Маркус Ястроу
Маркус Ястроу | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | |
Умер | 13 октября 1903 г. Джермантаун, Филадельфия , США | ( 74 года
Религия | иудаизм |
Альма-матер | Университет Галле |
Маркус Ястроу и раввин немецкого происхождения (5 июня 1829 — 13 октября 1903) — американский талмудист , наиболее известный как автор популярного и всеобъемлющего словаря Таргумим , Талмуда Бабли , Талмуда Йерушалми и мидрашей литературы .
Ястров родился в Рогасене в Великом герцогстве Позен , Пруссия . После получения семихи (раввинского рукоположения) доктор философии. и доктор литературы ( D.Litt. ), он стал раввином тогдашней православной конгрегации Родефа Шалома в Филадельфии в 1866 году в возрасте тридцати семи лет. В 1886 году он начал публиковать свой выдающийся опус «Словарь таргумим » , «Талмуд Бабли», «Талмуд Йерушалми и мидрашскую литературу » в виде брошюры. Наконец, он был завершен и опубликован в двухтомнике в 1903 году и с тех пор стал популярным ресурсом для изучающих Талмуд. В предисловии к этому труду Ястроу подверг резкой критике тех ученых -лингвистов и этимологов , которые утверждали, что малопонятные термины в талмудической литературе в первую очередь произошли от греческого койне . Ястроу считал, что греческое влияние на еврейский вавилонский арамейский язык было минимальным и что большинство малоизвестных терминов гораздо проще объяснить еврейским происхождением. Ястроу также был автором большинства статей по Талмуду в Еврейской энциклопедии. .
Биография
[ редактировать ]Маркус Ястроу был пятым ребенком Авраама Ястроу и Йетты (Генриетты) Ролле. До 1840 года он получил частное образование. В 1844 году он поступил в третий класс гимназии Фридриха Вильгельма в Позене , которую окончил в 1852 году. Оттуда он отправился в Галле , который окончил в 1855 году, получив степень доктора философии. Тем временем он продолжал изучать иудаизм и в 1853 году, в возрасте 24 лет, получил семиху от раввина Моисея Фейльхенфельда в Рогазене, а позже, в 1857 году, от раввина Вольфа Ландау в Дрездене . Ястроу некоторое время преподавал в ортодоксальных еврейских школах Берлина , сначала в школе Дэвида Розена, затем в Майкла Сакса . школе [ 1 ]
Присоединяется к польской революции
[ редактировать ]В 1858 году по рекомендации Генриха Греца Ястров снова перешел в качестве раввина в ведущую православную общину Варшавы , частную «немецкую синагогу» на улице Даниловичовской. [ 2 ] и с головой ушел в изучение польского языка и польских условий. К 27 февраля 1861 года национальное чувство в Польше поднялось настолько высоко, что правительство вызвало армию; пять жертв погибли в Краковском предместье в Варшаве, а их похороны и поминальная служба были превращены в патриотические демонстрации, в которых впервые евреи Польши приняли участие как община.
Хотя был Шаббат присоединились три раввина , включая Ястрова , к похоронной процессии ; на поминальной службе в своей синагоге, также в субботу, Ястров произнес свою первую польскую проповедь, которая вызвала такой большой энтузиазм, что в воскресенье его слушатели снова собрались и записали ее под его диктовку. В обход цензуры они за неделю распространили десять тысяч экземпляров рукописи.
Хотя в то время это вызывало споры, произнесение проповеди на польском языке не нарушает никаких ограничений для ортодоксальных евреев, равно как и пешее следование похоронной процессии в субботу. Сегодня большинство ортодоксальных раввинов читают лекции на своем местном языке.
Под разными предлогами трое раввинов были арестованы (10 ноября 1861 г.) и заключены в Варшавскую цитадель . В течение 23 дней Ястроу содержался в одиночной камере ; в течение 72 дней он делил камеру с Доу Бер Мейзелсом . Его освободили 12 февраля 1862 года, когда его, как подданного Пруссии , отправили через границу. Во время заключения от него потребовали письменно ответить на три вопроса, касающихся отношения евреев к польским христианам в их оппозиции правительству. [ 3 ]
Возвращается в Варшаву
[ редактировать ]Пошатнувшийся здоровьем Ястров с семьей провел весну и лето 1862 года в Бреслау , Берлине и Дрездене ; осенью он принял звонок от еврейской общины Мангейма . Несколько недель спустя, в ноябре 1862 года, приказ о его изгнании был отменен, что дало повод для разногласий между общиной в Варшаве (которая продолжала получать ему зарплату до тех пор, пока он не отправился в Мангейм) и общиной Мангейма; по просьбе Ястрова последний освободил его. Через несколько месяцев после его возвращения в Варшаву (январь 1863) вспыхнула революция . В ходе рассмотрения дела и во время поездки Ястрова его прусский паспорт был аннулирован, и ему не разрешили вернуться в Варшаву.
Литературными результатами его польского периода являются: Положение евреев в Польше (анонимно; Гамбург, 1859 г.); Казания Польские, сборник польских проповедей (Познань, 1863 г.); Предвестники Польского восстания (анонимно; Гамбург, 1864). Вероятно, он сыграл значительную роль в изготовлении «Освещения министерского отчета» (Гамбург, 1859 [?]). В июле 1864 года Ястроу принял вызов в Вормс в качестве окружного раввина и там подготовил Vier Jahrhunderte aus der Gesch. евреев от разрушения Первого Храма до посвящения Храма Маккавеями (Гейдельберг, 1865 г.).
Организация помощи американским евреям
[ редактировать ]Осенью 1866 года он отправился в Филадельфию в качестве раввина ашкеназской общины Родеф Шалом , с которой был связан до самой смерти, оставаясь на действительной службе до 1892 года и отождествляя себя с интересами еврейской общины.
Проблемой, обсуждавшейся в то время, была организация, которую на Востоке продвигал ортодоксальный Исаак Лизер , а на Западе реформист Исаак Майер Уайз . Он касался высшего образования, представительства и регулирования литургических изменений, и личность Ястрова стала фактором в его решении. Когда благодаря усилиям Лизера в октябре 1867 года в Филадельфии был открыт Колледж Маймонида , первый раввинский колледж в Соединенных Штатах, Ястроу занял кафедру религиозной философии и еврейской истории, а позже также и экзегезы ; его ассоциировали с колледжем, пока он не закрылся четыре года спустя. Поддержал план организации Совета делегатов гражданских и религиозных прав и под его эгидой Еврейского издательского общества (1873). Однако основная его деятельность с 1867 по 1871 год была направлена на борьбу с тенденциями, выраженными в резолюциях раввинских конференций 1869 и 1871 годов. Его противодействие им нашло выражение в ряде полемических статей, опубликованных в Еврейский лидер и The Jewish Times.
К этому же периоду относится его сотрудничество с ведущим раввином Балтимора Бенджамином Сольдом последнего в пересмотре сидура ( Седер Абодат Исраэль ) и Хирша Эдельмана домашнего сидура , Гегьона Леба или «Молитвенника Ландшута», и его перевод того же сиддурима на английский язык. В его общине влияние Ястроу привело к консолидации и росту; в еврейской общине он участвовал в формировании и реорганизации обществ.
В 1876 году Ястроу тяжело заболел, и в течение нескольких лет его общественная деятельность была ограничена плохим здоровьем, что вызвало необходимость пребывания на юге Европы. В этот период уединения у него полностью созрели планы своего великого труда «Словарь таргумим», «Талмуд Бабли и Йерушалми» и «Мидрашская литература» (Лондон и Нью-Йорк, 1886–1903). Когда словарь приближался к завершению в рукописи (1895 г.), Еврейское издательское общество Америки собиралось начать работу над проектом нового перевода Библии на английский язык, и Джастроу было поручено его главное редактирование. На момент его смерти перевод более половины книг Библии был им отредактирован.
Помимо этих двух великих начинаний, он был членом Издательского комитета Еврейского издательского общества с момента его основания и был связан с «Еврейской энциклопедией» в качестве редактора отдела Талмуда; он принимал видное участие в работе Ассоциации еврейских священников , занимал место в центральном правлении Вселенского израильского союза в Париже, входил в комитет Мекице Нирдамим , был одним из вице-президентов Американской федерации. сионистов и принимал активное участие в удовлетворении материальных и интеллектуальных потребностей русских иммигрантов.
Первоначально Ястроу разрешил своей общине присоединиться к Реформистскому союзу американских еврейских общин . После того, как реформистское движение объединилось вокруг радикальной « Питтсбургской платформы » в 1885 году, Ястроу вместе со многими другими раввинами того времени вышел из членства в своей общине.
В 1886 году вместе с раввином Генри Перейрой Мендесом , основателем Ортодоксального союза , он помог раввину Сабато Мораишу основать Еврейскую теологическую семинарию Америки . И только в 1913 году, через десять лет после смерти Ястрова, следующее поколение руководства изменило ортодоксальные принципы школы, и из них возник консервативный иудаизм .
Он был смещен своей общиной в сентябре 1892 года в пользу рукоположенного реформатором Генри Берковица . Ястроу объяснил это решение растущей популярностью радикальных реформ и желанием конгрегации конкурировать за членство с более либеральными синагогами. В своей прощальной речи он отчитал свою паству, настаивая на том, что «тот, кто не чувствует себя в согласии с догматами израильской религии, передаваемыми из поколения в поколение, [не имеет] права занимать еврейскую кафедру, установленную для провозглашение еврейских доктрин». Он предпринял ряд усилий, чтобы предотвратить проведение некоторых реформ, в том числе статьи в общественной прессе. В 1894 году Совет почувствовал необходимость написать ему и попросить воздержаться от публикации статей, которые могли бы вызвать раздор в собрании. Он служил почетным раввином общины, пока не умер в 1903 году во время еврейского праздника Шмини Ацерет в Джермантауне, Филадельфия .
В 1900 году Пенсильванский университет присвоил ему степень доктора литературы.
Помимо ранее упомянутых журналов, его статьи публикуются в Revue des Études Juives ; Франкеля Ежемесячный журнал ; журнал Берлинера по науке иудаизма ; Сиппурим ; Журнал библейской литературы ; иврит ; Молодой Израиль ; Ливан ; «Еврейский рекорд»; Еврейский посланник ; американский иврит ; Еврейский представитель ; и т. д.
Религиозные взгляды
[ редактировать ]Наряду с Бенджамином Сольдом и Фредериком де Сола Мендесом , Маркус Ястроу был охарактеризован еврейским историком Джейкобом Рейдером Маркусом как представитель правого крыла ранних американских реформ . [ 4 ] Будучи противником Питтсбургской платформы , он разрешил установить орган в общине Родеф Шалом.
Личная жизнь
[ редактировать ]Джастроу был отцом Джозефа Джастроу , Морриса Джастроу-младшего , Элис Джастроу, Энни Джастроу и Нелли Джастроу. Элизабет Джастроу , классический археолог, была его племянницей.
Библиография
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Сайрус Адлер и Генриетта Сольд (1901–1906). «Ястроу, Маркус (Мордекай)» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- М. Ястров, «Беар Мейзельс, главный раввин Варшавы, картина жизни на историческом фоне, созданная в соответствии с его собственным взглядом», в журнале «Еврейский лидер» , 1 апреля — 1 июля 1870 г.
- Еврейский экспонент, 16 октября 1903 г.
- История общины Родеф Шалом , Филадельфия, 1802–1926 гг. Дэвис, Эдвард, Филадельфия, 1926 год.
- «Предупреждающий голос: прощальная проповедь по случаю его выхода на пенсию». Филадельфия, [сн], 1892 г.
- Защитник ортодоксального иудаизма: биография преподобного Сабато Мораиса, доктора юридических наук.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ястроу, Маркус (Мордекай)» . Еврейская энциклопедия.com.
- ^ «ЙИВО | Ястроу, Маркус» . yivoencyclepedia.org .
- см. ↑ «Еврейский лидер», 15, 22 июля 1870 г.
- ^ Маркус, Джейкоб Рейдер (1989). Евреи США, 1776–1985 гг . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 649.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словарь Ястрова в Wikisource
- Словарь Ястрова в Сефарии
- Словарь Ястроу в формате PDF, том I на etana.org ; Словарь Ястроу в PDF, том II на etana.org
- Словарь Джастроу открыт для онлайн-доступа в алфавитном порядке в Tyndale House
- История и будущее словаря Ястрова
- Благодарственная проповедь Ястрова в Родеф Шаломе, 26 ноября 1866 г. - полный просмотр в Интернет-архиве
- Очерки Ястрова по еврейской истории, написанные в Вормсе в 1865 году - полный просмотр в Интернет-архиве.
- Маркус Мордехай Ястроу
- 1829 рождений
- 1903 смерти
- Американские писатели-мужчины XIX века
- Американские писатели-публицисты XIX века.
- Американские раввины XIX века
- Лексикографы XIX века
- Американские лексикографы
- Американские писатели-мужчины научной литературы
- Американские ортодоксальные раввины
- Американские люди немецко-еврейского происхождения
- Немецкие эмигранты в США
- Американские писатели-евреи-фантасты
- Еврейские лексикографы
- Выпускники Университета Мартина Лютера Галле-Виттенберг
- Люди из Великого герцогства Познань
- Жители округа Оборники.
- Польские православные раввины
- Талмудисты
- Преподаватель Пенсильванского университета