Последний самурай
Последний самурай | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Эдвард Цвик |
Автор сценария |
|
Рассказ | Джон Логан |
Продюсер: |
|
В главных ролях |
|
Кинематография | Джон Толл |
Под редакцией |
|
Музыка | Ханс Циммер |
Производство компании |
|
Распространено | Картинки Уорнер Бразерс |
Даты выхода |
|
Время работы | 154 минуты [ 3 ] |
Страна | Соединенные Штаты [ 4 ] |
Языки |
|
Бюджет | 140 миллионов долларов [ 5 ] |
Театральная касса | 456,8 миллиона долларов [ 5 ] |
Последний самурай — американец 2003 года. [ 4 ] эпического периода драматический боевик , режиссер и продюсер Эдвард Цвик , который также написал сценарий вместе с Джоном Логаном и Маршаллом Херсковицем на основе истории, придуманной Логаном. В фильме снимались Кен Ватанабе и Том Круз , которые также продюсировали фильм вместе с Тимоти Споллом , Билли Коннолли , Тони Голдвином , Хироюки Санада , Шин Коямада и Коюки во второстепенных ролях.
Круз изображает Натана Алгрена, американского капитана 7-го кавалерийского полка , чьи личные и эмоциональные конфликты привели его к контакту с воинами- самураями после Реставрации Мэйдзи в Японии 19 века . Сюжет фильма был вдохновлен восстанием Сацума 1877 года под руководством Сайго Такамори и вестернизацией Японии иностранными державами. [ а ] Персонаж Олгрена во многом основан на Эжене Коллаше и Жюле Брюне , офицерах французской императорской гвардии , которые сражались вместе с Эномото Такеаки в более ранней войне Босин . [ 6 ]
«Последний самурай» собрал в общей сложности 456 миллионов долларов. [ 5 ] по кассовым сборам и стал шестым по прибылям фильмом 2003 года . Он получил похвалу за игру, визуальные эффекты, кинематографию и музыку Ханса Циммера , но критику за некоторые изображения. Он был номинирован на несколько наград, в том числе на четыре премии «Оскар» , три премии «Золотой глобус» и две премии Национального совета по обзору .
Сюжет
[ редактировать ]В 1876 году к бывшему капитану армии США Натану Олгрену, опытному солдату, который стал горьким алкоголиком, травмированным зверствами, которые он совершил и стал свидетелем во время войн с американскими индейцами , обращается его бывший командир полковник Бэгли. Бэгли просит его обучить недавно созданную Императорскую японскую армию для японского бизнесмена Омуры, который намеревается использовать армию для подавления восстания, возглавляемого самураями, против нового императора Японии. Несмотря на свою ненависть к Бэгли, обедневший Олгрен соглашается на эту работу ради денег. В Японию его сопровождает его старый друг, сержант Зебулон Гант. По прибытии Олгрен встречает Саймона Грэма, британского переводчика, знающего о самураях.
Олгрен узнает, что имперские солдаты — это просто призываемые крестьяне с плохой подготовкой и плохой дисциплиной. Пока они обучают их стрельбе, приходят новости о нападении самураев на одну из железных дорог Омуры. Вопреки желанию Олгрена, солдаты отправляются в бой под командованием Хасэгавы, бывшего самурая и генерала армии. Он отказывается сражаться, поэтому командование принимает на себя Олгрен. Битва оборачивается катастрофой, поскольку новобранцы быстро разгромлены и трусливо убегают, а Гант убит. Олгрен сражается до последнего, прежде чем его окружают; ожидая смерти, он попадает в плен, когда лидер самураев Кацумото решает пощадить его, в то время как Хасэгаве разрешается совершить сэппуку .
Алгрена забирают в деревню Кацумото, и по просьбе Кацумото его принимает Така, сестра Кацумото, которая, как позже понимает Алгрен, является вдовой самурая, которого он убил перед тем, как попасть в плен. Хотя поначалу с ним плохо обращаются, в конце концов он завоевывает уважение самураев и сближается с Кацумото. С помощью Таки Олгрен преодолевает свой алкоголизм и чувство вины, изучает японский язык и культуру, обучается искусству кендзюцу . У него появляется симпатия к самураям, которые расстроены тем, что темпы современных технологий подорвали традиции их общества. Олгрен и Така испытывают невысказанную привязанность друг к другу.
Однажды ночью группа ниндзя проникает в деревню и устраивает засаду на Кацумото. Алгрен спасает жизнь Кацумото, а затем помогает защитить деревню, делая вывод, что ответственность за это несет Омура. Кацумото просит о встрече с императором Мэйдзи в Токио . Он приводит Олгрена, намереваясь освободить его. По прибытии в Токио Олгрен видит, что Имперская армия превратилась в хорошо обученную и полностью оснащенную силу, возглавляемую Бэгли. Кацумото, к своему ужасу, обнаруживает, что молодой и неопытный император стал марионеткой Омуры. На заседании правительства Омура приказывает арестовать Кацумото за публичное ношение меча исполнить сэппуку и велит ему на следующий день , чтобы искупить свою честь. Тем временем Олгрен отказывается от предложения Бэгли возобновить командование армией. После победы над имперскими агентами, посланными убить его, Олгрен вербует людей Грэма и Кацумото, чтобы освободить их лидера. Во время спасения сын Кацумото Нобутада смертельно ранен, его жертва позволила остальным сбежать.
Пока Имперская армия идет на подавление восстания, скорбящий Кацумото размышляет о сэппуку. Олгрен убеждает его сражаться и клянется присоединиться к самураям в битве. Они возвращаются в деревню, и Олгрен воссоединяется с Такой и ее детьми. Утром перед предстоящей битвой Така готовит Олгрена, тщательно одевая его в самурайские доспехи своего покойного мужа , а Кацумото дарит ему недавно выкованный самурайский меч с выгравированной надписью, заявляющей, что Алгрен «теперь принадлежит самураю».
На поле битвы Олгрен и Кацумото встречаются с Омурой и Бэгли для переговоров ; Бэгли предлагает Кацумото условия капитуляции, но тот отказывается. Самураи используют самоуверенность Имперской армии, чтобы заманить их в ловушку; Последовавшая битва приводит к огромным потерям с обеих сторон и вынуждает имперских солдат отступить. Зная, что приближается имперское подкрепление и поражение неизбежно, Кацумото приказывает совершить самоубийственную кавалерийскую атаку верхом на лошади. Самураи выдерживают артиллерийский обстрел и прорывают линию Бэгли. Олгрен убивает Бэгли, но самураев быстро расстреливают из ружей Гатлинга . Имперский капитан, ранее обученный Олгреном и напуганный видом умирающего самурая, приказывает солдатам прекратить огонь, возмущая Омуру. Смертельно раненый Кацумото совершает сеппуку с помощью Алгрена, а солдаты в знак уважения преклоняют колени .
Позже, когда торговые переговоры завершаются, раненый Олгрен прерывает разбирательство. Он преподносит императору меч Кацумото и просит его вспомнить традиции, за которые Кацумото и его товарищи-самураи сражались и умирали. Император понимает, что, хотя Япония должна модернизироваться, она не может забыть свою культуру и историю. Он отклоняет торговое предложение, и когда Омура протестует, император говорит ему, что он сделал достаточно, и угрожает захватить его состояние и раздать его людям. Омура сердито протестует, но когда император говорит ему совершить сэппуку, чтобы доказать свой позор, он отшатывается от унижения.
В то время как ходят различные слухи о судьбе Олгрена, Грэм заключает, что Олгрен вернулся в деревню, чтобы воссоединиться с Такой.
Бросать
[ редактировать ]- Том Круз в роли капитана Натана Олгрена, Гражданской войны и войны с Индией ветерана . Хотя он исключительно талантливый солдат, его преследует его роль в резне коренных американцев в Сэнд-Крик или Чивингтоне и/или резне коренных американцев на реке Уошита . После увольнения из армии Соединенных Штатов он соглашается помочь новому Реставрации Мэйдзи правительству подготовить свою первую западного образца призывную армию за значительную сумму денег. Во время первого сражения армии он попадает в плен к самураю Кацумото и доставляется в деревню сына Кацумото, где вскоре заинтригован образом самураев и решает присоединиться к ним в их деле. Его дневниковые записи раскрывают его впечатления о традиционной японской культуре , которые почти сразу же перерастают в безудержное восхищение Японией .
- Кен Ватанабэ в роли лорда Морицугу Кацумото, одноименного «Последнего самурая», бывшего даймё , который когда-то был самым доверенным учителем императора Мэйдзи. Его недовольство влиянием Омуры и других западных реформаторов на Императора побудило его организовать восстание своих собратьев-самураев, которое, как он надеется, убедит правительство не разрушать место самураев в японском обществе. Кацумото основан на реальном самурае Сайго Такамори , который возглавил восстание Сацума.
- Коюки в роли Така Кацумото, вдовы самурая, убитого Натаном Алгреном, и младшей сестры Морицугу. Они с Олгреном испытывают чувства друг к другу, и она дает ему доспехи своего мужа, чтобы он носил их в последней битве восстания.
- Тимоти Сполл в роли Саймона Грэма, британского фотографа и ученого, нанятого переводчиком для капитана Олгрена и его не говорящих по-английски солдат. Первоначально изображавшийся как дружелюбный, но целеустремленный и практичный товарищ, позже он начинает сочувствовать делу самураев и помогает Олгрену спасти Кацумото от имперских солдат. Грэм во многом основан на реальном британском японоведе Эрнесте Мейсоне Сатоу , который подружился с Сайго Такамори во время восстания в Сацуме.
- Шин Коямада в роли Морицугу Нобутада, единственного сына Кацумото и лорда деревни, куда отправлен Алгрен. Нобутада подружился с Олгреном, когда Кацумото поручает ему преподавать Олгрену японскую культуру и японский язык. Он умирает, когда добровольно решает отвлечь имперские войска, чтобы его отец мог сбежать из-под их опеки.
- Тони Голдвин в роли полковника Бэгли, бывшего командира 7-го кавалерийского полка Натана Олгрена . Безжалостный и аморальный, Бэгли убеждает Олгрена служить инструктором по подготовке Имперской армии, несмотря на ненависть Олгрена к Бэгли за его роль в резне на реке Уошита . В отличие от Олгрена, Бэгли высокомерен и пренебрежительно относится к самураям, в какой-то момент называя их не более чем «дикарями с луками и стрелами». Его убивает Олгрен, который бросает меч ему в грудь, когда Бэгли пытается застрелить Кацумото в финальной битве.
- Масато Харада в роли Мацуэ Омуры, промышленника и политика, выступающего за реформы. Он быстро импортирует вестернизацию и модернизацию, одновременно зарабатывая себе деньги на владении японскими железными дорогами. Происходя из купеческой семьи, социального класса, репрессированного во времена правления сёгуна, Омура открыто выражает свое презрение к самураям и использует молодость императора Мэйдзи, чтобы стать его главным советником, убеждая его сформировать армию западного типа для единственного цель уничтожить Кацумото и его повстанцев, игнорируя их недовольство. Его внешний вид призван вызвать образ Окубо Тошимичи , ведущего реформатора периода Реставрации Мэйдзи . Харада отметил, что он был очень заинтересован в участии в фильме после того, как стал свидетелем строительства конференц-зала императора Мэйдзи на звуковой сцене 19 (где Хамфри Богарт ) на студии Warner Brothers. когда-то играл [ нужна ссылка ]
- Ситиносукэ Накамура в роли императора Мэйдзи . Император, которому приписывают реализацию реформ Мэйдзи в японском обществе, стремится импортировать западные идеи и практики для модернизации и расширения возможностей Японии, чтобы она стала сильной нацией. Однако его неопытность заставляет его во многом полагаться на советы таких людей, как Омура, у которых есть свои собственные планы. Его внешний вид очень похож на императора Мэйдзи 1860-х годов (когда его авторитет как императора еще не утвердился), а не на 1870-е годы, когда происходит действие фильма.
- Хироюки Санада в роли Удзио, мастера фехтования и одного из самых доверенных последователей Кацумото. Первоначально проявляя наибольшее презрение к Алгрену во время пребывания последнего в плену, он учит Алгрена искусству боя на мечах, начиная уважать его как равного. Он один из последних самураев, погибших в финальной битве, будучи застреленным во время атаки Кацумото.
- Сейдзо Фукумото в роли Безмолвного самурая, пожилого самурая, которому поручено следить за Алгреном во время его пребывания в деревне, который называет самурая «Бобом». «Боб» в конечном итоге спасает жизнь Олгрена (и говорит в первый и единственный раз «Олгрен-сан!»), Принимая пулю, предназначенную ему в финальной битве.
- Билли Коннолли в роли сержанта Зебулона Ганта, ветерана ирландско-американской гражданской войны, который служил вместе с Олгреном и был ему верен, убеждая его приехать в Японию и работая с ним над обучением Имперской армии. Во время первой битвы его убивает Хиротаро (муж Таки) после ранения копьем.
- Сюн Сугата в роли Накао, высокого самурая, владеющего нагинатой и владеющего дзю-дзюцу . Он помогает Олгрену спасти Кацумото и умирает вместе с другими самураями в финальной битве.
- Того Игава в роли генерала Хасэгавы, бывшего самурая, служащего в Императорской японской армии. Он совершает сэппуку после первого боя.
Производство
[ редактировать ]![]() | Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( Август 2022 г. ) |
Съемки проходили в Новой Зеландии, в основном в регионе Таранаки . [ 7 ] в основном японские актеры и американская продюсерская группа. Это место было выбрано из-за того, что Эгмонт/гора Таранаки напоминает гору Фудзи , а также потому, что в регионе Таранаки много лесов и сельскохозяйственных угодий. Американский менеджер по локациям Чарли Харрингтон увидел гору в путеводителе и посоветовал продюсерам отправить его в Таранаки для разведки мест. Это служило фоном для многих сцен, в отличие от застроенных городов Японии. Несколько деревенских сцен были сняты на студии Warner Bros. Studios территории в Бербанке, Калифорния. Некоторые сцены были сняты в Киото и Химедзи , Япония. Всего было 13 съемочных площадок. Том Круз сам выполнял трюки для фильма.
Фильм основан на оригинальном сценарии Последний самурай» « Джона Логана . Сам проект был вдохновлен сценаристом и режиссером Винсентом Уордом . Уорд стал исполнительным продюсером фильма, работая над ним почти четыре года и после обращения к нескольким режиссерам, включая Фрэнсиса Форда Копполу и Питера Вейра , пока не заинтересовался Эдвардом Цвиком . Производство фильма продолжилось вместе с Цвиком и было снято в родной Новой Зеландии Уорда.
Фильм основан на рассказах Эжена Коллаша и Жюля Брюне , офицеров французской императорской гвардии , которые сражались вместе с Эномото Такеаки в ранней войне Босин ; и Филип Кирни , солдат армии США ( армии Союза ) и французской императорской гвардии , известный своим лидерством в Гражданской войне в США , который сражался против племени тутутни в войнах на реке Роуг в Орегоне . Историческая роль других европейских стран, участвовавших в вестернизации Японии, в фильме во многом приписывается Соединенным Штатам, хотя в фильме также упоминается участие Европы.
Музыка
[ редактировать ]Последний самурай: Музыка к оригинальному фильму | ||||
---|---|---|---|---|
Оценка фильма | ||||
Выпущенный | 25 ноября 2003 г. | |||
Жанр | Саундтрек | |||
Длина | 59 : 41 | |||
Этикетка | Уорнер Сансет | |||
Продюсер | Ханс Циммер | |||
Ханс Циммер хронология | ||||
|
«Последний самурай: Оригинальная партитура к фильму» был выпущен 25 ноября 2003 года на лейбле Warner Sunset Records . [ 8 ] Вся музыка для саундтрека была написана, аранжирована и спродюсирована Хансом Циммером в исполнении Hollywood Studio Symphony под управлением Блейка Нили . [ 9 ] Он достиг 24-го места в чарте лучших саундтреков США . [ 9 ]
Выпускать
[ редактировать ]«Последнего самурая» Мировая премьера состоялась в Токио 20 ноября 2003 года. 5 декабря 2003 года фильм был показан в кинотеатрах по всему миру компанией Warner Bros. Pictures.
Прием
[ редактировать ]Критический ответ
[ редактировать ]Критики в Японии восприняли его в целом положительно. [ 10 ] Томоми Кацута из The Mainichi Shinbun считает, что фильм представляет собой «значительный шаг вперед по сравнению с предыдущими американскими попытками изобразить Японию», отмечая, что режиссер Эдвард Цвик «изучил историю Японии, нанял известных японских актеров и проконсультировался с тренерами по диалогу, чтобы убедиться, что он не не путайте случайную и формальную категории японской речи». Кацута по-прежнему придирался к идеалистическому, «сборничному» изображению самураев в фильме, заявляя: «Наш образ самураев таков, что они более испорчены». Таким образом, по его словам, благородный лидер самураев Кацумото «набил мне оскомину». [ 11 ]
В США агрегатор рецензий Rotten Tomatoes сообщает, что 66% критиков дали фильму положительную рецензию на основе 221 рецензии со средней оценкой 6,4 из 10. Согласно единодушному мнению сайта: «Благодаря высокой производственной ценности и захватывающим батальным сценам « Последний самурай» является удовлетворительной эпопеей». [ 12 ] На сайте Metacritic , который присваивает рецензиям основных критиков средневзвешенный рейтинг из 100, фильм получил средний балл 55 на основе отзывов 43 критиков, что указывает на «смешанные или средние отзывы». [ 13 ]
Роджер Эберт из Chicago Sun-Times дал фильму три с половиной звезды из четырех, заявив, что «красиво оформленный, умно написанный, сыгранный убедительно, это необычайно вдумчивая эпопея». [ 14 ]
Один онлайн-аналитик выгодно сравнивает фильм с «Танцами с волками» в том смысле, что каждый главный герой встречается с «технологически отсталыми людьми» и сражается с ними. Герои Костнера и Круза пережили серию травмирующих и жестоких сражений. В конечном итоге каждый использует свой опыт, чтобы позже помочь своим новым друзьям. Каждый начинает уважать свою недавно принятую культуру. Каждый из них даже борется со своим новым сообществом против людей и традиций, из которых он произошел. [ 15 ]
Театральная касса
[ редактировать ]Кассовые сборы фильма в Японии выше, чем в США. [ 16 ] Фильм собрал 456,8 миллиона долларов при производственном бюджете в 140 миллионов долларов. Он собрал 111 127 263 доллара в США и Канаде и 345 631 718 долларов в других странах. [ 17 ] Это был один из самых успешных кассовых хитов Японии . [ 18 ] где он собрал 13,7 млрд йен ( 132 млн долларов США ). [ 19 ]
Похвалы
[ редактировать ]Критика и дебаты
[ редактировать ]
Мотоко Рич из «Нью-Йорк Таймс» заметила, что фильм открыл дискуссию, «особенно среди американцев азиатского происхождения и японцев», о том, были ли этот фильм и другие подобные ему «расистскими, наивными, благонамеренными, точными – или все это выше." [ 11 ]
Тодд Маккарти , кинокритик журнала Variety , писал: «Явно очарованный культурой, которую он исследует, решительно оставаясь ее романтизацией со стороны, Пряжа, к сожалению, довольствуется переработкой знакомых представлений о благородстве древних культур, их ограблении Западом, либеральная историческая вина, безудержная жадность капиталистов и непреодолимое главенство голливудских кинозвезд». [ 21 ]
По словам профессора истории Кэти Шульц, «многие самураи боролись с модернизацией Мэйдзи не из альтруистических соображений, а потому, что она бросила вызов их статусу как привилегированной касты воинов . Реформаторы Мэйдзи предложили радикальную идею о том, что все люди по сути равны... В фильме также отсутствует Историческая реальность заключалась в том, что многие политические советники Мэйдзи были бывшими самураями, которые добровольно отказались от своих традиционных привилегий, чтобы следовать курсу, который, по их мнению, укрепит Японию». [ 22 ]
Вымышленный персонаж Кацумото поразительно похож на историческую фигуру Сайго Такамори , героя Реставрации Мэйдзи и лидера неэффективного восстания Сацума , который появляется в истории и легендах современной Японии как герой, борющийся с коррупцией, расточительностью. , и беспринципная политика его современников. «Хотя он согласился стать членом нового правительства, — писал переводчик и историк Айвен Моррис , — из его сочинений и заявлений было ясно, что он считал, что идеалы гражданской войны искажаются . Он был против чрезмерно быстрые изменения в японском обществе, и его особенно беспокоило плохое обращение с классом воинов». Подозрительно относясь к новой бюрократии, он хотел, чтобы власть оставалась в руках класса самураев и императора, и по этим причинам он присоединился к центральному правительству. «Эдикты, подобные запрету на ношение мечей и ношение традиционного узла на волосах, казались серией необоснованных провокаций; и хотя Сайго осознавал, что Японии нужна эффективная постоянная армия, чтобы противостоять давлению со стороны Запада, он не мог смириться с социальными последствиями военных действий. реформы По этой причине Сайго, хотя и участвует в Правительство Окиноэрабу продолжало оказывать мощное влияние среди недовольных бывших самураев в Сацуме и других местах». Сайго боролся за моральную революцию, а не за материальную, и он описал свое восстание как сдерживание упадка морали нового, прозападного материализма. . [ 23 ]
В 2014 году этот фильм был одним из нескольких, обсуждавшихся Кели Гофф в The Daily Beast в статье о повествованиях о белых спасителях в кино . [ 24 ] кинематографический образ, изучаемый в социологии, для которого «Последний самурай» . анализировался [ 25 ] Дэвид Сирота в Салоне рассматривал этот фильм как «еще один фильм, в котором белый чиновник армии Союза лично олицетворяет усилия Севера по освобождению цветных людей во время Гражданской войны» и критиковал плакат к выпуску как «не такое уж тонкое послание, призывающее аудиторию ( ошибочно) воспринимают белого парня, а не японца, как последнего великого лидера древней японской культуры». [ 26 ]
В интервью The Guardian в 2022 году Кен Ватанабэ заявил, что не считает «Последнего самурая» рассказом о белых спасителях и что это стал поворотным моментом для азиатского представительства в Голливуде. Ватанабэ также заявил: «До «Последнего самурая » существовал стереотип об азиатских людях в очках, с кривыми зубами и с фотоаппаратом», [...] Это было глупо, но после «Последнего самурая выхода » Голливуд постарался быть более аутентичным. когда дело доходит до азиатских историй». [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]- Советники иностранных правительств в Японии эпохи Мэйдзи
- Омура Масуджиро
- Французская военная миссия в Японию (1867 г.)
- Марк Раппапорт (художник по эффектам существ)
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В фильме Соединенные Штаты изображены как основная сила, стоящая за вестернизацией, несмотря на то, что исторически на это влияли в основном европейские державы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Последний самурай» . Комиссия по кинематографии Новой Зеландии . Проверено 28 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Последний самурай - AFI|Каталог» . Американский институт кино . Проверено 28 февраля 2024 г.
- ^ «Последний самурай» . Британский совет классификации фильмов . Проверено 1 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Последний самурай» . Каталог художественных фильмов AFI . Проверено 29 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Последний самурай (2003)» . Касса Моджо . Проверено 17 сентября 2012 г.
- ^ Лудше, Жан-Франсуа; Форийон, Кристиан (2017). «Влияние французской гимнастики и военного французского бокса на создание современного карате (1867-1914)» . Исследования боевых искусств . 11 (11): 80–11. дои : 10.18573/mas.135 . ISSN 2057-5696 .
- ^ «Места съемок фильма «Последние самураи» | Новая Зеландия» . www.newzealand.com . Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ Последний самурай: партитура к оригинальному фильму (примечания на обложке компакт-диска). Ханс Циммер . Уорнер Сансет Рекордс. 2003.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б « Последний самурай — оригинальный саундтрек к фильму» . Allmusic.com . Rovi Corp. Проверено 17 сентября 2012 г.
- ^ «Выборка японских комментариев». Архивировано 26 июля 2010 г. в Wayback Machine . Искусство Азии . UCLA.edu. Проверено 17 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Рич, Мотоко (4 января 2004 г.). «Страна восходящего клише» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ « Последний самурай » . Гнилые помидоры . Фанданго Медиа . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ « Последний самурай » . Метакритик . CBS Интерактив . Проверено 17 сентября 2012 г.
- ↑ Эберт, Роджер (5 декабря 2003 г.). « Последний самурай ». Архивировано 9 октября 2012 г. в Wayback Machine . Чикаго Сан-Таймс . Роджер Эберт.com. Проверено 8 августа 2010 г.
- ^ Любители истории: Последний самурай
- ^ « Последний самурай (2003) – Новости». Архивировано 10 февраля 2009 г. в Wayback Machine . CountingDown.com . Проверено 17 сентября 2012 г.
- ^ «Последний самурай (2003) — кассовый моджо» . www.boxofficemojo.com . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ «Стремясь прославить свое имя в свете, Япония предлагает места для съемок фильмов» . Азиатский обзор Nikkei . 23 января 2018 года . Проверено 25 января 2019 г.
- ^ Шварцахер, Лукас (1 февраля 2005 г.). «Лучший рекорд Японии по бою» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 10 июля 2014 г.
- ^ «76-я церемония вручения премии Оскар (2004), номинанты и победители» . Оскар.орг . Проверено 20 ноября 2011 г.
- ↑ Маккарти, Тодд (30 ноября 2003 г.). « Последний самурай ». Архивировано 12 ноября 2012 г. в Wayback Machine . Разнообразие . Reed Elsevier Inc. Проверено 17 сентября 2012 г.
- ^ Шульц, Кэти (31 мая 2010 г.). «Последний самурай предлагает урок истории Японии» . История в кино . Архивировано из оригинала 31 мая 2010 года . Проверено 2 июля 2023 г.
- ^ Иван Моррис (1975), Благородство неудачи: трагические герои в истории японского языка , глава 9, Сайго Такамори. Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0030108112 .
- ^ Гофф, Кели (4 мая 2014 г.). «Сможет ли «Белль» положить конец одержимости Голливуда Белым Спасителем?» . Ежедневный зверь . Проверено 14 мая 2014 г.
- ^ Хьюи, Мэтью (2014). Фильм «Белый спаситель»: содержание, критика и потребление . Издательство Университета Темпл. ISBN 978-1-4399-1001-6 .
- ^ «Оскар любит белого спасителя» . Салон . 22 февраля 2013 г.
- ^ Ли, Энн (19 мая 2022 г.). « Каждая мелочь в моей жизни драгоценна»: Кен Ватанабэ о раке, детстве и голливудских клише» . Хранитель . Проверено 2 октября 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Примадхи Викаксоно (2007). «Влияние бусидо на развитие личности Натана Олгрена в сценарии Джона Логана «Последний самурай »» (PDF) . Джокьякарта : Университет Саната Дхарма . - Диссертация на степень бакалавра образования ( индонезийский : Сарджана Пендидикан ) - Написана на английском языке с аннотацией на индонезийском языке.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- фильмы 2003 года
- Многоязычные фильмы 2003 года
- Драматические боевики 2000-х годов
- приключенческие драмы 2000-х годов
- Англоязычные фильмы 2000-х годов
- Японскоязычные фильмы 2000-х годов
- Исторические боевики 2000-х годов
- драматические фильмы 2003 года
- Приключенческие фильмы, основанные на реальных событиях
- Американские боевики-драмы
- Американские приключенческие драматические фильмы
- Американские эпические фильмы
- Американские исторические боевики
- Американские многоязычные фильмы
- Фильмы Cruise/Wagner Productions
- Японская империя
- Фильмы о восстаниях
- Ключевые фильмы
- Фильмы Эдварда Цвика
- Фильмы, написанные Хансом Циммером
- Фильмы продюсера Скотта Крупфа
- Фильмы, которые продюсировал Том Круз
- Фильмы по сценариям Джона Логана (сценарист)
- Фильмы, действие которых происходит в 1877 году.
- Фильмы, действие которых происходит в Калифорнии
- Фильмы, действие которых происходит в Японии
- Фильмы, действие которых происходит в Киото
- Фильмы, действие которых происходит в период Мэйдзи
- Фильмы, снятые в Новой Зеландии
- Фильмы, снятые в Киото
- Фильмы, снятые в Химедзи
- Япония в неяпонской культуре
- Антияпонские настроения в США
- Период Мэйдзи в художественной литературе
- фильмы о ниндзя
- фильмы о самураях 2000-х годов
- Фильмы Warner Bros.
- Американские фильмы 2000-х годов
- Сацумское восстание