Народ Тонга (Замбия и Зимбабве)
Народ Тонга в Замбии и Зимбабве (также называемый «батонга») — этническая группа банту на юге Замбии и соседнем севере Зимбабве и, в меньшей степени, в Мозамбике. Они связаны с батока , которые являются частью народа токалея, проживающего в том же районе, но не с народом тонга в Малави . На юге Замбии они являются покровителями Кафуэ Тва . Они отличаются культурно и лингвистически от народа тсонга из Южной Африки и южного Мозамбика.
Тонга Зимбабве
[ редактировать ]Народ батонга в Зимбабве проживает в округе Бинга и его окрестностях, деревне Бинга, районе Кариба и других частях Матабелеленда. Их численность достигает 300 000 человек, и в основном они занимаются натуральным хозяйством. В Зимбабве язык народа Тонга называется читонга . [1]
Народ Тонга расселился вдоль озера Кариба после строительства стены плотины Кариба . [2] Они простираются от Чирунду , городка Кариба , Молы, Бинга до водопада Виктория .
В 1800-х годах, во время правления Мзиликази и Лобенгулы считали народ Батонга , ндебеле (в то время называвшиеся «Матабеле») очень миролюбивым. Ранние британские исследователи также считали их «здоровыми» и «совершенно мирными» по «обе стороны Замбези». [3]
Появление цифровых средств массовой информации, включающих в себя социальные сети, повысило заметность коренных народов. [4]
Взаимодействие человека и окружающей среды на Тонге Замбии
[ редактировать ]Проект Longitudinal Gwembe Tonga Research, 50-летнее исследование, проводившееся на юге Замбии, использует пропускную способность для объяснения общих социальных процессов и взаимодействия человека и окружающей среды народа Тонга. [5] В статье « Новый облик несущей способности: народные модели для общественных дебатов и продольное исследование изменений окружающей среды » Лиза Клиггет фокусируется на отношениях между народом Тонга и окружающей средой. [5] Строительство плотины Кариба стало причиной гибели 57 000 жителей Тонга по обе стороны озера Замбии. [ нужны разъяснения ] из-за постоянных наводнений. [5] Озеро Кариба – крупнейший искусственный водоём в мире. Большая часть населения двинулась вверх по течению. Однако инженерные работы в последнюю минуту вынудили 6000 человек переехать в Луситу, небольшую деревню ниже по течению от плотины. [5] Луситу известен как наиболее экологически нарушенный регион. Цикл засухи представляет собой общий экологический риск, который затрагивает южноафриканских фермеров и напрямую влияет на доступ народа Тонга к продовольствию. Самая сильная засуха за последнее десятилетие произошла в период с 1994 по 1995 год в Луситу. [5] Эта засуха не принесла жителям Луситу урожая. Экономические факторы повлияли на отношения внутри и за пределами сообщества народа Тонга. Экономические факторы в регионе включают в себя; крах медной промышленности и программа структурной перестройки . [5] Программа структурной перестройки для этих сельских общин сократила государственное финансирование, что еще больше ограничило инфраструктуру. Последствия программы структурной перестройки означают, что клиники не имеют доступа к аспирину , хлорохину , антибиотикам и другим лекарствам. Негативное влияние на образование в этих отдаленных сельских районах затрудняет поиск учителей, которые могли бы принять и сохранить свои должности. [5] Народ Тонга в Луситу и прилегающих районах стал зависимым от сельскохозяйственного производства и семейных сетей родства . [5]
Стратегии жителей Гвембе, помогающие справиться с дефицитом
[ редактировать ]В рамках Исследовательского проекта Гвембе Тонга адаптация народа Гвембе к окружающей среде наблюдалась в условиях множества изменяющихся условий окружающей среды. [5] Поскольку условия окружающей среды становятся все более суровыми, существует четыре стратегии, с помощью которых жители Гвембе справляются с нехваткой ресурсов. Эти стратегии выживания направлены на решение проблемы дефицита как в физической, так и в экономической среде в долине Гвембе. Медная промышленность в Замбии потерпела крах в 1970-х годах, а национальная и местная инфраструктура не поддерживается, что создает столь же суровые условия экономической борьбы. [5] Расширенные семейные сети и родство играют большую роль в том, как бороться с дефицитом, примером чего являются четыре стратегии выживания. [5]
Недоедание
[ редактировать ]Человек способен потреблять все меньше и меньше пищи, как по объему, так и по пищевой ценности, и выживать. [5] Одним из способов изменения поведения жителей Гвембе в ответ на нехватку продовольствия является недоедание.
Альтернативные источники пищи
[ редактировать ]Когда предпочтительные продукты питания становятся дефицитными или исчезают, жители Гвембе обращаются к «продуктам голода», в состав которых входят семена тамаринда, смешанные с золой. [5]
Уменьшить размер внутренней группы
[ редактировать ]Люди гвембе уменьшают размер своей домашней группы, чтобы быть более мобильными и прокормить меньше людей. [5] Повышенная мобильность позволяет улучшить способность находить источники пищи в окружающей среде или спрашивать членов расширенной семьи, не испытывая дефицита. [5]
Ограничьте обмен информацией с посторонними
[ редактировать ]Семьи гвембе не будут ремонтировать свои приусадебные зернохранилища, чтобы создать видимость для посторонних отсутствия зерна, пока оно у них еще есть. [5] Семьи также начнут есть в помещении. Обе стратегии направлены на то, чтобы помешать соседям просить зерно.
Языки
[ редактировать ]На языке тонга в Замбии говорят около 1,38 миллиона человек в Замбии и 137 000 человек в Зимбабве; это важный лингва-франка в некоторых частях этих стран, на нем говорят представители других этнических групп, а также жители Тонги. [6] (Малавийский язык Тонга относится к другой зоне языков банту.)
В Зимбабве жители Тонга также говорят на языке шона , ндебеле и английском языке. В Замбии жители Тонга также говорят на языке ньянджа и английском, в Мозамбике они также говорят на португальском как на втором языке. Одной из самых сложных задач является количественная оценка фактической численности населения Тонга. Благодаря своему миролюбивому подходу они легко ассимилируются с другими племенами и в конечном итоге переходят к доминирующим племенам. В Зимбабве не только говорят на доминирующих языках, таких как шона и ндебеле, но и значительная часть населения взяла фамилии шона или ндебеле. В таких местах, как Бинга, Зимбабве, есть семьи, где половина братьев и сестер могут носить фамилии Тонга и другие фамилии Ндебеле. В национальном реестре населения носители фамилий ндебеле будут учитываться как ндебеле. Помимо тсонга, говорящих в Южной Африке, они также представляют собой население, говорящее преимущественно на зулу, однако среди племени зулу хорошо известно, что среди них имеется большое количество людей тонга. В Мпумаланге, Энкомази, есть место под названием Тонга, а население этого района зовут Свати, это название является свидетельством некогда существования народа Тонга в этом районе.
Известные жители Тонга Замбии
[ редактировать ]- Хакаинде Хичилема
- Андерсон Мазо
- Акрон Зюмбве
- Джеймс Ндамбо
- Он не попадает в ловушку сам
- Эндрю Сикаджая Мунтанга
- Достопочтенный. Мертвый Хаймбе
- Достопочтенный. Джейкоб Мвиимбу
- Достопочтенный. Гэри Нкомбо
- Достопочтенный. Корнелиус Мвитва
- Хантоболо
- Н'анду Питер Маганде
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Музей БаТонга» . 19.11.2019 . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Колсон, Элизабет (1971). Социальные последствия переселения: влияние переселения кариба на Гвембе, Тонга . Человеческие проблемы Карибы, № 4. Манчестер, Англия: Издательство Манчестерского университета от имени Института африканских исследований Университета Замбии. ISBN 978-0-7190-1033-0 .
- ↑ Восстание Матабеле, 1896 г.: С полевыми силами Белингве, Лэнг Д. Тайри · 1901 г.
- ^ Подарок, Гвиндингве; Последняя, Альфандика; Божество, Чатеука Няша (02.10.2018). «Народ Тонга Северного Зимбабве: встреча с цифровыми медиа» . Исследования африканской журналистики . 39 (4): 91–108. дои : 10.1080/23743670.2018.1533487 . ISSN 2374-3670 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Клиггетт, Лиза (2001). «Новый облик несущей способности: народные модели для общественных дебатов и продольного изучения изменений окружающей среды». Африка сегодня . 48 : 2–19. doi : 10.2979/AFT.2001.48.1.2 – через Researchgate.
- ^ Гордон, Раймонд Дж. младший, изд. (2005). «Этнологический отчет по коду языка: той» . Этнолог: Языки мира, Пятнадцатое издание. Даллас, Техас: SIL International . Проверено 8 мая 2006 г.