Исаак Лизер
Исаак Лизер | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Нойенкирхен/Рейн , Вестфалия (современная Германия) | 12 декабря 1806 г.
Умер | 1 февраля 1868 г. | ( 61 год
Исаак Лизер (12 декабря 1806 г. - 1 февраля 1868 г.) был американским ортодоксальным еврейским религиозным лидером, учителем, ученым и издателем. [ 1 ] Он помог основать еврейскую прессу Америки, сделал первый еврейский перевод Библии на английский язык и помог организовать различные социальные и образовательные организации. Его считают одним из самых важных американских еврейских деятелей девятнадцатого века. Он был «яростным противником» реформистского иудаизма. [ 2 ] и считался одним из самых важных «ортодоксальных» раввинов своей эпохи. Лизер считается предшественником как современного ортодоксального иудаизма , так и консервативного иудаизма .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Исаак Лизер родился у Сары Лизер и ее мужа Леффмана Лизера в Нойенкирхене/Рейне , Вестфалия , но его родители умерли, когда он был маленьким. Его бабушка поощряла его изучение религии под руководством главного раввина Мюнстера . Молодой Лизер получил образование в начальной школе в соседнем Дюльмене , а затем в гимназии в Мюнстере . Это дало ему прочные знания латыни , немецкого языка и иврита . Он также изучал талмудические трактаты Моед , Бава Меция и части Кодашим и Бава Батра .
Карьера
[ редактировать ]Молодой Лизер эмигрировал в Америку и прибыл в Ричмонд, штат Вирджиния, в мае 1824 года. Его дядя, Залма Рехине (1757-1843), уважаемый купец в этом городе, отправил Лизера в частную школу изучать английский язык, но через десять недель школа закрыто. своего дяди Лизер проработал в бухгалтерии пять лет. [ 3 ] Он также помогал хазану , обучая религии по субботам и воскресеньям, а также защищая иудаизм в общественной прессе, когда он подвергался нападкам.
Конгрегация Микве Исраэль в Филадельфии
[ редактировать ]письмо В 1828 году Лизер опубликовал в « Ричмонд-виг» , в котором использовал еврейскую историю в ответ на антисемитскую статью в « London Quarterly» . Это привлекло внимание еврейских общин Ричмонда, а также Филадельфии. Примерно в это же время умер Авраам Исраэль Киз, который в течение четырех лет служил хазаном Конгрегации Микве Исраэль в Филадельфии. Лизер принял приглашение общины стать его преемником, хотя несколько предыдущих хазанов были евреями-сефардами . Шесть лет спустя он изложил свое обоснование в письме раввину Соломону Хиршеллу из Лондона: «Зная, что у меня нет должной квалификации, я бы никогда не согласился служить, если бы у меня были другие, более подходящие с точки зрения положения, информации или других качеств. был здесь; но, поскольку это было не так (о чем свидетельствует то, что по крайней мере в этой стране существовало еще две общины без регулярного хазана ), я согласился служить».
В августе 1829 года Лизер прибыл в Филадельфию с рукописью своей первой книги ( «Евреи и Моисеев закон »). Он также принес свежие идеи о своей новой работе. До этого времени хазан в Америке в основном руководил прихожанами молитвами на иврите, а преподобный Киз был известен своим прекрасным голосом. [ 4 ] Однако Лизеру было известно, что преподобный Гершом Мендес Сейшас , первый раввин синагоги и основатель общины, время от времени читал проповеди на английском языке, как и преподобный Соломон Нуньес Карвальо . Лезер знал, что в Гамбурге раввин Готхольд Саломон открыл новые горизонты, произнеся проповедь на немецком языке. Проповедь на немецком языке вскоре стала нормой в реформистских синагогах, и даже некоторые консервативные раввины, такие как Исаак Бернейс , начали произносить проповеди на местном языке. Лизер помог превратить кафедру в кафедру .
2 июня 1830 года Лизер произнес свою первую проповедь на английском языке. После этого он проповедовал регулярно, хотя и только с терпения , до 18 июня 1843 года, когда община официально признала проповедь регулярной. Практика Лизера по регулярному произнесению проповедей в конечном итоге была принята американскими общинами, и проповедь стала одной из стандартных обязанностей еврейских священнослужителей.
Издатель
[ редактировать ]Нехватка книг по еврейской религии беспокоила многих членов его общины. Лизер почти в одиночку снабжал американских евреев текстами, которым они должны были поклоняться. Хотя в Филадельфии было активное издательское сообщество, никто не хотел публиковать его перевод еврейского наставления для детей с немецкого, поэтому Лизер сам напечатал и опубликовал его в 1830 году. Точно так же он выступил с предложениями опубликовать свои переводы « Наставления Джолсона по мозаичной религии» . а также его «Евреи и Моисеев закон» , оба из которых также не получили предложений, поэтому он стал своим собственным издателем.

В 1837 году он отредактировал книгу «Форма молитв: обычаи испанских и португальских евреев» , представляющую собой перевод на английский язык сефардских молитв, используемых в синагоге Микве Исраэль в Филадельфии . [ 5 ]
В 1845 году Лизер опубликовал свое собственное еврейско-английское издание Торы в пяти томах. Это был первый подобный перевод в Соединенных Штатах, и он стал стандартной Библией для англоговорящих евреев в девятнадцатом веке. [ 6 ]
Три года спустя Лизер опубликовал масоретское еврейское издание Танаха , Biblia Hebraica , в сотрудничестве с Джозефом Жакеттом, местным епископальным священником. Это был первый экземпляр такого рода, напечатанный в Америке.
В 1853 году Лизер завершил свой английский перевод всего Танаха , обычно называемого Библией Лизера . В 1857 году он выпустил второе издание этой Библии (форматом фолио). Издание компактного размера (содержащее раздел «Примечания» в конце книги) было напечатано через два года после издания-кварто (которое содержало сноски к более обширным примечаниям), как указано в предпоследнем абзаце предисловия к книге. компактное издание.
Лидер сообщества
[ редактировать ]Многие евреи эмигрировали из Германии в 1830-х и 1840-х годах, и Лезер основал у себя дома бесплатную еврейскую школу, а также путешествовал, чтобы обращаться к другим синагогам. Он помог основать Общество еврейского образования Филадельфии в 1848 году, хотя ему не удалось получить достаточную поддержку для создания сети еврейских школ, которая могла бы конкурировать с местными государственными школами. [ 7 ] После разногласий Лизер ушел из Конгрегации Микве Исраэль в 1850 году, которая назвала итальянского консерватора хазана Сабато Мораиса своим преемником, поскольку Лизер завершил перевод Ветхого Завета, а также курировал открытие первой еврейской школы в Филадельфии (с 22 учениками). 7 апреля 1851 года. Первый раввин эмигрировал в Соединенные Штаты в 1840 году. Лизер никогда не был женат, и многие общины того времени требовали, чтобы хаззан имел жену. [ 8 ] В 1857 году недавно сформированная Конгрегация Бет-Эль-Эмет в Филадельфии призвала Лизера возглавить их, и он служил там до своей смерти. [ 9 ] Когда Лизер начал свою общественную карьеру, в Соединенных Штатах проживало примерно от 12 000 до 15 000 разрозненных евреев и членов общин; К его смерти это сообщество (и его дети) выросло примерно до 200 000 человек. [ 8 ] Он помог объединить их в сообщество частично своей кафедрой, а частично своей прессой.
Лизер продолжал защищать права религиозных меньшинств в рамках американской демократии. В 1840-х и 1850-х годах Лизер использовал свой журнал Occident и American Jewish Advocate, чтобы предупредить еврейскую общину о растущих угрозах их религиозной свободе. Он также объединился с другими религиозными меньшинствами, особенно с баптистами седьмого дня , чтобы выступить против воскресных синих законов , запрещающих работу и другие виды деятельности в « христианскую субботу ». [ 10 ]
Лизер участвовал почти во всех ранних еврейских филантропических мероприятиях в Соединенных Штатах — примеры включают первые еврейские дневные школы , первую еврейскую семинарию , первое еврейское издательское общество. The Occident and American Jewish Advocate приобрели международную репутацию за 25 лет своего руководства. Основанное им Еврейское издательское общество стало предшественником сегодняшнего Еврейского издательского общества Америки , а перевод Библии, сделанный Лизером, стал официальной версией для англоговорящих евреев во всем мире. Незадолго до своей смерти преподобный Лизер помог основать колледж Маймонида и стал его ректором. Это проложило путь к будущим еврейским семинариям в Соединенных Штатах, хотя они закрылись в 1873 году, а Еврейский союзный колледж не был основан в Цинциннати до 1875 года. [ 8 ] [ 11 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Лизер умер в Филадельфии 1 февраля 1868 года в возрасте 61 года, вскоре после публикации десяти томов своих проповедей. Он был похоронен на кладбище своей общины в Западной Филадельфии , которое позже стало совместным кладбищем с его бывшей общиной Микве Исраэль. [ 12 ] В 1998 году Филадельфия установила исторический памятник рядом с кладбищем в знак признания его вклада как учителя и ученого. [ 8 ]
По условиям своего завещания Лизер оставил свою обширную коллекцию писем, брошюр, книг и периодических изданий колледжу Маймонида , который закрылся в 1873 году. Позже, в 1913 году, коллекция перешла в колледж Дропси , который сам закрылся в начале 1980-х годов. Затем коллекция Лизера перешла в Научно-исследовательский институт Анненберга, который в 1993 году стал частью Пенсильванского университета как Центр перспективных исследований иудаики . В библиотеках Пенсильванского университета теперь хранится коллекция Лизера. [ 13 ]
Лизера называли «современным ортодоксальным евреем», потому что он надеялся создать «динамичный симбиоз современной культуры и еврейской традиции». [ 14 ] [ 15 ] Его также изображали как «одного из наиболее красноречивых ораторов» среди небольшой группы американских ортодоксальных раввинов в Соединенных Штатах перед гражданской войной. [ 16 ] [ 17 ]
Работает
[ редактировать ]Лизер опубликовал следующие работы, включая свои собственные книги, свои переводы и книги других авторов.
- Инструкция Джозефа Джолсона по мозаичной религии (перевод Лизера, 1830 г.)
- Евреи и Моисеев закон (1833 г.)
- Беседы (2 тома, 1837 г.)
- Португальские молитвы с английским переводом Лизера (6 томов, 1837 г.)
- Орфографический словарь иврита (1838 г.)
- Катехизис (1839 г.)
- Претензии евреев на равенство прав (1841 г.)
- Беседы (1841)
- The Occident and American Jewish Advocate , ежемесячный журнал (1843—1868).
- Пятикнижие ( (иврит и английский) 5 томов, 1845 г.)
- Ежедневные молитвы, немецкий обряд , с английским переводом Лизера (1848 г.)
- Двадцать четыре книги Священного Писания ( Библия Лизера ) ( 4to , 1853 г.)
- Двадцать четыре книги Священного Писания ( Библия Лизера ) (второе издание, 18 мес . 1857 г.)
- Португальские молитвы с английским переводом Лизера (второе издание, 7 томов, 1857 г.)
- Письма Диаса (1859)
- Инквизиция ) и иудаизм (1860
- Медитации и молитвы (1864)
- Грейс Агилар , Еврейская вера (1864)
- Грейс Агилар, Дух иудаизма (1864)
- Сборник бесед (10 томов, 1867 г.)
- Инструкция Джозефа Джолсона по мозаичной религии (перевод Лизера, второе издание, 1867 г.)
Кроме того, Лизер перевел «Географию Палестины » Джозефа Шварца и вместе с Жакеттом опубликовал издание еврейской Библии.
См. также
[ редактировать ]- История еврейского образования в США до 20 века.
- Еврейские английские переводы Библии
- Еврейская история в Филадельфии
- Отношения американских евреев с федеральным правительством США до 20 века
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Циклопедия Эпплтона, том. III стр. 676
- ^ Национальная библиотека Израиля. «Запад и американский еврейский защитник» . Проверено 21 марта 2019 г.
- ^ Залма Рейн владела рабами в Ричмонде по переписи 1820 года и в Балтиморе по переписи 1840 года, но перепись 1830 года может быть неправильно проиндексирована либо сайтом ancestry.com, либо Национальным архивом.
- ^ Хамецкий, Жюль (2001). Еврейская американская литература: Антология Нортона . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-04809-4 .
- ^ Пенсильванские библиотеки. «Биографический очерк Исаака Лизера» . Цифровой репозиторий Гершвинда-Беннета Исаака Лизера .
- ↑ Перевод Лизера начался с Торы в 1845 году и был завершен в 1853 году. « Еврейская школьная и семейная Библия» , англо-еврейский перевод А. Бениша, была частично одновременной с переводом Лизера, но в целом следовала его прогрессу: ее первый том ( Тора) была опубликована в 1851 году, а окончательный том (Агиография) — в 1861 году. Полные сканы всех оригинальных оттисков обоих переводов можно найти здесь .
- ^ Еврейская энциклопедия, том. 9, с. 673
- ^ Перейти обратно: а б с д «Исторический указатель Исаака Лизера» . Изучите историю Пенсильвании .
- ^ Служба посвящения новой синагоги Бет-Эль-Эмет... в Филадельфии, ... (3 сентября 1857 г.) . Барнард и Джонс. 1857.
- ^ Волк, Кайл Г. (2014). Моральные меньшинства и становление американской демократии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 49-68. ISBN 019937192X .
- ^ Еврейская энциклопедия, Том. 9, с. , доступно в Еврейской энциклопедии: Описательные записи истории.
- ^ «ФИЛАДЕЛЬФИЯ I-Mi: Округ Филадельфия | Пенсильвания-Пенсильвания - Международный проект еврейского кладбища» . Архивировано из оригинала 4 мая 2018 г. Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ Кирон, Артур (2000). Профессионализация мудрости: наследие колледжа Дропси и его библиотеки, в книге Майкла Райана и Денниса Хайда, ред., Коллекции библиотек Пенсильвании, стр. 250 . Филадельфия: Библиотека Пенсильванского университета. п. 190.
- ^ Сассман, Лэнс Дж. (май 1985 г.). «Другой взгляд на Исаака Лизера и первый еврейский перевод Библии в Соединенных Штатах». Современный иудаизм . 5 (2): 159–190. дои : 10.1093/mj/5.2.159 . JSTOR 1396393 .
- ^ См. также Сарна, Джонатан Д. (2004). «Американский иудаизм». В Грюнбергере, Майкл В. (ред.). От убежища до дома: 350 лет еврейской жизни в Америке . Джордж Бразиллер. п. 136. ИСБН 978-0-8076-1537-9 .
Великий ортодоксальный еврейский лидер Исаак Лизер
- ^ Шерман, Моше Д. (декабрь 1999 г.). «Обзор Исаака Лизера и становления американского иудаизма Лэнса Дж. Сассмана». Американская еврейская история . 87 (4): 402–404. дои : 10.1353/ajh.1999.0044 . JSTOR 23886239 . S2CID 162298186 .
- ^ См. также Гурок, Джеффри С. (2009). «Ортодоксальный иудаизм в США» . Еврейские женщины: Комплексная историческая энциклопедия . Проверено 26 марта 2019 г.
Раввин Исаак Лизер, самый важный православный представитель периода до гражданской войны.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Адлер, Сайрус ; Сульцбергер, Майер (1901–1906). «Исаак Лизер» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Комэй, Джоан, «Кто есть кто в еврейской истории» , Oxford University Press (1974). стр 118.
- Левин, Ицхок, « Исаак Лизер: архитектор традиционного иудаизма в Америке» [ постоянная мертвая ссылка ] », The Jewish Press , 20 июня 2007 г. Проверено 26 июля 2011 г.
- Сассман, Лэнс Дж. 1985. «Еще один взгляд на Исаака Лизера и первый перевод еврейской Библии в Соединенных Штатах. Современный иудаизм 5.2: 159–190.
- Сассман, Лэнс Дж. , Исаак Лизер и становление американского иудаизма , издательство Wayne State University Press (1995).
- Гольдман, Йосеф , Печать на иврите в Америке , YGBooks, 2006.
- Волк, Кайл Г. (2014). Моральные меньшинства и становление американской демократии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 49–68. ISBN 019937192X .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Письма и первоисточники
[ редактировать ]
- Цифровое хранилище Гершвинда-Беннета Исаака Лизера
- Публикации Исаака Лизера в Интернет-архиве
- The Occident and American Jewish Advocate : содержит многие работы Лизера, в том числе
Статьи об Исааке Лизере
[ редактировать ]- Некоторые заметки об Исааке Лизере , автор Зев Элефф (12 января 2014 г.).
- Исаак Лизер: Правильный человек в неподходящее время , автор Аарон Ракеффет-Роткофф (25 декабря 2013 г.).
- Переводчики Библии на английский язык
- Редакторы американских газет
- Американские люди немецко-еврейского происхождения
- Немецкие евреи-ашкенази
- Люди из Штайнфурта (район)
- Люди из провинции Вестфалия
- 1806 рождений
- 1868 смертей
- Еврейские переводчики Библии
- Американские журналисты XIX века
- Американские переводчики XIX века
- Американские журналисты-мужчины
- Американские писатели-мужчины XIX века
- Американские ортодоксальные раввины
- Люди из Ричмонда, Вирджиния
- Американские раввины XIX века
- Американские евреи-ашкенази