Jump to content

Стихи

Традиционный шаблон Tema с инверсией и вращением основания модели.

Литема, пишется как Дитема в южноафриканской орфографии сесото (произносится: /ditʼɪːma/; единственное число: Тема , сесото означает «текст» или «вспаханная земля») — это форма сесото фрески , состоящая из декоративных и символических геометрических узоров, обычно связанных с Традиция сесото сегодня практикуется в Лесото и соседних районах Южной Африки. Женщины басуто создают литему на внешних стенах и внутри усадеб с помощью гравюры, росписи, рельефной лепнины и/или мозаики. Обычно геометрические узоры причесываются или процарапываются на влажном верхнем слое свежей глины и навозной штукатурки стены, а затем окрашиваются земляной охрой или, в наше время, промышленной краской. Узоры чаще всего имитируют вспаханные поля посредством чесаной текстуры, или узоры относятся к растительной жизни, а иногда и к другим аспектам мира природы, например, к клановому тотемному животному. Литемы преходящи; они могут высохнуть и рассыпаться или быть смыты проливным дождем. Женщины всей деревни обычно наносят литему в таких особых случаях, как свадьба или религиозная церемония. [1]

Этимология

[ редактировать ]

Как отметил Гэри ван Вик (1993:84) в своем анализе этимологии существительного сесото, обозначающего «настенное искусство сесото», литема также относится к связанным с ним понятиям «вспаханные земли», [2] а декоративная традиция во многом символически связана с выращиванием растений. Оно происходит от основы глагола -lema инфинитиве ho lema «возделывать»), которая является рефлексом прото-банту корня *-dɪ̀m- «возделывать (особенно мотыгой)». [3] ⟨l⟩ Орфографический для в li- ( 10-го класса класса существительных префикс существительных сесото ) произносится как [d] на сесото, поскольку [d] является аллофоном / l/, встречающимся перед близкими гласными, /i/ и /u/. Орфографическое ⟨e⟩ может иметь три возможных значения на сесото: /ɪ/, /ɛ/ и /e/. В ⟨litema⟩ произносится /ɪ/, согласно корню протобанту.

Узоры литемы характеризуются многоступенчатой ​​симметрией . Шаблоны обычно располагаются в квадратных ячейках. Стена, подлежащая формированию, делится на сетку для формирования ячеек. На каждую ячейку наносится один и тот же узор, который обычно поворачивается или зеркально отражается от ячейки к ячейке. Таким образом, симметрия общего узора зависит от симметрии, присутствующей в базовом узоре. В базовых узорах есть конструкции только с одной зеркальной осью, что создает общее впечатление течения в одном направлении. Другие базовые узоры имеют несколько осей симметрии или вращательную симметрию и придают общему узору довольно плоское декоративное впечатление. Цветовое оформление сдержанное, обычно используются только два цвета. [1]

Традиция настенного искусства в Южной Африке возникла не недавно. В то время как раскопки на археологических объектах Сото-Тсвана выявили полы хижин, которые пережили стихию на протяжении целых 1500 лет, самые ранние свидетельства фресковой живописи Сото-Тсвана насчитывают около пяти столетий (Грант 1995:45; Ван Вик 1998:88). . Это задолго до традиции настенной живописи ндебеле, которая стала популяризирована во всем мире. , зародившаяся в 19 веке, Традиция настенного искусства Ндзундза Ндебеле называемая игвало (более известная как домашняя роспись ндебеле ), считается синтезом северного сото традиции дитема и традиций дизайна Нгуни, используемых в вышивке бисером, гончарстве и плетении корзин. [4]

Колониальный рекорд

[ редактировать ]

Один из самых ранних письменных отчетов о фресковом искусстве басуто принадлежит миссионеру преподобному Джону Кэмпбеллу. В своем описании искусства Батлхапинга ( Южная Тсвана ) в 1813 году Кэмпбелл заявил следующее: «Услышав о некоторых картинах в доме Салакуту, мы пошли после завтрака посмотреть их. Мы нашли на них очень грубые изображения верблюда-леопарда, носорога, слона. лев, тигр и олень, которых жена Салакуту нарисовала на глиняной стене белой и черной краской. Однако они были сделаны так хорошо, как мы ожидали, и могут привести к чему-то лучшему» (Грант 1995:43). .

Во время своего второго путешествия в 1820 году Кэмпбелл с энтузиазмом рассказал о том, что он увидел в доме некоего вождя «синоси» из рода хуруце сото-тсвана. Кэмпбелл предоставил как иллюстрации, так и словесное описание дома вождя: «Стена была выкрашена в желтый цвет и украшена фигурами щитов, слонов, верблюдов-леопардов и т. д. Она также была украшена аккуратным карнизом или бордюрной росписью с изображением красного цвета... его стены (спальни Синози) были украшены восхитительными изображениями слонов и жирафов... В некоторых домах были фигурки, колонны и т. д., вылепленные из твердой глины и раскрашенные разными красками, которые не опозорили бы европейских рабочих" ( Ван Вик 1996:43; Отчеты Кэмпбелла были собраны и опубликованы историком Джорджем Стоу в его книге «Коренные расы Южной Африки» (1905). [5] Стоу также опубликовал самые ранние известные рисунки литемы – репродукции восьми рисунков, сделанных « бакуэна » (кланом-основателем нации басуто ), которые он, вероятно, нарисовал сам, на основе неопубликованного письма Стоу в Южноафриканской библиотеке, в котором он вспоминает посещение разрушенного крааля Бакоэна (Ван Вик 1998:89). На рисунках Стоу были представлены текстурированные панели, похожие на гравюры на литеме, которые делаются до сих пор, а также нарисованные узоры из точек, полос, треугольников и зигзагов, выполненные в ограниченных цветах. В своей книге 1861 года французский миссионер Юджин Касаллис вспомнил узоры литемы, с которыми он столкнулся с тех пор, как поселился среди басуто в 1830-х годах, назвав эти узоры «гениальными», что предполагает, что узоры более сложные, чем образцы Бакоэны, воспроизведенные Стоу (Ван Вик 1998:89). . В документации Стоу не было никаких рисунков с растительными мотивами, подобных тем, которые можно увидеть в современной литеме. Ван Вик (1994) предполагает, что более современные и «замысловатые криволинейные конструкции имеют отчетливо викторианский или эдвардианский оттенок, на который, вероятно, повлияли такие европейские продукты начала века, как узоры на линолеуме, чугунные карнизы и кружево».

Современное возрождение

[ редактировать ]

Почти столетие отделяет рисунки Стоу от рисунков, сделанных в 1976 году студентами Национального педагогического колледжа Лесото (Van Wyk 1989:89). Бенедикт Лира Мотибе, в то время преподаватель искусств в колледже, поручил студентам копировать рисунки литемы для использования их на уроках геометрии в классе и в качестве копий для картофельных отпечатков. Что еще более важно, это была попытка Мотибе возродить интерес к тому, что он считал стоящей традицией сесото. Гэри ван Вик использовал эти рисунки во время своих обширных полевых исследований в Южной Африке и Лесото в 1991–1994 годах, записывая реакцию женщин на исторические закономерности, включая имена и значения, которые они им приписывали, а позже переиздал несколько рисунков. Он обнаружил, что, хотя многие из конкретных растительных узоров (например, «дыни»), получивших названия в 1970-х годах, были забыты к 1990-м годам и отнесены к общей описательной категории «blomme», слово на языке африкаанс, означающее «цветы», тем не менее это обозначение поддерживало тесную символическую связь между женщинами и вегетативным плодородием, связанную с традиционной ролью женщин как земледельцев и собирателей. Более того, несколько моделей, записанных Мотибе, все еще можно было идентифицировать и они создавались в начале 1990-х годов, например, тот, который относится к доске для марабарабы, популярной местной игры, такой как шашки (1998: 90-91).

Совсем недавно (2003 г.) Мотибе, внося дополнительный вклад в дело сохранения, составил и передал в дар второе издание по дизайнам Litema под названием «Узоры Basotho Litema (с изменениями)». Школе технологий дизайна и визуального искусства Центрального технологического университета , Free State , предоставляя обновленную информацию о проектах и ​​их интерпретации. [6]

Символизм

[ редактировать ]

Исследование, проведенное Ван Виком и Мэтьюзом в конце 1980-х и середине 1990-х годов, завершилось созданием двух фотоиллюстрированных книг под названием « Африканские расписные дома: жилища басуто в Южной Африке» (Ван Вик, 1998) и «Африканская фреска» (Chanquion & Matthews, 1989). , предполагает, что искусство литемы нельзя понимать в чисто эстетических терминах.

Женщина, Природа и Литема [7]

[ редактировать ]

В нескольких работах на эту тему Гэри Ван Вик (1993, 1994, 1996, 1998) утверждает, что фрески сесото представляют собой форму религиозного искусства, взывают к предкам о дожде, который обеспечивает плодородие, питающее поля и тем самым поддерживающее стада. и человеческого сообщества. Фрески, по его словам, можно рассматривать как молитвы, написанные красками. Если предки удовлетворены, они посылают дождь, который смывает фрески, и цикл жизни начинается заново. Вполне уместно, что фрески создаются женщинами, которые символически связаны с домом, который является метафорой утробы и творения, и с растительным миром, с которым женщины связаны через свои традиционные роли земледельцев и собирателей, а также через несколько других растительных символов. Миф о сотворении мира басуто, например, утверждает, что нация вышла из темного места глубоко под землей через заросли тростника; соответственно, когда-то было принято при рождении ребенка в земляном доме, первоначально построенном в форме иглу и, следовательно, похожем на утробу, класть тростник в дверной проем дома до тех пор, пока ребенок не «пересек тростник», чтобы выйти в дом. дневной свет (Ван Вик 1998: 103-107). Точно так же посвященные женщины носят тростниковую маску и во время своего заключения в заточении плетут тростниковые циновки.

Эта символическая связь между домом в форме иглу и телом позже была перенесена в современные прямоугольные дома с плоскими крышами, где обрамление дверных проемов и окон было особенно украшено, а узоры литемы вдоль линии крыши назывались «повязка на голову». «Плодородие полей и женщин прославляется в создании сияющих цветов, раскрывающихся листьев, спиралевидных усиков и побегов... Поскольку сельскохозяйственный труд традиционно был женской работой, женщин, украшающих дома, можно рассматривать как изображение этой работы на полях. их стены, таким образом, представляют собой африканские пейзажи, состоящие из того самого ландшафта, который они представляют» (Ван Вик, 1994). Это наиболее очевидно в узорах литемы, которые состоят исключительно из бесцветного расчесывания грязи: они очень похожи на вспаханное поле. [8] Ван Вик обнаружил, что красная охра, называемая летсоку , или «кровь земли», символизирует плодородие и кровь как менструации, так и жертвоприношения, подчеркивая ключевую связь между предками и плодородием и объясняя тот факт, что красная охра неизменно присутствует в составе. в каждую схему окраски. Белый символизировал спокойствие, чистоту и просветление, которые пропагандировали и желают предки, в то время как черный представлял темные дождевые облака, которые предки приносят, если все спокойно и хорошо, и эти два цвета часто комбинируются в плотные, чередующиеся узоры, наносимые на переходные зоны. архитектура, такая как линия крыши, вокруг дверей и окон. Точно так же такие элементы узоров, как треугольники и зигзаги, вероятно, также несли символическое значение, которое в последнее время стало неясным. В 1980-х и начале 1990-х годов Ван Вик также фотографировал фрески, выражавшие политические заявления, используя цвета запрещенного Африканского национального конгресса в эпоху апартеида или включающие конкретную политическую графику или заявления.

Том Мэтьюз в своих трудах (подтвержденных фотографиями, сделанными его сыном Полем Чанкионом) утверждал, что цветы и точки были символами плодородия. Более того, он утверждает, что шевроны представляют воду или неровную землю, а треугольники являются символами, обозначающими мужчину и женщину (Changuion & Matthews, 1989:9,19,55).

В исследовании, проведенном CUT , ни один человек, разбирающийся в искусстве литемы (Беккер, Табане и Мотибе) или практикующие художники литемы, не имел каких-либо знаний о более глубоком значении, кроме украшения дома в эстетических целях. Однако некоторые из опрошенных художников поделились своим мнением относительно возможности символического значения. По словам художников Свободного государства, их матери (многие из которых родом из Лесото), возможно, знали о таких значениях, но не делились с ними этой информацией во время преподавания. [9]

Система письма

[ редактировать ]

Один популярный комментатор утверждал, что литема представляет собой древнюю логографическую систему письма басуто. [10] Как указано выше, вполне вероятно, что с литемой всегда существовала символическая логика (возможно, сравнимая с традицией символов Адинкры в Западной Африке), но существует мало свидетельств, подтверждающих историческое существование формальной логографии такого типа, как представлено. египетскими иероглифами или китайскими иероглифами .

Тем не менее, действительно существует современная система письма (в частности, характерное слоговое письмо), связанная с литемой, которую можно использовать для написания сесото (и всех других языков южных банту ). Он называется Дитема ца Диноко («Слоговое письмо Дитема») и также известен под своим зулусским именем, Исибхеке Сохламву , и различными другими родственными именами на разных языках. [11] [12]

Литература

[ редактировать ]
  • Гэри ван Вик: Сквозь космический цветок: тайное сопротивление в фреске женщин сото-тсваны . В: Мэри Х. Нутер: Секретность: африканское искусство, которое скрывает и раскрывает . Музей африканского искусства, Нью-Йорк, 1993 г. ISBN   3791312308 .
  • Гэри ван Вик: Образцы владения: искусство проживания в Африке . Диссертационные службы UMI, Анн-Арбор, Мичиган, 1996.
  • Гэри ван Вик: Африканские расписные дома: жилища басуто в Южной Африке . Абрамс, Нью-Йорк, 1998 г. ISBN   0-8109-1990-7 .
  • Поль Чангион: Африканская фреска . Издательство New Holland, Лондон, 1989 г., ISBN   1-85368-062-1 .
  • Паулюс Гердес: О математических идеях в культурных традициях Центральной и Южной Африки . В: Хелейн Селин (Hrsg.): Математика в разных культурах: история незападной математики . Спрингер, Нью-Йорк, 2001 г., ISBN   1402002602 , С. 313–344.
  • Паулюс Гердес: Женщины, искусство и геометрия в Южной Африке . Africa World Press, Трентон (Нью-Джерси), 1998 г., ISBN   0-86543-601-0 .
  • Сэнди и Элина Грант: Украшенные дома в Ботсване , Creda Press, Кейптаун, 1996 г., ISBN   9991201408 .
  • Бенедикт Мотибе: Litema: проекты студентов NTTCL , Morija Press, Масеру, 1976.
[ редактировать ]
  • [1] «Поля зрения» «Искусство проживания сото» Гэри ван Вика, обзор выставки и публикации.
  • [2] «Плодородие полей и женщин» вдохновляет сото фреску. «Искусство проживания сото». (Выставка и публикация Гэри ван Вика) Отчет Колумбийского университета — 14 октября 1994 г. — Том. 20, № 6
  • LITEMA – Фреска «Искусство басуто» , веб-сайт Карины Бейер, Программа фотографии, Школа технологий дизайна и визуального искусства Центрального технологического университета , Фри-Стейт
  1. ^ Jump up to: а б Паулюс Гердес: О математических идеях в культурных традициях Центральной и Южной Африки . В: Хелейн Селин (Hrsg.): Математика в разных культурах . Нью-Йорк, 2001, С. 329–332.
  2. ^ "Поиск в словаре Буканцве "вспаханная земля" " . bukantswe.sesotho.org. 1 января 2009 года . Проверено 16 сентября 2015 г.
  3. ^ «Выберите словарь прото-банту» (PDF) . лингвистика.africamuseum.be. 29 мая 2005 года . Проверено 16 сентября 2015 г.
  4. ^ «Роль украшения в обществе ндебеле» . www.sahistory.org.za. 1 января 2015 года . Проверено 16 сентября 2015 г.
  5. ^ Стоу, GW (Джордж Уильям); Тил, Джордж МакКолл (1905). Коренные расы Южной Африки; история вторжения готтентотов и банту в охотничьи угодья бушменов, аборигенов страны. Библиотека Корнеллского университета. Лондон: S. Sonnenschein & Co., Limited; Нью-Йорк, The Macmillan Co.
  6. ^ «Исторический отчет» . портал.cut.ac.za/litema. 16 апреля 2014 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 16 сентября 2015 г.
  7. ^ Гердес, Паулюс (2013). Женщины, культура и геометрия в Южной Африке . Лулу.com. ISBN  978-1-304-10560-8 .
  8. ^ Бейер, Карина Милен (2014). ЛИТЕМА ВОЗРОЖДЕНИЕ ИСЧЕЗАЮЩЕГО ИСКУССТВА (Диссертационная работа). Блумфонтейн: Центральный технологический университет, Фри-Стейт.
  9. ^ «Литемский символизм» . портал.cut.ac.za/litema. 16 апреля 2014 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 16 сентября 2015 г.
  10. ^ «Система письма Дитема Ца Басото» . zulumathabo.wordpress.com. 1 марта 2015 года . Проверено 16 сентября 2015 г.
  11. ^ «Исибхеке» . isibheqe.org. 23 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 8 февраля 2016 года . Проверено 16 сентября 2015 г.
  12. ^ «Исибхеке Сохламву: коренная письменность языков южных банту» (PDF) . лингвистика.org.za. 22 июня 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. . Проверено 16 сентября 2015 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 985987d18e84be2d09674daf50cdd69b__1712610000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/9b/985987d18e84be2d09674daf50cdd69b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Litema - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)