Сонаты и партиты для скрипки соло (И.С. Бах)
Сонаты и партиты для скрипки соло ( BWV 1001–1006) — набор из шести произведений, написанных Иоганном Себастьяном Бахом . На английском языке их иногда называют сонатами и партиями для скрипки соло в соответствии с заголовками Баха в рукописи с автографом: «Partia» (множественное число «Partien») широко использовалась в немецкоязычных регионах во времена Баха, тогда как итальянское «Partia» (множественное число «Partien») широко использовалось в немецкоязычных регионах во времена Баха, тогда как итальянский « «партита» была введена в этот набор в издании Bach Gesellschaft 1879 года и к тому времени стала стандартной. [ 1 ] [ нужна страница ] Набор состоит из трех сонат da chiesa в четырех частях и трех партит (или партий) в танцевальных частях. 2-я Партита широко известна своей Чаконой , считающейся одним из самых виртуозных и выразительных произведений, когда-либо написанных для скрипки соло. [ 2 ]
Набор был завершен к 1720 году, но не был опубликован до 1802 года Николаусом Симроком в Бонне. Даже после публикации его по большей части игнорировали, пока знаменитый скрипач Йозеф Иоахим эти произведения не начал исполнять Баха . Сегодня сонаты и партиты являются неотъемлемой частью скрипичного репертуара, их часто исполняют и записывают.
Sei Solo a Violino senza Basso accompagnato ( «Шесть соло для скрипки без басового аккомпанемента »), как их назвал Бах, прочно утвердили технические возможности скрипки как сольного инструмента. Эти пьесы часто служили архетипами сольных скрипичных произведений последующих поколений композиторов, в том числе Эжена Изаи и Белы Бартока .
История композиции
[ редактировать ]Сохранившаяся рукопись сонат и партит с автографами была сделана Бахом в 1720 году в Кётене , где он был капельмейстером . Как комментирует Кристоф Вольф , нехватка источников инструментальных композиций до периода Баха в Лейпциге затрудняет установление точной хронологии; тем не менее, копия , сделанная веймарским органистом Иоганном Готфридом Вальтером фуги соль минор для скрипки и континуо, BWV 1026 в 1714 году и имеющая скрипичное письмо, аналогичное таковому в BWV 1001–1006, подтверждает широко распространенное мнение о том, что Коллекция могла быть переработана из произведений, первоначально написанных в Веймаре. Бах мог начать сочинять музыку еще в 1703 году, в первые годы своей жизни в Веймаре, встретив Иоганна Пауля фон Вестхоффа , скрипача и композитора, опубликовавшего ряд произведений для скрипки без аккомпанемента. Тем не менее, сочинение, вероятно, началось к 1717 году, в начале пребывания Баха в Кётене. [ нужна ссылка ]
Цель создания полифонической фактуры, подчиняющейся правилам контрапункта , также указывает на влияние первых сохранившихся произведений такого рода для скрипки соло — партиты Вестгофа для скрипки соло скрипач-виртуоз Вестхофф служил придворным музыкантом в Дрездене. , написанных в 1696 году. С 1674 года до 1697 г. и в Веймаре с 1699 г. до своей смерти в 1705 г., так что Бах должен был знал его два года. [ 3 ] [ 4 ] Репертуар для скрипки соло в то время активно расширялся: Генриха Игнаца Франца Бибера знаменитая сольная пассакалья появилась около 1676 года; Сборники сольной скрипичной музыки Вестгофа были опубликованы в 1682 и 1696 годах; Иоганна Йозефа Вильсмайра в «Artificiosus Concentus pro Camera» 1715 году и Иоганна Георга Пизенделя сольная соната для скрипки были написаны около 1716 года; и, наконец, Георг Филипп Телеман опубликовал в 1735 году «12 фантазий для скрипки соло» .
Первое выступление
[ редактировать ]Неизвестно, исполнялись ли эти скрипичные соло при жизни Баха, а если и были, то кто их исполнитель. В качестве возможных исполнителей были предложены Иоганн Георг Пизендель и Жан-Батист Волюмье , талантливые скрипачи при дворе Дрездена, а также Йозеф Шписс, руководитель оркестра в Кётене . Вероятным кандидатом стал и Фридрих Вильгельм Руст , который позже стал частью семейного круга Баха в Лейпциге. [ 5 ] Сам Бах с юности был способным скрипачом, и его знакомство со скрипкой и литературой по ней проявляется в составе набора и очень подробной рукописи с автографами. По словам его сына Карла Филиппа Эммануила Баха , «в юности и до приближения старости он играл на скрипке чисто и мощно».
Рукописи и опубликованные издания
[ редактировать ]После смерти Баха в 1750 году оригинал рукописи перешел во владение, возможно, через его вторую жену Анну Магдалену Иоганна Кристофа Фридриха Баха . Его унаследовал последний потомок И. К. Ф. Баха мужского пола, Вильгельм Фридрих Эрнст Бах , который передал его своей сестре Кристине Луизе Бах (1762–1852).
Существуют также четыре других ранних рукописи. Один из них, первоначально идентифицированный как подлинный автограф Баха, относящийся к его лейпцигскому периоду, теперь идентифицируется как копия, датированная 1727–1732 годами второй жены Баха Анны Магдалены Бах, и является дополнением к ее копии шести сюит, написанных Бахом для виолончели соло. .
Копия, датированная примерно 1723 и 1726 годами, была завершена двумя неизвестными писцами из ближайшего окружения Баха. Питер Волльни полагает, что одним из переписчиков вполне мог быть Георг Готфрид Вагнер , скрипач, сыгравший заметную роль в церковных выступлениях Баха. Этот источник был скопирован с оригинальной рукописи с автографом и также включает ряд редакционных пометок, которые могут отражать собственные музыкальные и технические замыслы Баха в отношении этих композиций. Он был обнаружен в 1814 году коллекционером музыки Георгом Пельхау в Санкт-Петербурге, очевидно, среди стопки бумаг, предназначенных для обертывания маслом. Поэльчау считал, что эта копия была собственноручной Баха, но позже это оказалось ложным. Несмотря на это, убеждение в том, что оригинал рукописи с автографом чуть ли не использовался в качестве обертки маслом, сохранялось на протяжении всего 20 века. Действительно, Ивана Галамяна 1971 года включало краткое предисловие Пола Аффелдера, в котором ошибочно утверждается, что оригинальная рукопись с автографом предназначалась для обертывания маслом. издание Сонат и Партит [ нужна ссылка ]
Другой экземпляр, датированный 3 июля 1726 года (дата указана на последней странице), сделанный одним из поклонников Баха Иоганном Петером Келлнером , хорошо сохранился, несмотря на то, что в комплекте отсутствовала Партита си минор и что существуют многочисленные отклонения и пропуски. Эти различия могли возникнуть из более раннего источника или составной копии, а не обязательно из-за ошибок копирования со стороны Келлнера. Эту точку зрения поддерживает Золтан Сабо. Три рукописи находятся в Берлинском государственном музее и находятся во владении Общества Баха с 1879 года благодаря усилиям Альфреда Дёрффеля . Сохранились еще две рукописи восемнадцатого века, обе неизвестных переписчиков.
Первое издание было напечатано в 1802 году Николаусом Симроком из Бонна. Из ошибок в ней ясно, что она сделана не со ссылкой на собственную рукопись Баха и содержит много ошибок, которые часто повторялись в более поздних изданиях XIX века.
Исполнители
[ редактировать ]Практически каждый великий скрипач записывал сонаты и партиты, часто несколько раз, как в случае с Йозефом Сигети , Натаном Мильштейном , Иегуди Менухином , Генриком Шерингом и многими другими выдающимися исполнителями. Поразительно, но Давид Ойстрах , выдающийся скрипач, не записал полный набор сонат и партит. Одним из самых известных исполнителей сонат и партит был скрипач и композитор Джордже Энеску , который считал это произведение «Гималаями скрипачей» и записал все сонаты и партиты в конце 1940-х годов. Один из его учеников ( Серж Блан ) собрал записи своего учителя Энеску, касающиеся звучности, фразировки, темпа, аппликатуры и выражения, в теперь свободно распространяемом документе. [ 6 ]
Музыкальная структура
[ редактировать ]Каждая соната состоит из четырех частей в типичном для сонаты da chiesa рисунке «медленно-быстро-медленно-быстро» . Первые две части каждой сонаты — прелюдия и фуга . Третья (медленная) часть лирическая, а последняя часть имеет музыкальную структуру, аналогичную типичной части бинарной сюиты. В отличие от сонат, партиты имеют более неортодоксальный дизайн. Несмотря на то, что по-прежнему использовался обычный барочный стиль аллеманды , куранты , сарабанды и жиги , с некоторыми упущениями и добавлением галантерей , в каждую партиту были введены новые элементы для обеспечения разнообразия.
Альтернативный подсчет очков
[ редактировать ]Помимо сохранившихся транскрипций BWV 964 и 968, два разных источника также указывают на то, что Бах и его окружение исполняли сонаты и партиты на клавишных инструментах, а не на скрипке. Теоретик музыки, мастер инструментов и органист Якоб Адлунг пишет ( Anleitung zu der musikalischen Gelahrtheit, Эрфурт, 1758 ) о клавирных произведениях Баха: «На самом деле это violini soli senza basso , 3 сонаты и 3 партиты, которые хорошо подходят для исполнение на клавиатуре». [ 7 ] Иоганн Фридрих Агрикола , соавтор некролога Баха , сообщает, что «их композитор часто сам играл их на клавикордах и добавлял к ним столько [любых] гармоний, сколько считал необходимым». [ 8 ]
Фигуры и их движения
[ редактировать ]Соната № 1 соль минор, BWV 1001
[ редактировать ]- Адажио
- Фуга (Аллегро)
- сицилийский
- Скоро
Хотя ключевая подпись рукописи предполагает ре минор, такова была система обозначений в период барокко, и поэтому это не обязательно означает, что произведение написано в дорийском ладу . [ нужна ссылка или разъяснение ] Вторая часть, фуга, позже будет переработана для органа (в Прелюдии и фуге, BWV 539) и лютни ( Фуга, BWV 1000 ), причем последняя будет на два такта длиннее, чем версия для скрипки.
Партита № 1 си минор, BWV 1002
[ редактировать ]- Аллеманда – Двойной
- Текущий – Двойной (Скоро)
- Сарабанда – Двойная
- Борейское время – двойное
Эта партита заменяет на бурре (с пометкой Tempo di Borea ) жигу . За каждым движением следует вариация ( по-французски дубль ).
Соната № 2 ля минор, BWV 1003
[ редактировать ]- Могила
- Утечка
- Анданте
- Аллегро
Партита № 2 ре минор, BWV 1004
[ редактировать ]- Аллеманда
- Текущий
- Сарабанда
- Высокий
- Чаккона
В оригинальной рукописи Бах поставил в конце «Алеманды» пометку «Segue la Corrente». Монументальная Чакона , последняя и самая известная часть сюиты, была расценена Иегуди Менухином как «величайшая из существующих структур для скрипки соло» . [ 9 ] Он включает в себя набор вариаций, основанных на простой фразе, повторяемой в гармонической прогрессии в басовой партии ( граунд-бас ).
Соната № 3 до мажор, BWV 1005
[ редактировать ]- Адажио
- Утечка
- Длинный
- Очень веселый
Вступительная часть произведения представляет собой мирное, медленное складывание нот - технику, которая когда-то считалась невозможной на смычковых инструментах. Фуга — самая сложная и обширная из трех, тема которой заимствована из хорала Komm, heiliger Geist, Herre Gott . Бах использует множество контрапунктических приемов, в том числе стретто , инверсию , а также разнообразные примеры двойного контрапункта .
Партита № 3 ми мажор, BWV 1006
[ редактировать ]- Прелюдия
- Лора
- Круглый гавот
- Менуэт I
- Менуэт II
- Фаршированные
- Джиттер
Избранные аранжировки и транскрипции
[ редактировать ]- И. С. Бах часто переписывал эти произведения для клавишных, органа и лютни различных частей, некоторые из них впоследствии приписывались ученикам Баха. Аранжировки сонат и партит для клавишных инструментов появляются в « Разных клавишных произведениях» , Bach Gesellschaft Edition, 1853 г. (переизданном Dover Publications ).
- Фуга ре минор, BWV 539/ii (BWV 1001/ii) для органа
- Фуга соль минор, BWV 1000 (BWV 1001/ii) для лютни
- Сюита ми мажор, BWV 1006a (BWV 1006) для лютни или клавишного инструмента
- Соната ре минор, BWV 964 (BWV 1003, сомнительно) для клавишного инструмента
- Адажио соль мажор, BWV 968 (из BWV 1005, сомнительно) для клавишного инструмента
- Чакона, BWV 1004.
- Иоганнес Брамс , фортепиано, левая рука.
- Ферруччо Бузони , фортепиано соло
- Уильям Томас Бест , орган
- Анри Мессерер , органист
- Маттиас Келлер , орган, Carus-Verlag , 2011 г.
- Арно Ландманн, орган, Simrock Verlag
- Прелюдия, BWV 1006
- И.С. Бах, Симфония in BWV 29 , переработка Прелюдии из BWV 1006 для органа облигато, труб, гобоев и струнных.
- Различные аранжировки для органа симфонии, в том числе версии Александра Гильмана , Марселя Дюпре и Фридемана Винкльхофера ( Ганс Сикорский )
- Британский лютнист Найджел Норт переписал всю последовательность для лютни, а также Сюиты для виолончели Баха и записал их на четыре компакт-диска для Linn Records (тома с 1 по 4, соответственно CKD 013, CKD 029, CKD 049, CKD 055).
Избранные записи
[ редактировать ]Классическая скрипка
- Джозеф Сигети , 1931 (выбран в Зал славы NARAS) [ 10 ] и 1956 г.
- Иегуди Менухин , 1934–1944, 1957 и 1975 годы.
- Джордже Энеску , 1948 год.
- Яша Хейфец , 1952 год.
- Хенрик Шеринг , 1954 и 1967 годы.
- Эмиль Тельмани , 1954 год.
- Натан Мильштейн , 1956 и 1973 годы.
- Артур Грумио , 1961 год, включен в Золотой рекорд Вояджера.
- Гидон Кремер , 1980 и 2005 гг.
- Оскар Шумский , 1983 год.
- Шломо Минц , 1984 год.
- Ицхак Перлман , 1988 год.
- Ида Гендель , 1995 год.
- Сальваторе Аккардо , 1996 год.
- Ванесса-Мэй , 1996 год.
- Дмитрий Ситковецкий , 1997 г.
- Джеймс Энес , 2000 г.
- Кристиан Тецлафф , 1993, 2006 и 2017 гг.
- Виктория Муллова , 2009 г.
- Изабель Фауст , 2010–2012 гг.
- Гил Шахам , 2014 г.
- Кён Ва Чунг , 2016 г.
- Юлия Фишер , 2017 (Переиздание)
- Хилари Хан , 1997 и 2018 годы
- Милан Пала , 2018 г.
- Огюстен Хаделич , 2021 г.
барочная скрипка
- Сергей Лука , 1977 г.
- Сигисвальд Куйкен , 1981, 1999–2000 гг.
- Яап Шредер , 1984–1985 гг.
- Моника Хаггетт , 1991 год.
- Люси ван Даэль , 1996 год.
- Рэйчел Поджер , 1998–1999 гг.
- Элизабет Уоллфиш , 1997 год.
- Ингрид Мэтьюз , 2000 г.
- Элен Шмитт , 2004 г.
- Джон Холлоуэй , 2004 г.
- Павел Безносюк , 2007 г.
- Alina Ibragimova , 2008-2009
- Амандин Бейер, 2011 г.
- Стэнли Ричи , 2013 г.
- Джулиано Карминьола , 2018 г.
- Фабио Бионди , 2020 г.
- Боян Чичич, 2021 г.
Виолончель
- Tanya Anisimova , 2001
Клавиатура
- Роберт Хилл , 1999 г.
Мандолина
- Крис Тайл , 2013 г.
- Ави Авиталь , 2019
Гитара
- Пол Гэлбрейт , 1998 год.
Лютня
- Найджел Норт , 1985 год.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ледбеттер 2009
- ^ Менухин, Иегуди (2001). Неоконченное путешествие (новое изд.). Лондон: Пимлико. п. 236. ИСБН 978-0-7126-6809-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Вольф 2002 , с. 133
- ^ Бах 2001 , с. VIII
- ↑ Внук Руста, Вильгельм Руст, со временем стал одним из редакторов Bach-Gesellschaft .
- ^ «Сонаты и партиты: Учебное издание» .
- ^ Шульце 1972 , с. 124.
- ^ Шульце 1972 , стр. 292, 293.
- ^ Менухин, Иегуди (1976). Неоконченное путешествие . п. 236. [ нужна полная цитата ]
- ^ "Зал славы" . Грэмми.com . Проверено 28 мая 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бах, Дж.С. (2001), Гюнтер Хаусвальд; Питер Волльни (ред.), Три сонаты и три партиты для скрипки соло, BWV 1001–1006 (Urtext) , Bärenreiter, ISMN 979-0-006-46489-0 . Предисловие Питера Волльни, страницы VIII–XII.
- Ледбеттер, Дэвид (2009), Бах без сопровождения, исполнение сольных произведений , издательство Йельского университета
- Шульце, Ханс-Иоахим (1972). Документы Баха, документы о последствиях Баха. 1750–1800 . Том III. Кассель: Бэренрайтер. ISBN 3761802498 .
- Вольф, Кристоф (2002), Иоганн Себастьян Бах: образованный музыкант , Oxford University Press, ISBN 0-19-924884-2
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Марта Абрахам и Барнабас Дукай опубликовали книгу (2017) о Чаконе Баха: Отрывки из вечности – Очищение времени и характера, осуществление любви и сотрудничество с Небесной волей в «Чакконе» для скрипки Иоганна Себастьяна Баха . ISBN 978-963-12-8720-2
- Бах, Дж.С. (2014), Питер Волльни (редактор), Камерная музыка со скрипкой BWV 1001–1006, 1021, 1023, 1014–1019 (Urtext) , Иоганн Себастьян Бах. Новое издание всех произведений. Пересмотренное издание (Н.БАрев), т. 1, с. 3, Bärenreiter, ISMN 9790006556328 , Часть предисловия
- Бахманн, Альберто (1925) Энциклопедия скрипки , Да Капо, ISBN 0-306-80004-7 .
- Браун, Клайв (2011), Эволюция строковых изданий с аннотациями , Университет Лидса
- Брейг, Вернер (1997), «Инструментальная музыка» , в книге Джона Батта (редактор), «Кембриджский компаньон Баха» , стр. 123–135, ISBN 9781139002158
- Бьюлоу, Джордж Дж. (2004), «Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)», История музыки барокко , Indiana University Press, стр. 503–558, ISBN 0253343658
- Фабиан, Дороттья (2005), «К истории исполнения сонат и партит Баха для скрипки соло: предварительные исследования» , Очерки в честь Ласло Сомфаи: исследования источников и интерпретации музыки , Scarecrow Press, стр. 87–108
- Гек, Мартин (2006), «Сонаты и сюиты» , Иоганн Себастьян Бах: Жизнь и творчество , перевод Джона Харгрейвса, Houghton Mifflin Harcourt, стр. 579–607 , ISBN 0151006482
- Джонс, Ричард Д.П. (2013), Творческое развитие Иоганна Себастьяна Баха, Том II: 1717–1750: Музыка для наслаждения духа , Oxford University Press, ISBN 9780199696284
- Кац, Марк (2006), Скрипка: исследовательский и информационный справочник , Routledge, ISBN 1135576963
- Ледбеттер, Дэвид (2015), «Музыкальные обзоры: камерная музыка Дж. С. Баха для скрипки под редакцией Питера Воллни» , Notes , 72 (2): 415–419, doi : 10.1353/not.2015.0134 , S2CID 194293060
- Лестер, Джоэл (1999), произведения Баха для скрипки соло: стиль, структура, исполнение , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-512097-4
- Менухин, Иегуди ; Примроуз, Уильям (1976), Скрипка и Альт , Макдональд и Джейн, ISBN 0-356-04716-4
- Зигеле, Ульрих (2006), «Номера тактов как организующий фактор в сюитах и сборниках сонат И. С. Баха: с приложением к каноническим изменениям в «Vom Himmel hoch» », Archives of Musicology , 63 (3): 215–240. , JSTOR 25162366
- Спитта, Филипп (1884), Иоганн Себастьян Бах; его творчество и влияние на музыку Германии, 1685–1750 , т. 2, перевод Клары Белл ; Джон Александр Фуллер Мейтленд , Новелло
- Стоуэлл, Робин (1992), «Соната» , в книге Робина Стоуэлла (редактор), «Кембриджский компаньон скрипки» , Cambridge University Press, стр. 122–142 , ISBN 0521399238
- Татлоу, Рут (2015), Числа Баха: композиционная пропорция и значение , Cambridge University Press, ISBN 978-1107088603
- Уильямс, Питер (2016), Бах: музыкальная биография , Cambridge University Press, стр. 322–325, ISBN 978-1107139251
- Вольф, Кристоф (1994), «Лейпцигская камерная музыка Баха» , Бах: Очерки его жизни и творчества , издательство Гарвардского университета, стр. 263, ISBN 0674059263 (перепечатка публикации 1985 года в журнале Early Music )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сонаты и партиты для скрипки соло : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Оцифрованная копия рукописи с автографом (1720 г.) в Архиве Баха в Лейпциге.
- Бесплатные ноты всех шести произведений с сайта Cantorion.org.
- MIDI-последовательности скрипичных сонат/партит Баха
- Сонаты и партиты для скрипки соло Вито Патерностера – запись Creative Commons в формате MP3, игра на виолончели
- Сонаты и партиты для скрипки соло (Бах) в проекте Mutopia
- Скрипачи рассказывают о своем подходе к сонатам и партитам для скрипки соло
- Из аннотации к записи Бенедикта Крафта
- Обсуждение истории записи
- Записи сонат и партит 1950-х годов в профиле Энеско на сайте Remington Site.
- Обсуждение истории издания и Второй сонаты
- Бесплатные ноты Баха для скрипки с инструкциями по смычку и аппликатуре.
- Музыка для стеклянного оркестра Грейс Андреакки , роман, содержащий обширный анализ сонат и партит для скрипки соло.
- Чакона ре минор Баха для скрипки соло: применение через анализ Ларри Соломона
- Скрипач и писатель Арнольд Стейнхардт рассказывает о своем жизненном стремлении освоить чакону; интересное интервью, хорошие ссылки
- В BBC Discovering Music: Библиотека прослушивания