Jump to content

Монизм

(Перенаправлено с Монистов )
Точка в кружке использовалась пифагорейцами, а затем и греками для обозначения первого метафизического существа, Монады или Абсолюта .

Монизм приписывает единство или единственность ( греч . μόνος ) такому понятию, как существование. Можно выделить различные виды монизма:

  • Приоритетный монизм утверждает, что все существующие вещи возвращаются к источнику, отличному от них; например, в неоплатонизме все происходит от Единого . [1] С этой точки зрения только Единое является онтологически базовым или первичным по отношению ко всему остальному.
  • Существующий монизм утверждает, что, строго говоря, существует только одна вещь — Вселенная , которую можно только искусственно и произвольно разделить на множество вещей. [2]
  • Субстанциональный монизм утверждает, что множество существующих вещей можно объяснить с точки зрения единой реальности или субстанции. [3] Субстанциональный монизм утверждает, что существует только один вид субстанции, хотя из этой субстанции могут состоять многие вещи, например материя или разум.
  • Двуаспектный монизм — это точка зрения, согласно которой ментальное и физическое представляют собой два аспекта или точки зрения на одну и ту же субстанцию.
  • Нейтральный монизм считает, что фундаментальная природа реальности не является ни ментальной, ни физической; другими словами, это «нейтрально».

Определения

[ редактировать ]

Существует два типа определений монизма:

  • Широкое определение: философия является монистической, если она постулирует единство происхождения всех вещей; все существующие вещи возвращаются к источнику, отличному от них. [1]
  • Ограниченное определение: для этого требуется не только единство происхождения, но и единство субстанции и сущности . [1]

Хотя термин «монизм» заимствован из западной философии для обозначения позиций в проблеме разума и тела , он также использовался для обозначения религиозных традиций. В современном индуизме термин «абсолютный монизм» применяется к Адвайта Веданте . [4] [5] хотя Филип Ренар указывает, что это может быть западная интерпретация, идущая в обход интуитивного понимания недвойственной реальности. [6] В более общем смысле ученые классифицируют его как форму абсолютного недуализма . [7] [8] [9]

Материальный монизм восходит к философам -досократикам , которые стремились понять архе или основной принцип вселенной с точки зрения различных материальных причин. В их число входили Фалес , который утверждал, что основой всего является вода, Анаксимен , который утверждал, что это воздух, и Гераклит , который считал, что это огонь. Позднее Парменид описал мир как «Единый», который не мог никак измениться. Зенон Элейский защищал эту точку зрения на то, что все является единым целым, в своих парадоксах, целью которых было показать иллюзорность существования времени, движения и пространства.

Барух Спиноза утверждал, что «Гор или Природа» ( Deus sive Natura ) — единственная субстанция вселенной, которую можно называть либо « Богом », либо « Природой » (эти два понятия взаимозаменяемы). Это потому, что Бог/Природа обладает всеми возможными атрибутами, и никакие две субстанции не могут иметь общий атрибут, а это означает, что не может быть других субстанций, кроме Бога/Природы. [10]

Монизм подробно обсуждался в индийской философии и Веданте на протяжении всей их истории, начиная с Риг Веды . Термин монизм был введен в XVIII веке Кристианом фон Вольфом. [11] в своей работе «Логика» (1728 г.), [ нужна ссылка ] для обозначения типов философской мысли, в которых была предпринята попытка устранить дихотомию тела и разума и объяснить все явления одним объединяющим принципом или как проявления единой субстанции. [11]

Проблема разума и тела в философии исследует отношения между разумом и материей и, в частности, отношения между сознанием и мозгом . К этой проблеме обратился Рене Декарт в 17 веке, что привело к картезианскому дуализму , а также философы доаристотелевской эпохи , [12] [13] в философии Авиценны , [14] и в более ранних азиатских и, в частности, индийских традициях.

Позднее оно было применено и к теории абсолютного тождества, выдвинутой Гегелем и Шеллингом . [ нужны разъяснения ] [15] После этого этот термин стал использоваться более широко для любой теории, постулирующей объединяющий принцип. [15] Тезис оппонента дуализма также был расширен и теперь включает плюрализм. [15] По словам Урмсона, в результате такого широкого использования этот термин стал «систематически неоднозначным». [15]

По мнению Джонатана Шаффера , монизм потерял популярность в связи с появлением в начале ХХ века аналитической философии , восставшей против неогегельянцев. Рудольф Карнап и А.Дж. Айер , которые были ярыми сторонниками позитивизма , «высмеивали весь вопрос как бессвязный мистицизм ». [16]

Проблема разума и тела вновь возникла в социальной психологии и смежных областях с интересом к взаимодействию разума и тела. [17] и отказ от картезианского дуализма разума и тела в тезисе о тождестве , современной форме монизма. [18] Монизм также по-прежнему актуален для философии разума . [15] где защищаются различные позиции. [19] [20]

Диаграмма с нейтральным монизмом по сравнению с картезианским дуализмом, физикализмом и идеализмом.

К различным типам монизма относятся: [15] [21]

  1. Субстанциональный монизм, «точка зрения, согласно которой кажущаяся множественность субстанций обусловлена ​​различными состояниями или проявлениями одной субстанции» [15]
  2. Атрибутивный монизм, «точка зрения, согласно которой, каким бы ни было количество субстанций, они принадлежат к одному конечному виду» [15]
  3. Эпистемологический монизм, где «в конечном итоге все, что можно мыслить, наблюдать и использовать, разделяет одну концептуальную систему взаимодействия, какой бы сложной она ни была». [22]
  4. Частичный монизм: «в пределах данной сферы бытия (сколько бы их ни было) существует только одна субстанция» [15]
  5. Существующий монизм, «мнение о том, что существует только один конкретный объектный маркер (Единый, «Τὸ Ἕν» или Монада [23]
  6. Приоритетный монизм: «целое предшествует своим частям» или «мир состоит из частей, но части являются зависимыми фрагментами единого целого». [21]
  7. Монизм свойств, «представление о том, что все свойства относятся к одному типу (например, существуют только физические свойства)».
  8. Родовой монизм, «учение о том, что существует высшая категория; например, бытие» [21]

Взгляды, противоречащие монизму:

Монизм в современной философии сознания можно разделить на три широкие категории:

  1. Идеалистический , менталистический монизм, который утверждает, что существует только разум или дух. [1]
  2. Нейтральный монизм , который утверждает, что один вид вещей фундаментально существует, [24] к которому можно свести как умственное, так и физическое
  3. Материальный монизм (также называемый физикализмом и материализмом ), который утверждает, что материальный мир первичен, а сознание возникает в результате взаимодействия с материальным миром. [25] [24]
    1. Элиминативный материализм , согласно которому все является физическим, а ментальные вещи не существуют. [24]
    2. Редуктивный физикализм , согласно которому ментальные вещи существуют и являются своего рода физическими вещами. [24] [примечание 1]

Некоторые позиции нелегко вписаться в вышеуказанные категории, такие как функционализм , аномальный монизм и рефлексивный монизм . Более того, они не определяют значение слова «реальный».

Монистические философы

[ редактировать ]

Досократический

[ редактировать ]

Хотя недостаток информации в некоторых случаях затрудняет уверенность в деталях, следующие философы-досократики мыслили в монистических терминах: [26]

  • Фалес : Вода
  • Анаксимандр : Апейрон (что означает «неопределенная бесконечность»). Реальность – это что-то одно, но мы не можем знать что.
  • Анаксимен Милетский : Воздух
  • Гераклит : Изменение, символизируемое огнем (в котором все находится в постоянном движении).
  • Парменид : Бытие или Реальность — это неподвижная совершенная сфера, неизменная, неделимая. [27]

Пост-Сократ

[ редактировать ]
  • Неопифагорианцы, такие как Аполлоний Тианский, сосредоточили свои космологии на Монаде или Едином.
  • Стоики учили, что существует только одна субстанция, называемая Богом. [28]
  • Средний платонизм в таких работах, как работы Нумения, учил, что Вселенная исходит из Монады или Единого.
  • Неоплатонизм монистичен. Плотин учил, что существует невыразимый трансцендентный бог, «Единый», эманациями которого являются последующие реальности. Из Единого исходит Божественный Разум ( Нус ), Космическая Душа ( Психика ) и Мир ( Космос ).

Современный

[ редактировать ]

Монистические нейробиологи

[ редактировать ]

Пантеизм

[ редактировать ]

Пантеизм – это вера в то, что все представляет собой всеобъемлющего, имманентного Бога, [34] или что вселенная (или природа ) тождественна божественности . [35] Таким образом, пантеисты не верят в личного или антропоморфного бога, но считают, что интерпретации этого термина различаются.

Пантеизм был популяризирован в современную эпоху как теология и философия, основанная на работах философа 17-го века Баруха Спинозы . [36] чья «Этика» была ответом на знаменитую дуалистическую теорию Декарта о том, что тело и дух разделены. [37] Спиноза считал, что это одно и то же, и этот монизм является фундаментальным качеством его философии. Его описывали как «человека, опьяненного Богом», и он использовал слово «Бог» для описания единства всей субстанции. [37] Хотя термин «пантеизм» был придуман только после его смерти, Спиноза считается его самым знаменитым защитником. [38]

HP Оуэн утверждал, что

Пантеисты — это «монисты»… они верят, что существует только одно Существо и что все другие формы реальности являются либо модусами (или проявлениями) его, либо тождественны ему. [39]

Пантеизм тесно связан с монизмом, поскольку пантеисты тоже верят, что вся реальность представляет собой одну субстанцию, называемую Вселенной, Богом или Природой. Панентеизм , немного другая концепция (поясняется ниже), однако является дуалистической. [40] Некоторые из самых известных пантеистов — стоики , Джордано Бруно и Спиноза .

Панентеизм

[ редактировать ]

Панентеизм (от греческого πᾶν (pân) «все» ; ἐν (en) «в»; и θεός (theós) «Бог»; «все в Боге») — это система верований, которая утверждает , что божественное (будь то монотеистический Бог , политеистические боги или вечная космическая оживляющая сила) пронизывает каждую часть природы, но не едина с природой. Панентеизм отличается от пантеизма , который считает, что божественное является синонимом вселенной. [41]

В панентеизме существует два типа субстанции: «пан» Вселенной и Бога. Вселенная и божественное онтологически не эквивалентны. Бог рассматривается как вечная оживляющая сила во Вселенной. В некоторых формах панентеизма космос существует внутри Бога, который, в свою очередь, « превосходит », «проникает» или находится «в» космосе.

В то время как пантеизм утверждает, что «Все есть Бог», панентеизм утверждает, что Бог оживляет всю вселенную, а также превосходит вселенную. Кроме того, некоторые формы указывают на то, что Вселенная содержится внутри Бога, [41] как в иудейской концепции Цимцум . Для большей части индуистской мысли характерны панентеизм и пантеизм. [42] [43]

Пол Тиллих выступал за такую ​​концепцию в рамках христианского богословия, как и либеральный ученый-библеист Маркус Борг и мистический теолог Мэтью Фокс , епископальный священник. [примечание 2]

Пандеизм

[ редактировать ]

Пандеизм или пан-деизм (от древнегреческого : πᾶν , латинизированного : pan , букв. «все» и латыни : deus, означающего « бог » в смысле деизма ) — термин, описывающий верования, последовательно включающие или смешивающие логически совместимые элементы пантеизма ( что «Бог» или метафизически эквивалентное божество -создатель идентично Природе ) и классический деизм (что бог-создатель, спроектировавший вселенную, больше не существует в статусе, в котором он может быть достигнут, и вместо этого может быть подтвержден только разумом ). Таким образом, в первую очередь это вера в то, что создатель вселенной действительно стал вселенной и поэтому перестал существовать как отдельная сущность. [44] [45]

Посредством этой синергии пандеизм претендует на ответ на основные возражения против деизма (почему Бог создал Вселенную, а затем не взаимодействовал со ней?) и пантеизма (как возникла Вселенная и какова ее цель?).

Религии Индии и Восточной Азии

[ редактировать ]

Характеристики

[ редактировать ]

Центральной проблемой азиатской (религиозной) философии является не проблема тела и разума, а поиск неизменного Реального или Абсолюта за пределами мира видимостей и изменяющихся явлений. [46] и поиск освобождения от дуккхи и освобождения от цикла перерождений . [47] В индуизме преобладает субстанция-онтология , рассматривающая Брахмана как неизменную реальность за пределами мира видимостей . [48] В буддизме онтология процессов . преобладает [48] видение реальности как пустой от неизменной сущности. [49] [50]

Для различных азиатских философий, технологий и религий характерно различение уровней истины. [51] акцент на интуитивно-опытном понимании Абсолюта [52] [53] [54] [55] такие как джняна , бодхи и цзяньсин: (китайский; 見性) , а также технологии инь и ян, используемые в восточноазиатской медицине с упором на интеграцию этих уровней истины и ее понимания. [56] [57] [58] [59]

Ади Шанкара с учениками , Раджа Рави Варма (1904)

Веданта – это исследование и систематизация Вед и Упанишад с целью гармонизации различных и контрастирующих идей, которые можно найти в этих текстах. Внутри Веданты существуют разные школы: [60]

Современный индуизм
[ редактировать ]

Колонизация Индии британцами оказала большое влияние на индуистское общество. [62] В ответ ведущие индуистские интеллектуалы начали изучать западную культуру и философию, интегрируя несколько западных понятий в индуизм. [62] Этот модернизированный индуизм, в свою очередь, приобрел популярность на Западе. [52]

Большую роль сыграл в 19 веке Свами Вивекананда в возрождении индуизма . [63] и распространение Адвайта Веданты на запад через Миссию Рамакришны . Его интерпретация Адвайта Веданты была названа Нео-Ведантой . [64] В Адвайте Шанкара предполагает, что медитация и Нирвикальпа Самадхи являются средствами достижения знания об уже существующем единстве Брахмана и Атмана . [65] не самая высшая цель:

[Й]ога — это медитативное упражнение ухода от частного и идентификации с универсальным, ведущее к созерцанию себя как самого универсального, а именно — Сознания. Этот подход отличается от классической йоги полного подавления мыслей. [65]

Вивекананда, по словам Гэвина Флуда , был «фигурой огромной важности в развитии современного индуистского самопонимания и в формулировании западного взгляда на индуизм». [66] Центральное место в его философии занимает идея о том, что божественное существует во всех существах, что все люди могут достичь единения с этой «врожденной божественностью». [67] и что рассмотрение этого божественного как сущности других будет способствовать развитию любви и социальной гармонии. [67] По мнению Вивекананды, в индуизме существует существенное единство, лежащее в основе разнообразия его многочисленных форм. [67] По словам Флада, взгляд Вивекананды на индуизм сегодня является наиболее распространенным среди индуистов. [68] Этот монизм, по мнению Флада, лежит в основе ранних Упанишад, теософии позднейшей традиции Веданты и современного неоиндуизма. [69]

Согласно Палийскому канону , и плюрализм ( нанатта ), и монизм ( екатта ) являются спекулятивными взглядами . В комментарии Тхеравады отмечается, что первое похоже на нигилизм или связано с ним ( уччедавада ), а второе похоже на этернализм или связано с ним ( сассатавада ). [70]

Уровни истины
[ редактировать ]

В буддизме существует богатое разнообразие философских [71] и педагогические модели [72] можно найти. Различные школы буддизма различают уровни истины:

Праджняпарамита -сутры и Мадхьямака подчеркивают недвойственность формы и пустоты: «форма — это пустота, пустота — это форма», как сутра сердца . говорит [74] В китайском буддизме это понималось как означающее, что высшая реальность — это не трансцендентная сфера, а равна повседневному миру относительной реальности. Эта идея вписывалась в китайскую культуру, которая делала упор на мирской мир и общество. Но это не говорит о том, как абсолютное присутствует в относительном мире:

Отрицать двойственность сансары и нирваны, как это делает Совершенство Мудрости, или логически демонстрировать ошибку дихотомической концептуализации, как это делает Нагарджуна, не значит решать вопрос об отношениях между сансарой и нирваной - или, выражаясь в более философских терминах, , между феноменальной и окончательной реальностью [...] Какова же тогда связь между этими двумя сферами? [74]

Ответ на этот вопрос дают такие схемы, как «Пять рангов Тозан» , [75] « Картины Оксердинга» и «Четыре способа познания» Хакуина . [76]

Сикхизм соответствует концепции абсолютного монизма. Сикхская философия утверждает, что все, что постигают наши чувства, является иллюзией; Бог – это высшая реальность. Формы, подверженные времени, исчезнут. Только Реальность Бога вечна и неизменна. [77] Идея состоит в том, что Атма (душа) рождается из Параматмы (Высшей Души) и является ее отражением и «снова сольется с ней», по словам пятого гуру сикхов, Гуру Арджана , «точно так же, как вода сливается с ней». обратно в воду». [78]

Бог и Душа по своей сути одинаковы; тождественен так же, как Огонь и его искры. «Атам ме Рам, Рам ме Атам», что означает «Высшая Вечная реальность пребывает в Душе, и Душа содержится в Нем». Как из одного потока возникают миллионы волн, и все же волны, состоящие из воды, снова становятся водой; точно так же все души произошли из Вселенского Существа и снова слились с ним. [79]

Авраамические веры

[ редактировать ]

Еврейская мысль считает Бога отдельным от всех физических, сотворенных вещей и существующим вне времени. [примечание 3] [примечание 4]

По мнению Маймонида , [80] Бог — бестелесное существо , создавшее все остальное существование. [ нужна ссылка ] Согласно Маймониду, признать телесность Бога равносильно признанию Бога сложностью, что противоречит Богу как первопричине . [ нужна ссылка ] и представляет собой ересь . В то время как хасидские мистики считали существование физического мира противоречием простоте Бога , Маймонид не видел противоречия. [примечание 5]

Согласно хасидской мысли предложенной основателем Хабада в XVIII веке, начале XIX века Шнеуром Залманом из Лиади ), Бог считается имманентным творению по (особенно , двум взаимосвязанным причинам:

  1. Очень сильное еврейское убеждение заключается в том, что «Божественная жизненная сила, которая приводит к существованию [вселенной], должна постоянно присутствовать… если бы эта жизненная сила покинула [вселенную] хотя бы на одно короткое мгновение, это было бы вернуться в состояние полного небытия, как до творения…» [81]
  2. В то же время иудаизм считает аксиомой , что Бог представляет собой абсолютное единство и что Он совершенно прост, поэтому, если его поддерживающая сила находится внутри природы, то и его сущность также находится внутри природы. [ нужна ссылка ]

Виленский Гаон был категорически против этой философии, так как чувствовал, что она приведет к пантеизму и ереси. По мнению некоторых, это основная причина запрета Гаоном хасидизма. [ нужна ссылка ]

христианство

[ редактировать ]
Различие между создателем и существом
[ редактировать ]

Христиане утверждают, что Бог создал вселенную ex nihilo , а не из своей собственной субстанции, так что творца не следует путать с творением, а, скорее, превосходить его. Существует движение « христианский панентеизм ». [82]

Отказ от радикального дуализма
[ редактировать ]

В «О свободном выборе воли » Августин в контексте проблемы зла утверждал , что зло — это не противоположность добру, а скорее просто отсутствие добра, нечто, не имеющее существования само по себе. Точно так же К.С. Льюис описал зло как «паразита» в «Просто христианстве» , поскольку он рассматривал зло как нечто, что не может существовать без добра, обеспечивающего его существование. Льюис продолжал выступать против дуализма, исходя из морального абсолютизма , и отверг дуалистическое представление о том, что Бог и Сатана являются противоположностями, утверждая вместо этого, что у Бога нет равных, а, следовательно, и противоположностей. Льюис скорее рассматривал сатану как противоположность архангела Михаила . В связи с этим Льюис вместо этого выступал за более ограниченный тип дуализма. [83] Другие богословы, такие как Грег Бойд , более глубоко утверждали, что авторы Библии придерживались «ограниченного дуализма», означающего, что Бог и сатана действительно участвуют в настоящей битве, но только из-за свободной воли, данной Богом, на время, пока Бог позволяет. [84]

Мормонизм
[ редактировать ]

Богословие Святых последних дней также выражает форму двуаспектного монизма через материализм и этернализм , утверждая, что творение было ex materia (в отличие от ex nihilo в традиционном христианстве), как это выразил Парли Пратт и поддержал основатель движения Джозеф Смит. , не делая различия между духовным и материальным, поскольку они не просто одинаково вечны, но, в конечном счете, являются двумя проявлениями одной и той же реальности или субстанции. [85]

Парли Пратт подразумевает витализм в сочетании с эволюционной адаптацией, отмечая, что «эти вечные, самосуществующие элементы обладают в себе определенными присущими им свойствами или атрибутами, в большей или меньшей степени; или, другими словами, они обладают разумом, адаптированным к своим различным сферам». ." [86]

Точка зрения Парли Пратта также схожа с монадологией Готфрида Лейбница , которая утверждает, что «реальность состоит из атомов разума, которые являются живыми центрами силы». [87]

Бригам Янг своим виталистическим взглядом предвосхищает прото-менталитет элементарных частиц: «Жизнь есть во всей материи, на протяжении всей вечности; она есть в камнях, песке, пыли, воде, воздухе, газов, и, короче говоря, во всяком описании и организации материи, будь то твердая, жидкая или газообразная частица, действующая с частицей». [88]

Концепция материи СПД «по сути скорее динамична, чем статична, если она действительно не является своего рода живой энергией и подчиняется, по крайней мере, правилу разума». [89]

Джон А. Уидстоу придерживался похожей, более виталистской точки зрения, что «Жизнь — это не что иное, как движущаяся материя; следовательно, вся материя обладает своего рода жизнью… Материя… [есть] разум… следовательно, всё во вселенной жив». Однако Уидстоу категорически сопротивлялся утверждению веры в панпсихизм . [90]

Винсент Корнелл утверждает, что Коран обеспечивает монистический образ Бога, описывая реальность как единое целое, при этом Бог является единой концепцией, которая описывает или приписывает все существующие вещи. [91]

Но большинство утверждает, что авраамические религиозные писания, особенно Коран, рассматривают творение и Бога как два отдельных существования. Оно объясняет, что все создано Богом и находится под его контролем, но в то же время выделяет творение как зависящее от существования Бога. [91]

Некоторые суфийские мистики выступают за монизм. Один из самых известных — персидский поэт XIII века Руми (1207–1273) в своей дидактической поэме «Маснави» поддерживал монизм. [92] [93] Руми говорит в « Маснави» :

В магазине Unity (вахдат); все, что вы там увидите, кроме Единого, есть идол. [92]

Однако другие суфийские мистики, такие как Ахмад Сирхинди , поддерживали дуалистический монотеизм (разделение Бога и Вселенной). [94]

Наиболее влиятельным из исламских монистов был суфийский философ Ибн Араби (1165–1240). Он разработал концепцию «единства бытия» (араб. вахдат аль-вуджуд ), которая, по мнению некоторых, является монистической философией. [ нужна ссылка ] Родившийся в Аль-Андалусе , он оказал огромное влияние на мусульманский мир, где был коронован как «великий Мастер». В течение столетий после его смерти его идеи становились все более противоречивыми. Ахмад Сирхинди раскритиковал монистическое понимание «единства бытия», отстаивая дуалистически совместимое «единство свидетеля» (араб. вахдат аш-шухуд ), поддерживая разделение творца и творения. [95] [96] [97] [98] Позже шах Валиулла Дехлави примирил эти две идеи, утверждая, что их различия являются семантическими различиями, утверждая, что универсальное существование (которое отличается от творения от творца) и божественная сущность различны и что универсальное существование исходит (в неплатоническом смысле). ) от божественной сущности и что отношения между ними подобны отношениям между числом четыре и четным числом. [99] [100]

Доктрина вахдат аль-вуджуд также пользуется значительным влиянием в рационалистической философии двунадесятного шиизма , самым известным современным приверженцем которого является Рухолла Хомейни . [101]

Вера Бахаи

[ редактировать ]

Хотя в учении большое Веры Бахаи внимание уделяется социальным и этическим вопросам, существует ряд основополагающих текстов, которые называют мистическими. [102] Некоторые из них включают утверждения монистического характера (например, «Семь долин и сокрытые слова» ). Различия между дуалистическими и монистическими взглядами примиряются учением о том, что эти противоположные точки зрения вызваны различиями в самих наблюдателях, а не в том, что наблюдается. Это не позиция «высшая истина/низшая истина». Бог непознаваем. Для человека невозможно приобрести какое-либо прямое знание о Боге или Абсолюте, потому что любое знание, которым он обладает, относительно. [103]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Такие как бихевиоризм , теория типовой идентичности и функционализм.
  2. ^ См . Духовность творения .
  3. ^ Для обсуждения возникшего парадокса см. Цимцум .
  4. ^ См. также Негативная теология .
  5. См. «Путеводитель для растерянных», особенно главу I:50.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Брюггер 1972 .
  2. ^ Стросон, Г. (2014 в печати): «Метафизика Ницше?». В: Дрис М. и Кейл П. (ред.): «Ницше о разуме и природе». Издательство Оксфордского университета. PDF-проект
  3. ^ Кросс и Ливингстон 1974 .
  4. ^ Чанде 2000 , с. 277.
  5. ^ Дасгупта 1992 , с. 70
  6. ^ Ренард 1999 .
  7. ^ Степанянц, М. (2002). Введение в восточную мысль . США: АльтаМира Пресс. п. 155.
  8. ^ Робертс, MV (2010). Двойственность: теология различия . Пресвитерианская издательская корпорация. ISBN   9780664234492 . п. 21. Обсуждает, почему Адвайта Веданта недвойственна, в то время как Кашмирский Шиваизм является монистическим.
  9. ^ Фроули, Д. (2015). Шива: Господь йоги . США: Лотос Пресс.
  10. ^ Надлер, Стивен (2024), Залта, Эдвард Н.; Нодельман, Ури (ред.), «Барух Спиноза» , Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весна 2024 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 31 июля 2024 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б «монизм» , Колумбийская электронная энциклопедия, 6-е изд. Проверено 29 октября 2014 г.
  12. ^ Роберт М. Янг (1996). «Проблема разума и тела» . В Олби, Колорадо; Г.Н. Кантор; Дж. Р. Кристи; MJS Ходжес (ред.). Companion to the History of Modern Science (переиздание Routledge в мягкой обложке, изд. 1990 г.). Тейлор и Фрэнсис. стр. 702–11. ISBN  0-41514578-3 .
  13. ^ Робинсон, Ховард (3 ноября 2011 г.). «Дуализм» . В Эдварде Н. Залте (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2011 г.) .
  14. ^ Хенрик Лагерлунд (2010). "Введение". В Хенрике Лагерлунде (ред.). Формирование разума: очерки о внутренних чувствах и проблеме разума и тела от Авиценны до медицинского просвещения (переиздание в мягкой обложке, изд. 2007 г.). Springer Science+Business Media . п. 3. ISBN  978-9048175307 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Урмсон 1991 , с. 297.
  16. ^ Шаффер 2010 .
  17. ^ Фиске 2010 , стр. 195.
  18. ^ Фиске 2010 , стр. 195-196.
  19. ^ Мандик 2010 .
  20. ^ Маклафлин 2009 .
  21. ^ Перейти обратно: а б с Шаффер, Джонатан, Монизм: приоритет целого, http://www.jonathanschaffer.org/monism.pdf.
  22. ^ Перейти обратно: а б с Сариэль, Авирам. «Ионасианский гностицизм». Harvard Theological Review 116.1 (2023): 91–122, здесь 99.
  23. ^ Шаффер, Джонатан, «Монизм», Стэнфордская энциклопедия философии (издание лета 2015 г.), Эдвард Н. Залта (редактор), URL = http://plato.stanford.edu/archives/sum2015/entries/monism/
  24. ^ Перейти обратно: а б с д Мандик 2010 , с. 76.
  25. ^ Ленин, Владимир (1909). Материализм и эмпириокритицизм . Мировой социалистический веб-сайт: Издательство иностранных языков.
  26. ^ Абернети и Лэнгфорд 1970 , стр. 1–7.
  27. ^ Абернети и Лэнгфорд 1970 , стр. 8–9.
  28. ^ Блэкберн, Джон (1854). Популярный библейский педагог [Дж. Блэкберн] .
  29. ^ О причине, принципе и Едином, Лондон, 1584 г.
  30. ^ De monade (De monade, numero et figura sequens 5 de minimis grande et mesura), Франкфурт, 1591 г.
  31. ^ Чудеса жизни Эрнста Геккеля.
  32. ^ Эволюция человека: популярное научное исследование, том 2 Эрнста Генриха Филиппа Августа Геккеля.
  33. ^ «Рецензия: «Зибальдоне» Джакомо Леопарди » . Файнэншл Таймс . 16 августа 2013 г. Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 г. Проверено 5 мая 2018 г.
  34. ^ Энциклопедия философии под ред. Пол Эдвардс . Нью-Йорк: Макмиллан и свободная пресса. 1967. с. 34.
  35. ^ Новый Оксфордский словарь английского языка . Оксфорд: Кларендон Пресс. 1998. с. 1341. ИСБН  0-19-861263-Х .
  36. ^ Пиктон, Джеймс Аллансон (1905). Пантеизм: его история и значение . Чикаго: Арчибальд Констебль & CO LTD. ISBN  978-1419140082 .
  37. ^ Перейти обратно: а б Пламптре, Констанция (1879). Общий очерк истории пантеизма, Том 2 . Лондон: Сэмюэл Дикон и компания, стр. 3–5, 8, 29. ISBN.  9780766155022 .
  38. ^ Шохам, Шломо Гиора (2010). Чтобы проверить пределы нашей выносливости . Кембриджские ученые. п. 111. ИСБН  978-1443820684 .
  39. ^ HP Оуэн, 1971, стр.65.
  40. ^ Кросби, Дональд А. (2008). Жизнь с двусмысленностью: религиозный натурализм и угроза зла. Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 124. ISBN   0-7914-7519-0 .
  41. ^ Перейти обратно: а б Эрвин Фальбуш; Джеффри Уильям Бромили; Дэвид Б. Барретт (1999). Энциклопедия христианства стр. 21 . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN  0-8028-2416-1 .
  42. ^ [1] Британника - Пантеизм и панентеизм в незападных культурах
  43. ^ Уайтинг, Роберт. Религии сегодня Стэнли Томс (Издательство) Ltd. Стр. VIII. ISBN   0-7487-0586-4 .
  44. ^ Шон Ф. Джонстон (2009). История науки: Руководство для начинающих с. 90 . ISBN  978-1-85168-681-0 .
  45. ^ Алекс Эшман, BBC News , « Метафизические измы ».
  46. ^ Накамура 1991 .
  47. ^ Пулигандла 1997 .
  48. ^ Перейти обратно: а б Пулигандла 1997 , с. 50.
  49. ^ Калупахана 1992 .
  50. ^ Калупахана 1994 .
  51. ^ Лой 1988 , с. 9-11.
  52. ^ Перейти обратно: а б Рамбачан 1994 .
  53. ^ Хоули 2006 .
  54. ^ Sharf 1995 .
  55. ^ Ренард 1999 , с. 59.
  56. ^ Ренард 1999 , с. 31.
  57. ^ Маэдзуми и Глассман 2007 .
  58. ^ Басвелл, Роберт Э.; Лопес, Дональд С., ред. (2014). Принстонский словарь буддизма . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-15786-3 .
  59. ^ Райан 陈明, Пол Ф. (2014). Классика китайской медицины: избранная литература . Народное медицинское издательство. ISBN  9787117189316 .
  60. ^ Вильгельм Хальбфасс (1995), Филология и конфронтация: Пол Хакер о традиционной и современной Веданте, State University of New York Press, ISBN   978-0791425824 , страницы 137–143.
  61. ^ Джинин Фаулер (2012), Бхагавад-гита: текст и комментарии для студентов, Sussex Academic Press, ISBN   978-1845193461 , страница xxviii
  62. ^ Перейти обратно: а б Майклс 2004 .
  63. ^ Плотный 1999 , с. 191.
  64. ^ Мукерджи 1983 .
  65. ^ Перейти обратно: а б Команс 1993 год .
  66. ^ Наводнение 1996 , с. 257.
  67. ^ Перейти обратно: а б с Наводнение 1996 , с. 258.
  68. ^ Наводнение 1996 , с. 259.
  69. ^ Наводнение 1996 , с. 85.
  70. ^ Дэвид Калупахана , Причинность: Центральная философия буддизма. Издательство Университета Гавайев, 1975, стр. 88. Отрывок — SN 2.77.
  71. ^ Уильямс 1994 .
  72. ^ Басвелл и Гимелло 1994 .
  73. ^ Велвуд, Джон (2000). Игра разума: форма, пустота и за ее пределами , по состоянию на 13 января 2007 г.
  74. ^ Перейти обратно: а б Лян-Чье 1986 , с. 9.
  75. ^ Касулис 2003 , с. 29.
  76. ^ Низкий 2006 год .
  77. ^ «Идея Верховного Существа (Бога) в сикхизме - Статьи о сикхизме - Ворота в сикхизм» . Ворота в сикхизм . Проверено 14 декабря 2017 г.
  78. ^ Гуджрал, Маниндер С. (19 декабря 2000 г.). «АТМА» . энциклопедия Сикхская Проверено 14 декабря 2017 г.
  79. ^ Сингх, Джаградж (2009). Полное руководство по сикхизму . Книги Юнистар. п. 266. ИСБН  9788171427543 .
  80. ^ См. «Основы закона» , глава 1.
  81. ^ «Глава 2» . Хабад.орг . Проверено 24 января 2019 г.
  82. ^ Клейтон, Филип; Пикок, Арканзас (2004). В котором мы живем, движемся и существуем: панентеистические размышления о присутствии Бога в научном мире . Паб Уильяма Б. Эрдманс. ISBN  0802809782 . OCLC   53880197 .
  83. ^ Льюис, CS 1970, «Бог и зло» в книге «Бог на скамье подсудимых: Очерки теологии и этики» , изд. У. Хупер, Гранд-Рапидс, Мичиган : Eerdsman, стр. 21–24.
  84. ^ Бойд, Грегори. 1971, Бог на войне , Даунерс-Гроув, Иллинойс : InterVarsity Press, стр. 185
  85. ^ Террил, Гивенс (2015). Борьба с ангелом: основы мормонской мысли: космос, Бог, человечество . Оксфорд. ISBN  9780199794928 . OCLC   869757526 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  86. ^ Пратт, Парли (1855). Ключ к науке богословия . Ливерпуль. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  87. ^ МакМеррин, Стерлинг (1965). Богословские основы мормонской религии . Солт-Лейк-Сити. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  88. ^ Ван Вагонер, Ричард С. (2009). Полное собрание бесед Бригама Янга . Солт-Лейк-Сити. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  89. ^ Гриффин, Дэвид Рэй (2007). Теология процесса: что это такое и чем не является. В «Мормонизме в диалоге с современными христианскими теологиями» . Мейкон, Джорджия. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  90. ^ Видстоу, Джон А. (1908). Джозеф Смит как учёный . Солт-Лейк-Сити. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  91. ^ Перейти обратно: а б Юсуф, Хамза (2009). Символ веры Имама ат-Тахави . Институт Зайтуна. ISBN  978-0970284396 .
  92. ^ Перейти обратно: а б Рейнольд Николсон Руми. Архивировано 17 октября 2006 г. в Wayback Machine.
  93. ^ «Сиприан Райс (1964) Персидский суфизм Джордж Аллен, Лондон» . Архивировано из оригинала 16 мая 2008 г. Проверено 4 июля 2008 г.
  94. ^ Салим, Абдул Кадир. КРИТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ МУДЖАДДИДА АЛЬФ-Э ТАНИ. Дисс. Университет Карачи, 1998. стр. 59-60.
  95. ^ Сиддики, Б.Х. «Ислам: синтез традиций и перемен».
  96. ^ Ансари, Абдул Хак. «УЧЕНИЕ ШЕЙХА АХМАДА СИРХИНДИ О «ВАДАТ АЛЬ-ШУХУД».» Исламские исследования 37.3 (1998): 281-313.
  97. ^ Кныш, Александр Д. Ибн'Араби в поздней исламской традиции: создание полемического образа в средневековом исламе. Сани Пресс, 1999.
  98. ^ Низами, Ф.А. «Ислам 23 на Индийском субконтиненте». Религии мира (2004): 368.
  99. ^ Хан, Хафиз (1998). «Шах Вали Аллах (Кутб ад-Дин Ахмад ар-Рахим) (1703-62)». Энциклопедия философии . Рутледж .
  100. ^ Ансари, Абдул Хак. «Шах вали Аллах пытается пересмотреть вахдат аль-вуджуд». Арабика 35.2 (1988): 197–213.
  101. ^ Кныш, Александр. «Возвращение к Ирфану: Хомейни и наследие исламской мистической философии», 633.
  102. ^ Дафна Дауме; Луиза Уотсон, ред. (1992). «Вера Бахаи». Британская книга года . Чикаго: Британская энциклопедия. ISBN  0-85229-486-7 .
  103. ^ Момен, Муджан (1988). Исследования религий баби и бахаи, том. 5, глава: Основа метафизики бахаи . Калимат Пресс. стр. 185–217. ISBN  0-933770-72-3 .

Источники

[ редактировать ]
  • Абернети, Джордж Л.; Лэнгфорд, Томас А. (1970), Введение в западную философию: от пресократиков до Милля , Бельмонт, Калифорния: Дикенсон
  • Брюггер, Уолтер, изд. (1972), Философский словарь , Барселона: Гердер, искусство. дуализм , монизм , плюрализм
  • Басуэлл, Роберт Э. младший; Гимелло, Роберт М., ред. (1994), Пути к освобождению. Марга и ее трансформации в буддийской мысли , Дели: Издательство Motilal Banarsidass.
  • Чанде, МБ (2000), Индийская философия в наше время , Atlantic Publishers & Dist
  • Команс, Майкл (январь 1993 г.), «Вопрос важности самадхи в современной и классической Адвайта Веданте» , Philosophy East and West , 43 (1): 19–38, doi : 10.2307/1399467 , JSTOR   1399467 , заархивировано из оригинал от 03 июня 2017 г. , получено 03 января 2019 г.
  • Кросс, Флорида; Ливингстон, Э.А. (1974), «монизм», Оксфордский словарь христианской церкви , OUP
  • Дасгупта, Сурендранатх (1992), История индийской философии, часть 1 , Мотилалл Банарсидасс
  • Плотный, Кристиан Д. Фон (1999), Философы и религиозные лидеры , Издательская группа Greenwood
  • Фиске, Сьюзен Т.; и др. (2010), Справочник по социальной психологии , том. 1, Джон Уайли и сыновья
  • Флад, Гэвин (1996), Введение в индуизм , издательство Кембриджского университета, ISBN  0-521-43878-0
  • Хоули, Майкл (2006), Сарвепалли Радхакришнан (1888–1975)
  • Калупахана, Дэвид Дж. (1992), Принципы буддийской психологии , Дели: публикации ri Satguru Publications.
  • Калупахана, Дэвид Дж. (1994), История буддийской философии , Дели: Motilal Banarsidass Publ.
  • Касулис, Томас П. (2003), Такеучи Ёсинори (редактор), «Духовность Чань», Буддийская духовность. Позже Китай, Корея, Япония и современный мир , Дели: Мотилал Банарсидасс
  • Лян-Чье (1986), Записи Дун-шаня , перевод Уильяма Ф. Пауэлла, Институт Курода
  • Лоу, Альберт (2006), Хакуин о Кенсё. Четыре способа познания , Бостон и Лондон: Шамбала
  • Лой, Дэвид (1988), Недвойственность: исследование сравнительной философии , Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, ISBN  1-57392-359-1
  • Маэдзуми, Тайдзан; Глассман, Берни (2007), Туманная луна просветления , Wisdom Publ
  • Мандик, Пит (2010), Ключевые термины философии разума , Continuum International Publish.
  • Маклафлин, Брайан; и др. (2009), Оксфордский справочник по философии разума , Oxford University Press
  • Майклс, Аксель (2004), Индуизм. Прошлое и настоящее , Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
  • Мукерджи, Мадхава Битика (1983), Неоведанта и современность , Ашутош Пракашан Санстан
  • Накамура, Хадзиме (1991), Образ мышления народов Востока: Индия, Китай, Тибет, Япония , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited, hdl : 10125/23054
  • Пулигандла, Рамакришна (1997), Основы индийской философии , Нью-Дели: DK Printworld (P) Ltd.
  • Рамбачан, Анатананд (1994), Границы Священного Писания: новая интерпретация Вед Вивеканандой , University of Hawaii Press
  • Ренард, Филип (1999), Рамана Упанишад: собрание сочинений Раманы Махарши (на голландском языке), Утрехт: Servire, ISBN  978-9021587448
  • Шаффер, Джонатан (2010), «Монизм: приоритет целого» (PDF) , Philosophical Review , 119 (1): 31–76), doi : 10.1215/00318108-2009-025
  • Шарф, Роберт Х. (1995), «Буддийский модернизм и риторика медитативного опыта» (PDF) , NUMEN , 42 (3): 228–283, doi : 10.1163/1568527952598549 , hdl : 2027.42/43810 , заархивировано из оригинала (PDF) 12 апреля 2019 г. , получено 10 февраля 2013 г.
  • Урмсон, Джеймс Опи (1991), Краткая энциклопедия западной философии и философов , Рутледж
  • Уильямс, Пол (1994), Буддизм Махаяны , Рутледж, ISBN  0-415-02537-0

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a617385067f2edb4f2b03042248ab45b__1722416700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a6/5b/a617385067f2edb4f2b03042248ab45b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Monism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)