Соня Левиен
Соня Левиен | |
---|---|
![]() Из журнала 1925 года. | |
Рожденный | |
Умер | 19 марта 1960 г. Голливуд, Калифорния , США | (71 год)
Другие имена | Соня Хови |
Занятие | Сценарист |
Годы активности | 1921–1960 |
Супруги |
Карл Хови
|
Соня Левиен (урожденная Сара Опескен ; 25 декабря 1888 — 19 марта 1960) — американская сценаристка русского происхождения . Она стала одной из самых высокооплачиваемых женщин-сценаристов в Голливуде в 1930-е годы и помогла ряду режиссеров и кинозвезд перейти от немого кино к звуковому . В 1955 году она получила премию Американской киноакадемии за сценарий « Прерванная мелодия» .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сара Опескен (Соня — уменьшительное русское имя) [1] родился в Панимунике, небольшой деревне, ныне являющейся частью Каунаса , Литва , в черте оседлости 25 декабря 1888 года (позже изменив дату на 1898 год). [2] Старший ребенок родителей Юлиуса (ок. 1863 г.) и Фанни (1865 г.р.), [2] У Сони было два брата, Арнольд и Макс. [3]
В этот период российские власти внимательно следили за гражданами, особенно за евреями радикальной ориентации. [4] Отец Сони имел отдаленную связь с радикальной газетой, а также был согласен с анархистскими идеями князя Петра Кропоткина . [4] Юлиус Опескен также присоединился к кружку народников , прежде чем его арестовали и отправили работать на сибирские рудники. Пока их отец отбывал срок, семья Опескенов переехала к отцу Юлиуса, раввину , который подчеркивал важность языка для юной Сони. [5] Ее дедушка обучал ее русскому, французскому, немецкому и ивриту , а также поощрял ее читать Талмуд и Шулхан Арук . ежедневно [6]
В 1891 году ее отец бежал из ссылки и отправился в Америку, решив взять фамилию своего немецкого спасителя Левиена. Он привез остальную часть своей семьи в 1896 году, и они присоединились к нему в Нижнем Ист-Сайде Манхэттена . [6] Они были не единственными русскими евреями в период с 1891 по 1900 год: за эти девять лет только в Нью-Йорк приехало более 150 000 евреев . [6] Когда она обосновалась в Америке, у ее родителей родилось еще двое сыновей, Эдвард и Натан. [3] Семья получила документы о натурализации в 1905 году. [6]
Все дети в ее семье работали в школе, чтобы помочь с расходами. В подростковом возрасте Соня работала на фабрике по производству метелок из перьев, зарабатывая четыре доллара в неделю. [7] В годы своего становления в Америке, выросшая в бедности, она присоединилась к группе социалистов . [7] Соня, как и многие другие европейские иммигранты в Америке, ходила в государственную гимназию. После окончания учебы в 1901 или 1902 году она не смогла продолжить обучение в средней школе из-за финансовых проблем. [8] Она взяла кредит на 36 долларов, чтобы выучить стенографию и устроиться на работу секретарем. Чтобы погасить этот кредит, ей потребовалось четыре года работы. За время работы секретарем она также познакомилась с поселенческой работой и профсоюзами . [9] Соне также удалось пройти несколько занятий в Образовательном союзе , где в 1903 году она познакомилась с Роуз Пастор . Пастор не только нанял ее секретарем, она также была членом Социалистической партии и Женской профсоюзной лиги , что дало Соне доступ к целой библиотеке текстов по этим предметам, которые она могла читать. [9]
Левиен начала писать свои собственные произведения, отправляя короткие комедийные пафосы в журнал Life , и с помощью этих заработков смогла внести свой вклад в обучение в колледже и благополучие своей семьи. [10] Осенью 1906 года она поступила на юридический факультет Нью-Йоркского университета , чтобы получить юридический сертификат, считая это более практичным вариантом работы, чем писательство. [3] однако она по-прежнему писала короткие сцены для постановок в своем университете. [10] Всего через год ее наняли секретарем к редактору журнала Сэмюэлу Success Мервину . Здесь ее обязанности стали выходить за рамки юрисдикции секретаря. Она также читала рукописи, переписывала статьи, иногда даже сотрудничала с автором. [11]
В 1909 году она поступила в Коллегию адвокатов штата Нью-Йорк , но обнаружила, что у нее слишком приятный характер, чтобы работать в суде. Вместо этого она выбрала работу в «Успехе» и получила повышение до уровня читателя художественной литературы. [12] Последняя публикация успеха состоялась в декабре 1911 года, а следующая работа Левиен пришла в The Woman's Journal , издание, интересующееся женским избирательным движением . [12] Она работала там в 1912 году помощником редактора и управляющим делами. [13] К концу 1912 года она отправила рассказ Карлу Хови, который в то время был соредактором, и начала работать в «Метрополитен» . [14]
Сохранив связь со своими корнями, Соня помогала в Народном институте , организации, которая помогала иммигрантам приобретать навыки, которые могли им понадобиться, чтобы присоединиться к рабочей силе в Америке. [15] Она также работала в Национальном совете цензуры в качестве секретаря по образованию. [15] Однако, когда началась Первая мировая война работал в Лондоне, освещая британское суфражистское движение. , Левиен в течение четырнадцати месяцев [16] в 1913 и 1914 годах. [3] Здесь она писала редакционные статьи, призывая женщин требовать большего, чем просто избирательное право, и требовать образования, а также других институциональных реформ и улучшения условий жизни. [17]
Карьера
[ редактировать ]Соня вернулась в Америку в 1914 году и сосредоточила свои творческие усилия на писательстве. Она отправляла статьи в ряд изданий, включая Saturday Evening Post , Collier’s , Redbook , Ladies Home Journal Harpers, Cosmopolitan , Atlantic Monthly и , Century . [18] Затем она перешла к написанию мелодрам , хотя успех в этом начинании пришел не сразу. В 1919 году она получила свою первую награду за оригинальный рассказ - фильм «Кто женится на мне?» [3] Ее второй успех пришелся на 1921 год, и, кстати, «Обманутая любовь» повествует о еврейской иммигрантке по имени Соня, которая влюблена в врача, стоящего выше ее социального положения. Она написала дополнительный сюжет по этому проекту. [19]
К концу 1921 года « Известные игроки-Ласки» купили два ее рассказа «Сердце юности» и «Кукла», заплатив ей 2500 и 3000 долларов соответственно. Отзывы о «Кукле» были неоднозначными, но в конечном итоге по ней был снят фильм « Вершина Нью-Йорка» . Эти истории дали Соне возможность заключить контракт: она будет получать 24 000 долларов в первый год работы и получать прибавку в размере 5 000 долларов каждый год в течение пяти последующих лет. Это заставило ее переехать на запад, в Голливуд, оставив семью в Нью-Йорке. [19] Она работала не покладая рук и получила три голливудских награды за фильмы «Снежная невеста», «Розовые боги» и «Возбуждающие». [19]
Тем не менее, к 1923 году она скучала по своему маленькому сыну Сержу и чувствовала, что обязана поддерживать карьеру мужа превыше своей собственной, поэтому она разорвала контракт с «Famous Players-Lasky» и вернулась к своей семье. [20] Здесь она получила должность редактора в журнале McClure’s Magazine . [21] Вскоре после этого, осенью 1924 года, «Известные игроки-Ласки» попросили ее адаптировать для экрана роман « Саломея из многоквартирных домов» , история которого фактически соответствовала истории жизни Сони. Она внесла в сюжет очень много изменений, однако в обзорах к фильму особое внимание уделялось режиссуре, а не сценарной работе. [22] Затем она занималась монтажом сценариев в Samuel Goldwyn Pictures. Ради этой работы она посещала бродвейские спектакли и находила способы адаптировать их к фильмам. [23] К этому времени монтажная работа ее мужа закончилась, и на этот раз они решили вместе переехать в Голливуд. Он редактировал рассказы для CB DeMille , а Соня писала сценарии. К сожалению, Карл не смог бы так преуспеть в Голливуде, поскольку после Демилля он не смог найти другую работу. Соня нашла себя с постоянной работой и главным кормильцем в семье. [23] Она не только писала для кино, но и продолжала писать статьи для журналов и даже пробовала свои силы в пьесах, таких как одноактная «Мечом», которую ставил Клуб писателей. [24]
Несмотря на то, что Соня была женщиной, ей удалось избежать отнесения к категории людей, пишущих фильмы только для женщин. У нее был опыт работы во всех жанрах (нулевые вестерны или гангстерские фильмы). Ее сильной стороной была адаптация стороннего материала для кино. [24] Первые четыре года она работала в Голливуде под именем Соня Хови в нескольких различных студиях. [24] Она работала в Warner Bros. с января по июнь 1926 года. Здесь она написала свою первую комедию, отход от привычных ей мелодрам. В «Свободных вдовах» представлены ошибочные личности, путаница между бедными и богатыми людьми и даже поиски золота — все это элементы жанра эксцентричной комедии. [25]
В августе 1926 года она была нанята CB DeMille для компаний Metropolitan Pictures и Pathé . Она работала у него до июня 1928 года и за это время экспериментировала в жанре. Осенью она подписала контракт с Columbia Pictures , где написала ряд полнометражных фильмов до марта 1929 года. [26] Она была избрана в правление Клуба писателей, а в мае 1929 года ей предложили контракт с Fox Film Corp. Она останется с ними до 1939 года. [26] Ее первый годовой контракт давал ей 500 долларов в неделю, а через первые шесть месяцев она получала 600 долларов в неделю. Вариант продления на один год дал ей 750 долларов. Но хотя ее зарплата была хорошей, по закону она не могла получить признание на экране или рекламу для каждого проекта, в котором она участвовала. Ей пришлось заплатить за рекламу собственного имени. [27] Тем не менее, Соня стала одной из лучших писательниц, что позволило ей работать вместе с большими звездами и известными режиссерами. В 1929–1935 годах она работала примерно над шестью сценариями в год, получая около пяти баллов. [27] За этот период она смогла написать четыре фильма для Чарльза Фаррелла и Джанет Гейнор , еще два для Джанет Гейнор, пять для Уилла Роджерса и в общей сложности поставить шесть своих рассказов под руководством Фрэнка Борзаджа . Она также работала с режиссерами Алланом Дваном и Джоном Фордом . Хотя в титрах она не указана, она внесла дополнения к Ширли Темпл в «Керли Топ». [27]
Соня заработала репутацию человека, способного адаптировать любой материал для сценария фильма, хотя она не была известна своим мастерством в диалоге. [28] Для Fox она написала детективный триллер « За занавесом » с участием Чарли Чана . [29] Она долго работала с Фрэнком Борзаге над «Счастливой звездой», но ее назвали «Счастливой звездой» Фрэнка Борзаге. Соня помогла не только Борзаге, но и Уиллу Роджерсу перейти к звуковому кино. [30] Она также сотрудничала с С. Н. Берманом в трех из следующих шести проектов, в которых ей предстоит помогать. [31]
Левиен была самой высокооплачиваемой женщиной-сценаристом Fox в 1930-е годы. [32] Ее фильмы также были известны тем, что затрагивали семейные конфликты. [33] В 1933 году, все еще работая в Fox Studios, Соня получила номинацию на «Оскар» на государственной ярмарке . [34] Джона Форда « В 1939 году она написала первый разноцветный фильм Барабаны вдоль ирокеза» . [34] Она также работала в RKO, работая над «Горбуном из Нотр-Дама» в 1939 году.
Затем в 1941 году она подписала контракт с Metro-Goldwyn-Mayer . [35] К 1955 году она получила премию Оскар за «Прерванную мелодию» для MGM. [34] Соня накопила впечатляющую фильмографию, за свою карьеру снявшись более чем в 70 фильмах, причем большую часть времени без соавтора. [36] Фактически, ей была вручена первая премия «Лавр», врученная Гильдией сценаристов Америки. [37] Среди ее последних экранных работ - Джин Игелс из 1957 года. [38] а в 1960 году она получит свой последний экранный тираж за роль Пепе. [34]
Личная жизнь
[ редактировать ]Левиен вышла замуж за своего мужа Карла Хови 11 октября 1917 года. [1] Они вместе переехали на 92-ю Ист-стрит в Нью-Йорке , и Соня взяла к себе двоих детей Хови от его предыдущего брака. [18] Хови был англосаксонским протестантом. [39] но у них не было особого протеста со стороны любой из их семей [1] и даже решили объявить своих детей евреями, хотя и не навязывали им религиозное воспитание. [18] Вместе у них было двое детей: сын Серж (1920 г.р.) и дочь Тамара (1923 г.р.). [1] Хотя Левиен заявила, что ее инстинкты подсказывали ей, что у нее должно быть шесть или семь детей, она обнаружила, что большая семья отнимет годы у ее карьеры и не подходит для нее с финансовой точки зрения. [23] Фактически, ее мужу не удалось найти постоянную работу, когда они вместе переехали в Голливуд, и на ней лежала ответственность содержать его, их детей, двоих его детей от предыдущего брака, а также создавать для них комфортный дом. [24]
Левиен описала себя как человека, который любит музыку, пение и игру на фортепиано, а также читает биографии. Хотя она обожала красивую одежду, обычно носила спортивную одежду и ненавидела ходить по магазинам. Соня вообще избегала конфронтации и споров со знакомыми, уклонялась от разговоров по телефону. Она назвала себя амбициозной, но в то же время беспокойной по характеру. [40] Те, с кем она работала, заявили, что с Левиеном было легко работать, и он часто помогал другим. [32] Ее муж умер в 1956 году, а у нее развился рак в середине 1950-х годов . Соня Левиен умерла 19 марта 1960 года в возрасте 71 года. [41]
Политика
[ редактировать ]Левиен была светской еврейкой , которая в ранние годы очень интересовалась активизмом и жила в Ист-Сайде Нью-Йорка. Она описывает свою естественную тягу к более радикальным взглядам, присоединившись к группе агитаторов, состоящей в основном из социалистов, но в которую также входили анархисты и сторонники единого налога . Левиен был известен своей поддержкой суфражисток в начале 20 века. Как в своих фильмах, так и в некинематографических работах Левиен писала о борьбе женщин и семей иммигрантов. Левиен принадлежала к клубу Heterodoxy , который представлял собой дискуссионную группу, занимавшуюся радикальным феминизмом. Она также активно поддерживала эмансипацию женщин и контроль над рождаемостью . Многие фильмы в начале ее карьеры были посвящены евреям, однако многие из ее женских персонажей нашли свое счастье в браке , и признаки ее собственных радикальных взглядов не всегда были очевидны в ее киноработах. Когда-то в Голливуде ее знали как аполитичную женщину. Фактически, вскоре после 1950 года ее дочь Тамара и ее муж Ли Голд были занесены в черный список как члены организации. Коммунистической партии Соня предпочла никогда не комментировать публично.
Избранная фильмография
[ редактировать ]- Обманутая любовь (1921)
- Первая любовь (1921)
- Вершина Нью-Йорка (1922)
- Розовые боги (1922)
- Снежная невеста (1923)
- Возбудители (1923)
- Саломея из многоквартирных домов (1925)
- Почему девушки возвращаются домой (1926)
- Кристина из Big Tops (1926)
- Принцесса из Хобокена (1927)
- Похититель сердец (1927)
- Арфа в скамейке (1927)
- Приходит корабль (1928)
- Сила прессы (1928)
- Молодое поколение (1929)
- Пробный брак (1929)
- За этим занавесом (1929)
- Счастливая звезда (1929)
- Замороженное правосудие (1929)
- Роза Южного моря (1929)
- Итак, это Лондон (1930)
- Песня моего сердца (1930)
- Лили (1930)
- Молния (1930)
- Длинноногий папочка (1931)
- Брат (1931)
- Сдача (1931)
- Вкусно (1931)
- Она хотела миллионера (1932)
- После завтра (1932)
- Ребекка с фермы Саннибрук (1932)
- Тесс из Страны Штормов (1932)
- Кавалькада (1933)
- Государственная ярмарка (1933)
- Муж воина (1933)
- Беркли-сквер (1933)
- Мистер Скитч (1933)
- Как уходят мужья (1934)
- Изменение сердца (1934)
- Белый парад (1934)
- За романтику (1935)
- Жена военно-морского флота (1935)
- Пэдди О'Дэй (1936)
- Сельский доктор (1936)
- Рамона (1936)
- Воссоединение (1936)
- В Старом Чикаго (1937)
- Четыре мужчины и молитва (1938)
- Похищенный (1938)
- Ковбой и леди (1938)
- Барабаны вдоль ирокеза (1939)
- Горбун из Нотр-Дама (1939)
- Девушка Зигфельда (1941)
- Удивительная миссис Холлидей (1943)
- Долина решений (1945)
- Государственная ярмарка (1945)
- Зеленые годы (1946)
- Великий Карузо (1951)
- Куда ты идешь (1951)
- Веселая вдова (1952)
- Студенческий принц (1954)
- Попади в колоду (1955)
- Прерванная мелодия (1955)
- Оклахома! (1955)
- Бховани-Джанкшен (1956)
- Жанна Игелс (1957)
- Бэби (1960)
- Государственная ярмарка (1962)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Леви-Рейнер, Шерри (2009). «Соня Левиен» . Еврейские женщины: Комплексная историческая энциклопедия . Еврейский женский архив . Проверено 8 марта 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Scarecrow Press. п. 1.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Соня Левиен | Архив еврейских женщин» . jwa.org . Проверено 25 февраля 2016 г. .
- ^ Перейти обратно: а б Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: : Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Scarecrow Press. п. 4.
- ^ Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: : Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. п. 5.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: : Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. п. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: : Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. п. 8.
- ^ Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. п. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. п. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. п. 11.
- ^ Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. стр. 12–13.
- ^ Перейти обратно: а б Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. стр. 14–15.
- ^ Розенблум, Нэнси Дж. (2015). «От Гринвич-Виллидж до Голливуда: литературное ученичество Сони Левиен». Журнал позолоченного века и прогрессивной эпохи . 14 : 80–103. дои : 10.1017/S1537781414000577 . S2CID 163604745 .
- ^ Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Scarecrows Publishing. стр. 16–17.
- ^ Перейти обратно: а б Чепалир, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. п. 22.
- ^ Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. п. 23.
- ^ Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. п. 24.
- ^ Перейти обратно: а б с Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. п. 29.
- ^ Перейти обратно: а б с Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. п. 54.
- ^ Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. п. 55.
- ^ Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. п. 56.
- ^ Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. п. 61.
- ^ Перейти обратно: а б с Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. п. 64.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. п. 66.
- ^ Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. п. 67.
- ^ Перейти обратно: а б Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. стр. 69–70.
- ^ Перейти обратно: а б с Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. п. 72.
- ^ Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. п. 74.
- ^ Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. п. 75.
- ^ Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. п. 76.
- ^ Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. п. 77.
- ^ Перейти обратно: а б Розенблум, Нэнси Дж. (2015). «От Гринвич-Виллидж до Голливуда: литературное ученичество Сои Левиен». Журнал позолоченного века и прогрессивной эпохи . 14 : 80–103. дои : 10.1017/S1537781414000577 . S2CID 163604745 .
- ^ Гурвиц, Эдит (1986). Американские сценаристы: Вторая серия . Исследовательская компания Гейла. п. 177.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хэл Эриксон, Рови (2013). «Нью-Йорк Таймс» . отдела кино и телевидения Базовый уровень и руководство по всем фильмам . Архивировано из оригинала 16 декабря 2013 года . Проверено 9 марта 2016 г.
- ^ Гурвиц, Эдит (1986). Американские сценаристы: Вторая серия . Исследовательская компания Гейла. п. 176.
- ^ Гурвиц, Эдит (1986). Американские сценаристы: Вторая серия . Исследовательская компания Гейла. п. 173.
- ^ «Соня Левиен - проект женщин-пионеров кино» . wfpp.cdrs.columbia.edu . Проверено 25 февраля 2016 г. .
- ^ Бретт Эранс, Патрисия (27 сентября 2013 г.). «Профиль Сони Левиен» . Проект «Пионеры женского кино» . Библиотеки Колумбийского университета . Проверено 9 марта 2016 г.
- ^ Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. п. 28.
- ^ Сеплер, Ларри (1996). Великая дама: Жизнь сценаристки Сони Левиен . Лэнхэм: Издательство Пугало. п. 73.
- ^ Гурвиц, Эдит (1986). Американские сценаристы: Вторая серия . Исследовательская компания Гейла. п. 178.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соня Левиен на IMDb
- Соня Левиен на проекте Women Film Pioneers
- 1888 рождений
- 1960 смертей
- Американские женщины-сценаристы
- Лауреаты премии Оскар за лучший оригинальный сценарий
- Эмигранты из Российской империи в США
- Американские сценаристы-евреи
- Еврейские русские писатели
- Еврейские писательницы
- российские сценаристы
- русские женщины-писатели.
- Женщины-пионеры кинематографа
- Писатели из Каунаса
- Американские евреи 20-го века
- Американские писательницы XX века
- Американские сценаристы XX века