Австрийская колониальная политика
С 17 по 19 век монархия Габсбургов , Австрийская империя и (с 1867 по 1918 год) Австро-Венгерская империя предприняли несколько небольших недолговечных попыток расширить зарубежную колониальную торговлю за счет приобретения заводов. В 1519–1556 годах правитель Австрии также отдельно управлял Испанией, которая действительно имела большую колониальную империю. Однако никакие другие австрийцы не участвовали, когда император Карл V держал корону как Испанской империи , так и Священной Римской империи , а испанские колонии не были связаны с Австрией.
Колониальные владения двойной монархии Австро-Венгрия , 1867–1918, находятся под властью Австро-Венгрии в Боснии и Герцеговине . Удержание его под контролем было основным фактором вступления Австро-Венгрии в Первую мировую войну в 1914 году. Все остальные небольшие попытки были прекращены из-за международного давления или отсутствия интереса со стороны имперского правительства и противодействия со стороны венгров, занимающих высокие посты в правительстве. Площадь всех земель, бывших когда-то Австро-Венгрией и австрийскими колониями, составляет 796 836 квадратных километров, и около 84,4% этой площади составляла именно Австро-Венгрия.
Остенде Ост-Индская компания
[ редактировать ]Ост-Индская компания Остенде была частной торговой компанией, основанной в 1715 году и базирующейся в Южных Нидерландах на территории нынешней Фламандской Бельгии. Никаких австрийцев в этом не было. Единственной связью с Австрией было то, что император Карл VI контролировал и Южные Нидерланды, и Австрию. Император предоставил компании 6 миллионов гульденов , как государственно-частной монополии с 6000 акциями , установленными по 1000 гульденов каждая. [ 1 ] Благодаря скорости торговых судов Остендера компания за пару лет стала одной из крупнейших торговых фирм на Востоке и в Кантоне . [ 1 ] К 1720 году компания Остенде перевозила 7 миллионов фунтов чая, что составляло около 41,78% чая, продаваемого из порта Кантона . [ 2 ] [ 1 ]
Частная компания Остенде состояла из двух фламандских зятей, Пауло Клотса и Жакомо де Пре, которые образовали консорциум с двумя голландскими торговыми домами Де Брюйна и Гилханда; Клот и де Пре также пригласили два лондонских дома Hambly и Trehee и французского пекаря Антуана Кроза инвестировать в компанию. [ 1 ] После семи лет прибыльных предприятий и долгих боев между другими купцами в Антверпене и Генте Карл VI согласился на прошение об официальной хартии. [ 1 ]
В 1715 году Остендская компания приобрела торговые уставы в портах Мокка , Сурат и Кантон . [ 2 ] В 1723 году Остендеры приобрели торговые порты в прибыльных гаванях Банкибазара и Кабелона . [ 3 ] Торговые миссии в Мокко поначалу были успешными, но из-за крушения «Мочамана » , торгового судна, направлявшегося в Красное море в 1720 году, и захвата идущего домой судна берберийскими пиратами в 1723 году Мокко в конечном итоге превратился в торговый порт. тяжелая потеря. [ 1 ] Однако порты Сурат и Кантон продолжали оставаться весьма прибыльными. Вся прибыль пошла в Южные Нидерланды, а не в Австрию.
Компания стала такой угрозой для интересов Великобритании, Голландии, Португалии и Франции, что, когда император Карл VI обнародовал указ « Прагматической санкции» 1713 года , ей было отказано в международном признании на основании успеха компании «Остенде» в Ост-Индии . Это международное политическое давление положило конец ее необычайному росту, и в 1727 году действие устава было приостановлено, что привело к роспуску компании к 1732 году.
После того, как имперское правительство отозвало устав компании Остенде, великие державы приняли Прагматическую санкцию. Приостановка также позволила австрийцам подписать Венский договор (1731 г.) с британцами; который объединил обе державы в англо-австрийский союз . [ 1 ]
Попытка в заливе Мапуту
[ редактировать ]Залив Мапуту, ранее также известный как залив Делагоа от Байя-да-Лагоа на португальском языке, является заливом Индийского океана на побережье Мозамбика . В 1776 году изгнанный британский торговый чиновник полковник Уильям Болтс обратился к австрийскому императорскому двору с просьбой основать торговую компанию для изучения возможных маршрутов в Африке, Индии и Китае. [ 4 ] Императрица Мария Терезия была заинтригована и решила создать Австрийскую Азиатскую компанию Триеста во главе с Болтсом. Полковник Болтс ранее состоял на службе в Британской Ост-Индской компании и уже был компетентен в вопросах торговли и колонизации. Болтс также слышал, что этот район может быть местом добычи золота. [ 5 ]
Отплыв из Фландрии в 1778 году, Болтс и его компания австрийско-итальянских подданных, австрийский корабль «Жозеф и Терезия» Австрийской Ост-Индской компании в 1779 году пришвартовался в заливе Делагоа. Затем Болтс заключил договоры с местными вождями мабуду, населявшими порт. [ 6 ] Австрийцы возводят форты Св. Иосифа и Св. Марии, был построен торговый пост (фабрика), и под австрийским правлением фабрика быстро начала процветать. Вскоре после этого Болтс отправился продвигать австрийские интересы в Индии. Через два года фабрика, на которой работало 155 мужчин и несколько женщин, начала торговать слоновой костью , и прибыль достигла 75 000 фунтов в год. [ 7 ] Фабрика была изгнана португальцами в 1781 году.
Австрийское присутствие в заливе Делагоа привело к резкому изменению цен на слоновую кость. Это произошло благодаря объему производства Австрии, который превысил объем производства Португалии на острове Мозамбик . [ 4 ] К несчастью для австрийцев, в 1781 году порт заболел малярией, и португальцы успешно утвердили свое господство в этом районе; Затем португальцы приступили к изгнанию оставшихся австрийских колонистов. [ 6 ]
Множественные попытки на Никобарских островах
[ редактировать ]Первая попытка
[ редактировать ]После миссии Уильяма Болтса в заливе Делагоа он направил предприятие на Никобарские острова. Эта миссия была частью его колониальных предприятий в Индии; а в 1778 году на корабле «Йозеф и Терезия» прибыл Готфрид Шталь со своей командой. [ 8 ] Шталь лично приветствовал туземцев и заключил с никобарцами договор, по которому все двадцать четыре острова должны были быть переданы австрийцам. Усилия по колонизации были успешными, пока в 1783 году не умер Шталь, которого Болтс назначил главой колонии. Колонисты потеряли смелость в своих попытках заселения, и в 1785 году острова были заброшены. [ 8 ]
Вторая попытка и экспедиция
[ редактировать ]Семьдесят три года спустя, в 1858 году, корабль «СМС Новара» , совершавший тогда кругосветное плавание, решил отправиться в Никобар. СМС Новара приземлилась на Кар-Никобаре , самом северном острове, и ее целью было содействие научным исследованиям, включая поиск возможных исправительных колоний. [ 8 ] Лидер группы Карл фон Шерцер пропагандировал повторную колонизацию. Затем австрийские ученые и археологи исследовали острова Нанковри и Каморта и собрали более 400 местных артефактов. [ 8 ] Австрийское правительство отказалось от рекомендаций фон Шерцера и закрыло все потенциальные колониальные возможности.
Третья попытка
[ редактировать ]В 1886 году австрийцы заинтересовались еще одной возможной попыткой колонизации. Когда экипаж прибыл на остров Нанкоури на корвете «СМС Аврора», они с удивлением обнаружили, что вся цепь Никобарских островов была колонизирована британцами несколькими годами ранее. [ 8 ] В 1868 году британцы выкупили права на Никобарские острова у датчан и создали на них исправительную колонию на несколько лет. [ 9 ] Это положило конец всем дальнейшим возможностям колонизации этой территории.
Исследование Земли Франца-Иосифа
[ редактировать ]была отправлена австрийская экспедиция, по словам ее руководителя Юлиуса фон Пайера В 1873 году к Северному полюсу , с задачей найти Северо-Восточный проход . [ 10 ] Экспедиция фактически оказалась недалеко от архипелага Новая Земля , самой восточной точки Европы . Карл Вейпрехт , второй руководитель экспедиции, заявил, что вторым предполагаемым пунктом назначения после Северо-Восточного прохода был Северный полюс . [ 11 ]
Стоимость поездки оценивается примерно в 175 000 флоринов . Проект продвигали и финансировали несколько австрийских и венгерских дворян, в том числе граф Иоганн Непомук Вильчек и граф Оден Зичи . [ 12 ] Головной корабль был назван в честь адмирала Вильгельма фон Тегетгофа . « Тегеттофф» весил 220 тонн, имел длину 125,78 футов (38,34 м) и имел паровой двигатель мощностью 100 лошадиных сил (75 кВт). [ 13 ]
« Тегетхофф » покинул порт Тромсё , Норвегия, в июле 1872 года. Вскоре после прибытия за Полярный круг « Тегетхофф » застрял в паковых льдах и дрейфовал оставшуюся часть пути. [ 10 ] Дрейфуя во льдах, исследователи обнаружили архипелаг и решили назвать его в честь тогдашнего императора Франца Иосифа . Позже экипаж смог причалить и совершил несколько санных экспедиций по цепи островов. [ 12 ]
Два года спустя, в мае 1874 года, капитан Вейпрехт решил покинуть запертый льдом Тегеттофф и полагал, что команда сможет вернуться на материк на санях и лодках. [ 11 ] 14 августа экспедиция вышла в открытое море . Затем экспедиция прибыла на Новую Землю, где их спасло российское рыболовное судно. Экипаж был высажен в Вардё , Норвегия; и смогли прибыть в Австро-Венгрию поездом из Гамбурга . [ 10 ]
Берлинская конференция 1884–1885 гг.
[ редактировать ]Берлинская конференция была проведена для решения вопросов африканской колонизации, особенно территории Конго и Западной Африки. Австро-Венгрия была приглашена на конференцию только из-за своего статуса великой державы . [ 14 ] Хотя Австрия не ходатайствовала о создании каких-либо постоянных колоний или договорных портов, она все же получила некоторые косвенные выгоды. Эмерих Сечени фон Шарвари Фельсё-Видек , будучи одним из главных членов Конференции, смог добиться привилегии права свободного захода в порты во всех контролируемых Европой африканских портах, за исключением Британской Южной Африки , Итальянского Сомали и французского Мадагаскара .
Северное Борнео
[ редактировать ]В 1877 году базирующийся в Гонконге консулу Австро -Венгерской империи купец продал свои права на Северное Борнео базирующемуся в этом городе барону Густаву фон Овербеку . В 1878 году Густав фон Овербек купил землю у султанатов Брунея и Сулу ; и приобрел дополнительные земли у Американской торговой компании Борнео , чтобы сформировать то, что тогда было известно как протекторат Северного Борнео. Друг Овербека, Уильям Кларк Коуи , имел влияние на султанат Сулу, что позволило ему 22 января 1878 года купить еще больше земли, чтобы добавить ее к протекторату Северного Борнео.
После этих покупок Овербек отправился в Европу, где затем попытался продать недавно созданный Северный Борнео, рекламируя его как исправительную колонию. Он обратился к Австро-Венгерской империи, Великобритании , Германской империи и Италии . Из-за общего отсутствия интереса Овербек позже продал эти земли Альфреду Денту , британскому колониальному купцу, который позже в 1880 году сформировал Британскую компанию Северного Борнео. Год спустя Соединенное Королевство возобновило интерес к этой территории, а затем приобрело Северное Борнео у Дент в 1881 году.
Технически Северное Борнео можно было считать австрийской колонией по одной причине. Барон фон Овербек, хотя и был немцем, был австро-венгерским консулом в Гонконге, поэтому контроль над Борнео под контролем австрийского гражданина определял бы его как владение Австро-Венгрии. [ нужна ссылка ]
Колониальные возможности XIX века
[ редактировать ]Золотая река
[ редактировать ]После унижения во время испано-американской войны Испания пожелала отказаться от своих колоний, и в 1898 году испанские дипломаты обратились к Австро-Венгерскому колониальному обществу с предложением о возможной покупке торгового порта Рио-де-Оро . Вице-президент общества Эрнст Вейсль заключил тихую сделку с Агенором Голуховским , министром иностранных дел Австрии. [ 15 ] Позже Голуховский убедил Австрийский императорский совет , и император Франц Иосиф открыто поддержал сделку. Был составлен договор о покупке и передаче права собственности Австро-Венгрии. Однако Венгерский дом магнатов заблокировал колониальную покупку накануне ее завершения. [ 15 ]
Этот колониальный шаг австрийцев был направлен прежде всего на оправдание военно-морских устремлений нескольких австрийских министров. Венгерский парламент в течение некоторого времени был против расширения военно-морского флота, и австрийцы постепенно оказывали давление на венгров с целью увеличения военно-морских расходов в национальном бюджете. [ 15 ] Венгерское вето на эту покупку положило конец дальнейшей потенциальной колониальной экспансии и идеям резкого военно-морского расширения в Австро-Венгрии.
Порт Тяньцзинь
[ редактировать ]Австро-Венгрия участвовала в Альянсе восьми наций с 1899 по 1901 год. Этот великий союз был сформирован для сдерживания боксерского восстания в Китае. [ 16 ] Австро -Венгерский флот Подавить восстание помог . Однако Австро-Венгрия послала наименьшие силы из всех стран. Было отправлено всего четыре крейсера и отряд морской пехоты численностью всего 296 человек. [ 17 ]
Несмотря на это, 27 декабря 1902 года Австрия получила концессионную зону в Тяньцзине в качестве награды за свой вклад в Альянс. [ 18 ] [ 19 ] Австрийская концессионная зона составляла 150 акров (0,61 км²). 2 ) по площади; которая была немного больше итальянской, но меньше бельгийской зоны. В автономной концессии были своя тюрьма, школа, казармы и больница. [ 18 ] Здесь также находилось австро-венгерское консульство, и его граждане находились под властью Австрии, а не Китая. [ 18 ]
Концессия была снабжена небольшим гарнизоном, и Австро-Венгрия оказалась неспособной сохранить контроль над своей концессией во время Великой войны . Концессионная зона была быстро оккупирована после объявления Китаем войны Центральным державам . [ 18 ] 14 августа 1917 года договор аренды был расторгнут (вместе с договором аренды более крупной немецкой концессии в том же городе).
Австрия отказалась от всех претензий на Тяньцзинь 10 сентября 1919 года. [ 20 ] Венгрия также сделала аналогичное признание в 1920 году. [ 20 ] Однако, несмотря на относительно короткий срок существования (15 лет), австрийцы оставили свой след в этом районе города, что можно увидеть по австрийской архитектуре, которая до сих пор стоит в городе. [ 21 ]
Список консулов
[ редактировать ]- Карл Бернауэр: 1901–1908 гг.
- Эрвин Риттер фон Зак : 1908 г.
- Милош Кобр: 1908–1912 гг.
- Хуго Шумпетер: 1913–1917 гг.
См. также
[ редактировать ]- Австро-Венгрия
- Габсбургская монархия
- Австрийская империя
- Германская колониальная империя
- Немецкие колониальные проекты до 1871 г.
- Список бывших немецких колоний
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Пармантье, Ян. «Остенде Ост-Индская компания» . Encyclepedia.com : История мировой торговли с 1450 года . Архивировано из оригинала 17 января 2022 года . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Давидс, Карел (ноябрь 1993 г.). «Яап Р. Брюйн и Фемме С. Гаастра, Корабли, моряки и специи: Ост-Индские компании и их судоходство в 16, 17 и 18 веках. Амстердам (NEHA), 1993. XI + 208 стр. ISBN 90-71617-69- 6 дюймов. Маршрут . 20 (3): 147. дои : 10.1017/s0165115300004046 . ISSN 0165-1153 . S2CID 197836826 .
- ^ Пармантье, Ян (декабрь 1993 г.). «Частные Ост-Индские предприятия из Остенде: морские и коммерческие аспекты, 1715–1722». Международный журнал морской истории . 5 (2): 75–102. дои : 10.1177/084387149300500206 . ISSN 0843-8714 . S2CID 130707436 .
- ^ Перейти обратно: а б Клопперс, Роли Дж. (2003). ИСТОРИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИСТОРИИ МАБУДУ-ТЕМБЕ . Репозиторий исследований SUNScholar (диссертация) . Проверено 19 декабря 2018 г.
- ^ К., Франция; Брайант, Австралия (январь 1930 г.). «Старые времена в Зулуленде и Натале, содержащие раннюю политическую историю восточных кланов нгуни». Географический журнал . 75 (1): 79. Бибкод : 1930GeogJ..75...79C . дои : 10.2307/1783770 . ISSN 0016-7398 . JSTOR 1783770 .
- ^ Перейти обратно: а б Лизеганг, Герхард (1970). «Миграция Нгуни между заливом Делагоа и Замбези, 1821–1839». Африканские исторические исследования . 3 (2): 317–337. дои : 10.2307/216219 . ISSN 0001-9992 . JSTOR 216219 .
- ^ Д., Ньюитт, доктор медицины (1995). История Мозамбика . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0253340061 . ОСЛК 27812463 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и Стегер, Филипп (2005). «Никобарские острова: связь прошлого и будущего» . Венский университет . Архивировано из оригинала 18 декабря 2018 г. Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ Лоуис, РФ (1912) Андаманские и Никобарские острова. Часть I. Отчет. Часть II. Таблицы .
- ^ Перейти обратно: а б с фон Пайер, Юлиус (1876). Новые земли за Полярным кругом . Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139151573 .
- ^ Перейти обратно: а б Вейпрехт, Карл (1875). Австро-Венгерская экспедиция 1872-1874 годов . Австрия. ISBN 9783205796060 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Йохан., Шимански (2014). Пассажиры льдов. Полярные герои и арктические беседы. 1874 . Весна, Ульрика. (1-е изд.). Вена: Бёлау Вена. ISBN 9783205796060 . OCLC 879877160 .
- ^ Йохан., Шимански (2014). Пассажиры льдов. Полярные герои и арктические беседы. 1874 . Весна, Ульрика. (1-е изд.). Вена: Бёлау Вена. ISBN 9783205796060 . OCLC 879877160 .
- ^ «АВТОМАТ V. Берлинской конференции «Личность в науке» ». Немецкий философский журнал . 33 (7): 672. 1 января 1985 г. дои : 10.1524/dzph.1985.33.7.672 . ISSN 2192-1482 .
- ^ Перейти обратно: а б с Сондхаус, Лоуренс (1994). Военно-морская политика Австро-Венгрии, 1867-1918: военно-морской подход, промышленное развитие и политика дуализма . Издательство Университета Пердью. стр. 147, 148. ISBN. 9781557530349 .
- ^ Холл Гарднер (2016). Неспособность предотвратить Первую мировую войну: неожиданный Армагеддон . Рутледж. п. 127. ISBN 978-1-317-03217-5 .
- ^ "Русскояпонская война". Russojapanesewar.com. 1 июля 1902 года. Проверено 6 сентября 2012 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бристоль, Университет. «Бристольский университет | Тяньцзинь под девятью флагами, 1860–1949 | Австро-Венгерская концессия» . www.bristol.ac.uk . Архивировано из оригинала 23 декабря 2018 г. Проверено 22 декабря 2018 г.
- ^ Йованович, Милош (2017). «Имперский дискомфорт Тяньцзиня» . www.mmg.mpg.de. Архивировано из оригинала 23 декабря 2018 г. Проверено 23 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сантанджело, Джон (16 мая 2017 г.). «5-минутная история 10 уступок Тяньцзиня» . Культурное путешествие . Проверено 23 декабря 2018 г.
- ^ «Китай VII: Уступки в Китае – Девять уступок в Тяньцзине» . www.travelanguist.com . Проверено 23 декабря 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Зауэр, Уолтер. «Габсбургская колония: пересмотр роли Австро-Венгрии в европейской зарубежной экспансии», Австрийские исследования (2012) 20: 5-23 ОНЛАЙН.