Jump to content

Чувствовал себя

(Перенаправлено с Валяния )
Образцы фетра разных цветов.
Казахская войлочная юрта

Войлок — это ткань , которую производят путем матирования, уплотнения и спрессования волокон . Войлок может быть изготовлен из натуральных волокон, таких как шерсть или мех животных, или из синтетических волокон, таких как нефти на основе акрил или акрилонитрил , или древесной целлюлозы на основе вискоза . Также распространены смешанные волокна. [1] [2] [3] Фетр из натурального волокна обладает особыми свойствами, которые позволяют использовать его для самых разных целей. Он «огнестойкий и самозатухающий; он гасит вибрацию и поглощает звук; он может удерживать большое количество жидкости, не ощущая влаги...» [4] : 10 

Фаранджи — курдский жилет, который мужчины носят зимой и ранней весной.

Войлок из шерсти – один из древнейших известных текстильных изделий. [5] Во многих культурах существуют легенды о происхождении изготовления войлока. Шумерская легенда утверждает, что секрет изготовления войлока открыл Урнамман из Лагаша . [6] История святых Климента и святого Христофора повествует о том, что мужчины, спасаясь от преследований, набивали свои сандалии шерстью, чтобы предотвратить появление волдырей. В конце пути движение и пот превратили шерсть в войлочные носки. [7] [8]

Скорее всего, происхождение войлока можно найти в Центральной Азии, где есть свидетельства изготовления войлока в Сибири (горы Алтая) в Северной Монголии, а также более поздние свидетельства, относящиеся к первому веку нашей эры в Монголии. Сибирские гробницы (7-2 века до н. э.) демонстрируют широкое использование войлока в этой культуре, включая одежду, украшения, настенные ковры и сложные попоны для лошадей. [9] Используя тщательное использование цвета, вышивание и другие методы, эти мастера из войлока смогли использовать фетр в качестве иллюстративного и декоративного материала, на котором они могли с большим мастерством изображать абстрактные узоры и реалистичные сцены. Со временем эти производители стали известны своими красивыми абстрактными узорами, основанными на растительных, животных и других символических рисунках. [4] : 21 

Из Сибири и Монголии войлочное производство распространилось на территории, занимаемые тюрко-монгольскими племенами. Стада овец и верблюдов играли центральную роль в богатстве и образе жизни этих племен, и оба животных имели решающее значение для производства волокон, необходимых для валяния. Для кочевников, часто путешествующих и живущих на довольно безлесных равнинах, войлок обеспечивал жилье (юрты, палатки и т. д.), изоляцию, напольные покрытия и внутренние стены, а также многие предметы домашнего обихода, от постельных принадлежностей и покрытий до одежды. У кочевых народов область, где изготовление войлока была особенно заметна, заключалась в изготовлении атрибутов для животных и для путешествий. Войлок часто использовался в одеялах, которые носили под седлами. [4]

Красители обеспечивали насыщенную окраску, а цветные кусочки войлока (полувойлочные листы, которые можно было разрезать декоративными способами) вместе с окрашенной пряжей и нитями комбинировались для создания красивых узоров на шерстяной основе. Войлок даже использовался для создания тотемов и амулетов с защитными функциями. В традиционных обществах узоры, нанесенные на войлок, также имели важное религиозное и символическое значение. [4] : 21–23 

Изготовление войлока до сих пор практикуется кочевым народами (такими как монголы и тюрки ) в Центральной Азии , где ковры , палатки и одежда . регулярно изготавливаются [10] Некоторые из них являются традиционными предметами, например классическая юрта или гер. [11] в то время как другие предназначены для туристического рынка, например, украшенные тапочки. [12] В западном мире фетр широко используется как средство выражения как в текстильном , так и в современном искусстве. [7] и дизайн, где он имеет значение как экологически ответственный текстильный и строительный материал. [13]

Помимо среднеазиатских традиций валяния, скандинавские страны также поддерживают производство войлока, особенно для одежды. [14]

Методы изготовления

[ редактировать ]

Мокрое валяние

[ редактировать ]
Деревянная скалка, используемая в процессе мокрого валяния.

В процессе мокрого валяния на слои шерсти животных наносится горячая вода, а многократное перемешивание и сжатие заставляют волокна сцепляться или сплетаться в единый кусок ткани. [15] [9] Обернув правильно уложенное волокно прочным текстурированным материалом, например бамбуковым ковриком или мешковиной , вы ускорите процесс валяния. Валяный материал можно обработать валянием .

Только определенные типы волокон можно успешно валять методом мокрого валяния. Большинство видов шерсти , например, шерсти альпаки или мериносовой овцы , [16] Можно провести методом мокрого валяния. Также можно использовать мохер (козий) , ангору (кролик) , [17] или волосы грызунов, таких как бобры и ондатры . [18] Эти типы волокон покрыты крошечными чешуйками, похожими на чешуйки на пряди человеческого волоса. [19] Тепло, движение и влага флиса заставляют чешуйки открываться, а их взбалтывание заставляет их сцепляться друг с другом, образуя войлок. [20] [21] Существует альтернативная теория, согласно которой волокна во время валяния накручиваются друг на друга. [22] Растительные и синтетические волокна не намокают войлок. [23]

Чтобы создать разноцветные рисунки, валяльщики проводят двухэтапный процесс, в ходе которого они создают заготовки из фетра специальных цветов — эти полуготовые листы цветного фетра затем можно разрезать острым инструментом (ножом или ножницами), а затем различные цвета, расположенные рядом друг с другом, как при создании мозаики. Затем процесс валяния возобновляется, и края ткани прикрепляются друг к другу по завершении процесса валяния. В коврах Шырдак (Туркменистан) используется разновидность этого метода, при которой два куска контрастного цвета вырезаются с одинаковым узором, затем вырезы меняются местами, вписываясь один в другой, в результате чего получается четко очерченный и красочный узорчатый кусок. Чтобы укрепить стыки мозаичного фетра, мастера по изготовлению войлока часто добавляют подкладочный слой из флиса, который валяется вместе с другими компонентами. Производители войлока могут по-разному ориентироваться в отношении этого добавленного слоя: некоторые кладут его поверх рисунка перед валянием, а другие размещают рисунок поверх укрепляющего слоя. [4] : 29 

Процесс валяния был адаптирован к образу жизни различных культур, в которых он процветал. В Центральной Азии процесс прокатки/трения обычно проводят с помощью лошади, осла или верблюда, которые тянут свернутый войлок до завершения процесса. С другой стороны, группа людей в очереди может катить войлок, регулярно пиная его ногами. Дальнейшее валяние может включать в себя бросание или захлопывание и обработку краев с осторожным прокатыванием. [4] : 26  В Турции в некоторых банях были помещения, предназначенные для изготовления войлока, где для купания использовался уже имеющийся пар и горячая вода. [4] : 37 

Развитие валяния как профессии

[ редактировать ]

По мере того как важность валяния для общества росла, росли и знания о методах и подходах. Любительское или общественное валяние, очевидно, продолжалось во многих общинах в то же время, когда начали развиваться специалисты по валянию и центры валяния. Однако важность валяния для общественной жизни можно увидеть в том факте, что во многих общинах Центральной Азии производством войлока руководит лидер, который наблюдает за процессом как за ритуалом, включающим молитвы – слова и действия, призванные принести удачу. процесс. Успешное завершение создания фетра (особенно больших кусочков фетра) – это повод для празднования, застолья и обмена традиционными историями. [4] : 38–40 

В Турции возникли ремесленные гильдии под названием «ахи», и эти группы отвечали за регистрацию членов и защиту знаний о валянии. В Стамбуле в свое время в 400 мастерских, зарегистрированных в этом ахи, работало 1000 валяльщиков. : 33  [4]

Игольное валяние

[ редактировать ]
Процесс валяния для создания фигурок маленьких животных.

Игольное валяние — это метод создания войлока, при котором вместо воды используются специально разработанные иглы. Иглы для валяния имеют наклонные насечки вдоль стержня, которые захватывают волокна и спутывают их вместе, образуя войлок. Эти зазубрины иногда ошибочно называют «зазубринами», но зазубрины представляют собой выступы (например, колючую проволоку), и их будет слишком трудно воткнуть в шерсть, и почти невозможно вытащить. Иглы для валяния тонкие и острые, со стержнями разного размера и формы. Игольное валяние используется в промышленном производстве войлока, а также для индивидуального художественного и ремесленного производства.

Иглы для валяния иногда вставляются в держатели, которые позволяют использовать две или более игл одновременно для лепки предметов и фигур из шерсти. Отдельные иглы часто используются для деталей, в то время как несколько игл, соединенных вместе, используются для больших площадей или для формирования основы проекта. В любой момент можно добавить различные волокна и их цвета, используя иглы для включения их в проект.

Игольное валяние можно использовать для создания как двухмерных, так и трехмерных произведений искусства, включая мягкие скульптуры, куклы, статуэтки, украшения и двухмерные картины из шерсти. Игольное валяние популярно среди художников и мастеров всего мира. Одним из примеров является Икуйо Фудзита (藤田育代 Фуджита Икуйо), японский художник, который работает в основном в живописи фетром и могола (чистителя труб) искусстве .

В последнее время машины для валяния стали популярны среди мастеров художественного или ремесленного валяния . Подобно швейной машине, эти инструменты имеют несколько игл, которые соединяют волокна вместе. Эти машины можно использовать для более эффективного создания валяных изделий. [24] Машина для украшения позволяет пользователю создавать уникальные комбинации волокон и рисунков. [25]

Изобретён в середине 17 века. [26] [27] и использовавшийся до середины 20-го века процесс, называемый «морковкой», использовался при производстве фетра хорошего качества для изготовления мужских шляп. Шкуры бобра, кролика или зайца обрабатывали разбавленным раствором ртути соединения нитрата ртути . [27] Шкурки сушили в духовке, и тонкий мех по бокам стал оранжевым, цвета моркови. [26] Шкурки натягивали на пруток в отрезной машине, кожу срезали тонкими лоскутками, при этом шерсть полностью удалялась. [28] Мех выбрасывали на конусообразный дуршлаг, а затем обрабатывали горячей водой для закрепления. [29] Затем конус отделился и прошел через влажные валики, чтобы мех стал войлочным. Эти «капюшоны» затем красили и изготавливали из них шляпы. Токсичные растворы моркови и выделяемые ею пары привели к широкому распространению случаев отравления ртутью среди шляпников . [26] Возможно, отсюда и возникла фраза « безумный как шляпник », которую Льюис Кэрролл использовал для юмористического эффекта в главе «Безумное чаепитие» романа «Алиса в стране чудес» .

Использование

[ редактировать ]
Войлок в Мейманде , провинция Керман, Иран.

Войлок используется в широком спектре отраслей и производственных процессов, от автомобильной промышленности и казино до музыкальных инструментов и жилищного строительства , а также в качестве пылевого пыжа , внутри патронов или в стволе дульнозарядного устройства . Войлок имел множество применений в древние времена и продолжает широко использоваться сегодня.

Промышленное использование

[ редактировать ]

Войлок часто используется в промышленности в качестве глушителя звука или вибрации. [30] в качестве нетканого материала для фильтрации воздуха, а также в машинах для амортизации и набивки движущихся частей. [31]

Домашний декор

[ редактировать ]

Войлок можно использовать в домашней обстановке, например, в дорожках для столов, салфетках, подставках и даже в качестве основы для ковриков. Он может добавить в пространство нотку тепла и текстуры. [32]

Русские валенки с прикрепленной водонепроницаемой подошвой.

В XVIII и XIX веках были популярны мужские головные уборы из бобрового войлока. [28] [33] [34] В начале 20-го века появились тканевые фетровые шляпы, такие как федоры и трильби. [35] и хомбурги , [36] носили многие мужчины в западном мире. русские валенки . Войлок часто используется в обуви в качестве подкладок для ботинок, примером могут служить [37] [38]

Музыкальные инструменты

[ редактировать ]

Во многих музыкальных инструментах используется войлок. Его часто используют в качестве демпфера . [39] На подставках для барабанных тарелок он защищает тарелку от растрескивания и обеспечивает чистый звук. Он используется для обертывания ударников большого барабана и молотков литавр . [40] Войлок широко используется в фортепиано; например, молоточки для фортепиано сделаны из шерстяного войлока вокруг деревянного сердечника. Плотность и упругость войлока — основная часть того, что создает звук фортепиано. [41] [42] Поскольку с возрастом и использованием войлок становится рифленым и «упакованным», тон страдает. [43] подкладывается войлок, Под клавиши фортепиано на аккордеоне чтобы контролировать прикосновение и шум клавиш; он также используется на поддонах, чтобы заглушить незвучащие ноты, предотвращая поток воздуха. [44] [45] [46] Войлок используется с другими инструментами, особенно струнными, в качестве демпфера для уменьшения громкости или устранения нежелательных звуков.

Искусство и ремесла

[ редактировать ]

Войлок используется для обрамления картин. Его прокладывают между накладным креплением и картиной в качестве защитной меры, чтобы избежать повреждения края картины от потертостей. Обычно это используется в качестве превентивной меры для картин, которые уже были отреставрированы или профессионально оформлены. Он широко используется для защиты картин, выполненных на различных поверхностях, включая холст, деревянную панель и медную пластину. [ нужна ссылка ]

Доску, покрытую фетром, можно использовать для рассказывания сказок маленьким детям. Небольшие вырезки из фетра или фигурки животных, людей или других предметов прикрепляются к фетровой доске, и в процессе рассказа рассказчик также разыгрывает ее на доске с животными или людьми. Куклы также могут быть изготовлены из фетра. Самый известный пример фетровых кукол – Джима Хенсона куклы . Куклы из войлока, такие как куклы Ленчи , были очень популярны в девятнадцатом веке и сразу после Первой мировой войны . [ нужна ссылка ]

В рамках общего возобновления интереса к текстильному и волокнистому искусству , начавшегося в 1970-х годах и продолжающегося до сих пор, интерес к войлоку сильно возродился, включая его исторические корни. [4] [47] [48] Полли Стирлинг, художница по волокну из Нового Южного Уэльса, Австралия, обычно ассоциируется с развитием нуно-валяния , ключевой техники валяния в современном искусстве. [14] Немецкий художник Йозеф Бойс широко использует войлок в своих работах. [7] [49] Английская художница Дженни Каверн перешла от традиционных средств рисования и живописи к использованию войлока в качестве основного средства. [50]

Современные валяльщики, имеющие доступ к широкому спектру волокон овец и других животных, использовали знания об этих различных породах для создания особых эффектов в своем войлоке. Флисовые замки классифицируются по шкале Брэдфорда или микрона, которые обозначают тонкость и крупность материала. Тонкая шерсть варьируется от 64 до 80 (Брэдфорд); средний 40–60 (Брэдфорд); и грубый 36–60 (Брэдфорд). [14] Меринос, тончайшая и нежнейшая овечья шерсть, будет использоваться для изготовления одежды, прилегающей к телу. [4] : 51  Клоди Джонгстра выращивает традиционные и редкие породы овец с гораздо более выносливой шерстью (Дренте, Хит, Готланд, Шунбек и Уэнслидейл) на своей территории во Фрисландии, и они используются в ее проектах дизайна интерьера. [4] : 53  Использование этих характеристик флиса в тандеме с использованием других техник, таких как сшивание и включение других волокон, дает валяльщикам широкий спектр возможностей. [51]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «В чем разница между шерстью, акрилом, полушерстью и эко-фетром? Часть 1. Шерсть» . 31 марта 2009 г.
  2. ^ «Акриловый фетр и эковойлок (IE эко-войлок) – это одно и то же, черт возьми! Часть 2, в чем разница между шерстью, акрилом, смесью шерсти и эко-фетром?» . 1 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 19 октября 2017 г. . Проверено 30 января 2017 г.
  3. ^ «Смеси шерстяного фетра — часть 3, в чем разница между шерстью, акрилом, смесовой шерстью и эко-фетром?» . 4 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 19 октября 2017 г. Проверено 30 января 2017 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Браун, Сьюзен (2009). Модный фетр . Нью-Йорк: Смитсоновский институт, Купер-Хьюитт, Национальный музей дизайна. ISBN  978-0-910503-89-1 .
  5. ^ Чад Элис Хаген (2005). Сказочные фетровые шляпы: великолепные дизайны из фетра ручной работы . Книги Жаворонка. стр. 8–. ISBN  978-1-57990-542-2 .
  6. ^ Дэн Ховард (2011). Военная техника бронзового века . Издательство «Каземат». стр. 69–. ISBN  978-1-84884-293-9 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Крис Томпсон (2011). Войлок: Флюксус, Йозеф Бойс и Далай-лама . Университет Миннесоты Пресс. стр. 56–. ISBN  978-0-8166-5354-6 .
  8. ^ Недавнее развитие американской промышленности . Издательство Пенсильванского университета. 1891. стр. 63–.
  9. ^ Перейти обратно: а б Эйланд, Мюррей Ли (25 июля 2007 г.). «Валяние между Востоком и Западом» . Визуальная антропология . 20 (4): 263–283. дои : 10.1080/08949460701424163 . ISSN   0894-9468 . S2CID   144540499 .
  10. ^ Мелвин С. Гольдштейн; Синтия М. Билл (1994). Меняющийся мир кочевников Монголии . Издательство Калифорнийского университета. стр. 147–. ISBN  978-0-520-08551-0 .
  11. ^ Бекки Кемери (2006). Юрты: жизнь в кругу . Гиббс Смит. стр. 160–. ISBN  978-1-58685-891-9 .
  12. ^ Линии фронта . Агентство США по международному развитию. 2006.
  13. ^ Мария Блок; Варис Бокалдерс (9 февраля 2010 г.). Справочник по всему строительству: «Как проектировать здоровые, эффективные и устойчивые здания» . Рутледж. стр. 57–. ISBN  978-1-136-54328-9 .
  14. ^ Перейти обратно: а б с Уайт, Кристина (2007). Уникальный войлок: десятки техник от валяния и придания формы до нуно и паутины: включает 46 творческих проектов . Норт-Адамс, Массачусетс: Паб Storey. ISBN  978-1-58017-673-6 . OCLC   141188054 .
  15. ^ Лесные листья . 1963.
  16. ^ Сабина Фушье (12 февраля 2009 г.). Чувствовал себя . А&С Черный. стр. 9–. ISBN  978-0-7136-8494-0 .
  17. ^ Мир учителей . Издательство Бемис. 1893. стр. 219–.
  18. ^ О. Дж. Петри (1995b). Сбор текстильных волокон животного происхождения . Продовольственная и сельскохозяйственная организация. стр. 19–. ISBN  978-92-5-103759-1 .
  19. ^ Химические новости . Митчелл. 1860. стр. 257–.
  20. ^ Сара Э. Уайт (1 января 2008 г.). Представьте, что валяете свое вязание: пошаговая инструкция по изготовлению идеально валяных поделок . Курсовая технология. стр. 10–. ISBN  978-1-59863-665-9 .
  21. ^ Кришан Чавла (2 июня 2016г.). Волокнистые материалы . Издательство Кембриджского университета. стр. 24–. ISBN  978-1-107-02972-9 .
  22. ^ ТК Арчер (1871 г.). «Шерсть: ее промышленное применение» . Технический педагог: Энциклопедия технического образования . стр. 65–.
  23. ^ Андреа Прайс; Патти Пирс Стоун (13 сентября 2011 г.). Knitspeak: Путеводитель по языку схем вязания от А до Я. STC Craft, Книги Мелани Фалик. стр. 76–. ISBN  978-1-4532-2078-8 .
  24. ^ Фрайтаг, Ланетт. «МАШИНЫ ДЛЯ ВАЛЯНИЯ ПОВЫШАЮТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРОИЗВОДСТВЕННОСТЬ ДЛЯ ФЕРМЕРОВ ВОЛОКНА» . Войлок LOOM . Проверено 17 марта 2022 г.
  25. ^ Смит, Шейла (2008). Украшаем, вышиваем, фетруем: на машине для украшения и в технике иглопробивания . Лондон: Бэтсфорд. ISBN  978-1-906388-05-8 . OCLC   227279237 .
  26. ^ Перейти обратно: а б с Джек Ларкин (23 ноября 2010 г.). Где мы работали: прославление американских рабочих и нации, которую они построили . Лайонс Пресс. стр. 95–. ISBN  978-1-4617-4592-1 .
  27. ^ Перейти обратно: а б Мэри Эллен Снодграсс (17 марта 2015 г.). Мировая одежда и мода: энциклопедия истории, культуры и социального влияния . Рутледж. стр. 251–. ISBN  978-1-317-45167-9 .
  28. ^ Перейти обратно: а б Беверли Чико (3 октября 2013 г.). Шляпы и головные уборы во всем мире: Культурная энциклопедия: Культурная энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 309–. ISBN  978-1-61069-063-8 .
  29. ^ Берлингейм, Роджер (ноябрь 1941 г.). «Снимаем шляпы с кроликов» . Популярная наука . стр. 52–58. ISSN   0161-7370 .
  30. ^ Дебора Шнайдерман; Алекса Гриффит Винтон (28 января 2016 г.). Текстильные технологии и дизайн: от внутреннего пространства к космическому . Издательство Блумсбери. стр. 48–. ISBN  978-1-4742-6196-8 .
  31. ^ Беверли Гордон (май 1980 г.). Изготовление войлока . Публикации Уотсона-Гуптилла. ISBN  9780823016471 .
  32. ^ Какой войлочный материал используется для изготовления. Проверено 6 ноября 2020 г.
  33. ^ Дитланд Мюллер-Шварце (7 апреля 2011 г.). Бобер: его жизнь и влияние . Издательство Корнельского университета. стр. 156–. ISBN  978-0-8014-5010-5 .
  34. ^ Эрик Джей Долин (5 июля 2011 г.). Мех, удача и империя: эпическая история торговли мехом в Америке . WW Нортон. стр. 22–. ISBN  978-0-393-34002-0 .
  35. ^ Бернард А. Дрю (22 декабря 2009 г.). Литературная загробная жизнь: посмертные продолжения вымышленных персонажей 325 авторов . МакФарланд. стр. 45–. ISBN  978-0-7864-5721-2 .
  36. ^ Бренда Грантленд (1 июня 2016 г.). Hatatorium: Основное руководство для коллекционеров шляп . Бренда Грантленд. стр. 76–. ISBN  978-0-9847859-0-2 .
  37. ^ Русская Зима: Фотоальбом . Россия за пределами заголовков. 12 декабря 2014 г. стр. 91–. GGKEY:G7NRFZX3WQF.
  38. ^ Симпозиум по антарктической логистике, проходивший в Боулдере, штат Колорадо, 13–17 августа 1962 г. Национальные академии. 1963. С. 637–. НПД: 12264.
  39. ^ Итан Винер (12 ноября 2012 г.). Эксперт по аудио: все, что вам нужно знать об аудио . ЦРК Пресс. стр. 629–. ISBN  978-1-136-12614-7 .
  40. ^ Хьюго Пинкстербур (1 января 1993 г.). Книга цимбал . Хэл Леонард. стр. 88–. ISBN  978-1-4768-6639-0 .
  41. ^ Стивен Л. Швейцер (28 июня 2010 г.). Тон литавр и интерпретация барочной и классической музыки . Издательство Оксфордского университета. стр. 13–. ISBN  978-0-19-975041-2 .
  42. ^ Николас Дж. Джордано (8 сентября 2016 г.). Физика фортепиано . ОУП Оксфорд. стр. 113–. ISBN  978-0-19-250663-4 .
  43. ^ Роберт Палмьери (1 июня 2004 г.). Фортепиано: Энциклопедия . Рутледж. стр. 161–. ISBN  978-1-135-94964-8 .
  44. ^ Дэвид С. Викенс (1 декабря 1987 г.). Инструменты Сэмюэля Грина . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. стр. 44–. ISBN  978-1-349-09059-4 .
  45. ^ Артур У.Дж.Г. Орд-Хьюм (1978). Шарманка: история механического органа и его ремонта . AS Barnes, Incorporated. ISBN  978-0-498-01482-6 .
  46. ^ Томас Кэмпбелл Янг (1947). Изготовление музыкальных инструментов . Издательство Оксфордского университета.
  47. ^ Сайфер, Кэрол Хубер (2007). Что мы чувствовали: рисунки + техники от современных художников по фетру . Лавленд, Колорадо: Interweave Press. ISBN  978-1-59668-031-9 . OCLC   82673616 .
  48. ^ Бауэр, Инге (2010). Ан-Геванд-т: книга-галерея; Оттиски из фетра = Валяный . Аугсбург: МароВерл. ISBN  978-3-87512-757-7 . OCLC   612305258 .
  49. ^ Йозеф Бойс; Волкер Харлан (2004). Что такое искусство?: Беседа с Йозефом Бойсом . ЯСНОВИДНЫЕ КНИГИ. стр. 65–. ISBN  978-1-905570-07-2 .
  50. ^ Рикерби, Валери; Беркетт, Мэри (2007). Более мягкий пейзаж: жизнь и творчество Дженни Коурн . Скиддо Пресс. ISBN  978-0-9528356-7-7 .
  51. ^ Телье-Лумань, Франсуаза (2008). Искусство фетра: вдохновляющие дизайны, текстуры и поверхности . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN  978-0-500-28731-6 . OCLC   181139879 .

Общая библиография

[ редактировать ]
  • EJW Барбер. Доисторический текстиль: развитие ткани в эпоху неолита и бронзового века с особым упором на Эгейское море . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1991.
  • Лизе Бендер Йоргенсен. Североевропейский текстиль до 1000 года нашей эры . Орхус: Издательство Оркусского университета, 1992.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3374466c3d65955dc5ad4109664ecf1b__1719888660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/1b/3374466c3d65955dc5ad4109664ecf1b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Felt - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)