Jump to content

Народ Тонга (Замбия и Зимбабве)

Мастер из БаТонга работает над декоративной настенной корзиной в Зимбабве .

Народ Тонга в Замбии и Зимбабве (также называемый «батонга») — этническая группа банту на юге Замбии и соседнем севере Зимбабве и, в меньшей степени, в Мозамбике. Они связаны с батока , которые являются частью народа токалея, проживающего в том же районе, но не с народом тонга в Малави . На юге Замбии они являются покровителями Кафуэ Тва . Они отличаются культурно и лингвистически от народа тсонга из Южной Африки и южного Мозамбика.

Тонга Зимбабве

[ редактировать ]

Народ батонга в Зимбабве проживает в округе Бинга и его окрестностях, деревне Бинга, районе Кариба и других частях Матабелеленда. Их численность достигает 300 000 человек, и в основном они занимаются натуральным хозяйством. В Зимбабве язык народа Тонга называется читонга . [1]

Народ Тонга расселился вдоль озера Кариба после строительства стены плотины Кариба . [2] Они простираются от Чирунду , городка Кариба , Молы, Бинга до водопада Виктория .

В 1800-х годах, во время правления Мзиликази и Лобенгулы считали народ Батонга , ндебеле (в то время называвшиеся «Матабеле») очень миролюбивым. Ранние британские исследователи также считали их «здоровыми» и «совершенно мирными» по «обе стороны Замбези». [3]

Появление цифровых средств массовой информации, включающих в себя социальные сети, повысило заметность коренных народов. [4]

Взаимодействие человека и окружающей среды на Тонге Замбии

[ редактировать ]

Проект Longitudinal Gwembe Tonga Research, 50-летнее исследование, проводившееся на юге Замбии, использует пропускную способность для объяснения общих социальных процессов и взаимодействия человека и окружающей среды народа Тонга. [5] В статье « Новый облик несущей способности: народные модели для общественных дебатов и продольное исследование изменений окружающей среды » Лиза Клиггет фокусируется на отношениях между народом Тонга и окружающей средой. [5] Строительство плотины Кариба стало причиной гибели 57 000 жителей Тонга по обе стороны озера Замбии. [ нужны разъяснения ] из-за постоянных наводнений. [5] Озеро Кариба – крупнейший искусственный водоём в мире. Большая часть населения двинулась вверх по течению. Однако инженерные работы в последнюю минуту вынудили 6000 человек переехать в Луситу, небольшую деревню ниже по течению от плотины. [5] Луситу известен как наиболее экологически нарушенный регион. Цикл засухи представляет собой общий экологический риск, который затрагивает южноафриканских фермеров и напрямую влияет на доступ народа Тонга к продовольствию. Самая сильная засуха за последнее десятилетие произошла в период с 1994 по 1995 год в Луситу. [5] Эта засуха не принесла жителям Луситу урожая. Экономические факторы повлияли на отношения внутри и за пределами сообщества народа Тонга. Экономические факторы в регионе включают в себя; крах медной промышленности и программа структурной перестройки . [5] Программа структурной перестройки для этих сельских общин сократила государственное финансирование, что еще больше ограничило инфраструктуру. Последствия программы структурной перестройки означают, что клиники не имеют доступа к аспирину , хлорохину , антибиотикам и другим лекарствам. Негативное влияние на образование в этих отдаленных сельских районах затрудняет поиск учителей, которые могли бы принять и сохранить свои должности. [5] Народ Тонга в Луситу и прилегающих районах стал зависимым от сельскохозяйственного производства и семейных сетей родства . [5]

Стратегии жителей Гвембе, помогающие справиться с дефицитом

[ редактировать ]

В рамках Исследовательского проекта Гвембе Тонга адаптация народа Гвембе к окружающей среде наблюдалась в условиях множества изменяющихся условий окружающей среды. [5] Поскольку условия окружающей среды становятся все более суровыми, существует четыре стратегии, с помощью которых жители Гвембе справляются с нехваткой ресурсов. Эти стратегии выживания направлены на решение проблемы дефицита как в физической, так и в экономической среде в долине Гвембе. Медная промышленность в Замбии потерпела крах в 1970-х годах, а национальная и местная инфраструктура не поддерживается, что создает столь же суровые условия экономической борьбы. [5] Расширенные семейные сети и родство играют большую роль в том, как бороться с дефицитом, примером чего являются четыре стратегии выживания. [5]

Недоедание

[ редактировать ]

Человек способен потреблять все меньше и меньше пищи, как по объему, так и по пищевой ценности, и выживать. [5] Одним из способов изменения поведения жителей Гвембе в ответ на нехватку продовольствия является недоедание.

Альтернативные источники пищи

[ редактировать ]

Когда предпочтительные продукты питания становятся дефицитными или исчезают, жители Гвембе обращаются к «продуктам голода», в состав которых входят семена тамаринда, смешанные с золой. [5]

Уменьшить размер внутренней группы

[ редактировать ]

Люди гвембе уменьшают размер своей домашней группы, чтобы быть более мобильными и прокормить меньше людей. [5] Повышенная мобильность позволяет улучшить способность находить источники пищи в окружающей среде или спрашивать членов расширенной семьи, не испытывая дефицита. [5]

Ограничьте обмен информацией с посторонними

[ редактировать ]

Семьи гвембе не будут ремонтировать свои приусадебные зернохранилища, чтобы создать видимость для посторонних отсутствия зерна, пока оно у них еще есть. [5] Семьи также начнут есть в помещении. Обе стратегии направлены на то, чтобы помешать соседям просить зерно.

На языке тонга в Замбии говорят около 1,38 миллиона человек в Замбии и 137 000 человек в Зимбабве; это важный лингва-франка в некоторых частях этих стран, на нем говорят представители других этнических групп, а также жители Тонги. [6] (Малавийский язык Тонга относится к другой зоне языков банту.)

В Зимбабве жители Тонга также говорят на языке шона , ндебеле и английском языке. В Замбии жители Тонга также говорят на языке ньянджа и английском, в Мозамбике они также говорят на португальском как на втором языке. Одной из самых сложных задач является количественная оценка фактической численности населения Тонга. Благодаря своему миролюбивому подходу они легко ассимилируются с другими племенами и в конечном итоге переходят к доминирующим племенам. В Зимбабве не только говорят на доминирующих языках, таких как шона и ндебеле, но и значительная часть населения взяла фамилии шона или ндебеле. В таких местах, как Бинга, Зимбабве, есть семьи, где половина братьев и сестер могут носить фамилии Тонга и другие фамилии Ндебеле. В национальном реестре населения носители фамилий ндебеле будут учитываться как ндебеле. Помимо тсонга, говорящих в Южной Африке, они также представляют собой население, говорящее преимущественно на зулу, однако среди племени зулу хорошо известно, что среди них имеется большое количество людей тонга. В Мпумаланге, Энкомази, есть место под названием Тонга, а население этого района зовут Свати, это название является свидетельством некогда существования народа Тонга в этом районе.

Известные жители Тонга Замбии

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Музей БаТонга» . 19.11.2019 . Проверено 7 мая 2024 г.
  2. ^ Колсон, Элизабет (1971). Социальные последствия переселения: влияние переселения кариба на Гвембе, Тонга . Человеческие проблемы Карибы, № 4. Манчестер, Англия: Издательство Манчестерского университета от имени Института африканских исследований Университета Замбии. ISBN  978-0-7190-1033-0 .
  3. Восстание Матабеле, 1896 г.: С полевыми силами Белингве, Лэнг Д. Тайри · 1901 г.
  4. ^ Подарок, Гвиндингве; Последняя, ​​Альфандика; Божество, Чатеука Няша (02.10.2018). «Народ Тонга Северного Зимбабве: встреча с цифровыми медиа» . Исследования африканской журналистики . 39 (4): 91–108. дои : 10.1080/23743670.2018.1533487 . ISSN   2374-3670 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Клиггетт, Лиза (2001). «Новый облик несущей способности: народные модели для общественных дебатов и продольного изучения изменений окружающей среды». Африка сегодня . 48 : 2–19. doi : 10.2979/AFT.2001.48.1.2 – через Researchgate.
  6. ^ Гордон, Раймонд Дж. младший, изд. (2005). «Этнологический отчет по коду языка: той» . Этнолог: Языки мира, Пятнадцатое издание. Даллас, Техас: SIL International . Проверено 8 мая 2006 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f43a0e7ac2f3c34f62cec5c05e5c792d__1717941900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f4/2d/f43a0e7ac2f3c34f62cec5c05e5c792d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tonga people (Zambia and Zimbabwe) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)