Дневник деревенского священника
Дневник деревенского священника | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Робер Брессон |
Написал | Робер Брессон |
На основе | Дневник деревенского священника Жорж Бернанос |
Продюсер: |
|
В главных ролях |
|
Кинематография | Леонс-Анри Бюрель |
Под редакцией | Полетт Роберт |
Музыка | Жан-Жак Грюненвальд |
Распространено | Брэндон Филмз Инк. |
Дата выпуска |
|
Время работы | 115 минут |
Страна | Франция |
Язык | Французский |
Дневник деревенского священника ( фр . Journal d'un curé de Campagne ) — французский драматический фильм 1951 года , написанный и снятый Робером Брессоном , с Клодом Лайду в главной роли в его дебютном фильме. Точная экранизация Жоржа Бернаноса , одноименного романа получившего Гран-при Французской академии в 1936 году, рассказывает историю болезненного молодого католического священника, которому поручили небольшую деревню на севере Франции его первый приход. Фильм получил высокую оценку за игру Лайду, которую назвали одной из величайших в истории кино, и получил множество наград, в том числе Гран-при Венецианского международного кинофестиваля и Приз Луи Деллюка . [ 1 ]
Сюжет
[ редактировать ]В маленькой деревне Амбрикур новый приходской священник ведет дневник , который он пишет и слышит, как читает на протяжении всего фильма. Из-за невыявленного заболевания желудка он исключил из своего рациона мясо и овощи и питается в основном дешевым вином с добавлением сахара и хлеба. Местные жители по большей части относятся к молодому священнику либо безразлично, либо враждебно, будь то старик, жалующийся на плату за похороны жены, или студенты катехизического класса , которые шали. Поскольку это его первая встреча, он часто советуется со старшим и более опытным священником Торси , который говорит, что ему нужно беспокоиться о поддержании порядка, а не о том, чтобы его любили.
Единственная прихожанка, посещающая ежедневную мессу, - это мисс Луиза, молодая гувернантка местного поместья, у которой тайно роман с графом. Она жалуется, что дочь графа Шанталь плохо с ней обращается, поэтому священник говорит, что поговорит с графом. Священник искал предлог, чтобы встретиться с графом и получить помощь в открытии молодежного клуба и спортивной программы. Граф сначала одобряет планы священника, но остывает, когда священник пытается затронуть тему конфликта между Шанталь и Луизой.
Когда священник снова посещает поместье, граф избегает его, но его приветствует графиня, которая ушла из мира, когда несколько лет назад умер младший брат Шанталь. Вскоре он начинает чувствовать себя плохо и уходит. Он идет к доктору Дельбенде, пожилому врачу с тяжелой практикой, который, хотя и атеист, дружит и рекомендован священником Торси. Врач подробно пальпирует живот священника, но не ставит диагноз.
Священнику трудно молиться, даже если у него есть время для этого. Однажды он получает анонимное письмо, написанное рукой Луизы, в котором ему предлагается попросить, чтобы его перевели в другой приход. Он убеждается, что Бог покинул его, и особенно на него влияет смерть доктора Дельбенде, которая, по слухам, была самоубийством, но решает, что не потерял своей веры.
Шанталь сообщает священнику, что граф и Луиза планируют отослать ее, а графиня не пытается их остановить. Священник опасается, что Шанталь может быть склонна к самоубийству, и, догадавшись, просит ее передать предсмертную записку, которую она достает из кармана. Обеспокоенный, он идет к графине, и, подслушанный Шанталь, у них происходит спорный богословский разговор, к концу которого графиня смирилась со смертью сына и примирилась с Богом. Той ночью она умирает от сердечного приступа, и вскоре после этого Луиза покидает поместье. Шанталь лжет и говорит, что священник грубо разговаривал с графиней и замучил ее до смерти. Каноник его (дядя графа), граф и священник Торси - все подвергают сомнению поведение священника, но он лишь слабо защищает себя и не упоминает благодарственное письмо, которое графиня послала ему перед своей смертью, решив позволить действия говорят сами за себя.
После того, как однажды ночью священник потерял сознание и у него началось периодическое кровотечение, он решает поехать в город Лилль на прием к врачу. Шанталь навещает его, когда он собирает вещи, и говорит, что весь город думает, что он пьяный, и ее отец наверняка переведет его, но он сохраняет самообладание.
В Лилле врач диагностирует у священника неизлечимый рак желудка . Он навещает Дюфрети, однокурсника по семинарии , который взял отпуск из служения после того, как заболел, а теперь работает продавцом товаров в аптеке и живет с внебрачной женщиной. Священник теряет сознание и остается с Дюфрети до самой смерти. Дюфрети рассказывает в письме священнику Торси, что священник Амбрикура незадолго до смерти попросил у него отпущения грехов , и он подчинился, хотя и не без того, чтобы сообщить, что он не уверен, уместно ли это. Ответом священника на это были его последние слова: «Какое это имеет значение? Все есть Благодать».
Бросать
[ редактировать ]- Клод Лайду - священник Амбрикура (Curé d'Ambricourt)
- Леон Арвель в роли Фабрегарса
- Антуан Бальпетре в роли доктора Дельбенде (доктор Дельбенде)
- Жан Дане, как Оливье
- Иветт Этьеван (в титрах - Жанна Этьеван) в роли уборщицы
- Адриен Борель (в титрах - Андре Гиберт) в роли священника Торси (Curé de Torcy)
- Бернар Юбренн, как аббат [ а ] Дюфрети (аббат Дюфрети)
- Николь Ладмирал в роли Шанталь
- Мартин Лемэр в роли Серафиты Дюмушель
- Николь Мори в роли мисс Луизы (Мисс Луиза)
- Марсьяль Моранж - заместитель мэра
- Жан Ривейр, как граф
- Гастон Северен в роли каноника (Le Canon)
- Жильберта Тербуа в роли мадам Дюмушель (мадам Дюмушель)
- Рэйчел Берендт (в титрах - Мари-Моник Аркелл) в роли графини (Графиня)
Производство
[ редактировать ]В какой-то момент сценаристы Жан Оранш и Пьер Бост написали экранизацию романа, но Жорж Бернанос отклонил их проект. Брессон написал свой сценарий только после смерти Бернаноса и сказал, что «взял бы на себя больше вольности», если бы Бернанос был еще жив. [ 2 ] Хотя фильм остается верным духу романа, Брессон обнажает историю своим исключительно трезвым стилем фильма до такой степени, что Франсуа Трюффо (который особенно восхищался фильмом), вероятно, использовал преуменьшение, когда говорил, что в фильме есть звуковые сцены, которые были «приземленными».
В фильме Брессон пригласил несколько непрофессиональных актеров, и эту практику он расширит в своих последующих фильмах. Его руководство этими любителями, которых он называл «моделями», намеренно ограничивало их движения и выражения, поскольку он считал, что отсутствие эмоций у исполнителей оставит больше места для реакции публики. Моделям часто предлагалось освободиться от намерений, повторяя дубль до тех пор, пока они не теряли всякий смысл своих действий и просто не двигались и не говорили «автоматически».
Этот фильм был первым фильмом Брессона, в котором использовался сложный саундтрек и закадровый голос. Его диалог, который часто состоит из дебатов на духовные и этические темы, дополняется закадровым комментарием, взятым из дневника, в честь которого назван фильм. Брессон заявил, что «ледяной комментарий, напротив, может согреть прохладные диалоги в фильме. Феномен аналогичен феномену горячего и холодного в живописи». [ 1 ] Часто комментарий намеренно излишен: священник информирует аудиторию о действии, которое он недавно или вскоре совершит на экране.
Анализ
[ редактировать ]На протяжении всей своей фильмографии Брессон неизменно восхищался персонажами, ставшими жертвами неистребимой идеи или решения, и «Дневник деревенского священника» не стал исключением. Однако, хотя его персонажи обязательно демонстрируют мотивированное поведение и решения, Брессон скрупулезно отрицал любой намек на мелодраму и пытался свести к минимуму то, что он называл «психологизмом» (имея в виду драму, сводимую к пересечению личностей персонажей). [ 3 ] Кроме того, он стремился предотвратить включение каких-либо текстовых «оценочных суждений» о содержании фильма посредством построения его формы. Возникающее в результате созерцательное – возможно, даже аскетическое – формальное дистанцирование призвано служить наиважнейшей (христианской) духовной заботе Брессона, выдвигая на первый план невыразимость и непреодолимую тайну, тем не менее оставляя место для благодати. [ 4 ] [ 5 ]
Прием
[ редактировать ]«Дневник деревенского священника» имел финансовый успех во Франции и укрепил международную репутацию Брессона как крупного кинорежиссера. Кинокритик Андре Базен написал целое эссе о фильме, назвав его шедевром «из-за его способности возбуждать эмоции, а не интеллект». [ 1 ] Дебютное исполнение Клода Лайду в главной роли было названо одним из величайших в истории кино: Жан Тюлар написал в своем «Словаре кино» : «Ни один другой актер не заслуживает попадания в рай так, как Лайду». [ 6 ]
На агрегаторе рецензий сайте- Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 95%, основанный на 40 критиках, со средней оценкой 8,70/10; «Консенсус критиков» сайта гласит: « Дневник деревенского священника блестяще отражает духовный и религиозный путь одного человека – и поразительный следующий этап в эволюции крупного таланта кинорежиссера». [ 7 ] Французский журналист Фредерик Бонно похвалил минималистский подход Брессона к сеттингу фильма и заявил: «Впервые во французском кино, чем меньше показывается окружающая среда, тем больше она резонирует [...] вездесущая и постоянная, настойчивая и неизменная, она не Его не нужно показывать: достаточно вызвать его посредством звука. Это настоящая тюрьма». [ 8 ] Джон Саймон из National Review высоко оценил фильм и назвал его лучшим фильмом Брессона. [ 9 ] Армонд Уайт из New York Press похвалил фильм, отметив, что «Брессон является примером экуменического интеллекта 20-го века, который сегодня сильно вышел из моды, но остается уникальным и могущественным». [ 10 ]
Многие кинематографисты выразили свое восхищение фильмом. Российский режиссер Андрей Тарковский поставил этот фильм на первое место в списке десяти своих любимых фильмов. [ 11 ] Шведский режиссер Ингмар Бергман «очень любил» этот фильм и назвал его «одним из самых странных произведений, когда-либо созданных». [ 12 ] [ 13 ] Австрийский режиссер Михаэль Ханеке считает этот фильм одним из своих любимых фильмов Брессона. [ 14 ] Португальский режиссер Педро Кошта включил этот фильм в свой список 10 лучших фильмов, доступных в Criterion Collection . [ 15 ] Американский режиссер Мартин Скорсезе сказал, что фильм повлиял на его собственного «Таксиста» (1976). [ 16 ] и Пол Шредер , написавший сценарий для «Таксиста» , отметил, что этот фильм оказал большое влияние на написание сценария и постановку его фильма «Первые реформаторы» 2017 года . [ 17 ]
Награды
[ редактировать ]Фильм завоевал восемь международных наград, в том числе Гран-при Венецианского международного кинофестиваля и Приз Луи Деллюка . [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В повествовании указывается, что Дюфрети был священником, а не аббатом.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Уэйкман 1987 , стр. 57.
- ^ Трюффо, Франсуа (2004). «Определенная тенденция французского кино». Теория кино: критические концепции в медиа и культурных исследованиях (под ред. Филипа Симпсона). Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. п. 11.
- ^ Шион, Мишель (июль 2009 г.). Кино и звуковое искусство . Издательство Колумбийского университета. п. 458. ИСБН 9780231137775 .
- ^ Брессон, Роберт (1997). Заметки о кинематографисте . Зелёное целое число. ISBN 978-1-55713-365-6 .
- ^ Зонтаг, Сьюзен (1966). «Духовный стиль в фильмах Робера Брессона». Против интерпретации и других эссе . Penguin Classics (опубликовано в 2009 г.). п. 177-195. ISBN 9780141190068 .
- ↑ Роберт Берган, «Некролог Клода Лайду» , The Guardian , 7 августа 2011 г., по состоянию на 15 июня 2014 г.
- ^ «Дневник деревенского священника (Journal d'un curé de Campagne) (1954)» . Гнилые помидоры . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ Бонно, Фредерик (2 февраля 2004 г.). «Дневник деревенского священника — из текущих событий» . Комментарий к фильму . Проверено 4 марта 2016 г.
- ^ Джон Саймон. «Ингмар Бергман на Мушетте» . RobertBresson.com . Проверено 18 июня 2021 г.
Джон Саймон: «А как насчет Брессона? Как вы к нему относитесь?» Ингмар Бергман: «О, Мушетт! Мне это нравилось, мне это нравилось! Но Бальтазар был таким скучным, что я проспал его». Джон Саймон: «Мне понравились «Дамы Булонского леса» и «Сбежавший человек», но я бы сказал, что «Дневник деревенского священника» — лучший». Ингмар Бергман: «Я видел это четыре или пять раз и мог бы посмотреть еще раз … и Мушетт … правда …»
- ^ Армонд Уайт (23 февраля 2011 г.). «Кризис веры» . Нью-Йорк Пресс . Нью-Йорк Пресс. Архивировано из оригинала 30 января 2012 г. Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ Ласика, Том. «Выбор Тарковского» . Ностальгия.com . Проверено 19 января 2020 г.
- ^ «Бергман о других кинематографистах» . Ингмар Бергман Лицом к лицу . Фонд Ингмара Бергмана. Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 26 мая 2011 г.
Ингмар Бергман: «Мне также очень нравится «Дневник священника», который является одним из самых странных произведений, когда-либо созданных. Гости «Тайного причастия» находятся под сильным влиянием этого произведения».
- ^ Филип Мосли (1981). Ингмар Бергман - Кино в роли Хозяйки . М. Бояре. п. 71. ИСБН 9780714526447 .
- ^ Закари Вигон (19 декабря 2009 г.). «Разжигание недоверия аудитории: Белая лента» . Трибека . ООО «Трайбека Энтерпрайзис» . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ «Топ-10 Педро Косты» . Коллекция критериев . 10 марта 2010 года . Проверено 30 июня 2021 г.
- ^ Мартин Скорсезе: Интервью , изд. Питер Брюнетт . Джексон, Миссисипи: Университетское издательство Миссисипи (1999): 67. «Не забывайте, что именно это делает священник в « Дневнике деревенского священника ».
- ^ Рискер, Пол (13 июля 2018 г.). «Кино антидуховно: интервью с режиссером «Первой реформации» Полом Шрейдером» . ПопМатерс . Проверено 31 мая 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Уэйкман, Джон (1987). Мировые кинорежиссеры . Том. 1. Компания HW Wilson.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тиббетс, Джон К. и Джеймс М. Уэлш, ред. Энциклопедия романов в кино (2-е изд. 2005 г.), стр. 98–99.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дневник деревенского священника на IMDb
- Дневник деревенского священника на AllMovie
- Дневник деревенского священника в базе данных TCM Movie
- Дневник деревенского священника в Rotten Tomatoes
- Занято 11-е место в списке 100 лучших фильмов по версии журнала "Искусство и вера" (2010). Архивировано 21 апреля 2010 г. на Wayback Machine.
- Дневник деревенского священника , эссе Фредерика Бонно из Criterion Collection
- фильмы 1951 года
- Экзистенциалистские фильмы
- Фильмы на атеистическую тематику
- Драматические фильмы 1951 года
- Французские драматические фильмы
- Лауреаты премии Луи Деллюка
- Фильмы Робера Брессона
- Фильмы о католических священниках
- Фильмы по французским романам
- Фильмы по произведениям Жоржа Бернаноса
- Французские черно-белые фильмы
- Французскоязычные фильмы 1950-х годов
- Французские фильмы 1950-х годов.
- Фильмы, написанные Жан-Жаком Грюненвальдом