Чувствовал себя


Войлок — это ткань , которую производят путем матирования, уплотнения и спрессования волокон . Войлок может быть изготовлен из натуральных волокон, таких как шерсть или мех животных, или из синтетических волокон, таких как нефти на основе акрил или акрилонитрил , или древесной целлюлозы на основе вискоза . Также распространены смешанные волокна. [1] [2] [3] Фетр из натурального волокна обладает особыми свойствами, которые позволяют использовать его для самых разных целей. Он «огнестойкий и самозатухающий; он гасит вибрацию и поглощает звук; он может удерживать большое количество жидкости, не ощущая влаги...» [4] : 10
История
[ редактировать ]
Войлок из шерсти – один из древнейших известных текстильных изделий. [5] Во многих культурах существуют легенды о происхождении изготовления войлока. Шумерская легенда утверждает, что секрет изготовления войлока открыл Урнамман из Лагаша . [6] История святых Климента и святого Христофора повествует о том, что мужчины, спасаясь от преследований, набивали свои сандалии шерстью, чтобы предотвратить появление волдырей. В конце пути движение и пот превратили шерсть в войлочные носки. [7] [8]
Скорее всего, происхождение войлока можно найти в Центральной Азии, где есть свидетельства изготовления войлока в Сибири (горы Алтая) в Северной Монголии, а также более поздние свидетельства, относящиеся к первому веку нашей эры в Монголии. Сибирские гробницы (7-2 века до н. э.) демонстрируют широкое использование войлока в этой культуре, включая одежду, украшения, настенные ковры и сложные попоны для лошадей. [9] Используя тщательное использование цвета, вышивание и другие методы, эти мастера из войлока смогли использовать фетр в качестве иллюстративного и декоративного материала, на котором они могли с большим мастерством изображать абстрактные узоры и реалистичные сцены. Со временем эти производители стали известны своими красивыми абстрактными узорами, основанными на растительных, животных и других символических рисунках. [4] : 21
Из Сибири и Монголии войлочное производство распространилось на территории, занимаемые тюрко-монгольскими племенами. Стада овец и верблюдов играли центральную роль в богатстве и образе жизни этих племен, и оба животных имели решающее значение для производства волокон, необходимых для валяния. Для кочевников, часто путешествующих и живущих на довольно безлесных равнинах, войлок обеспечивал жилье (юрты, палатки и т. д.), изоляцию, напольные покрытия и внутренние стены, а также многие предметы домашнего обихода, от постельных принадлежностей и покрытий до одежды. У кочевых народов область, где изготовление войлока была особенно заметна, заключалась в изготовлении атрибутов для животных и для путешествий. Войлок часто использовался в одеялах, которые носили под седлами. [4]
Красители обеспечивали насыщенную окраску, а цветные кусочки войлока (полувойлочные листы, которые можно было разрезать декоративными способами) вместе с окрашенной пряжей и нитями комбинировались для создания красивых узоров на шерстяной основе. Войлок даже использовался для создания тотемов и амулетов с защитными функциями. В традиционных обществах узоры, нанесенные на войлок, также имели важное религиозное и символическое значение. [4] : 21–23
Изготовление войлока до сих пор практикуется кочевым народами (такими как монголы и тюрки ) в Центральной Азии , где ковры , палатки и одежда . регулярно изготавливаются [10] Некоторые из них являются традиционными предметами, например классическая юрта или гер. [11] в то время как другие предназначены для туристического рынка, например, украшенные тапочки. [12] В западном мире фетр широко используется как средство выражения как в текстильном , так и в современном искусстве. [7] и дизайн, где он имеет значение как экологически ответственный текстильный и строительный материал. [13]
Помимо среднеазиатских традиций валяния, скандинавские страны также поддерживают производство войлока, особенно для одежды. [14]
Методы изготовления
[ редактировать ]Мокрое валяние
[ редактировать ]
В процессе мокрого валяния на слои шерсти животных наносится горячая вода, а многократное перемешивание и сжатие заставляют волокна сцепляться или сплетаться в единый кусок ткани. [15] [9] Обернув правильно уложенное волокно прочным текстурированным материалом, например бамбуковым ковриком или мешковиной , вы ускорите процесс валяния. Валяный материал можно обработать валянием .
Только определенные типы волокон можно успешно валять методом мокрого валяния. Большинство видов шерсти , например, шерсти альпаки или мериносовой овцы , [16] Можно провести методом мокрого валяния. Также можно использовать мохер (козий) , ангору (кролик) , [17] или волосы грызунов, таких как бобры и ондатры . [18] Эти типы волокон покрыты крошечными чешуйками, похожими на чешуйки на пряди человеческого волоса. [19] Тепло, движение и влага флиса заставляют чешуйки открываться, а их взбалтывание заставляет их сцепляться друг с другом, образуя войлок. [20] [21] Существует альтернативная теория, согласно которой волокна во время валяния накручиваются друг на друга. [22] Растительные и синтетические волокна не намокают войлок. [23]
Чтобы создать разноцветные рисунки, валяльщики проводят двухэтапный процесс, в ходе которого они создают заготовки из фетра специальных цветов — эти полуготовые листы цветного фетра затем можно разрезать острым инструментом (ножом или ножницами), а затем различные цвета, расположенные рядом друг с другом, как при создании мозаики. Затем процесс валяния возобновляется, и края ткани прикрепляются друг к другу по завершении процесса валяния. В коврах Шырдак (Туркменистан) используется разновидность этого метода, при которой два куска контрастного цвета вырезаются с одинаковым узором, затем вырезы меняются местами, вписываясь один в другой, в результате чего получается четко очерченный и красочный узорчатый кусок. Чтобы укрепить стыки мозаичного фетра, мастера по изготовлению войлока часто добавляют подкладочный слой из флиса, который валяется вместе с другими компонентами. Производители войлока могут по-разному ориентироваться в отношении этого добавленного слоя: некоторые кладут его поверх рисунка перед валянием, а другие размещают рисунок поверх укрепляющего слоя. [4] : 29
Процесс валяния был адаптирован к образу жизни различных культур, в которых он процветал. В Центральной Азии процесс прокатки/трения обычно проводят с помощью лошади, осла или верблюда, которые тянут свернутый войлок до завершения процесса. С другой стороны, группа людей в очереди может катить войлок, регулярно пиная его ногами. Дальнейшее валяние может включать в себя бросание или захлопывание и обработку краев с осторожным прокатыванием. [4] : 26 В Турции в некоторых банях были помещения, предназначенные для изготовления войлока, где для купания использовался уже имеющийся пар и горячая вода. [4] : 37
Развитие валяния как профессии
[ редактировать ]По мере того как важность валяния для общества росла, росли и знания о методах и подходах. Любительское или общественное валяние, очевидно, продолжалось во многих общинах в то же время, когда начали развиваться специалисты по валянию и центры валяния. Однако важность валяния для общественной жизни можно увидеть в том факте, что во многих общинах Центральной Азии производством войлока руководит лидер, который наблюдает за процессом как за ритуалом, включающим молитвы – слова и действия, призванные принести удачу. процесс. Успешное завершение создания фетра (особенно больших кусочков фетра) – это повод для празднования, застолья и обмена традиционными историями. [4] : 38–40
В Турции возникли ремесленные гильдии под названием «ахи», и эти группы отвечали за регистрацию членов и защиту знаний о валянии. В Стамбуле в свое время в 400 мастерских, зарегистрированных в этом ахи, работало 1000 валяльщиков. : 33 [4]
Игольное валяние
[ редактировать ]
Игольное валяние — это метод создания войлока, при котором вместо воды используются специально разработанные иглы. Иглы для валяния имеют наклонные насечки вдоль стержня, которые захватывают волокна и спутывают их вместе, образуя войлок. Эти зазубрины иногда ошибочно называют «зазубринами», но зазубрины представляют собой выступы (например, колючую проволоку), и их будет слишком трудно воткнуть в шерсть, и почти невозможно вытащить. Иглы для валяния тонкие и острые, со стержнями разного размера и формы. Игольное валяние используется в промышленном производстве войлока, а также для индивидуального художественного и ремесленного производства.
Иглы для валяния иногда вставляются в держатели, которые позволяют использовать две или более игл одновременно для лепки предметов и фигур из шерсти. Отдельные иглы часто используются для деталей, в то время как несколько игл, соединенных вместе, используются для больших площадей или для формирования основы проекта. В любой момент можно добавить различные волокна и их цвета, используя иглы для включения их в проект.
Игольное валяние можно использовать для создания как двухмерных, так и трехмерных произведений искусства, включая мягкие скульптуры, куклы, статуэтки, украшения и двухмерные картины из шерсти. Игольное валяние популярно среди художников и мастеров всего мира. Одним из примеров является Икуйо Фудзита (藤田育代 Фуджита Икуйо), японский художник, который работает в основном в живописи фетром и могола (чистителя труб) искусстве .
В последнее время машины для валяния стали популярны среди мастеров художественного или ремесленного валяния . Подобно швейной машине, эти инструменты имеют несколько игл, которые соединяют волокна вместе. Эти машины можно использовать для более эффективного создания валяных изделий. [24] Машина для украшения позволяет пользователю создавать уникальные комбинации волокон и рисунков. [25]
Морковь
[ редактировать ]Изобретён в середине 17 века. [26] [27] и использовавшийся до середины 20-го века процесс, называемый «морковкой», использовался при производстве фетра хорошего качества для изготовления мужских шляп. Шкуры бобра, кролика или зайца обрабатывали разбавленным раствором ртути соединения нитрата ртути . [27] Шкурки сушили в духовке, и тонкий мех по бокам стал оранжевым, цвета моркови. [26] Шкурки натягивали на пруток в отрезной машине, кожу срезали тонкими лоскутками, при этом шерсть полностью удалялась. [28] Мех выбрасывали на конусообразный дуршлаг, а затем обрабатывали горячей водой для закрепления. [29] Затем конус отделился и прошел через влажные валики, чтобы мех стал войлочным. Эти «капюшоны» затем красили и изготавливали из них шляпы. Токсичные растворы моркови и выделяемые ею пары привели к широкому распространению случаев отравления ртутью среди шляпников . [26] Возможно, отсюда и возникла фраза « безумный как шляпник », которую Льюис Кэрролл использовал для юмористического эффекта в главе «Безумное чаепитие» романа «Алиса в стране чудес» .
Использование
[ редактировать ]
Войлок используется в широком спектре отраслей и производственных процессов, от автомобильной промышленности и казино до музыкальных инструментов и жилищного строительства , а также в качестве пылевого пыжа , внутри патронов или в стволе дульнозарядного устройства . Войлок имел множество применений в древние времена и продолжает широко использоваться сегодня.
Промышленное использование
[ редактировать ]Войлок часто используется в промышленности в качестве глушителя звука или вибрации. [30] в качестве нетканого материала для фильтрации воздуха, а также в машинах для амортизации и набивки движущихся частей. [31]
Домашний декор
[ редактировать ]Войлок можно использовать в домашней обстановке, например, в дорожках для столов, салфетках, подставках и даже в качестве основы для ковриков. Он может добавить в пространство нотку тепла и текстуры. [32]
Одежда
[ редактировать ]В XVIII и XIX веках были популярны мужские головные уборы из бобрового войлока. [28] [33] [34] В начале 20-го века появились тканевые фетровые шляпы, такие как федоры и трильби. [35] и хомбурги , [36] носили многие мужчины в западном мире. русские валенки . Войлок часто используется в обуви в качестве подкладок для ботинок, примером могут служить [37] [38]
Музыкальные инструменты
[ редактировать ]Во многих музыкальных инструментах используется войлок. Его часто используют в качестве демпфера . [39] На подставках для барабанных тарелок он защищает тарелку от растрескивания и обеспечивает чистый звук. Он используется для обертывания ударников большого барабана и молотков литавр . [40] Войлок широко используется в фортепиано; например, молоточки для фортепиано сделаны из шерстяного войлока вокруг деревянного сердечника. Плотность и упругость войлока — основная часть того, что создает звук фортепиано. [41] [42] Поскольку с возрастом и использованием войлок становится рифленым и «упакованным», тон страдает. [43] подкладывается войлок, Под клавиши фортепиано на аккордеоне чтобы контролировать прикосновение и шум клавиш; он также используется на поддонах, чтобы заглушить незвучащие ноты, предотвращая поток воздуха. [44] [45] [46] Войлок используется с другими инструментами, особенно струнными, в качестве демпфера для уменьшения громкости или устранения нежелательных звуков.
Искусство и ремесла
[ редактировать ]Войлок используется для обрамления картин. Его прокладывают между накладным креплением и картиной в качестве защитной меры, чтобы избежать повреждения края картины от потертостей. Обычно это используется в качестве превентивной меры для картин, которые уже были отреставрированы или профессионально оформлены. Он широко используется для защиты картин, выполненных на различных поверхностях, включая холст, деревянную панель и медную пластину. [ нужна ссылка ]
Доску, покрытую фетром, можно использовать для рассказывания сказок маленьким детям. Небольшие вырезки из фетра или фигурки животных, людей или других предметов прикрепляются к фетровой доске, и в процессе рассказа рассказчик также разыгрывает ее на доске с животными или людьми. Куклы также могут быть изготовлены из фетра. Самый известный пример фетровых кукол – Джима Хенсона куклы . Куклы из войлока, такие как куклы Ленчи , были очень популярны в девятнадцатом веке и сразу после Первой мировой войны . [ нужна ссылка ]
В рамках общего возобновления интереса к текстильному и волокнистому искусству , начавшегося в 1970-х годах и продолжающегося до сих пор, интерес к войлоку сильно возродился, включая его исторические корни. [4] [47] [48] Полли Стирлинг, художница по волокну из Нового Южного Уэльса, Австралия, обычно ассоциируется с развитием нуно-валяния , ключевой техники валяния в современном искусстве. [14] Немецкий художник Йозеф Бойс широко использует войлок в своих работах. [7] [49] Английская художница Дженни Каверн перешла от традиционных средств рисования и живописи к использованию войлока в качестве основного средства. [50]
Современные валяльщики, имеющие доступ к широкому спектру волокон овец и других животных, использовали знания об этих различных породах для создания особых эффектов в своем войлоке. Флисовые замки классифицируются по шкале Брэдфорда или микрона, которые обозначают тонкость и крупность материала. Тонкая шерсть варьируется от 64 до 80 (Брэдфорд); средний 40–60 (Брэдфорд); и грубый 36–60 (Брэдфорд). [14] Меринос, тончайшая и нежнейшая овечья шерсть, будет использоваться для изготовления одежды, прилегающей к телу. [4] : 51 Клоди Джонгстра выращивает традиционные и редкие породы овец с гораздо более выносливой шерстью (Дренте, Хит, Готланд, Шунбек и Уэнслидейл) на своей территории во Фрисландии, и они используются в ее проектах дизайна интерьера. [4] : 53 Использование этих характеристик флиса в тандеме с использованием других техник, таких как сшивание и включение других волокон, дает валяльщикам широкий спектр возможностей. [51]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «В чем разница между шерстью, акрилом, полушерстью и эко-фетром? Часть 1. Шерсть» . 31 марта 2009 г.
- ^ «Акриловый фетр и эковойлок (IE эко-войлок) – это одно и то же, черт возьми! Часть 2, в чем разница между шерстью, акрилом, смесью шерсти и эко-фетром?» . 1 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 19 октября 2017 г. . Проверено 30 января 2017 г.
- ^ «Смеси шерстяного фетра — часть 3, в чем разница между шерстью, акрилом, смесовой шерстью и эко-фетром?» . 4 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 19 октября 2017 г. Проверено 30 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Браун, Сьюзен (2009). Модный фетр . Нью-Йорк: Смитсоновский институт, Купер-Хьюитт, Национальный музей дизайна. ISBN 978-0-910503-89-1 .
- ^ Чад Элис Хаген (2005). Сказочные фетровые шляпы: великолепные дизайны из фетра ручной работы . Книги Жаворонка. стр. 8–. ISBN 978-1-57990-542-2 .
- ^ Дэн Ховард (2011). Военная техника бронзового века . Издательство «Каземат». стр. 69–. ISBN 978-1-84884-293-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Крис Томпсон (2011). Войлок: Флюксус, Йозеф Бойс и Далай-лама . Университет Миннесоты Пресс. стр. 56–. ISBN 978-0-8166-5354-6 .
- ^ Недавнее развитие американской промышленности . Издательство Пенсильванского университета. 1891. стр. 63–.
- ^ Перейти обратно: а б Эйланд, Мюррей Ли (25 июля 2007 г.). «Валяние между Востоком и Западом» . Визуальная антропология . 20 (4): 263–283. дои : 10.1080/08949460701424163 . ISSN 0894-9468 . S2CID 144540499 .
- ^ Мелвин С. Гольдштейн; Синтия М. Билл (1994). Меняющийся мир кочевников Монголии . Издательство Калифорнийского университета. стр. 147–. ISBN 978-0-520-08551-0 .
- ^ Бекки Кемери (2006). Юрты: жизнь в кругу . Гиббс Смит. стр. 160–. ISBN 978-1-58685-891-9 .
- ^ Линии фронта . Агентство США по международному развитию. 2006.
- ^ Мария Блок; Варис Бокалдерс (9 февраля 2010 г.). Справочник по всему строительству: «Как проектировать здоровые, эффективные и устойчивые здания» . Рутледж. стр. 57–. ISBN 978-1-136-54328-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Уайт, Кристина (2007). Уникальный войлок: десятки техник от валяния и придания формы до нуно и паутины: включает 46 творческих проектов . Норт-Адамс, Массачусетс: Паб Storey. ISBN 978-1-58017-673-6 . OCLC 141188054 .
- ^ Лесные листья . 1963.
- ^ Сабина Фушье (12 февраля 2009 г.). Чувствовал себя . А&С Черный. стр. 9–. ISBN 978-0-7136-8494-0 .
- ^ Мир учителей . Издательство Бемис. 1893. стр. 219–.
- ^ О. Дж. Петри (1995b). Сбор текстильных волокон животного происхождения . Продовольственная и сельскохозяйственная организация. стр. 19–. ISBN 978-92-5-103759-1 .
- ^ Химические новости . Митчелл. 1860. стр. 257–.
- ^ Сара Э. Уайт (1 января 2008 г.). Представьте, что валяете свое вязание: пошаговая инструкция по изготовлению идеально валяных поделок . Курсовая технология. стр. 10–. ISBN 978-1-59863-665-9 .
- ^ Кришан Чавла (2 июня 2016г.). Волокнистые материалы . Издательство Кембриджского университета. стр. 24–. ISBN 978-1-107-02972-9 .
- ^ ТК Арчер (1871 г.). «Шерсть: ее промышленное применение» . Технический педагог: Энциклопедия технического образования . стр. 65–.
- ^ Андреа Прайс; Патти Пирс Стоун (13 сентября 2011 г.). Knitspeak: Путеводитель по языку схем вязания от А до Я. STC Craft, Книги Мелани Фалик. стр. 76–. ISBN 978-1-4532-2078-8 .
- ^ Фрайтаг, Ланетт. «МАШИНЫ ДЛЯ ВАЛЯНИЯ ПОВЫШАЮТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРОИЗВОДСТВЕННОСТЬ ДЛЯ ФЕРМЕРОВ ВОЛОКНА» . Войлок LOOM . Проверено 17 марта 2022 г.
- ^ Смит, Шейла (2008). Украшаем, вышиваем, фетруем: на машине для украшения и в технике иглопробивания . Лондон: Бэтсфорд. ISBN 978-1-906388-05-8 . OCLC 227279237 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джек Ларкин (23 ноября 2010 г.). Где мы работали: прославление американских рабочих и нации, которую они построили . Лайонс Пресс. стр. 95–. ISBN 978-1-4617-4592-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Мэри Эллен Снодграсс (17 марта 2015 г.). Мировая одежда и мода: энциклопедия истории, культуры и социального влияния . Рутледж. стр. 251–. ISBN 978-1-317-45167-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Беверли Чико (3 октября 2013 г.). Шляпы и головные уборы во всем мире: Культурная энциклопедия: Культурная энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 309–. ISBN 978-1-61069-063-8 .
- ^ Берлингейм, Роджер (ноябрь 1941 г.). «Снимаем шляпы с кроликов» . Популярная наука . стр. 52–58. ISSN 0161-7370 .
- ^ Дебора Шнайдерман; Алекса Гриффит Винтон (28 января 2016 г.). Текстильные технологии и дизайн: от внутреннего пространства к космическому . Издательство Блумсбери. стр. 48–. ISBN 978-1-4742-6196-8 .
- ^ Беверли Гордон (май 1980 г.). Изготовление войлока . Публикации Уотсона-Гуптилла. ISBN 9780823016471 .
- ^ Какой войлочный материал используется для изготовления. Проверено 6 ноября 2020 г.
- ^ Дитланд Мюллер-Шварце (7 апреля 2011 г.). Бобер: его жизнь и влияние . Издательство Корнельского университета. стр. 156–. ISBN 978-0-8014-5010-5 .
- ^ Эрик Джей Долин (5 июля 2011 г.). Мех, удача и империя: эпическая история торговли мехом в Америке . WW Нортон. стр. 22–. ISBN 978-0-393-34002-0 .
- ^ Бернард А. Дрю (22 декабря 2009 г.). Литературная загробная жизнь: посмертные продолжения вымышленных персонажей 325 авторов . МакФарланд. стр. 45–. ISBN 978-0-7864-5721-2 .
- ^ Бренда Грантленд (1 июня 2016 г.). Hatatorium: Основное руководство для коллекционеров шляп . Бренда Грантленд. стр. 76–. ISBN 978-0-9847859-0-2 .
- ^ Русская Зима: Фотоальбом . Россия за пределами заголовков. 12 декабря 2014 г. стр. 91–. GGKEY:G7NRFZX3WQF.
- ^ Симпозиум по антарктической логистике, проходивший в Боулдере, штат Колорадо, 13–17 августа 1962 г. Национальные академии. 1963. С. 637–. НПД: 12264.
- ^ Итан Винер (12 ноября 2012 г.). Эксперт по аудио: все, что вам нужно знать об аудио . ЦРК Пресс. стр. 629–. ISBN 978-1-136-12614-7 .
- ^ Хьюго Пинкстербур (1 января 1993 г.). Книга цимбал . Хэл Леонард. стр. 88–. ISBN 978-1-4768-6639-0 .
- ^ Стивен Л. Швейцер (28 июня 2010 г.). Тон литавр и интерпретация барочной и классической музыки . Издательство Оксфордского университета. стр. 13–. ISBN 978-0-19-975041-2 .
- ^ Николас Дж. Джордано (8 сентября 2016 г.). Физика фортепиано . ОУП Оксфорд. стр. 113–. ISBN 978-0-19-250663-4 .
- ^ Роберт Палмьери (1 июня 2004 г.). Фортепиано: Энциклопедия . Рутледж. стр. 161–. ISBN 978-1-135-94964-8 .
- ^ Дэвид С. Викенс (1 декабря 1987 г.). Инструменты Сэмюэля Грина . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. стр. 44–. ISBN 978-1-349-09059-4 .
- ^ Артур У.Дж.Г. Орд-Хьюм (1978). Шарманка: история механического органа и его ремонта . AS Barnes, Incorporated. ISBN 978-0-498-01482-6 .
- ^ Томас Кэмпбелл Янг (1947). Изготовление музыкальных инструментов . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Сайфер, Кэрол Хубер (2007). Что мы чувствовали: рисунки + техники от современных художников по фетру . Лавленд, Колорадо: Interweave Press. ISBN 978-1-59668-031-9 . OCLC 82673616 .
- ^ Бауэр, Инге (2010). Ан-Геванд-т: книга-галерея; Оттиски из фетра = Валяный . Аугсбург: МароВерл. ISBN 978-3-87512-757-7 . OCLC 612305258 .
- ^ Йозеф Бойс; Волкер Харлан (2004). Что такое искусство?: Беседа с Йозефом Бойсом . ЯСНОВИДНЫЕ КНИГИ. стр. 65–. ISBN 978-1-905570-07-2 .
- ^ Рикерби, Валери; Беркетт, Мэри (2007). Более мягкий пейзаж: жизнь и творчество Дженни Коурн . Скиддо Пресс. ISBN 978-0-9528356-7-7 .
- ^ Телье-Лумань, Франсуаза (2008). Искусство фетра: вдохновляющие дизайны, текстуры и поверхности . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-28731-6 . OCLC 181139879 .
Общая библиография
[ редактировать ]- EJW Барбер. Доисторический текстиль: развитие ткани в эпоху неолита и бронзового века с особым упором на Эгейское море . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1991.
- Лизе Бендер Йоргенсен. Североевропейский текстиль до 1000 года нашей эры . Орхус: Издательство Оркусского университета, 1992.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с войлоком , на Викискладе?