Юджин Куриэль
Юджин Куриэль | |
---|---|
Рожденный | Триест , Италия | 11 декабря 1912 г.
Умер | 24 февраля 1945 г. Милан , Италия | ( 32 года
Альма-матер | Флорентийский университет и Миланский политехнический университет |
Известный | Физики и знаменитый боец сопротивления |
Эухенио Куриэль (11 декабря 1912 — 24 февраля 1945) — итало-еврейский физик , видный деятель итальянского движения Сопротивления . Награжден золотой медалью (посмертно) за воинскую доблесть.
Жизнь [ править ]
Эухенио Куриэль был первым из четырех детей в еврейской благополучной семье. Его отец, Джулио Куриэль, был инженером в мастерских Сан-Марко в Триесте, а мать, Лючия (урожденная Лиментани), была сестрой флорентийского философа Людовико «Людо» Лиментани.
После окончания средней школы в 1929 году он два года изучал инженерное дело во Флорентийском университете . В 1931 году он поступил в Политехнический университет Милана , но через несколько месяцев вернулся во Флоренцию, где занялся теоретической физикой и поселился у своего дяди Людовико, который преподавал моральную философию в этом университете. Стараясь сохранить свою независимость, он преподавал в частном порядке и в декабре 1932 года получил диплом преподавателя в начальных школах. В 1933 году друг Бруно Росси , получивший кафедру физики в Падуанском университете , предложил ему закончить там обучение, что он и сумел сделать, получив степень с отличием . [1]
Однако Кюриэль был подвержен неврастении , и в течение некоторого времени его привлекала антропософия Рудольфа Штайнера , чья система мышления и практической жизни, по-видимому, предлагала, как он признался Росси в письме, стимул к самодисциплине, которая могла позволить ему приспособить свое физическое и психологическое мировоззрение к интеллектуальной и моральной строгости, которую он уже проявил. Интересы в этой области отвлекли его от научной карьеры, которая, казалось, была для него естественным направлением после получения ученой степени. В ноябре 1933 года он принял должность запасного учителя литературы в гимназии Монтепульчано , но вернулся в Падую в феврале 1934 года, где Бруно Росси добился для него должности университетского ассистента по рациональной механике. В 1935 году он присоединился к небольшой подпольной коммунистической ячейке в университете.
Вступление в Коммунистическую партию [ править ]
Увлечение Кюриэля философией Штейнера со временем уменьшилось, поскольку постепенно у него развился интерес к доминирующим течениям идеалистической философии , в частности к Канту , Фихте , Гегелю , Бенедетто Кроче и Джованни Джентиле . В то же время он был вовлечен в изучение более практических философских вопросов посредством чтения работ Жоржа Сореля и анархического синдикализма. Он продолжил эти исследования в Институте философии права, где подружился с Этторе Луччини и Энрико Опочером. Но во время его пребывания в Падуе в этот период решающим событием стало возобновление его знакомства со своим другом детства Атто Брауном, с которым он делил квартиру. Браун был тайным членом Коммунистической партии , и под его влиянием Кюриэль прочитал Маркса и Энгельса » «Манифест Коммунистической партии , «Антидюринг » и Ленина » «Что делать ? . В 1935 году Кюриэль стал членом небольшой коммунистической ячейки в Падуанском университете, которую возглавляли Браун, Гвидо Гольдшмид и Ренато Миели . С 1937 года он публиковал в журнале статьи по профсоюзным вопросам. Il Bò , университетская газета. Его редактировали как молодые фашисты, которые начали чувствовать недовольство ортодоксальностью режима, так и антифашисты, такие как Браун. [2]
Коммунистическая партия пыталась проникнуть в профсоюзные и студенческие организации, управляемые фашистами, чтобы тонко переориентировать их на критическое отношение к фашизму. Это было одной из причин поездки Куриэля в Париж , где располагалось внешнеполитическое ведомство партии, в марте 1937 года. Он установил контакты с Эмилио Серени , Амброджо Донини и Руджеро Греко . К этому периоду можно отнести написанную им под псевдонимом Джорджо Интелви статью под названием « Наша экономическая и профсоюзная работа с массами и борьба за демократию» , появившуюся в журнале «Рабочее государство» . [3] Кюриэль утверждал, что необходимо оказать давление на студентов посредством университетских публикаций, чтобы заставить их отказаться от все еще остающейся корпоративной идеологии «левого фашизма» и признать «классовую борьбу». Важным было также убеждение избранных представителей фабричных рабочих, чтобы создать среди них «подпольные группы», которые затем смогли бы оказывать политическое влияние на рабочих цехов. Статья подверглась некоторой критике - Эджидио Дженнари возражал против ее абстрактного характера и экономизма - но Куриэль, тем не менее, завоевал доверие Дженнари своим умом, культурой и силой воли. Воодушевленный, он вернулся в Падую, чтобы продолжить там свою работу, сохраняя при этом контакты в Париже.
В начале 1938 года президент Конфедерации итальянских профсоюзов Туллио Чианетти приказал Куриэлю явиться туда. Чианетти понятия не имел о реальных политических симпатиях Кюриэля, но предложил ему быть более осмотрительным, учитывая, что его статьи цитировались в антифашистской прессе за рубежом. Его попросили обратить внимание на попытки «диверсантов» проникнуть в фашистские организации.
законодательство Антисемитское
Последняя статья Кюриэля появилась в номере журнала Il Bò от 20 августа. Он был озаглавлен «Репрессия профсоюза» , где он писал, что профсоюз должен «тщательно изучить способы применения коллективных договоров» и должен принимать во внимание волю рабочих, выраженную на профсоюзных собраниях. Поддержка идеи о том, что в корпоративном режиме интересы как работодателей, так и работников пересекаются, является лишь доказательством «слепоты». Однако в том же обзоре была еще одна статья, в которой перечислялись имена преподавателей-евреев в итальянских университетах. Среди них, естественно, фигурировало имя Кюриэля. Этот период провозгласил поворот в политике режима, который теперь принял назифильскую позицию. В ноябре того же года были изданы законы о «защите (итальянской) расы», и, как следствие, Куриэль, как и многие другие, другие, был лишен права преподавать.
Его исключение из университета не только затруднило заработок; это также автоматически сделало его подозреваемым как возможный антифашист и сделало его незаконную политическую деятельность более трудной. Куриэль отправился в Швейцарию , где с помощью Серджио Де Бенедетти ему удалось пробиться в парижское внешнеполитическое ведомство Коммунистической партии. Там он столкнулся с атмосферой подозрительности и сильным искушением провести чистку группы, поскольку Коммунистический Интернационал уже осудил присутствие итальянских агентов-провокаторов в итальянском отделении. Эухенио Альбо , курировавший газету «Голос итальянцев» ( La Voce degli Italiani ), на самом деле позже будет разоблачен как шпион ОВРА . Несмотря на то, что против него не было выдвинуто никаких конкретных обвинений (более того, его даже рассматривали как потенциального редактора газеты, которая должна была издаваться в Александрии (идея не принесла плодов)), Кюриэль провел месяцы великой горечи в Париже, опыт это побудило его в январе 1939 года установить контакты с другими представителями антифашизма за границей, как социалистами, так и членами Движение «Справедливость и свобода» ( Gustizia e Libertà ). В одноименной газете этой группы он написал статью под названием « Обсуждение юнионизма» и передал социалисту Джузеппе Фаравелли написанное им короткое эссе «Рабочие массы и фашистские профсоюзы» ( Masseoperie e sindacato fascista ). [4] где он подтвердил необходимость использования фашистских профсоюзов для проведения антифашистской политической работы с профсоюзными работниками. Намерением Куриэля было создать единый фронт действий, объединяющий коммунистов, социалистов и активистов движения « Справедливость и свобода» , хотя активисты были решительно против этого предложения. Социалисты разделились по поводу этой перспективы.
В феврале 1939 года Куриэль вернулся в Милан , где поселился у своей сестры Грации. В апреле он снова вернулся в Швейцарию, где обсудил дела с Пьетро Ненни , который был благосклонно настроен к идее соглашения с коммунистами и возможности организации групп в Милане для проведения согласованных действий. Затем он попытался нелегально въехать во Францию, но был остановлен на границе и передан швейцарской полиции, которая сопроводила его обратно до границы с Италией. В Италии в статьях и письмах он продолжал настаивать на необходимости установления «связей» (с коммунистами), которые «расширили бы наши контакты с массами и оказали бы некоторое влияние на бюрократические тенденции ИКП и ее слепые, пассивные дисциплина». [5] Куриэль находился в Триесте 24 июня 1939 года, когда полиция опознала и арестовала его.
Интернирование [ править ]
Переведенный в миланскую тюрьму Сан-Витторе , он не раскрыл ничего такого, чего еще не знали его следователи. 13 января. В 1940 году уголовная комиссия приговорила его к пяти годам интернирования на острове Вентотене , куда Куриэль прибыл 26 января.
Интернирование было менее суровым, чем тюремное заключение, но интернированные были вынуждены выживать за счет денег, которые им посылали семьи. В тяжелых условиях тех лет – вскоре после вступления Италии в войну – часто приходилось сидеть на голодном пайке. На остров было доставлено несколько сотен задержанных, в основном коммунистов, среди них Луиджи Лонго , Джованни Роведа , Вальтер Аудизио , Пьетро Секкья , Умберто Террачини , Камилла Равера и Джузеппе Ди Витторио . Среди социалистов и активистов- акционистов можно назвать таких фигур, как Сандро Пертини , Альтьеро Спинелли , Эрнесто Росси , Риккардо Бауэр и друг Куриэля Эухенио Колорни , арестованный в сентябре 1938 года.
21 августа 1943 года, после падения фашистского режима, Куриэль покинул остров, чтобы присоединиться к сопротивлению в Милане. Там он руководил ежедневными подпольными газетами «Единство» и «Наша борьба» ( La nostra lotta ), а также работал над созданием унитарной организации Молодёжного фронта национальной независимости и свободы (Fronte della gioventù per l’indipendenza nazionale e per la libertà) с участием антифашистской молодежи всех политических ориентаций. Именно на этом этапе он набросал свою теорию «прогрессивной демократии», которая считается его самым важным теоретическим вкладом в антифашизм.
24 февраля 1945 года он был опознан на улице информатором и тут же убит отрядом членов «Черных бригад» , лояльных Республике Сало . В документе, сопровождающем врученную ему посмертную награду — Золотую медаль за доблесть, он описан как «идеальный лидер и великолепный пример для молодежи Италии».
Он был двоюродным братом Анри Кюриэля , политического активиста в Египте и Франции, и шпиона КГБ Джорджа Блейка . [6]
Библиография [ править ]
- Н. Бриамонте, Жизнь и творчество Эудженио Куриэля , Милан, 1979 г.
- П. де Лаццари, Эудженио Куриэль в заключении и в освободительной борьбе , Милан, 1981 г.
- Эухенио Гарин , итальянские интеллектуалы ХХ века , Рим, 1996 г. ISBN 978-88-359-4151-4
Примечания [ править ]
- ^ Лейн, А. Томас (1995). Биографический словарь европейских лейбористских лидеров . Издательская группа Гринвуд. ISBN 9780313264566 .
- ^ Зуккотти, Сьюзен (1996). Итальянцы и Холокост: преследование, спасение и выживание . Университет Небраски Пресс. ISBN 9780803299115 .
- ^ Государство рабочих , XI, 3–4, 1937, теперь перепечатано в E. Curiel, цит.
- ↑ Оба теперь доступны у E. Curiel, цит., I, 229–235.
- ^ Э. Куриэль, цит., I, 258.
- ^ «Революция еврейских коммунистов против фашизма» . jacobinmag.com . Проверено 28 октября 2020 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Евреи в итальянском сопротивлении
- Итальянские евреи, погибшие во время Холокоста
- Еврейские социалисты
- 1912 рождений
- 1945 смертей
- Ученые из Триеста
- Выпускники Миланского политехнического университета
- Смерти от огнестрельного оружия в Италии
- Итальянские антифашисты
- Итальянские евреи-сефарды
- Члены еврейского сопротивления во время Холокоста
- Итальянские педагоги ХХ века
- Итальянские писатели XX века.
- Итальянские физики XX века
- Убитые итальянцы
- Итальянские учёные-евреи
- Редакторы L'Unità
- Люди, убитые в 20 веке