HNoMS Слейпнер (1936)
![]() Слейпнер в море вскоре после Второй мировой войны. Обратите внимание на нарисованную на ложной дуге волну.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Слейпнер |
Тезка | Слейпнир – восьминогий конь Одина. |
Строитель | Верфь Королевского военно-морского флота Норвегии в Хортене |
Номер двора | 120 [ 1 ] |
Заложен | 3 октября 1934 г. [ 2 ] |
Запущен | 7 мая 1936 г. [ 1 ] |
Введен в эксплуатацию | 1936 |
Выведен из эксплуатации | 1956 |
Судьба | Продан на слом в 1956 году. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Слейпнер» класса Эсминец |
Смещение | 735 тонн [ 3 ] |
Длина | 74,30 м (243,77 футов) |
Луч | 7,75 м (25,43 фута) |
Черновик | 4,15 м (13,62 фута) |
Движение | Две мотор-турбины Де Лаваля с двумя валами и мощностью 12 500 л.с. |
Скорость | 32 узла (59,26 км/ч) |
Диапазон | 3500 морских миль (6482,00 км) при скорости 15 узлов (27,78 км/ч) |
Дополнить |
|
Вооружение |
|
Послужной список | |
Командиры: |
|
Операции: | |
Победы: |
|
HNoMS Sleipner — эсминец вошедший в состав Королевского флота Норвегии в 1936 году. Головной корабль класса Sleipner , почти легендарный статус, . Он приобрел в Норвегии выдержав более двух недель интенсивных воздушных атак бомбардировщиков Люфтваффе 9 апреля 1940 года после вторжения в Норвегию . . После того, как сопротивление в Южной Норвегии начало ослабевать, она отправилась через Северное море , чтобы продолжить борьбу с немцами из ссылки . После службы в качестве эскорта конвоев вдоль побережья Соединенного Королевства он был выведен из эксплуатации в 1944 году. Он был повторно введен в эксплуатацию в 1948 году после переоборудования во фрегат. Вместе с уцелевшими однотипными кораблями он был продан на слом в 1959 году.
Строительство
[ редактировать ]Sleipner был построен на Карлйохансверн военно-морской верфи в Хортене и имел заводской номер 120. [ 1 ] У Слейпнер было три 10-сантиметровых орудия, хотя она не могла поднять свои основные орудия достаточно высоко, чтобы вести огонь по самолетам. В ее вооружение также входили два 53,3-см обучаемых торпедных аппарата, два Кольт зенитных пулемета « ». Завершающим ее зенитным вооружением была 40-мм пушка Bofors L/60 .
Вторая мировая война
[ редактировать ]в городе Флинт Инцидент
[ редактировать ]Слейпнер стал вовлеченным в события вокруг парохода « Город Флинт» , когда 30 октября 1939 года немецкая призовая команда захваченного американского корабля доставила его в северонорвежский портовый город Тромсё в поисках убежища от британских военно-морских сил. Норвежский эсминец вывел корабль из порта после того, как его немецкому призовому экипажу было отказано во входе в порт. После того, как 3 ноября «Сити Флинт» вошел в порт Хаугесунн южнее, корабль был захвачен норвежским минным заградителем Олавом Трюггвасоном , немецкий призовой экипаж был интернирован, а американский экипаж освобожден. [ 5 ]
Британская добыча полезных ископаемых и немецкое вторжение
[ редактировать ]Когда Слейпнером командующий узнал о нападении Германии на Норвегию, эсминец входил в состав 2-й дивизии эсминцев 2-го военно-морского округа. [ 6 ] занимая территорию примерно такую же, как регионы Вестландет и Трёнделаг . 8 апреля 1940 года патрулировал залив Хустадвика вместе с патрульным катером «Сирийский» , наблюдая за условным минным полем, заложенным там британскими эсминцами «Герой» и «Гиперион» ( операция «Уилфред» ). [ 7 ] Ей было немедленно приказано присоединиться к торпедным катерам «Трюгг» и «Сильд» , чтобы защищать устье Ромсдалс-фьорда от любых немецких попыток вторжения.
Создание военно-морского округа Ромсдалсфьорд.
[ редактировать ]11 апреля капитану Эрнсту Уллрингу из Слейпнера приказал командующий 2-м военно-морским округом контр-адмирал Карстен Танк-Нильсен принять командование импровизированным военно-морским округом Ромсдалсфьорд. Район был основан накануне лейтенантом Мюнстером из Трюгга . [ 8 ] Капитан Уллринг имел в своем распоряжении для обороны Ромсдалс-фьорда собственный корабль «Слейпнер» и миноносцы « Трюгг » , «Сильд» и «Скрей» . [ 9 ] В дополнение к военным кораблям он также имел в своем распоряжении неортодоксальную авиагруппу Ромсдалсфьорд, состоящую из одного норвежского Marinens Flyvebaatfabrikk MF11 , одного трофейного немецкого Arado Ar 196 и (с 12 и 13 апреля соответственно) двух авиационных сил флота Supermarine Walrus . [ 10 ] Самолет будет использоваться в основном для разведки, а затем 18 апреля его эвакуируют в Соединенное Королевство из-за нехватки топлива и боеприпасов. Была надежда, что экипажи смогут вернуться через короткое время на более совершенных самолетах. [ 8 ] Из-за эвакуации союзных войск из южных частей Норвегии всего шестнадцать дней спустя, 4 мая, эта цель не была достигнута.
Слейпнер в бою против сил вторжения
[ редактировать ]Немецкие корабли движутся вдоль побережья
[ редактировать ]столкновение Слейпнера Первое враждебное с немецким противником произошло 12 апреля. В этот день капитан Улльринг решил действовать на основании полученной 10 апреля информации о том, что два немецких корабля направляются вдоль побережья на юг. Это были 1080-тонные торговые суда Рурорт из Дуйсбурга. [ 11 ] и 420-тонный траулер Thüringen . [ 12 ] [ 13 ] Когда 9 апреля разразилась война, два корабля находились в Олесунне , но отплыли сразу после того, как распространились новости о нападении Германии. Когда два корабля двинулись на юг, местные жители вдоль их маршрута забеспокоились, что на борту кораблей могут скрываться немецкие десантные войска, и капитан Улльринг почувствовал необходимость решительно положить конец ситуации. [ 14 ] Когда немецкие корабли бросили якорь в бухте Стеттевика недалеко от Скодье, с местным офицером муниципальной полиции Хенриком Даае Куале связались для координации его действий с действиями военно-морского округа Ромсдалсфьорд. За несколько дней после вторжения Куале организовал отряд ополчения из примерно 100 гражданских добровольцев, вооруженных в основном винтовками и дробовиками Краг-Йоргенсена , хотя и с небольшим количеством импровизированного оружия, такого как дубинки, вилы и ножи. Хотя в значительной степени люди Куала, не имея военной подготовки, были заинтересованы внести свой вклад в защиту своей местности. [ 14 ]
Акция в Стеттевике
[ редактировать ]Захват кораблей
[ редактировать ]Норвежский план действий против двух немецких кораблей заключался в том, чтобы захватить суда для использования Королевским флотом Норвегии в качестве охранных кораблей и интернировать их экипажи. Слейпнер , Трюгг и 179-тонный сторожевой катер «Содружество» [ 15 ] должны были составить морскую часть операции. Перед прибытием боевых кораблей РНН офицер Куале должен был провести переговоры с немцами, попытаться убедить их сдаться мирно и привести немецких офицеров на совещание с норвежскими командирами. Однако эти переговоры провалились, и когда три норвежских судна вошли в залив, ополчение Скодже окружило этот район, чтобы предотвратить любой побег по суше. Когда появились корабли под предводительством Содружества , немецкие экипажи покинули свои корабли и сели в спасательные шлюпки. Морские пехотинцы из Слейпнера во главе с заместителем командира корабля лейтенантом Дагфином Э. Кьехольтом поднялись на борт Рухорта и обыскали корабль. [ 14 ] Обыск и последующие проверки показали, что у Рурорта были удалены жизненно важные части ее оборудования, и поэтому она была бесполезна для RNoN без проведения серьезных работ. Поскольку времени на такие меры не было, он был брошен в Штеттевикене, вскоре стал целью бомбардировщиков Люфтваффе и, наконец, затонул после ряда атак. С другой стороны, «Тюринген» не подвергся такой диверсии, но на борту были обнаружены две боевые бомбы, по одной в машинном и котельном отделениях. [ 16 ] После того как заряды взрывчатого вещества были благополучно обезврежены, траулер был вооружен 12,7-мм зенитным пулеметом и введен в эксплуатацию в качестве сторожевого судна у Молде. Однако корабль был не в хорошем техническом состоянии и большую часть времени проводил на причале Олесунна. Когда в начале мая высшее командование RNoN покинуло южную Норвегию, Тюринген был затоплен. [ 17 ]
Судьба немецких экипажей
[ редактировать ]Два немецких экипажа общей численностью 34 офицера и солдата сошли на берег на трех спасательных шлюпках и были встречены Куале, одним офицером и двумя вооруженными ополченцами. Остальная часть ополчения Скодже заняла позиции в районе залива и получила приказ стрелять, если кто-нибудь попытается сопротивляться или бежать, но немцы сдались, не оказав сопротивления. После захвата все 34 немца были обысканы и посажены в реквизированный автобус, который отвез их в общественный зал в Скодье, где они должны были находиться под охраной ополченцев в течение следующих восемнадцати дней. Заключение немцев в Норвегии продолжалось до 1 мая, когда накануне норвежской капитуляции на юге Норвегии их перевезли в Эмблемсваген, откуда паровой торговец Боргунд в Соединенное Королевство. с ними отплыл [ 18 ] Двумя днями позже, 3 мая, Боргунд прибыл на Шетландские острова и передал тамошним властям немецких моряков в качестве военнопленных . [ 19 ]
Слейпнер против Люфтваффе
[ редактировать ]Небольшой норвежский эсминец сотрудничал с торпедным катером HNoMS Trygg в поддержке норвежских и союзных войск в районе Молде – Ондалснес . Первый контакт корабля с союзниками произошел, когда он взял на борт британского генерала Бернарда Пэджета с крейсера «Манчестер» и высадил его на берег в Ондалснесе 24 апреля. [ 20 ]
Поскольку в ее обязанности входила защита высадки союзников на юге Норвегии и города Мольде, Слейпнер была главной целью бомбардировщиков Люфтваффе .
Атакованная бомбардировщиками в Ромсдалсфьорде 20 апреля, Слейпнер сбила один немецкий бомбардировщик , который упал в море возле острова Секкен , и повредила несколько других из своей Bofors 40-мм зенитной пушки . Двумя днями позже она сбила еще один бомбардировщик, на этот раз разбившийся в Норвике . В тот же день она успешно защитила корабль с реквизированными лошадьми от атак с воздуха. Всего в тот день на Слейпнера было сброшено 48 бомб , ближайшая из которых приземлилась в 20 метрах (66 футов) от корабля.
Между боями Слейпнер стоял на якоре в Согне-фьорде и замаскировался ветвями деревьев, чтобы избежать обнаружения вездесущими Люфтваффе .
25 апреля Слейпнер постоянно подвергался атакам 12 немецких бомбардировщиков и несколько раз попадал, но экипаж не пострадал.
Однако к тому времени у нее закончились боеприпасы и были повреждения, требующие ремонта. 25 апреля в 23:25 он отплыл на запад из порта Ондалснес и прибыл в Леруик на Шетландских островах в 19:00 26 апреля. [ 21 ] Ее подход первоначально вызвал некоторую тревогу среди британских войск в этом районе, пока ее личность не была раскрыта. Слейпнер покинул Леруик в 09:00 27 апреля и прибыл в Скапа-Флоу в 17:00 того же дня. Норвежский эсминец покинул Скапа-Флоу и направился к Тайну в 13:30 30 апреля. Она собиралась туда на ремонт, но сначала ее пришлось перенаправить в Росайт из-за горнодобывающих работ в Германии. [ 20 ] Слейпнер завершила ремонт в Тайне 17 июня. [ 22 ]
Пропагандистский эффект – «непотопляемый корабль»
[ редактировать ]Пока Слейпнер сражалась в Ромсдалс-фьорде, сообщения о ее подвигах, многие из которых были преувеличены, передавали норвежскому народу радиостанции в районах, все еще находящихся под контролем норвежского правительства. Эти отчеты были важны для морального духа норвежского народа как один из немногих маяков света среди многих бедствий той весны (см. Также: Битва при Виньесвингене и Битва при крепости Хегра ). она, вероятно, сбила только два немецких бомбардировщика, Хотя за время своей службы в норвежской кампании в современных новостях сообщалось о более чем дюжине вражеских самолетов, сбитых орудиями небольшого военного корабля.
во время службы в Ромсдалсфьорде Слейпнер утверждали, что Немцы дважды была потоплена. Люфтваффе . сделало еще одно подобное заявление во время ее службы в изгнании в Соединенном Королевстве
В знак признания ее военной службы норвежское правительство в изгнании в Лондоне использовало ее изображение при разработке номиналом 5 эр выпуска военных марок , напечатанных в Соединенном Королевстве. [ 23 ]
Служба в Соединенном Королевстве
[ редактировать ]До конца своей военной службы Слейпнер сопровождала прибрежные конвои у восточного побережья Соединенного Королевства, сопровождая 156 конвоев, прежде чем была выведена из эксплуатации 10 марта 1944 года и законсервирована до конца войны.
Первая миссия по сопровождению, выполненная Слейпнер, произошла, когда она покинула Тайн и присоединилась к конвою FN.206. Конвой отплыл из Саутенда 27 июня и прибыл в пункт назначения Росайт 29 июня. [ 24 ]
8 сентября 1940 года немецкие бомбардировщики атаковали судоходство на Метил-Роудс . Слейпнер присутствовал и буксировал голландское торговое судно Stad Vlaardingen после того, как последнее было повреждено. [ 25 ]
По состоянию на 1 июля 1941 года Слейпнер входил в состав Росайта эскорта командования вместе с британскими и голландскими военными кораблями. К 3 января 1942 года, когда он был переведен в Ширнесс для ремонта, он был единственным небританским военным кораблем, все еще служившим в составе этого подразделения. [ 26 ] [ 27 ]
Когда в 1942 году ее основные орудия были заменены на два новых 4-дюймовых орудия двойного назначения, старое вооружение из трех 10-см орудий было отправлено в норвежский гарнизон на Шпицбергене для использования в качестве береговой артиллерии и прибыло туда 16 октября 1942 года. три орудия были установлены в Хотеллнесете недалеко от Лонгйира , одно в Капп-Хере недалеко от Баренцбурга и одно в самом Баренцбурге. 10-см орудия были уничтожены немецкими десантниками, когда они были застигнуты врасплох во время нападения Германии на Шпицберген 8 сентября 1943 года . [ 28 ]
СО военного времени
[ редактировать ]- Командир капитан Эрнст Уллринг : [ 29 ] до 8 апреля 1940 г. - 28 июня 1940 г. [ 30 ]
- Командир капитан Тор Хорв : 28 июня 1940 г. - декабрь 1941 г. [ 30 ]
- Капитан Рольф Хаг: декабрь 1941 г. - 22 июля 1942 г. [ 30 ]
- Лейтенант Клеппе: 22 июля 1942 г. - 10 марта 1944 г. [ 30 ]
Пост-был
[ редактировать ]В мае 1945 года Sleipner отплыл обратно в Норвегию, где продолжал оставаться на консервации до тех пор, пока в 1948 году его не переоборудовали во фрегат .
Sleipner был списан в 1956 году. [ 31 ] [ 32 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с « Слейпнер (6110329)» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 10 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Сивертсен 1999: 53
- ^ Абельсен 1986: 32.
- ^ Сивертсен 1999: 54.
- ^ Кинделл, Дон (7 апреля 2011 г.). «Морские события, ноябрь 1939 года, часть 1 из 2, среда, 1 — вторник, 14» . Naval-History.net . Проверено 5 января 2012 г.
- ^ Нихорстер, Лео . «Скандинавская кампания: Административный боевой порядок 2-го военно-морского округа Королевского флота Норвегии» . Проверено 3 февраля 2009 г.
- ^ Кинделл, Дон (17 сентября 2008 г.). «Морские события, 8–14 апреля 1940 г.» . Naval-History.net . Проверено 26 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Сивертсен 1999: 112
- ^ Сивертсен 1999: 107.
- ^ Сивертсен 1999: 117.
- ^ « Рурорт (5614811)» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 10 февраля 2009 г.
- ^ « Тюринген (5608179)» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 10 февраля 2009 г.
- ^ Хейзе, Ханс-Юрген. «Немецкий траулер у берегов Норвегии (1940 г.)» . Государственная библиотека Вюртемберга, Штутгарт (на немецком языке) . Проверено 4 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Сивертсен 1999: 113
- ^ Абельсен 1986: 221.
- ^ Сивертсен 1999: 56, 115.
- ^ Сивертсен 1999: 114–115.
- ^ Сивертсен 1999: 114.
- ^ Лоусон, Сири Холм (8 августа 2008 г.). «Д/С Боргунд» . Warsailors.com . Проверено 10 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Кинделл, Дон. «Морские события, апрель 1940 г., часть 4 из 4, понедельник, 22 — вторник, 30» . Naval-History.net . Проверено 14 апреля 2010 г.
- ^ Сивертсен 1999: 69–70.
- ^ Кинделл, Дон. «Корабли Королевского флота, июнь 1940 года, часть 1 из 4» . Naval-History.net . Проверено 15 апреля 2010 г.
- ^ Йоханнесен 1988: 106–107.
- ^ Кинделл, Дон (19 апреля 2009 г.). «Морские события, июнь 1940 года, часть 4 из 4, суббота, 22 — воскресенье, 30» . Naval-History.net . Проверено 2 января 2012 г.
- ^ Кинделл, Дон (19 апреля 2009 г.). «Морские события, 1–14 сентября 1940 г., часть 1 из 2» . Naval-History.net . Проверено 27 декабря 2011 г.
- ^ Кинделл, Дон (22 июня 2011 г.). «Расстановка кораблей Королевского флота, июль 1941 года» . Naval-History.net . Проверено 26 декабря 2011 г.
- ^ Кинделл, Дон (22 июня 2011 г.). «Расстановка кораблей Королевского флота, январь 1942 года» . Naval-History.net . Проверено 20 декабря 2011 г.
- ^ Волчье озеро 1991: 67-68, 84-85.
- ^ Брекестад, Аксель Шрайнер (3 июля 2018 г.), "Ernst Ullring" , Store norske lexikon (на норвежском букмоле) , получено 28 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Лангемир 1992: 167
- ^ Все боевые корабли мира Конвея 1922–1946 . Роберт Гардинер, Роджер Шено (ред.). Лондон: Conway Maritime Press, 1980. ISBN 0-85177-146-7. п. 379
- ^ Уитли, MJ (1997). Эсминцы во Второй мировой войне (на немецком языке). Издательство «Моторбук». стр. 220–221. ISBN 3-613-01426-2 .
Библиография
[ редактировать ]- Абельсен, Франк (1986). Норвежские военные корабли 1939–1945 гг. (на норвежском и английском языках). Осло: Sem & Stenersen AS. ISBN 82-7046-050-8 .
- Берг, Оле Ф. (1997). На архипелаге и на море - Война ВМФ 8 апреля 1940 г. - 8 мая 1945 г. (на норвежском языке). Осло: Ассоциация ветеранов войны ВМФ. ISBN 82-993545-2-8 .
- Йоханнесен, Фольке Хаугер (1988). Иди или проваливай (на норвежском языке). Осло: Faktum Forlag AS. ISBN 82-540-0113-8 .
- Лангемир, Лейф-Торе; Фрэнк Абельсен; Дагфинн Э. Кьехольт ; Андерс Петтерё (1992). Истребитель H.Nor.MS «Глейсдейл» и его экипаж (на норвежском языке). Колбьёрнсвик: издатель Лейфа-Торе Лангемира. ISBN 82-991313-3-2 .
- Сивертсен, Свейн Карл, изд. (1999). Эсминец Sleipner в военно-морском оборонительном районе Ромсдалсфьорд, апрель 1940 года (на норвежском языке). Хундвог: Военно-морское общество в Норвежском военно-морском журнале.
- Ульвенсён, Джон (1991). Brennpunkt Nord - Война метеорологической службы 1940–45 (на норвежском языке). Осло: Музей вооруженных сил Норвегии. ISBN 82-991167-5-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лу Коатни. «План модели корабля HNoMS Sleipner на картонной бумаге с фотографиями» . Лу Коатни, Флатеби, Норвегия . Проверено 28 сентября 2017 г.
- Роджер Фосланд. «Слейпнер-Охотник» . Клуб моделей лодок Тромсё (на норвежском языке) . Проверено 8 февраля 2010 г.