Берлин Александерплац (мини-сериал)
Берлин Александерплац | |
---|---|
Режиссер | Райнер Вернер Фассбиндер |
Автор сценария | Райнер Вернер Фассбиндер |
На основе | Берлин Александерплац Альфред Дёблин |
Продюсер: |
|
В главных ролях | |
Рассказал | Райнер Вернер Фассбиндер |
Кинематография | Ксавер Шварценбергер |
Под редакцией | Джулиана Лоренц |
Музыка | Пер Рабен |
Производство компании | |
Распространено | Телекультура |
Дата выпуска |
|
Время работы |
|
Страна | Западная Германия |
Язык | немецкий |
Бюджет | 13 миллионов немецких марок (7,1 миллиона долларов США) |
Берлин Александерплац (англ. Немецкий: [bɛʁˈliːn ʔalɛkˈsandɐˌplats] из 14 частей ), первоначально транслировавшийся в 1980 году, представляет собой западногерманский криминальный телевизионный мини-сериал , действие которого происходит в Берлине 1920-х годов и адаптировано и направлено Райнером Вернером Фассбиндером из Альфреда Дёблина 1929 года одноименного романа . В главных ролях Гюнтер Лампрехт , Ханна Шигулла , Барбара Сукова , Элизабет Триссенаар и Готфрид Джон . Полная серия длится 15 часов ( выпуски NTSC и домашних СМИ увеличивают продолжительность просмотра на полчаса).
В 1983 году он был выпущен в прокат в США компанией TeleCulture, где театр показывал две или три части за ночь. Там он стал культовым и в конечном итоге был выпущен на VHS и транслировался на PBS , а затем на Bravo . В 1985 году он транслировался в Великобритании на канале Channel 4 .
Эпизоды
[ редактировать ]Руководство по эпизодам | |||||
---|---|---|---|---|---|
Нет. | Заголовок | Первый эфир | Время работы (мин.) | ||
1 | «Наказание начинается» «Наказание начинается» |
12 октября 1980 г. | 82 | ||
2 | «Как жить, если не хочешь умирать?» «Как можно жить, если не хочешь умирать» |
13 октября 1980 г. | 60 | ||
3 | «Удар молотком по голове может ранить душу» «Молотом по голове можно ранить душу» |
20 октября 1980 г. | 59 | ||
4 | «Горстка людей в глубине молчания» «Горстка людей в глубине тишины» |
27 октября 1980 г. | 59 | ||
5 | «Жнец с силой нашего Господа» «Жнец с силой доброго Господа» |
3 ноября 1980 г. | 60 | ||
6 | «Любовь имеет свою цену» «Любовь всегда стоит дорого» |
10 ноября 1980 г. | 59 | ||
7 | «Помните — клятву можно ампутировать» «Помните: вы можете ампутировать клятву». |
17 ноября 1980 г. | 58 | ||
8 | «Солнце согревает кожу, но иногда и обжигает ее» «Солнце нагревает кожу, которую иногда обжигает» |
24 ноября 1980 г. | 59 | ||
9 | «О вечности между многими и немногими» «О вечности между многими и немногими» |
1 декабря 1980 г. | 59 | ||
10 | «Одиночество разрывает трещины безумия даже в стенах» «Одиночество также создает трещины безумия в стенах» |
8 декабря 1980 г. | 60 | ||
11 | «Знание — сила, и ранняя пташка ловит червяка» «Знание – сила, а у утреннего часа золото во рту» |
15 декабря 1980 г. | 59 | ||
12 | «Змей в душе Змея» «Змея в душе змеи» |
22 декабря 1980 г. | 60 | ||
13 | «Снаружи и внутри и секрет страха перед секретом» «Внешнее и внутреннее и тайна страха тайны» |
29 декабря 1980 г. | 59 | ||
14 | «Моя мечта о мечте Франца Биберкопфа Альфреда Дёблина, эпилог» «Мой сон о мечте Франца Биберкопфа Альфреда Дёблина – Эпилог» |
29 декабря 1980 г. | 112 |
Краткое содержание
[ редактировать ]«Наказание начинается»
[ редактировать ]Берлин, 1928 год. Франц Биберкопф освобожден после четырехлетнего заключения в тюрьме Тегель за убийство своей подруги Иды. Поселившись в своей старой квартире, он навещает Минну, сестру Иды, и насилует ее. В воспоминаниях мы видим, как Франц убивает Иду кнутом со сливками, правильно заподозрив, что она собирается покинуть его. Позже Франц встречает своего старого друга Мека и выпивает с ним в местном баре Макса. Там он встречает Лину Пшибиллу, молодую польку, которая переезжает к нему. Он получает уведомление от берлинской полиции о том, что ему запрещено проживать в некоторых районах Берлина и близлежащих муниципалитетах под угрозой штрафа или тюремного заключения. Биберкопф отдает себя под надзор благотворительной организации под названием «Помощь заключенным», в которую он должен отчитываться раз в месяц, оставаясь на работе. Сделав это, он сможет остаться в Берлине.
«Как жить, если не хочешь умирать?»
[ редактировать ]Франц занимается торговлей на улице держателями для галстуков, но ему трудно зарабатывать достаточно денег, и он не считает себя оратором. После того, как он отказался от возможности продавать пособия по половому воспитанию, его уговорили продать нацистскую газету Völkischer Beobachter и носить нарукавную повязку со свастикой. В метро Франц сталкивается с евреем, продающим горячие сосиски, но отрицает свою антисемитность , а также с Дреске с двумя другими мужчинами, также известными ему. Дреске восхищается Лениным и Советским Союзом , но Франц в ответ осуждает революцию и «их» Веймарскую республику . В баре Макса Дреске и его друзья поют « Интернационал », чтобы спровоцировать Франца, на что он отвечает исполнением патриотических песен XIX века « Дозор на Рейне» и « Ich Hatt' Einen Kameraden ». Во весь голос Франц обвиняет их в крикливости и мошенниках, прежде чем чуть не потерять сознание. Остальные мужчины возвращаются к своему столу. Снаружи Франц встречает Лину. Он бессвязно рассказывает о том, что только что произошло; люди, которых он только что встретил, не понимают жизни и не знают, что такое быть в тюрьме.
«Удар молотком по голове может ранить душу»
[ редактировать ]Лину теперь беспокоит сомнительный характер работы, которую выполняет Франц. Она знакомит его с другом семьи, Отто Людерсом, который оказывается бывшим заключенным, которого он знает по тюрьме, но Франц считает Отто хорошим человеком. Вместе с ним Франц начинает продавать шнурки по домам. В первой квартире Франц проводит время с вдовой, на покойного мужа которой он очень похож. Позже Отто сообщает, что занимался сексом с вдовой. На следующий день Отто идет в дом вдовы и ожидает того же, но она чувствует угрозу и отвергает его. Отто требует денег и крадет у нее. Когда Франц возвращается к вдове, радостно ожидая нового свидания, она захлопывает перед ним дверь. Франц исчезает. Обезумевшая Лина ищет его вместе с Меком. Они будят Отто рано утром, но Мек понимает, что его рассказ полон лжи, и бьет его. Франца находит в ночлежке Отто, которому тут же угрожают стулом. Отто предлагает ему долю денег, которые, как понимает Франц, вымогали у вдовы, но, желая действовать прямо, выливает на Отто содержимое ночного горшка. Мек узнает от Отто местонахождение Франца, но Франц ушел вскоре после предыдущего инцидента. Мек убеждает Лину, что Франц хочет, чтобы ее оставили в покое, и предлагает ей жить с ним.
«Горстка людей в глубине молчания»
[ редактировать ]Франц впадает в запой с алкоголем, а бывший санитар Бауманн присматривает за ним в комнатах здания напротив того, которое занимает благотворительная организация для заключенных, от которой зависит его свобода в Берлине. Франц бродит по улицам в бреду; возле церкви он принимает разносчика угля за пастора. Когда он приходит в себя после очередного запоя, Бауманн говорит ему, что лежит в ступоре уже три дня. Теперь Франц чувствует, что ни Бог, ни Сатана, ни ангелы, ни другие люди не могут ему помочь. После того, как стало известно о различных кражах в здании, Бауманн говорит Францу, что не пробудет с ним долго, хотя вскоре арестовывают обитателей соседних комнат. Франц заводит разговор с продавцом, который предложил ему руководства по половому воспитанию, и обнаруживает, что Мек теперь продает одежду на улице и, по-видимому, преуспевает. Мек признается Францу, что жил с Линой, пока она не ушла от него.
«Жнец с силой нашего Господа»
[ редактировать ]Франц после нескольких мимолетных встреч наконец вновь познакомился с Евой. Ева, которую он раньше сводил, испытывает к нему глубокую привязанность и в его отсутствие заплатила за аренду его старых комнат. У Макса Мек знакомит Франца с Пумсом, главой нелегального предприятия. Он также встречает Рейнхольда, одного из людей Пумса. Рейнхольд устал от своей женщины Френце и хочет, чтобы Франц забрал ее из его рук. Франц пригласил ее прийти и заняться с ней сексом. Она возвращается к нему после того, как не может найти Рейнхольда. Затем Рейнхольд использует тот же план со своей нынешней женщиной Силли, которую Франц приспосабливает после того, как спровоцировал ссору с Френце. Рейнхольд, после контакта с Армией Спасения , устал от «баб» и отчаянно пытается положить конец своим отношениям со своей нынешней женщиной, Трудой, но Силли злится, когда Франц объясняет ей это, и на короткое время считает, что Франц хуже в его обращение с женщинами, чем у Рейнхольда, возможно, не подозревая об убийстве Иды, но она убеждает Франца рассказать Труде о природе Рейнхольда. Они примирились.
«Любовь имеет свою цену»
[ редактировать ]Франц объясняет Рейнхольду, что хочет, чтобы Силли осталась с ним. Франца втягивает в банду Пумса, когда его призывают на работу в качестве замены в последнюю минуту Бруно, которого избивают на улице. Франц оказывается наблюдателем, когда Пумс, Райнхольд и Мек совершают ограбление. В грузовике для бегства Райнхольд начинает подозревать Франца из-за машины, которая, кажется, преследует их. Рейнхольд выбрасывает Франца из кузова грузовика.
«Помните — клятву можно ампутировать»
[ редактировать ]Франц выжил в автокатастрофе, но его правая рука была ампутирована. Какое-то время он выздоравливает с Евой и любовником Евы Гербертом. Герберт выступает против синдиката Пумса, поэтому босс решает собрать сбор, чтобы помочь Францу оплатить медицинские расходы. Франц идет в квартал красных фонарей и встречает сутенера, который предлагает ему женщину, которую он называет вавилонской блудницей .
«Солнце согревает кожу, но иногда и обжигает ее»
[ редактировать ]Франц ввязывается в нелегальное предприятие вместе с Вилли, которого он встретил в кабаре. Ева и Герберт заходят к Францу и приводят с собой молодую женщину Эмили Карсунк, которую предлагают в качестве новой возлюбленной. Франц и добросердечная женщина, которую он называет Мизе, влюбляются друг в друга. Однако их чары любви разрушаются, когда Франц находит любовное письмо от другого мужчины.
«О вечности между многими и немногими»
[ редактировать ]Ева объясняет Францу, что Мизе просто хочет работать, чтобы поддержать его, поскольку Франц не может этого сделать из-за отсутствия руки. Он примиряется с Мизе. Франц идет к Рейнхольду и рассказывает ему, как он стал сутенером. Рейнхольду противен обрубок руки Франца. Франца вдохновляет коммунистический митинг, во время которого Франц мечтает. После встречи Франц и Вилли игриво обсуждают с воинствующим рабочим достоинства их «нечестной» работы. Затем они встречаются с Евой и Гербертом, где Франц насмешливо рассказывает уроки, которые он узнал о власти и государстве на встрече, прежде чем более серьезно рассуждать о роли порядка и власти по сравнению с более безграничной властью.
«Одиночество разрывает трещины безумия даже в стенах»
[ редактировать ]Поскольку Мизе не может иметь детей, Ева говорит ей, что у нее от Франца будет ребенок, которого Мизе затем сможет вырастить. Мизе в восторге до такой степени, что Ева спрашивает, лесбиянка ли она. Ева также говорит Мизе, что она обеспокоена тем, что у Франца возникают проблемы с «мошенником» Вилли, хотя ему следует присматривать за теми, кто взял его за руку. В баре Макса Франц слушает, как Вилли поддерживает ницшеанские идеи, в то время как Макс умоляет марксиста не допускать политику в бар. Франц пьяно бродит по ночам по улицам, повторяя отрывки из разговора, прежде чем заявить, что ему не нужна политика. Франц едет на такси до тюрьмы Тегель, где засыпает на скамейке в парке, после чего к нему обращается полицейский и, уже очень пьяный, возвращается домой. На следующий день Мизе просит Франца держаться подальше от политики, и тот снова заявляет, что у него нет интереса. Мизе признается, что взяла богатого клиента и; Франц в ужасе, поскольку думает, что Мизе хочет избавиться от него, пока Мизе не описывает соглашение, заключенное с Евой о ребенке Франца. После того, как Мизе уходит, приходит Ева и спрашивает, хочет ли Франц иметь ребенка, и они занимаются сексом. Отрицательно отреагировав на лекцию Герберта о его растущем пьянстве, Франц возвращается домой, и они с Мизе соглашаются напиться. Приходит богатый клиент Мизе. Франц узнает, что она уезжает с ним на три дня, и плачет от отчаяния.
«Знание — сила, и ранняя пташка ловит червяка»
[ редактировать ]Франц идет к Рейнхольду и говорит ему, что хочет снова связаться с Пумсом. У Рейнхольда все еще есть подозрения, но Францу разрешено помочь банде с работой. Мизе расстроена тем, что Франц зарабатывает деньги, потому что она думает, что Франц хочет быть независимым от нее, но Франц ее успокаивает. Франц хвастается Рейнхольду преданностью Мизе и решает показать ему, какая она прекрасная женщина. В квартире Франц заставляет Рейнхольда спрятаться в кровати, когда приходит Мизе. Она признается, что любит другого мужчину. Франц злится и жестоко избивает ее, но Рейнхольд спасает ее, а Франц выгоняет Рейнхольда. Мизе выходит к Францу, и они примиряются, хотя он окровавил ее. Франц и Мизе отправляются в путешествие за пределы Берлина, где он объясняет ей, что просто хотел, чтобы Рейнхольд увидел настоящую женщину.
«Змей в душе Змея»
[ редактировать ]Франц знакомит Мизе с Мекком. Рейнхольд шантажирует Мека, чтобы тот устроил ему встречу с Мизе. Мек берет Мизе с собой в Бад-Фрайенвальде и доставляет ее Райнхольду. Рейнхольд берет ее на прогулку в лес, где она сопротивляется его ухаживаниям. Мизе хочет узнать больше о Франце, и Рейнхольд сообщает, что из-за него Франц потерял руку. Мизе приходит в ужас от этого открытия. Рейнхольд душит ее и оставляет в лесу.
«Снаружи и внутри и секрет страха перед секретом»
[ редактировать ]Франц сообщает Еве, что Мизе ушла от него. Ева успокаивает его, хотя и сама немного обеспокоена. Ограбление, совершенное бандой Пумса, идет не так, как надо, и Мек обжигается сварочной горелкой. Франц ведет Мека в свою квартиру, чтобы перевязать ему рану. Мек говорит Францу, что Рейнхольд плохой парень, но Франц утверждает, что у него доброе сердце. Мек выводит полицию в лес и помогает им найти задушенное тело Мизе, говоря им, что помог ее похоронить. Ева приносит Францу газету, в которой рассказывается об убийстве Мизе. Франц разражается безумным смехом, утверждая, что он рад, что, по крайней мере, Мизе не оставил его, как он думал. Как только он перестанет смеяться, он клянется убить Рейнхольда.
«Моя мечта о мечте Франца Биберкопфа Альфреда Дёблина, эпилог»
[ редактировать ]В фантастическом эпизоде Франц идет по улице мертвых с двумя ангелами. Он находит Миезе, но она исчезает из его рук. Рейнхольд находится в тюрьме за преступления, совершенные человеком, личность которого он узнал. Он переживает из-за того, что его сокамерника и любовника освобождают. Франца отправляют в приют. Большая часть остальной части эпизода происходит в его воображении. Воспроизводится то, как Франца сбивает машина, и разные персонажи берут на себя роли жертвы и водителя. В поразительном эпизоде с Францем и Мизе обращаются как с животными, которых забивают на скотобойне. На вертепе Франца поднимают на крест, а остальные персонажи смотрят. На заднем плане взрывается атомная бомба, и ангелы убирают мертвых. Сюрреалистические образы внезапно прекращаются, и Франц предстает перед судом над Рейнхольдом, свидетельствуя о своем хорошем характере. Рейнхольда приговорили к 10 годам заключения за непредумышленное убийство. Ева сообщает Францу, что потеряла ребенка. Фильм завершается тем, что Франц играет помощника привратника на фабрике. Он внимательно относится к своей работе, но не к войне на горизонте.
Бросать
[ редактировать ]- Гюнтер Лампрехт в роли Франца Биберкопфа
- Ханна Шигулла в роли Евы
- Барбара Сукова в роли Эмили «Мизе» Карсункэ
- Готфрид Джон в роли Рейнхольда Хоффмана
- Франц Бухризер, как Мек
- Клаус Холм — Макс, владелец бара
- Brigitte Mira as Frau Bast
- Роджер Фриц, как Герберт
- Элизабет Триссенаар в роли Лины Пшибиллы
- Барбара Валентин в роли Иды
- Харк Бом в роли Отто Людерса
- Ivan Desny as Pums
- Юрген Дрегер — продавец колбас
- Аннемари Дюрингер в роли Силли
- Irm Hermann as Trude
- Фриц Шедиви, как Вилли
- Трауте Хесс в роли Эмми
- Фолькер Шпенглер, как Бруно
- Гюнтер Кауфманн, как Тео
- Коллекция Питера как Нахум
- Маргит Карстенсен в роли Теры
- Хельмут Грим из Саруга
- Карин Баал и Минна
- Аксель Бауэр, как Трешер
- Хелен Вита в роли Френце
- Витус Зеплихал в роли Руди
- Герхард Цверенц, как Бауманн
- Лило Накачана как Sister Pums
- Альма Карлова в роли фрау Грайнер
- И Са Ло в роли Ильзы
- Райнер Вернер Фассбиндер в роли рассказчика / самого себя
- Рауль Хименес, как Конрад
- Мехтильд Гроссманн — Паула, проститутка
- Питер Койпер в роли Лысого мужчины
- Анджела Шимд в роли вдовы
- Удо Кир в роли молодого человека в баре
- Клаус Хёне — продавец газет
- Герберт Штайнмец — продавец газет в метро
Производство
[ редактировать ]«Берлинская Александерплац» была совместным производством немецкой компании Westdeutscher Rundfunk (WDR) , Bavaria Film GmbH и итальянской сети RAI .
Производство проходило на киностудии Баварии почти год.
Фассбиндер представлял себе создание «параллельного» фильма, который после завершения он сделает специально для проката в кинотеатрах. В состав его фэнтезийного актерского состава входили Жерар Депардье в роли Франца и Изабель Аджани в роли Мизе. [ 1 ]
Влияние
[ редактировать ]Фильм оказал влияние на многих выдающихся режиссеров и критиков. Сьюзан Зонтаг написала благодарность в сентябрьском номере журнала Vanity Fair за 1983 год . Режиссеры Майкл Манн и Фрэнсис Форд Коппола назвали сериал оказавшим влияние. В 1990-е годы кинорежиссер Тодд Хейнс позаимствовал образы из фантасмагорического эпилога фильма « Бархатная золотая жила» .
Фильм также упоминался в культовых телесериалах, таких как «Критик» и «Таинственный научный театр 3000» . Журналист NME и The Wire Крис Бон с 1984 года писал под псевдонимом «Биба Копф» в честь его главного героя.
Прием
[ редактировать ]Стэнли Кауфманн из The New Republic писал: «Берлин Александерплац с самого начала должен испытать ощущение опасности и риска». [ 2 ]
фильм занял 202-е место В опросе кинокритиков 2012 года . [ 3 ] Его не было в обновлении 2022 года.
Реставрация
[ редактировать ]В 2005 году Немецкий институт культуры , завершив реконструкцию и реставрацию « Сергея Эйзенштейна » Броненосца Потемкин , решил восстановить берлинскую Александерплац , заявив, что оригинальный 16-миллиметровый кинонегатив находился в «катастрофическом физическом состоянии» и что его «необходимо восстановить». ".
Начиная с 2006 года серия прошла реставрацию и ремастеринг до 35 мм. «Берлин Александерплац: Ремастеринг» Мировая премьера фильма состоялась 9 февраля 2007 года на Берлинском международном кинофестивале , где были показаны эпизоды 1 и 2. Реставрация завершилась в начале 2007 года, ровно через 25 лет после смерти Фассбиндера. Вся серия вышла 11 февраля 2007 года в пяти частях. [ 4 ] Переиздание сопровождалось книгой, в которую вошли сценарий, рисунки, отрывки из романа Дёблина, а также избранные рецензии.
Набор DVD с дополнительными материалами был выпущен в Германии 10 февраля 2007 года. [ 5 ] и был выпущен в Америке через The Criterion Collection в ноябре 2007 года. Ричард Корлисс из Time назвал его одним из 10 лучших DVD 2007 года, заняв 9-е место. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стедман Уотсон, Уоллес (1996). Понимание Райнера Вернера Фассбиндера: кино как частное и публичное искусство . Издательство Университета Южной Каролины. п. 251.
- ^ «Максимальный опус» . Новая Республика . Проверено 27 октября 2023 г.
- ^ «250 лучших фильмов по версии критиков Sight & Sound 2012 года - Общество Пендрагона» . thependragonsociety.com . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ «Ремастеринг Берлинской Александерплац Фассбиндера» . Фонд Райнера Вернера Фассбиндера. 31 января 2007 г. Архивировано из оригинала 23 февраля 2007 г. Проверено 23 марта 2007 г.
- ^ Бергер, Себастьян (16 января 2007 г.). «БерлинАлександерплац – ремастеринг исключительно в SZ-Cinemathek» (на немецком языке). Южногерманское издательство . Проверено 9 июля 2012 г.
- ^ [1] Корлисс, Ричард ; 10 лучших DVD; time.com
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Слуган, Марио. 2017. Монтаж как опыт восприятия: Берлин Александерплац от Дёблина до Фассбиндера . Рочестер: Бойделл и Брюэр.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Берлин Александерплац на IMDb
- Берлин Александерплац в AllMovie
- Берлин Александерплац в Rotten Tomatoes
- Берлин Александерплац: Тот, кто живет в человеческой коже , эссе Тома Тыквера в Criterion Collection
- Берлин Александерплац в Фонде Фассбиндера
- Берлин Александерплац: обновленный в Фонде Фассбиндера
- Берлин Александерплац: ремастеринг на выставке Bavaria Film International
- фильмы 1980 года
- Телевизионные фильмы 1980 года
- Немецкий телесериал 1980-х годов.
- немецкие эпические фильмы
- Фильмы по немецким романам
- Фильмы Райнера Вернера Фассбиндера
- Фильмы, действие которых происходит в Берлине
- Фильмы, действие которых происходит в 1920-е годы.
- Немецкоязычные фильмы 1980-х годов
- Немецкие драматические телефильмы
- Немецкие политические драмы
- Телешоу по немецким романам
- Телесериал, действие которого происходит в 1920-х годах.
- Западногерманские фильмы
- Фильмы о городах
- Телепередачи о проституции
- Фильмы, действие которых происходит в психиатрических больницах
- Немецкие фильмы о ЛГБТ
- Немецкие тюремные фильмы
- Телешоу на немецком языке
- Первая оригинальная программа
- Немецкий телевизионный мини-сериал 1980-х годов
- Премия Гримме для победителей художественной литературы
- Работы о проституции в Германии.
- Работы о Веймарской республике
- Немецкие фильмы 1980-х годов.
- Фильмы 1980 года о ЛГБТ
- Драматические фильмы 1980-х годов, посвященные ЛГБТ