Метаисторическое падение
Метаисторическое падение (также называемое метафизическим , надмирским , вневременным или докосмическим падением ) — это понимание библейского падения человека как реальности вне эмпирической истории, влияющей на всю историю Вселенной. Такое понимание человеческого падения является точкой зрения меньшинства среди христианских богословов и ассоциируется некоторыми с тем, что они считают ересью , например, с верой в предсуществование душ. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Теологи и философы, пишущие о метаисторическом падении в современную эпоху, опираются на метафизические категории родственной ранней святоотеческой мысли , а также христианской и еврейской гностических систем. [ 2 ] [ 3 ] Идея была возрождена немецкими философами, такими как Якоб Бёме , Фридрих Шеллинг и Юлиус Мюллер, которые оказали влияние на английского поэта и философа Сэмюэля Кольриджа , а также русских философов и богословов Владимира Соловьева , Николая Бердяева и Сергея Булгакова . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Среди отцов церкви (особенно Ориген , Григорий Назианзин , Григорий Нисский , Евагрий Понтийский и Максим Исповедник ) грехопадение широко рассматривалось как движение в наше нынешнее биологическое состояние, а также в наше нынешнее восприятие времени, и это понимание было развито современными учеными, такими как Сергий Булгаков, которые утверждают, что Падение следует рассматривать не как историческое событие, а как «метаисторическое». [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Сергий Булгаков в «Невесте Агнца» (опубликованной посмертно в 1945 году) сказал, что «эмпирическая история начинается именно с грехопадения, которое является ее исходной предпосылкой». [ 12 ] Отмечая, что его «учение о сверхмирском падении» защищалось в «Неопалимой купине» (1927), Булгаков описывал, как первородный грех Адама, в котором каждый из нас участвует лично, «произошёл не в пределах этого мира», а вне «в порог нашего вхождения в мир» и уточнил, что «идея [человеческого] предсуществования в смысле времени, предшествующего нашему эону, была осуждена Церковью» как оригенизм и должна быть признана «по существу несовместимой со здоровым онтология». [ 13 ] [ 14 ] Баптистский теолог Дэвид Л. Смит раскритиковал идею метаисторического падения как несовместимую с доктриной наследственной вины и, следовательно, «несправедливую». [ 15 ] в то время как голландский теолог-реформатор Герман Бавинк отверг эту идею падения Беме и Шеллинга как нарушение свободы воли человека. [ 16 ]
Связанные понятия
[ редактировать ]Вечность, формы времени и Creatio ex nihilo
[ редактировать ]Эта концепция метаисторического падения включает в себя идеи божественной вечности и множественных модусов времени, внутри которых находится эмпирическая история и от которых она в некоторой степени зависит. Английский богослов Э. Л. Масколл писал в 1943 году, что христианская традиция всегда понимала творение как один «вневременной акт божественной воли», посредством которого весь «временной сотворенный порядок поддерживается в существовании». [ 17 ] Сергей Булгаков описывал несколько видов времени как разные «способы тварного или временного бытия» и включал «ангельское время» (с возможными дифференциациями по указаниям ангелов). [ 18 ] Понятие вневременного творения и его связь с грехопадением также рассматривается английским философом Стивеном Р.Л. Кларком. [ 19 ] и французский богослов Оливье Клеман [ 20 ] который писал, что «святые отцы, углубляясь в библейские тексты, показали, что грехопадение представляло собой космическую катастрофу, затмение райского образа бытия и возникновение нового способа существования во всей вселенной» [ 21 ] вместе с Дэвидом Бентли Хартом , который обсуждает концепции вневременного падения и «падшего времени» в двух книгах. [ 22 ] [ 23 ] Используя вариацию этой концепции с точки зрения аналитической философии , Хад Хадсон в книге 2014 года рассматривает, как гипотеза гипервремени может повлиять на связь падения человека с эмпирической историей. [ 24 ]
Эти концепции времени и вечности включают в себя множество слоев или повторений в в книге Бытия описаниях сотворения и грехопадения , обсуждаемых авторами-святоотцами, такими как Григорий Нисский в книге «Сотворение человека» , где Григорий считал, что Бытие 1:26-27 перемещается между описаниями человечество до и после грехопадения. [ 25 ] [ 26 ] Богослов и ученый-патристик Джон Бер резюмирует Оригена как учение о том, что наше начало в этом космосе и его «падшее время» следует понимать как отпадение от небесной реальности, куда нам также предлагается вернуться. [ 9 ] Ученый Максимуса Джордан Дэниел Вуд рассматривает время в связи с творением и падением в книге 2022 года, включая утверждение Максимуса Исповедника о том, что космос пал «в тот самый момент, когда он появился в существовании» вместе с падением Адама, которое произошло «вместе с пришествием -в бытие». [ 10 ]
Антигностик Святой Августин Гиппонский утверждал, что Бог не создал мир вовремя . Скорее, само время, по мнению Августина, было создано Богом. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] Фома Аквинский , отвечая на утверждение, что «творение не было в начале времени», заявил, что «вместе со временем были сотворены небо и земля». [ 32 ] Рут Коутс среди других [ ВОЗ? ] заявил, что точка зрения о том, что «конечная естественная вселенная [...] имеет случайный характер [...] являясь результатом иррационального метафизического падения Софии », включает в себя утверждение, что «конечная естественная вселенная не создана ex nihilo. " [ 4 ]
Космический и ангельский водопад
[ редактировать ]Метаисторическое падение иногда рассматривается как более широкая категория космического падения, понимаемая как любая концепция падения, при которой весь природный мир каким-то образом повреждается человеческим грехом. [ 33 ] Статья Рональда У. Хепберна 1973 года о «Космическом падении» в « Словаре истории идей» описывает эту более широкую категорию и приводит один пример «докосмического» или «трансцендентального» падения с англиканским священником и оксфордским ученым Н. П. Уильямсом , который описал падение, произошедшее в «жизненной силе» и «в течение «абсолютного» времени» до того, как жизнь дифференцировалась на множество нынешних форм и отдельные виды. [ 34 ] [ 35 ] Концепции космического человеческого падения также часто понимаются наряду с одним или несколькими ангельскими падениями. В статье Хепберн о «Космическом падении» были приведены примеры CCJ Уэбба и Дома Илтида Третована. [ 36 ] Отдельное ангельское падение Сергий Булгаков рассматривал в «Невесте Агнца» . [ 37 ] Дэвид Бентли Харт апеллирует к идее Максима Исповедника о том, что человечество — это меториос (граница, граница или священство), соединяющее физическое и духовное царства, так что в результате падения человека все материальное существование перешло под «владычество смерти». ." [ 38 ] Кристофер Уэст , резюмируя « Теологию тела» Папы Иоанна Павла II , описывает, как «первоначальный человек» уступает место «историческому человеку». [ 39 ]
Теолог Дэвид Бентли Харт утверждает, что « естественное зло является результатом гибели мира» и говорит, что «в христианской традиции вы не просто принимаете «мир таким, какой он есть», но «вы принимаете» мир таким, какой он есть». это «сломанный, призрачный остаток того, чем оно должно было быть». Уточняя, что он имеет в виду вневременное падение, Харт говорит: «очевидно, где бы это отклонение от божественного ни происходило или когда бы оно не происходило в земной истории» и «этот мир, каким мы его знаем, от Большого взрыва до сегодня это был мир смерти». [ 40 ] В соответствии с утверждением о том, что падение человека за пределы нашей эмпирической истории привело наш нынешний мир к его уменьшенной форме существования, Харт говорит, что наш мир - это не просто творение доброго Бога, но также (частично и случайно) результат тварная неудача, сопротивление или бунт. Харт пишет, что эту идею вневременного падения можно довести до крайности полностью дуалистического гностицизма, но этот дуализм также можно рассматривать как временный, так что добро, истинное и прекрасное в этом падшем мире понимается как раздробленное и плененное. части творения Божьего. [ 41 ] В своей книге 2008 года «Стон творения » Кристофер Саутгейт критикует Дэвида Бентли Харта и Кларка Пиннока за предположение, что восстания людей и ангелов испортили наш эмпирический мир, потому что «христианская теология творения должна» серьезно отнестись к повествованию из Бытия 1 о том, что все возникло. через « повеление Бога» и что «божественная сила сформировала всю материю и механизмы космоса». [ 42 ]
В более широком контексте падения Сергий Булгаков также признает тварную ограниченность и несовершенство независимо от всякого падения. Это непадшее и безгрешное тварное несовершенство дает контекст, в котором Булгаков описывает отдельное вневременное человеческое падение, влекущее за собой зло, грех и смерть. он пишет В «Невесте Агнца» , что «тварное творчество влечет за собой не только возможность, но даже неизбежность ошибок, которые сами по себе еще не являются злом, но подготавливают место злу» и что это справедливо и в отношении непадших ангелов. как о падших ангелах и человечестве до и после их падения. [ 43 ]
Идеи интеграции с современной наукой
[ редактировать ]Англиканский священник Питер Грин в 1920 году написал книгу, в которой на основании современной науки предположил, что грехопадение человека не имело места в этом мире, а было «домирским событием». [ 44 ] [ 45 ] Православный епископ Василий Родзянко в книге 1996 года утверждал, что падение и изгнание первых людей из рая следует понимать в связи с Большим взрывом и формированием нашей нынешней Вселенной. Он пишет, что «все люди, когда-либо жившие на Земле... являются «фрагментами Адама»» и что мы должны понимать «человечество в целом» как «по другую сторону» Большого взрыва, в то время как «фрагменты» представляют собой «фрагменты Адама». по эту сторону страшного взрыва». [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]
Палеонтолог Александр Храмов писал в 2017 году, что Большой взрыв следует интерпретировать не как «первый творческий акт Бога», а как «первое познаваемое проявление человеческого грехопадения». Он находился под влиянием русских религиозных философов Николая Бердяева и Евгения Трубецкого и утверждал, что каждый христианский писатель до Августина считал, что все творение «радикально изменилось после непослушания человека». [ 51 ] [ 52 ] То, что падение произошло за пределами теоретического Большого взрыва, означает, что Храмов считает, что вся история эволюции на Земле последовала за падением человека, как он далее утверждал в книге 2019 года. [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ]
См. также
[ редактировать ]- Максим Исповедник
- Кефалайя Гностика – Метафизический трактат по космогонии Евагрия Понтийского.
- Якоб Бёме
- Фридрих Шеллинг
- Sergei Bulgakov
- Двери моря
- Семь небес
- Тоху и Тикун
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Невеста Агнца» Сергия Булгакова в переводе Бориса Якима (Wm. B. Eerdmans, 2001).
- «Марш Дьявола: Creatio ex Nihilo , проблема зла и несколько размышлений Достоевского» Дэвида Бентли Харта в книге «Богословские территории » (University of Notre Dame Press, 2020). Ранее опубликовано в журнале Creation ex nihilo: Origins, Development, Contemporary Challenges под редакцией Гэри А. Андерсона и Маркуса Бокмюля (University of Notre Dame Press, 2017).
- Двери моря: где был Бог во время цунами? Дэвид Бентли Харт (Wm. B. Eerdmans, 2005).
- Преображение времени: понимание времени в свете православной традиции Оливье Клемана и перевод Джереми Н. Ингпена (New City Press, 2019).
- «Введение» Джона Бера в Оригена: О первых принципах и Оригена перевод Джона Бера (Oxford University Press, 2018).
- Вся тайна Христа: творение как воплощение в Максимусе Исповеднике Джордана Дэниела Вуда (University of Notre Dame Press, 2022).
- «Святой Максим Исповедник о творении и воплощении» Торстейна Теодора Толлефсена из книги «Воплощение: о масштабах и глубине христологии» под редакцией Нильса Хенрика Грегерсена (Fortress Press, 2015).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Скотт, Марк С.М. (1 июня 2012 г.). «3: Потерянный рай: предсуществование, падение и происхождение зла». Путешествие обратно к Богу: Ориген о проблеме зла . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199841141 .
- ^ Найт, Кристофер К. (4 августа 2022 г.). Восточное православие и диалог науки и теологии . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 54–55. ISBN 9781009107761 .
В святоотеческую эпоху грехопадение часто рассматривалось как переход не только в наше нынешнее биологическое состояние, но и во время, которое мы переживаем сейчас. Как выразился Филип Шеррард, это был провал «в материализованную пространственно-временную вселенную». ... Такого рода понимание характера нашего непадшего государства исследовали современные православные ученые, такие как Сергий Булгаков, которые предложили рассматривать Падение не как историческое событие, а как «метаисторическое».
- ^ Храмов, Александр В. (январь 2017 г.). «Вписывание эволюции в христианскую веру: восточно-православный подход» (PDF) . Международный журнал православного богословия . Архивировано (PDF) из оригинала 11 августа 2022 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
Эволюция со всеми ее страданиями происходит в падшем мире, отличном от изначального «очень хорошего» творения. Этот подход больше соответствует традиционному христианскому учению о грехопадении и искуплении, чем теистической эволюции, и, кажется, предлагает лучшее решение проблемы естественного зла. В двадцатом веке главными представителями... были англиканский священник Питер Грин, русский философ Николай Бердяев, православный епископ Василий (Родзянко) и французский православный богослов Оливье Клеман.
- ^ Перейти обратно: а б Коутс, Рут (12 ноября 2019 г.). Обожение в русской религиозной мысли: между революциями, 1905-1917 гг . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. п. 79. ИСБН 9780198836230 .
[Соловьев] в «Лекциях», 9, снова перекликаясь с позднейшими системами Шеллинга, Беме и гностических систем, как христианских, так и иудейских, конечный природный мир не создан ex nihilo, а имеет случайный характер, являясь результатом иррационального метафизического падения Софии после ее незаконное утверждение автономии от Бога. Падшие человеческие духи (выражения Софии в этом мире) оказываются порабощенными в грубых и прежде всего смертных материальных телах: таким образом, задача обожения касается одухотворения именно материи, плоти, а не всего человеческого существа. Действительно, то, что люди могут сотрудничать с Богом в этой задаче, в «Лекциях» основано на их естественном участии в божественной Софии.
- ^ Отто, Пфляйдерер (1890). Развитие теологии: в Германии со времен Канта и ее прогресс в Великобритании с 1825 года . Перевод Смита, Джона Фредерика. Лондон, Великобритания: С. Зонненшайн. п. 124.
У Юлия Мюлли схоластика зашла так далеко, что возродила древнюю гностическую теорию грехопадения человека прежде всех времен, теорию, которая не нашла одобрения среди его друзей-теологов.
- ^ Мьёр, Коре Йохан (2021). «Универсализирующий идеализм: межкультурный случай русской религиозной мысли» . Глобальная интеллектуальная история . 6 (5): 672–689. дои : 10.1080/23801883.2020.1777679 . HDL : 11250/2729525 . S2CID 225647781 .
Видение Божественной Мудрости, Софьи, которое Булгаков перенял от Соловьева. София, Мудрость, одновременно связана с человечеством в настоящее время и представляет цель человечества. Мы обладаем ею и обладаем ею еще не в полной мере. Это очень сложное понятие, опирающееся на самые различные источники – библейские, еврейские, гностические, теософские – но в «Философии экономики» Булгаков опирается, в частности, на трактат Шеллинга «О свободе человека» (1809). Работа Шеллинга описывает космическое или метафизическое «падение», выражением которого было библейское падение. Это падение, в свою очередь, ставит перед человечеством задачу его преодоления и восстановления единства, а мудрость является принципом, позволяющим это восстановление. Есть «небесная, вневременная София и эмпирическая София». Таким образом, София становится «живым звеном между Богом, человеком и природой» – идея, которая служит их объединению.
- ^ де Куртен, Манон (28 мая 2004 г.). История, София и российская нация: переоценка взглядов Владимира Соловьева на историю и его общественная деятельность . Берн, Швейцария: Питер Ланг. стр. 216, 256. ISBN. 9783039104062 .
Соловьев вновь предложил альтернативную трактовку христианской темы грехопадения, аналогичную его теологии истории, он не интегрировал ее в библейскую историю грехопадения, а, во-первых, сделал Мировую Душу предметом падения и, во-вторых, поместил это событие, предшествовавшее сотворению человека (Мюллер 1951, стр. 93-123). Космические и исторические процессы связаны со стремлением падшей Софии или Души воссоединиться с Богом через человека и через природу. ... В разработках о взаимоотношениях Софьи, человека и мира Соловьев следует за Беме. До него немецкий мыслитель нашел подтверждение своему взгляду на Софию как Божий замысел о мире или «небесное человечество» в ветхозаветных текстах о Божественной Мудрости. Как мир есть проекция Софии в природе, так и человек есть воспроизведение Софии. Но со времени грехопадения человека и мира оба перестали быть образом Софии и вместо этого стали подвластны сопернице Софии.
- ^ Даль, Э.Дж. (1957). Вера и разум у Сэмюэля Тейлора Кольриджа (PDF) (доктор философии). Даремский университет. стр. 67–68, 148, 127. Архивировано из оригинала 2 октября 2017 года . Проверено 14 февраля 2023 г.
А о мистической мысли Беме он сказал: «Я хорошо знаю, что система способна превратиться в безрелигиозный ПАНТЕИЗМ. Но я никогда не мог поверить, что она сама по себе и по существу несовместима с религией, естественной или открылось; и теперь я полностью убежден в обратном». Единственное объяснение позиции Кольриджа в заметке о Беме, а также во всех «Философских лекциях» состоит не в том, что его взгляды изменились, а в том, что он стал чрезвычайно чувствительным к обвинениям в мистицизме и метафизике, которые заранее могли поставить под угрозу его кампанию по ремонт. ... Метаисторическое падение Духов и последующий искупительный акт Творения были первыми двумя великими загадками. ...Происхождение зла Кольридж приписывал метаисторическому падению Духов. Даже в третий раз он дразнил своих читателей в «Помощи к размышлению», говоря: «Я мог бы добавить ясности предыдущим взглядам, если бы… я мог бы коснуться важной темы духовного падения или отступничества, предшествующего формированию человек - убеждение, библейские основания которого немногочисленны и имеют разнообразное толкование, но которое является почти универсальным в христианской церкви». То, что он мог бы связать воедино несколько нитей, намеренно оставленных болтающимися в своем объяснении первородного греха, если бы он «вошел в важную тему духовного падения», несомненно, верно.
- ^ Перейти обратно: а б Бер, Джон (2017). "Введение". Ориген: О первых принципах (Оксфордские раннехристианские тексты) . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета (опубликовано 7 февраля 2018 г.). ISBN 9780199684021 .
- ^ Перейти обратно: а б Вуд, Джордан Дэниел (2022). Вся тайна Христа: Творение как воплощение в Максиме Исповеднике . Нотр-Дам, Индиана: Notre Dame Press. стр. ix–x, 16. ISBN. 9780268203474 .
- ^ Толлефсен, Торстейн Теодор (1 июля 2015 г.). «Святой Максим Исповедник о творении и воплощении». В Грегерсене, Нильс Хенрик (ред.). Воплощение: о масштабах и глубине христологии . Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press. ISBN 9781451465402 .
- ^ Булгаков, Сергей (2001). "Зло". Невеста Агнца . Перевод Якима Бориса. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс. стр. 170–172. ISBN 9780802839152 .
- ^ Булгаков, Сергей (2001). "Зло". Невеста Агнца . Перевод Якима Бориса. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс. стр. 183–184, 192. ISBN. 9780802839152 .
- ^ Ладусер, Поль (2013). «Эволюция и Бытие 2–3: Упадок и падение Адама и Евы». Свято-Владимирский богословский ежеквартальный вестник . 57 (2): 135–176.
Сергий Булгаков был, пожалуй, первым крупным православным богословом, который глубоко исследовал связь эволюции с традиционным богословием творения, Рая и грехопадения. В «Невесте Агнца» (1945) Булгаков утверждает как правдивость библейского сюжета, так и «известную приблизительную и относительную правдивость» научной картины мирового развития. Кажущееся противоречие между этими двумя подходами к миру и особенно к появлению человечества он примиряет, постулируя, что события, описанные в Бытии, принадлежат не эмпирической истории, а «метаистории», «за пределами этого мира» и что, следовательно, невозможно найти никаких эмпирических следов Эдема или первобытного человеческого совершенства.
- ^ Дэвид Л., Смит (2 февраля 1994 г.). С умышленным намерением: теология греха . Уитон, Иллинойс: Victor Books. п. 343. ИСБН 9781564762658 .
Чтобы люди могли нести ответственность за свои грехи, они должны их совершить. Метаисторическое Падение было бы несправедливым. Происхождение греха в человеческом роде должно быть историческим событием в пространстве и времени.
- ^ Бавинк, Герман (апрель 2008 г.). Реформатская догматика: Том 3 Грех и спасение . Перевод Врайенда, Джона. Роуд Ада, Мичиган: Baker Academic. стр. 306, 311. ISBN. 9780801026560 .
- ^ Масколл, Э.Л. (1943). Тот, кто есть: исследование традиционного теизма . Лондон, Великобритания: Longermans, Green and Co. p. 62.
- ^ Булгаков, Сергей (2001). "Зло". Невеста Агнца . Перевод Якима Бориса. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс. стр. 70–71. ISBN 9780802839152 .
- ^ Кларк, Стивен Р.Л. (1991). Божий мир и Великое пробуждение . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 131–132, 173. ISBN. 9780198242840 .
- ^ Клеман, Оливье (2019). Преображение времени: понимание времени в свете православной традиции . Перевод Ингпена, Джереми Н. Гайд-Парк, Нью-Йорк: New City Press. ISBN 9781565486805 .
- ^ Храмов, Александр В. (январь 2017 г.). «Вписывание эволюции в христианскую веру: восточно-православный подход» (PDF) . Международный журнал православного богословия . Архивировано (PDF) из оригинала 11 августа 2022 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
Оливье Клеман в «Le sens de la terre (Записки ортодоксальной космологии)», Contacts 19 (1967), стр. 252–323, в переводе Александра В. Храмова.
- ^ Харт, Дэвид Бентли (2005). Двери моря: где был Бог во время цунами? . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс. стр. 22, 69. ISBN. 9780802829764 .
Христианская вера в древнее отчуждение от Бога, которое... превратило космическое время в призрачный остаток мира, который действительно задумал Бог. ... Что-то гораздо более великолепное, чем могут когда-либо дать жалкие ресурсы падшего времени.
- ^ Харт, Дэвид Бентли (2020). «Марш Дьявола: Creatio ex Nihilo, проблема зла и несколько размышлений Достоевского». Богословские территории: Дайджест Дэвида Бентли Харта . Нотр-Дам, Индиана: Notre Dame Press. стр. 79–80. ISBN 9780268107178 .
Падение разумного творения и завоевание космоса смертью — это то, что нам не представляется нигде в ходе природы или истории; оно приходит раньше и за пределами обоих. Мы не можем искать его в замкнутой целостности поврежденного мира, потому что оно принадлежит другому отрезку времени, другому типу времени, более реальному, чем время смерти. ... Может показаться невероятным утверждение, что мы существуем в долгие мрачные последствия первобытной катастрофы - что это сломанный и израненный мир, что космическое время - это призрак истинного времени, что мы живем в туманном интервале между творением и в своей полноте и небытии, из которого она была призвана, и что вселенная томится в рабстве у «властей» и «начальств» века сего, которые никогда не прекращают своей вражды к Царству Божьему – но это не претензия что христиане имеют право сдаться.
- ^ Хадсон, Хад (2014). Падение и Гипервремя . Оксфорд, Великобритания: Oxford UP. ISBN 9780198712695 .
- ^ Харт, Дэвид Бентли (февраль 2001 г.). «Все человечество»: Критика рабства Григорием Нисским в свете его эсхатологии» . Шотландский богословский журнал . 54 (1): 51–69. дои : 10.1017/S0036930600051188 . S2CID 170733562 .
Григорий Нисский считал сотворение Адама по образу Божию (Бытие 1:26-27) не исторической личностью, а «полнотой человечества», понимаемой «в одном Теле».
- ^ Нисса, Грегори. «О создании человека (XVI.7)» . newadvent.org . Архивировано из оригинала 26 июля 2022 года . Проверено 8 февраля 2023 г.
Итак, мы должны внимательно рассмотреть слова: ибо если мы это сделаем, то обнаружим, что то, что было создано по образу, есть одно, а то, что теперь явлено в несчастье, — другое. Бог сотворил человека, говорится там; «по образу Божию сотворил Его» Бытие 1:27. На этом заканчивается творение созданного по образу: тогда возобновляется повествование о творении, и говорится: «мужчину и женщину сотворил Он их». Я полагаю, что все знают, что это отступление от Первообраза: ибо во Христе Иисусе, как говорит апостол, нет ни мужеского пола, ни женского. Однако эта фраза заявляет, что человек таким образом разделен.
- ^ Дэвис, Пол (1989). "Введение". Физика и философия: революция в современной науке . Книги о пингвинах .
Как отмечает Гейзенберг , идея о том, что время не простирается далеко назад на всю вечность, а было создано вместе со Вселенной, была предвосхищена в пятом веке святым Августином. Таким образом, существует научный аналог творения ex nihilo христианской традиции.
- ^ Барр, Стивен М. (7 февраля 2020 г.). «Релятивистская теория времени Св. Августина» . Журнал церковной жизни . Проверено 06 апреля 2023 г.
- ^ Торнау, Кристиан (2020 г.), «Святой Августин» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. лета 2020 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 6 апреля 2023 г. «Бог не творит во времени, но творит время вместе с изменчивым бытием, сам пребывая в безвременной вечности (Исповедь 11.16; De Genesi ad Litteram 5.5.12; различие вечности и времени платоническое, ср. Тимей 37c-38b; Плотин, Эннеады III.7.1).»
- ^ «Августин во времени: человеческое время, божественная вечность и почему первое на самом деле является последним» . www.csueastbay.edu . Проверено 06 апреля 2023 г.
- ^ «Святой Августин вовремя» (PDF) . Центр продвижения идей .
- ^ Аквинский, Фома (1947). «Часть первая, вопрос 46, статья 3» . Сумма теологии . Перевод отцов английской Доминиканской провинции. Братья Бензигер.
- ^ Бимсон, Джон Дж. (апрель 2006 г.). «Универсализирующий идеализм: межкультурный случай русской религиозной мысли». Наука и христианская вера . 18 (1): 63–81.
- ^ Уильямс, НП (1927). Идеи грехопадения и первородного греха: историческое и критическое исследование . Лондон, Великобритания: Longmans, Green and Co. p. xxxiv, 523–524.
- ^ Хепберн, Рональд В. (1973). «Космическое падение». В Винере, Филип П. (ред.). Словарь истории идей: исследования избранных ключевых идей: Том 1 . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 504–513.
- ^ Хепберн, Рональд В. (1973). «Космическое падение». В Винере, Филип П. (ред.). Словарь истории идей: исследования избранных ключевых идей: Том 1 . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 504–513.
CCJ Уэбб («Проблемы в отношениях Бога и человека», 1911, стр. 270), говорящий, что «сверхчеловеческая злая воля существует и вредно влияет на окружающую среду человечества в целом», а также Дом Илтид Третован мог («Эссе в христианской философии», 1954, стр. 128) с римско-католической точки зрения, утверждая, что «грех… начался с ангелов», в результате об их падении и что это, «мы можем предположить, было дезорганизацией материальной вселенной, которой, согласно разумной теории, управляли ангелы».
- ^ Булгаков, Сергей (2001). "Зло". Невеста Агнца . Перевод Якима Бориса. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс. стр. 105, 152. ISBN. 9780802839152 .
Падение части ангелов ничего не меняет в первоначальной полноте этого мира. ... Хотя у нас нет прямого знания заповедей Божьих в ангельском мире до падения сатаны, мы можем предположить, что ангелы знали аналогичную ситуацию «под законом», когда их свобода подвергалась испытанию, свобода, которая перестанет существовать на более позднем этапе духовной зрелости и опыта. Святые ангелы теперь находятся за пределами добра и зла: свобода как выбор преодолена, ибо их выбор сделан.
- ^ Харт, Дэвид Бентли (2005). Двери моря: где был Бог во время цунами? . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс. стр. 2, 22, 62–63. ISBN 9780802829764 .
Очень немногие из тех, кто живет в верхней части Индийского океана, сомневаются в том, что среди множества божественных сил, охраняющих эти воды – милых или капризных, трансцендентных или местных, всемогущих или просто могущественных – есть по крайней мере одна, которая способна управлять их приливами и турбулентностями и удерживать море в установленных границах. ... Порабощенное творение духовным и земным силам, враждебным Богу. ... Мы живем в призрачном промежутке между творением во всей его полноте и небытием, из которого оно было вызвано, в то время как вселенная томится в рабстве у «сил» и «начальств» этого века, которые никогда не прекращают свою вражду к Царство Божие. ... Это святоотеческое представление (разработанное с необычайной глубиной Максимом Исповедником), что человечество было создано как меториос (граница или граница) между физическим и духовным царствами или как священство творения, соединяющее землю с небом. и что, таким образом, в результате падения человека все материальное существование оказалось под властью смерти. Сказать, что Бог решает создать разумных существ по Своему образу и таким образом предоставляет им свободу связать себя и больший физический порядок с другим хозяином - сказать, что тот, кто запечатал двери моря, может позволить им снова открыться другой, более безрассудной рукой — это не означает, что окончательный замысел Бога для Его творений может быть сорван. Однако это значит признать, что его воле может противостоять реальная и (по Его милости) автономная сила неповиновения или она может быть скрыта от нас историей космического разложения, и что окончательная реализация блага, которое он намеревается сделать, может быть сокрыта от нас. во всем имеет форму (не просто как драматический вымысел, для нашего назидания или его славы, и не просто как педагогический прием с его стороны, а в действительности) божественной победы.
- ^ «Теология тела: образование человека» . Архивировано из оригинала 11 июня 2022 года.
- ^ Харт, Дэвид Бентли (12 марта 2023 г.). «Григорианское интервью» . Листья на ветру. Архивировано из оригинала 14 марта 2023 года . Проверено 14 марта 2023 г.
[Начиная с 1:13:08:] Моральное зло не имеет собственной сущности, поэтому оно может существовать только как выдумка воли, продолжающей действовать неполноценно. И согласно традиции, даже естественное зло является результатом гибели мира. Каким-то образом это тоже следует из создания морального зла. Итак, в христианской традиции вы не просто принимаете «мир таким, какой он есть». Вы воспринимаете «мир таким, какой он есть», как сломанный, призрачный остаток того, чем он должен был быть. Но очевидно, где бы и когда бы ни произошло это отклонение от божественного, оно не произошло в земной истории. Теперь многие будут возражать: «О нет. Это действительно произошло в истории». Нет, это действительно не так. Этот мир, каким мы его знаем, от Большого взрыва до сегодняшнего дня, был миром смерти.
- ^ Харт, Дэвид Бентли (2005). Двери моря: где был Бог во время цунами? . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс. стр. 95–96. ISBN 9780802829764 .
Что может показаться наиболее оскорбительным или, возможно, смехотворно эксцентричным в этой книге, по крайней мере некоторым богословски грамотным читателям, так это тонкая (или не очень тонкая) тенденция того, что выглядит как легкая симпатия к гностицизму, проходящая через нее. Я признаю, что по моему убеждению, существуют определенные примечательные аспекты, в которых древний гностицизм был гораздо ближе к религиозному видению Нового Завета, чем многие ныне устоявшиеся формы христианской веры (что, конечно, не исключает того, что противоположное также может быть и обратное). истинный). По крайней мере, гностики первых веков населяли ту же воображаемую и духовную вселенную, что и первые христиане: они не более, чем Павел, воспринимали начальства, силы и элементы этого мира как мифы или аллегории; они не меньше, чем Павел, провозглашали себя свободными от тирании «бога мира сего»; и, подобно Павлу или автору Евангелия от Иоанна, гностики понимали духовное освобождение как нечто подрывающее порядок «этого космоса»; освобождение от власти древних земных и небесных сил, славный побег из царства смерти. Любой христианин, который не ощущал хотя бы случайного движения пафоса гностицизма — при мысли, например, о маленькой девочке, плачущей в муках во тьме, — и о ярости против моды этого мира и о таинственном тоска по иному, совершенному миру, одновременно чужому и знакомому, не может, по всей вероятности, полностью оценить духовную и нравственную значимость Нового Завета. Но легкую симпатию не следует путать с глубоким восхищением. Несмотря на смелые попытки некоторых современных апологетов гностицизма относиться к его различным системам как к искусным аллегориям, главными отличиями гностицизма (не считая его видимой черты юношеской бессердечности по отношению к тем, кто не входит в число избранных) было отсутствие у него метафизической изощренности, его последующая зависимость от на абсурдных мифологиях и на философски бессвязном дуализме, к которому эти вещи привели. В литературных остатках гностицизма нет ничего, что могло бы приблизиться к тонкости, спекулятивной глубине или символическому гению Евангелия от Иоанна, ничего, что демонстрировало бы какое-либо осознание логически необходимого единства бытия, никакого намека на понимание того, что все, что существование должно проистекать из одного и того же творческого источника, одного и того же трансцендентного Логоса, и поэтому должно быть по существу добрым и неотделимым от Бога, создавшего его.
- ^ Саутгейт, Кристофер (2008). Стон творения . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 32–34. ISBN 9780664230906 .
- ^ Булгаков, Сергей (2001). "Зло". Невеста Агнца . Перевод Якима Бориса. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс. стр. 148–149. ISBN 9780802839152 .
Творческое бытие допускает существование различных возможностей, которые не равнозначны, даже если их совокупность дает положительный и желаемый результат. Само наличие различных возможностей уже означает, что ни одна из них не является непогрешимой или совершенной, что все находятся в состоянии поиска. Совершенство — это то, к чему стремятся, а не даются существа, не знающие шедевра , и это не только из-за греха, но прежде всего из-за тварности. Именно в этом смысле (в каком другом?) Писание говорит об ангелах: «Ангелов Своих Он [Бог] обвинил в безумии» (Иов 4:18). Служение святых Ангелов, свободное от зла и греховности, может содержать ошибки и недостатки просто вследствие тварной ограниченности и потому несовершенства. Эта ограниченность существ и вытекающее из этого непогрешимое состояние при отсутствии шедевра проявляются и в тварном творчестве. Даже если бы зло не вошло в мир, эта возможность и наличие тварных ошибок и несовершенств были бы неизбежны. Конечно, мы имеем здесь в виду именно тварную сторону становления мира, но последняя не ограничивается этой стороной. Сюда входит и божественное участие промысла с его непогрешимостью по отношению к тварным заблуждениям и ограниченности. Таким образом, со стороны природы тварное творчество влечет за собой не только возможность, но даже неизбежность ошибок, которые сами по себе еще не являются злом, но подготавливают место злу. Само по себе творчество тварей есть дело любви и снисхождения Божиего, поручающее ограниченным силам тварей исполнение воли Божией «и на небе, и на земле».
- ^ Грин, преподобный Питер (1920). Проблема зла: попытка показать, что существование греха и боли в мире не противоречит доброте и силе Бога . Лондон, Великобритания: Longmans, Green and Co.
- ^ «ОБЗОРЫ КНИГ: ОБУЧЕНИЕ PUSEY HOUSE: Проблема зла» (PDF) . Церковник : 344–345. 1920. Архивировано из оригинала (PDF) 18 июня 2022 года.
- ^ Родзянко, епископ Василий (1996). «Современная космология и древняя теология [Отрывок из книги: Теория большого взрыва и вера отцов]» . Епископ Василий (Родзянко) . Перевод Суизи, Мэрилин. Архивировано из оригинала 12 декабря 2012 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ Родзянко, епископ Василий (1996). «Введение из книги: Теория большого взрыва и вера отцов» . Епископ Василий (Родзянко) . Архивировано из оригинала 14 августа 2022 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ Родзянко, епископ Василий (1996). «Часть 1: Космология и теология из книги: Теория большого взрыва и вера отцов» . Епископ Василий (Родзянко) . Архивировано из оригинала 14 августа 2022 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ Родзянко, епископ Василий (1996). «Часть 2: Каппадокийское богословие из книги: Теория большого взрыва и вера отцов» . Епископ Василий (Родзянко) . Архивировано из оригинала 14 августа 2022 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ Уитэм, Ларри (17 сентября 2019 г.). «Вспоминая епископа Василия Родзянко: 1915-1999» . Православная Церковь в Америке . Архивировано из оригинала 13 февраля 2023 года . Проверено 17 февраля 2023 г.
В один из своих визитов в Россию в 1990 году он почти полгода провёл в Свято-Троицком Сергиевом монастыре, где вел научную работу в библиотеке и читал курс лекций. В результате этого пребывания он завершил свою книгу «Теория большого взрыва и вера святых отцов» (опубликована в 1996 году).
- ^ Храмов, Александр В. (январь 2017 г.). «Вписывание эволюции в христианскую веру: восточно-православный подход» (PDF) . Международный журнал православного богословия . Архивировано (PDF) из оригинала 11 августа 2022 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ Армстронг, Дэвид (26 августа 2021 г.). «Адам Павла и Христос Павла» . Многолетнее отступление . Архивировано из оригинала 3 июля 2022 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ Khramov, Alexander V. (2019). Обезьяна и Адам: Может ли христианин быть эволюционистом? (Monkey and Adam: Can a Christian be an Evolutionist?) . Archived from the original on 12 September 2022 . Retrieved 5 February 2023 .
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Сидоров Даниил (19 февраля 2019 г.). «Палеонтолог Александр Храмов: Для моего мозга существование Бога очевидно» . Журнал «Татьянин день» . Архивировано из оригинала 7 декабря 2022 года . Проверено 7 февраля 2023 г.
- ^ «Вопросы богословия» . Эсхатос . 2019. Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 7 февраля 2023 г.
В 2019 году книга Храмова дважды рецензировалась для российского журнала «Вопросы богословия» протоиерей Беломыцев И.А. Олег Мумриков (том 1, № 1) и Алексей Гагинский (том 2, № 2). Гагинский говорит, что книга Храмова «предлагает средний путь, называемый альтеризмом», между «фундаменталистским креационизмом и теистическим эволюционизмом».