HNoMS Друг (1908)
![]() ![]() Драуг в какой-то момент перед Второй мировой войной. Обратите внимание, что пистолеты QF расположены в блистерах по бокам, чтобы можно было вести огонь вперед.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Призрак |
Тезка | Морской призрак Драугр |
Строитель | Верфь Королевского военно-морского флота Норвегии в Карлйохансверне в Хортене. |
Номер двора | 103 [ 1 ] |
Запущен | 18 марта 1908 г. [ 1 ] |
Введен в эксплуатацию | 1908 |
Выведен из эксплуатации | 19 ноября 1943 г. |
Судьба | Продан на слом в 1944 году. |
Послужной список | |
Командиры: |
|
Операции: |
|
Победы: | 1 корабль (7624 тонны) потоплен. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Драуг» класса Эсминец |
Смещение | 578 тонн стандарт [ 2 ] |
Длина | 69,2 м (227,03 фута) |
Луч | 7,3 м (23,95 футов) |
Черновик | 2,9 м (9,51 футов) |
Движение | Паровая машина тройного расширения мощностью 7500 л.с. |
Скорость | 27 узлов (50,00 км/ч) |
Дополнить | 76 мужчин |
Вооружение |
|
HNoMS Draug был головным кораблем трехкорабельных Draug, класса эсминцев построенных для Королевского военно-морского флота Норвегии в 1908–1913 годах. Четырехстоечный эсминец оставался в строю еще долгое время после того, как устарел, и принимал участие в обороне Норвегии во время немецкого вторжения в 1940 году.
Рано утром 9 апреля 1940 года «Драуг» перехватил и захватил тайный немецкий транспорт «Майн» . Решив, что устаревший «Драуг» мало что может противопоставить вторгшимся немецким войскам, капитан корабля решил отплыть в Великобританию, взяв с собой захваченный немецкий корабль. После немецкой бомбардировки « Майн» был потоплен, и «Драуг» отправился в Соединенное Королевство с немецким экипажем в плену. В изгнании в Соединенном Королевстве Драуг служил сторожевым кораблем, эскортом конвоя, плавбазой МТБ и кораблём-базой. Списанный в конце 1943 года, «Драуг» был продан на слом в 1944 году.
Строительство
[ редактировать ]Draug был построен на верфи Королевского военно-морского флота Норвегии в Карлйохансверне в Хортене под номером 103. [ 1 ] Для ее парового двигателя требовался высококачественный антрацит , импортированный из Соединенного Королевства. [ 5 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны Драуг выполнял обязанности по защите нейтралитета. Он входил в состав эскадры Западной Норвегии Королевского военно-морского флота Норвегии и базировался в Хаугесунне . [ 6 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]
Когда Вторая мировая война, разразилась «Драуг» , как и его родственные корабли «Тролль» и «Гарм» , были законсервированы на несколько лет в рамках довоенной экономии норвежского военного бюджета. «Драуг» стоял на якоре в Маринехольмене в Бергене, два других судна — в Хортене . [ 3 ] С началом войны три корабля класса «Драуг» были вновь задействованы 5 сентября 1939 года для участия в охране нейтралитета Норвегии. корабля Когда пришел приказ о возобновлении работы, рабочим потребовалось более месяца, чтобы найти и устранить все трещины и протечки в паровых котлах и снова привести его в мореходное состояние. В начале октября 1939 года «Драуг» был готов к действию. [ 7 ] Малые эсминцы класса «Драуг» не считались пригодными для потенциальных боевых действий и предназначались только для выполнения функций сопровождения и охраны.
Одной из главных слабостей кораблей класса «Драуг» было отсутствие у них эффективного зенитного вооружения: сам «Драуг» был оснащен единственным 12,7-мм пулеметом «Кольт зенитным » . У нее также был пулемет Мэдсена , который вышел из строя из-за отсутствия жизненно важной части. [ 3 ] вооружение «Драуга » Противолодочное было столь же примитивным: четыре глубинные бомбы располагались на корме. Глубинные бомбы не имели метательного механизма, и их приходилось сбрасывать за борт вручную. На корабле также не было радара или ассистента, которые могли бы помочь в обнаружении целей. [ 4 ]
Немецкое вторжение в Норвегию
[ редактировать ]
В начале апреля 1940 года «Драуг» вошел в состав 1-й дивизии эсминцев 2-го военно-морского округа. [ 8 ] занимая территорию примерно такую же, как регионы Вестландет и Трёнделаг . Она базировалась в небольшом портовом городке Хёугесунн на юго-западе и выполняла задачи по сопровождению вдоль западного побережья. За день до вторжения, 8 апреля, «Драуг» сопровождал немецкое торговое судно «Сиэтл» водоизмещением 7369 тонн . [ 9 ] корабль, который должен был быть потоплен возле Кристиансанна на следующий день, когда он попал под перекрестный огонь между немецким флотом вторжения и норвежской береговой артиллерией в форте Оддеройя . Экипаж Сиэтла был захвачен норвежскими войсками и удерживался в качестве военнопленных до тех пор, пока не был освобожден наступающими силами вторжения 10 апреля. [ 9 ] Завершая свою миссию по сопровождению, «Драуг» получил приказ от норвежского военно-морского командования вернуться на полной скорости в Хаугесунн и дозаправить запасы угля. Когда Драуг прибыл в Хаугесунн около 15:00, командиру корабля капитану (впоследствии вице-адмиралу ) Тору Хорве сообщили о продвижении немецких военно-морских сил через датские воды и о затоплении водоизмещением 5261 брутто " тайного немецкого военного транспорта Рио-де-Жанейро". [ 10 ] польской подводной лодкой Orzeł у южного порта Лиллесанд . [ 11 ] [ 12 ] В тот же период по радио начали приходить сообщения о британских горнодобывающих операциях у норвежского побережья. [ 13 ]
После получения этой информации капитан Хорв провел несколько личных телефонных разговоров с контр-адмиралом Карстеном Танк-Нильсеном . командующим 2-м военно-морским округом [ 14 ] который сказал ему, что он приказал кораблям ВМФ в Бергене открывать огонь по всем иностранным военным кораблям, которые могут попытаться прорваться в этот порт. Контр-адмирал разрешил ему в ближайшие часы высказать свое мнение. Разговор не оставил у Хорва никаких сомнений в приближении войны, и поэтому он приказал подготовить свой корабль к войне, выставить охрану и отменить все отпуска. [ 15 ] и затемнить освещение на корабле и в районе гавани.
Ночью 9 апреля Драуг патрулировал и наблюдал за судами в Кармсунде . Примерно в 02:00 Хорве был уведомлен о том, что крепость Осло-фьорд вступила в бой с неизвестными силами противника в Осло-фьорде , в результате чего экипажу было приказано занять боевое положение. В 04:00 было замечено неизвестное судно без национального флага, идущее на север через Кармсунд. Корабль отказался остановиться после того, как были произведены сигнальные ракеты и предупредительные выстрелы, и Драугу пришлось преследовать судно и захватить его. После того как неизвестное судно было доставлено в Хаугесунн, выяснилось, что это немецкое судно водоизмещением 7624 тонны Main . [ 16 ] с документами, утверждающими, что она везла в Берген груз в 7000 тонн кокса . Однако , когда . обыск заместитель командира «Драуга», лейтенант Остерволд, попытался осмотреть груз, немецкий капитан отказал ему, а все входы в грузовой отсек также были заблокированы, чтобы сделать невозможным надлежащий В ответ офицер-инспектор принял решение взять судно под арест и опечатал радиорубку. [ 17 ] Позже выяснилось, что груз, спрятанный на борту «Майна», состоял из продовольствия и техники для вторгшихся немецких войск в Тронхейм, в основном около 2000 морских мин. [ 18 ] [ 19 ]
Пока Остервольд пытался осмотреть Майна груз , капитан Хорв разговаривал по телефону с капитаном Аарстадом из командования ВМФ в Маринехольмене в Бергене. Аарстад сообщил ему, что попал в плен и не может отдавать Хорве никаких приказов. Вскоре после разговора Королевского военно-морского флота Норвегии -бомбардировщик MF11 патрульный гидросамолет приземлился в гавани, и его пилот сообщил, что в этом районе находятся немецкие корабли, подводные лодки и самолеты и что город Ставангер , скорее всего, оккупирован. [ 17 ]
Хорв решил взять вражеский корабль в качестве приза и доставить его в британский порт. Поскольку у «Драуга» почти не было зенитных средств , а небо было полно вражеских самолетов, эсминец не мог принести никакой пользы, оставаясь на месте. Он проигнорировал приказ военно-морского командования выйти к Хардангер-фьорду и заблокировать доступ немецких военно-морских сил к этому фьорду . Поскольку Хорве знал, что штаб военно-морского командования в Бергене захвачен немецкими оккупантами, он предположил, что приказ был ложным, хотя позже выяснилось, что это не так. Когда ему было приказано направить свой корабль в сторону Британии, капитан « Мэйна» отказался, уступив только после того, как норвежский военный корабль произвел несколько предупредительных выстрелов и пригрозил торпедировать его. [ 17 ]
После того, как два корабля покинули Хаугесунн примерно в 09:00 9 апреля, они вскоре подверглись атаке бомбардировщика Люфтваффе примерно в 40 морских милях (74 км) от побережья Норвегии. Бомбы, нацеленные на Майн , не попали в цель, но немецкий капитан немедленно затопил свое судно и приказал своей команде покинуть корабль. Поскольку приказ поступил очень внезапно, эвакуация проводилась в некоторой панике, боцман при этом утонул. После того, как немецкие моряки поднялись на борт и спустили свою спасательную шлюпку, Драуг произвел восемь-десять выстрелов по ватерлинии затопленного торгового судна, чтобы гарантировать, что она затонет. [ 17 ] [ 20 ]
Теперь она несет с собой в качестве военнопленных шестьдесят семь немецких моряков в дополнение к своей собственной команде из семидесяти двух человек. [ 17 ] Драуг помчался в сторону Саллома Во на Шетландских островах . Во время перехода пленных держали на открытой палубе. [ 18 ] На следующее утро ее встретили три флота Королевского эсминца класса «Трайбл» . Два британских корабля, HMS Sikh и HMS Matabele , последовали за Драугом в Саллом-Во и прибыли в 17:00 по местному времени 10 апреля, где немецкие военнопленные были переданы британским властям. После этого Драуг отплыл в Скапа-Флоу в сопровождении французского эсминца Boulonnais и прибыл в 10:00 11 апреля. [ 19 ] [ 21 ] [ 22 ] Немецкие пленные из Майна отправились из Саллома Во в Киркуолл в 20:00 10 апреля на французском эсминце « Брестуа», прежде чем французский корабль направился в Скапа-Флоу. [ 19 ]
После прибытия в Соединенное Королевство многие члены экипажа «Драуга » были переведены на корабли Королевского флота и служили на них до конца Норвежской кампании . [ 23 ] Драуга Заместитель , лейтенант Остерволд, служил офицером связи на борту британского легкого крейсера HMS Manchester в апреле-мае 1940 года во время высадки десанта в Намсусе в Средней Норвегии . [ 24 ] технического персонала Командовать кораблем . остался главный инженер капитанлойтнант (лейтенант) Б.М. Фриманнслунд, а для выполнения работ по техническому обслуживанию оставалось 10-20 человек [ 21 ] В 18:00 7 мая 1940 года «Драуг» вылетел из Скапа-Флоу в Портсмут . [ 25 ]
Служба в Соединенном Королевстве
[ редактировать ]
До конца своей военной службы Драуг сопровождала прибрежные конвои и обеспечивала местную оборону на юге Англии. После прибытия в Великобританию кормовая 76-мм пушка «Драуга » была снята и заменена 3-дюймовой зенитной пушкой, а также «Льюис» калибра .303, по одному на каждом из крыльев мостика. были установлены два зенитных пулемета [ 26 ] [ 27 ] На корпусе размещался размагничивающий . трос для размагничивания корабля и противодействия магнитным минам [ 27 ]
Первой ролью «Драуга» в Соединенном Королевстве было выполнение функций базового корабля в Портсмуте для новейших пополнений Королевского военно-морского флота Норвегии — двух моторных торпедных катеров MTB 5 и MTB 6 — до 5 августа 1940 года. Эти две лодки были заказаны ранее. во время вторжения в Норвегию, но были переданы только в мае 1940 года, намного позже высадки Германии.

Критической осенью 1940 года, когда немецкое вторжение в Британию казалось неизбежным, устаревший эсминец был развернут в качестве сторожевого эсминца в Лоустофте. [ 28 ] с 6 августа по 27 октября 1940 г. (Вымпел № Н.28). В этой роли она сравнительно часто использовала свои недавно установленные зенитные средства во время воздушных налетов . В это время Драуг неоднократно становился прямой целью немецких бомбардировщиков, но избежал повреждений. [ 27 ]
В период с ноября 1940 по начало 1941 года «Драуг» был перевооружён, перестроен и модернизирован на верфи в Гримсби . Среди внесенных изменений был реконструирован мостик и удалена носовая воронка, вероятно, для уменьшения веса палубы . [ 26 ] [ 28 ] Во время своего пребывания в Гримсби она также сопровождала прибрежные конвои и патрулировала устье реки Хамбер . Во время патрулирования «Хамбера» она однажды подверглась нападению немецкого бомбардировщика Heinkel He 111 , сначала с обстрела , а затем с применением бомб. Бомбы не попали в цель примерно на 400 метров, и только один матрос был легко ранен во время обстрела. Драуг открыла ответный огонь из своего зенитного вооружения, хотя 3-дюймовая пушка заклинила после первых нескольких выстрелов, и зенитные пулеметы не смогли нанести серьезный урон атакующему самолету. [ 29 ]
После того, как первоначальная паника вторжения прошла, Драуг большую часть времени вплоть до апреля 1942 года проводила, сопровождая прибрежные конвои у берегов Южной Англии .

Помимо своих береговых обязанностей, «Драуг» также выполняла и более нетрадиционные операции, такие как буксировка норвежских торпедных катеров к побережью южной Норвегии и обратно. Это значительно увеличило дальность действия небольших МТБ, что позволило им наносить удары по конвоям , контролируемым немцами, на оккупированной территории . Первая атака норвежского МТБ в норвежских водах произошла 3 октября 1941 года, когда МТБ 56 был отбуксирован на позицию «Драугом» и торпедировал и потопил у Кирхольмена сопровождаемый 3015-тонный норвежский танкер MT Borgny из Осло . [ 30 ] [ 31 ] который был реквизирован немцами и перевозил 3500 тонн авиационного топлива для Люфтваффе в Норвегии. После успешной атаки МТБ 56 уклонился от снарядов как эскорта, так и береговой батареи в Корснесете и на следующее утро встретил Драуга , чтобы его отбуксировали обратно в Леруик на Шетландских островах . [ 32 ] [ 33 ] Четырнадцать норвежских моряков погибли на борту «Борньи» , который в момент атаки сопровождали два немецких военно-морских корабля. [ 34 ]
С апреля 1942 года до вывода из эксплуатации 5 февраля 1943 года «Драуг» использовался в качестве корабля -базы в Порт-Эдгаре для личного состава Королевского военно-морского флота Норвегии.
был официально выведен из состава Королевского военно-морского флота Норвегии, он Несмотря на то, что «Драуг» продолжал служить делу союзников. С 5 февраля по 2 сентября он находился в аренде в Королевском флоте для проведения специальных учений и испытаний. Окончательный вывод из эксплуатации состоялся 19 ноября 1943 года, а в 1944 году он был продан на слом.
Три 7,6-см орудия с «Драуга» были отправлены на норвежский арктический архипелаг Шпицберген в середине 1944 года. Три орудия были высажены в Лонгйире 20 июня 1944 года и стали основным оружием обороны угледобывающего города. Установленные на надстроенных защищенных позициях орудия «Драуга» заменили три 10-см орудия «Бофорс», первоначально принадлежавшие эсминцу «Слейпнер» . 10-см орудия были уничтожены во время успешного нападения Германии на Шпицберген 8 сентября 1943 года. [ 35 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с « Драуг (6103553)» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 10 февраля 2009 г.
- ^ Абельсен 1986: 26.
- ^ Jump up to: а б с д и Бьернссон 1994: 18
- ^ Jump up to: а б Бьернссон 1994: 19
- ^ Бьёрнссон 1994: 22.
- ^ Мелиен 1995, с. 145
- ^ Бьернссон 1994: 20
- ^ Нихорстер, Лео. «Скандинавская кампания: административный боевой порядок 2-го военно-морского округа Королевского флота Норвегии» . Проверено 10 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Сковхайм, Нильс (29 июня 2007 г.). «Сиэтл» (на норвежском и английском языках). Архивировано из оригинала 12 октября 2008 года . Проверено 10 февраля 2009 г.
- ^ « Рио-де-Жанейро (5603819)» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 10 февраля 2009 г.
- ^ Сковхайм, Нильс (29 июня 2007 г.). «Рио-де-Жанейро» (на норвежском и английском языках). Архивировано из оригинала 20 августа 2008 года . Проверено 8 февраля 2009 г.
- ^ Керсоди, Франсуа (1995). « Рио-де-Жанейро » . В Дале, Ганс Фредрик (ред.). Норвежский военный лексикон 1940-45 гг. (на норвежском языке). Осло: Каппелен . Проверено 8 февраля 2009 г.
- ^ Бьернссон 1994: 25
- ^ Бьёрнссон 1994: 25-26.
- ^ Бьёрнссон 1994: 26.
- ^ « Главный (5606699)» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 10 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Хансен 2005: 63
- ^ Jump up to: а б Бьернссон 1994: 29
- ^ Jump up to: а б с Кинделл, Дон. «Морские события, апрель 1940 г., часть 2 из 4, понедельник, 8 – воскресенье, 14» . Naval-History.net . Проверено 14 апреля 2010 г.
- ^ Бьёрнссон 1994: 28
- ^ Jump up to: а б Альвсакер, Гутторм. "Т/Ж "Драуг" " . Норвегия во время Второй мировой войны (на норвежском языке) . Проверено 10 февраля 2009 г.
- ^ Хансен 2005: 64.
- ^ Хансен 2005: 90.
- ^ Хансен 2005: 91
- ^ Кинделл, Дон. «Морские события, май 1940 года, часть 1 из 4, среда, 1 – вторник, 7» . Naval-History.net . Проверено 14 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Абельсен 1986: 17
- ^ Jump up to: а б с Бьернссон 1994: 31
- ^ Jump up to: а б Хансен 2005: 93
- ^ Бьёрнссон 1994: 31-32.
- ^ Лоусон, Сири Холм. «М/Т Боргни» . Warsailors.com . Проверено 10 февраля 2009 г.
- ^ Баккевиг, Эрик. «Сообщения о кораблекрушениях» . Эрик Баккевиг - книги о кораблекрушениях (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 7 февраля 2012 года . Проверено 31 января 2009 г.
- ^ Берг 1997: 102.
- ^ Хансен 2005: 98–99.
- ^ Сивертсен 2001: 213.
- ^ Ульвенсён 1991: 67-68, 84-85, 99.
Библиография
[ редактировать ]- Абельсен, Франк (1986). Норвежские военные корабли 1939–1945 гг. (на норвежском и английском языках). Осло: Sem & Stenersen AS. ISBN 82-7046-050-8 .
- Берг, Оле Ф. (1997). На архипелаге и на море - Война ВМФ 8 апреля 1940 г. - 8 мая 1945 г. (на норвежском языке). Осло: Ассоциация ветеранов войны ВМФ. ISBN 82-993545-2-8 .
- Бьёрнссон, Нильс (1994). Быть или не быть - Под военным флагом во Второй мировой войне (на норвежском языке). Хааконсверн: Военно-морское общество в Форлагет Норск Тидсскрифт для Сьёвесена. ISBN 82-990969-3-6 .
- Хансен, Ола Бё, изд. (2005). Судьбы морской войны - их собственные рассказы (на норвежском языке). Йёвик: Морское общество в Форлагет Норск Тидсскрифт для Сьёвесена. ISBN 82-92217-22-3 .
- Мелиен, Тор Йорген (1995). Гвардия и защита: флот и береговая артиллерия 1914–1918 гг. (на норвежском языке). Осло: Институт оборонных исследований.
- Сивертсен, Свейн Карл, изд. (2001). Флот день за днем 1814–2000 гг. (на норвежском языке). Хундвог: Военно-морское общество в Норвежском военно-морском журнале. ISBN 82-92217-03-7 .
- Ульвенсён, Джон (1991). Brennpunkt Nord - Война метеорологической службы 1940–45 (на норвежском языке). Осло: Музей вооруженных сил Норвегии. ISBN 82-991167-5-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История военно-морского флота через Flix: KNM Draug , получено 29 января 2006 г. (на английском языке).
- Draug KNM Torpedojager , получено 10 февраля 2008 г. (на норвежском языке).