стоны
стоны | |
---|---|
Стилистическое происхождение | Хорватская музыка |
Типовые инструменты | Человеческий голос |
Ойканье поет | |
---|---|
Страна | Хорватия |
Домены | Исполнительское искусство |
Ссылка | 00320 |
Область | Европа и Северная Америка |
История надписи | |
Надпись | 2010 г. (5-я сессия) |
Список | Необходимость срочной охраны |
Ойканье — традиция полифонического народного пения в Хорватии, характерная для регионов Далмации , Велебита , Лики , Кордуна и Карловаца . [ 1 ] Как описано в Гарвардском музыкальном словаре : «Ойкандже — это особый стиль пения мелизмы с резким и продолжительным дрожированием голоса на слогах ой или . ой » [ 2 ]
была внесена В 2010 году песня Ойканье в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО , нуждающегося в срочной охране .
Географическая протяженность
[ редактировать ]Исторически ойканье встречается в регионах внутренних районов Далмации , Велебите , Лике , Кордуне и Карловаце , принадлежащих к Динарскому региону, а также в нескольких соседних микрорегионах. [ 3 ] [ 4 ] Внутренние районы Далмации считаются основным родиной стиля ойканье и оттуда распространились на другие части Хорватии. Миграции из динарского региона в 16 и 17 веках, вероятно, принесли этот стиль пения на Адриатические острова, а также миграцию буневцев из того же региона в Воеводину и Венгрию . [ 5 ] Тип сольного пения ойканье больше всего связан с регионом Лика и окрестностями Карловаца, в то время как двухголосное пение преобладает на большей части хорватского побережья и во внутренних районах. [ 6 ] Особые виды пения ойканье можно встретить между реками Крка и Цетина (Дрнишка Краина), в районах Равни Котари и Буковица , в Цетинской Краине между Свилай и Мосечем , а также во внутренних районах Трогира и Каштелы . [ 6 ] Горный ландшафт Лики, внутренних районов Далмации, оказался идеальным для выращивания ойканье. [ 7 ]
Подобные стили полифонического пения можно найти по всему динарскому региону на Балканах, например, ганга , встречающаяся в основном в Герцеговине и внутренней Далмации , и извика из района Златибора в Сербии . Эти устойчивые музыкальные традиции свидетельствуют о связующем звене между населением горных регионов. [ 8 ] Из-за эмиграции группы ойканье теперь можно найти в западной Сербии и, в меньшей степени, в Боснии и Герцеговине. [ 9 ]
Описание
[ редактировать ]Основное значение ойкандже заключается в том, что это не просто жанр пения, а очень специфическая техника дрожания голоса, исходящая из горла. [ 3 ] [ 4 ] Ойканье описывают как «пение вольных битов», которое создается глубоко в горле и пропитано культурой различных местных сообществ. Есть два основных способа выступления: индивидуально или, что чаще, с группой. [ 3 ] Тексты песен обычно затрагивают такие темы, как любовь, социальные или местные проблемы и политика. [ 10 ]
- Сольное пение, также известное как «путешествующее пение» (путничко, кириджийско) или «одиночное пение» ( самачко ), имеет несколько различных вариантов в зависимости от региона. Одним из примеров из региона Конавле является устресалица , дрожащий тип пения, который вымер в обществе. В Лике было популярно пение розганье , которое в настоящее время поддерживается местными фольклорными группами Карловацкого региона . [ 3 ]
- Двухголосное пение могут исполнять мужчины или женщины в составе двух и более человек. Он распространен на хорватском побережье и во внутренних районах Далмации. При групповом пении песня длится до тех пор, пока солист может задержать дыхание. [ 3 ] Название ойкалица , которое используется для этого типа пения в окрестностях Шибеника и в деревнях Врлика и Киево. [ 3 ] Далее во внутренних районах Далмации существуют различные традиционные вокальные стили пения Ойканье. В Равни-Котари и Буковице местный стиль пения называется orzenje (сербское православное население называет его orcenje , orcanje или groktanje ). Кроме того, пение, исполняемое мужчинами, сегодня известно как трескавица, или старовинско («старый стиль»), а пение, исполняемое женщинами, известно как войкавица . [ 3 ] Трескавица также используется во внутренних районах Трогира и Каштелы , ее называют гргешанье , но в Гребаштице , деревне к северу от Примоштена . В северной Полице местные жители продолжают исполнять кириджийский стиль пения. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Пение Ойканье зародилось в своей форме в Динарском регионе. Особенно он процветал среди сельского населения внутренних районов Далмации и прилегающих регионов.
Иван Ловрич (1756—1777) упоминает ойканье как часть морлахской культуры . [ 11 ]
В начале 20 века Хорватская крестьянская партия через свое благотворительное крыло начала организовывать фольклорные фестивали, посвященные сельским традициям. Традиционные танцы, музыка, региональные костюмы были в центре внимания, особенно в 1920-х и 1930-х годах, а пение Ойканье было важным дополнением. [ 12 ]
В 2008 году пение ойканье было номинировано Министерством культуры Хорватии на включение в список ЮНЕСКО, находящийся под срочной охраной . [ 13 ] В 2010 году он был внесен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО , нуждающегося в срочной охране, как представитель Хорватии. [ 14 ]
включен в национальный реестр Сербии В 2012 году он был [ 15 ]
Современный день
[ редактировать ]На протяжении многих лет пение Ойканье передавалось из поколения в поколение, причем певцы учились непосредственно у своих опытных предшественников. Однако в прошлом веке произошли значительные изменения в традиционной сельской жизни: молодое поколение мигрировало в города, а современные методы вытеснили некоторые традиционные практики, что привело к упадку пения Ойканье. [ 3 ]
Многие фольклорные группы выступали, чтобы сохранить пение Ойканье. [ 16 ] Известная группа «KUD Promina» из Оклая была сформирована пятью местными жителями этого района для сохранения и исполнения местного пения Ойканье своего региона. [ 17 ] и их успех обеспечил им появление в официальном видео на сайте ЮНЕСКО. Другими культурными группами (KUD), отмеченными ЮНЕСКО, которые активно участвуют в сохранении Ойканье, являются «Света Магарета» из Велика Елса недалеко от Карловаца , «Гачка» из Личко Лешче , «Радовин» из Радовина , «Свети Никола Тавелич» из Лишане Островичке и известные выходцы из Шрияне (около Триля ) и Кокоричи (около Вргораца ). Хорватское общественное телевидение транслировало множество программ, посвященных группам ойканье и возрождению этого обычая среди молодежи. [ 18 ] [ 19 ] Примеры других групп включают «КУД Петрова Гора – Кордун» Белград, [ 20 ] и «КУД Кордун – Индия», [ 21 ] сформирован этническими сербами из региона Кордун в Хорватии, но сейчас выступает по всей Сербии . По всему региону проходят многочисленные фестивали и культурные мероприятия, на которых пение Ойканье представлено публике. [ 22 ] [ 23 ] Деревня Пригревица в Сомборе , Сербия, и другие места Воеводины, населенные военными пограничниками, имеют музыкальную традицию Ойканье.
См. также
[ редактировать ]- Списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО
- Клапа , стиль а капелла из приморской Далмации.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ЮНЕСКО – пение Ойканье» . ich.unesco.org . Проверено 5 февраля 2020 г.
- ^ Дон Майкл Рэндел (2003). Гарвардский музыкальный словарь . Издательство Гарвардского университета. стр. 227–. ISBN 978-0-674-01163-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хорватия (ноябрь 2010 г.). «Список срочной охраны: дело номинации № 00320» : 2–3.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Джарамаз, Душко (16 августа 2019 г.). «ОЙКАНЬЕ — древнейший способ пения в этих краях, которому вы тоже можете научиться» . Хорватская католическая сеть . hkm.hr.
- ^ Гроздана Марошевич, 2006, Одночастное пение Ойканье в исторической перспективе, https://hrcak.srce.hr/23185 #page=144-145
- ^ Jump up to: а б Хорватия (ноябрь 2010 г.). «Список срочной охраны: Дело номинации № 00320» : 3.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Боерсма, Пол; Ковачич, Гордана (8 июня 2005 г.). «Спектральные характеристики трех стилей хорватского народного пения». Журнал Акустического общества Америки . 119 (3): 1805–1816. Бибкод : 2006ASAJ..119.1805B . дои : 10.1121/1.2168549 . ПМИД 16583921 . S2CID 717234 .
- ^ Жордания, Джозеф (2015). Хоровое пение в человеческой культуре и эволюции . Часть 2: Сравнительные перспективы: LAP Lambert Academic Publishing. п. 245. ИСБН 978-3659488412 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Хина/HRT. «Фестиваль Ойкаче в Петринье прошел без происшествий» . HRT Виджести . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ Хорватия (ноябрь 2010 г.). «Список срочной охраны: дело номинации № 00320» : 5.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Степан Гуняча (1979). Иван Ловрич и его время: Доклады и сообщения научного совещания . Культурное общество «Цетинянин». стр. 335.
плач
- ^ Хорватия (ноябрь 2010 г.). «Список срочной охраны: Дело номинации № 00320» : 4.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Министерство культуры Хорватии (2008 г.). «Пение Ойканье: номинация на включение в список неотложной охраны» . ЮНЕСКО (на Youtube) . Проверено 8 ноября 2010 г.
- ^ Сектор культуры ЮНЕСКО . «Ойканье поет» . ЮНЕСКО . Проверено 16 ноября 2010 г.
- ^ https://nkns.rs/cyr/popis-nkns/ojkacha%7C
- ^ 2-я ночь траура
- ^ Рецепт Ойкалицы: Один гонит, другой хватает и трясет, а потом все гонимся до конца.
- ^ Штефелич, Ивана. «Плач освобождает и душу, и голос» . Журнал ХРТ . Хорватское радио и телевидение . Проверено 2 ноября 2019 г.
- ^ Шувак, Ведран. «Молодежь проявляет все больший интерес к пению» . ЗГТ . Хорватское радио и телевидение . Проверено 2 ноября 2019 г.
- ↑ Вечеринка в беседке. Проверено 2 марта 2016 г.
- ^ Оригинальная группа Kordun Inđija Проверено 2 марта 2016 г.
- ↑ Четвертый совет Ойкавицы: «Давай, брат, пой медленно...»
- ^ «Хорватские ветераны обвинены в замалчивании сербских песен» . Балканский взгляд . 23 августа 2018 г. Проверено 19 октября 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сектор культуры ЮНЕСКО . «Ойканье поет» . ЮНЕСКО . Проверено 16 ноября 2010 г.
- Министерство культуры Хорватии (2008 г.). «Пение Ойканье: номинация на включение в список неотложной охраны» . ЮНЕСКО (на Youtube) . Проверено 8 ноября 2010 г.
- Лотина, Радмила (16 декабря 2010 г.). «Чудесное чудо десятилетнего мальчика» . Дневник (на сербском языке).