Белые эфиопы

Белые эфиопы (Λευκαιθίοπες; Leucæthiopes ) — термин, встречающийся в древней греко-римской . литературе [ 1 ] Экзоним . используется Плинием Старшим а также упоминается Помпонием Мелой , Птолемеем и Орозием , Однако эти авторитеты не пришли к единому мнению относительно географического положения белых эфиопов.
Средневековые географы, в том числе Ибн Хавкаль и Лео Африканский , аналогичным образом отмечали существование различных «белых» или « оливковых » групп и отдельных лиц на территориях и королевствах к югу от Сахары . Однако судьба этих жителей неизвестна.
Классическое происхождение
[ редактировать ]Плиний Старший писал в разделе 5.8 своей «Естественной истории» , что: [ 2 ]
Если мы пройдем через внутреннюю часть Африки в южном направлении, за Гетулами, пройдя между ними пустыни, мы найдем прежде всего ливийцев-египтян, а затем страну, где живут левкефиопы. [ 2 ]
Орик Бейтс отмечает, что Птолемей писал о белых эфиопах и меланогетулах, и сравнивает это с упоминанием Орозием о ливиоэтопийцах. Бейтс помещает белых эфиопов в Марокко, а меланогетулов к востоку от них, заявляя об авторитете Птолемея в этом и утверждая, что «эти описания являются хорошим свидетельством древнего противостояния белых и черных в Сахаре и их слияния». [ 3 ] Бейтс далее сравнивает эти утверждения с тем, что, по его мнению, является «выраженным ксантохроидным элементом иностранного (нордического) происхождения» в Марокко, то есть смесью светлокожих людей из Северной Европы. [ 3 ]
Помпоний Мела писал в переводе Фрэнка Э. Ромера, что «Однако на этих берегах, омываемых Ливийским морем, обитают ливийские египтяне, белые эфиопы и густонаселенный и многочисленный народ гетули. во всю свою длину охватывает широкое и пустое пространство». [ 4 ]
Оба Геродота [ 5 ] и Страбон [ 6 ] «говорим о двух Эфиопиях: одной восточной, другой западной». Страбон также сказал, что древние греки «назначали Эфиопией всю южную страну по направлению к океану», а не только регион вблизи Египта. Эфор утверждал, что белые эфиопы пришли с Дальнего Востока. Филострат утверждал, что «Индейцы — мудрейшие из людей. Эфиопы — их колония». [ 7 ]
Средневековая география
[ редактировать ]По словам Ричарда Смита, Ибн Хавкал , путешественник X века из Багдада , делит берберские кланы на «чистых Санхаджа и Бану Танамак», причем последние «изначально суданцы (т.е. черные), чья кожа и цвет лица стали белыми, потому что они жили близко к Северу». Смит сообщает, что Ибн Хавкал перечислил 22 названных вида Бану Танамак, но не уточнил, носят ли они «политический, культурный, географический, социальный или лингвистический характер». [ 9 ] Смит предполагает, что наиболее вероятный сценарий заключается в том, что эти древние эфиопские племена, представленные сегодня харатинами, были поглощены берберскими общинами. Таким образом, он утверждает, что «странное сообщение Ибн Хаукаля о Бану Танамак», которое превратилось из черного в белое, могло отражать «реальное событие - поглощение племен». [ 10 ] Роберт Браун также утверждает, что «упомянутые «белые» берберы могут быть лишь пережитками первоначального племени, которое теперь превратилось в сумрак из-за вливания арабской и суданской крови». [ 11 ]
Исследователь XVI века Лео Африканский описал существование различных «белых» или «оливковых» групп и особей, населяющих территории и королевства к югу от Сахары . Помимо «белых коричнево-коричневых Муров » из бывшего проконсульства Африки , [ 12 ] он указывает, что такие светлокожие народы были сконцентрированы на Африканском Роге , включая большую часть коренного населения султаната Адал и значительную часть жителей султаната Могадишо . [ 8 ] За пределами этих территорий Лев Африканский пишет, что большую часть жителей составляли Кафри . [ 13 ] Он далее утверждает, что группы других жителей с «белой» или «оливковой» кожей, тем не менее, можно найти на двух небольших островах к северу от Сокотры («две сестры»), [ 14 ] в некоторых частях побережья Зангебара ( Королевство Мелинде и на острове Килоа), [ 15 ] и среди потомков китайских поселенцев на острове Сен-Лоранс ( Мадагаскар ). [ 16 ]
Современные интерпретации
[ редактировать ]
Говоря о разнице между современным мышлением и древними временами, Ричард Смит предупреждает, что даже четко определенные категории, «такие как « раса », могут сбивать с толку». По его словам, Птолемей поместил два народа, лейкаэтиопов и меланогетулийцев («черные гетулийцы»), на крайнем западе Северной Африки; а именно, на юге Марокко . Смит предполагает, что левкаэтиопов, «буквально «белые эфиопы», можно также охарактеризовать как «белых чернокожих людей», поскольку в древние времена «термин «эфиопы» относился к цвету кожи ». [ 18 ] Далее он утверждает, что Плиний Старший помещает левкаэтиопов к югу от пустыни ( Сахары ), между белыми гетулианцами и черными нигритами; Ближайшими соседями тогда были бы ливийцы-египтяне, «буквально «египетские ливийцы», еще один оксюморон ». Однако Смит указывает, что Плиний не упоминает никаких черных гетулианцев. [ 18 ]
Луи Вивьен де Сен-Мартен утверждает, что левкатиопы были ранними берберами , проникшими на юг, в пустыню. [ 17 ]
Эдмунд Дене Морель , писавший в 1902 году, подтверждает, что и Птолемей, и Плиний говорят о левкафиопах, но полагает, что Птолемей помещает их «по соседству с Гамбией » , тогда как Плиний помещает их «на пару градусов севернее». [ 1 ] Затем Морель размышляет о том, кем могли быть эти «светлокожие «африканцы»». Он считает, что они не могли быть арабами или бантусами , но утверждает, что берберы были хорошо известны коренным народам Плиния, карфагенянам , поэтому они бы узнали берберов, если бы встретили их. Морель заключает, что левкаэтиопы, возможно, были ранними фулани , поскольку первые записи о Западной Африке (около 300 г. н. э.) описывают империю, управляемую «белыми» правителями, основанную королем, имя которого содержит аффикс Фулфульде. По словам Мореля, эта связь с фулани была впервые установлена в 1799 году майором Реннелем в его «Путешествиях по внутренней части Африки» , записной книжке о путешествиях Мунго Парка . [ 1 ]

Ричард Смит, писавший в 2003 году, сообщает, что «историки часто предполагают», что и лейкетиопы, и меланогетулианцы «представляли смешанную расу» или, возможно, представляли собой некоторую комбинацию расы и культуры. Исходя из этого предположения, он предполагает, что левкаэтиопы «были белыми, жившими в культуре эфиопского типа», где рассматриваемые «эфиопы» могли быть предками современных харатинцев . Смит заключает, что единственный безопасный вывод состоит в том, что «этническая карта была очень сложной и, следовательно, очень запутанной» даже для Птолемея. [ 10 ] Следующее предположение, по мнению Смита, заключается в том, что произошла «какая-то ужасная древняя расовая война», в которой белые племена, такие как лейкаэтиопы, «изгнали или истребили» черные племена, но он утверждает, что этому нет никаких доказательств. [ 19 ]
Хаегап Джеунг, писавший в 2003 году об отношении Гомера и древних греков , предполагает, что «эфиопы занимают свое место среди других [древних] греков, независимо от цвета их кожи. Примечательно, что есть белые эфиопы. Не потому, что Эфиопы черные, но поскольку они другие, они становятся предметом разговора». [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]- Эфиопское море
- Андромеда (мифология)
- Проклятие Хама
- Сигелвара Лэнд
- Отбеливание кожи
- Стирка эфиопского белого
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Морель (1968) , с. 141–142
- ^ Jump up to: а б Плиний Старший 1855 г. , стр. 403–404.
- ^ Jump up to: а б Бейтс (1914) , с. 44
- ^ Ромер 1998 , с. 40.
- ^ Геродот . История VIII:70.
- ^ Страбон . География XV:21.
- ^ Филострат Вит. Апол. II:33е.
- ^ Jump up to: а б Африканский (1526) , с. 52–53
- ^ Смит (2003) , с. 474
- ^ Jump up to: а б Смит (2003) , с. 476
- ^ Африканский 1526 , с. 203.
- ^ Африканский 1526 , с. 20, 184.
- ^ Африканский 1526 , с. 53, 68
- ^ Африканский 1526 , с. 88.
- ^ Африканский 1526 , с. 55, 57
- ^ Африканский 1526 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б Вивьен де Сен-Мартен (1863) , с. 158
- ^ Jump up to: а б Смит (2003) , с. 475
- ^ Смит (2003) , с. 477
- ^ Юнг 2003 , с. 12.
Источники
[ редактировать ]- Африканский, Лев (1526). История и описание Африки . Общество Хаклюйт.
- Бейтс, Орик (1914). Восточные ливийцы . Лондон: Макмиллан.
- Плиний Старший (1855 г.). Босток, Джон (ред.). Естественная история . Том. 1. Лондон: Тейлор и Фрэнсис .
- Чон, Хэгап (2003). Африканско-ориенталистский дискурс: Другой в Шекспире и эллинистической трагедии (доктор философии). Университет штата Луизиана . , etd-0828103-180739.
- Морель, Эдмунд Дин (1968) [1902]. Дела Западной Африки . Библиотека африканских исследований. Рутледж . ISBN 978-0-7146-1702-2 .
- Ромер, Фрэнк Э. (1998). «Описание мира» Помпония Мелы . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета . ISBN 0-472-10773-9 .
- Смит, Ричард (декабрь 2003 г.). «Что случилось с древними ливийцами? Погоня за источниками по Сахаре от Геродота до Ибн Халдуна» . Журнал всемирной истории . 14 (4): 459–500. дои : 10.1353/jwh.2003.0060 . S2CID 143724552 .
- Вивьен де Сен-Мартен, Луи (1863). Северная Африка в греческой и римской древности: историческое исследование на ( французском языке). Императорская полиграфическая компания.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арчибальд Р.Г. и Ньюболд Д. « Белые нуба Джебель-Харазы и белые расы Северной Африки ». Суданские заметки и записи . Том. 7, № 2 (декабрь 1924 г.), стр. 29–47.
- Дантон, Крис. Обзор Первые эфиопы: образ Африки и африканцев в раннем средиземноморском мире» книги Малверна ван Вика Смита « . Исследования африканской литературы. Том 42, № 1, весна 2011 г., страницы 172–174.
- Смит, Малверн ван Вик. Первые эфиопы: образ Африки и африканцев в раннем средиземноморском мире . Йоханнесбург: Wits UP, 2009. ISBN 978-1-86814-499-0