Иоганн Петер Келлнер
Иоганн Петер Келлнер (варианты: Келлер, Кельнер ; 28 сентября 1705 — 19 апреля 1772) — немецкий органист и композитор. Он был отцом Иоганна Кристофа Келлнера .
Биография
[ редактировать ]Он родился в Грефенроде , Тюрингия, и его родители хотели, чтобы он последовал за своим отцом и сделал карьеру торговца сажей . Он был предан музыке с детства и впервые научился пению у кантора Иоганна Петера Нагеля и игре на клавишных инструментах у своего сына Иоганна Генриха Нагеля . Он учился в течение года с 1720 года у органиста Иоганна Шмидта в Целле , затем год у органиста Иеронима Флоренция Квеля (или Келя) в Зуле , в течение которого он также изучал композицию. Он хорошо знал Иоганна Себастьяна Баха , хотя неизвестно, учился ли он у него. Он также был знаком с Георгом Фридрихом Генделем . В 1722 году он вернулся на три года работать репетитором в Грефенроде. Он был назначен кантором Франкенхайна в октябре 1725 года и вернулся в Грефенроду в декабре 1727 года в качестве помощника кантора. Он стал кантором после смерти Нагеля в 1732 году и оставался на этом посту до конца своей жизни; среди его учеников были Иоганн Филипп Кирнбергер , Иоганнес Рингк и Й. Э. Рембт . Келлнером восхищались как органистом, и он выступал перед герцогами Кобург и Веймар и принц Зондерсхаузен .
Он сыграл важную роль в распространении музыки Иоганна Себастьяна Баха посредством множества рукописных копий, сделанных им и его окружением, особенно клавишных и органных произведений, и, что очень важно, шести сюит для виолончели . Это самый ранний или единственный источник многих произведений, содержащий информацию об их хронологии, истории композиции и подлинности. Рассел Стинсон определил, что трехчастная трио-соната для органа BWV 1039a/BWV 1027a не была создана Бахом, но почти наверняка является транскрипцией, сделанной Келлнером первых двух частей Сонаты Баха соль мажор для двух флейт и континуо , BWV 1039. и четвертая часть Сонаты Баха соль мажор для виолы да гамба и клавесин, BWV 1027 . [ 1 ]
Композиции
[ редактировать ]Его клавишная музыка выполнена в типичном галантном Баха стиле, хотя в ней также присутствует влияние «Хорошо темперированного клавира» .
Издано в Арнштадте .
Орган
[ редактировать ]- Фуга ре минор, BWV Anh. 180
- Прелюдия и фуга ре минор
- 2 трио , ре мажор, соль мажор, в Die Orgel II/7 (Липпштадт, 1958)
- Прелюдия до мажор в органной музыке Иоганна Себастьяна Баха (Висбаден, 1985)
- 2 фуги до минор и ре мажор
- 3 прелюдии до мажор, до мажор и соль минор.
- 2 прелюдии и фуги соль мажор
- Было высказано предположение, что Келлнер сочинил Токкату и фугу ре минор , ранее приписывавшуюся И.С. Баху.
Настройки хорала
[ редактировать ]- От всей души это заставляет меня желать , BWV Anh 47 (Лейпциг, 1907) от всей души это вызывает у меня желание.
- То, что делает Бог, сделано хорошо (Лейпциг, 1907 г.) на тему « То, что делает Бог, сделано хорошо »
- Кто позволяет править только доброму Богу (Висбаден, 1985) на тему « Кто позволяет править только доброму Богу »
- Слава Богу, христиане, все сразу
- Nun danket alle Gott , на " Nun danket alle Gott "
- Только Богу в вышних слава на « Только Богу в вышних слава »
Клавиатура
[ редактировать ]- Certamen musicum, состоящая из прелюдий, фуг, аллеманд, курантов, сарабанд, жигуен, а также менуэтов , 6 сюит (1739–1749)
- 3 сонаты (1752)
- Музыки Манипулуса, или Несколько занимательных игр , 4 сюиты (1752–1756)
- Концерт фа мажор (Лейпциг, 1956)
- 2 фуги ля минор и до мажор
- Менуэт ля минор
- 3 прелюдии и фуги ля минор, до мажор и соль мажор.
- 2 сонаты
- 12 вариаций
Вокал
[ редактировать ]- 36 церковных кантат в городской и университетской библиотеке Франкфурта.
- Годовой цикл церковных кантат с органом, 1753 г. (утерян)
Записи
[ редактировать ]До сих пор записано лишь несколько произведений Келлнера, которые часто появляются в сборниках органной музыки, посвященных композиторской школе. Ниже приводится список веб-сайтов с информацией о записях музыки Иоганна Петера Келлнера:
- https://www.france-orgue.fr/disque/index.php?zpg=dsq.eng.rch&ior=c&oeu=J.%20P.%20KELLNER&com=Johann%20Peter%20KELLNER&zpaper=1
- http://www.allmusic.com/performance/trio-for-organ-in-g-major-arrangement-possibly-by-kellner-bwv-1027a-mq0000942751
- http://www.johann-peter-kellner.de/index.php?sub=musikliteratur&page=tontraeger
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уильямс 2003 , стр. 358–359.
Ссылки
[ редактировать ]- Стинсон, Рассел, «Иоганн Питер Келлнер» , в Л. Мэйси (редактор), Grove Music Online , Oxford University Press , получено 13 сентября 2016 г.
- Уильямс, Питер (2003), Органная музыка Дж. С. Баха , Cambridge University Press
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Его автобиография находится в книге «Ф. В. Марпург : Историко-критический вклад в запись музыки» (Берлин, 1754–1778).
- Памятное издание по случаю Фестивальной недели Иоганна Петера Келлера в Грефенроде (Gräfenroda, 1955).
- М. Фехнер: Фортепианные и органные произведения Иоганна Петера Келлнера (дипломная работа, Лейпцигский университет, 1965 г.)
- Г. Я. Шульце: Документы Баха III (Кассель и Лейпциг, 1972)
- Рассел Стинсон: Рукописи Баха Иоганна Питера Келлнера и его круга: пример из истории приема (Дарем, Северная Каролина, 1989)
- Рассел Стинсон: Клавишные транскрипции из кружка Баха (Мэдисон, Висконсин, 1992)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1705 рождений
- 1772 смерти
- Немецкие классические органисты
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Немецкие композиторы эпохи барокко
- Немецкие композиторы классического периода
- Люди из Саксен-Гота-Альтенбурга
- Ученики Иоганна Себастьяна Баха
- Композиторы-классики XVIII века
- Музыканты-мужчины XVIII века
- клавишники XVIII века
- Немецкие классические органисты мужского пола