Венский модернизм
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2024 г. ) |


Венский модернизм (англ. Немецкое произношение: [vinɛʁ mɔˈdɛʁnə] ) или венский модернизм — термин, описывающий культуру Вены в период примерно между 1890 и 1910 годами. Он особенно относится к развитию модернизма в австрийской столице и его влиянию на сферы философии, литературы. , музыка, искусство, дизайн и архитектура.
Фон
[ редактировать ]При императоре Франце Иосифе I. консервативно-католическая Австро-Венгерская империя достигает своего зенита и вступает в завершающую фазу. Индустриализация остается сравнительно вялой, крупный административный аппарат продолжает ужесточать контроль над всей империей, а национальные конфликты в многоэтническом государстве достигают апогея. На этом фоне в городских центрах империи (Вена, Будапешт, Прага, Триест, Загреб и т. д.) интеллектуальные достижения изобилуют развитием - часто противоречивых - принципов, мнений, научных подходов и тенденций. Столица Вена, население которой в 1900 году составляло более 2 миллионов человек, стала культурным плавильным котлом, поскольку именно здесь собирается экономическая и интеллектуальная элита Центральной Европы.
Политическая жизнь Вены сложна и напряжена. социал-демократия ( Виктор Адлер ), сионизм ( Теодор Герцль ) и австромарксизм ( Отто Бауэр Развиваются ). Мэр Вены Карл Люгер , по его собственным словам, использует открытый антисемитизм в качестве политической стратегии. В 1914 году девять процентов граждан Вены были евреями. Еврейские писатели, композиторы, актеры и ученые, такие как Карл Краус , Артур Шницлер , Густав Малер , Арнольд Шенберг и Альфред Полгар , играют важную роль в науке и искусстве.
В атмосфере, характеризующейся консервативной помпезностью, с одной стороны, и стремлением к прогрессу — с другой, художники отвлекаются от натурализма и начинают сосредотачиваться на внутреннем мире и психике. Концепция дезинтеграции эго набирает обороты. Эрнст Мах описывает эго как « unrettbar », то есть не поддающееся восстановлению. Связь между эго и обществом, « Я » и миром больше базируется не на разуме, а скорее на пограничных областях между мечтой и реальностью, разумом и чувством. Считается, что «настроение» часто выражает больше, чем можно передать простыми словами.
Идеи и концепции импортируются через прямые личные отношения между людьми, придерживающимися авангардного мышления. Фридрих Ницше и Рихард Вагнер играют важную роль в общественном дискурсе. Литературный критик и писатель Герман Бар регулярно ездит между Берлином и Веной, тем самым подвергая себя неустанным изменениям в результате знакомства со все новыми идеями. Бар начинается как вагнерианец и последователь Бисмарка , затем становится марксистом, натуралистом, символистом, экспрессионистом и, наконец, консервативным католиком.
Для реализации идей венского модернизма (в отличие от архитектурного и литературного историзма) решающим оказался 1897 год с основанием Венского сецессиона. Адольф Лоос , влиятельный архитектор, был в значительной степени информирован и на протяжении всей своей жизни оставался верным впечатлениям, которые он накопил во время своего пребывания в Америке с 1893 по 1896 год, особенно в Чикаго и Нью-Йорке.
Характеристики Винер Модерн
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2010 г. ) |
Выдающиеся личности и произведения
[ редактировать ]Философия
[ редактировать ]Эрнст Мах был влиятельным философом науки и физиком. Людвиг Витгенштейн внес важный вклад в аналитическую философию и философию языка. Зигмунд Фрейд произвел революцию в психологии, основав психоанализ. Он опубликовал в 1899 году (датированную 1900 годом) свою знаменитую книгу « Толкование сновидений ».
Архитектура
[ редактировать ]Архитектор Отто Вагнер написал книгу под названием « Moderne Architektur von 1895 » (англ. Современная архитектура 1895 года), в которой заявляет об эпохе и преобладании исторического стиля (особенно зданий на Рингштрассе в неогреческом, нео-греческом стиле ). романский и необарочный стили). Он еще не знал термина «Модерн», он только говорил о необходимости архитектуры идти в ногу с новыми технологическими разработками и адаптироваться к ним. Сам Отто Вагнер использовал новые строительные материалы, такие как сталь и железо, и включил их в свою работу.
Адольф Лоос спроектировал некоторые из самых известных построек того периода. В их число входили , среди прочего, Looshaus , American Bar и Steiner House . Looshaus в Вене (также известный как здание Гольдмана и Салача) знаменует собой отказ от историзма, а также украшений, используемых Венским сецессионом . Адольф Лоос получил задание в 1909 году, а строительство здания было завершено в 1910 году. После открытия его внешний вид шокировал жителей Вены, поскольку их общий вкус все еще был во многом ориентирован на историю. Из-за отсутствия украшений на фасаде его прозвали «домом без бровей». Американский бар, также известный как Kärntner Bar, демонстрирует сочетание простых, лишенных украшений форм Loos с роскошными материалами и тонкими, простыми деталями, создающими современное и богатое впечатление. Дом Штайнера был спроектирован для художницы Лилли Штайнер и ее мужа Хьюго. Он расположен в пригороде Вены. Дом Штайнера стал весьма влиятельным образцом современной архитектуры; он сыграл значительную роль в установлении репутации Лооса как современного архитектора среди публики за пределами Вены и стал обязательным справочником для архитекторов 1920-х и 30-х годов. Почти вся литература современного движения воспроизводит садовый фасад как бесспорный пример радикальной рационалистической современной архитектуры.
Искусство
[ редактировать ]Густав Климт — самый известный венский художник того периода. характеризующийся символическим использованием золота для изображения прекрасно прорисованных фигур, «Поцелуй», является его самым известным произведением.
Другой значимой фигурой этого движения был Эгон Шиле , ученик Климта. Они оба были пионерами исследования сексуальности, типичного для конца века.
Литература
[ редактировать ]
Самой заметной литературной группировкой этого периода было движение «Молодая Вена» , общество «литераторов-кофеен», в центре которого стоял писатель и критик Герман Бар . Работа Бара 1890 года «Zur Kritik der Moderne» ( «О критике современности» ) утвердила слово «модернизм» как литературный термин, в то время как «Die Überwindung des Naturalismus» ( «Превосходство натурализма» ), опубликованная в следующем году, объявила, что нынешний стиль натурализма подошёл к концу. . В этом на него повлияло развитие французской литературы , особенно символизма , с которым он столкнулся во время учебы во Франции (1888–1890), где он познакомился с произведениями писателей -авангардистов, таких как Жорис-Карл Гюисманс , Поль Бурже и Морис Баррес . Бахр провозгласил новый Romantik der Nerven (романтизм нервов), сосредоточивший внимание на впечатлениях и ощущениях человеческой души; при этом он сослался на развитие еще новой науки психологии , и, следовательно, его критические сочинения находились под влиянием не только писателей-литераторов, но и психологов, в частности Зигмунд Фрейд и философ науки Эрнст Мах . Литературным последствием этого Romantik der Nerven стало поощрение литературных форм, которые выдвигали на первый план восприятие личности, в том числе ненадежного рассказчика и внутреннего монолога .
Бар использовал свое положение в Вене в качестве театрального критика и фельетониста для продвижения других членов кружка «Молодая Вена», в первую очередь Гуго фон Хофмансталя , которые встречались в Café Griensteidl, а затем в Café Central . Среди других членов группы были Артур Шницлер , Петер Альтенберг , Феликс Зальтен и Стефан Цвейг разные грани характера Wiener Moderne , все из которых, хотя и несопоставимы по стилям и интересам, демонстрируют в своих произведениях . Шницлер создал один из самых ранних примеров модернистского потока сознания в книге «Лейтенант Густл» (1900), а его самая известная работа «Рейген» ( La Ronde ) (1897) типична для интереса конца века к сексуальности. Ранние стихи Гофмансталя демонстрируют влияние французских символистов и Стефана Георге , эстетизма а его творчество в качестве либреттиста Рихарда Штрауса отражает взаимопроникновение различных отраслей искусства, типичное для эпохи. Афорист архетипическим Альтенберг примечателен не только своим богемный образ жизни, что касается его произведений. Зальтен, наиболее известный сегодня своими более поздними детскими книгами, широко известен как автор печально известного порнографического романа «Жозефина Мутценбахер» , что, возможно, является признаком упадка , связанного с этим периодом. Цвейг (также либреттист Штрауса) был, помимо своего стилистически отточенного письма, известным переводчиком символистов, а позже страстным защитником коллективной европейской культуры перед лицом агрессивного национализма, отражая открытость эпохи для иностранные культурные влияния и, по сути, плавильный котел различных культур, который был частью Вены конца века.
Другим доминирующим голосом в венской литературе этого периода был сатирик Карл Краус . Первоначально Краус был связан с молодыми венскими писателями, но он порвал с ними и напал на них в своем эссе 1897 года Die demolierte Literatur ( «Разрушенная литература» ), которое было написано после сожжения кафе Griensteidl. В своем периодическом журнале Die Fackel («Факел») Краус регулярно высмеивал ленивую журналистику, примером которой, по его мнению, были фельетоны многих его современников, но его интересы простирались на многие другие вопросы, занимавшие видное место в культурной жизни Вена конца века, среди них сионизм , психоанализ , политическая коррупция и национализм, все из которых он критиковал на страницах Die Fackel . Антагонизм между Краусом и другими ведущими венскими деятелями культуры, который в крайнем случае его критики фельетонов Феликса Зальтена привел к нападению Зальтена на улице, но также включал в себя ссоры с Фрейдом, Теодором Герцлем и Гуго фон Хофмансталя, среди других, можно рассматривать как признак энергичных дебатов, характерных для того периода.
Музыка
[ редактировать ]Весьма характерным для Wiener Moderne является конфликт между Густавом Малером и Венской филармонией, консервативная традиция которой не соответствовала современным сочинениям Малера. Основная цель модернизма заключалась в том, чтобы порвать с прошлым, но попытка Малера разрушить традицию была встречена плохо. Среди других модернистских музыкантов в Вене были Шенберг , Антон Веберн и Альбан Берг , чьи композиции были центральными для Второй венской школы . Модернистскую музыку в Вене критиковали как надоедливую, деморализующую и разрушительно враждебную, однако модернисты считали это прогрессивной необходимостью. [1]
Наследие
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2010 г. ) |
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архитектура
- Литература
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брэдбери, Малкольм и Макфарлейн, Джеймс, Модернизм, Путеводитель по европейской литературе, 1890–1930 , Penguin Books, 1991.