Осел
Óslác — теофорное англосаксонское имя , родственное древнескандинавскому Ásleikr / Áslákr (латинизированный Ansleicus , современный скандинавский Aslak ) и древневерхненемецкому Ansleh ( Anslech , Ansleccus ). Оно состоит из слов ós «бог» и lác «игра, спорт; приношение, жертвоприношение». [ 1 ]
Исторические личности, носящие это имя, включают:
- сын Этельфрита Нортумбрии (записано в MS E англосаксонских хроник около 617 г.),
- король Ослак Сассекский (8 век),
- Ослак Хэмпширский, дворецкий Этельвульфа Уэссекского (9 век),
- граф Ослак Нортумбрийский (10 век),
- Анслех де Брикебек (10 век).
- Анслейкус — имя датчанина, принявшего христианство в 864 году согласно « Чудесам Сен-Рикье» . Этот Анслейкус впоследствии выступил посредником между Карлом Лысым и викингами, захватившими Нормандию. [ 2 ]
Норманнские французские топонимы Анневиль происходят от Анслеквиллы, «фермы Анслеика», а также от Аннебека (ср. норманнское отчество Анлек все еще упоминается на Джерси в 1306 году и в Хемеве около 1320 года). [ 3 ]
Имя засвидетельствовано средневековой рунической надписью на ножнах меча, найденной в Тангене , Хедмарке ( меч Корсёйгарден , датированный ок. 1100 г.), гласящей aumutær: geþemik: aø ͡slikæramik (нормализованный древнескандинавский Auðmundr gerði mik, Ásleikr á mik ) «Аудмунд сделал я, Алейк владеет мной». [ 4 ] [ 5 ] Как имя, английский Oslac, в отличие от норвежского Aslak , в основном вымер, но он сохранился в современном английском языке как фамилия, помимо Oslac, также в написании Aslock , Ashlock и Hasluck .
На основе англосаксонских, древневерхненемецких и древнескандинавских родственников имени Кегель (1894 г.) [ 6 ] предполагает, что термин *ansu-laikom может восходить к общегерманским временам и обозначать Leich für die Götter , гимн, танец или игру для богов в раннем германском язычестве . Гримм (св. «Лейх») сравнивает значение греческого χορός , обозначающего сначала церемониальное шествие к жертвоприношению, а также ритуальный танец и гимны, относящиеся к религиозному ритуалу. Герман (1906) [ 7 ] идентифицирует как таковые *ansulaikom победные песни батавских наёмников , служивших под началом Гая Юлия Цивилиса после победы над Квинтом Петиллием Цериалисом в батавском восстании 69 года (по Тациту ), а также «отвратительную песню» Водану, лангобардами спетую при их празднование победы в 579 году. Жертвенным животным был козел, вокруг головы которого лангобарды танцевали по кругу во время пения гимна победы. Поскольку их заключенные-христиане отказались «поклоняться козлу», все они были убиты (предполагает Германн) в качестве подношения Водану.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Деннис Ховард Грин (1998). Язык и история в раннегерманском мире . Издательство Кембриджского университета. п. 21. ISBN 0-521-79423-4 .
- ^ Саймон Купленд (2007). Каролингская чеканка и викинги . Издательство Эшгейт. п. 105. ИСБН 978-0-86078-991-8 .
- ^ Франсуа де Борепер (1986). Названия коммун и бывших приходов Ла-Манша . Пикард.
- ^ «N 28 — Корсойгарден, муниципалитет Танген, Хедмарк» . Проект базы данных Runtext Samnordic . 2004 г.
Надпись датирована второй половиной XI века и вырезана на мече. Хранится в Олдсаксамлингене (№ 9981).
- ^ Надписи Норвегии младшими рунами . Том. 1. 1941. с. 66–69.
Рунный меч из Корсойгардена, вероятно, моложе эпохи викингов. О. Рыг отнес его по догадке ко времени около 1100 г.
Транскрипция ø ͡s представляет собой соединение руны стандартной Младшего Футарка руны ( ᛋ) с двойной чертой средневековой ø - руны (ᚯ). - ^ Кегель, Рудольф (1894). История немецкой литературы до конца Средневековья . п. 8.
- ^ Германн, Пауль (1906). Немецкая мифология представлена в доступной для понимания форме . п. 342. ; см. Йена (1928). Старые немецкие культовые обычаи (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 июля 2011 г.