Самсон Рафаэльсон
Самсон Рафаэльсон | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Нью-Йорк , США | 30 марта 1894 г.
Умер | 16 июля 1983 г. Нью-Йорк , США | ( 89 лет
Альма-матер | Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн |
Занятия |
|
Годы активности | 1925–1965 |
Супруг | |
Дети | 2 |
Родственники | Боб Рэфельсон (племянник) Пол Рафаэльсон (внук) |
Самсон Рафаэльсон (30 марта 1894 — 16 июля 1983) — американский драматург, сценарист и писатель-фантаст.
Работая менеджером по рекламе в Нью-Йорке, он написал рассказ, основанный на ранней жизни Эла Джолсона , под названием «День искупления» , который затем превратил в пьесу 1925 года «Джазовый певец» . В 1927 году это стало первым говорящим фильмом , в котором Джолсон стал звездой. Затем он работал сценаристом с Эрнстом Любичем над сложными комедиями, такими как «Проблема в раю» , «Магазин за углом» и «Небеса могут подождать» , а также с Альфредом Хичкоком над «Подозрением» . Его рассказы появлялись в The Saturday Evening Post и других ведущих журналах, а также он преподавал творческое письмо в Университете Иллинойса .
Карьера на Бродвее
[ редактировать ]Рафаэльсон родился в еврейской семье в Нью-Йорке, в семье Анны (Маркс) и Ральфа Рафаэльсонов. [ 1 ] [ 2 ] После окончания Университета Иллинойса он в разное время жил в Чикаго , Сан-Франциско и Нью-Йорке , работая журналистом и автором рекламы, одновременно пытаясь зарекомендовать себя как автор рассказов. Он стал успешным менеджером по рекламе в Нью-Йорке, когда его секретарь предложил ему превратить его рассказ «День искупления» в пьесу. Показав ему рукопись пьесы, она отметила, как мало слов было на каждой странице, добавив, что накануне днём за два часа он продиктовал больше. Она вызвалась взять диктовку на выходных. Результатом к вечеру воскресенья стал полный черновик « Певца джаза» .
Вторая пьеса Рафаэльсона, «Молодая любовь» , была запрещена в Бостоне, поскольку власти сочли ее слишком пикантной. В нем снималась Дороти Гиш , одна из ведущих актрис того времени.
Три из шести его последующих пьес, поставленных на Бродвее, были выбраны для публикации в ежегодном списке « Десять лучших пьес сезона» , составленном Бернсом Мэнтлом , широко читаемым критиком газеты «Нью-Йорк Дейли Ньюс» , в то время крупнейшей ежедневной газеты в США. были «Акцент на молодость» (1934), «Жаворонок» (1939) и «Джейсон» (1941).
«Акцент на молодежи» имел успех у критиков и популярности как на Бродвее, так и в лондонском Вест-Энде, где молодая Грир Гарсон главную роль сыграла . «Жаворонок» , еще один значительный хит, с Гертрудой Лоуренс в главной роли . Джейсон имел меньший коммерческий успех, но получил высокую оценку критиков Нью-Йорка. Один назвал ее «лучшей пьесой сезона» и добавил, что она содержит «одни из лучших произведений, украсивших сцену за несколько лет». Другой, комментируя одного главного героя, вдохновленного колоритным писателем Уильямом Сарояном , писал: «Многие авторы пытались ввести в свои пьесы персонажей, обладающих живописными качествами, приписываемыми Сарояну, но г-н Рафаэльсон первый, кому это удалось. »
Другое письмо и деятельность
[ редактировать ]В 1948 году Рафаэльсон преподавал мастер-класс по «творческому письму с акцентом на драму» в Университете Иллинойса . Он описал этот опыт в книге « Человеческая природа драматурга». Во введении выражается глубокое уважение Рафаэльсона к языку, столь заметному в его произведениях:
Этот курс не направлен непосредственно на обучение письму. Напишешь ты или нет после окончания школы, для меня как учителя ничего не значит. На самом деле, я не думаю, что это важно с любой точки зрения. Но важно то, живешь ты или нет; и как ты живешь. Вы можете стать бизнесменами или женщинами, офисными работниками, фермерами или женами, и в этом качестве вы, знаете ли вы об этом или нет, будете глубоко связаны с культурой вашего возраста. Эта культура во многом выражается творческими писателями через письменное слово. И если из этого курса вы получите представление о том, как возникает это письменное слово, о связи писателя с его собственной жизнью, между его жизнью и всеми жизнями, то этот курс действительно будет успешным. [ 3 ]
В 1940-х годах многие рассказы Рафаэльсона появились в журналах Ladies Home Journal , Good Housekeeping и которые The Saturday Evening Post , в тот период были самыми высокооплачиваемыми издателями короткометражных произведений в стране.
В последующие годы, благодаря новой страсти Рафаэльсона к фотографии, он написал множество статей для ведущих фотожурналов. Некоторые из тысяч его фотографий были опубликованы в журналах как в качестве дополнения к его статьям, так и независимо от них.
В 1983 году издательство Университета Висконсина опубликовало «Три экранные комедии» Самсона Рафаэльсона с предисловием Полины Кель . Все три фильма были поставлены Любичем: «Проблемы в раю», «Небеса могут подождать» и любимый фильм Рафаэльсона «Магазин за углом»; в последнем снимались Джеймс Стюарт и Маргарет Саллаван , а Полин Кель , выдающийся кинокритик журнала The New Yorker, назвала его «настолько близким к совершенству, насколько вообще может быть фильм, снятый смертными; это не могло бы быть таким воздушным чудом без структуры, встроенной в него Рафаэльсоном». (История была переделана в 1998 году под названием « Вам письмо » с Томом Хэнксом и Мэг Райан .) О своих сценариях в целом Кель заявил:
Рафаэльсон черпал самые головокружительные вдохновения, а затем оттачивал свои диалоги до тех пор, пока они не стали выглядеть как блестящие аппликации крыльев бабочки на девичьей шляпе Зигфельда , но именно скелетная сила его сценариев позволила идеям и словам взлететь. [ 4 ]
Три экранных комедии также включали переиздание « Freundschaft» , ироничного и нежного размышления Рафаэльсона о его рабочих отношениях с Любичем, которое первоначально появилось в журнале The New Yorker в 1982 году.
В 1977 году Рафаэльсон получил премию «Лавр» за прижизненные достижения в области сценарного мастерства от Гильдии писателей Америки .
В серии интервью под названием «Творчество с Биллом Мойерсом» эпизод, вышедший в эфир в 1982 году, представил карьеру Рафаэльсона и включал расширенное интервью Мойерса с ним. Эта программа входит в число дополнений, включенных в DVD-диск Criterion Collection "Heaven Can Wait".
В свои семьдесят и в начале восьмидесяти Рафаэльсон стал адъюнкт-профессором Колумбийского университета в Нью-Йорке, где преподавал курс сценарного мастерства. В 1976 году Колумбия присвоила ему почетную степень.
Рафаэльсон умер 16 июля 1983 года в возрасте восьмидесяти девяти лет.
Семья
[ редактировать ]Его первой женой была Рейна Саймон из Чикаго, которая также училась в Университете Иллинойса. Легендарной фигурой она стала, Рейна Пром , благодаря Винсента Шина бестселлеру « Личная история» 1930-х годов. Она сыграла роль в китайской революции и умерла в Москве в 1927 году.
Рафаэльсон был женат 56 лет на Дороти Вегман , известной друзьям и семье как Доршка. Имя ей дала ее подруга Марион Бенда, участница группы Ziegfeld Follies в начале 1920-х годов. Доршка Рафаэльсон опубликовала два романа: «Прославленный» , рассказ о ее жизни в «Безумствах», и « Утренняя песня» , получивший высокую оценку рассказ о детстве в Вашингтон-Хайтс в Нью-Йорке.
Сын Рафаэльсона, Джоэл (1928–2021), стал старшим менеджером по рекламе и близким соратником легенды рекламы Дэвида Огилви . Джоэл редактировал неопубликованную книгу «Дэвид Огилви: его секреты менеджмента, творчества и успеха – из частных статей и публичных заявлений» , ценимую книгу для специалистов по рекламе. Джоэл также стал соавтором (вместе с Кеннетом Романом) книги «Письмо, которое работает» . Фотограф Пол Рафаэльсон — сын Джоэла.
Дочь Самсона, Наоми (1930–2009), была репортером и обозревателем газеты в Ланкастере, штат Пенсильвания . Младший двоюродный брат Самсона, однажды удаленный, [ 5 ] Боб Рэфельсон , которого он иногда в шутку называет своим племянником, снял несколько фильмов с 1960-х по 2000-е годы, в том числе «Пять простых пьес» .
Самсон Рафаэльсон умер в июле 1983 года в возрасте 89 лет. Доршка Рафаэльсон умерла в ноябре 2005 года, всего за 22 дня до своего 101-го дня рождения. После ее смерти The New York Times сообщила, что она была одной из двух последних живых девушек Зигфельда.
Фильмография
[ редактировать ]Год | Заголовок |
---|---|
1931 | Великолепная ложь |
1931 | Улыбающийся лейтенант |
1932 | Сломанная колыбельная |
1932 | Один час с тобой |
1932 | Проблемы в раю |
1934 | Караван |
1934 | Веселая вдова |
1934 | Дело королевы |
1934 | Вход для слуг |
1935 | Дамы любят опасность |
1935 | Одетый до острых ощущений |
1937 | Последняя из миссис Чейни |
1937 | Ангел |
1940 | Магазин за углом |
1941 | Облачный лист |
1941 | Подозрение |
1943 | Небеса могут подождать |
1946 | Девочки Харви |
1946 | Зигфельд Безумие |
1947 | Грин Дельфин Стрит |
1948 | Эта дама в горностаях |
1949 | В старое доброе лето |
1953 | Главная улица до Бродвея |
Сборник пьес
[ редактировать ]- Джазовый певец (1925)
- Молодая любовь
- Деревянная тапочка
- Акцент на молодёжи (1934)
- Жаворонок (1939)
- Джейсон (1941)
- Идеальный брак (1944)
- Хильда Крейн (1950)
- Баннерлайн (1951)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Акцент на молодость: Загадочная история Самсона Рафаэльсона» .
- ^ Медведь, Марджори Уорвелл (2007). Майл-сквер в Чикаго . ISBN 9780963399540 .
- ^ Самсон Рафаэльсон, Человеческая природа драматургии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Компания Macmillan, 1949, с. 2. (© 1949 Самсон Рафаэльсон)
- ^ Самсон Рафаэльсон, Три сценария Самсона Рафаэльсона (Мэдисон, Висконсин: The University of Wisconsin Press, 1983) 15.
- ^ Джоэл Рафаэльсон
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Самсон Рафаэльсон на IMDb
- http://artsbeat.blogs.nytimes.com/2009/04/29/david-hyde-pierce-of-accent-on-youth-a-modern-man-for-a-1930s-comedy/
- «Впервые за десятилетия лучшая книга о писательстве, когда-либо написанная, снова издана» , Эмили ВанДерверфф, Vox (2 декабря 2015 г.).
- В поисках помощи документам Самсона Рафаэльсона в Колумбийском университете. Библиотека редких книг и рукописей.
- Американские сценаристы-мужчины
- Лауреаты премии Гильдии писателей Америки
- Писатели, лауреаты премии Хьюго
- 1894 рождения
- 1983 смертей
- Американские драматурги и драматурги-мужчины
- Американские драматурги и драматурги XX века.
- Американские писатели-мужчины 20-го века
- Выпускники Университета Иллинойса Урбана-Шампейн
- Американские сценаристы XX века