Breguet 763 Deux-Ponts
Де-Пон / Прованс / Сахара / Юниверсал | |
---|---|
Air France Br.763 Deux Ponts | |
Роль | Авиалайнер и грузовое судно |
Производитель | Бреге Авиация |
Первый полет | 15 февраля 1949 г. |
Введение | 10 марта 1953 г. |
Ушедший на пенсию | 31 марта 1971 г. |
Основные пользователи | Эйр Франс Французские ВВС |
Количество построенных | 20 |
Breguet 761/763/765 — семейство французских двухпалубных транспортных самолетов 1940-х и 1950-х годов производства компании Breguet Aviation . Самолет обычно назывался Deux-Ponts (Двухэтажный), но это не было официальным названием.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Работы по проектированию Breguet 761 двухпалубного авиалайнера компания Breguet начала еще до окончания Второй мировой войны , в 1944 году . Было решено построить среднемагистральный авиалайнер вместимостью более 100 пассажиров. В конструкции предусматривалось использование легкодоступных двигателей с целью простоты изготовления и скорейшего запуска в полет. Проект получил название « Проект 76-1» . Самолету не суждено было стать первым французским послевоенным самолетом, совершившим полет, и вместо этого эта честь выпала Sud -Est Languedoc , гражданской версии Bloch MB161. Прототип Виллакубле Br.761, F-WASK, впервые поднялся в воздух в 15 февраля 1949 года. [ 1 ]
Боинг 761 отличался свободнонесущим крылом средней высоты на громоздком фюзеляже . Убирающееся трехопорное шасси имело двухколесные основные агрегаты. Хвостовое оперение имело сдвоенные киль и рули направления, а также рудиментарный центральный киль. [ 2 ] Прототип был оснащен четырьмя SNECMA 14R-24 мощностью радиальными двигателями 1580 л.с. (1180 кВт) . [ 3 ] В самолетах Breguet, обслуживающих Air France, было до 107 мест и лифт между двумя этажами. [ нужна ссылка ]
За прототипом последовали три Br.761S предсерийных самолета с радиальными двигателями Pratt & Whitney R-2800-B31 мощностью 2020 л.с. (1506 кВт) . Они были оснащены гребными винтами Hamilton Standard диаметром 12 футов 1½ дюйма (3,70 м) . Самолет успешно завершил испытания без происшествий. Их первые полеты состоялись в 1951 и 1952 годах. [ 1 ]
Правительство Франции заказало 12 серийных самолетов Breguet 76-3, которые позже были переименованы в Br.763. Шесть самолетов должны были эксплуатироваться компанией Air France , а остальные шесть - Министерством транспорта . Боинг 763 имел более мощные двигатели, увеличенный на 1,20 метра (3 фута 11 дюймов) размах крыла, усиленные крылья и кабину экипажа из трех человек (ранее самолет имел четыре экипажа). Боинг 763 совершил первый полет 20 июля 1951 года и поступил в эксплуатацию в Air France осенью 1952 года. [ 1 ]
Самолет Air France имел места для 59 пассажиров на верхней палубе и 48 на нижней, хотя самолет был способен перевозить 135 пассажиров при компоновке с высокой плотностью размещения. [ 1 ] В 1964 году Air France передала ВВС Франции шесть Br.763 . ВВС также приобрели три предсерийных самолета Br.761S и четыре новых Br.765 Sahara грузовых самолета со съемными грузовыми дверями.
Проекты по созданию версий с британскими двигателями (для возможных покупателей из Великобритании) не были реализованы. Проектами должны были быть 766 (с Bristol Hercules радиальным двигателем ) и 767 с британскими турбовинтовыми двигателями.
Операционная история
[ редактировать ]Гражданский
[ редактировать ]Прототип Br.761 поступил на вооружение Air Algérie в 1952 году как грузовой самолет. В начале следующего года он был отозван. года компания Silver City Airways Летом 1953 арендовала Br.761 на три месяца для использования на маршруте Гамбург — Берлин . Всего было совершено 127 рейсов туда и обратно весом 4 000 000 фунтов (1800 т) груза, при этом в день совершалось до трех рейсов туда и обратно, время полета на каждый этап составляло 52 минуты. Ходили слухи, что Silver City купит три самолета за 770 000 фунтов стерлингов, но продажа не оправдалась. [ 1 ]
Breguet Br.763 Provence поступил на вооружение авиакомпании Air France 10 марта 1953 года. Первым рейсом был Лион — Алжир . Этот тип использовался на европейских маршрутах из Парижа , в основном в Средиземноморье, но иногда и в Лондон . Внутренние маршруты включали Париж в Лион, Марсель и Ниццу . [ 1 ]
Шесть самолетов были задействованы в ответ на серьезный инцидент в Салате, Алжир, где французским инженерам нефтяной вышки требовалась помощь. Всего за четыре дня в Алжир и обратно было перевезено 60 тонн тяжелого оборудования и 200 человек личного состава. [ 1 ]
Появление Sud Aviation Caravelle сделало Provence устаревшим как пассажирский самолет. Caravelle была быстрее, комфортнее и имела больший запас хода. В 1958 году Бреге одолжил F-BASQ у Air France для торгового тура в Северную и Южную Америку. Это был самолет, который совершил вынужденную посадку в Понт-Эвеке в 1955 году. Тур охватывал 25 000 миль (40 000 км) и проходил по городам Нью-Йорк , Вашингтон, округ Колумбия, и Майами в США, Боготе в Колумбии , Сантьяго. в Чили , Рио-де-Жанейро и Бразилиа в Бразилии. Тур не принес ни одного заказа. В Северной Америке началась эпоха реактивных самолетов , в то время как самолет имел слишком большую вместимость для операторов в Южной Америке, несмотря на то, что стоимость за место в эксплуатации была дешевле, чем у Douglas DC-4 . « Прованс» использовался для все меньшего и меньшего количества пассажирских перевозок, и его заменили «Каравелла» и «Виккерс Виконт» . Шесть самолетов были переданы в Воздушную армию. Air France переоборудовала шесть оставшихся Br.763 в грузовые самолеты с названием Универсальный . [ 4 ] Они оставались в эксплуатации на европейских грузовых перевозках до начала 1970-х годов. Последний рейс состоялся 31 марта 1971 года из Хитроу в Париж-Орли . Рядом с самолетом был припаркован двухэтажный автобус AEC Routemaster в честь вывода Br.763 из эксплуатации. [ 1 ]
Военный
[ редактировать ]В октябре 1955 года было объявлено о заказе 30 самолетов Breguet Br.765 Sahara для Armée de l'Air . К концу года этот заказ был отменен, но строительство четырех самолетов зашло настолько далеко, что они были завершены. Они поступили на вооружение 64 Escadre de Transport . [ 1 ]
Французские ВВС приобрели три предсерийных самолета Br.761S, эти, а также шесть самолетов «Сахара», приобретенных у Air France, предоставили ВВС Франции ценный транспортный парк для перевозки личного состава и материалов на тихоокеанские полигоны ядерных испытаний . Флот Сахары был выведен из эксплуатации в 1972 году.
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Breguet Deux-Ponts продемонстрировал отличные показатели безопасности.
- 10 мая 1955 года F-BASQ авиакомпании Air France совершил вынужденную посадку в поле в Пон-Эвек , Изер, из-за проблем с управлением по направлению в полете. Четыре члена экипажа и 46 пассажиров не пострадали. Самолет был отремонтирован на месте и через несколько недель вылетел с импровизированной взлетно-посадочной полосы. [ 1 ]
Варианты
[ редактировать ]- Бреге 761
- Прототип с четырьмя радиальными двигателями SNECMA 14R-24 мощностью 1190 кВт (1590 л.с.) , один построен.
- Бреге 761S
- Предсерийный самолет с четырьмя Pratt & Whitney R-2800-B31 двигателями мощностью 1600 кВт (2100 л.с.); построено три.
- Бреге 763 Прованс
- Серийный самолет для Air France с четырьмя Pratt & Whitney R-2800-CA18 двигателями мощностью 1800 кВт (2400 л.с.); 12 построено.
- Бреге 764
- Предлагаемая противолодочная морская версия, прототип 761, должна была быть переоборудована, но от проекта отказались. [ нужна ссылка ]
- Бреге 765 Сахара
- Грузовая версия для ВВС Франции, оснащенная четырьмя двигателями Pratt & Whitney R-2800-CB17 мощностью 1900 кВт (2500 л.с.) ; построено четыре.
Операторы
[ редактировать ]- Франция
- Air Algérie (предоставлена в аренду для испытаний в 1952 году, когда Алжир еще был территорией Франции)
- Французские ВВС
- Эйр Франс
- Французский флот
- Великобритания
- Серебряный город (аренда в 1953 г.)
Технические характеристики (Бр.763)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1953–54 гг. [ 2 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Вместимость: 107 пассажиров
- Длина: 28,94 м (94 футов 11 дюймов)
- Размах крыльев: 42,96 м (140 футов 11 дюймов)
- Высота: 9,56 м (31 фут 4 дюйма)
- Площадь крыла: 185,4 м 2 (1996 кв. футов)
- Соотношение сторон : 9,95:1
- Вес пустого: 32 535 кг (71 727 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 50 000 кг (110 231 фунт)
- Запас топлива: 15 300 л (4 042 галлона США; 3 366 имп галлонов)
- Силовая установка: 4 Pratt & Whitney R-2800-CA18 мощностью восемнадцатицилиндровых радиальных двигателя 1800 кВт (2400 л.с.) каждый.
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты Hamilton-Standard диаметром 4,25 м (13 футов 11 дюймов) с постоянной скоростью.
Производительность
- Крейсерская скорость: 390 км/ч (240 миль в час, 210 узлов) на высоте 3000 м (10 000 футов) (максимальный крейсерский режим)
- 336 км / ч (209 миль в час; 181 узел) на высоте 3000 м (9800 футов) (экономичный круиз)
- Дальность: 2290 км (1420 миль, 1240 миль)
- Скорость набора высоты: 5,8 м/с (1140 футов/мин) на уровне моря.
- Время набора высоты: 3000 м (9800 футов) за 13 минут.
- Взлетная дистанция до 15 м (49 футов): 1260 м (4134 футов)
- Посадочная дистанция с 15 м (49 футов): 980 м (3215 футов)
Выживший самолет
[ редактировать ]- Br.763 Provence c/n 6, F-BASS авиакомпании Air France используется как ресторан в Фонтене-Трезиньи , Франция.
- Br.765 Sahara c/n 501, 64-PE Воздушной армии сохранился в качестве охранника ворот на авиабазе Эвре-Фовиль , Франция.
- Br.765 Sahara c/n 504, 64-PH Armée de l'Air находится на реставрации в Ailes Anciennes Toulouse , Франция.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Херст, Майк (2009). «Двухэтажное дежавю». Самолет . № декабрь 2009 г. стр. 72–76.
- ^ Jump up to: а б Бриджмен 1953, стр. 128–129.
- ^ Страуда Полет , 10 апреля 1953 г., с. 458.
- ^ Страуд, Майкл (1971). «Всемирная перепись авиалайнеров» (PDF) . Полет . № 12 октября 1971 г. с. 648.
Библиография
[ редактировать ]- Бриджмен, Леонард (1953). Джейн «Все самолеты мира», 1953–54 . Лондон: Издательская компания Jane's All The World's Aircraft Publishing Company.
- Шильон, Жак; Дюбуа, Жан-Пьер и Вегг, Джон (1980). Французский послевоенный транспортный самолет . Тонбридж, Великобритания: Air-Britain. ISBN 0-85130-078-2 .
- Кюни, Жан (1989). French Combat Aircraft 2: разведка Тяжелые истребители, бомбардировщики, штурмовики , Докавиа (на французском языке). Полет. 30. Ларивьер. OCLC 36836833 .
- Кюни, Жан и Лейвастр, Пьер (1977). Самолеты Бреге (1940/1971) . ДОКАВИА (на французском языке). Полет. 6. Париж: Издания Ларивьер. OCLC 440863702 .
- Лаказ, Анри (2016). Самолет Луи Бреге, Париж [ Самолет Луи Бреге, Париж ] (на французском языке). Полет. 2: царствование моноплана. Ле Вижен, Франция. ISBN 978-2-914017-89-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Страуд, Джон. «Двухэтажный Прованс» . Полет . № 10 апреля 1953 г., стр. 458–461.
- Иллюстрированная энциклопедия самолетов (частичная работа 1982–1985 гг.) . Издательство Орбис.
- Французский послевоенный транспортный самолет . Тонбридж, Англия: Air-Britain. 1980. ISBN 0-85130-078-2 .