Анри Томази
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2008 г. ) |
Анри Фредьен Томази (англ. произносится [ɑ̃ʁi fʁedjɛ̃ томази] ; 17 августа 1901 — 13 января 1971) — французский -классик композитор и дирижёр . Он был известен такими композициями, как In Praise of Folly , Nuclear Era и The Silence of the Sea .
Ранние годы
[ редактировать ]Анри Томази родился в рабочем квартале Марселя , Франция, 17 августа 1901 года. Его отец Ксавье Томази и мать Жозефина Винченси были родом из Ла-Касинки, Корсика . Когда ему было пять лет, семья переехала в Мазарг, Франция, где Ксавье Томази работал почтовым работником. Там он записал сына на теорию музыки и уроки игры на фортепиано. В семь лет Томази поступил в консерваторию музыки Марселя. Под давлением отца он играл за семьи высшего сословия, где чувствовал себя «униженным, выставленным напоказ, как дрессированное животное».
В 1913 году семья вернулась в Марсель. Томази мечтал стать моряком и прогуливал многие уроки музыки. Летом он гостил у бабушки на Корсике и выучил традиционные корсиканские песни. В 1916 году он получил первую премию по гармонии вместе со своим другом Зино Франческатти , знаменитым скрипачом . Первая мировая война задержала его поступление в Парижскую консерваторию , поэтому он играл на фортепиано в Марселе, чтобы заработать деньги. Он выступал в различных местах, таких как высококлассные отели , рестораны , бордели и кинотеатры . За это время развился его композиторский дар, поскольку он преуспел в импровизации на клавишных. Ранние фильмы Чарли Чаплина также заинтриговали его и повлияли на его творчество. [1]
1920-е годы
[ редактировать ]В 1921 году он начал обучение в Парижской консерватории , получив стипендию муниципалитета Марселя и стипендию юриста мэтра Леви Ульмана. Он по-прежнему выступал в кафе и кинотеатрах, чтобы заработать деньги. Его друг Морис Франк описывал Томази как трудолюбивого человека: «Он приходил с фугой неделю, он был неутомим — заядлый трудоголик». [1] В 1925 году его первое произведение, духовой квинтет под названием «Вариации на тему корса», получило приз Халфена . Его учителями в Парижской консерватории были Гобер , Винсент д'Инди , Жорж Коссад и Поль Видаль . В 1927 году он выиграл вторую Гран-при Рима за свою кантату «Кориолан» и Первую премию за оркестровое дирижирование, которые были присуждены единогласно. В том же году он встретил свою будущую жену Одетту Кэмп в Комической опере . Они поженились в 1929 году. Томази начал свою карьеру в качестве дирижера Concerts du Journal .
1930-е годы
[ редактировать ]С 1930 по 1935 год Томази был музыкальным руководителем Колониального оркестра Радио во Французском Индокитае , который был основан Жюльеном Мегре во время Колониальной выставки 1931 года в Париже . Томази стал одним из первых радиодирижеров и пионером «радиофонической» музыки. В 1930-е годы он был одним из основателей группы современной музыки в Париже под названием «Тритон» вместе с Прокофьевым , Мийо , Онеггером и Пуленком . Он тратил одинаковое время на сочинение и дирижирование. Он был одним из дирижеров студийных передач Симфонического оркестра радиодиффузии Франции . Свою самую запоминающуюся запись он сделал в 1936 году с выдающимся французским меццо-сопрано Алисой Раво в Глюка » «Орфее , которая была удостоена Гран-при дю Диск . В 1939 году Томази был призван во французскую армию и назначен дирижером марширующего оркестра в форте Вильфранш-сюр-Мер .
1940-е годы
[ редактировать ]В 1940 году он был демобилизован и принял эстафету Национального оркестра радиодиффузии Франции. Как композитору важна его оркестровая музыка, но прежде всего его привлекал театр. В области инструментальной музыки он отдавал предпочтение сочинению для духовых инструментов. Он сочинял концерты для флейты , гобоя , кларнета , саксофона , фагота , трубы , валторны и тромбона . Он также сочинял концерты для скрипки и альта . В 1944 году у него родился сын Клод, и Томази приступил к сочинению Реквиема, посвященного «мученикам движения сопротивления и всем тем, кто погиб за Францию». [2] Томази был разочарован событиями Второй мировой войны и впоследствии отверг всякую веру в Бога. Его Реквием был отложен. [1] и не был снова обнаружен и записан до 1996 года. В 1946 году Томази занял пост дирижера Оперы Монте - Карло . Он стал чрезвычайно востребованным как приглашенный дирижер по всей Европе. В 1948 году он написал то, что впоследствии стало его самым популярным произведением, « Концерт для трубы» . В 1949 году Концерт для саксофона исполнил Марсель Мюл .
В 2001 году был снят часовой документальный фильм о композиторе продюсера Жака Сапьеги .
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1956 году он сочинил Концерт для кларнета и Концерт для тромбона. В этом же году состоялась долгожданная мировая премьера его оперы « Дон Жуан де Маньяра» на текст поэта О. В. де Л. Милоска. Эта опера «Атлантида» и комическая опера «Завет отца Гоше» вместе создали ему репутацию оперного композитора.
В мае 1956 года в Бордо состоялась премьера его оперы «Сампьеро Корсо» с австралийским тенором Кеннетом Нитом в главной роли. Это повторилось на Голландском фестивале в июне. [3]
В 1957 году Томази перестал дирижировать из-за физических проблем, в том числе из-за прогрессирующей глухоты на правое ухо. В 1966 году Жан-Пьер Рампаль исполнил свой Концерт для флейты с Оркестром классических концертов в Марселе . Его последняя пьеса для театра «Похвала безумию (ядерная эпоха)» представляет собой нечто среднее между оперой и балетом и содержит отсылки к нацизму и напалму . Это отражает послевоенное разочарование Томази в человечестве. В свой последний период творчества он был мотивирован политическими событиями и написал такие произведения, как « Симфония третьего мира» и «Песнь для Вьетнама» . В 1969 году он провел серию интервью со своим сыном Клодом под названием «Автобиография с магнитофоном». (доцент Томаси) В 1970 году он написал концерт для контрабаса с оркестром. [4] Когда его здоровье ухудшилось, он начал работать над оперной версией « Гамлета» . 13 января 1971 года он мирно скончался в своей квартире на Монмартре в Париже. Он был похоронен в семейной усыпальнице своей жены в Авиньоне . Позже, чтобы отпраздновать столетие со дня его рождения, его прах был перенесен в деревню его предков в Пента-ди-Касинка , Корсика .
Музыка
[ редактировать ]Музыка Томази по своей сути лирична. Преобладают диатонические и хроматические мелодические линии, поддерживаемые терциальными и полихордальными гармониями. Его музыка очень красочна, и в ней чувствуется влияние его французских современников. звуки и цвета Корсики, Прованса , Камбоджи , Лаоса , Сахары и Таити Использованы . Он также писал музыку, вдохновленную средневековыми религиозными песнями. Он использовал множество стилей, включая восточный речитатив и технику двенадцати тонов, но они всегда были для него личными и уникальными.
Томази сказал: «Хотя я не уклонялся от использования самых современных форм выражения, в душе я всегда был мелодистом. Я терпеть не могу системы и сектантство. Я пишу для широкой публики. Музыка, которая не То, что исходит от сердца, — это не музыка». (Ассистент Томаси)
, на которое его привела мать Его самое раннее влияние произошло из-за представления оперы «Богема» . Он оплакивал невзгоды главной героини Мими. Фактически, он чувствовал, что «Богема» ответственна за его музыкальную судьбу. Это дало ему большую страсть к лирическому театру. Позже он услышал Бизе « Кармен» , узнал о Мусоргском через «Бориса Годунова» , а о Дебюсси — через «Пеллеаса и Мелизанды» . Испытал влияние Равеля , а позднее Рихарда Штрауса . Рихард Вагнер никогда не имел на него влияния. Его гармоническое вдохновение черпало у Дебюсси и Равеля. Он чувствовал, что его опыт дирижирования позволил ему оркестровать с большим мастерством. Он чувствовал, что додекафоническую музыку можно использовать время от времени, когда это необходимо или необходимо. Он считал, что основная опасность электронной музыки заключается в том, что она лишена человеческого фактора: «...конец сердца — мир, наполненный ничем иным, как звуком машин!» (Ассистент Томаси) Томаси часто основывал свои работы на каком-либо тексте, даже если слова на самом деле не использовались. Переведем взгляды Томази на собственную музыку: «Мои музыкальные познания не основаны на какой-либо системе. Чувствительность выражает себя, а разум управляет. Какой смысл изобретать новые формы речи? Все сказано и все сделано. " (Ассистент Томаси) Томаси в первую очередь интересовался «мужчиной и его страстным стилем». (Ассистент Томаси)
Ноктюрн был впервые опубликован в 1954 году Пьером Ноэлем . Авторские права позже перешли к Жерару Бийодо в 1999 году. Он помечен постом и имеет сюрреалистическое качество. Оно очень лиричное и выразительное. Полихорды присутствуют. Постоянное движение восьмых нот. Медленная часть развивается в интерлюдию poco pui agitato, за которой следует короткая каденция, отмеченная piacere (свободно). Возвращается первоначальный темп, и песня заканчивается спокойным отдыхом необычным заключительным аккордом : септаккордом до минор . Complainte du Jeune Indien был написан в 1949 году и опубликован в том же году Альфонсом Ледюком. Он сердечно посвящается мсье Бокампу. Французское слово Complainte означает жалобу или жалобу. Возможно, можно предположить, что jeune (молодой) индеец выражает ностальгию по своей родине. (Гордон) Он отмечен tristamente (печально) в медленном темпе Анданте. гармоническое движение очень медленное, с аккордом соль минор До репетиции №2 . Аккорды движутся параллельно, как у Дебюсси. Перед краткой каденцией на репетиции №4 звучит одиннадцатый аккорд «си». Этот каденция необязательна; еще один необязательный вариант - между репетициями с №8 по №11, что исключает вторую короткую каденцию. Эти сокращения не будут приняты в этом спектакле. Возвращается первоначальная тема и закрывается еще медленнее и печальнее.
Danse Nuptiale (Свадебный танец) изначально был написан как произведение для камерного оркестра и солистов в 1961 году. Он был опубликован Альфонсом Ледюком в 1962 году и посвящен Андре Бутару . Оригинальный инструментарий состоял из гобоя , кларнета , фагота , валторны , тубы , литавр , батареи ударных, фортепиано и струнного квинтета . В первой части оригинального произведения, Danse Agreste (Деревенский танец), используется гобой. Во второй части, Danse Profane , солисткой является валторна. В Danse Sacree (Священный танец) участвует солист на тубе, а в пятой части, Danse Guerriere (Военный танец), выделяется фагот. Существует квинтетная версия всего этого произведения, датируемая 1963 годом. Транскрипция была посвящена квинтету Режелиово Деклиове из Праги. В третьей части квинтета вместо тубы солирует фагот. Маркировка в начале — Bien scande, что означает сильное ударение или акцент, когда это указано. (Гордон) В этом коротком движении присутствует множество акцентов. Он открывается быстрым двухтактным остинато в размере 3/8. Меняющиеся метры придают ему импульс. Он выполнен в форме ABA с внутренней частью, помеченной постом и фантазией. Он акцентирован фигурой с пометкой «резкость» и противодействует трем полосам с пометкой «тенденция». Раздел «А» ненадолго возвращается с остинато основной темы.
«Introduction et Danse» было написано в 1949 году и посвящено кларнетисту Луи Каюзаку . Он был опубликован в 1949 году Альфонсом Ледюком. Его можно исполнить с кларнетом и фортепиано или с кларнетом и оркестром. Это стильная обработка различных танцевальных настроений. Используется весь диапазон кларнета по высоте и динамике. Полихорд открывает вступление Андантино. Это фантазийное начало имеет короткую каденцию для кларнета с нисходящей арпеджированной фигурой, которая позже появится в танце. За этим следует раздел в серийной форме, мягкий и задумчивый по настроению. Танец начинается с остинато фортепиано и каскадных арпеджио кларнета. Танец – это игра со свободой и принуждением. Имеются многочисленные отметки, указывающие на небольшие колебания темпа. Богатство тонового колорита и мотивная работа напоминают Равеля. Аккорды движутся параллельно, как и в произведениях Дебюсси, но более диссонансны. Произведение завершается assai lento, отмеченным con malinconia.
Sonatine Attique предназначена для кларнета соло и, по общему мнению, представляет собой «поэтическое воспоминание о ночи, проведенной Анри Томази под греческим небом возле Парфенона в Афинах ». (Woodwind.org) Он был написан в 1966 году и опубликован в 1967 году Альфонсом Ледюком. Он посвящен выдающемуся французскому кларнетисту того времени Улиссу Делеклюзу , премьера которого состоялась в Ренне, Франция . Его «Воспоминания» для гобоя соло или саксофона соло написаны в аналогичном стиле и основаны на музыке Перу , Камбоджи , Нигерии и Шотландии . Томази имеет в виду Аттику Древней Греции (L'Attique), столицей которой являются Афины . Прилагательное attique относится к Аттике, характерной для афинян, их языку, искусству и литературе. Он несет в себе оттенок деликатности, утонченности и грациозности. Древнегреческий аттический диалект был тесно связан с изысканным ионическим языком великих греческих писателей, таких как Эскхил, Софокл и Еврипид. (Гордон) Первая и третья части произведения — сэнза мисура (без метра). Оно носит импровизационный характер, и Томази использует мотивы и развивает их, как и его французский соотечественник Жоливе. Первая часть отмечена как Giocoso (игриво), и Томази создает аккорды из арпеджированных фигур кларнета. Эта часть выполнена в форме сонаты с секцией состенуто, обрамленной секциями джокосо со сложными ритмами и большими скачками в регистре. Вторая часть отмечена Mysterieux. Каденция соединяет это со скерзандо, которое является независимым по форме и колеблется между 3/8 и 2/8. Мягкий мотив в нижнем регистре завершает механизм. Последняя часть использует ритм и акценты как связующую силу. Перед возвращением первого темпа следует короткая медленная пауза. Движение пульсирует вечным движением до самого конца.
Концерт для кларнета с оркестром также был посвящен Улиссу Делеклюзу и был опубликован Альфонсом Ледюком в 1953 году. К сожалению, не существует коммерческой записи на компакт-диске с кларнетом и оркестром, и есть только одна запись с фортепианной редукцией (на самом деле концерт для кларнета был записан с оркестра и выпущен на компакт-диске "20th Century Clarinet Concertos" на лейбле Koch Schwann. [5] ). Несомненно, оркестровка колоритна, хотя и сохраняет свое очарование с фортепиано. Томази сочинял экономно, черпая тематический материал из мотивных ячеек. Первая часть была выбрана в качестве Соло на экзамене в Парижской консерватории в 1953 году. Позже вторая и третья части стали Конкурсным соло в Парижской консерватории в 1966 году. Делеклюз заметил, что «концерт приобрел огромную популярность во всей Европе; многие критики считают его шедевр». (цит. в Джи 20) Сегодня он заслуживает большей известности. Первая часть написана в сонатной форме и начинается с полихорда ми-бемоль/ре мажор. Обычно традиционный концерт имеет экспозицию в оркестре, но здесь кларнет начинается без аккомпанемента, похожего на партиту ми мажор Баха для скрипки соло (Лернер 7). Вторая тема заявлена на фортепиано на репетиции №11. Длинная каденция возвращается к исходной теме и заканчивается ритмическим материалом в размере 7/8. Существуют традиционные ключевые центры в гибкой структуре. К нетрадиционным элементам относятся полихорды, аккорды с добавлением нот, кластеры и диссонансы. Кларнет демонстрирует свободу тональных отношений и тональных центров. Вторая часть открывается мотивом первой части. За этим вступлением следует троичная форма с возвращением выше остинато сицилийского ритма. За коротким развитием на репетиции №10 следует перепросмотр на репетиции №15. Финал виртуозного скерцо выполнен в форме сонаты-рондо. Используется комбинация метров: 4/4 12/8, 3/4 9/8, 2/4 6/8. Концерт подходит к блестящему завершению после финальной постановки темы «А». Анри Томази написал свои собственные примечания к концерту в 1957 году, и они напечатаны на веб-сайте Французской ассоциации Томази. Он говорит о первой части, «необычной и бурлескной в темпе, основную тему следует интерпретировать как импровизацию, с некоторыми лирическими и мрачными отступлениями, довольно дискретными. Значительный уровень пугающей сложности постепенно вернет нас к первоначальному темпу». более подчеркнутый, чтобы привести к финальному giocoso...» Он говорит о Ноктюрне (Ночи): «Таинственные воспоминания о первой главной теме будут подобны романтической мечте. Диалог между солистом и оркестром будет все более настойчивым, переходя к лирическому. и страстное ликование. Итогом будет меланхолия». Он описывает финал скерцо: «Яростные акценты нарушат это спокойствие. Внезапно это будет романтический и фантастический побег; поездки по пейзажам мечты, продолжения и т. д. Затем песня чрезвычайной мягкости, передающая атмосферу ночи. возникнет из этой суматохи и создаст идиллическую атмосферу. Яростные соглашения начала вернут к реальности солиста и оркестр для все более растрепанного финального финала». (Ассистент Томаси)
Есть и другая камерная музыка Томази с использованием кларнета. Он сочинил два квинтета для деревянных духовых инструментов (1925 и 1952) в дополнение к редукции Cinq Danses Profanes et Sacrees 1963 года . Есть «Три дивертисмента» для четырех кларнетов, « Корсиканская песня» , которую можно исполнять на кларнете (инструмент не указан), духовые трио и пьеса для кларнета, флейты и арфы. Сочинения Томази для кларнета отошли на второй план этого творчества, но заслуживают того, чтобы исполнялись с большей регулярностью.
Наследие
[ редактировать ]проводимый раз в два года Международный конкурс «Анри Томази», , стартовал в 2001 году. Это единственный международный конкурс, проводимый исключительно для духовых квинтетов. [6]
Избранная дискография
[ редактировать ]- Томази: Полное собрание сочинений для скрипки (Концерт «Перипл д'Улисс», Каприччио, Гебраическая песнь, Поэма, Тристесс д'Антар, Песня корса, Пагиелла), Стефани Морали (скрипка), Ромен Давид (фортепиано), Себастьен Бийар (дирижер), Оркестр Республиканской гвардии. Наксос 8.579091 (2022)
- Томази: Полное собрание сочинений для фортепиано соло , Эмилия Капулетти (фортепиано). Каллиопа CAL2069 (2020)
- Томази: Реквием по миру / Литургические фанфары , Мишель Пикемаль (дирижер), Марсельский филармонический оркестр. Наксос 8,554223 (1998)
Избранная фильмография
[ редактировать ]- Коралловые рифы (1939)
- Корсиканские братья (1939)
- Остров любви (1944)
- Голубь (1948)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Анри Томази - Главные даты» . Анри Томази . Проверено 9 мая 2018 г.
- ^ Чернила, Ханна. «Французская тройка: сравнение (исполнение) концертной музыки Дариуса Мийо, Анри Томази и Эжена Бозза» . Университет Мэриленда . Проверено 9 мая 2018 г.
- ^ Нить, Кен. «Индепендент: Некролог –» . The Independent – через findarticles.com. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Концерт для контрабаса (Томази, Анри)» . imslp.org . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Концерты для кларнета ХХ века» . Амазонка . Кох Шванн. АСИН B000001SPA . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ «IFIV… — 7-й Международный конкурс духовых квинтетов «Анри Томази» — 10-я Международная биеннале духовых квинтетов — 2013» . ФРАНЦУЗСКИЙ ИНСТИТУТ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ . Проверено 11 декабря 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- АССОЦИАЦИЯ АНРИ ТОМАЗИ
- Анри Томази на IMDb
- Категория: Томаси, Анри на imslp.org
- 1901 рождений
- 1971 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Французские композиторы XX века
- Французские дирижеры ХХ века (музыка)
- Французские музыканты-мужчины 20-го века
- Композиторы для классической гитары
- Выпускники Парижской консерватории
- Французские композиторы балета
- Французские композиторы-классики
- Французские мужчины-дирижеры (музыка)
- Французские оперные композиторы
- Французы корсиканского происхождения
- Отказы от ордена Почетного легиона
- Французские оперные композиторы-мужчины
- Музыканты из Марселя
- Римская премия за композицию
- Персонал французской армии времен Второй мировой войны
- Композиторы для контрабаса
- Французские композиторы музыки к фильмам
- Французские композиторы-мужчины для фильмов