Сабато Мораис
Раввин Сабато Мораис | |
---|---|
![]() Сабато Мораис, Еврейская энциклопедия (1906) | |
Рожденный | |
Умер | 11 ноября 1897 г. | (74 года)
Место отдыха | Кладбище Микве Исраэль (11-е и федеральное) , Филадельфия , Пенсильвания |
Род занятий | Раввин , Посек |
Сабато Мораис ( иврит : שבתאי מוראיס ; 13 апреля 1823 — 11 ноября 1897) — итало -американский раввин португальского происхождения , руководитель синагоги Микве Исраэль в семинарии Филадельфии , которая первоначально действовала как центр образования для ортодоксальных раввинов.
Ранние годы
[ редактировать ]Мораис родился в Ливорно , Италия . Он был старшим сыном и третьим из девяти детей Самуэля и Боны Мораис. Семья Мораиш происходила из Португалии и , вероятно, принадлежала к большому числу евреев, бежавших оттуда от инквизиции . На момент рождения Сабато Италия находилась в самом разгаре великой борьбы за свободу. Самуэль Мораис был ярым республиканцем, одно время находившимся в тюрьме за свои политические взгляды, а его отец, Сабато Мораис, был заметно связан с политическими движениями своего времени.
На юного Сабато рано легла ответственность помогать семье. Еще будучи ребенком, он немного зарабатывал, обучая других детей гимнам и молитвам на иврите , одновременно продолжая собственное обучение у раввинов Фунаро, Куриата и других, а затем у своего учителя иврита, раввина Авраама Баруха Пиперно, и получил почетное упоминание в журналах belles. -письма профессора Сальваторе де Бенедетти . Помимо иврита и итальянского языка , он познакомился с арамейским , французским и испанским языками .
Он оставался у себя дома, обучаясь и преподавая до 1845 года, когда он отправился в Лондон, чтобы подать заявление на вакантную должность помощника хазана испанской и португальской общины в этом городе. (Позиция «хазана», буквально « кантора », в контексте американского иудаизма XIX века в целом была эквивалентна современной позиции «раввина»). Из-за незнания английского языка ему это не удалось, и он вернулся домой, но в следующем году (1846 г.) принял приглашение стать учителем иврита в школе для сирот той же общины. Здесь он оставался пять лет, совершенствуя при этом английский язык. В этот период он подружился с Жозефом Мадзини , и борьба этого патриота за свободу Италии была горячо поддержана Мораисом.
Избран хаззан в Филадельфии.
[ редактировать ]В 1850 году из-за ухода Исаака Лизера кафедра синагоги Микве Исраэль в Филадельфии стала вакантной, и Мораис был претендентом на этот пост. Он прибыл в Филадельфию 17 марта 1851 года и был избран 13 апреля после того, как в этот период он проводил синагогальные службы. В 1855 году он женился на Кларе Эстер Вейль, которая умерла в 1872 году, оставив семерых детей. С момента его назначения на пост хазана и до самой смерти его влияние на традиционный (ортодоксальный) иудаизм постоянно возрастало. Синагога, ранее (около 1906 г.), занимаемая общиной Микве Исраэль, была построена и освящена во время его правления.
Хотя его служение охватило период наибольшей активности в адаптации иудаизма в Америке к изменившимся условиям, он, как защитник ортодоксального иудаизма , противостоял всем призывам в пользу ритуальных новшеств и отступлений от традиционной практики, завоевав уважение своих оппонентов благодаря его последовательность и целостность. Его проповеди охватывали широкий спектр мыслей и действий, и он показал высоту своего духа, когда, несмотря на сопротивление прихожан выражению его взглядов во время Гражданской войны в США , он продолжал, как в молитвах, так и в своих беседах, продемонстрировать свое горячее сочувствие делу раба . В знак признательности за его отношение в эти трудные времена Клуб Союзной лиги Филадельфии включил его в список своих почетных членов.
Помощь в основании Духовной семинарии.
[ редактировать ]Когда в 1867 году колледж Маймонида был основан в Филадельфии , Мораис стал профессором Библии и библейской литературы и занимал эту кафедру в течение шести лет существования колледжа. В течение нескольких лет после этого он ощущал острую необходимость в учреждении для подготовки еврейских служителей по историческим и традиционным принципам, а декларации Питтсбургской конференции 1885 года побудили его к немедленным действиям. После значительной агитации по этому поводу ему удалось вместе с несколькими другими основать (январь 1886 г.) Еврейскую теологическую семинарию в Нью-Йорке.
Его сразу же сделали президентом факультета и профессором Библии, и он занимал оба поста до своей смерти. Несомненно, создание семинарии представляет собой самое продолжительное влияние Мораиса на иудаизм в Америке. Руководители этого органа достойно отдали должное его памяти, назвав кафедру библейской литературы и экзегезы «профессорством Сабато Мораиса». В 1887 году Пенсильванский университет присвоил ему почетную степень доктора права , и он стал первым евреем, удостоенным такой чести. Многие из его работ, очевидно, хранятся в библиотеке этого учреждения.
Его многогранная деятельность
[ редактировать ]Помимо работы, которую он выполнял на официальных должностях, Мораис наиболее активно занимался религиозными, образовательными и благотворительными делами. Общество еврейской воскресной школы, Общество еврейского образования Филадельфии и Еврейская ассоциация молодых людей этого города считали его одним из своих самых верных друзей. У себя дома он собрал вокруг себя небольшую группу молодых людей, которых он обучал ивриту , Талмуду и еврейской истории и в которых он внушил ревностную любовь к иудаизму, которая оказала весьма заметное влияние на характер не только его учеников (среди них Исаак Гусик ), но из общины [ который? ] в целом. Среди его детей Генри Самуэль Мораис также был известным общинным раввином, служившим в нескольких различных общинах в Микве Исраэль и других общинах в Нью-Йорке и Род-Айленде .
Сильный консерватизм евреев Филадельфии и горячий интерес к высшим вещам иудаизма, проявляемый молодыми людьми этого города, могут быть в значительной степени напрямую связаны с влиянием Сабато Мораиса. Он очень интересовался Вселенским израильским союзом и вел постоянную переписку с раввинами и учеными в Европе и на Востоке . Через своего друга шевалье Эмануэля Феличе Венециани , раздателя милостыни барона де Хирша , он получил возможность обеспечить своевременную помощь сельскохозяйственным колониям в Нью-Джерси и был представителем барона де Хирша в колонии Кармель .
Когда в 1882 году начался русско-еврейский исход и русские евреи в большом количестве поселились в Филадельфии, Мораис сразу же стал их другом. Хотя он не мог говорить на их языке, его прекрасное знание иврита как живого языка давало ему удобное средство общения. Среди язычников он также был широко известен и почитаем, и его очень часто призывали выступать на публичных собраниях.
Помимо проповедей, он внес большой вклад в еврейскую литературу в виде обращений к различным еврейским организациям, а также богословских, полемических, литературных и критических статей для еврейской прессы внутри страны и за рубежом. Он писал классический иврит в прозе и стихах с легкостью и элегантностью.
Всю свою жизнь Мораис поддерживал тесные (культурные, религиозные и политические) связи со своей родиной – Италией. Его переводы и эссе по итальянскому еврейству сделали его отцом-основателем итальянских еврейских исследований в Америке.
Среди его более поздних работ:
- Перевод Пролегомен к грамматике иврита ( С.Д. Луццатто в пятом двухгодичном отчете Еврейской теологической семинарии )
- Очерк о евреях в Италии (во втором двухгодичном отчете того же периода)
- Итальянская еврейская литература (в публикациях Грац-колледжа , 1897 г.)
- Его перевод Книги Иеремии для Библии Еврейского издательского общества Америки был завершен незадолго до его смерти, которая произошла в Филадельфии 11 ноября 1897 года.
Мориас похоронен на кладбище Микве Исраэль (11-м и федеральном) .
Библиография
[ редактировать ]- Артур Кирон (1999). «Золотые века, земли обетованные: викторианский раввинский гуманизм Сабато Мораиса» . доктор философии Диссертация. Колумбийский университет. Архивировано из оригинала ( PDF ) 22 октября 2007 г. . Проверено 6 декабря 2006 г.
- Кирон, Артур (1992). «Документы Сабато Мораиса – В поисках помощи» . АРК МС8 . Проверено 6 декабря 2006 г.
- Кирон, Артур (1996). « Пыль и пепел: похороны и забвение Сабато Мораиса». Американская еврейская история . 84 (3): 155–188. дои : 10.1353/ajh.1996.0038 . S2CID 162106324 .
- Адлер, Сайрус ; Сульцбергер, Сайрус Л. (1906). «Сабато Мораиш». Еврейская энциклопедия .
- В статье JE цитируются следующие работы:
- Х. С. Мораис , Евреи Филадельфии , Филадельфия, 1894 г.;
- Мемуары Х. С. Мораиса в шестом двухгодичном отчете Ассоциации еврейской теологической семинарии , Нью-Йорк, 1896 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кирон, Артур (2015). «Вестники долга: Сефардская итальянско-еврейская теологическая семинария Сабато Мораис» . Еврейский ежеквартальный обзор . 105 (2): 206–249. дои : 10.1353/jqr.2015.0013 . S2CID 161666309 — через Project MUSE .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1823 рождения
- 1897 смертей
- Ливорнские евреи
- Итальянские раввины XIX века
- Американский народ португальско-еврейского происхождения
- Американские ортодоксальные раввины
- Итальянские православные раввины
- Хазаны
- Итальянские эмигранты в США
- Итальянские певцы XIX века
- Американские раввины XIX века
- Американские евреи-сефарды XIX века