Jump to content

Рога Моисея

(Перенаправлено с Рогатого Моисея )
Итальянская фреска , ок. 1500
Моисей получает Десять заповедей , Нюрнбергские хроники , 1493 год, гравюра на дереве. цветная

Рога Моисея — это иконографическое соглашение, распространенное в латинском христианстве , согласно которому Моисей изображался имеющим на голове два рога, позже замененные лучами света. [ 1 ] Идея возникла из перевода или неправильного перевода еврейского термина в Иеронима Библии латинской Вульгаты , а также во многих более поздних народных переводах, зависящих от этого. Говорят, что Моисей стал «рогатым», или сияющим, или прославленным после того, как он увидел Бога, который подарил ему скрижали закона в Книге Исход . Использование термина «рогатый» для описания Моисея на самом деле появилось еще до Иеронима, и его можно проследить до греко-еврейского ученого Акилы из Синопа , чьи греческие переводы были хорошо известны Иерониму. Еврейский каран может отражать аллегорическую концепцию «прославленных» или колец света. Рога, как правило, имеют положительные ассоциации в Ветхом Завете и в более широкой культуре Древнего Ближнего Востока, но в Книге Откровения в Новом Завете они связаны с негативными силами. Эти соображения, возможно, повлияли на переводчиков в их выборе: Аквила — положительно, а Иероним — отрицательно.

Моисей с рогами, вероятно, впервые появляется на визуальных изображениях в одиннадцатом веке. Эти изображения продолжают конкурировать с безрогими изображениями Моисея в периоды средневековья и Возрождения. Многие из них представляют собой явно положительные изображения пророка и предшественника Иисуса. Другие изображения Моисея, рогатого и безрогого, вероятно, имели антисемитский подтекст, особенно в период позднего средневековья, например, на « Герефордской карте мира» . Были установлены ассоциации между евреями и дьяволами, и развилось убеждение в том, что евреи обладают рогами, в том числе благодаря значкам или шляпам с изображением рогов, которые им было предписано носить; возможно, было трудно разделить образы рогатого Моисея и «рогатого» еврея в народном воображении. Иконография Рогатого Моисея, возможно, также подкрепила идею о том, что у евреев есть рога.

Микеланджело Моисей , деталь рогатой головы

работы Микеланджело Рогатый Моисей около 1513–1515 годов завершает традицию этого изображения и обычно рассматривается как положительное изображение пророка, если оно содержит анималистический или демотический элемент. Осознание недостатков перевода Вульгаты распространилось в позднее Средневековье, и примерно к 1500 году в научных кругах стало понятно, что слово «рогатый» было неправильным переводом. Рога часто заменялись двумя пучками лучей света, исходящими из одних и тех же частей головы, как это видно на фресках Моисея 1481–1482 годов в Сикстинской капелле или на фонтане Мозесбруннен 1544 года в Берне , Швейцария. Они оставались обычным явлением до 19 века. Художники часто игнорировали идею о том, что лучи Моисея были даны ему, когда он получил скрижали закона, и к 19 веку на некоторых изображениях младенца Моисея в сценах « Нахождение Моисея» и «Моисей в камышах» были изображены лучи.

Этимологическое происхождение

[ редактировать ]

Изображения рогатого Моисея происходят от описания лица Моисея как « cornuta » («рогатого») в латинском переводе Вульгаты отрывка из 34-й главы Исхода , в частности в стихах 29, 30 и 35, в которых Моисей возвращается к люди после получения заповедей во второй раз. [ 2 ] Католическая Библия Дуэ-Реймса (1609 г.) переводит Вульгату так: «И когда Моисей сошел с горы Синай, он держал две скрижали свидетельства, и он не знал, что лицо его было рогатым от разговора Господа. " [ 3 ] Это была попытка Иеронима точно перевести трудный оригинальный текст на иврите, в котором используется термин קָרַן ‎, каран (от корня קֶרֶן ‎ керен , что часто означает «рог»); теперь этот термин интерпретируется как означающий «сияющий» или «испускающий лучи» (что-то вроде рогов). [ 4 ] [ 5 ] У англиканского короля Иакова, или официальной версии, появившейся всего несколько лет спустя, нет рогов, но есть сияющее лицо: «… когда он сошел с горы, Моисей не заметил, что кожа его лица сияла, пока он разговаривал с ним». [ 6 ]

Обычное мнение в последние столетия заключалось в том, что Иероним совершил явную ошибку. [ 7 ] но недавно утверждалось, что Иероним считал керен метафорой слова «прославленный», основываясь на других написанных им комментариях, в том числе на Иезекииля, где он писал, что лицо Моисея «стало «прославленным», или, как сказано в На иврите «рогатый». [ 8 ] Термин «рогатый» фактически использовался до Иеронима и содержался в существующих переводах, с которыми он, как известно, работал, особенно в переводе Аквилы с еврейского на греческий; другие использованные переводы включали альтернативу «прославленный». Медьюк утверждает, что «рогатый» — это метафорическое или аллегорическое понятие, относящееся к славе как в переводе Иеронима, так и в еврейской традиции, с которой Иероним был знаком. [ 9 ]

Моисей с рогами и золотым тельцом XIII века в иллюминированной рукописи работы Уильяма де Брайля .

Другая интерпретация заключалась в том, что Керен также представлял собой «кольца света», когда Моисей стал просветленным после своего путешествия. Греческая Септуагинта , которая также была доступна Иерониму, перевела этот стих как «Моисей не знал, что вид кожи лица его прославился». [ 10 ] Средневековые богословы и ученые считали, что Иероним намеревался прославить лицо Моисея, используя латинское слово, означающее «рогатый». [ 11 ] Понимание того, что оригинальный еврейский язык был трудным и вряд ли на самом деле означало «рога», возникло в эпоху Возрождения. [ 12 ]

Историк культуры Стивен Бертман утверждает, что Джером, как известно, сам придерживался антисемитских взглядов и, возможно, сделал выбор ассоциировать Моисея с «рогами» сознательно по теологическим причинам. Бертман утверждает, что для Акилы как еврея «рога», представленные в Ветхом Завете, в целом будут иметь положительные ассоциации. [ 13 ] но Иероним мог ожидать, что его читатели будут иметь в виду новозаветную ассоциацию рогов с драконами, дикими зверями и антихристом в Откровении . Учитывая, что Моисей был носителем старого, ныне замененного закона, возможно, Иерониму было бы предпочтительнее изобразить его в негативном свете. Более того, намек на то, что лицо Моисея было «прославлено», подразумевал бы связь с Иисусом и ставил бы Ветхий Закон в параллель с новым. Таким образом, Бертман заключает, что Иероним, возможно, просто действовал исходя из своих собственных предубеждений и богословских предпочтений. [ 14 ]

В средневековом искусстве

[ редактировать ]
Моисей ударяет по скале, 1350–1375, Фульда, рукопись «Всемирных хроник», Рудольф фон Эмс.

Хотя Иероним завершил Вульгату в конце IV века, обычно говорят, что первые известные применения в искусстве буквального языка Вульгаты по этому вопросу можно найти в многочисленных изображениях в древнеанглийском Шестикнижии ( Британская библиотека , Коттон М.С. Клавдий Б. .iv.) хорошо иллюстрированная рукопись древнеанглийского перевода , сделанная примерно до 1050 года. Меллинков утверждает, что английское искусство этого периода было новаторским, поэтому новая интерпретация и изображение Моисея соответствовали бы другим новым идеи, найденные в тот период. Она также утверждает, что важно, чтобы изображение происходило в народном тексте, поскольку это буквальное изображение древнеанглийского перевода, gehyrned или «рогатый», и что древнеанглийские художники не были «учеными», то есть они были не обязательно быть знакомыми с научными традициями, которые могли побудить их изобразить Моисея по-другому. [ 15 ] Однако часто высказывалось предположение, что изображения на этой странице взяты из гораздо более ранней рукописи, находившейся тогда в Кентербери , и ныне утерянной. [ 16 ] Герберт Бродерик в монографии на иллюстрациях в рукописи предполагает, что этот древний прототип опирался на идеи о харизматическом лидерстве, бытовавшие в эллинистическом Египте , а рога выступали в этих изображениях как рога власти и святости. [ 17 ]

В течение следующего столетия или около того свидетельств о дальнейших изображениях рогатого Моисея будет мало, хотя сохранившихся его изображений, как правило, немного. Около 1120 года он снова появляется в английских рукописях, таких как Библия Бери и Псалтирь Шефтсбери , а также в австрийской Библии. Эти ранние изображения соответствуют времени изменения внешности Моисея, показывая его без рогов до того, как он спустился с горы Синай. [ 18 ] Впоследствии такие изображения получили распространение и их можно встретить, например, в витражах Шартрского собора , Сент-Шапель и собора Парижской Богоматери , хотя Моисея продолжали много раз изображать без рогов. [ 19 ]

Рогатый Моисей на герефордской карте мира

В христианском искусстве Средневековья, изображающем Моисея с рогами, это иногда делается для изображения его во славе, как пророка и предшественника Иисуса, но также и в негативном контексте, особенно в отношении Павловых контрастов между верой и законом; иконография не была четкой. [ 20 ] Историк искусства Дебра Стрикленд называет рогатого Моисея на Херефордской карте мира откровенно антисемитским примером, который, как она утверждает, связан с переосмыслением истории Исхода как защиты изгнания евреев из Англии в 1290 году. [ 21 ] Иногда Моисей появляется в негативном контексте вместе с фигурой Синагоги или вместо нее . [ 22 ]

Историк искусства Рут Меллинкофф предположила, что, хотя рога Моисея по своему происхождению никоим образом не были связаны с рогами Дьявола , они, тем не менее, могли иметь негативный оттенок с развитием антиеврейских настроений в период позднего средневековья. [ 23 ] Бертман соглашается, что средневековое восприятие Моисея с рогами могло создать ассоциации между Моисеем и дьяволами. Ассоциации между евреями и дьяволами в христианских антисемитских образах были сильны, и евреев иногда изображали имеющими рога. [ 24 ] Еврейские головные уборы, обязательные во Франции и других странах, были известны как Pileus cornutus (рогатая шляпа), а на значках, введенных французским Филиппом III, похоже, был рог. Также возможно, что рогатая фигура Моисея служила средством укрепления веры в то, что у евреев были рога. [ 25 ] В любом случае, такие ассоциации в народном воображении, по мнению Бертмана, Меллинкова и Стрикленда, превзошли бы богословские и другие опасения. В конце концов, Моисей был евреем, его можно было ассоциировать с его современными коллегами, и к обоим можно было применить одни и те же негативные идеи. [ 26 ]

Религиозные пьесы служили важным средством распространения богословских идей. На сценических изображениях Моисея он обычно изображался с рогами. Хотя сценические указания о том, чтобы его рогатили, встречаются только в одной сохранившейся пьесе, возможно, это было настолько нормальное ожидание, что его сочли бы излишним излагать; а сами ремарки встречаются относительно редко. Наиболее известные пьесы с участием Моисея основаны на Contra тексте Августина Judaeos, Paganos, и Арианос Сермо де Символо [ 27 ] (Проповедь о символе веры против иудеев, язычников и ариан), в которой Моисей и другие ветхозаветные пророки выступают в качестве свидетелей, убеждающих евреев в их ошибке, упорствуя в своих убеждениях. [ 28 ]

Возрождение и более позднее искусство

[ редактировать ]
С лучами, Посох Моисея и скрижали с Десятью заповедями , середина 17 века.

К этому времени относится самое известное изображение Моисея с рогами — « Моисей» Микеланджело . Его качества широко обсуждались, в том числе Зигмундом Фрейдом . Фигура обычно рассматривается в целом положительно, но содержит демотический элемент. Историк искусства Дженнифер Кузед утверждает, что статуя является кульминацией традиции рогатого Моисея, сочетающей животные и человеческие качества, чтобы представить божественное. [ 29 ]

К 16 веку распространенность изображений рогатого Моисея резко снизилась. [ 30 ] По мере развития библейской науки эпохи Возрождения постепенно распространялось понимание того, что слово «рогатый» — это неправильный перевод. [ 31 ] а рога в искусстве были опущены, часто заменялись двумя пучками лучей света, исходящими из одних и тех же частей головы, Моисей неоднократно изображается в цикле фресок «Жизнь Моисея» в Сикстинской капелле 1481-82 годов, все без рога, но в трех последних сценах, после получения Заповедей, ему даются лучи света; Спуск с горы Синай — первый из них. [ 32 ]

Посох Моисея , который впервые упоминается в Библии при описании эпизода Неопалимой купины , а также в иконических декорациях скрижали с заповедями, становятся его обычными атрибутами с лучами или рогами или без них, а вместе с внушительной фигурой и длинная белая борода обычно делает его узнаваемым даже в многолюдных сценах. Другим хорошо известным примером является статуя 1544 года на фонтане Мозесбруннен в Берне , Швейцария, с лучами света, добавленными из позолоченного металла. Представление Моисея лучами света отражало привычный к тому времени взгляд в раввинской литературе. [ 33 ]

Изображение Моисея с лучами света оставалось обычным явлением до 19 века, например, появляясь на библейских иллюстрациях Гюстава Доре (1866 г.). В Библии говорится, что внешний вид Моисея изменился, когда он вернулся после длительной встречи с Богом на горе Синай , и это изменение представлено в искусстве «рогами» или лучами. По логике вещей, в повествовательных изображениях он должен был быть показан только с этими видимыми с этого момента его жизни, но художники не всегда следовали этому, и его часто показывают с ними в более ранних сериях. К 19 веку на некоторых изображениях младенца Моисея в сценах «Нахождение Моисея» и «Моисей в камышах» видны лучи (идея, поддержанная Мидрашем ) . [ 34 ]

Довольно поздний рогатый Моисей, 1890-х годов, — бронзовая статуя работы Чарльза Генри Нихауса в зале Библиотеки Конгресса в здании Томаса Джефферсона в Вашингтоне, округ Колумбия. [ 35 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jones 2002 , Mellinkoff 1970 , p. 238, Blech & Doliner 2008 , p. 238, Hoenig 2011 , p. 1092, Medjuck 1998 , pp. 29–35
  2. ^ Вульгата ; Исход 34:29-35 ; Строун 2021 , Тиндейл 1535
  3. ^ Дуэ-Реймс ; Исход 34:29-35
  4. ^ Холлоуэй, 2009 г.
  5. Еврейский 1917 г. , Исход 34:29.
  6. ^ Исход 34 29–34.
  7. ^ МакКаллох 2004 , с. 82
  8. ^ Меллинков 1970 , с. 77; Меджук 1998 , стр. 98–105.
  9. ^ Medjuck 1998 , стр. 97–98, 106, Strawn 2021 .
  10. ^ SeptuagintEnglish , SeptuagintGreek , с. 34; Исход 34:29–35 ; Строун 2021
  11. ^ Меллинков 1970 , стр. 74–90.
  12. ^ Браун 1672 , стр. 286–288.
  13. ^ См. также Строун 2021.
  14. ^ Бертман 2009 , стр. 97–101; см. также Strawn 2021 n.39 и Strickland 2018 , стр. 39. 435
  15. ^ Меллинкофф 1970 , стр. 13–14.
  16. ^ Меллинкофф 1970 , стр. 14–15.
  17. ^ Бродерик 2017 , стр. 60–61, 65–6.
  18. ^ Меллинкофф 1970 , стр. 61–65.
  19. ^ Меллинков 1970 , стр. 65–74.
  20. ^ Меллинкофф 1970 , стр. 125–133; Медьюк 1998 , стр. 9–10.
  21. ^ Стрикленд 2018 , стр. 436–437.
  22. ^ Стрикленд 2018 , с. 106.
  23. ^ Меллинкофф 1970 , стр. 133–137.
  24. ^ Бертман 2009 , стр. 101–103.
  25. ^ Меллинкофф 1970 , стр. 135–136.
  26. ^ Меллинкофф 1970 , стр. 133–137, Стрикленд 2003 , стр. 106–7, Бертман 2009 , стр. 101–103
  27. ^ Августин 1841 г.
  28. ^ Меллинков 1970 , стр. 32–3.
  29. ^ Koosed 2014 , с. 242.
  30. ^ Меллинков 1970 , с. 74
  31. ^ Ольшевский 2023 , стр. 120.
  32. ^ Кокс-Ририк 2023 , с. Примечание 59 к главе 7.
  33. ^ Жизнь 2020
  34. ^ Холлоуэй, 2009 г.
  35. ^ Библиотека Конгресса, онлайн-тур.

Вторичные источники

[ редактировать ]

Первоисточники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a58c2cb9ab583fea2a1dffc0358601bd__1723499520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/bd/a58c2cb9ab583fea2a1dffc0358601bd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Horns of Moses - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)