Берлин 1920-х годов
История Берлина |
---|
![]() |
Маркграфство Бранденбургское (1157–1806) |
Королевство Пруссия (1701–1918) |
Германская империя (1871–1918) |
Свободное государство Пруссия (1918–1947) |
Веймарская республика (1919–1933) |
Нацистская Германия (1933–1945) |
Западная Германия и Восточная Германия (1945–1990) |
|
Федеративная Республика Германия (1990 – настоящее время) |
См. также |
« Золотые двадцатые» были особенно ярким периодом в истории Берлина . После принятия Акта о Большом Берлине город стал третьим по величине муниципалитетом в мире. [1] и пережил период своего расцвета как крупный мировой город. Он был известен своей ведущей ролью в науке, гуманитарных науках, искусстве, музыке, кино, архитектуре, высшем образовании, правительстве, дипломатии и промышленности.
Культура [ править ]
Эпоха Веймарской республики началась в разгар нескольких крупных движений в изобразительном искусстве. Немецкий экспрессионизм зародился еще до Первой мировой войны и продолжал оказывать сильное влияние на протяжении 1920-х годов, хотя в течение десятилетия художники все чаще выступали против экспрессионистских тенденций.
В Берлине и его окрестностях развивалась сложная, инновационная культура , включая высокоразвитую архитектуру и дизайн ( Баухаус , 1919–33); разнообразная литература ( «Дёблин» , «Берлин Александерплац» , 1929), кино ( «Ланг» , «Метрополис» , 1927, «Дитрих» , «Der blaue Engel» , 1930), живопись ( «Гросс ») и музыка ( «Брехт и Вейль» , «Трехгрошовая опера» , 1928); критика ( Беньямин ), философия/психология ( Юнг ) и мода. часто считали эту культуру декадентской и социально разрушительной Правые . [2]
кино В этот период в Берлине добилось огромных технических и художественных успехов и породило влиятельное движение под названием «Немецкий экспрессионизм» . « Звуковые фильмы », звуковые фильмы, также становились все более популярными среди широкой публики по всей Европе, и многие из них производились в Берлине.
Так называемые мистические искусства также пережили возрождение в этот период в Берлине: астрология , оккультные и эзотерические религии, а также необычные религиозные практики стали более распространенными и приемлемыми для масс по мере того, как они вошли в массовую культуру.
Берлин 1920-х годов также оказался прибежищем для таких английских писателей, как У. Х. Оден , Стивен Спендер и Кристофер Ишервуд , написавших серию «Берлинских романов» , вдохновивших пьесу «Я — камера », которая позже была адаптирована в мюзикл. «Кабаре» и премию «Оскар» получивший одноименный фильм, . Полуавтобиографический роман Спендера « Храм» передает настроение и атмосферу того времени.
Наука [ править ]
( Берлинский университет сегодня Берлинский университет имени Гумбольдта ) стал крупным интеллектуальным центром Германии, Европы и мира. Особое предпочтение отдавалось наукам — с 1914 по 1933 год.
Альберт Эйнштейн приобрел общественную известность во время своего пребывания в Берлине, получив Нобелевскую премию по физике в 1921 году. Он занимал должность директора Физического института кайзера Вильгельма в Берлине, уйдя оттуда только после того, как к власти пришла антисемитская нацистская партия.
Врач Магнус Хиршфельд основал Institut für Sexualwissenschaft (Институт сексологии) в 1919 году, и он оставался открытым до 1933 года. Хиршфельд считал, что к пониманию гомосексуализма можно прийти с помощью науки. Хиршфельд был активным сторонником юридических прав гомосексуалистов , бисексуалов и трансгендеров для мужчин и женщин, неоднократно обращаясь к парламенту с петициями о законодательных изменениях. В его институте также был музей.
Уличные драки [ править ]
В политическом отношении Берлин считался оплотом левых сил, а нацисты называли его «самым красным городом [в Европе] после Москвы». [3] нацистский пропагандист Йозеф Геббельс » своей партии стал « гауляйтером Осенью 1926 года в Берлине и пробыл у власти всего неделю, прежде чем организовал марш через симпатизирующий коммунистам район, который перерос в уличные беспорядки. Коммунисты, принявшие девиз «Бей фашистов, где бы они ни встретились!» имела собственную военизированную организацию под названием Roter Frontkämpferbund для борьбы с нацистским Sturmabteilung (SA). нацисты провели митинг В феврале 1927 года в «красном» оплоте Веддинга , переросший в жестокую драку. «Пивные стаканы, стулья и столы полетели через зал, а тяжелораненые люди остались лежать, залитые кровью, на полу. Несмотря на ранения, это был триумф Геббельса, последователи которого избили около 200 коммунистов и выгнали их из зала. ." [4]
и Инфраструктура индустриализация
Правительство начало печатать огромное количество валюты для выплаты репараций ; это вызвало ошеломляющую инфляцию , которая уничтожила сбережения среднего класса. Однако экономический рост возобновился после середины десятилетия, чему способствовали кредиты США. Именно тогда культура особенно расцвела.
Расцвет Берлина начался в середине 1920-х годов, когда это был самый промышленно развитый город континента . Аэропорт Темпельхоф началась электрификация городской железной дороги был открыт в 1923 году, а с 1924 года . Берлин также был второй по величине внутренней гаванью Германии; вся эта инфраструктура была необходима для перевозки и питания более 4 миллионов берлинцев на протяжении 1920-х годов. [ нужна ссылка ]
Архитектура и градостроительство [ править ]

В межвоенный период в Берлине в больших масштабах строилась высококачественная архитектура для широких слоев населения, в том числе для беднейших слоев населения. В частности, жилые комплексы берлинского модернизма, построенные до начала национал-социализма, установили стандарты во всем мире и поэтому были добавлены в ЮНЕСКО в 2008 году. список всемирного наследия [5]
В результате экономически тяжелого положения во времена Веймарской республики жилищное строительство, которое до этого времени финансировалось преимущественно из частных источников и было ориентировано на получение прибыли, оказалось в тупике. Инфляция росла, и для граждан с низкими доходами достойное жилье становилось все более недоступным.
Следовательно, поиск был направлен на поиск новых моделей жилищного строительства по инициативе государства, которые затем можно было бы с энтузиазмом реализовать, начиная с 1920 года, после создания Большого Берлина и сопутствующей реформы местного и регионального управления. Были четко определены требования к типу строящихся квартир и их оснащению, а город был разделен на различные застройки. Следуя основным идеям движения «Город-сад», были запланированы двух- и трехэтажные жилые комплексы, хорошо интегрированные в ландшафт пригородов города. Первым крупным поместьем такого типа с более чем 2000 жилых единиц было так называемое Hufeisensiedlung (Поместье «Подкова»), спроектированное Бруно Таутом в Берлине. Оно представило новый тип высококачественного жилья и стало ярким примером использования цвета в интерьере. архитектура.
декаданса Репутация
Проституция выросла в Берлине и других регионах Европы, разрушенных Первой мировой войной. Этот способ выживания для отчаявшихся женщин, а иногда и мужчин, стал в некоторой степени нормой в 1920-х годах. Во время войны венерические заболевания, такие как сифилис и гонорея, распространялись с такой скоростью, что требовали внимания правительства. [6] Солдаты на фронте заразились этими болезнями от проституток, поэтому немецкая армия в ответ предоставила разрешение на открытие некоторых публичных домов, которые проверялись их собственными врачами, а солдатам выдавались талоны на сексуальные услуги в этих заведениях. [7] Гомосексуальное поведение было зафиксировано и среди солдат на фронте. Солдаты, вернувшиеся в Берлин в конце войны, по-другому относились к своему сексуальному поведению, чем несколько лет назад. [7] Проституция не одобрялась респектабельными берлинцами, но она продолжала укореняться в подпольной экономике и культуре города.
Преступность в целом развивалась в городе параллельно с проституцией, начиная с мелких краж и других преступлений, связанных с необходимостью выжить после войны. Со временем Берлин приобрел репутацию центра торговли наркотиками (кокаин, героин, транквилизаторы) и черного рынка. Полиция выявила в Берлине 62 организованные преступные группировки, получившие название Ringvereine . [8] Немецкая общественность также была очарована сообщениями об убийствах, особенно « убийствах из похоти » или Люстморде . Издатели удовлетворили этот спрос, выпустив недорогие криминальные романы под названием «Крими» , в которых, как и в нуаре той эпохи (например, классический «М» ), исследовались методы научного обнаружения и психосексуального анализа. [9]
Помимо новой терпимости к поведению, которое технически все еще было незаконным и рассматривалось значительной частью общества как аморальное, в берлинской культуре произошли и другие события, которые шокировали многих посетителей города. В город приезжали любители острых ощущений в поисках приключений, а книготорговцы продавали множество изданий путеводителей по эротическим ночным развлекательным заведениям Берлина. По оценкам, таких заведений было около 500, включая большое количество гомосексуальных заведений для мужчин и лесбиянок ; иногда трансвеститы одного или обоих полов, в других случаях было по крайней мере пять известных заведений, предназначенных исключительно для клиентуры-трансвеститов. допускались [10] Также было несколько нудистских заведений. В Веймарский период в Берлине также был музей сексуальности – в доктора Магнуса Хиршфельда Институте сексологии . [11] Почти все они были закрыты, когда нацистский режим стал диктатурой в 1933 году.
города Художники Берлина слились с андеграундной культурой , поскольку границы между кабаре и настоящим театром стирались. Анита Бербер , танцовщица и актриса, прославилась на весь город и за его пределами своими эротическими выступлениями (а также кокаиновой зависимостью и эксцентричным поведением). Она была нарисована Отто Диксом и общалась в тех же кругах, что и Клаус Манн .
- Europahaus, одно из сотен кабаре в Веймарском Берлине, 1931 год.
- Сцена из фильма «От других» (1919), снятого в Берлине, главный герой которого борется со своей гомосексуальностью.
- Проститутки покупают капсулы с кокаином у торговца наркотиками в Берлине, 1930 год. Капсулы продаются по 5 марок каждая.
- Продавец спиртных напитков после закрытия дороги. Его деятельность была незаконной, а спиртное, стоимость которого составляла одну марку за стакан, зачастую было весьма сомнительного происхождения. Продавец постоянно менял свое местоположение.
Жизнь [ править ]
Берлин 1920-х годов был городом множества социальных контрастов. В то время как большая часть населения продолжала бороться с высоким уровнем безработицы и лишениями после Первой мировой войны, высший класс общества и растущий средний класс постепенно вновь обрели процветание и превратили Берлин в космополитический город.
- Граф Цеппелин пролетает над Колонной Победы , 1928 год.
- Парад слонов с индийскими дрессировщиками из шоу Хагенбека по пути в Берлинский зоопарк , 1926 год.
- Берлине - Жилой комплекс в стиле Neues Bauen (новое здание) в Целендорфе , 1928 год.
- Автогонка 1922 года в Грюневальде, Берлин.
- Конгресс Международного женского союза в Берлине, 1929 г.
- Скульптура Рудольфа Беллинга на выставке, 1929 год.
- коммунисты Активисты- во время выборов в Рейхстаг , 1924 г.
- Borsigturm кирпичного (Башня Борзиг), образец экспрессионизма (построен в 1922–1924 годах).
Кино [ править ]
Кино в веймарской культуре не чуралось спорных тем, а открыто их рассматривало. В фильме «Дневник потерянной девушки» (1929) режиссера Георга Вильгельма Пабста с Луизой Брукс в главной роли рассказывается о молодой женщине, которую выгнали из дома после рождения внебрачного ребенка, а затем заставили стать проституткой, чтобы выжить. Эта тенденция откровенного обращения с провокационным материалом в кино началась сразу после окончания войны. В 1919 году Ричард Освальд снял и выпустил два фильма, которые вызвали споры в прессе и действия со стороны следователей полиции и правительственных цензоров. В книге «Проституция» речь шла о женщинах, которых загоняли в « белое рабство », а в книге «Другие от других» речь шла о конфликте гомосексуального мужчины между его сексуальностью и социальными ожиданиями. [12] К концу десятилетия подобный материал не встретил практически никакого сопротивления, когда был показан в берлинских театрах. Уильяма Дитерле ( «Секс в цепях» Пабста 1928) и «Ящик Пандоры» (1929) посвящены гомосексуализму среди мужчин и женщин соответственно и не подверглись цензуре. Гомосексуализм также присутствовал более косвенно в других фильмах того периода.
Следующие важные фильмы о Берлине 1920-х годов показывают мегаполис между 1920 и 1933 годами:
- Доктор Мабузе-игрок о персонаже Докторе Мабузе из романов Норберта Жака . , 1922 — первый (немой) фильм Фрица Ланга
- «Последний смех» , 1924 год — стареющий швейцар в берлинском отеле понижен в должности до уборщика, но смеётся последним, автор Ф. В. Мурнау.
- Трущобы Берлина ( Die Verrufenen ), 1925 — инженер в Берлине выходит из тюрьмы, но отец его выгоняет, невеста бросила его и шансов найти работу нет. Режиссер Герхард Лампрехт .
- Die letzte Droschke von Berlin , 1926 — показывает жизнь старого кучера в Берлине, который все еще водил дрожки в то время, когда зародился автомобиль . Режиссер Карл Боезе .
- Die Stadt der Millionen , 1927 — первый полнометражный документальный и экспериментальный фильм о Берлине, его жителях и их отношении к жизни. Режиссер Адольф Троц .
- Берлин: Симфония мегаполиса , 1927 — экспрессионистский документальный фильм Вальтера Рутмана о Берлине 1920-х годов.
- Убежище ( Zuflucht ), 1928 — одинокий и уставший мужчина возвращается домой после нескольких лет за границей, живет с продавщицей в Берлине и начинает работать в берлинском метро . Режиссер Карл Фрелих .
- Асфальт , 1929 — преступный мир Берлина затрагивает жизнь полицейского, фильм нуар классический Джо Мэя
- «Путешествие матери Краузе к счастью» , 1929 год — изображает жестокость бедности в районе Веддинг и коммунизм как спасательную силу, которая слишком поздно достигает матери и ребенка. Режиссер Фил Джуци .
- «Люди в воскресенье» , 1930 — Авангардный взгляд на повседневную жизнь Берлина, сценарий Билли Уайлдера и Курта Сиодмака
- Симфония мирового города ( Берлин — Как это было ), 1930 — документальный вид Берлина Лео де Лафорга . Впервые показан в 1950 году.
- Die Drei von der Tankstelle , 1930 — трое друзей разорились, поэтому продают свою машину и открывают заправочную станцию в Берлине. В фильме показан растущий уровень автомобилизации в Германии. Режиссер Вильгельм Тиле .
- Цианкали , 1930 год — бедная офисная сотрудница в Берлине беременеет, но аборты запрещены в Веймарской республике . Поэтому она идет к врачу-шарлатану , который применяет к ней токсичный цианид калия . Режиссер Ханс Тинтнер .
- «Эмиль и сыщики» , 1931 — приключенческий фильм по роману «Эмиль и сыщики» Эриха Кестнера показывает Берлин с детской точки зрения. Режиссер: Герхард Лампрехт .
- М , 1931 — берлинский триллер Фрица Ланга ; Начало нуара и конец экспрессионизма
- Берлин-Александерплац , 1931 — первая экранизация романа Берлинская Александерплац» « Альфреда Дёблина , режиссёр Фил Ютци.
- В поисках своего убийцы ( Der Mann, der seinen Mörder sucht ), 1931 — погрязший в долгах человек в Берлине не может покончить жизнь самоубийством и вынужден нанять убийцу, чтобы тот убил его в течение двенадцати часов. Но в ту же ночь он влюбляется в девушку, которая хочет остановить назначенного убийцу. Режиссер Роберт Сиодмак .
- Гранд-отель , 1932 год — показ жизни постоянных жителей берлинского отеля. Режиссер Эдмунд Гулдинг . Премия Оскар за лучший фильм (1931–1932).
- Куле Вампе , 1932 — о рабочей семье в Берлине в 1931 году, где выжить во время Великой депрессии было сложно . Режиссер Слатан Дудоу .
- Die Umwege des schönen Karl , 1938 — молодой официант приезжает в Берлин в 1930 году, чтобы обслуживать в лучшем винном ресторане, и безуспешно пытается попасть в высший свет . Режиссер Карл Фрелих .
- Ротация , 1949 год — показывает жизнь рабочей семьи в Берлине между 1920 и 1945 годами, от Великой депрессии из-за Третьего рейха до битвы за Берлин . Режиссер Вольфганг Штаудте .
- «Бобровая шкура» ( Die Buntkarierten ), 1949 — судьба типичной рабочей семьи в Берлине в период с 1883 по 1949 год, столкнувшейся с детским трудом , профсоюзной деятельностью, войной, депрессией, безработицей, а также взлетом и падением нацизма . Режиссер Курт Метциг .
- Der eiserne Gustav , 1958 - основан на романе Ганса Фаллада и рассказывает правдивую историю конного извозчика Густава Хартмана из района Ванзее , который сенсационно поехал в Париж в 1928 году, чтобы протестовать против появления автомобильных такси. Режиссер Джордж Хурдалек .
- «Вольф унтер Вёлфен» , 1964 — четырехсерийный фильм по роману «Волк среди волков» Ханса Фаллада описывает гиперинфляцию в Веймарской республике в 1923 году, которая привела к массовой безработице, бездомности, голоду и беспорядкам в Берлине. Режиссер Ханс-Йоахим Каспрзик .
- Гановенере , 1966 — комедия о своднике и криминальной среде Берлина 1925 года. Режиссер Вольфганг Штаудте .
- Кабаре , 1972 — действие происходит в начале 1930-х годов, изображающее Веймарский Берлин из произведений Кристофера Ишервуда ; фильм Боба Фосса
- Расстрел по команде – Братья Сасс, когда-то большие берлинские мошенники , 1972 – Франц и Эрих Сасс из района Моабит стали самыми известными и новаторскими грабителями банков в Берлине 1920-х годов. После серии преступных действий в Дании их арестовывают, экстрадируют в нацистскую Германию и казнят. Режиссер Райнер Вольфхардт .
- Воспоминания о Берлине: Сумерки Веймарской культуры о культурной жизни Берлина во времена Веймарской республики. , 1976 - Документальный фильм Гэри Конклина
- Змеиное яйцо , 1977 — безработный еврей в 1923 году Берлину предлагает работу профессор, проводящий медицинские эксперименты, предвещающие нацистские эксперименты над людьми . Режиссер Ингмар Бергман .
- Schöner Gigolo, Armer Gigolo , 1978 — прусский офицер возвращается домой в Берлин после окончания Первой мировой войны . Не имея возможности найти работу где-либо еще, он работает жиголо в борделе , которым управляет баронесса; Дэвид Хеммингс .
- Отчаяние , 1978 — на фоне прихода к власти нацистов русский эмигрант и шоколадный магнат в Берлине медленно сходит с ума. Режиссер Райнер Вернер Фассбиндер .
- Пинзельхайнрих , 1979 — эпизоды из жизни известного берлинского иллюстратора Генриха Цилле . Зилле увольняют с работы, он начинает жить за счет своих забавных и социально критичных рисунков, но использует свои заработки и растущую известность, чтобы помогать людям, которые беднее его. Режиссер Ханс Кноч .
- Берлин Александерплац , 1980 — тщательно продуманный фильм по роману Альфреда Дёблина . Сделано для телевидения (во многих частях) Райнером Вернером Фассбиндером .
- Фабиан , 1980 — в конце 1920-х берлинский копирайтер наблюдает за ночной жизнью вместе со своим другом, становится безработным во время Великой депрессии, но встречает новую девушку. Когда его друг совершает самоубийство, а девушка бросает его ради кинокарьеры, он теряет средства к существованию. По роману Эриха Кестнера , режиссер Вольф Гремм .
- Als Unku Edes Freundin war цирк, которым руководит Синти , 1981 — в 1920-е годы на окраину Берлина приезжает . Девушка-синти становится другом бедного немецкого мальчика, который пытается купить велосипед, чтобы заработать деньги для своей семьи разносчиком газет . Режиссер Хельмут Дзюба .
- Клэр Беролина , 1987 — портрет Клэр Вальдофф , которая стала известной певицей кабаре в Берлине 1920-х годов и была близкой подругой композитора Вальтера Колло , писателя Курта Тухольского и иллюстратора Генриха Зилле . Она была важной частью культурной и лесбийской жизни Берлина, пока нацистское Machtergreifung не положило конец ее успеху. Режиссер Клаус Гендрис .
- Кай аус дер Кисте , 1988 год — во время гиперинфляции в Веймарской республике 1923 года в Берлине мальчик и его друзья начинают кампанию конкурентной рекламы американского бренда жевательной резинки и используют для этого ресурсы мегаполиса. По роману Вольфа Дуриана , режиссер Гюнтер Мейер .
- Хануссен , 1988 — восстанавливаясь после ранения во время Первой мировой войны , Доктор обнаруживает, что австриец Клаус Шнайдер обладает способностями к эмпатии. После войны Шнайдер меняет имя на Эрик Ян Хануссен и едет в Берлин, чтобы выступать в качестве гипнотизера и читателя мыслей. Когда он предсказывает Адольфа Гитлера Machtergreifung и поджог Рейхстага , нацисты убивают его. Режиссер Иштван Сабо .
- Паутина ( Das Spinnennetz ), 1989 — основан на романе Йозефа Рота 1923 года и сосредоточен на молодом оппортунистическом лейтенанте, который перенес личное и национальное унижение во время падения Германской империи , а теперь становится все более активным в правом подполье Германии. Берлин начала 1920-х годов. Режиссер Бернхард Вики .
- «Письмо без слов» , 1998 — реконструкция жизни богатой еврейской кинорежиссёрши-любительницы в Берлине 1920-х — начала 1930-х годов на основе аутентичного киноматериала, представленного её внучкой. Режиссер Лиза Левенц .
- «Непобедимый» , 2001 — правдивая история еврейского диктатора в Берлине 1932 года, Вернер Херцог.
- Сасс , 2001 — основан на реальной истории братьев Франца и Эриха Сасс из района Моабит , которые стали самыми известными и новаторскими грабителями банков в Берлине 1920-х годов. Режиссер Карло Рола .
- Любовь в мыслях ( Was nützt die Liebe in Gedanken ), 2004 — о так называемой Штеглица студенческой трагедии в 1927 году, когда двое молодых людей под воздействием алкоголя, музыки и секса заключили договор о самоубийстве , что привело к трагедии. Режиссер Ахим фон Боррис .
- Ночь над Берлином , 2013 — еврейский врач и депутат от СДПГ в Рейхстаге сталкивается с растущими спорами между коммунистами и нацистами в Берлине, растущим антисемитизмом , нацистским Machtergreifung до поджога Рейхстага , за которым следует конец ключевых гражданских свобод. в 1933 году.
См. также [ править ]
- Александерплац
- Берлин Александерплац (роман)
- Эрик Ян Хануссен
- Фридрихштрассе
- Блеск и рок - немецкие портреты 1920-х годов.
- Кройцберг
- Ночная жизнь
- Потсдамская площадь
- Веймарская культура
- Universum Film AG (УФА)
- Вавилон-Берлин - сериал о Берлине 1920-х годов.
- Сайт о жизни в Берлине 1919-1933 гг.
Ссылки [ править ]
- Эпоха излишеств: Берлин в золотые двадцатые годы , SPIEGEL, Матиас Шрайбер, 23 ноября 2012 г.
- ^ «Топографии классов: современная архитектура и массовое общество в Веймарском Берлине (социальная история, популярная культура и политика в Германии)» . www.h-net.org. Сентябрь 2009 года . Проверено 9 октября 2009 г.
- ^ Обзор Киркуса, Великобритания, о Лакере, Уолтер Веймар: история культуры, 1918-1933 гг.
- ^ Митчелл, Отис К. (2008). Гитлеровские штурмовики и нападение на Германскую Республику, 1919-1933 гг . МакФарланд и компания . п. 109. ИСБН 978-0-7864-3912-6 .
- ^ Уве Клуссманн (29 ноября 2012 г.), Безжалостный подъем нацистов в Берлине Der Spiegel
- ^ Жилые комплексы Берлинского модернизма. Внесение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО ; немецкий/английский; Редактор: Управление памятников Берлина - ISBN 978-3-03768-000-1
- ^ Гордон, Мел (2006). Сладострастная паника: Эротический мир Веймарского Берлина . Лос-Анджелес: Дикий дом . п. 16. ISBN 1-932595-11-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гордон, Мел (2006). Сладострастная паника: Эротический мир Веймарского Берлина . Лос-Анджелес: Дикий дом. п. 17. ISBN 1-932595-11-2 .
- ^ Гордон, Мел (2006). Сладострастная паника: Эротический мир Веймарского Берлина . Лос-Анджелес: Дикий дом. п. 242. ИСБН 1-932595-11-2 .
- ^ Гордон, Мел (2006). Сладострастная паника: Эротический мир Веймарского Берлина . Лос-Анджелес: Дикий дом. п. 229. ИСБН 1-932595-11-2 .
- ^ Гордон, Мел (2006). Сладострастная паника: Эротический мир Веймарского Берлина . Лос-Анджелес: Дикий дом. п. 256. ИСБН 1-932595-11-2 .
- ^ Гордон, Мел (2006). Сладострастная паника: Эротический мир Веймарского Берлина . Лос-Анджелес: Дикий дом. стр. 256–7. ISBN 1-932595-11-2 .
- ^ Гордон, Мел (2006). Семь пристрастий и пять профессий Аниты Бербер . Лос-Анджелес: Дикий дом. стр. 55–6. ISBN 1-932595-12-0 .