Монизм
Часть серии о |
Теизм |
---|
Монизм приписывает единство или единственность ( греч . μόνος ) такому понятию, как существование. Можно выделить различные виды монизма:
- Приоритетный монизм утверждает, что все существующие вещи возвращаются к источнику, отличному от них; например, в неоплатонизме все происходит от Единого . [1] С этой точки зрения только Единое является онтологически базовым или первичным по отношению ко всему остальному.
- Существующий монизм утверждает, что, строго говоря, существует только одна вещь — Вселенная , которую можно только искусственно и произвольно разделить на множество вещей. [2]
- Субстанциональный монизм утверждает, что множество существующих вещей можно объяснить с точки зрения единой реальности или субстанции. [3] Субстанциональный монизм утверждает, что существует только один вид субстанции, хотя из этой субстанции могут состоять многие вещи, например материя или разум.
- Двуаспектный монизм — это точка зрения, согласно которой ментальное и физическое представляют собой два аспекта или точки зрения на одну и ту же субстанцию.
- Нейтральный монизм считает, что фундаментальная природа реальности не является ни ментальной, ни физической; другими словами, это «нейтрально».
Определения
[ редактировать ]Существует два типа определений монизма:
- Широкое определение: философия является монистической, если она постулирует единство происхождения всех вещей; все существующие вещи возвращаются к источнику, отличному от них. [1]
- Ограниченное определение: для этого требуется не только единство происхождения, но и единство субстанции и сущности . [1]
Хотя термин «монизм» заимствован из западной философии для обозначения позиций в проблеме разума и тела , он также использовался для обозначения религиозных традиций. В современном индуизме термин «абсолютный монизм» применяется к Адвайта Веданте . [4] [5] хотя Филип Ренар указывает, что это может быть западная интерпретация, идущая в обход интуитивного понимания недвойственной реальности. [6] В более общем смысле ученые классифицируют его как форму абсолютного недуализма . [7] [8] [9]
История
[ редактировать ]Материальный монизм восходит к философам -досократикам , которые стремились понять архе или основной принцип вселенной с точки зрения различных материальных причин. В их число входили Фалес , который утверждал, что основой всего является вода, Анаксимен , который утверждал, что это воздух, и Гераклит , который считал, что это огонь. Позднее Парменид описал мир как «Единый», который не мог никак измениться. Зенон Элейский защищал эту точку зрения на то, что все является единым целым, в своих парадоксах, целью которых было показать иллюзорность существования времени, движения и пространства.
Барух Спиноза утверждал, что «Гор или Природа» ( Deus sive Natura ) — единственная субстанция вселенной, которую можно называть либо « Богом », либо « Природой » (эти два понятия взаимозаменяемы). Это потому, что Бог/Природа обладает всеми возможными атрибутами, и никакие две субстанции не могут иметь общий атрибут, а это означает, что не может быть других субстанций, кроме Бога/Природы. [10]
Монизм подробно обсуждался в индийской философии и Веданте на протяжении всей их истории, начиная с Риг Веды . Термин монизм был введен в XVIII веке Кристианом фон Вольфом. [11] в своей работе «Логика» (1728 г.), [ нужна ссылка ] для обозначения типов философской мысли, в которых была предпринята попытка устранить дихотомию тела и разума и объяснить все явления одним объединяющим принципом или как проявления единой субстанции. [11]
Проблема разума и тела в философии исследует отношения между разумом и материей и, в частности, отношения между сознанием и мозгом . К этой проблеме обратился Рене Декарт в 17 веке, что привело к картезианскому дуализму , а также философы доаристотелевской эпохи , [12] [13] в философии Авиценны , [14] и в более ранних азиатских и, в частности, индийских традициях.
Позднее оно было применено и к теории абсолютного тождества, выдвинутой Гегелем и Шеллингом . [ нужны разъяснения ] [15] После этого этот термин стал использоваться более широко для любой теории, постулирующей объединяющий принцип. [15] Тезис оппонента дуализма также был расширен и теперь включает плюрализм. [15] По словам Урмсона, в результате такого широкого использования этот термин стал «систематически неоднозначным». [15]
По мнению Джонатана Шаффера , монизм потерял популярность в связи с появлением в начале ХХ века аналитической философии , восставшей против неогегельянцев. Рудольф Карнап и А.Дж. Айер , которые были ярыми сторонниками позитивизма , «высмеивали весь вопрос как бессвязный мистицизм ». [16]
Проблема разума и тела вновь возникла в социальной психологии и смежных областях с интересом к взаимодействию разума и тела. [17] и отказ от картезианского дуализма разума и тела в тезисе о тождестве , современной форме монизма. [18] Монизм также по-прежнему актуален для философии разума . [15] где защищаются различные позиции. [19] [20]
Типы
[ редактировать ]К различным типам монизма относятся: [15] [21]
- Субстанциональный монизм, «точка зрения, согласно которой кажущаяся множественность субстанций обусловлена различными состояниями или проявлениями одной субстанции» [15]
- Атрибутивный монизм, «точка зрения, согласно которой, каким бы ни было количество субстанций, они принадлежат к одному конечному виду» [15]
- Эпистемологический монизм, где «в конечном итоге все, что можно мыслить, наблюдать и использовать, разделяет одну концептуальную систему взаимодействия, какой бы сложной она ни была». [22]
- Частичный монизм: «в пределах данной сферы бытия (сколько бы их ни было) существует только одна субстанция» [15]
- Существующий монизм, «мнение о том, что существует только один конкретный объектный маркер (Единый, «Τὸ Ἕν» или Монада )» [23]
- Приоритетный монизм: «целое предшествует своим частям» или «мир состоит из частей, но части являются зависимыми фрагментами единого целого». [21]
- Монизм свойств, «представление о том, что все свойства относятся к одному типу (например, существуют только физические свойства)».
- Родовой монизм, «учение о том, что существует высшая категория; например, бытие» [21]
Взгляды, противоречащие монизму:
- Метафизический дуализм, который утверждает, что существуют две в конечном счете непримиримые субстанции или реальности, такие как Добро и Зло, например, гностицизм и манихейство . [22] [1]
- Метафизический плюрализм , который утверждает три или более фундаментальных субстанции или реальности. [1]
- Метафизический нигилизм , отрицает любую из вышеперечисленных категорий (вещества, свойства, конкретные объекты и т. д.).
Монизм в современной философии сознания можно разделить на три широкие категории:
- Идеалистический , менталистический монизм, который утверждает, что существует только разум или дух. [1]
- Нейтральный монизм , который утверждает, что один вид вещей фундаментально существует, [24] к которому можно свести как умственное, так и физическое
- Материальный монизм (также называемый физикализмом и материализмом ), который утверждает, что материальный мир первичен, а сознание возникает в результате взаимодействия с материальным миром. [25] [24]
- Элиминативный материализм , согласно которому все является физическим, а ментальные вещи не существуют. [24]
- Редуктивный физикализм , согласно которому ментальные вещи существуют и являются своего рода физическими вещами. [24] [примечание 1]
Некоторые позиции нелегко вписаться в вышеуказанные категории, такие как функционализм , аномальный монизм и рефлексивный монизм . Более того, они не определяют значение слова «реальный».
Монистические философы
[ редактировать ]Досократический
[ редактировать ]Хотя недостаток информации в некоторых случаях затрудняет уверенность в деталях, следующие философы-досократики мыслили в монистических терминах: [26]
- Фалес : Вода
- Анаксимандр : Апейрон (что означает «неопределенная бесконечность»). Реальность – это что-то одно, но мы не можем знать что.
- Анаксимен Милетский : Воздух
- Гераклит : Изменение, символизируемое огнем (в котором все находится в постоянном движении).
- Парменид : Бытие или Реальность — это неподвижная совершенная сфера, неизменная, неделимая. [27]
Пост-Сократ
[ редактировать ]- Неопифагорианцы, такие как Аполлоний Тианский, сосредоточили свои космологии на Монаде или Едином.
- Стоики учили, что существует только одна субстанция, называемая Богом. [28]
- Средний платонизм в таких работах, как работы Нумения, учил, что Вселенная исходит из Монады или Единого.
- Неоплатонизм монистичен. Плотин учил, что существует невыразимый трансцендентный бог, «Единый», эманациями которого являются последующие реальности. Из Единого исходит Божественный Разум ( Нус ), Космическая Душа ( Психика ) и Мир ( Космос ).
Современный
[ редактировать ]- Alexander Bogdanov
- Ф. Х. Брэдли
- Джордано Бруно [29] [30]
- Жиль Делёз
- Фридрих Энгельс
- Иоганн Готлиб Фихте
- Эрнст Геккель [31] [32]
- Дэвид Бентли Харт
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Кристофер Ланган
- Джакомо Леопарди [33]
- Серьезно, Мах
- Карл Маркс
- Вильгельм Оствальд
- Чарльз Сандерс Пирс
- Georgi Plekhanov
- Гилберт Райл
- Джонатан Шаффер
- Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
- Ганс Йонас [22]
- Артур Шопенгауэр
- Руперт Шелдрейк
- Б. Ф. Скиннер
- Герберт Спенсер
- Барух Спиноза
- Рудольф Штайнер
- Алан Уоттс
- Альфред Норт Уайтхед
Монистические нейробиологи
[ редактировать ]- Дьёрдь Бужаки
- Фрэнсис Крик
- Карл Фристон
- Эрик Кандел
- Марк Солмс
- Родольфо Ллинас
- Иван Павлов
- Роджер Сперри
Религия
[ редактировать ]Пантеизм
[ редактировать ]Пантеизм – это вера в то, что все представляет собой всеобъемлющего, имманентного Бога, [34] или что вселенная (или природа ) тождественна божественности . [35] Таким образом, пантеисты не верят в личного или антропоморфного бога, но считают, что интерпретации этого термина различаются.
Пантеизм был популяризирован в современную эпоху как теология и философия, основанная на работах философа 17-го века Баруха Спинозы . [36] чья «Этика» была ответом на знаменитую дуалистическую теорию Декарта о том, что тело и дух разделены. [37] Спиноза считал, что это одно и то же, и этот монизм является фундаментальным качеством его философии. Его описывали как «человека, опьяненного Богом», и он использовал слово «Бог» для описания единства всей субстанции. [37] Хотя термин «пантеизм» был придуман только после его смерти, Спиноза считается его самым знаменитым защитником. [38]
HP Оуэн утверждал, что
Пантеисты — это «монисты»… они верят, что существует только одно Существо и что все другие формы реальности являются либо модусами (или проявлениями) его, либо тождественны ему. [39]
Пантеизм тесно связан с монизмом, поскольку пантеисты тоже верят, что вся реальность представляет собой одну субстанцию, называемую Вселенной, Богом или Природой. Панентеизм , немного другая концепция (поясняется ниже), однако является дуалистической. [40] Некоторые из самых известных пантеистов — стоики , Джордано Бруно и Спиноза .
Панентеизм
[ редактировать ]Панентеизм (от греческого πᾶν (pân) «все» ; ἐν (en) «в»; и θεός (theós) «Бог»; «все в Боге») — это система верований, которая утверждает , что божественное (будь то монотеистический Бог , политеистические боги или вечная космическая оживляющая сила) пронизывает каждую часть природы, но не едина с природой. Панентеизм отличается от пантеизма , который считает, что божественное является синонимом вселенной. [41]
В панентеизме существует два типа субстанции: «пан» Вселенной и Бога. Вселенная и божественное онтологически не эквивалентны. Бог рассматривается как вечная оживляющая сила во Вселенной. В некоторых формах панентеизма космос существует внутри Бога, который, в свою очередь, « превосходит », «проникает» или находится «в» космосе.
В то время как пантеизм утверждает, что «Все есть Бог», панентеизм утверждает, что Бог оживляет всю вселенную, а также превосходит вселенную. Кроме того, некоторые формы указывают на то, что Вселенная содержится внутри Бога, [41] как в иудейской концепции Цимцум . Для большей части индуистской мысли характерны панентеизм и пантеизм. [42] [43]
Пол Тиллих выступал за такую концепцию в рамках христианского богословия, как и либеральный ученый-библеист Маркус Борг и мистический теолог Мэтью Фокс , епископальный священник. [примечание 2]
Пандеизм
[ редактировать ]Пандеизм или пан-деизм (от древнегреческого : πᾶν , латинизированного : pan , букв. «все» и латыни : deus, означающего « бог » в смысле деизма ) — термин, описывающий верования, последовательно включающие или смешивающие логически совместимые элементы пантеизма ( что «Бог» или метафизически эквивалентное божество -создатель идентично Природе ) и классический деизм (что бог-создатель, спроектировавший вселенную, больше не существует в статусе, в котором он может быть достигнут, и вместо этого может быть подтвержден только разумом ). Таким образом, в первую очередь это вера в то, что создатель вселенной действительно стал вселенной и поэтому перестал существовать как отдельная сущность. [44] [45]
Посредством этой синергии пандеизм претендует на ответ на основные возражения против деизма (почему Бог создал Вселенную, а затем не взаимодействовал со ней?) и пантеизма (как возникла Вселенная и какова ее цель?).
Религии Индии и Восточной Азии
[ редактировать ]Характеристики
[ редактировать ]Центральной проблемой азиатской (религиозной) философии является не проблема тела и разума, а поиск неизменного Реального или Абсолюта за пределами мира видимостей и изменяющихся явлений. [46] и поиск освобождения от дуккхи и освобождения от цикла перерождений . [47] В индуизме преобладает субстанция-онтология , рассматривающая Брахмана как неизменную реальность за пределами мира видимостей . [48] В буддизме онтология процессов . преобладает [48] видение реальности как пустой от неизменной сущности. [49] [50]
Для различных азиатских философий, технологий и религий характерно различение уровней истины. [51] акцент на интуитивно-опытном понимании Абсолюта [52] [53] [54] [55] такие как джняна , бодхи и цзяньсин: (китайский; 見性) , а также технологии инь и ян, используемые в восточноазиатской медицине с упором на интеграцию этих уровней истины и ее понимания. [56] [57] [58] [59]
индуизм
[ редактировать ]Веданта
[ редактировать ]Веданта – это исследование и систематизация Вед и Упанишад с целью гармонизации различных и контрастирующих идей, которые можно найти в этих текстах. Внутри Веданты существуют разные школы: [60]
- Вишиштадвайта , квалифицированный монизм, принадлежит школе Рамануджи ; [61]
- Шуддхадвайта , по своей сути монизм, является школой Валлабхи ;
- Двайтадвайта , дифференциальный монизм, — это школа, основанная Нимбаркой ;
- Ачинтья Бхеда Абхеда , школа Веданты , основанная Чайтаньей Махапрабху, представляющая философию непостижимого единства и различия . Его можно понимать как объединение строгой дуалистической (двайта) теологии Мадхвачарьи и квалифицированного монизма (вишиштадвайта) Рамануджи .
Современный индуизм
[ редактировать ]Колонизация Индии британцами оказала большое влияние на индуистское общество. [62] В ответ ведущие индуистские интеллектуалы начали изучать западную культуру и философию, интегрируя несколько западных понятий в индуизм. [62] Этот модернизированный индуизм, в свою очередь, приобрел популярность на Западе. [52]
Большую роль сыграл в 19 веке Свами Вивекананда в возрождении индуизма . [63] и распространение Адвайта Веданты на запад через Миссию Рамакришны . Его интерпретация Адвайта Веданты была названа Нео-Ведантой . [64] В Адвайте Шанкара предполагает, что медитация и Нирвикальпа Самадхи являются средствами достижения знания об уже существующем единстве Брахмана и Атмана . [65] не самая высшая цель:
[Й]ога — это медитативное упражнение ухода от частного и идентификации с универсальным, ведущее к созерцанию себя как самого универсального, а именно — Сознания. Этот подход отличается от классической йоги полного подавления мыслей. [65]
Вивекананда, по словам Гэвина Флуда , был «фигурой огромной важности в развитии современного индуистского самопонимания и в формулировании западного взгляда на индуизм». [66] Центральное место в его философии занимает идея о том, что божественное существует во всех существах, что все люди могут достичь единения с этой «врожденной божественностью». [67] и что рассмотрение этого божественного как сущности других будет способствовать развитию любви и социальной гармонии. [67] По мнению Вивекананды, в индуизме существует существенное единство, лежащее в основе разнообразия его многочисленных форм. [67] По словам Флада, взгляд Вивекананды на индуизм сегодня является наиболее распространенным среди индуистов. [68] Этот монизм, по мнению Флада, лежит в основе ранних Упанишад, теософии позднейшей традиции Веданты и современного неоиндуизма. [69]
буддизм
[ редактировать ]Согласно Палийскому канону , и плюрализм ( нанатта ), и монизм ( екатта ) являются спекулятивными взглядами . В комментарии Тхеравады отмечается, что первое похоже на нигилизм или связано с ним ( уччедавада ), а второе похоже на этернализм или связано с ним ( сассатавада ). [70]
Уровни истины
[ редактировать ]В буддизме существует богатое разнообразие философских [71] и педагогические модели [72] можно найти. Различные школы буддизма различают уровни истины:
- Учение о двух истинах Мадхьямаки .
- Три природы Йогачары
- Сущность-Функция , или Абсолютно-относительная в китайском и корейском буддизме
- Формула Трикаи , состоящая из
- Тело Дхармакаи , или Тело Истины , которое воплощает сам принцип просветления и не знает пределов и границ;
- Самбхогакая , или тело взаимного наслаждения , которое является телом блаженства или проявления ясного света;
- Нирманакая , или сотворенное тело проявляющееся во времени и пространстве. [73]
Праджняпарамита -сутры и Мадхьямака подчеркивают недвойственность формы и пустоты: «форма — это пустота, пустота — это форма», как сутра сердца . говорит [74] В китайском буддизме это понималось как означающее, что высшая реальность — это не трансцендентная сфера, а равна повседневному миру относительной реальности. Эта идея вписывалась в китайскую культуру, которая делала упор на мирской мир и общество. Но это не говорит о том, как абсолютное присутствует в относительном мире:
Отрицать двойственность сансары и нирваны, как это делает Совершенство Мудрости, или логически демонстрировать ошибку дихотомической концептуализации, как это делает Нагарджуна, не значит решать вопрос об отношениях между сансарой и нирваной - или, выражаясь в более философских терминах, , между феноменальной и окончательной реальностью [...] Какова же тогда связь между этими двумя сферами? [74]
Ответ на этот вопрос дают такие схемы, как «Пять рангов Тозан» , [75] « Картины Оксердинга» и «Четыре способа познания» Хакуина . [76]
сикхизм
[ редактировать ]Сикхизм соответствует концепции абсолютного монизма. Сикхская философия утверждает, что все, что постигают наши чувства, является иллюзией; Бог – это высшая реальность. Формы, подверженные времени, исчезнут. Только Реальность Бога вечна и неизменна. [77] Идея состоит в том, что Атма (душа) рождается из Параматмы (Высшей Души) и является ее отражением и «снова сольется с ней», по словам пятого гуру сикхов, Гуру Арджана , «точно так же, как вода сливается с ней». обратно в воду». [78]
Бог и Душа по своей сути одинаковы; тождественен так же, как Огонь и его искры. «Атам ме Рам, Рам ме Атам», что означает «Высшая Вечная реальность пребывает в Душе, и Душа содержится в Нем». Как из одного потока возникают миллионы волн, и все же волны, состоящие из воды, снова становятся водой; точно так же все души произошли из Вселенского Существа и снова слились с ним. [79]
Авраамические веры
[ редактировать ]Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( Апрель 2024 г. ) |
иудаизм
[ редактировать ]Еврейская мысль считает Бога отдельным от всех физических, сотворенных вещей и существующим вне времени. [примечание 3] [примечание 4]
По мнению Маймонида , [80] Бог — бестелесное существо , создавшее все остальное существование. [ нужна ссылка ] Согласно Маймониду, признать телесность Бога равносильно признанию Бога сложностью, что противоречит Богу как первопричине . [ нужна ссылка ] и представляет собой ересь . В то время как хасидские мистики считали существование физического мира противоречием простоте Бога , Маймонид не видел противоречия. [примечание 5]
Согласно хасидской мысли предложенной основателем Хабада в XVIII веке, начале XIX века Шнеуром Залманом из Лиади ), Бог считается имманентным творению по (особенно , двум взаимосвязанным причинам:
- Очень сильное еврейское убеждение заключается в том, что «Божественная жизненная сила, которая приводит к существованию [вселенной], должна постоянно присутствовать… если бы эта жизненная сила покинула [вселенную] хотя бы на одно короткое мгновение, это было бы вернуться в состояние полного небытия, как до творения…» [81]
- В то же время иудаизм считает аксиомой , что Бог представляет собой абсолютное единство и что Он совершенно прост, поэтому, если его поддерживающая сила находится внутри природы, то и его сущность также находится внутри природы. [ нужна ссылка ]
Виленский Гаон был категорически против этой философии, так как чувствовал, что она приведет к пантеизму и ереси. По мнению некоторых, это основная причина запрета Гаоном хасидизма. [ нужна ссылка ]
христианство
[ редактировать ]Различие между создателем и существом
[ редактировать ]Христиане утверждают, что Бог создал вселенную ex nihilo , а не из своей собственной субстанции, так что творца не следует путать с творением, а, скорее, превосходить его. Существует движение « христианский панентеизм ». [82]
Отказ от радикального дуализма
[ редактировать ]В «О свободном выборе воли » Августин в контексте проблемы зла утверждал , что зло — это не противоположность добру, а скорее просто отсутствие добра, нечто, не имеющее существования само по себе. Точно так же К.С. Льюис описал зло как «паразита» в «Просто христианстве» , поскольку он рассматривал зло как нечто, что не может существовать без добра, обеспечивающего его существование. Льюис продолжал выступать против дуализма, исходя из морального абсолютизма , и отверг дуалистическое представление о том, что Бог и Сатана являются противоположностями, утверждая вместо этого, что у Бога нет равных, а, следовательно, и противоположностей. Льюис скорее рассматривал сатану как противоположность архангела Михаила . В связи с этим Льюис вместо этого выступал за более ограниченный тип дуализма. [83] Другие богословы, такие как Грег Бойд , более глубоко утверждали, что авторы Библии придерживались «ограниченного дуализма», означающего, что Бог и сатана действительно участвуют в настоящей битве, но только из-за свободной воли, данной Богом, на время, пока Бог позволяет. [84]
Мормонизм
[ редактировать ]В этой статье используются тексты из религиозной или религиозной системы без ссылки на вторичные источники , которые их критически анализируют. ( декабрь 2022 г. ) |
Богословие Святых последних дней также выражает форму двуаспектного монизма через материализм и этернализм , утверждая, что творение было ex materia (в отличие от ex nihilo в традиционном христианстве), как это выразил Парли Пратт и поддержал основатель движения Джозеф Смит. , не делая различия между духовным и материальным, поскольку они не просто одинаково вечны, но, в конечном счете, являются двумя проявлениями одной и той же реальности или субстанции. [85]
Парли Пратт подразумевает витализм в сочетании с эволюционной адаптацией, отмечая, что «эти вечные, самосуществующие элементы обладают в себе определенными присущими им свойствами или атрибутами, в большей или меньшей степени; или, другими словами, они обладают разумом, адаптированным к своим различным сферам». ." [86]
Точка зрения Парли Пратта также схожа с монадологией Готфрида Лейбница , которая утверждает, что «реальность состоит из атомов разума, которые являются живыми центрами силы». [87]
Бригам Янг своим виталистическим взглядом предвосхищает прото-менталитет элементарных частиц: «Жизнь есть во всей материи, на протяжении всей вечности; она есть в камнях, песке, пыли, воде, воздухе, газов, и, короче говоря, во всяком описании и организации материи, будь то твердая, жидкая или газообразная частица, действующая с частицей». [88]
Концепция материи СПД «по сути скорее динамична, чем статична, если она действительно не является своего рода живой энергией и подчиняется, по крайней мере, правилу разума». [89]
Джон А. Уидстоу придерживался похожей, более виталистской точки зрения, что «Жизнь — это не что иное, как движущаяся материя; следовательно, вся материя обладает своего рода жизнью… Материя… [есть] разум… следовательно, всё во вселенной жив». Однако Уидстоу категорически сопротивлялся утверждению веры в панпсихизм . [90]
ислам
[ редактировать ]Коран
[ редактировать ]Винсент Корнелл утверждает, что Коран обеспечивает монистический образ Бога, описывая реальность как единое целое, при этом Бог является единой концепцией, которая описывает или приписывает все существующие вещи. [91]
Но большинство утверждает, что авраамические религиозные писания, особенно Коран, рассматривают творение и Бога как два отдельных существования. Оно объясняет, что все создано Богом и находится под его контролем, но в то же время выделяет творение как зависящее от существования Бога. [91]
суфизм
[ редактировать ]Некоторые суфийские мистики выступают за монизм. Один из самых известных — персидский поэт XIII века Руми (1207–1273) в своей дидактической поэме «Маснави» поддерживал монизм. [92] [93] Руми говорит в « Маснави» :
В магазине Unity (вахдат); все, что вы там увидите, кроме Единого, есть идол. [92]
Однако другие суфийские мистики, такие как Ахмад Сирхинди , поддерживали дуалистический монотеизм (разделение Бога и Вселенной). [94]
Наиболее влиятельным из исламских монистов был суфийский философ Ибн Араби (1165–1240). Он разработал концепцию «единства бытия» (араб. вахдат аль-вуджуд ), которая, по мнению некоторых, является монистической философией. [ нужна ссылка ] Родившийся в Аль-Андалусе , он оказал огромное влияние на мусульманский мир, где был коронован как «великий Мастер». В течение столетий после его смерти его идеи становились все более противоречивыми. Ахмад Сирхинди раскритиковал монистическое понимание «единства бытия», отстаивая дуалистически совместимое «единство свидетеля» (араб. вахдат аш-шухуд ), поддерживая разделение творца и творения. [95] [96] [97] [98] Позже шах Валиулла Дехлави примирил эти две идеи, утверждая, что их различия являются семантическими различиями, утверждая, что универсальное существование (которое отличается от творения от творца) и божественная сущность различны и что универсальное существование исходит (в неплатоническом смысле). ) от божественной сущности и что отношения между ними подобны отношениям между числом четыре и четным числом. [99] [100]
Шиизм
[ редактировать ]Доктрина вахдат аль-вуджуд также пользуется значительным влиянием в рационалистической философии двунадесятного шиизма , самым известным современным приверженцем которого является Рухолла Хомейни . [101]
Вера Бахаи
[ редактировать ]Хотя в учении большое Веры Бахаи внимание уделяется социальным и этическим вопросам, существует ряд основополагающих текстов, которые называют мистическими. [102] Некоторые из них включают утверждения монистического характера (например, «Семь долин и сокрытые слова» ). Различия между дуалистическими и монистическими взглядами примиряются учением о том, что эти противоположные точки зрения вызваны различиями в самих наблюдателях, а не в том, что наблюдается. Это не позиция «высшая истина/низшая истина». Бог непознаваем. Для человека невозможно приобрести какое-либо прямое знание о Боге или Абсолюте, потому что любое знание, которым он обладает, относительно. [103]
См. также
[ редактировать ]- Космический плюрализм
- Диалектический монизм
- Генозис
- Холизм
- Неопределенный монизм
- неоплатонизм
- Материальный монизм
- Монадология
- Монистический идеализм
- Онтологический плюрализм
- Реалистичный монизм
- даосизм
- Однозначность бытия
- Уцзи
Примечания
[ редактировать ]- ^ Такие как бихевиоризм , теория типовой идентичности и функционализм.
- ^ См . Духовность творения .
- ^ Для обсуждения возникшего парадокса см. Цимцум .
- ^ См. также Негативная теология .
- ↑ См. «Путеводитель для растерянных», особенно главу I:50.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Брюггер 1972 .
- ^ Стросон, Г. (2014 в печати): «Метафизика Ницше?». В: Дрис М. и Кейл П. (ред.): «Ницше о разуме и природе». Издательство Оксфордского университета. PDF-проект
- ^ Кросс и Ливингстон 1974 .
- ^ Чанде 2000 , с. 277.
- ^ Дасгупта 1992 , с. 70
- ^ Ренард 1999 .
- ^ Степанянц, М. (2002). Введение в восточную мысль . США: АльтаМира Пресс. п. 155.
- ^ Робертс, MV (2010). Двойственность: теология различия . Пресвитерианская издательская корпорация. ISBN 9780664234492 . п. 21. Обсуждает, почему Адвайта Веданта недвойственна, в то время как Кашмирский Шиваизм является монистическим.
- ^ Фроули, Д. (2015). Шива: Господь йоги . США: Лотос Пресс.
- ^ Надлер, Стивен (2024), Залта, Эдвард Н.; Нодельман, Ури (ред.), «Барух Спиноза» , Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весна 2024 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 31 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «монизм» , Колумбийская электронная энциклопедия, 6-е изд. Проверено 29 октября 2014 г.
- ^ Роберт М. Янг (1996). «Проблема разума и тела» . В Олби, Колорадо; Г.Н. Кантор; Дж. Р. Кристи; MJS Ходжес (ред.). Companion to the History of Modern Science (переиздание Routledge в мягкой обложке, изд. 1990 г.). Тейлор и Фрэнсис. стр. 702–11. ISBN 0-41514578-3 .
- ^ Робинсон, Ховард (3 ноября 2011 г.). «Дуализм» . В Эдварде Н. Залте (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2011 г.) .
- ^ Хенрик Лагерлунд (2010). "Введение". В Хенрике Лагерлунде (ред.). Формирование разума: очерки о внутренних чувствах и проблеме разума и тела от Авиценны до медицинского просвещения (переиздание в мягкой обложке, изд. 2007 г.). Springer Science+Business Media . п. 3. ISBN 978-9048175307 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Урмсон 1991 , с. 297.
- ^ Шаффер 2010 .
- ^ Фиске 2010 , стр. 195.
- ^ Фиске 2010 , стр. 195-196.
- ^ Мандик 2010 .
- ^ Маклафлин 2009 .
- ^ Перейти обратно: а б с Шаффер, Джонатан, Монизм: приоритет целого, http://www.jonathanschaffer.org/monism.pdf.
- ^ Перейти обратно: а б с Сариэль, Авирам. «Ионасианский гностицизм». Harvard Theological Review 116.1 (2023): 91–122, здесь 99.
- ^ Шаффер, Джонатан, «Монизм», Стэнфордская энциклопедия философии (издание лета 2015 г.), Эдвард Н. Залта (редактор), URL = http://plato.stanford.edu/archives/sum2015/entries/monism/
- ^ Перейти обратно: а б с д Мандик 2010 , с. 76.
- ^ Ленин, Владимир (1909). Материализм и эмпириокритицизм . Мировой социалистический веб-сайт: Издательство иностранных языков.
- ^ Абернети и Лэнгфорд 1970 , стр. 1–7.
- ^ Абернети и Лэнгфорд 1970 , стр. 8–9.
- ^ Блэкберн, Джон (1854). Популярный библейский педагог [Дж. Блэкберн] .
- ^ О причине, принципе и Едином, Лондон, 1584 г.
- ^ De monade (De monade, numero et figura sequens 5 de minimis grande et mesura), Франкфурт, 1591 г.
- ^ Чудеса жизни Эрнста Геккеля.
- ^ Эволюция человека: популярное научное исследование, том 2 Эрнста Генриха Филиппа Августа Геккеля.
- ^ «Рецензия: «Зибальдоне» Джакомо Леопарди » . Файнэншл Таймс . 16 августа 2013 г. Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 г. Проверено 5 мая 2018 г.
- ^ Энциклопедия философии под ред. Пол Эдвардс . Нью-Йорк: Макмиллан и свободная пресса. 1967. с. 34.
- ^ Новый Оксфордский словарь английского языка . Оксфорд: Кларендон Пресс. 1998. с. 1341. ИСБН 0-19-861263-Х .
- ^ Пиктон, Джеймс Аллансон (1905). Пантеизм: его история и значение . Чикаго: Арчибальд Констебль & CO LTD. ISBN 978-1419140082 .
- ^ Перейти обратно: а б Пламптре, Констанция (1879). Общий очерк истории пантеизма, Том 2 . Лондон: Сэмюэл Дикон и компания, стр. 3–5, 8, 29. ISBN. 9780766155022 .
- ^ Шохам, Шломо Гиора (2010). Чтобы проверить пределы нашей выносливости . Кембриджские ученые. п. 111. ИСБН 978-1443820684 .
- ^ HP Оуэн, 1971, стр.65.
- ^ Кросби, Дональд А. (2008). Жизнь с двусмысленностью: религиозный натурализм и угроза зла. Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 124. ISBN 0-7914-7519-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Эрвин Фальбуш; Джеффри Уильям Бромили; Дэвид Б. Барретт (1999). Энциклопедия христианства стр. 21 . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 0-8028-2416-1 .
- ^ [1] Британника - Пантеизм и панентеизм в незападных культурах
- ^ Уайтинг, Роберт. Религии сегодня Стэнли Томс (Издательство) Ltd. Стр. VIII. ISBN 0-7487-0586-4 .
- ^ Шон Ф. Джонстон (2009). История науки: Руководство для начинающих с. 90 . ISBN 978-1-85168-681-0 .
- ^ Алекс Эшман, BBC News , « Метафизические измы ».
- ^ Накамура 1991 .
- ^ Пулигандла 1997 .
- ^ Перейти обратно: а б Пулигандла 1997 , с. 50.
- ^ Калупахана 1992 .
- ^ Калупахана 1994 .
- ^ Лой 1988 , с. 9-11.
- ^ Перейти обратно: а б Рамбачан 1994 .
- ^ Хоули 2006 .
- ^ Sharf 1995 .
- ^ Ренард 1999 , с. 59.
- ^ Ренард 1999 , с. 31.
- ^ Маэдзуми и Глассман 2007 .
- ^ Басвелл, Роберт Э.; Лопес, Дональд С., ред. (2014). Принстонский словарь буддизма . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-15786-3 .
- ^ Райан 陈明, Пол Ф. (2014). Классика китайской медицины: избранная литература . Народное медицинское издательство. ISBN 9787117189316 .
- ^ Вильгельм Хальбфасс (1995), Филология и конфронтация: Пол Хакер о традиционной и современной Веданте, State University of New York Press, ISBN 978-0791425824 , страницы 137–143.
- ^ Джинин Фаулер (2012), Бхагавад-гита: текст и комментарии для студентов, Sussex Academic Press, ISBN 978-1845193461 , страница xxviii
- ^ Перейти обратно: а б Майклс 2004 .
- ^ Плотный 1999 , с. 191.
- ^ Мукерджи 1983 .
- ^ Перейти обратно: а б Команс 1993 год .
- ^ Наводнение 1996 , с. 257.
- ^ Перейти обратно: а б с Наводнение 1996 , с. 258.
- ^ Наводнение 1996 , с. 259.
- ^ Наводнение 1996 , с. 85.
- ^ Дэвид Калупахана , Причинность: Центральная философия буддизма. Издательство Университета Гавайев, 1975, стр. 88. Отрывок — SN 2.77.
- ^ Уильямс 1994 .
- ^ Басвелл и Гимелло 1994 .
- ^ Велвуд, Джон (2000). Игра разума: форма, пустота и за ее пределами , по состоянию на 13 января 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лян-Чье 1986 , с. 9.
- ^ Касулис 2003 , с. 29.
- ^ Низкий 2006 год .
- ^ «Идея Верховного Существа (Бога) в сикхизме - Статьи о сикхизме - Ворота в сикхизм» . Ворота в сикхизм . Проверено 14 декабря 2017 г.
- ^ Гуджрал, Маниндер С. (19 декабря 2000 г.). «АТМА» . энциклопедия Сикхская Проверено 14 декабря 2017 г.
- ^ Сингх, Джаградж (2009). Полное руководство по сикхизму . Книги Юнистар. п. 266. ИСБН 9788171427543 .
- ^ См. «Основы закона» , глава 1.
- ^ «Глава 2» . Хабад.орг . Проверено 24 января 2019 г.
- ^ Клейтон, Филип; Пикок, Арканзас (2004). В котором мы живем, движемся и существуем: панентеистические размышления о присутствии Бога в научном мире . Паб Уильяма Б. Эрдманс. ISBN 0802809782 . OCLC 53880197 .
- ^ Льюис, CS 1970, «Бог и зло» в книге «Бог на скамье подсудимых: Очерки теологии и этики» , изд. У. Хупер, Гранд-Рапидс, Мичиган : Eerdsman, стр. 21–24.
- ^ Бойд, Грегори. 1971, Бог на войне , Даунерс-Гроув, Иллинойс : InterVarsity Press, стр. 185
- ^ Террил, Гивенс (2015). Борьба с ангелом: основы мормонской мысли: космос, Бог, человечество . Оксфорд. ISBN 9780199794928 . OCLC 869757526 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Пратт, Парли (1855). Ключ к науке богословия . Ливерпуль.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ МакМеррин, Стерлинг (1965). Богословские основы мормонской религии . Солт-Лейк-Сити.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ван Вагонер, Ричард С. (2009). Полное собрание бесед Бригама Янга . Солт-Лейк-Сити.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гриффин, Дэвид Рэй (2007). Теология процесса: что это такое и чем не является. В «Мормонизме в диалоге с современными христианскими теологиями» . Мейкон, Джорджия.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Видстоу, Джон А. (1908). Джозеф Смит как учёный . Солт-Лейк-Сити.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Юсуф, Хамза (2009). Символ веры Имама ат-Тахави . Институт Зайтуна. ISBN 978-0970284396 .
- ^ Перейти обратно: а б Рейнольд Николсон Руми. Архивировано 17 октября 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ «Сиприан Райс (1964) Персидский суфизм Джордж Аллен, Лондон» . Архивировано из оригинала 16 мая 2008 г. Проверено 4 июля 2008 г.
- ^ Салим, Абдул Кадир. КРИТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ МУДЖАДДИДА АЛЬФ-Э ТАНИ. Дисс. Университет Карачи, 1998. стр. 59-60.
- ^ Сиддики, Б.Х. «Ислам: синтез традиций и перемен».
- ^ Ансари, Абдул Хак. «УЧЕНИЕ ШЕЙХА АХМАДА СИРХИНДИ О «ВАДАТ АЛЬ-ШУХУД».» Исламские исследования 37.3 (1998): 281-313.
- ^ Кныш, Александр Д. Ибн'Араби в поздней исламской традиции: создание полемического образа в средневековом исламе. Сани Пресс, 1999.
- ^ Низами, Ф.А. «Ислам 23 на Индийском субконтиненте». Религии мира (2004): 368.
- ^ Хан, Хафиз (1998). «Шах Вали Аллах (Кутб ад-Дин Ахмад ар-Рахим) (1703-62)». Энциклопедия философии . Рутледж .
- ^ Ансари, Абдул Хак. «Шах вали Аллах пытается пересмотреть вахдат аль-вуджуд». Арабика 35.2 (1988): 197–213.
- ^ Кныш, Александр. «Возвращение к Ирфану: Хомейни и наследие исламской мистической философии», 633.
- ^ Дафна Дауме; Луиза Уотсон, ред. (1992). «Вера Бахаи». Британская книга года . Чикаго: Британская энциклопедия. ISBN 0-85229-486-7 .
- ^ Момен, Муджан (1988). Исследования религий баби и бахаи, том. 5, глава: Основа метафизики бахаи . Калимат Пресс. стр. 185–217. ISBN 0-933770-72-3 .
Источники
[ редактировать ]В этой статье отсутствуют номера ISBN для перечисленных книг . ( апрель 2024 г. ) |
- Абернети, Джордж Л.; Лэнгфорд, Томас А. (1970), Введение в западную философию: от пресократиков до Милля , Бельмонт, Калифорния: Дикенсон
- Брюггер, Уолтер, изд. (1972), Философский словарь , Барселона: Гердер, искусство. дуализм , монизм , плюрализм
- Басуэлл, Роберт Э. младший; Гимелло, Роберт М., ред. (1994), Пути к освобождению. Марга и ее трансформации в буддийской мысли , Дели: Издательство Motilal Banarsidass.
- Чанде, МБ (2000), Индийская философия в наше время , Atlantic Publishers & Dist
- Команс, Майкл (январь 1993 г.), «Вопрос важности самадхи в современной и классической Адвайта Веданте» , Philosophy East and West , 43 (1): 19–38, doi : 10.2307/1399467 , JSTOR 1399467 , заархивировано из оригинал от 03 июня 2017 г. , получено 03 января 2019 г.
- Кросс, Флорида; Ливингстон, Э.А. (1974), «монизм», Оксфордский словарь христианской церкви , OUP
- Дасгупта, Сурендранатх (1992), История индийской философии, часть 1 , Мотилалл Банарсидасс
- Плотный, Кристиан Д. Фон (1999), Философы и религиозные лидеры , Издательская группа Greenwood
- Фиске, Сьюзен Т.; и др. (2010), Справочник по социальной психологии , том. 1, Джон Уайли и сыновья
- Флад, Гэвин (1996), Введение в индуизм , издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-43878-0
- Хоули, Майкл (2006), Сарвепалли Радхакришнан (1888–1975)
- Калупахана, Дэвид Дж. (1992), Принципы буддийской психологии , Дели: публикации ri Satguru Publications.
- Калупахана, Дэвид Дж. (1994), История буддийской философии , Дели: Motilal Banarsidass Publ.
- Касулис, Томас П. (2003), Такеучи Ёсинори (редактор), «Духовность Чань», Буддийская духовность. Позже Китай, Корея, Япония и современный мир , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Лян-Чье (1986), Записи Дун-шаня , перевод Уильяма Ф. Пауэлла, Институт Курода
- Лоу, Альберт (2006), Хакуин о Кенсё. Четыре способа познания , Бостон и Лондон: Шамбала
- Лой, Дэвид (1988), Недвойственность: исследование сравнительной философии , Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, ISBN 1-57392-359-1
- Маэдзуми, Тайдзан; Глассман, Берни (2007), Туманная луна просветления , Wisdom Publ
- Мандик, Пит (2010), Ключевые термины философии разума , Continuum International Publish.
- Маклафлин, Брайан; и др. (2009), Оксфордский справочник по философии разума , Oxford University Press
- Майклс, Аксель (2004), Индуизм. Прошлое и настоящее , Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- Мукерджи, Мадхава Битика (1983), Неоведанта и современность , Ашутош Пракашан Санстан
- Накамура, Хадзиме (1991), Образ мышления народов Востока: Индия, Китай, Тибет, Япония , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited, hdl : 10125/23054
- Пулигандла, Рамакришна (1997), Основы индийской философии , Нью-Дели: DK Printworld (P) Ltd.
- Рамбачан, Анатананд (1994), Границы Священного Писания: новая интерпретация Вед Вивеканандой , University of Hawaii Press
- Ренард, Филип (1999), Рамана Упанишад: собрание сочинений Раманы Махарши (на голландском языке), Утрехт: Servire, ISBN 978-9021587448
- Шаффер, Джонатан (2010), «Монизм: приоритет целого» (PDF) , Philosophical Review , 119 (1): 31–76), doi : 10.1215/00318108-2009-025
- Шарф, Роберт Х. (1995), «Буддийский модернизм и риторика медитативного опыта» (PDF) , NUMEN , 42 (3): 228–283, doi : 10.1163/1568527952598549 , hdl : 2027.42/43810 , заархивировано из оригинала (PDF) 12 апреля 2019 г. , получено 10 февраля 2013 г.
- Урмсон, Джеймс Опи (1991), Краткая энциклопедия западной философии и философов , Рутледж
- Уильямс, Пол (1994), Буддизм Махаяны , Рутледж, ISBN 0-415-02537-0
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фаулер, Джинин Д. (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма , Sussex Academic Press
- Хори, Виктор Соген (1999), Перевод дзен-разговорника. В: Бюллетень Нанзан 23 (1999) (PDF)
- Момен, Муджан (2009) [первоначально опубликовано как «Феномен религии» в 1999 году], «Понимание религии: тематический подход» , Оксфорд, Великобритания: Oneworld Publications, ISBN 978-1-85168-599-8 , ОЛ 25434252М
- Радхакришнан, Сарвепалли; Мур, Чарльз А. (1957), Справочник по индийской философии (12-е издание Принстона в мягкой обложке), Princeton University Press, ISBN 0-691-01958-4
- Уайт, Дэвид Гордон, изд. (2000), Введение. В: Тантра на практике , Принстон и Оксфорд: Princeton University Press.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джонатан Шеффер. «Монизм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Монизм в PhilPapers
- Монизм в проекте онтологии философии Индианы
- Католическая энциклопедия - Монизм
- Интернет-лексикон индуизма - (поиск монизма)
- Монист