Золотое руно
В греческой мифологии Золотое руно ( древнегреческий : Χρυσόμαλλον δέρας , латинизированное : Khrysómallon déras , букв. Златоволосая шкура») — это руно золотошерстного « , [а] крылатый баран , Хрисомаллос спасший Фрикса и доставивший его в Колхиду , где Фрикс затем принес его в жертву Зевсу . Фрикс отдал руно царю Ээту , который хранил его в священной роще, откуда Ясон и аргонавты украли его с помощью Медеи , дочери Ээта. Руно – символ власти и королевской власти.
В историческом повествовании герой Ясон и его команда аргонавтов отправились на поиски руна по приказу царя Пелия , чтобы по праву посадить Ясона на трон Иолка в Фессалии . С помощью Медеи они приобретают Золотое руно. Эта история очень древняя и была актуальна во времена Гомера (восьмой век до нашей эры). Он сохранился в различных формах, детали которых различаются.
В настоящее время геральдические варианты Золотого руна часто используются в Грузии , особенно для гербов и флагов, связанных с муниципалитетами и городами Западной Грузии (Историческая Колхида), включая гербы города Кутаиси , древней столицы Колхиды. .
Сюжет
[ редактировать ]Часть серии о |
Греческая мифология |
---|
Божества |
Герои и героизм |
Связанный |
Портал Древней Греции Портал мифов |
Атамас, основатель Фессалии, а также царь города Орхомен в Беотии (область юго-восточной Греции богиню Нефелу ), взял в качестве своей первой жены . У них было двое детей, мальчик Фрикс (чье имя означает «кудрявый», как по фактуре бараньей шерсти) и девочка Хелле . Позже Афам влюбился в Ино , дочь Кадма , и женился на ней . Когда Нефела в гневе ушла, на землю пришла засуха.
Ино завидовала своим пасынкам и планировала их смерть; в некоторых версиях она убедила Афамаса, что принесение в жертву Фрикса — единственный способ положить конец засухе. Нефела, или ее дух, явилась детям с крылатым бараном, чья шерсть была золотой . [б] Баран был зачат Посейдоном в его примитивной форме барана от Феофаны , нимфы. [с] и внучка Гелиоса , бога Солнца. По словам Гигина , [2] Посейдон отнес Феофану на остров, где превратил ее в овцу, чтобы иметь возможность пробираться с ней среди стад. Там другие женихи Феофана не могли различить бога-барана и его супругу. [3]
Дети Нефелы спаслись на желтом таране над морем, но Хелле упала и утонула в проливе, названном теперь в ее честь, Геллеспонт . Баран говорил с Фриксом, ободряя его: [д] и благополучно отвез мальчика в Колхиду (современный юго-восточный прибрежный район Черного моря), на самом восточном берегу Эвксинского (Черного) моря .Там барана приносили в жертву богам.По сути, этот поступок вернул барана богу Посейдону, и бараном стало созвездие Овна .
Фрикс поселился в доме Ээта , сына бога Солнца Гелиоса. Сохранившееся от овна золотое руно он повесил на дубе в роще, посвященной Аресу , богу войны и одному из Двенадцати олимпийцев . Руно охранял никогда не спящий дракон с зубами, которые могли стать солдатами, если их посадить в землю. Дракон находился у подножия дерева, на котором было положено руно. [5]
В некоторых версиях истории Джейсон пытается усыпить сторожевого змея.
Эволюция сюжета
[ редактировать ]Пиндар использовал поиск Золотого руна в своей Четвертой Пифийской оде (написанной в 462 г. до н.э.), хотя руно не находится на переднем плане. Когда Ээт бросает вызов Ясону запрягать огнедышащих быков, наградой становится руно: «Пусть сделает это царь, капитан корабля! Пусть он сделает это, говорю я, и возьмет себе бессмертное покрывало, руно». , светящиеся спутанными мотками золота». [6]
В более поздних версиях истории говорится, что баран был потомком морского бога Посейдона и Фемисто (реже Нефелы или Феофана ). Классическим повествованием является « Аргонавтика» Аполлония Родосского в середине третьего века до нашей эры , составленная в Александрии и переработанная ранние источники, которые не сохранились. Другая, гораздо менее известная «Аргонавтика», использующая тот же миф, была написана на латыни Валерием Флакком во времена Веспасиана .
Там, где письменные источники терпят неудачу из-за исторических случайностей, иногда у художников-вазописцев можно обнаружить преемственность мифической традиции. История о золотом руне, по-видимому, не имела большого значения для афинян классического периода, поскольку на аттических изделиях пятого века были идентифицированы только два его изображения: кратер в Метрополитен -музее и киликс в Коллекции Ватикана. [и] [ф] [7] В киликсе, нарисованном Дурисом, ок. 480–470 , Ясона извергают изо рта дракона, деталь, которая нелегко вписывается в литературные источники; за драконом с яблони свисает руно. Помощницей Ясона в росписях афинских ваз является не Медея , которая в Афинах была противником Тесея , а Афина .
Интерпретации
[ редактировать ]Давным-давно руно считалось очень важным.
Было предпринято несколько эвгемеристических попыток интерпретировать Золотое руно «реалистично» как отражение какого-либо физического культурного объекта или предполагаемой исторической практики. Например, в XX веке некоторые учёные предположили, что история о золотом руне означает привнесение овцеводства в Грецию с востока; [г] в других прочтениях ученые предположили, что это относится к золотому зерну, [час] или к Солнцу. [я]
Более распространенная интерпретация связывает миф о руне с методом промывания золота из ручьев, который хорошо засвидетельствован (но только примерно с V века до н. э. ) в регионе Грузии к востоку от Черного моря. Овечья шерсть, иногда натянутая на деревянную раму, погружалась в поток, и золотые пятна, принесенные из россыпей выше по течению . в них собирались Руну развешивали на деревьях, чтобы она высохла, прежде чем вытряхивать или вычесывать золото. Альтернативно, шерсть можно использовать на промывочных столах при аллювиальной добыче золота или на промывочных столах на глубоких золотых рудниках . [Дж] Судя по очень ранним золотым предметам из разных культур, промывка золота — очень древний человеческий вид деятельности.
Страбон описывает способ мытья золота:
Говорят, что в их стране золото уносится горными потоками и что варвары добывают его с помощью дырчатых корыт и ворсистых шкур, и что отсюда и происходит миф о золотом руне — если только они не называют их иберийцами. , по тому же имени, что и западные иберийцы , из золотых приисков в обеих странах.
Другая интерпретация основана на упоминаниях в некоторых версиях пурпурной или окрашенной в пурпур ткани. Пурпурный краситель, добываемый из улитки мурекс и родственных ему видов, в древние времена высоко ценился. Одежда из ткани, окрашенной тирским пурпуром, была признаком большого богатства и высокого положения (отсюда и словосочетание «королевский пурпур»). Ассоциация золота с фиолетовым естественна и часто встречается в литературе. [к]
Основные теории
[ редактировать ]Ниже приведены основные из различных интерпретаций руны с примечаниями к источникам и основными критическими обсуждениями:
- Он представляет королевскую власть. [8] [9] [10] [11] [12]
- Он представляет собой содранную кожу Криоса («Барана»), спутника Фрикса . [13]
- Он представляет собой книгу по алхимии . [14] [15]
- Он представляет собой технику письма золотом на пергаменте. [16]
- Это представляет собой форму россыпной добычи, практикуемую, например, в Грузии. [17] [18] [19] [20] [21] [22]
- Он символизирует прощение Богов. [23] [24]
- Он представляет собой дождевое облако. [25] [26]
- Он представляет собой землю золотого зерна. [26] [27]
- Он олицетворяет весеннего героя. [26] [28]
- Он представляет собой море, отражающее солнце. [26] [29] [30]
- Он представляет собой позолоченный нос корабля Фрикса. [26] [31]
- Представляет собой породу овец древней Грузии. [32] [33] [34]
- Он представляет собой богатство, импортированное с Востока. [35]
- Он представляет богатство или технологии Колхиды. [36] [37] [38]
- Это было прикрытием культового изображения Зевса в виде барана. [39]
- Он представляет собой ткань, сотканную из морского шелка . [40] [41] [42]
- Речь идет о путешествии из Греции через Средиземное море через Атлантику в Америку. [43]
- Он представляет собой обмен шерсти, окрашенной в фиолетовый цвет, на грузинское золото. [44]
См. также
[ редактировать ]- Список мифологических объектов
- Абсирт
- Добыча золота
- Орден Золотого Руна
- Гедеон , еще один мотив, представленный руном в христианском искусстве.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Древнегреческий : Chrysomallos , латинизированный : Khrysómallos .
- ^ том, что барана послал Зевс Версия о , слышал Павсаний во втором веке христианской эры (Павсаний, ix.34.5).
- ^ Феофан в равной степени может быть истолкован как «появившийся как богиня» или как «вызвавший появление бога». [1]
- ↑ На щите Ясона, как это было описано в « Аргонавтике » Аполлония , «был Фриксос Миньян , изображенный как будто действительно слушающий барана, и баран, казалось, говорил. Когда вы смотрели на эту пару, вы были поражены онемевший от изумления и обманутый, ибо ты ожидал услышать от них какое-нибудь мудрое изречение, с этой надеждой ты долго взирал на них». [4]
- ^ Ватикан 16545
- ^ Гизела Рихтер опубликовала музея Метрополитен - кратер в: Рихтер, Гизела (1935). «Ясон и золотое руно». Американский журнал археологии . 39 (2): 182–84. дои : 10.2307/498331 . JSTOR 498331 .
- ^ Интерпретация № 12
- ^ Интерпретация № 8
- ^ Интерпретация № 10
- ^ Интерпретация №5
- ^ Интерпретация № 17
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карл Кереньи , Герои греков
- ↑ Гигин, Басни , 163.
- ^ Карл Кереньи Боги греков , (1951) 1980:182f
- ^ Ричард Хантер, тр. Аполлоний Родосский: Джейсон и золотое руно , (Oxford University Press) 1993:21)
- ^ Уильям Годвин (1876 г.). Жизнь некромантов . Лондон, Ф. Дж. Мейсон. п. 41.
- ^ Перевод на Николсон, Найджел (осень – зима 2000 г.). «Многозначность и идеология в Пиндаре «Пифиан» 4.229–30». Феникс . 54 (3/4): 192. дои : 10.2307/1089054 . JSTOR 1089054 . .
- ^ Кинг, Синтия (июль 1983 г.). «Кто этот человек в плаще? Наблюдения за изображениями золотого руна начала пятого века до нашей эры». Американский журнал археологии . 87 (3): 385–87. дои : 10.2307/504803 . JSTOR 504803 . S2CID 193032482 .
- ^ Марк Порций Катон и Марк Теренций Варрон , Управление римскими фермами, Трактаты Катона и Варрона, на английском языке, с примечаниями современных примеров
- ^ Браунд (1994) , стр. 21–23.
- ^ Попко, М. (1974). «Культ Светего руна w hetyckiej Anatolii» [Культ Золотого руна в хеттской Анатолии]. Преглад ориенталистический . 91 : 225–30.
- ^ Ньюман, Джон Кевин (2001) «Золотое руно. Имперская мечта» (Теодор Папангелис и Антониос Ренгакос (ред.). Спутник Аполлония Родия . Лейден: Брилл ( Приложение к Мнемозине 217), 309–40)
- ^ Лордкипанидзе (2001)
- ^ Диодор Сицилийский 4. 47; ср. схолии Аполлония Родия 2. 1144; 4. 119, цитируется « Аргонавтика » Диониса.
- ^ Палефат (четвертый век до н. э.) «О невероятном» (Festa, N. (редактор) (1902) Mythographi Graeca III, 2, Lipsiae, стр. 89
- ^ Иоанн Антиохийский fr.15.3 FHG (5.548)
- ^ Харакс из Пергама (ок. с первого по шестой века) (Якоби, Ф. (1923) Фрагменты греческих историков I (Берлин), IIA, 490, фр. 37)
- ^ Страбон (первый век до н. э.) География I, 2, 39 (Джонс, HL (ред.) (1969) География Страбона (в восьми томах) Лондон «Страбон, География, ЗАМЕЧАНИЕ» . Персей.tufts.edu . Проверено 26 мая 2012 г.
- ^ Тран, Т (1992). «Гидрометаллургия переработки золота». Междисциплинарные научные обзоры . 17 (4): 356–65. Бибкод : 1992ISRv...17..356T . дои : 10.1179/isr.1992.17.4.356 .
- ^ «Золото – в эпоху Классики» . Майлинкс.com. Архивировано из оригинала 3 апреля 2012 года . Проверено 26 мая 2012 г.
- ^ Шукер, Карл П.Н. (1997), От летающих жаб до змей с крыльями , Ллевеллин
- ^ Рено, Мэри (2004), Бык из моря , Стрела (Рэнд)
- ^ опровергнуто в Braund (1994) , с. 24 и Лордкипанидзе (2001)
- ^ Мюллер, Карл Отфрид (1844), Орхомен и миньянцы , Бреслау
- ^ опровергнуто Бэконом (1925) , стр. 64 и далее, 163 и далее.
- ^ Форххаммер, PW (1857) Hellenica Berlin, стр. 205 и далее, 330 и далее.
- ^ Перейти обратно: а б с д и опровергнуто Бэконом (1925)
- ^ Фауст, Адольф (1898), Некоторые немецкие и греческие саги в свете их первоначального значения . Мюлуз
- ^ Шредер, Р. (1899), Легенды об аргонавтах и связанные с ними вопросы , Познань.
- ^ Вуртим, V (1902), "De Argonautarum Vellere aureo", Mnemosyne , New Series, 30, стр. 54–67; 31, с. 116
- ^ Вильгельм Маннхардт , в журнале этнологии , VII, стр. 241 и далее, 281 и далее
- ^ Своронос, М. (1914). Международный журнал нумизматической археологии . XVI : 81–152.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Нинк, М. (1921). «Значение воды в культе и жизни древних». Филологическое приложение . 14 (2).
- ^ Райдер, МЛ (1991). «Последнее слово легенды о Золотом руне?». Оксфордский журнал археологии . 10 :57–60. дои : 10.1111/j.1468-0092.1991.tb00005.x .
- ^ Смит, Дж.Дж.; Смит, Эй Джей (1992). «Золотое руно Джейсона». Оксфордский журнал археологии . 11 : 119–20. дои : 10.1111/j.1468-0092.1992.tb00260.x .
- ^ Бэкон (1925)
- ^ Акакий Урушадзе (1984), Страна чародейки Медеи , Тбилиси
- ^ «Документ без названия» . Архивировано из оригинала 25 ноября 2005 года . Проверено 13 октября 2005 г.
- ^ «Колхида, земля золотого руна, Республика Грузия» . Great-adventures.com . Проверено 26 мая 2012 г.
- ↑ Роберт Грейвс (1944/1945), Золотое руно/Геркулес, Мой товарищ по кораблю , Нью-Йорк: Гроссет и Данлэп
- ^ Веррилл, А. Хаятт (1950), Справочник коллекционера ракушек , Нью-Йорк: Патнэм, стр. 77
- ^ Эбботт, Р. Такер (1972), Королевство морских ракушек , Нью-Йорк: Crown Publishers, стр. 184; «История ткани из морского биссуса» . Designboom.com. Архивировано из оригинала 24 марта 2012 года . Проверено 26 мая 2012 г.
- ^ опровергнуто в работах Барбера (1991) и МакКинли (1999) , стр. 9–29.
- ^ Бейли, Джеймс Р. (1973), Короли-боги и Титаны; Господство Нового Света в древние времена , St. Martin's Press
- ^ Сильвер, Моррис (1992), Экономический подход к древней мифологии , Лейден: Брилл «Название документа» . Members.tripod.com . Проверено 26 мая 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бэкон, Джанет Рут (1925). Путешествие аргонавтов . Лондон: Метуэн.
- Барбер, Элизабет Дж. В. (1991). Доисторический текстиль: развитие ткани в эпоху неолита и бронзового века с особым упором на Эгейское море . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-00224-8 .
- Браунд, Дэвид (1994). Грузия в древности: История Колхиды и Закавказской Иберии, 550 г. до н.э. – 562 г. н.э. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-814473-1 .
- Лордкипанидзе, Отар (2001). «Золотое руно: миф, эвгемеристическое объяснение и археология». Оксфордский журнал археологии . 20 (1): 1–38. дои : 10.1111/1468-0092.00121 .
- МакКинли, Дэниел (1999). Пинна и ее шелковая борода: набег на исторические присвоения . Арс Текстрина. Том. 29. Исследовательский центр Чарльза Бэббиджа.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Золотым руном, на Викискладе?
- связанные с «Историей золотого руна» в Wikisource (1903). Работы Эндрю Ланга,
- проекта «Гутенберг» Текст «Золотое руно и герои, жившие до Ахилла» (1921). Падраика Колума