Уильям Коуи (торговец)
Уильям Кларк Коуи (8 апреля 1849 года во Фриокхайме , Форфаршир ; — 14 сентября 1910 года в Бад-Наухайме ) — шотландский инженер, моряк и бизнесмен, который помог основать Британский Северный Борнео и был председателем Британской компании Северного Борнео . [1]
Личная жизнь
[ редактировать ]Коуи родился 8 апреля 1849 года и был старшим из четырех детей производителя льна Дэвида Коуи (1825–1896) и Энн Коуи (1819–1906) в Шотландии , где его предки по матери жили на протяжении нескольких поколений. Тремя его братьями и сестрами были Мэри, Андсон и Эдвард. [2] [3]
Семья переезжает в Арброт на восточном побережье Шотландии. Его отец был директором Wardmill Works компании MC Thomson & Co., а Коуи получил образование инженера. [4] Он получал частные уроки с целью последовать примеру своего деда, инженера на одной из первых мельниц Шотландии. [3]
Примерно в 1873 году Коуи женился на Флоре Дэвидсон. У них было двое детей; Флора де Круз (род. 1874) и Уильям Энсон Эдвард Коуи де Круз (род. 1875). [2] Его жена внезапно умерла в возрасте 25 лет, вскоре после рождения второго ребенка. Затем Коуи женился на Эми Констанс Пид, и у них родилось двое детей; Муара Глэдис (1888 г.р.) и Андсон Гордон (1891 г.р.). [2]
Карьера до 1878 года
[ редактировать ]С апреля 1870 года Коуи был нанят главным инженером Аргайла под командованием капитана Питера Орра и в свой 21-й день рождения уехал из Глазго в Сингапур. [4] Затем он начал вести жизнь искателя приключений в кишащих пиратами водах Малайского архипелага . Его карьера в качестве главного инженера Аргайла закончилась в конце 1872 года, когда он был нанят Карлом Шомбургком в качестве капитана Дальнего Востока и получил задание прорвать испанскую военно-морскую блокаду, чтобы разобраться с султаном Сулу , который правил частями северного региона. Борнео. Его успешные усилия создали глубокую дружбу с султаном Сулу. [5] [6]
Коуи убедил султана, что для достижения прочного успеха в преодолении испанской блокады ему понадобится доступ к безопасной гавани; оттуда он мог дождаться, пока судоходный путь в Сулу не освободится от испанских военных кораблей. Султан разрешил Коуи построить порт для своих товаров на острове Тимбанг в Сандакане, создав британское присутствие на Борнео . Коуи вместе с двумя друзьями — Карлом Шомбургком и Джоном Диллом Россом — основал Торговую компанию Лабуана , основной задачей которой было обойти испанскую военно-морскую блокаду и доставить в Сулу оружие, опиум , табак и товары. Ни один корабль компании испанцам так и не удалось поймать.
Чартерная компания Северного Борнео
[ редактировать ]В 1878 году барон фон Овербек и Альфред Дент обратились к Коуи, зная, что он дружит с султаном Сулу, с просьбой о помощи в организации концессий на землю на Борнео. Коуи согласился, поскольку у него были планы оккупировать территорию в составе Британской империи . Поскольку политическая ситуация была благоприятна для односторонних договоров, Коуи сказал султану оставить испанцев в своей стране, помогая иностранным державам захватить части территории султана, ожидая, что испанцы пожелают избежать дипломатического вмешательства в интересы других колониальных держав. Коуи удалось добиться от султана сдачи своих земель на северо-востоке Борнео 22 января 1878 года за ежегодную выплату в размере 1000 фунтов стерлингов ; который позже был передан Овербеку и Денту, поскольку они получили всю государственную власть и территориальные права на владения на Борнео, включая острова. Права по этому договору затем были переданы недавно основанной Британской компании Северного Борнео в 1881 году.
В марте 1882 года Коуи приобрел 40-летнюю концессию на разработку угольных месторождений Муара в Брунее и основал компанию Cowie Brothers, базирующуюся в Сингапуре. В Лабуане он на 99 лет арендовал верфь, откуда отвозил уголь. 12 июля 1887 года Коуи передал свои права на франшизу Британской компании Северного Борнео и вернулся со своей семьей в Англию . Чарльз Брук , который позже приобрел шахту, переименовал ее в « Бруктон » (сегодняшний Брук-Таун).
В 1887 году Коуи вместе с Эдмундом Эрнестом Эвереттом было поручено вести бизнес компании на Борнео. Из-за отсутствия транспорта для перевозки товаров на острове Коуи запросил концессию на строительство железнодорожной сети от Западного побережья до Сандакана. Первоначально компания согласилась и назначила Коуи наблюдательным советом в 1894 году. В 1896 году началось строительство железной дороги Северного Борнео , но финансовые трудности не позволили компании полностью соединиться с северным Борнео; Коуи не смог собрать необходимые средства, особенно после того, как представители компании отказались занять больше денег. [7]
В 1893 году под патронажем Коуи и его брата Андсона был создан словарь сулу и малайского языков . [8]
Его ценили за обширные знания территории и жителей Борнео. Он поднялся до должности генерального директора в 1897 году. В 1898 году на Северном Борнео он встретился с Матом Саллехом, чтобы добиться неопределенного решения так называемого восстания Мата Саллеха . [9] 15 октября 1909 года, после выхода на пенсию Шарля Джесселя , он стал председателем наблюдательного совета. [1]
Смерть
[ редактировать ]К концу своей жизни Коуи страдал от болезни сердца . В июле 1910 года он отправился в Германию для операции. После того, как его состояние ухудшилось, Коуи умер 14 сентября 1910 года в Бад-Наухайме . [10] Его тело было возвращено в Англию, и он был похоронен 23 сентября на кладбище Чарльтона , недалеко от его дома, Мэйфилд, в парке Блэкхит, Блэкхит . На его надгробии написано:
При его содействии к Британской империи были присоединены 31 000 квадратных миль территории Британского Северного Борнео. Его неукротимое рвение и энтузиазм, проявленные в интересах Британской компании Северного Борнео, были средством ее процветания. |
Наследие
[ редактировать ]Хотя Британская империя хвалила его за роль в расширении влияния империи, Коуи остается ключевой фигурой в зарождении спора на Северном Борнео. Северное Борнео или регион Сабах На сегодняшний день спорным вопросом остается на территории современной Малайзии. Этот регион привел к давнему территориальному спору между Малайзией и Филиппинами по поводу большей части восточной части Сабаха, которая до образования Малайзийской федерации была известна как Северное Борнео.
Филиппины утверждают, что они являются государством-преемником Султаната Сулу , утверждая, что территория была сдана в аренду Британской компании Северного Борнео только в 1878 году.
Совсем недавно регион снова привлек международное внимание благодаря делу Малайзии-Сулу , в котором предполагаемые наследники последнего султана Сулу инициировали арбитражную апелляцию против Малайзии. Истцы потребовали 32 миллиарда долларов в качестве компенсации за незаконную эксплуатацию природных ресурсов региона. Испанский арбитр Гонсало Стампа объявил об урегулировании спора на сумму почти 15 миллиардов долларов в пользу истцов через Апелляционный суд Парижа в 2022 году. [11] [12] В конечном итоге решение было отменено Международным Судом в 2023 году. [13]
Литература
[ редактировать ]- Фолькер Шульт (2008). Желание и реальность: немецко-филиппинские отношения в контексте глобальных связей 1860–1945 (на немецком языке). Логотипы Верлаг Берлин ГмбХ. ISBN 978-3-8325-1898-1 .
- К. Г. Трегоннинг (1965). История современного Сабаха (Северное Борнео, 1881–1963) . Университет Сингапура.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «НОРТ БОРНЕО КОМПАНИЯ» . «Стрейтс Таймс» . Совет Национальной библиотеки, Сингапур . 15 октября 1909 г. с. 7 . Проверено 11 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Уильям Кларк Коуи (I2919)» . Генеалогическое древо Кролла и Фицджеральда . Проверено 11 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «МИСТЕР У. КЛАРК КОУИ» . Сингапурская свободная пресса и рекламодатель коммерческой продукции . Совет Национальной библиотеки. 9 августа 1895 г. с. 3 . Проверено 11 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Мистер У. К. КОУИ. (Романтическая повесть об основателе компании BNB)» . «Стрейтс Таймс» . Совет Национальной библиотеки. 30 января 1902 г. с. 5 . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ Оуэн Раттер (1922). «Британский Северный Борнео – отчет о его истории, ресурсах и коренных племенах» . Констебль энд Компани Лтд., Лондон . Интернет-архив . Проверено 11 мая 2017 г.
- ^ «БОРНЕО: Закат на море Сулу» . Время . 1 июля 1946 года . Проверено 11 мая 2017 г. ( требуется регистрация )
- ^ Роб Дикинсон. «Проект железной дороги Северного Борнео» . Международные страницы Steam. Архивировано из оригинала 28 марта 2013 года . Проверено 11 мая 2017 г.
- ^ Андсон Коуи, Уильям Кларк Коуи: «Англо-сулу-малайский словарь: с полезными предложениями, таблицами и т. д.» Фотокопия издательства Kessinger Publishing, 1893 г.
- ^ «БУДУЩЕЕ БОРНЕО» . «Стрейтс Таймс» . Совет Национальной библиотеки. 1 декабря 1898 г. с. 2 . Проверено 11 мая 2017 г.
- ^ «ПОСЛЕДНИЙ Г-Н У. К. КОУИ» . «Стрейтс Таймс» . Совет Национальной библиотеки. 17 сентября 1910 г. с. 7 . Проверено 11 мая 2017 г.
- ^ «Сообщение: Мсия приказал выплатить потомкам султана Сулу почти 63 миллиарда ринггитов» . Yahoo Новости . 1 марта 2022 г. Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ «Старый султанат, нефть и 14,9 миллиона долларов выносят решение против Малайзии» . Ла Пренса Латина Медиа . 17 марта 2022 г. Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ «МАЛАЙЗИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ЗНАЧИМУЮ ПОБЕДУ НАД ТРЕБОВАТЕЛЬАМИ СУЛУ – ПМ АНВАР» .