Лупе Велес
Лупе Велес | |
---|---|
![]() Велес на рекламном фото РКО в 1941 году. | |
Рожденный | Мария Гуадалупе Вильялобос Велес 18 июля 1908 г. Сан-Луис-Потоси , Мексика |
Умер | 14 декабря 1944 г. Глендейл, Калифорния , США | (36 лет)
Причина смерти | Передозировка барбитуратами |
Место отдыха | Пантеон Долорес , Мехико , Мексика |
Занятия |
|
Годы активности | 1924–1944 |
Супруг | |
Подпись | |
![]() |
Мария Гуадалупе «Лупе» Вильялобос Велес (18 июля 1908 — 14 декабря 1944) — мексиканская актриса, певица и танцовщица золотого века голливудского кино.
Велес начала свою карьеру как исполнительница мексиканских водевилей в начале 1920-х годов. Переехав в Соединенные Штаты, она впервые появилась в короткометражном фильме в 1927 году. К концу десятилетия она снималась в полнометражных немых фильмах и дошла до главных ролей в фильмах «Гаучо» (1927), «Леди «Тротуары» (1928) и «Волчья песня» (1929) и другие. Велес без труда перешел на звуковое кино. Она была одной из первых успешных мексиканских актрис в Голливуде. В 1930-е годы ее взрывной экранный образ использовался в успешных комедийных фильмах, таких как «Острый перец» (1933), «Строго динамит» (1934) и «Голливудская вечеринка» (1934). В 1940-х годах популярность Велес достигла пика, когда она появилась в роли Кармелиты Фуэнтес в восьми мексиканских фильмах «Спитфайр» - сериале, созданном с целью извлечь выгоду из ее пылкой личности.
прозвище «Мексиканский Спитфайр» Личная жизнь Велес, получившая в СМИ , была такой же яркой, как и ее экранный образ. У нее было несколько широко разрекламированных романов с голливудскими актерами и бурный брак с Джонни Вайсмюллером . умер в возрасте 36 лет в декабре 1944 года от преднамеренной передозировки барбитурата Секонала Велес . Ее смерть и обстоятельства, связанные с ней, были предметом спекуляций и споров.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Детство и образование
[ редактировать ]Велес родилась в городе Сан-Луис-Потоси в Мексике, в семье Хакобо Вильялобоса Рейеса, полковника вооруженных сил диктатора Порфирио Диаса , и его жены Жозефины Велес, оперной певицы по некоторым источникам или певицы водевиля по некоторым данным. другим. [ 1 ] Она была одной из пяти детей; у нее было три сестры: Мерседес, Рейна и Жозефина, а также брат Эмигдио. [ 2 ] [ 3 ] Вильялобо считались известной и финансово обеспеченной семьей в Сан-Луис-Потоси. По словам троюродного брата Велеса, они жили в большом доме, и большинство членов мужского пола получили высшее образование. [ 1 ]
В 13 лет родители отправили ее учиться в Университет Богоматери Озера (ныне Университет Богоматери Озера ) в Сан-Антонио , штат Техас, где Велес научился говорить по-английски и танцевать. Позже она призналась, что ей нравились уроки танцев, но в остальном она училась плохо. [ 4 ]
Начало в Мексике и прибытие в Соединенные Штаты (1924–26).
[ редактировать ]
Велес начала свою карьеру в мексиканских ревю в начале 1920-х годов. Первоначально она выступала под своей отцовской фамилией (см. обычаи именования латиноамериканцев ) Вильялобос, но после того, как ее отец вернулся домой с войны (он не погиб в бою, как утверждают некоторые источники), он был возмущен тем, что его дочь решила стать эстрадный артист. В качестве сценического псевдонима она выбрала материнскую фамилию Велес. [ 5 ] Их мать познакомила Велеса и ее сестру Жозефину с популярной испанско-мексиканской ведущей Марией Конеса «Ла Гатита Бланка». Велес дебютировала в шоу под руководством Конесы, где она спела «Oh Charley, My Boy» и станцевала шимми . [ 6 ] В 1924 году Аурелио Кампос, молодой пианист и друг сестер Велес, рекомендовал Велеса продюсерам Карлосу Ортеге и Мануэлю Кастро. Ортега и Кастро готовили сезонное ревю в театре Реджис и в марте 1925 года наняли Велеса присоединиться к труппе. Позже в том же году Велес снялся в ревю «Мексиканский Ратаплан» и «¡No lo Tapes!» (обе пародии на шоу Батаклана в Париже). Ее захватывающее пение и провокационные танцы пользовались успехом у публики, и вскоре она зарекомендовала себя как одна из главных звезд водевиля Мексики. Через полтора года Велес покинула ревю после того, как менеджер отказался повысить ей зарплату. Затем она присоединилась к директору театра , но через три месяца была уволена из-за своего «дерзкого отношения». Велес была быстро принята на работу в Театр Лирико , где ее зарплата выросла до 100 песо в день. [ 7 ]
Велес, чья изменчивая и энергичная личность и ее вражда с другими исполнителями часто освещалась мексиканской прессой, также оттачивала свое умение привлекать к себе внимание. Среди ее самых непримиримых соперников были мексиканские ведетты Селия Падилья, [ 8 ] Селия Монтальван, [ 9 ] и Делия Маганья . [ 10 ] Названная Ла Нинья Лупе из-за молодости, Велес вскоре зарекомендовала себя как одна из главных звезд водевиля Мексики. [ 11 ] Среди ее поклонников были известные мексиканские поэты и писатели, такие как Хосе Горостиса и Ренато Ледюк . [ 12 ]
В 1926 году Фрэнк А. Вудьярд [ 13 ] Американец, видевший выступление Велеса, порекомендовал ее режиссеру Ричарду Беннетту (отцу актрис Джоан и Констанс Беннетт ). Беннетт искал актрису, которая могла бы сыграть мексиканскую певицу из кантины в своей предстоящей пьесе «Голубь» . Он отправил Велес телеграмму с приглашением в Лос-Анджелес для участия в спектакле. Велес планировала поехать на Кубу, чтобы выступить, но быстро изменила свои планы и поехала в Лос-Анджелес. Однако по приезде она обнаружила, что ее заменила другая актриса. [ 14 ]
Находясь в Лос-Анджелесе, она познакомилась с комиком Фанни Брайс . Брайс была увлечена Велесом, и позже она сказала, что никогда не встречала более увлекательной личности. Она продвигала карьеру Велеса как танцовщицы и рекомендовала ее Фло Зигфельд , которая наняла ее для выступления в Нью-Йорке. Пока Велес собиралась покинуть Лос-Анджелес, ей позвонил Metro-Goldwyn-Mayer продюсер Гарри Рапф и предложил ей кинопробы. Продюсер и режиссер Хэл Роуч увидел кинопробы Велес и нанял ее на небольшую роль в комиксе Лорел и Харди короткометражном «Моряки, будьте осторожны!» [ 15 ] Она перешла на роль инженю вместе с Чарли Чейзом в комедии Роуча с двумя барабанами «Что женщины сделали для меня» (1927).
Прорыв и успех (1927–38).
[ редактировать ]
Позже в том же году она прошла кинопробы для предстоящего Дугласа Фэрбенкса полнометражного фильма «Гаучо» . Фэрбенкс был впечатлен Велесом, и он быстро подписал с ней контракт. После выхода в 1927 году «Гаучо» стал хитом, и критики были должным образом впечатлены способностью Велеса противостоять Фэрбенксу, который был хорошо известен своей энергичной игрой и впечатляющими трюками. [ 16 ]
Велес сняла свой второй крупный фильм « Выстоять и доставить» (1928) режиссера Сесила Б. Демилля . В том же году она была названа одной из звезд WAMPAS Baby Star . В 1929 году Велес появилась в фильмах «Дама с тротуаров » режиссера Д. У. Гриффита и «Там, где Восток есть Восток» , сыграв молодую китаянку. В вестерне « Песня волка » режиссера Виктора Флеминга она появляется вместе с Гэри Купером . Поскольку ее регулярно называли «экзотической» или «этнической» женщиной, непостоянной и вспыльчивой, [ 17 ] Обозреватели светской хроники стали называть Велеса «Мексиканским ураганом», «Мексиканским диким котом», «Мексиканским сумасшедшим», «Вупи Лупе» и «Горячим Тамале». [ 18 ]

К 1929 году киноиндустрия перешла от немого кино к звуковому. Карьера некоторых звезд той эпохи внезапно оборвалась из-за сильного акцента или плохо записанного голоса. Руководители студии предсказывали, что акцент Велес, вероятно, помешает ей осуществить переход. Эта идея развеялась после того, как в 1929 году она появилась в своей первой всеобщей картине « Рин Тин Тин , изображающей автомобиль Тигровая роза» . [ 19 ] Фильм имел успех, и звуковая карьера Велеса пошла на убыль. [ 20 ]
С появлением звуковых фильмов Велес появился в серии Pre-Code фильмов , таких как «Адская гавань» (режиссер Генри Кинг ), «Шторм» (1930, режиссер Уильям Уайлер ) и криминальная драма «Восток есть Запад » с Эдвардом Г. Робинсоном. (1930). В 1931 году она появилась в своем втором фильме Сесила Б. Демилля « Человек-скво » с Уорнером Бакстером и в фильме «Воскресение » режиссера Эдвина Кэрью . В 1932 году Велес снял «Кубинскую песню о любви» (1931) с популярным певцом Лоуренсом Тиббеттом . В том же году у нее была роль второго плана в «Конго» (звуковой ремейк « Запада Занзибара ») с Уолтером Хьюстоном . Она также снялась в испаноязычных версиях некоторых своих фильмов, выпущенных Universal Studios, таких как Resurrección (1931, испанская версия « Воскресения ») и Hombres en mi vida (1932, испанская версия « Мужчины в ее жизни »). Велес нашла свою нишу в комедии, играя красивых и изменчивых персонажей. [ 21 ]
В феврале 1932 года Велес сделала перерыв в своей кинокарьере и отправилась в Нью-Йорк, где бродвейский импресарио Флоренц Зигфельд-младший подписал с ней контракт на роль Кончиты в музыкальном ревю Hot-Cha! . [ 22 ] В шоу также снимались Берт Лар , Элеонора Пауэлл и Бадди Роджерс .

В 1933 году Велес появился в фильмах «Полуголая правда» с Ли Трейси и «Острый перец» , с Виктором МакЛагленом и Эдмундом Лоу . Позже в том же году она вернулась на Бродвей, где снялась с Джимми Дюранте в музыкальном ревю « Strike Me Pink» . Она воссоединилась с Дюранте в трех кинокомедиях 1934 года: «Палука» , «Строго динамит» и, наиболее известная, «Голливудская вечеринка» . В том же году Велес получил роль «Стройной девушки» в фильме « Смеющийся мальчик » с Рамоном Новарро . Фильм был тихо выпущен в прокат и по большей части проигнорирован. Несколько полученных рецензий раскритиковали фильм, но высоко оценили игру Велеса. [ 23 ] Больший успех она добилась благодаря своему краткому появлению в комедийном фильме « Голливудская вечеринка» , где она разбивает яйца вместе с Лорел и Харди .
Хотя Велес была популярной актрисой, MGM Studios не продлила с ней контракт. В течение следующих нескольких лет Велес работала в различных студиях в качестве актрисы-фрилансера; она также провела два года в Англии, где снимала «Мораль Маркуса» и «Цыганскую мелодию» (оба 1936 года). В следующем году она вернулась в Лос-Анджелес, где подписала контракт с RKO на участие в Уиллера и Вулси комедии «Высокие летающие » (1937, в которой представлены некоторые из ее образов знаменитостей).
Последнее выступление Велеса на Бродвее было в мюзикле You Never Know Коула Портера « » в 1938 году . Шоу получило плохие отзывы критиков, но получило широкую огласку из-за вражды между Велесом и другим актером Либби Холман . Холман также была раздражена тем вниманием, которое Велес привлекла к участию в шоу, своими впечатлениями от нескольких актрис, включая Глорию Суонсон , Кэтрин Хепберн и Ширли Темпл . [ 24 ] Вражда достигла апогея во время выступления в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, после того, как Велес ударил Холмана между вызовами на занавес и поставил ей синяк под глазом. Вражда фактически положила конец шоу. [ 25 ]
По возвращении в Мехико в 1938 году, чтобы сыграть в своем первом мексиканском фильме, Велес приветствовали десять тысяч фанатов. Фильм «Зандунга» режиссера Фернандо де Фуэнтеса в главной роли с мексиканским актером Артуро де Кордова имел успех у критиков и финансовый успех, и Велес должен был появиться еще в четырех мексиканских фильмах. Вместо этого она вернулась в Лос-Анджелес и вернулась к работе в RKO. [ 26 ]
Дальнейший успех и последние роли (1939–44).
[ редактировать ]
снялся В 1939 году Велес вместе с Леоном Эрролом и Дональдом Вудсом в фильме «Девушка из Мексики» . Несмотря на то, что это был малобюджетный фильм категории B , он имел успех у зрителей, и RKO снова объединила ее с Эрролом и Вудсом для сиквела « Мексиканский Спитфайр» . Этот фильм также имел успех и привел к появлению серии «Спитфайр» фильмов (всего восемь). В сериале Велес изображает Кармелиту Линдси, темпераментную, но дружелюбную мексиканскую певицу, замужем за Деннисом «Денни» Линдси (Вудс), элегантным американским менеджером по рекламе. Фильмы «Спитфайр» омолодили карьеру Велеса. Более того, это были фильмы, в которых латиноамериканка играла главную роль в восьми фильмах подряд – настоящая редкость. [ 27 ]
Лупе Велес к тому времени была латиноамериканкой номер один в Голливуде, и продюсер и режиссер Марк Сандрич попросил ее возглавить живое шоу в Энсенаде, Мексика. Это была подготовка к турне Hollywood Victory Caravan , и в шоу 22 марта 1942 года приняли участие многие участники Caravan: Лорел и Харди , Джеймс Кэгни , Дези Арназ , Люсиль Болл и Джоан Беннетт , среди других. Велес также вел шоу, обратившись к аудитории из 2500 мексиканских военнослужащих на испанском языке. [ 28 ]
Помимо мексиканского сериала «Спитфайр» , она снималась в других музыкальных и комедийных фильмах для RKO, Universal Pictures и Columbia Pictures . Некоторые из этих фильмов: « Шесть уроков мадам Ла Зонга» (с Леоном Эрролом, 1941), «Товарищи по играм» (с Джоном Бэрримором , 1941) и «Рыжая с Манхэттена» (1943). В последнем фильме Велес играет двойную роль звезды Бродвея и ее сестры-близнеца, приехавшей в гости, и предлагает зрителю редкий шанс услышать настоящий говорящий голос Лупе Велес. Приезжую сестру она играет со своим привычным преувеличенным мексиканским акцентом, а актрису играет своим собственным, мягко интонированным голосом, выдающим лишь следы акцента.
последний фильм из серии «Спитфайр» — «Благословенное событие мексиканского Спитфайра» В 1943 году вышел . К тому времени сценарии и ситуации с ошибочными личностями повторялись, и новизна сериала начала угасать. [ 26 ] но энергия Велеса и клоунада Эррола никогда не угасали.
снялся Велес вместе с Эдди Альбертом в романтической комедии 1943 года « Женский день » об актрисе и бейсболистке. В 1944 году Велес вернулся в Мексику, чтобы сыграть главную роль в экранизации Эмиля Золя « романа Нана» , которая была хорошо принята. Это будет ее последний фильм. После завершения съемок Велес вернулся в Лос-Анджелес и начал подготовку к еще одной сценической роли в Нью-Йорке. [ 26 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Общественный имидж и личность
[ редактировать ]
На протяжении всей ее карьеры экранный образ Велес вспыльчивой, похотливой «дикой» женщины был тесно связан с ее закадровой личностью. [ 29 ] Пресса часто называла ее такими именами, как «Мексиканский Спитфайр», «Мексиканская IT-девушка » и «Мексиканский котенок». [ 26 ] Публично продвигаемая под псевдонимом «Вупи Лупе», который пытался ее определить, она отвергла идею о том, что она была неконтролируемо дикой. [ 27 ] В интервью она сказала:
Чем я объясняю свой успех? Думаю, просто потому, что я другой. Я не красавица, но у меня красивые глаза и я точно знаю, что с ними делать. Хотя публика считает, что я очень дикая девчонка. На самом деле это не так. Я — это просто я, Лупе Велес, простая и естественная Лупе. Если я счастлив, я танцую, пою и веду себя как ребенок. И если меня что-то раздражает, я плачу и рыдаю. Кто-то назвал это «личностью». Личность – это не что иное, как поведение с другими такими, какие вы есть на самом деле. Если бы я попыталась выглядеть и вести себя как Норма Талмадж , великая драматическая актриса, или как Корин Гриффит , аристократка кино, или как Мэри Пикфорд , милая и нежная Мэри, я была бы не более чем имитацией. Я просто хочу быть собой: Лупе Велес. [ 30 ]
Закадровое поведение Велеса стирало грань между ее экранным образом и ее реальной личностью. После ее смерти журналист Боб Томас вспоминал, что Велес был «активным участником голливудской сцены», носил яркую одежду и производил как можно больше шума. [ 31 ] Каждую пятницу вечером она посещала боксерские поединки на стадионе «Голливуд Легион», стояла на своем месте у ринга и кричала на бойцов. [ 32 ]
Вспыльчивость и ревность Велес в ее часто бурных романтических отношениях были хорошо задокументированы и стали пищей для таблоидов, часто омрачая ее карьеру. Велес была откровенна с прессой, и обозреватели светской хроники регулярно связывались с ней с рассказами о ее романтических подвигах. [ 31 ] [ 33 ] В одном из таких инцидентов Велес преследовала своего возлюбленного Гэри Купера с ножом во время ссоры и порезала его настолько сильно, что потребовались наложения швов. [ 34 ] После их разрыва Велес попытался застрелить Купера, когда он садился в поезд. [ 35 ] Во время ее брака с актером Джонни Вайсмюллером в прессе регулярно появлялись истории об их частых ссорах. Сообщается, что Велес нанес Вайсмюллеру царапины, синяки и любовные укусы во время их ссор и «страстных занятий любовью». [ 36 ] [ 37 ]
Велес часто нацеливалась на коллег-актрис, которых она считала соперниками в профессиональном или ином плане, и эта привычка зародилась еще во времена ее водевиля и продолжилась в фильмах. Образ Велеса представлял собой дикую, чрезвычайно сексуализированную женщину, которая высказывала свое мнение и не считалась «леди», в то время как мексиканская актриса Долорес дель Рио представляла себя чувственной, но элегантной и сдержанной, часто происходящей из аристократических корней. [ 29 ] Велес ненавидел дель Рио и называл ее «птицей дурного предзнаменования». Дель Рио боялся встречаться с ней в общественных местах. Когда это произошло, Велес вел себя резко и агрессивно. Велес открыто подражал дель Рио, иронично высмеивая ее элегантность. [ 38 ] Велес также не любила Марлен Дитрих , которую она подозревала в романе с Гэри Купером во время съемок фильма «Марокко» в 1930 году. [ 39 ] Ее соперничество с Джеттой Гудал , Лилиан Ташман и Либби Холман было хорошо задокументировано. [ 40 ] В отместку Велес злобно изображала женщин, которые ей не нравились, на голливудских вечеринках. [ 41 ] Эти имитации она сделала частью своего комического репертуара, преувеличивая мимику и вокальные манеры Греты Гарбо , Марлен Дитрих , Фанни Брайс , Глории Суонсон , Кэтрин Хепберн , Симоны Саймон и Ширли Темпл .
Отношения и брак
[ редактировать ]Лупе Велес была вовлечена в несколько широко освещавшихся и часто бурных отношений. По прибытии в Лос-Анджелес она была связана с актерами Томом Миксом , Чарли Чаплином и Кларком Гейблом . [ 35 ] Ее первые долгосрочные и громкие отношения были с Гэри Купером . Велес и Купер встретились во время съемок фильма «Песнь волка» 1929 года , и у них завязались двухлетние отношения, которые были страстными и часто бурными. [ 42 ] Сообщается, что разгневанный Велес напал на Купера. В конце концов Купер разорвал отношения в середине 1931 года по велению своей матери Алисы, которая после встречи с ней категорически не одобряла Велеса. [ 33 ] Поскольку планы выйти за него замуж исчезли, в 1931 году она обратилась к прессе: «Я отказала Куперу, потому что его родители не хотели, чтобы я выходила за него замуж, и потому что студия считала, что это повредит его карьере. Теперь все кончено, я рада. Я чувствую себя такой свободной... Должно быть, я свободна. Я слишком хорошо знаю мужчин, они все одинаковые, не так ли? Если ты их любишь, они хотят быть начальниками, у меня никогда не будет начальника». [ 33 ] Непростые отношения сказались на Купере, который похудел на 45 фунтов и страдал от нервного истощения. Paramount Pictures приказала ему взять отпуск, чтобы восстановить силы, и пока он садился в поезд, Велес появился на станции и выстрелил в него из пистолета. [ 34 ]
После разрыва с Купером у Велеса начались недолгие отношения с актером Джоном Гилбертом . Они начали встречаться в конце 1931 года, когда Гилберт был разлучен со своей третьей женой Иной Клэр . [ 43 ] Слухи о помолвке подогрели пару. [ 44 ] но Гилберт разорвал отношения в начале 1932 года и попытался помириться с Клэр. [ 35 ] [ 43 ]

Вскоре после этого Велес встретил Тарзана актера Джонни Вайсмюллера , когда они оба были в Нью-Йорке. Они время от времени встречались, когда вернулись в Лос-Анджелес, в то время как Велес также встречался с актером Эрролом Флинном . [ 45 ] 8 октября 1933 года Велес и Вайсмюллер поженились в Лас-Вегасе. [ 46 ] Поступали сообщения о домашнем насилии и публичных драках. [ 31 ] В июле 1934 года, после десяти месяцев брака, Велес подал на развод, сославшись на «жестокость». Через неделю после примирения с Вайсмюллером она отозвала петицию. [ 47 ] 3 января 1935 года она подала на развод во второй раз и получила промежуточный указ. [ 48 ] Этот указ был отменен, когда через месяц пара помирилась. В августе 1938 года Велес в третий раз подал на развод, снова обвинив Вайсмюллера в жестокости. Их развод был завершен в августе 1939 года. [ 49 ]
После того, как развод стал окончательным, в конце 1940 года Велес начал встречаться с актером и игроком в поло Гуинном «Большим мальчиком» Уильямсом. Пара была помолвлена. [ 50 ] но никогда не был женат. [ 51 ] [ 52 ] В конце 1941 года она познакомилась с писателем Эрихом Марией Ремарком . Актриса Луиза Райнер вспоминала, что Ремарк сказал ей «с величайшим ликованием», что он нашел непостоянство Велеса удивительным, когда он рассказал ей о случае, когда Велес так рассердился на него, что она сняла туфлю и ударила его ею. [ 53 ] После знакомства с Ремарком Велес был связан с боксерами Джеком Джонсоном и Джеком Демпси . [ 35 ]
В 1943 году у Велес завязался роман со своим фильму «Ла Зандунга» партнером по Артуро де Кордова . Де Кордова недавно переехал в Лос-Анджелес после подписания контракта с Paramount. Несмотря на то, что Де Кордова был женат на мексиканской актрисе Энне Аране, от которой у него было четверо детей, Велес дал интервью обозревателю светской хроники Луэлле Парсонс в сентябре 1943 года и объявил, что они помолвлены. Она сказала Парсонсу, что планирует выйти на пенсию после замужества за Де Кордовой, чтобы «готовить… и вести хозяйство». [ 54 ] Велес разорвал помолвку в начале 1944 года, после того как жена де Кордовы отказалась дать ему развод.
Затем Велес встретил и начал встречаться с молодым австрийским актером по имени Харальд Мареш, чье сценическое имя было Харальд Рамон. В сентябре 1944 года она обнаружила, что беременна ребенком Рамона. О своей помолвке она объявила в конце ноября 1944 года. [ 55 ] 10 декабря, за четыре дня до ее смерти, Велес объявила, что разорвала помолвку, и выгнала Рамона из дома. [ 56 ]
Смерть
[ редактировать ]Вечером 13 декабря 1944 года Велес ужинал с двумя друзьями, звездой немого кино Эстель Тейлор и Венитой Оки. [ 57 ] Рано утром 14 декабря Велес удалилась в свою спальню, где приняла 75 таблеток секонала и стакан бренди. [ 58 ] Ее секретарь Беула Киндер рассказала, что позже этим утром она нашла тело актрисы на своей кровати. [ 59 ] Рядом была найдена предсмертная записка, адресованная Харальду Рамонду. Там было написано:
Харальду: пусть Бог простит тебя и меня тоже, но я предпочитаю лишить себя и нашего ребенка жизни, прежде чем принести его с позором или убить. – Лупе. [ 60 ]
На оборотной стороне записки Велес написал:
Как ты, Харальд, мог симулировать такую большую любовь ко мне и нашему малышу, когда ты все время не хотел нас? Я не вижу для себя другого выхода, так что до свидания и удачи тебе, Любовь Лупе. [ 61 ]
На следующий день после смерти Велеса Харальд Рамон сообщил прессе, что он «настолько сбит с толку» самоубийством Велеса, и заявил, что, хотя они расстались, он согласился жениться на Велесе. [ 62 ] Он признался, что однажды попросил Велеса подписать соглашение, в котором говорилось, что он женился на ней только для того, чтобы «дать ребенку имя», но утверждал, что сделал это только потому, что они с Велесом поссорились, и он был в «ужасном настроении». ". Актриса Эстель Тейлор, которая была с Велесом с 9:00 накануне вечером до 3:30 утра, когда Велес умер, сообщила прессе, что Велес рассказал ей о своей беременности, но сказала, что она скорее покончит с собой, чем сделает аборт. [ 59 ] [ 63 ] Беула Киндер, секретарь Велеса, позже рассказала следователям, что после того, как Велес разорвал отношения с Рамоном, она планировала поехать в Мексику, чтобы родить ребенка. Киндер сказала, что Велес вскоре передумала, придя к выводу, что Рамон «фальсифицировал» отношения, и подумывала об аборте. [ 64 ]
На следующий день после смерти Велеса коронер округа Лос-Анджелес потребовал начать расследование для расследования обстоятельств ее смерти. [ 64 ] 16 декабря коронер отклонил запрос, установив, что Велес написала записи и что она намеревалась покончить с собой. [ 55 ] 22 декабря похороны Велеса прошли в морге Мемориального парка Форест-Лоун в Лос-Анджелесе. [ 65 ] Среди несущих гроб были бывший муж Велеса Джонни Вайсмюллер и актер Гилберт Роланд . [ 66 ] После службы тело Велеса было отправлено поездом в Мехико, где 27 декабря состоялась вторая служба. [ 67 ] Затем ее тело было похоронено на кладбище Пантеон-Сивиль-де-Долорес. [ 68 ]
Альтернативные теории и городские легенды
[ редактировать ]
Несмотря на решение коронера о том, что Велес покончил жизнь самоубийством, чтобы избежать позора рождения внебрачного ребенка, некоторые авторы полагают, что это не совсем так.
В книге « латиноамериканское тело в популярном кино и культуре» От бананов до ягодиц : Роза-Линда Фрегозо написала, что Велес была известна своим пренебрежением современным моральным условностям, и что маловероятно, что она не смогла бы смириться с рождением ребенка из-за брак. Фрегосо считает, что в последний год своей жизни у Велес проявились признаки крайней мании и депрессии. Фрегосо далее предполагает, что смерть Велеса могла быть результатом невылеченного психического заболевания, такого как биполярное расстройство . [ 69 ]
Роберт Слэтцер (который позже утверждал, что был тайно женат на Мэрилин Монро ) [ 70 ] утверждал, что за несколько недель до смерти Велеса он брал у нее интервью у нее дома, и она призналась ему, что беременна ребенком Гэри Купера (к тому времени Купер был женат на светской львице Веронике «Рокки» Балф ). [ 71 ] [ 72 ] По словам Слатцера, Велес заявил, что Купер отказался признать ребенка, полагая, что отцом был Харальд Рамонд. После смерти Велеса Слатцер сказал, что спросил Купера о ситуации, и Купер подтвердил, что вполне возможно, что он мог быть отцом. Слатцер далее утверждал, что он также взял интервью у Клары Боу (которая также встречалась с Купером в 1920-х годах), которая рассказала, что незадолго до смерти Велеса Купер позвонил ей и кричал, что собирается убить Харальда Рамона за то, что он оплодотворил Велеса. Слэтцер утверждал, что Боу сказала ему, что она никогда не верила, что ребенок Велеса был отцом Рамона, и что она была убеждена, что Велес пытался заставить Рамона жениться на ней, чтобы защитить репутацию Купера. Биограф Мишель Фогель предположила, что, если бы Купер был отцом, его отказ от Велеса и их ребенка в сочетании с идеей о том, что ему придется воспитывать ребенка в одиночку, возможно, довел Велеса до крайности. [ 71 ]
В книге 2002 года «Тарзан, мой отец » Джонни Вайсмюллер-младший описал события, связанные со смертью Велеса, как загадку, вызванную попыткой «скрыть» то, что произошло. В нем говорится, что ее домработница обнаружила ее тело и позвонила Бо Роосу, бизнес-менеджеру Велеса, который вызвал на место происшествия своего друга и начальника полиции Беверли-Хиллз Андерсона. В книге говорится, что после того, как Велес договорилась о встрече с Рамундом, украсила ее комнату и оделась в неглиже, она приняла барбитурат Секонал либо для того, чтобы успокоить нервы перед встречей с ним, либо для того, чтобы напугать его. В книге также предполагается, что отцом ребенка, возможно, был Купер, а не Рамон. [ 73 ]
Смерть Велеса была описана Кеннетом Энгером в его книге «Голливудский Вавилон» и стала городской легендой . По словам Ангера, Велес планировала разыграть тщательно продуманную сцену самоубийства на своей атласной кровати, но Секонал не очень хорошо сочетался с «Тайной вечерей с мексикано-специями», которую она съела ранее тем вечером. В результате она сильно заболела, поплелась в ванную, ее вырвало, поскользнулась на плитке пола в ванной и упала головой в унитаз, где впоследствии утонула. Энгер утверждала, что на следующее утро ее нашла «горничная» Велеса Хуанита. Несмотря на то, что его версия событий противоречит опубликованным сообщениям и официальному постановлению, его история часто повторяется как факт или для комедийного эффекта – она была рассказана в пилотном эпизоде телесериала « Фрейзер » « Хороший сын »; упоминается в эпизоде мультфильма «Симпсоны» ; и упомянут в песне «I Wanna OD» группы Demolition Doll Rods . [ 74 ] Биограф Велеса, Мишель Фогель, отмечает, что для Велеса было «практически невозможно» «дойти до ванной» или даже встать с кровати после употребления такого большого количества секонала . Этот барбитурат известен своим быстрым действием даже в небольших дозах, и смерть Велеса, вероятно, наступила мгновенно. В ее свидетельстве о смерти в качестве причины смерти указано «отравление секоналом» из-за «проглатывания секонала», а не утопления. Кроме того, не было никаких доказательств того, что у Велеса была рвота. В 2013 году была опубликована первая публикация полицейской фотографии тела Велес на полу ее спальни. [ 75 ]
Наследие
[ редактировать ]За свой вклад в киноиндустрию Велес получила звезду на Голливудской Аллее славы на Голливудском бульваре, 6927. [ 76 ]
В 2017 году скульптура художника Эмилио Борхаса в честь Велеса была установлена в саду Сан-Себастьяна, районе Сан-Луис-Потоси, Мексика, где родилась актриса. [ 77 ]
Фильмография
[ редактировать ]Выступления на радио
[ редактировать ]Год | Программа | Эпизод | Примечания |
---|---|---|---|
1932 | Воздушные безумства Зигфельда | н/д | |
1935 | Люкс Радио Театр | « Сломанное крыло » | с Флоренс Мэлоун |
1937 | Тексако-Таун (также известное как Шоу Эдди Кантора) | "В кокосовой роще" | с Беном Берни, Диной Дурбин и Бобби Брином |
1937 | Люкс Радио Театр | « Под двумя флагами » | с Гербертом Маршаллом и Оливией де Хэвилленд |
В популярной культуре
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- В Роберта Стоуна романе «Дети света » обеспокоенная актриса ссылается на сцену самоубийства путем утопления, которую она только что разыграла, как «Лупе Велес делает данк». [ 78 ]
- Ричард Кадри также упоминает Велеса в романе «Песочный человек Слим» «Убивающая красавицу» со ссылкой на закусочную Lupe's в Елисейском парке, названную в ее честь как место, где она в последний раз ужинала.
Музыка
[ редактировать ]- Группа Il Palco della Musica на своем альбоме Tantipiccolipezzi 2012 года включает песню «Lupe Vèlez» (М. Туччи / С. Скотто).
Фильмы и телевидение
[ редактировать ]- В 1949 году газета Los Angeles Daily News сообщила, что пуэрториканская танцовщица Маркита Ривера была выбрана на главную роль в биографическом фильме, основанном на жизни актрисы. Однако из-за разногласий по поводу самоубийства Велеса в то время фильм так и не был снят. [ 79 ] Кубинская румбера Амалия Агилар также вела переговоры о том, чтобы сняться в фильме о Велесе, но позже решила не работать в Голливуде и вернулась в Мексику. [ 80 ] В 1965 году латиноамериканская актриса Эстелита Родригес , которая когда-то играла инженю, похожую на Спитфайра, для Republic Pictures , объявила, что сыграет главную роль в экранной биографии Велеса, но проект умер вместе с Родригесом в марте 1966 года.
- Энди Уорхола Андерграундный фильм «Лупе» (1965) с Эди Седжвик в роли Велеса в главной роли основан на ночи ее самоубийства. В фильме Седжвик (в ее последней роли в кино у Уорхола) готовит «красивое самоубийство» только для того, чтобы в конечном итоге утонуть в унитазе. [ 81 ]
- Джеймс Лир (Тоби Магуайр), перечисляя голливудские самоубийства, говорит, что Лупе Велес умерла от приема «много таблеток» в фильме 2000 года «Чудо-мальчики » .
- состоялась премьера короткометражного фильма Forever Lupe В августе 2009 года на фестивале латиноамериканских фильмов в Сиэтле . Фильм режиссера Мартина Кабальеро основан на жизни Велеса, а в роли Велеса играет мексиканская актриса Мариэли Ромо. [ 82 ]
- В 2012 году сообщалось, что мексиканский режиссер Карлос Каррера готовился экранизировать жизнь Лупе Велес в мексикано-американской постановке. мексиканская актриса Ана де ла Регера . На роль Велеса была выбрана [ 83 ]
- Велеса играет кубино-венесуэльская актриса Мария Кончита Алонсо в фильме 2014 года «Возвращение в Вавилон» . [ 84 ]
- В пилотном эпизоде ситкома Фрейзер « Хороший сын » Фрейзера Крейна продюсер Роз Дойл пытается улучшить взгляд Фрейзера на свою жизнь, рассказывая ему историю Лупе Велес, которая, по ее словам, «решила взять один последний удар в бессмертие». Роз пересказывает версию самоубийства Велеса из городской легенды, напоминая Фрейзеру, что «даже если все может случиться не так, как мы планировали, все равно все получится». Когда Фрейзер спрашивает, «как это получилось у Лупе», Роз отвечает ему, что «все, что она хотела, это чтобы ее помнили. Забудешь ли ты когда-нибудь эту историю?» Позже в этом эпизоде Фрейзер спрашивает абонента своего радиошоу: «Вы когда-нибудь слышали об истории Лупе Велес?» [ 85 ]
- В Симпсонов эпизоде « » 1997 года « Фобия Гомера » приглашенная звезда Джон Уотерс берет семью Симпсонов, без Гомера , на автомобильную экскурсию по . торговому району Спрингфилда Во время экскурсии он указывает на магазин, где, по его словам, Велес купила унитаз, в котором она утонула. [ 86 ]
Другие СМИ
[ редактировать ]- Лупе Велес была упомянута в первом выпуске (№ 1) итальянского еженедельника головоломок La Settimana Enigmistica , вышедшего 23 января 1932 года. Это положило начало традиции, которую издатель журнала до сих пор продолжает, размещать изображение Пазл звезда на первой полосе: женщина и мужчина поочерёдно ходят по неделям. [ 87 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б ( Фогель 2012 , стр. 9)
- ^ «Сестра Лупе Велес просит совета в суде» . Утренний журнал Дейтона-Бич . Дейтона-Бич, Флорида. 25 июля 1945 г. с. 3 . Проверено 18 апреля 2015 г.
- ^ ( Джеймсон и Ходж Армитидж 1997 , стр. 490)
- ^ ( Родригес 2004 , стр. 65)
- ^ ( Фогель 2012 , стр. 35–36)
- ↑ Интервью с Марией Конеса, часть 6.
- ^ ( Фогель 2012 , стр. 32)
- ^ ( Фогель 2012 , стр. 35)
- ^ ( Рамирес 1986 , стр. 32)
- ^ ( Фогель 2012 , стр. 29)
- ^ История мифа: часть Лупе Велес. 1/4 ТВ Ацтека, Мексика
- ^ Мифы и рецидивизм: Поэты любят Лупе Велес
- ^ из оригинального подписанного контракта
- ^ ( Фогель 2012 , стр. 37)
- ^ ( Геринг 2013 , стр. 96)
- ^ ( Ривера Вируэт и Ресто 2008 , стр. 27)
- ^ ( Фрегосо 2010 , стр. 52–53)
- ^ ( Фрейзер 2002 , стр. 326)
- ^ ( Ривера Вируэт и Ресто 2008 , стр. 29)
- ^ ( Олсен и Хадсон, 2008 , стр. 90)
- ^ ( Фрегосо 2010 , стр. 56–57)
- ^ Коэн, Гарольд Р. (24 февраля 1932 г.). «Лупе Велес в городе, чтобы присоединиться к «Hot-Cha!» » . Питтсбург Пост-Газетт . Питтсбург, Пенсильвания. п. 17 . Проверено 18 апреля 2015 г.
- ^ ( Соарес 2010 , стр. 196)
- ^ ( МакБрайен 2011 , стр. 215)
- ^ ( Цитрон 2005 , стр. 164)
- ^ Jump up to: а б с д ( Джеймсон и Ходж Армитидж, 1997 , стр. 484)
- ^ Jump up to: а б Родригес, Клара Э. (июнь 2011 г.). «Долорес дель Рио и Лупе Велес: Работа в Голливуде, 1924–1921 гг. Северная Америка . 6 (1): 69–91.
- ^ МакГилливрей, Скотт . Лорел и Харди: От сороковых вперед (второе издание) , iUniverse, 2009, стр. 32. ISBN 978-1-4401-7239-7.
- ^ Jump up to: а б ( Греко Ларсон 2006 , стр. 61)
- ^ ( Рамирес 1986 , стр. 35, 63)
- ^ Jump up to: а б с Томас, Боб (14 декабря 1950 г.). «Лупе Велес, легенда Голливуда» . Вечерняя независимая . Санкт-Петербург, Флорида. п. 22 . Проверено 18 апреля 2015 г.
- ^ ( Луго Серра 2013 , стр. 61)
- ^ Jump up to: а б с Родригес, Клара Э. (2008). Герои, любовники и другие: история латиноамериканцев в Голливуде . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-533513-2 .
- ^ Jump up to: а б ( Флеминг 2004 , стр. 92)
- ^ Jump up to: а б с д ( Доннелли 2003 , стр. 708)
- ^ ( Фрейзер 2002 , стр. 327)
- ^ ( Ванамейкер 1984 , стр. 38)
- ^ ( Морено 2002 , стр. 138)
- ^ ( Бах 2011 , стр. 134)
- ^ ( Фогель 2012 , стр. 291)
- ^ ( Дженкинс 2007 , стр. 136)
- ^ ( Руис и Санчес Коррол 2006 , стр. 793)
- ^ Jump up to: а б ( Золотой 2013 , стр. 229)
- ^ «Намек на брак Лупе Велес и Джона Гилберта» . Евгений Регистр-охранник . Юджин, Орегон. 15 октября 1931 г. с. 9 . Проверено 18 апреля 2015 г.
- ^ ( Вайсмюллер, Рид и Рид, 2008 , стр. 73–74)
- ^ «Женат с 8 октября. Признается Лупе Велес» . Читающий орел . Ридинг, Пенсильвания. 31 октября 1933 г. с. 17 . Проверено 18 апреля 2015 г.
- ^ «Лупе Велес решает отказаться от иска о разводе» . Читающий орел . Ридинг, Пенсильвания. 20 июля 1934 г. с. 21 . Проверено 18 апреля 2015 г.
- ^ «Лупе Велес снова подает иск о разводе» . Юго-восточный штат Миссури . Мыс Жирардо, штат Миссури. 3 января 1935 г. с. 1 . Проверено 18 апреля 2015 г.
- ^ «Лупе, Джонни однажды обнаруживают, что они согласны» . Питтсбург Пост-Газетт . Питтсбург, Пенсильвания. 17 августа 1939 г. с. 4 . Проверено 18 апреля 2015 г.
- ^ «Лупе Велес выходит замуж за игрока в поло» . Читающий орел . Ридинг, Пенсильвания. 17 октября 1940 г. с. 11 . Проверено 18 апреля 2015 г.
- ^ ( Остин 1994 , стр. 112)
- ^ ( Фогель 2012 , стр. 158)
- ^ ( Тимс 2004 , стр. 130, 186)
- ^ ( Фогель 2012 , стр. 140–141)
- ^ Jump up to: а б «Друзья добровольно несут гроб Лупе Велес» . Вечерняя независимая . Массиллон, Огайо. 16 декабря 1944 г. с. 2 . Проверено 18 апреля 2015 г.
- ^ «В смерти Лупе Велес виновато горе из-за разорванного романа» . Милуоки Джорнал . Милуоки, Висконсин. 14 декабря 1944 г. с. 2 . Проверено 18 апреля 2015 г.
- ^ «Лупе Велес лишает жизни» . Лудингтон Дейли Ньюс . Лудингтон, Мичиган. 14 декабря 1944 г. с. 1 . Проверено 18 апреля 2015 г.
- ^ ( Фогель 2012 , стр. 149)
- ^ Jump up to: а б «Лупе Велес найдена мертвой после передозировки» . Сидней Морнинг Геральд . Сидней, Австралия. 16 декабря 1944 г. с. 4 . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ ( Фогель 2012 , стр. 13)
- ^ ( Фрегосо 2010 , стр. 63)
- ^ «Вырезано из журнала «Курьер» . Курьер-Журнал . 15 декабря 1944 г. с. 1 . Проверено 8 марта 2020 г.
- ^ ( Дженкинс 2007 , стр. 152)
- ^ Jump up to: а б «Пилот новостей Сан-Педро, 15 декабря 1944 г. - Коллекция цифровых газет Калифорнии» . cdnc.ucr.edu . Проверено 4 марта 2020 г.
- ^ «Тело Лупе Велес будет лежать в государстве» . Новости Майами . Майами, Флорида. 20 декабря 1944 г. с. 1 . Проверено 18 апреля 2015 г.
- ^ «Мать теряет сознание на обрядах Лупе Велес» . Гражданин Оттавы . Оттава, Канада. 23 декабря 1944 г. с. 11 . Проверено 18 апреля 2015 г.
- ^ «На похоронах Лупе Велес произошла давка» . Новости Таскалузы . Таскалуса, Алабама. 28 декабря 1944 г. с. 2 . Проверено 18 апреля 2015 г.
- ^ ( Роудс 2009 , стр. 281)
- ^ ( Фрегосо 2010 , стр. 63–64)
- ^ «Роберт Ф. Слатцер, 77 лет; автор заявил, что был недолгим браком с Монро» . Лос-Анджелес Таймс . 15 апреля 2005 года . Проверено 18 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б ( Фогель, 2012 , стр. 160–161)
- ^ ( Доннелли 2003 , стр. 173)
- ^ Вайсмюллер, Джонни; Рид, Уильям (2002). Тарзан, мой отец . ЕСВ Пресс. ISBN 978-1-55022-522-8 .
- ^ «Тексты > Стержни Demolition Doll Rods – I Wanna OD | Pop-Catastrophe.co.uk» .
- ^ ( Фогель 2012 , стр. 153–153)
- ^ «Голливудская звездная прогулка: Лупе Велес» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 18 апреля 2015 г.
- ^ Информационная карта: Открытие скульптуры Лупе Велес в Сан-Луис-Потоси.
- ^ ( Стоун 2012 , стр. 137)
- ^ ( Фогель 2012 , стр. 221)
- ^ ( Муньос Кастильо 1993 , стр. 126)
- ^ ( Бокрис 2009 , стр. 235)
- ^ «Мексиканский режиссер Лупе Велес заново откроет себя на фестивале в Сиэтле» (на испанском языке). vanguard.com.mx. 10 августа 2009 года . Проверено 16 апреля 2015 г.
- ^ «Ана де ла Регера с энтузиазмом хочет сыграть Лупе Велес» (на испанском языке). информер.com.mx. 23 мая 2012 г.
- ^ Смит, Лиз (29 июля 2014 г.). «Лиз Смит: Продюсер Венди Файнерман готовит «Барабанную линию 2» в Атланте» . bostonherald.com . Проверено 16 апреля 2015 г.
- ^ ( Энджелл, Кейси и Ли 1999 , стр. 24–25)
- ^ «Фобия Гомера» в Архиве Симпсонов. Архивировано 12 мая 2012 г., в Wayback Machine.
- ↑ 23 января 1932 г. Опубликован первый номер «La Settimana Enigmistica».
Библиография
- Аграсанчес-младший, Рохелио (2001). Красавицы мексиканского кино . Киноархив Аграсанчеса. ISBN 968-5077-11-8 .
- Энджелл, Дэвид; Кейси, Питер; Ли, Дэвид (1999). Сценарии Фрейзера . Ньюмаркет Пресс. ISBN 1-55704-403-1 .
- Остин, Джон (1994). Женщины Вавилона Голливуда . Шапольский издательство, Inc. ISBN 1-56171-257-4 .
- Остин, Джон (1991). Еще больше неразгаданных тайн Голливуда . Книги СП. ISBN 0-944007-73-2 .
- Бах, Стивен (2011). Марлен Дитрих: Жизнь и легенда . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 978-0-8166-7584-5 .
- Бокрис, Виктор (2009). Уорхол: Биография . Да Капо Пресс. ISBN 978-0-7867-3028-5 .
- Цитрон, Стивен (2005). Ноэль и Коул: Утонченные . Корпорация Хэла Леонарда. ISBN 0-634-09302-9 .
- Каллен, Фрэнк; Хэкман, Флоренция; Макнилли, Дональд (2004). Старый и новый водевиль: энциклопедия эстрадных представлений в Америке . Том. 1. Психология Пресс. ISBN 0-415-93853-8 .
- Доннелли, Пол (2003). Fade to Black: Книга некрологов к фильмам . Группа продаж музыки. ISBN 0-7119-9512-5 .
- Флеминг, Э.Дж. (2004). «Фиксеры»: Эдди Мэнникс, Говард Стриклинг и рекламная машина MGM . МакФарланд. ISBN 0-7864-5495-4 .
- Флойд, Коннер (1993). Лупе Велес и ее любовники . Книги о баррикадах. ISBN 0-942637-96-8 .
- Фрейзер, Дэвид К. (2002). Самоубийство в индустрии развлечений: энциклопедия 840 случаев двадцатого века . МакФарланд. ISBN 0-7864-1038-8 .
- Фрегозо, Роза Линда (2010). «2». В Мендибле, Майра (ред.). От бананов до ягодиц: латиноамериканское тело в популярном кино и культуре . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-77849-8 .
- Геринг, Уэс (2013). Рэд Скелтон: Маска за маской . Историческое общество Индианы. ISBN 978-0-87195-355-1 .
- Золотая, Ева (2013). Джон Гилберт: Последний из звезд немого кино . Университетское издательство Кентукки. ISBN 978-0-8131-4162-6 .
- Греко Ларсон, Стефани (2006). СМИ и меньшинства: расовая политика в новостях и развлечениях . Роуман и Литтлфилд. ISBN 0-8476-9453-4 .
- Джеймсон, Элизабет; Ходж Армитидж, Сьюзен, ред. (1997). Написание диапазона: раса, класс и культура на женском Западе . Университет Оклахомы Пресс. ISBN 0-8061-2952-2 .
- Дженкинс, Генри (2007). Wow Climax: отслеживание эмоционального воздействия популярной культуры . Нью-Йорк Пресс. ISBN 978-0-8147-4283-9 .
- Лоаэса, Гваделупе (2011). Ложная дверь: о самоубийствах, самоубийствах и других прощаниях . Океанское издательство. ISBN 978-970-93389-0-4 .
- Луго Серра, Джули (2013). Хроники Калвер-Сити . Историческая пресса. ISBN 978-1-61423-876-8 .
- МакБрайен, Уильям (2011). Коул Портер . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-307-79188-7 .
- Мордден, Итан (2008). Зигфельд: человек, который изобрел шоу-бизнес . Макмиллан. ISBN 978-1-4299-5152-4 .
- Морено, Луис (2002). и Лица изображения Целлулоидное издательство. ISBN 9789709338904 .
- Муньос Кастильо, Фернандо (1993). Королевы тропика: Мария Антоньета Понс, Мече Барба, Амалия Агилар, Нинон Севилья, Роза Кармина (на испанском языке). Группа Азабач. ISBN 968-6084-85-1 .
- Нерикчио, Уильям (2007). Tex[t]-Mex: Соблазнительные галлюцинации «мексиканца» в Америке . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-71457-1 .
- Нолан, Фредерик (1995). Лоренц Харт: Поэт на Бродвее . Издательство Оксфордского университета. С. 0–195–35611–Х.
- Олсен, Кэролин Роос; Хадсон, Мэрилин (2008). Голливудский человек, который беспокоился за звезды: история Бё Рооса . АвторДом. ISBN 9781434351135 .
- Пэриш, Джеймс Роберт ; Леонард, Уильям Т. (1979). Весельцы . Арлингтон Хаус. ISBN 0-87000-418-2 .
- Рамирес, Габриэль. (1986). Лупе Велес: Мексиканский Спитфайр (Lupe Vélez: The Mexican Spitfire) . Национальная синематека Мексики.
- Ривера Вируэт, Рафаэль Дж.; Отдых, Макс (2008). Голливуд – говорят по-испански . Террамакс Интертеймент. ISBN 978-0-9816650-0-9 .
- Роудс, Лорен (2009). Болезненное любопытство лечит хандру: правдивые истории о отвратительных, неразумных, неортодоксальных и необычных людях из журнала «Морбидное любопытство» . Скрибнер. ISBN 9781439136454 .
- Родригес, Клара Э. (2004). Герои, любовники и другие: история латиноамериканцев в Голливуде . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-533513-9 .
- МакГилливрей, Скотт (2009). Лорел и Харди: От сороковых вперед, второе издание . iUniverse. ISBN 978-1-4401-7239-7 .
- Руис, Вики; Санчес Коррол, Вирджиния (2006). Латиноамериканцы в Соединенных Штатах: Историческая энциклопедия, Том 1 . Том. 1. Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-34681-9 .
- Соарес, Андре (2010). За пределами рая: Жизнь Рамона Новарро . унив. Пресса Миссисипи. ISBN 978-1-60473-458-4 .
- Стивенс, Осень (1998). Королевы драмы: Дикие женщины киноэкрана . Конари Пресс. ISBN 1-57324-136-9 .
- Стоун, Роберт (2012). Дети Света . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-307-81417-3 .
- Тимс, Хилтон (2004). Эрих Мария Ремарк: Последний романтик Да Капо Пресс. ISBN 0-7867-1357-7 .
- Фогель, Мишель (2012). Лупе Велес: Жизнь и карьера мексиканского Спитфайра Голливуда . МакФарланд. ISBN 978-0-7864-8997-8 .
- Ванамакер, Марк (1984). The Hollywood Reporter: Профили звезд . Галерея Книги. ISBN 0-8317-4515-0 .
- Вайсмюллер, Джонни младший ; Рид, Уильям; Рид, В. Крейг (2008). Тарзан, мой отец . Берроуз, Дантон. ЕСВ Пресс. ISBN 978-1-55022-834-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Лупе Велес на IMDb
- Лупе Велес в базе данных Internet Broadway
- Лупе Велес в базе данных TCM Movie
- Лупе Велес в AllMovie
- Действительно ли Лупе Велес утонула в туалете? Архивировано 20 ноября 2008 г. в Wayback Machine на сайте Straightdope.com.
- Лупе Велес в младенчестве, 1908 год (Вашингтонский университет, Коллекция Сейра)
- 1908 рождений
- Американские актрисы 20-го века
- Мексиканские актрисы 20-го века
- Контрактные игроки 20th Century Studios
- Американские актрисы мексиканского происхождения
- Американские киноактрисы
- Актрисы американского музыкального театра
- Американские актрисы немого кино
- Американские актрисы театра
- Американские женщины-комики
- Американские артисты водевиля
- Смерти, связанные с барбитуратами
- Похороны в Мексике
- Самоубийства, связанные с наркотиками, в Калифорнии
- Самоубийства 1944 года
- Латиноамериканские и латиноамериканские актрисы
- Контрактные игроки Метро-Голдвин-Майер
- Мексиканские эмигранты в США
- Мексиканские танцовщицы
- Актрисы мексиканского кино
- Мексиканские католики
- Актрисы мексиканского музыкального театра
- Актрисы из Сан-Луис-Потоси
- Мексиканские актрисы немого кино
- Актрисы мексиканского театра
- Мексиканские женщины-комики
- Мексиканские артисты водевиля
- Жители города Сан-Луис-Потоси
- Люди с расстройствами настроения
- Американские комики 20-го века
- Американские певцы 20-го века
- Американские певицы 20-го века
- Золотой век мексиканского кино
- Латиноамериканские и латиноамериканские комики