , с. 299.
- ^ Боксер 1951 , с. 167.
- ^ Мердок и Ямагата 1903 , стр. 296–97.
Библиография
[ редактировать ]- Боксер, ЧР (1951). Христианский век в Японии: 1549–1650 гг . Издательство Калифорнийского университета. GGKEY:BPN6N93KBJ7.
- Мердок, Джеймс ; Ямагата, Исо (1903). История Японии: век ранних зарубежных связей (1542–1651) . Кобе, Япония: Хроники Кобе.
- Матео, Хосе Эухенио Борао (2007). «Прибытие испанских галеонов в Манилу из Тихого океана и их уход по ручью Куросио (16 и 17 века)» (PDF) . Журнал географических исследований . 47 : 17–38.
- Треммль-Вернер, Биргит (2015). Испания, Китай и Япония в Маниле, 1571–1644 гг.: Местные сравнения и глобальные связи . Амстердам: Издательство Амстердамского университета. ISBN 9789089648334 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тхань, Элен Ву (19 мая 2017 г.). «Славное крестное мученичество. Францисканцы и японские гонения 1597 года» . Цифровой журнал «Культура и история» . 6 (1): 005. doi : 10.3989/chdj.2017.005 . ISSN 2253-797X .
- 1596 год в Азии
- 1590-е годы в Японии
- Морские инциденты XVI века
- Католическая церковь в Японии
- Японско-испанские отношения
- История международных отношений Японии
- Кочи, Кочи
- Кораблекрушения Японии
- 26 мучеников Японии
- Религиозная политика в Японии
- Антихристианские настроения в Японии
- 1596 год в Испанской Ост-Индии.