Оливер Филпот
Оливер Л.С. Филпот | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Ванкувер, Британская Колумбия, Канада | 6 марта 1913 г.
Умер | 29 апреля 1993 г. Лондон | (80 лет)
Верность | ![]() |
Услуга/ | Королевские ВВС |
Лет службы | 1939–1946 |
Классифицировать | Лейтенант полета |
Сервисный номер | 77131 |
Единица | 42-я эскадрилья |
Награды | Военный крест Заслуженный летный крест |
Другая работа | Руководитель пищевой промышленности |
Оливер Лоуренс Сперлинг Филпот MC DFC (6 марта 1913 - 29 апреля 1993) был канадским (RAF) времен Второй мировой войны пилотом Королевских ВВС , а затем бизнесменом, наиболее известным как один из трех мужчин, успешно сбежавших из Шталаг Люфт. III в побеге, известном как «Деревянная лошадь» .
После войны Филпот возобновил карьеру менеджера в пищевой промышленности. Он написал книгу « Украденное путешествие» , в которой рассказывает о повседневной жизни заключенного в различных лагерях для военнопленных , закончившейся его побегом на деревянной лошади и возвращением в Англию.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Филпот родился в Ванкувере , Британская Колумбия , в семье лондонского инженера-эмигранта. Имея британское и канадское гражданство , он вернулся в Англию еще ребенком. Он получил образование сначала в школе Эйместри недалеко от Вустера, затем в колледже Рэдли между 1927 и 1932 годами. [ 1 ] а затем изучал философию, политику и экономику в Вустерском колледже Оксфордского университета . Во время учебы в Оксфорде он присоединился к авиационной эскадрилье Оксфордского университета и научился летать.
После окончания учебы в 1934 году он присоединился к Unilever в качестве стажера-менеджера, а в 1936 году был назначен помощником коммерческого секретаря в подразделении Unilever по производству маргарина. Это оказалось полезным во время его побега во время войны, поскольку эта должность требовала от него много путешествовать по Германии и научиться говорить по-немецки. [ 2 ]
Военная служба
[ редактировать ]
Служба в университетской авиационной эскадрилье автоматически сделала Филпота членом Добровольческого резерва Королевских ВВС (RAFVR) при его формировании в 1936 году. С приближением войны Филпот был отозван на службу в августе 1939 года и назначен пилотом-офицером с испытательным сроком. до 42-й эскадрильи , 18-й группы берегового командования , которая тогда эксплуатировала Vickers Vildebeest торпедоносцы . Эскадрилья перевооружилась на « Бристоль Бофорт» в 1940 году и приняла участие в Норвежской кампании .
Филпот был утвержден в своем звании 15 января 1941 года. [ 3 ] и позже в том же году был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед полетами (DFC) . [ 4 ] повышение до летного офицера. Вскоре последовало [ 3 ] и именно летный офицер Филпот взлетел на Бофорте Оранжевом. [ 5 ] за нападение на немецкий конвой у берегов Норвегии 11 декабря 1941 года. Во время выполнения задания самолет был сбит немецким зенитным огнем и брошен в Северном море . Филпот и трое других членов экипажа эвакуировали самолет и сели в шлюпку. После двух дней пребывания на лодке их подобрал немецкий военный корабль. [ 6 ]
Военнопленный
[ редактировать ]Филпот страдал от последствий двух дней, проведенных на лодке, и сначала был отправлен в немецкий военный госпиталь в Осло . Через несколько недель его перевели в Dulag Luft I под Франкфуртом, где он прибыл в январе 1942 года. Всего через месяц его перевели в Oflag IX-A/H в Шпангенберге . Это было кратковременное пребывание, и в апреле 1942 года все заключенные Королевских ВВС в Шпангенберге были отправлены в Шталаг Люфт III в Сагане. Мысль о побеге всегда была мыслью, и впервые она рассматривалась в больнице сразу после захвата. [ 7 ] а в Сагане Филпот участвовал в более чем одной попытке побега. В августе Филпот получил звание лейтенанта авиации. [ 8 ] В сентябре 1942 года Филпот был среди нескольких заключенных, переведенных в Офлаг XXI-B в Шубине (в своей книге Филпот использует немецкое написание: Schubin) в Польше. Зиму 1942–43 годов он провел здесь, прежде чем лагерь закрылся и все заключенные вернулся в Шталаг Люфт III.
По возвращении в Саган Филпота вернули в восточный комплекс, где он ранее содержался; в промежуточный период большинство его друзей были переведены в северный комплекс. [ 9 ] Схемы побега не были так распространены, как в 1942 году, но Филпоту пришла в голову идея придумать персонажа для побега, документы и т. д., прежде чем приступать к какому-либо побегу, а не наоборот. Немного подумав, он решил, что его персонажем будет норвежский продавец маргарина по имени Йон Йоргенсен. Профессия основывалась на гражданской карьере Филпота, и эта национальность была достаточно распространена, чтобы ее можно было встретить в Германии, но с меньшей вероятностью встретить кого-то, кто говорил по-норвежски, поскольку Филпот не говорил ни на одном норвежском языке. [ 10 ] С помощью норвежского военнопленного персонаж был уточнен до такой степени, что его сделали Квислингом . [ 11 ]
Деревянная лошадь
[ редактировать ]Деревянная лошадь была идеей лейтенанта Майкла Коднера РА. [ 12 ] и лейтенант Эрик Уильямс . [ 13 ] В июне 1943 года они обратились к Филпоту, чтобы «зарегистрировать» свой план побега в комитете по побегу, причем Филпот был координатором побега хижины, в которой они жили втроем.
Получив одобрение схемы, Коднер и Уильямс приступили к работе. была Прыжковая лошадь построена из украденной древесины и фанеры, а в качестве верха использовалась обертка от сигаретных пачек. После периода законного использования Коднер и Уильямс начали рыть туннель изнутри лошади. Одного человека вынесли на лошади, а туннель начался с рытья шахты, облицованной фанерными панелями из посылочных ящиков Красного Креста. После каждого сеанса заботились о том, чтобы закрепить верхнюю часть вала и заменить поверхностный песок. Экскаватор и выкопанный песок были отнесены обратно в хижину и выброшены. Первоначально Филпот помогал избавляться от песка, но позже Коднер и Уильямс попросили его присоединиться к раскопкам и стать одним из беглецов. [ 14 ] Копание было трудным занятием: экскаватор таскал песок обратно на дно шахты, а затем складывал в мешки для подъема и утилизации. За сеанс было поднято всего 12 мешков. Через некоторое время команда перешла на четырехтактную схему копания и подъема, при которой двое мужчин отправились в первый рейс и выкопали 36 мешков с песком. В течение следующих трех поездок один человек каждый раз выходил и забирал по 12 мешков. Поскольку туннель стал длиннее, для вытягивания песка обратно стали использовать чашу и веревку. Хотя это было немного медленнее (36 мешков за цикл вместо 48 при старой системе), это означало три более коротких занятия и одно более продолжительное для добровольцев, использующих лошадь для прыжков, что является важным изменением, поскольку число добровольцев было небольшим, и они стали уставать. [ 15 ]
Эксперименты с кочергой показали, что туннель находился примерно в 30 дюймах (76 см) под землей, но при этом отклонялся примерно на 30 ° от намеченного курса. [ 16 ] В туннеле несколько раз удалось ускользнуть от обнаружения или случайного разрушения из-за рытья охранниками или другими военнопленными, но к началу октября проволока миновала, и трое мужчин начали последние приготовления. Они решили сделать перерыв в безлунный период в конце месяца и бежать в пятницу, 29 октября 1943 года. Это было через 114 дней после начала первых раскопок. [ 17 ]
Утром 29 октября Филпота и Коднера, как обычно, отвели в туннель, чтобы собрать мешки с песком. Филпот вернулся с сумками, а Коднер весь день оставался в туннеле, чтобы продолжить раскопки. Отсутствие Коднера на вечерней перекличке было скрыто, а затем на лошади отвезли в туннель троих мужчин: Филпота и Уильямса, а также третьего человека по имени Маккей, чтобы запечатать троих беглецов в туннеле. [ 18 ] Эти трое вспыхнули сразу после 18:00. Ранее было согласовано, что Филпот поедет один под именем Йоргенсена, а Коднер и Уильямс поедут вместе, выдавая себя за французских рабочих. Филпот добрался до станции Саган, где сел на поезд до Франкфурта (как и Уильямс и Коднер). Прибыв во Франкфурт, Филпот намеревался успеть на ночной поезд до Кюстрина , но его отменили, и ему пришлось ждать следующего поезда до следующего утра. Проведя ночь в лесу, Филпот сел на поезд до Кюстрина, а затем в Данциг . После того, как он чуть не выдал себя, упав с чемодана и выругавшись по-английски, его фальшивые документы оказались достаточно хороши, чтобы выдержать проверку со стороны полицейского. [ 17 ] [ 19 ]

Прибыв в Данциг менее чем через 24 часа после побега из Шталага Люфт III, Филпот начал искать нейтральный корабль, который перевез бы его через Балтийское море в Швецию. После первоначальной разведки и поиска места для ночлега он зарегистрировался в отеле, хотя для этого ему приходилось делить комнату с другим гостем. На следующий день (воскресенье) Филпот провел день возле шведского дока, а вечером сумел переправиться на шведский корабль под названием « Арализ» . Экипаж « Арализа» увидел его и капитан попросил его уйти, поскольку он подвергал команду риску. [ 20 ] но Филпот отказался. Без ведома капитана главный механик и матрос спрятали Филпота до вторника, когда корабль отплыл. Как только корабль вышел в море, Филпот снова сообщил о своем присутствии капитану, который занял другое отношение теперь, когда корабля больше не было в порту.
После того, как корабль прибыл в Швецию, Филпот был передан шведской полиции и доставлен в британское представительство в Стокгольме в четверг, 4 ноября 1943 года, менее чем через пять дней после побега. [ 21 ] Неделю спустя он воссоединился с Коднером и Уильямсом, которые для побега воспользовались аналогичным маршрутом через Штеттин. Уильямс, Коднер и Филпот были единственными тремя мужчинами, которым удалось сбежать из восточного комплекса Шталаг Люфт III и вернуть себе свободу (так называемый «хоумран»). [ 22 ]
Филпот вернулся в Соединенное Королевство рейсом BOAC незадолго до Рождества, чтобы воссоединиться со своей семьей. Он не вернулся к боевым полетам и после отчета МИ-9 был направлен в Министерство авиации в качестве старшего научного сотрудника. [ 17 ] он был награжден Военным крестом . Впоследствии 16 мая 1944 года [ 23 ]
Послевоенная карьера
[ редактировать ]После демобилизации возобновил свою карьеру в пищевой промышленности, в конечном итоге став генеральным директором Findus в 1946 году Филпот , компании по производству замороженных продуктов. Позже он стал управляющим директором Remploy . Филпот был председателем компании Robert Windsor Ltd в конце 1960-х годов (дочерней компании Union International, базирующейся в Смитфилде и управляемой семьей Вести ). [ нужна ссылка ] Он также был председателем Общества побегов Королевских ВВС . [ 17 ]
В 1950 году Филпот написал автобиографию о своем опыте пребывания в плену и беглеце. Он назвал книгу « Украденное путешествие» , и ее проиллюстрировал Рональд Сирл . [ 24 ]
Оливер Филпот был активным членом Лондонского гребного клуба в Путни, Лондон. Он гребли на гребле от Патни до Мортлейка до тех пор, пока ему не исполнилось 70 лет. Его прах был развеян над Темзой в Путни.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Старый Рэдлиан, 2005» (PDF ) Радлианское общество. 2005. с. 30 . Получено 17 ноября.
- ^ Украденное путешествие с. 194.
- ^ Jump up to: а б «№35292» . Лондонская газета . 30 сентября 1941 г. с. 5664.
- ^ «№35206» . Лондонская газета . 1 июля 1941 г. с. 3770.
- ^ Украденное путешествие с. 18.
- ^ Украденное путешествие с. 27.
- ^ Украденное путешествие, стр. 51–52.
- ^ «№35819» . Лондонская газета (Приложение). 11 декабря 1942 г. с. 5394.
- ^ Украденное путешествие с. 189.
- ^ Украденное путешествие с. 193.
- ^ Украденное путешествие с. 199.
- ↑ Присутствие Коднера в Шталаге Люфт III было необычным, поскольку он был армейским офицером в лагере для военнопленных ВВС.
- ↑ В книге Уильяма «Деревянная лошадь» Филпот переименован в Филип Роу.
- ^ Украденное путешествие с. 240.
- ^ Украденное путешествие с. 255.
- ^ Украденное путешествие с. 262.
- ^ Jump up to: а б с д Некролог - Daily Telegraph
- ^ Украденное путешествие с. 310.
- ^ Украденное путешествие, стр. 337–339.
- ^ Украденное путешествие с. 389.
- ^ Украденное путешествие с. 403.
- ↑ Более поздний побег, известный как «Великий побег», произошел из северного комплекса Шталаг Люфт III.
- ^ «№36516» . Лондонская газета (Приложение). 12 мая 1944 г. с. 2242.
- ^ «Украденного путешествия» Фронтиспис
Ссылки
[ редактировать ]- Филпот, Оливер (1950). Украденное путешествие (1-е изд.). Лондон: Ходдер и Стоутон.
- «Оливер Филпот» . Дейли Телеграф . 6 мая 1993 года. Архивировано из оригинала 12 ноября 2012 года . Проверено 17 ноября 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лапландер, Роберт Дж. (2014). Правдивая история деревянной лошади . Барнсли: Перо и меч. ISBN 978-1-78383-101-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Имперский военный музей. «Поиск коллекций [Филпот, Оливер Лоуренс Сперлинг]» . Поиск коллекций IWM . Проверено 21 апреля 2013 г.
- Часть отчета МИ-9 о побеге Деревянной Лошади, теперь являющаяся частью Национального архива.
- Интервью Имперского военного музея
- 1913 рождений
- 1993 смертей
- Офицеры Королевских ВВС
- Персонал добровольческого резерва Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Пилоты Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Британские пилоты бомбардировщиков времен Второй мировой войны.
- Британские беглецы
- Люди из Ванкувера
- Сбитые авиаторы
- Военнопленные времен Второй мировой войны, удерживаемые Германией
- Шталаг Эйр III узники Второй мировой войны
- Беглецы из немецкого плена
- Люди, получившие образование в колледже Рэдли
- Выпускники Вустерского колледжа Оксфорда
- Канадцы британского происхождения
- Канадские эмигранты в Соединенное Королевство