Пифагорейская астрономическая система
Астрономическая система, утверждающая, что Земля, Луна, Солнце и планеты вращаются вокруг невидимого « Центрального огня », была разработана в пятом веке до нашей эры и приписывалась пифагорейскому философу Филолаю . [1] [2] Эту систему назвали «первой последовательной системой, в которой небесные тела движутся по кругу». [3] предвосхищая Коперника в перемещении «Земли из центра космоса [и] превращении ее в планету». [4] Хотя ее концепции Центрального Огня, отличного от Солнца, и несуществующей « Противо-Земли » были ошибочными, система содержала понимание того, что «кажущееся движение небесных тел» было (в значительной степени) обусловлено «реальным движением небесных тел». наблюдателя». [5] Вопрос о том, какая часть системы предназначалась для объяснения наблюдаемых явлений, а какая была основана на мифах, мистицизме и религии. [4] [5] Хотя отход от традиционных рассуждений впечатляет, за исключением включения пяти видимых планет, очень малая часть пифагорейской системы основана на подлинных наблюдениях. Оглядываясь назад, можно сказать, что взгляды Филолая «не похожи на научную астрономию, а скорее на символические спекуляции». [6]

До Филолая
[ редактировать ]Знания о вкладе в пифагорейскую астрономию до Филолая ограничены. Гиппас, еще один ранний пифагорейский философ, не внес никакого вклада в астрономию, и никаких свидетельств работы Пифагора по астрономии не сохранилось. Ни один из остальных астрономических вкладов не может быть приписан одному человеку, и, следовательно, заслуга принадлежит пифагорейцам в целом. Однако не следует полагать, что пифагорейцы как единодушная группа пришли к единой системе до времен Филолая. [8]
Одна из сохранившихся теорий пифагорейцев до Филолая — гармония сфер — впервые упоминается в « Государстве» Платона . Платон представляет эту теорию в мифологическом смысле, включая ее в «Миф об Эр» , завершающий республику . Аристотель упоминает эту теорию в « Де Каэло», в котором он представляет ее как «физическую доктрину», совпадающую с остальной частью пифагорейской космологии, а не приписывает ее мифу. [8]
Жмудь резюмирует теорию следующим образом:
1) круговое движение небесных тел производит звук; 2) громкость звука пропорциональна их скорости и величине (по Ахитасу, громкость и высота звука зависят от силы, с которой он издается; 3) скорости небесных тел, пропорциональны их расстояниям от земли имеют соотношения согласий; 4) следовательно, планеты и звезды издают гармоничные звуки; 5) мы не можем услышать этот гармоничный звук.
— Жмудь, Л. Я. Пифагор и ранние пифагорейцы. п. 340.
Филолай
[ редактировать ]Филолай (ок. 470–ок. 385 до н. э.) был последователем -досократика греческого философа Пифагора Самосского. Пифагор разработал философскую школу, в которой доминировала математика и которая была «глубоко мистической». [3] Филолая называли одним из «трех самых выдающихся деятелей пифагорейской традиции». [4] и «выдающийся деятель пифагорейской школы», который, возможно, был первым, кто «записал пифагорейское учение». [5] Большая часть того, что сегодня известно об астрономической системе Пифагора, заимствована из взглядов Филолая. [8] Из-за вопросов о достоверности древних непервичных документов ученые не уверены в том, что Филолай разработал астрономическую систему, основанную на Центральном Огне, но полагают, что ее создал либо он, либо кто-то другой в конце пятого века до нашей эры. . [5] Еще одна проблема, связанная с приписыванием Филолаю всей пифагорейской астрономии, заключается в том, что у него могли быть учителя, связанные с другими школами мысли. [8]
Система
[ редактировать ]С точки зрения Пифагора, Вселенная представляет собой упорядоченную единицу. Начиная с середины, Вселенная расширяется вокруг центральной точки, подразумевая сферическую природу. По мнению Филолая, для формирования Вселенной «ограничители» и «безграничное» должны гармонизироваться и согласовываться друг с другом. Неограниченные единицы определяются как непрерывные элементы, такие как вода, воздух или огонь. Ограничители, такие как формы и формы, определяются как вещи, которые устанавливают ограничения в континууме. Филолай считал, что вселенская гармония достигается в Центральном Огне, где сочетание неограниченной единицы, огня и центрального предела образует космос. [9] [10] Предполагается, что это так, потому что огонь — «самый драгоценный» из элементов, а центр — почетное место. Следовательно, в центре космоса должен быть огонь. [6] По мнению Филолая, центральный огонь и космос окружены безграничным простором. Три безграничных элемента: время, дыхание и пустота были притянуты к центральному огню, где взаимодействие огня и дыхания создало элементы земли и воды. Кроме того, Филолай предположил, что отдельные части Центрального огня могли создать небесные тела. [9]
В системе Филолая эти небесные тела, а именно Земля и планеты, вращались вокруг центральной точки. Это нельзя было назвать гелиоцентрической «солнечной системой», поскольку в его концепции центральной точкой, вокруг которой вращались Земля и планеты, было не Солнце, а так называемый Центральный Огонь. Он предположил, что этот Центральный Огонь не был виден с поверхности Земли — по крайней мере, из Греции.
Филолай говорит, что посередине в центре есть огонь... и еще больше огня в самой высокой точке и вокруг всего. По природе первое место занимает середина, а вокруг нее танцуют десять божественных тел — небо, планеты, затем солнце, затем луна, затем земля, затем противоземля , и после всех них — огонь очага, который удерживает положение. в центре. Высшую часть окрестностей, где элементы встречаются в своей чистоте, он называет Олимпом; области под орбитой Олимпа, где находятся пять планет с Солнцем и Луной, он называет миром; часть под ними, находящуюся под луной и вокруг земли, в которой происходят зарождение и изменение, он называет небом.
Однако было отмечено, что Стобей проявляет склонность смешивать догмы ранних ионийских философов и иногда смешивает платонизм с пифагорейством. [1]
По мнению Евдема, ученика Аристотеля, ранние пифагорейцы первыми обнаружили порядок планет, видимый невооруженным глазом. Хотя Евдем не дает порядка, предполагается, что это Луна – Солнце – Венера – Меркурий – Марс – Юпитер – Сатурн – небесная сфера, исходя из мистически «правильного» порядка, принятого во времена Евдема. Вполне вероятно, что пифагорейцы, упомянутые Евдемом, предшествовали Филолаю. [13]
В этой системе вращение Земли вокруг огня «в центре» или «огня очага» (Центральный Огонь) было не ежегодным, а ежедневным, в то время как вращение Луны было ежемесячным, а обращение Солнца — ежегодным. Было высказано предположение, что быстрое прохождение Земли мимо более медленно движущегося Солнца привело к появлению на Земле восхода и захода Солнца. Дальше от Центрального Огня вращение планет было еще медленнее, и самое дальнее «небо» (т.е. звезды), вероятно, было неподвижным. [4]
Центральный пожарный
[ редактировать ]Центральный огонь определяет самый центральный предел пифагорейской астрономической системы. Говорят, что именно вокруг этой точки вращаются все небесные тела. Неправильно переводится как Dios phylakê (Διός φυλακή) или «Тюрьма Зевса», своего рода ад , [4] Центральный огонь правильнее называть «Сторожевой башней Зевса» (Διός πυργός) или «Очагом-алтарем вселенной» (ἑστία τοῦ παντός). [14] Маниатис утверждает, что эти переводы более точно отражают мысли Филолая о Центральном огне. Его сравнение с очагом, «религиозным центром дома и государства», показывает его истинную роль как «дворца, где Зевс охранял свой священный огонь в центре космоса». [9]
Филолай, возможно, полагал, что Солнце было зеркалом, отражающим тепло и свет Центрального Огня, а не двумя отдельными огненными небесными телами в этой системе. [15] Иоганн Кеплер , европейский мыслитель шестнадцатого-семнадцатого веков, считал, что Центральным огнем Филолая было солнце, но что пифагорейцы чувствовали необходимость скрыть это учение от неверующих. [16]
Земля
[ редактировать ]В системе Филолая Земля вращалась ровно один раз за орбиту, при этом одно полушарие (предположительно неизвестная сторона Земли) всегда было обращено к Центральному Огню. Таким образом, Противоземля и Центральный Огонь никогда не были видны из полушария, где располагалась Греция. [17] В системе Филолая «нет явного утверждения о форме Земли», [18] так что он мог верить либо в то, что Земля плоская, либо в то, что она круглая и вращается вокруг Центрального Огня, как Луна вращается вокруг Земли - всегда одним полушарием, обращенным к Огню, а другим - в сторону. [4] Плоская Земля, обращенная в сторону от Центрального Огня, соответствовала бы догравитационной концепции, согласно которой, если бы все вещи должны были падать к центру Вселенной, эта сила позволила бы Земле вращаться вокруг центра, не выбрасывая все, что было на поверхности, в космос. . [5] Другие утверждают, что к 500 году до нашей эры большинство современных греческих философов считали Землю сферической. [19]
Противоземля
[ редактировать ]«Таинственный» [4] Противоземля (Ἀντίχθων/ Антихтон ) — другое небесное тело, невидимое с Земли. Мы знаем, что Аристотель описал ее как «другую Землю», из чего греческий ученый Джордж Берч заключает, что она должна быть похожа по размеру, форме и строению на Землю. [20] По мнению Аристотеля , критика пифагорейцев, функция Противоземли заключалась в объяснении «лунных затмений и их частоты». [21] и/или «увеличить количество небесных тел вокруг Центрального Огня с девяти до десяти, что пифагорейцы считали идеальным числом». [5] [22] [23]
Некоторые, такие как астроном Джон Луи Эмиль Дрейер , думали, что Противоземля следовала по орбите так, что она всегда располагалась между Землей и Центральным Огнем. [24] но Берч утверждает, что считалось, что он находился на орбите по другую сторону Огня от Земли. Поскольку «противоположное» означает «противоположное», а противоположное может быть только по отношению к Центральному Огню, Противоземля должна вращаться по орбите на 180 градусов от Земли. [25] Берч также утверждает, что Аристотель просто пошутил «по поводу пифагорейской теории чисел» и что истинная функция Противоземли заключалась в балансировании Земли. [5] Баланс был необходим, потому что без счетчика в системе остался бы только один плотный, массивный объект — Земля. Вселенная была бы «однобокой и асимметричной — понятие, отвратительное любому греку и вдвойне — пифагорейцу». [26] потому что древние греки считали, что все другие небесные объекты состоят из огненной или эфирной материи, имеющей небольшую плотность или вообще не имеющей ее. [5]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Стобеус, Иоанн ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Э. Кобэм Брюэр (1894). Словарь фраз и басен (PDF) . п. 1233.
- ^ Перейти обратно: а б «Пифагорейцы» . Калифорнийский университет Риверсайд . Архивировано из оригинала 6 июля 2018 г. Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Филолай , Стэнфордская энциклопедия философии, Карл Хаффман.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Берч, Джордж Босворт. Противоземля . Осирус , т. 11. Сент-Кэтринс Пресс, 1954. с. 267-294
- ^ Перейти обратно: а б Кан, К. (2001). Пифагор и пифагорейцы: Краткая история / Чарльз Х. Кан. Индианаполис, Индиана: Паб Hackett.
- ^ Орр, Массачусетс (1914). Данте и ранние астрономы . Галл и Инглис.
- ^ Перейти обратно: а б с д Жмудь, Л. Я., Виндл, Кевин и Айрлэнд, Рош. Пифагор и ранние пифагорейцы; Перевод с русского Кевина Виндла и Роша Айрленда. 1-е изд. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2012.
- ^ Перейти обратно: а б с Маниатис, Ю. (2009). Пироцентрическая Вселенная Пифагора Филолая. ШОЛЕ, 3 (2), 402.
- ^ Стейс, WT Критическая история греческой философии. Лондон: Macmillan and, Limited, 1920 стр. 38
- ^ Ранняя греческая философия Джонатана Барнса, Penguin
- ^ Батлер, Уильям Арчер (1879). Лекции по истории античной философии, Том 1 . электронная книга. п. 28.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Жмудь, Л. Я., Виндл, Кевин и Ирландия, Рош. Пифагор и ранние пифагорейцы; Перевод с русского Кевина Виндла и Роша Айрленда. 1-е изд. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2012. с. 336
- ^ Батлер, Уильям Арчер (1879). Лекции по истории античной философии, Том 1 . электронная книга. п. 28.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Филолай» . 15 сентября 2003 г. Стэнфордская энциклопедия или философия . Проверено 23 октября 2013 г.
Филолай, по-видимому, полагал, что на периферии космической сферы также существовал огонь и что Солнце было стеклянным телом, которое передало свет и тепло этого огня на Землю, описание Солнца, которое показывает связь с Эмпедоклом.
- ^ Иоганн Кеплер (1618–1621 гг.), «Воплощение коперниканской астрономии», книга IV, часть 1.2 ,
большинство сект намеренно скрывали свои учения.
- ^ «Филолай» . 15 сентября 2003 г. Стэнфордская энциклопедия или философия . Проверено 23 октября 2013 г.
- ^ Берч 1954: 272–273, цитируется в Филолаусе , Стэнфордской энциклопедии философии.
- ^ Харли, Джон Брайан; Вудворд, Дэвид (1987). История картографии: Картография в доисторической, древней и средневековой Европе и Средиземноморье . Том. 1. Хумана Пресс . стр. 136–146.
- ^ Берч, 1954, стр.285.
- ^ Хит, Томас (1981). История греческой математики, Том 1 . Дувр. п. 165. ИСБН 9780486240732 .
- ^ Арист., Метаф. 986а8–12. Цитируется в Филолаусе , Стэнфордской энциклопедии философии, Карл Хаффман.
- ^ «Греческая космология, Пифагорейцы» . Калифорнийский университет, Риверсайд . Архивировано из оригинала 6 июля 2018 г. Проверено 24 октября 2013 г.
Важность чистых чисел занимает центральное место в пифагорейском взгляде на мир. Точка ассоциировалась с 1, линия с 2, поверхность с 3 и твердое тело с 4. Их сумма, 10, была священной и всемогущей.
- ^ Дрейер, Джон Луи Эмиль (1906). История планетных систем от Фалеса до Кеплера . Университетская пресса. п. 42 .
Чтобы завершить число десять, Филолай создал антихтон, или противоземлю. Эта десятая планета всегда для нас невидима, потому что она находится между нами и центральным огнем и всегда идет в ногу с Землей.
- ^ Берч, 1954, стр.280.
- ^ Берч, 1954, стр.286-7.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с астрономической системой Пифагора , на Викискладе?