Jump to content

Уильям Коуи (торговец)

Уильям Кларк Коуи.

Уильям Кларк Коуи (8 апреля 1849 года во Фриокхайме , Форфаршир ; — 14 сентября 1910 года в Бад-Наухайме ) — шотландский инженер, моряк и бизнесмен, который помог основать Британский Северный Борнео и был председателем Британской компании Северного Борнео . [1]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Коуи родился 8 апреля 1849 года и был старшим из четырех детей производителя льна Дэвида Коуи (1825–1896) и Энн Коуи (1819–1906) в Шотландии , где его предки по матери жили на протяжении нескольких поколений. Тремя его братьями и сестрами были Мэри, Андсон и Эдвард. [2] [3]

Семья переезжает в Арброт на восточном побережье Шотландии. Его отец был директором Wardmill Works компании MC Thomson & Co., а Коуи получил образование инженера. [4] Он получал частные уроки с целью последовать примеру своего деда, инженера на одной из первых мельниц Шотландии. [3]

Примерно в 1873 году Коуи женился на Флоре Дэвидсон. У них было двое детей; Флора де Круз (род. 1874) и Уильям Энсон Эдвард Коуи де Круз (род. 1875). [2] Его жена внезапно умерла в возрасте 25 лет, вскоре после рождения второго ребенка. Затем Коуи женился на Эми Констанс Пид, и у них родилось двое детей; Муара Глэдис (1888 г.р.) и Андсон Гордон (1891 г.р.). [2]

Карьера до 1878 года

[ редактировать ]
Коуи с султаном Сулу.

С апреля 1870 года Коуи был нанят главным инженером Аргайла под командованием капитана Питера Орра и в свой 21-й день рождения уехал из Глазго в Сингапур. [4] Затем он начал вести жизнь искателя приключений в кишащих пиратами водах Малайского архипелага . Его карьера в качестве главного инженера Аргайла закончилась в конце 1872 года, когда он был нанят Карлом Шомбургком в качестве капитана Дальнего Востока и получил задание прорвать испанскую военно-морскую блокаду, чтобы разобраться с султаном Сулу , который правил частями северного региона. Борнео. Его успешные усилия создали глубокую дружбу с султаном Сулу. [5] [6]

Коуи убедил султана, что для достижения прочного успеха в преодолении испанской блокады ему понадобится доступ к безопасной гавани; оттуда он мог дождаться, пока судоходный путь в Сулу не освободится от испанских военных кораблей. Султан разрешил Коуи построить порт для своих товаров на острове Тимбанг в Сандакане, создав британское присутствие на Борнео . Коуи вместе с двумя друзьями — Карлом Шомбургком и Джоном Диллом Россом — основал Торговую компанию Лабуана , основной задачей которой было обойти испанскую военно-морскую блокаду и доставить в Сулу оружие, опиум , табак и товары. Ни один корабль компании испанцам так и не удалось поймать.

Чартерная компания Северного Борнео

[ редактировать ]
Коуи и его компания едут за пределы железной дороги на Северном Борнео .
Коуи с должностными лицами Британской компании Северного Борнео .

В 1878 году барон фон Овербек и Альфред Дент обратились к Коуи, зная, что он дружит с султаном Сулу, с просьбой о помощи в организации концессий на землю на Борнео. Коуи согласился, поскольку у него были планы оккупировать территорию в составе Британской империи . Поскольку политическая ситуация была благоприятна для односторонних договоров, Коуи сказал султану оставить испанцев в своей стране, помогая иностранным державам захватить части территории султана, ожидая, что испанцы пожелают избежать дипломатического вмешательства в интересы других колониальных держав. Коуи удалось добиться от султана сдачи своих земель на северо-востоке Борнео 22 января 1878 года за ежегодную выплату в размере 1000 фунтов стерлингов ; который позже был передан Овербеку и Денту, поскольку они получили всю государственную власть и территориальные права на владения на Борнео, включая острова. Права по этому договору затем были переданы недавно основанной Британской компании Северного Борнео в 1881 году.

В марте 1882 года Коуи приобрел 40-летнюю концессию на разработку угольных месторождений Муара в Брунее и основал компанию Cowie Brothers, базирующуюся в Сингапуре. В Лабуане он на 99 лет арендовал верфь, откуда отвозил уголь. 12 июля 1887 года Коуи передал свои права на франшизу Британской компании Северного Борнео и вернулся со своей семьей в Англию . Чарльз Брук , который позже приобрел шахту, переименовал ее в « Бруктон » (сегодняшний Брук-Таун).

В 1887 году Коуи вместе с Эдмундом Эрнестом Эвереттом было поручено вести бизнес компании на Борнео. Из-за отсутствия транспорта для перевозки товаров на острове Коуи запросил концессию на строительство железнодорожной сети от Западного побережья до Сандакана. Первоначально компания согласилась и назначила Коуи наблюдательным советом в 1894 году. В 1896 году началось строительство железной дороги Северного Борнео , но финансовые трудности не позволили компании полностью соединиться с северным Борнео; Коуи не смог собрать необходимые средства, особенно после того, как представители компании отказались занять больше денег. [7]

В 1893 году под патронажем Коуи и его брата Андсона был создан словарь сулу и малайского языков . [8]

Его ценили за обширные знания территории и жителей Борнео. Он поднялся до должности генерального директора в 1897 году. В 1898 году на Северном Борнео он встретился с Матом Саллехом, чтобы добиться неопределенного решения так называемого восстания Мата Саллеха . [9] 15 октября 1909 года, после выхода на пенсию Шарля Джесселя , он стал председателем наблюдательного совета. [1]

Мемориал Уильяму Кларку Коуи на кладбище Чарльтона.

К концу своей жизни Коуи страдал от болезни сердца . В июле 1910 года он отправился в Германию для операции. После того, как его состояние ухудшилось, Коуи умер 14 сентября 1910 года в Бад-Наухайме . [10] Его тело было возвращено в Англию, и он был похоронен 23 сентября на кладбище Чарльтона , недалеко от его дома, Мэйфилд, в парке Блэкхит, Блэкхит . На его надгробии написано:

При его содействии к Британской империи были присоединены 31 000 квадратных миль территории Британского Северного Борнео. Его неукротимое рвение и энтузиазм, проявленные в интересах Британской компании Северного Борнео, были средством ее процветания.

Наследие

[ редактировать ]

Хотя Британская империя хвалила его за роль в расширении влияния империи, Коуи остается ключевой фигурой в зарождении спора на Северном Борнео. Северное Борнео или регион Сабах На сегодняшний день спорным вопросом остается на территории современной Малайзии. Этот регион привел к давнему территориальному спору между Малайзией и Филиппинами по поводу большей части восточной части Сабаха, которая до образования Малайзийской федерации была известна как Северное Борнео.

Филиппины утверждают, что они являются государством-преемником Султаната Сулу , утверждая, что территория была сдана в аренду Британской компании Северного Борнео только в 1878 году.

Совсем недавно регион снова привлек международное внимание благодаря делу Малайзии-Сулу , в котором предполагаемые наследники последнего султана Сулу инициировали арбитражную апелляцию против Малайзии. Истцы потребовали 32 миллиарда долларов в качестве компенсации за незаконную эксплуатацию природных ресурсов региона. Испанский арбитр Гонсало Стампа объявил об урегулировании спора на сумму почти 15 миллиардов долларов в пользу истцов через Апелляционный суд Парижа в 2022 году. [11] [12] В конечном итоге решение было отменено Международным Судом в 2023 году. [13]

Литература

[ редактировать ]
  • Фолькер Шульт (2008). Желание и реальность: немецко-филиппинские отношения в контексте глобальных связей 1860–1945 (на немецком языке). Логотипы Верлаг Берлин ГмбХ. ISBN  978-3-8325-1898-1 .
  • К. Г. Трегоннинг (1965). История современного Сабаха (Северное Борнео, 1881–1963) . Университет Сингапура.
  1. ^ Jump up to: а б «НОРТ БОРНЕО КОМПАНИЯ» . «Стрейтс Таймс» . Совет Национальной библиотеки, Сингапур . 15 октября 1909 г. с. 7 . Проверено 11 мая 2017 г.
  2. ^ Jump up to: а б с «Уильям Кларк Коуи (I2919)» . Генеалогическое древо Кролла и Фицджеральда . Проверено 11 мая 2017 г.
  3. ^ Jump up to: а б «МИСТЕР У. КЛАРК КОУИ» . Сингапурская свободная пресса и рекламодатель коммерческой продукции . Совет Национальной библиотеки. 9 августа 1895 г. с. 3 . Проверено 11 мая 2017 г.
  4. ^ Jump up to: а б «Мистер У. К. КОУИ. (Романтическая повесть об основателе компании BNB)» . «Стрейтс Таймс» . Совет Национальной библиотеки. 30 января 1902 г. с. 5 . Проверено 21 мая 2017 г.
  5. ^ Оуэн Раттер (1922). «Британский Северный Борнео – отчет о его истории, ресурсах и коренных племенах» . Констебль энд Компани Лтд., Лондон . Интернет-архив . Проверено 11 мая 2017 г.
  6. ^ «БОРНЕО: Закат на море Сулу» . Время . 1 июля 1946 года . Проверено 11 мая 2017 г. ( требуется регистрация )
  7. ^ Роб Дикинсон. «Проект железной дороги Северного Борнео» . Международные страницы Steam. Архивировано из оригинала 28 марта 2013 года . Проверено 11 мая 2017 г.
  8. ^ Андсон Коуи, Уильям Кларк Коуи: «Англо-сулу-малайский словарь: с полезными предложениями, таблицами и т. д.» Фотокопия издательства Kessinger Publishing, 1893 г.
  9. ^ «БУДУЩЕЕ БОРНЕО» . «Стрейтс Таймс» . Совет Национальной библиотеки. 1 декабря 1898 г. с. 2 . Проверено 11 мая 2017 г.
  10. ^ «ПОСЛЕДНИЙ Г-Н У. К. КОУИ» . «Стрейтс Таймс» . Совет Национальной библиотеки. 17 сентября 1910 г. с. 7 . Проверено 11 мая 2017 г.
  11. ^ «Сообщение: Мсия приказал выплатить потомкам султана Сулу почти 63 миллиарда ринггитов» . Yahoo Новости . 1 марта 2022 г. Проверено 14 февраля 2024 г.
  12. ^ «Старый султанат, нефть и 14,9 миллиона долларов выносят решение против Малайзии» . Ла Пренса Латина Медиа . 17 марта 2022 г. Проверено 14 февраля 2024 г.
  13. ^ «МАЛАЙЗИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ЗНАЧИМУЮ ПОБЕДУ НАД ТРЕБОВАТЕЛЬАМИ СУЛУ – ПМ АНВАР» .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0cca2aa776fd093d2f8072f1f4832075__1722897900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/75/0cca2aa776fd093d2f8072f1f4832075.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
William Cowie (merchant) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)