Золотое руно (опера)
La toison d'or ( «Золотое руно» ), вскоре пересмотренная как Médée à Colchos ou La toison d'or ( «Медея в Колхиде» или «Золотое руно» ), — франкоязычная опера в трёх действиях композитора Иоганна Кристофа Фогеля . Впервые он был исполнен в Королевской академии музыки ( Парижская опера ) 5 сентября 1786 года, «через несколько лет после ее завершения». [ 1 ] Либретто Ясоне Филиппа Дезрио основано на легенде о и золотом руне .
«Золотой туазон» была первой из двух опер Фогеля. Премьера второго, «Демофона» , состоялась посмертно в 1789 году. [ 2 ]
История выступлений
[ редактировать ]Премьера оперы состоялась 5 сентября 1786 года. [ 3 ] [ 4 ] хотя в первом печатном либретто указано, что его планировалось открыть шесть дней назад, 29 августа 1786 года. [ 5 ] По словам Теодора Лахарта , «репетиции оперы не прошли гладко», поскольку певица Аделаида Гаводан отказалась взять на себя роль сестры Медеи, Кальчиопы. В день премьеры была выдана «письмо об аресте» Гаводан, и она была заключена в тюрьму до 22 сентября. Временное разрешение на выход из тюрьмы она получила только в связи со своими обязанностями на сцене. [ 6 ]
«Золотой туазон» был написан за несколько лет до премьеры. Фогель подражал Глюка . оперному стилю [ 1 ] как он отметил в своем «трогательно искреннем» посвящении этому композитору в опубликованной партитуре. [ 7 ] Глюк, в свою очередь, поздравил Фогеля с «драматическим мастерством» его партитуры. [ 7 ] Однако к моменту премьеры «вкус повернулся в сторону Саккини ». [ 1 ] и работы Фогеля, вероятно, выглядевшие несколько старомодными и лишенные балета, не имели большого успеха. [ 4 ] и был немедленно переработан. Новое либретто было опубликовано под названием Médée à Colchos ou La toison d'or , а переработанная версия была установлена 2 октября 1786 года, в воскресенье. Фактически, во втором либретто первоначальная дата представления указана как «вторник, 27 сентября 1786 года», но, как и в оригинальном либретто, дебют пришлось отложить на несколько дней, на этот раз из-за того, что Анна Шерон [ 8 ] который был выбран на роль хипсифила, страдал от сильной простуды и не мог выступать. Аделаиде Гаводан, которая была заменена на посту Кальчиопы, но осталась дублером Шерона, была приглашена вмешаться, но она утверждала, что не полностью освоила эту роль; Режиссер Довернь в конечном итоге решил изменить счет и перенес представление на следующее воскресенье. [ 9 ] Даже с учетом изменений и продолжающихся дополнений балетных пантомим , [ 7 ] Оценка оперы Фогеля публикой не возросла, и 7 ноября 1786 года она была отозвана после девяти представлений, в результате чего было возвращено всего 2166 ливров . в прокате [ 10 ] Он был возрожден в Парижской опере начиная с 17 июня 1788 года, но смерть Фогеля 26 июня между вторым и третьим спектаклями преждевременно положила конец тиражу; он заработал всего 1553 ливра 6 солей в третьем и последнем представлении возрождения 1 июля, и после этого был отложен, будучи представленным дюжину раз. [ 10 ] [ 7 ]
Роли
[ редактировать ]Роли | Тип голоса [ 11 ] | Премьерный состав [ 12 ] 5 сентября 1786 г. |
Пересмотренная версия актерского состава [ 13 ] 2 октября 1786 г. |
---|---|---|---|
Медея ( Медея ) | сопрано | Мари-Тереза Даву (по прозвищу «мадмуазель Майяр») | Мисс Майлард |
Джейсон | бас ( баритон ) | Франсуа Лэйс | Франсуа Лэйс |
Гипсифил ( Гипсипил ) | сопрано | Анн Шерон (на премьере ее называли «мадам Дозон») [ 8 ] | Энн Шерон |
Кальциопа | сопрано | Аделаида Гаводан , кадет (младшая) | Жозеф-Элали Одино |
Аркс | низкий вырез (5 сентября) [ 14 ] Taille ( баритенор ) (2 октября) |
М. Моро | М Мартин |
Воин | малоэтажный (?) | Кадет Пьера-Шарля Ле Ру (младший) | |
La Grande Sibile (Великая Сивилла ) | сопрано | Сюзанна Жуанвиль | |
Первая Сивилла (первая Сивилла) | сопрано | Мисс Бурет | |
Seconde Sibile (вторая Сивилла) | сопрано | Мисс Сент-Джеймс | |
Хор : Женщины из свиты Гипсипилы, аргонавты , колхидцы, великаны, моряки. |
Краткое содержание
[ редактировать ]Акт 1
[ редактировать ]Сцена: Равнина за стенами Колхиды.
Ясон и аргонавты отправились из Греции в Колхиду в поисках Золотого руна . Жена Ясона, королева Гипсипила , тайно последовала за ним туда. Она приходит, чтобы услышать хор, прославляющий победу Джейсона над огнедышащими быками. Они также поздравляют царевну Колхидскую Медею с предстоящей свадьбой с Ясоном. Эта новость шокирует Гипсипилу. Когда Медея узнает, что Ясон уже женат, она приходит в ярость и клянется ему отомстить. Джейсон и Гипсипила примиряются и решают отправиться в Грецию.
Акт 2
[ редактировать ]Сцена: Темный лес у моря, по которому плывет флот аргонавтов.
Сестра Медеи, Кальчиопа, умоляет ее забыть Ясона, но Медея использует свою магию, чтобы вызвать шторм, который разрушает корабли аргонавтов. Ясон и Гипсипил добираются до берега и противостоят Медее. Ясон убеждает ее простить и забыть, но Медея на его глазах закалывает Гипсипилу.
Акт 3
[ редактировать ]Сцена: Стены, окружающие священный лес, в котором хранится Золотое руно. За стенами пещера Сивиллы.
Все еще жаждущая мести, Медея советуется с Сивиллой в ее пещере. Она планирует убить Джейсона, но когда узнает, что аргонавты в опасности, сжалилась и бросилась ему на помощь. Медея использует свои магические силы, чтобы победить земных великанов, нападающих на аргонавтов. Она также усыпляет дракона, охраняющего Золотое руно, позволяя Джейсону украсть его. Медея умоляет Ясона взять ее с собой в Грецию. Когда он отказывается, она проклинает его и улетает на колеснице, запряженной драконами.
Запись
[ редактировать ]- Золотое руно : Мари Калинин (Меде), Жан-Себастьян Бу (Джейсон), Жюдит Ван Ванрой (хипсифил), хор Государственного театра Нюрнберга , Le Concert Spirituel под управлением Эрве Нике (2 компакт-диска, Glossa, 2013)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Раштон.
- ^ Клементс, Эндрю (16 января 2014 г.). «Фогель: Золотая туазон – обзор» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ Оригинальная партитура
- ^ Перейти обратно: а б Якобсхаген.
- ^ Пико.
- ↑ Тюрьма (или угроза тюрьмы) была довольно распространенным методом подчинения несговорчивых артистов Оперы. 25 ноября 1787 года, например, зять Аделаиды Гаводан, Этьен Лайнес , который был главным тенором, был заключен в тюрьму за то, что неоднократно отказывался принять на себя ненавистную главную роль в ( Сальери «Тараре» Лахарте, статья CCCI: « Тараре», стр. 358 ).
- ^ Перейти обратно: а б с д Дратвицкий.
- ^ Перейти обратно: а б Анн Шерон (1767–1862?), урожденная Камерой, была представлена как ипсифилка в списке актеров премьеры под своим сценическим псевдонимом «мадам Дозон»; Академии после ее замужества с басом Огюстом-Атаназом Шероном (1760–1829) 16 сентября 1786 года ее имя было должным образом изменено на «Мадам Шерон» в отредактированном опубликованном либретто.
- ↑ Антуана Переписка Доверня с Дени Папийоном де Ла Ферте , опубликованная и доступная в Интернете Бенуа Дратвицким (Антуан Довернь, Переписка с Дени Папийоном де Ла Ферте, хранящаяся в Национальном архиве 1780–1782; 1785–1790 : 26 сентября) письмо, стр. 157; досье можно скачать в формате PDF с сайта Palazzetto Bru; Веб-сайт цифровых ресурсов Зейна ).
- ^ Перейти обратно: а б Питу, статья: «Золотое руно», стр. 523–524.
- ^ Согласно напечатанной партитуре, если иное не указано в сноске.
- ^ По данным Лахарта и Пико.
- ^ Согласно оригинальному либретто.
- ↑ Партия Аркаса записана в теноровом ключе на напечатанной партитуре, но первый исполнитель, М. Моро, был бас-тайем.
Источники
[ редактировать ]- Дерио, Филипп. Вторая версия либретто: (на французском языке) Медея в Колхосе или Золотое руно, Лирическая трагедия в 3-х действиях, Впервые исполнена в Театре Королевской Музыкальной Академии, вторник, 27 сентября 1786 года , Париж, из Лормеля, 1786 г., через Галлику
- Дратвицкий, Бенуа , пер. Пардо, Мэри (2013): La Toison d'or , буклет на компакт-диске с примечаниями к записи Le Concert Spirituel под руководством Эрве Нике , стр. 13–17, дата обращения 29 июля 2020 г.
- Якобсхаген, Арнольд (2001). Фогель (Фогель), Иоганн Кристоф . Гроув Музыка онлайн . Проверено 29 июля 2020 г.
- (на французском языке) Лажарт, Теодор , Музыкальная библиотека Театра Оперы. Исторический, хронологический, анекдотический каталог , Париж, Librairie des bibliophiles, 1878, том I, статья CCXCIV: «Золотое руно», с. 351 через Интернет-архив
- (на французском языке) Пико, Эмиль , Корнелианская библиография, или аргументированное описание всех изданий произведений Пьера Корнеля, ... , Париж, Фонтен, 1876, стр. 431–432 через Google Книги.
- Питу, Шпиль, Парижская опера. Энциклопедия опер, балетов, композиторов и исполнителей – рококо и романтика, 1715–1815 гг ., Вестпорт/Лондон, Greenwood Press, 1985, ISBN 0-313-24394-8
- Раштон, Джулиан (2002). Фогель (Фогель), Иоганн Кристоф . Гроув Музыка онлайн . Проверено 29 июля 2020 г.
- Фогель, Иоганн Кристоф ; Дерио, Филипп. Оригинальная печатная партитура: (на французском языке) La Toison d'Or, Лирическая трагедия в трех действиях, Посвящается г-ну Шевалье Глюку, Положена на музыку г-на Фогеля, Исполняется впервые, Королевской музыкальной академией, 5 числа. Сентябрь 1786 г. , Париж, Мишо, ср. через Галлику.