Jump to content

Боевой

(Перенаправлено с Марсиалиса )

Боевой
Изображение Марсьяля, предположительно выгравированное на древнем камне.
Изображение Марсьяля, предположительно выгравированное на древнем камне.
Рожденный Март, между 38 и 41 годами нашей эры.
Августа Билбилис , Испания Тарраконская , Римская империя
(в современном Арагоне , Испания )
Умер Между 102 и 104 годами нашей эры (возраст около 64 лет)
Августа Билбилис, Испания Тарраконская, Римская империя
Занятие Автор
Национальность Роман
Жанр Сатира
Известные работы Эпиграммы

Марк Валериус Мартиалис (известный на английском языке как Martial / ˈ m ɑːr ʃ əl / ; март, между 38 и 41 годами нашей эры - между 102 и 104 годами нашей эры) был римским поэтом, родившимся в Испании (современная Испания ), наиболее известным своими двенадцатью книгами эпиграмм. , изданный в Риме между 86 и 103 годами нашей эры, во времена правления императора Домициана , Нерва и Траян . В этих стихах он высмеивает городскую жизнь и скандальную деятельность своих знакомых, романтизирует свое провинциальное воспитание. Всего им написано 1561 эпиграмма, из них 1235 — в элегических двустишиях .

Марсьяля называли величайшим латинским эпиграмматистом. [ 1 ] [ 2 ] и считается создателем современной эпиграммы .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Знания о его происхождении и молодости почти полностью основаны на его произведениях, которые можно более или менее датировать в зависимости от хорошо известных событий, к которым они относятся. В X книге своих «Эпиграмм» , написанной между 95 и 98 годами, он упоминает о праздновании своего пятьдесят седьмого дня рождения; следовательно, он родился 38, 39, 40 или 41 марта нашей эры (х. 24, 1), [ 3 ] при Калигуле или Клавдии . Его местом рождения была Августа Билбилис (ныне Калатаюд ) в Тарраконской Испании . Его родители, Фронто и Флацилла, похоже, умерли в его юности.

Его имя, кажется, подразумевает, что он родился римским гражданином, но он говорит о себе как о «происходившем из кельтов и иберийцев и земляке Тежу » ; и, противопоставляя свою мужскую внешность внешности женоподобного грека, он обращает особое внимание на «его жесткие испанские волосы» (х. 65, 7).

Его дом, очевидно, отличался грубым комфортом и изобилием, находился в достаточной степени в сельской местности, чтобы доставлять ему развлечения охоты и рыбалки , о которых он часто вспоминает с большим удовольствием, и достаточно близко к городу, чтобы предоставить ему компанию многих товарищей, немногих выживших. с которым он с нетерпением ждет встречи снова после тридцати четырех лет отсутствия (х. 104). Воспоминания об этом старом доме и других местах, грубые названия и местные ассоциации, которые он с удовольствием вводит в свои стихи, свидетельствуют о простых удовольствиях его молодости и были среди тех факторов, которые поддерживали его дух в отупляющих рутинных делах. общественной жизни высшего слоя Рима.

Он получил образование в Испании, части Римской империи, которая в I веке произвела на свет несколько известных латинских писателей, в том числе Сенеку Старшего и Сенеку Младшего , Лукана и Квинтилиана , а также современников Марсиала Лициниана из Билбилиса, Дециана Эмеритского и Кания Гадесского. . Боевой утверждает, что принадлежит к школе Катулла , Педона и Марса . Эпиграмма и по сей день сохраняет ту форму, которую ей придало его непревзойденное мастерство в словесном мастерстве.

Жизнь в Риме

[ редактировать ]

Успех его соотечественников, возможно, был тем, что побудило Марсьяля переехать в Рим из Испании после завершения образования. Этот переезд произошел в 64 году нашей эры. Сенека Младший и Лукан, возможно, служили его первыми покровителями, но это точно не известно.

О подробностях его жизни в течение первых двадцати лет после приезда в Рим известно немного. Он опубликовал несколько юношеских стихов, о которых в последние годы очень мало думал, и посмеивается над глупым книготорговцем, который не позволил им умереть естественной смертью (I. 113) . Его способности созрели с опытом и знанием той общественной жизни, которая была его темой и источником вдохновения; многие из его лучших эпиграмм относятся к числу написанных в последние годы его жизни. Из многих ответов, которые он дает на протесты друзей (в том числе и на упреки Квинтилиана ), можно сделать вывод, что его уговаривали заниматься в баре, но он предпочитал свою ленивую, некоторые сказали бы, богемную жизнь. Он приобрел много влиятельных друзей и покровителей и заручился благосклонностью Тита и Домициана . От них он получил различные привилегии, в том числе семестрис трибунат , давший ему звание всадника . Марциалу, однако, не удалось добиться от Домициана более существенных преимуществ, хотя он и отмечает славу того, что был приглашен им на обед, а также тот факт, что он добился привилегии гражданства для многих лиц, от имени которых он к нему обращался. .

Самая ранняя из его дошедших до нас работ, известная как Spectaculorum , была впервые опубликована при открытии Колизея Liber во времена правления Тита. Речь идет о театральных представлениях, данных им, но книга в ее нынешнем виде была опубликована примерно в первый год правления Домициана, то есть около 81 года. суд - среди них печально известного Криспина и, вероятно, Париса, предполагаемого автора ссылки Ювенала , для памятника которому Марсьяль впоследствии написал хвалебную эпитафию. Две книги, пронумерованные редакторами XIII и XIV, известные под именами Ксении и Апофореты , — с надписями в две строки каждая для подарков — были опубликованы на Сатурналиях 84 года. В 86 году он выпустил первые две из двенадцати книг, на которых написаны его репутация отдыхает.

С этого времени и до своего возвращения в Испанию в 1998 году он почти каждый год публиковал по тому. Первые девять книг и первое издание Книги X появились в царствование Домициана; Книга XI. появился в конце 96 года, вскоре после воцарения Нервы . Переработанное издание книги X, которым мы располагаем сейчас, появилось в 98 году, примерно во время въезда Траяна в Рим. Последняя книга была написана после трехлетнего отсутствия в Испании, незадолго до его смерти примерно в 102 или 103 году.

Эти двенадцать книг знакомят нас с обычным образом жизни Марсьяля в возрасте от сорока пяти до шестидесяти лет. Его постоянным домом на протяжении тридцати пяти лет была суета столичного Рима. Сначала он жил на три лестничных пролета, и его «чердак» выходил на лавры перед портиком Агриппы . У него была небольшая вилла и непроизводительная ферма близ Номента , на сабинской территории, куда он время от времени уединялся от мора, хама и шума города (II. 38, XII. 57). В последние годы жизни у него был также небольшой дом на Квиринале , недалеко от храма Квирина .

В то время, когда вышла его третья книга, он на короткое время удалился в Цизальпийскую Галлию , утомленный, как он говорит, своим бесполезным обслуживанием римских воротил. На какое-то время он, кажется, почувствовал очарование новых мест, которые он посетил, и в более поздней книге (IV, 25) он обдумывает перспективу удалиться в окрестности Аквилеи и Тимавуса . Но заклятие, наложенное на него Римом и римским обществом, было слишком велико; даже эпиграммы, посланные с форума Корнели и с Эмилиевой дороги , гораздо больше связаны с римским форумом, улицами, банями, портиками, борделями, рыночными прилавками, трактирами и клубами Рима, чем с местами, откуда они датируются. .

Окончательный отъезд его из Рима был мотивирован усталостью от тягот, налагаемых на него общественным положением, и, по-видимому, трудностями покрытия обычных расходов на проживание в метрополии (х. 96); и он с нетерпением ждет возвращения к сценам, знакомым его юности. Известная эпиграмма, адресованная Ювеналу (XII, I 8), показывает, что его идеал какое-то время благополучно осуществлялся; но свидетельства прозаического послания, предшествовавшего Книге XII, доказывают, что он не мог долго жить счастливо вдали от литературных и светских удовольствий Рима. Единственным утешением его изгнания была дама, Марселла, о которой он пишет довольно платонически, как если бы она была его покровительницей — и, похоже, для него было жизненной необходимостью всегда иметь покровителя или покровительницу, — а не жену или любовницу. .

За время своей жизни в Риме он, хотя и так и не достиг положения настоящей независимости, похоже, знал многих писателей того времени. Помимо Лукана и Квинтилиана , он числил среди своих друзей Силия Италика , Ювенала и Плиния Младшего . Несмотря на то, что два автора пишут одновременно и имеют общих друзей, Марсьяль и Статиус в основном молчат друг о друге, что можно объяснить взаимной неприязнью. Марциал во многих местах демонстрирует нескрываемое презрение к искусственному эпосу, на котором главным образом держится репутация Статия; и возможно, что уважаемый автор «Фиваиды » и « Сильв» не испытывал особого восхищения жизнью и творчеством богемного эпиграмматика.

Марсьяль и его покровители

[ редактировать ]

Марсьяль зависел от своих богатых друзей и покровителей в денежных подарках, обедах и даже в одежде, но отношение клиента к покровителю признавалось почетным в лучших римских традициях. не обвиняли Ни Вергилия , ни Горация ни в милостях, которые они получили от Августа и Мецената , ни в ответ, который они возместили за эти милости в своих стихах. Однако эти старые почтенные отношения сильно изменились за время, прошедшее между Августом и Домицианом. Пособие ( sportula ) принимали люди хорошего происхождения и образования, а иногда и высокого служебного положения (Юв. I, 117). Марсьяль просто следовал общему обычаю, ухаживая за «лордом», и старался извлечь из этого обычай максимум пользы. В начале своей карьеры он сопровождал своих покровителей на их виллы в Байях или Тибуре и присутствовал на их утренних вечеринках. Позже он отправился в свой небольшой загородный дом недалеко от Номентума и прислал стихотворение или небольшой томик своих стихов в качестве своего представителя во время первого визита.

Персонаж Марсьяля

[ редактировать ]

Плиний Младший в короткой дани, которую он воздает ему, узнав о его смерти, писал: «В его произведениях было столько же добродушия, сколько остроумия и остроты». [ 4 ] Марсьяль заявляет, что избегает личностей в своей сатире, а честь и искренность ( fides и simplicitas ), кажется, были качествами, которыми он больше всего восхищается в своих друзьях. Некоторым показалась неприятной его кажущаяся рабская лесть худшему из многих плохих императоров Рима I века. Это были императоры, которых военные позже осудили сразу после их смерти (XII, 6). Однако он, похоже, не любил лицемерие во многих его формах и, кажется, был свободен от ханжества , педантичности или любого рода аффектации.

Хотя многие его эпиграммы свидетельствуют о циничном неверии в женский характер, однако другие доказывают, что он мог уважать и почти почитать утонченную и обходительную женщину. Его собственная жизнь в Риме не дала ему опыта домашней добродетели; в эпоху, которая известна современному читателю главным образом по сатирам Ювенала но его эпиграммы показывают, что даже , добродетель признавалась чистейшим источником счастья. Однако самым нежным элементом в натуре Марсьяля, по-видимому, была его привязанность к детям и своим иждивенцам.

Марсьяля Эпиграммы

[ редактировать ]
XV века Рукопись эпиграмм .

Острая любознательность и наблюдательность Марсьяля проявляются в его эпиграммах. Непреходящий литературный интерес к эпиграммам Марсьяля обусловлен как их литературным качеством, так и красочными отсылками к человеческой жизни, которые они содержат. Эпиграммы Марсьяля воплощают в жизнь зрелищность и жестокость повседневной жизни императорского Рима, с которым он был тесно связан.

Например, из Марсьяля мы можем получить представление об условиях его жизни в Риме:

Я живу в маленькой камере с окном, которое даже не закрывается,
В котором Борей не хотел бы жить сам .

Как писала Джо-Энн Шелтон, «пожар представлял собой постоянную угрозу в древних городах, поскольку древесина была распространенным строительным материалом, и люди часто использовали открытый огонь и масляные лампы . Однако некоторые люди могли намеренно поджигать свое имущество, чтобы собрать страховые деньги ». [ 5 ] Марсьяль выдвигает это обвинение в одной из своих эпиграмм:

Тонгилиан, ты заплатил за свой дом двести;
Несчастный случай, слишком распространенный в этом городе, разрушил его.
Вы собрали в десять раз больше. Не кажется ли мне, я молюсь,
Ты поджег собственный дом, Тонгилиан?

Марсьяль также презирает врачей своего времени:

Я почувствовал себя немного плохо и позвонил доктору Симмаху.
Ну, ты пришел, Симмах, но ты привел с собой 100 студентов-медиков.
Сотня ледяных рук тыкала и тыкала меня.
Когда я позвал тебя, Симмах, у меня не было лихорадки, а теперь она есть.

Эпиграммы Марсьяля также относятся к жестокости, проявленной к рабам в римском обществе. Ниже он упрекает человека по имени Руфус за то, что тот высек своего повара за небольшую ошибку:

Ты говоришь, что заяц недоварен, и просишь кнута;
Руфус, ты предпочитаешь разделать своего повара, чем своего зайца.

Эпиграммы Марсьяля также характеризуются острым и часто язвительным остроумием, а также непристойностью; это принесло ему место в истории литературы как оригинального комика-оскорбителя . Ниже приведен образец его наиболее оскорбительного произведения:

Ты притворяешься молодым, Лаэтин, с крашеными волосами.
Так вдруг ты ворон, а только что ты был лебедем.
Вы не обманываете всех. Прозерпина знает, что ты седой;
Она снимет маску с твоей головы.

Pereunt et imputantur («[часы] проходят, и [все же] подсчитаны») обычно пишется на часах, как на этом в Палермо .

«Ходят слухи, Чиона, что ты девственница,
и что нет ничего чище ваших плотских наслаждений.
Тем не менее, вы не купаетесь с прикрытой нужной частью тела:
если у тебя хватит совести, сдвинь трусы на лицо.

«Ты откровенный человек», — всегда говоришь ты мне, Керил.
Всякий, кто говорит против тебя, Керил, человек откровенный.

Ешьте салат и мягкие яблоки:
У тебя, Феб, суровое лицо испражняющегося человека.

Или следующие два примера (в переводах Марка Юнис-Мона):

Жена Фабулла Басса часто носит с собой сумки.
Ребенок подруги, которого она явно обожает.
Почему она берет на себя эту обязанность по уходу за детьми?
Это объясняет несколько фруктовый пердеж.

С твоим гигантским носом и членом
Бьюсь об заклад, ты сможешь с легкостью
Когда ты взволнован
проверьте конец на наличие сыра.

—Книга VI, № 36.

Наряду с римскими граффити , эпиграммы являются важным источником латинских нецензурных слов .

Работы Марсьяля стали высоко цениться после их открытия в эпоху Возрождения , писатели которого часто считали, что они разделяют взгляды на городские пороки своего времени. Влияние поэта заметно в Ювенале , поздней классической литературе, Каролингском возрождении , Ренессансе во Франции и Италии, Сигло де Оро и ранней современной английской и немецкой поэзии, пока он не стал немодным с ростом романтического движения .

В 21 веке наблюдается возрождение научного внимания к творчеству Марсьяля. [ 6 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Цыган Лорант. «Янус Панноний» . Библиотека венгерских исследований . Проверено 19 января 2017 г.
  2. ^ Джонстон, Патрисия А. «Эпиграммы и сатира в латинской поэзии» . Издательство Оксфордского университета . Проверено 19 января 2017 г.
  3. Не обязательно 1 марта из-за привычки праздновать свой день рождения в этот день, если человек родился в этом месяце: доктор Шеклтон Бейли, Марсьяль. Эпиграммы. Отредактировано и переведено DRSB (Кембридж (Массачусетс): Harvard University Press, 1993), vol. я, с. 1 н. 1.
  4. ^ Плиний Младший , Письма , 3.21.
  5. ^ Джо-Энн Шелтон, Как это делали римляне: Справочник по римской социальной истории (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1988), 65.
  6. ^ Луччи, Джозеф М. (2015). Скрытые на виду: воинственные и греческая эпиграмматическая традиция . Публично доступные Пенсильванские диссертации (диссертации). Пенсильванский университет . Проверено 19 января 2017 г.
  • Коулман, Кэтлин М. (2006). «Личность Цезаря». В М. Валерии Мартиалисе Liber Spectaculorum . Под редакцией Кэтлин Коулман, xlv – lxiv. Нью-Йорк: Оксфордский университет. Нажимать.
  • Фэган, Гаррет Г. (1999). «Посещение бань с воинственным» в публичном купании в римском мире . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета.
  • Фицджеральд, Уильям. (2007). Марциал: Мир эпиграммы . Чикаго: Университет. из Чикаго Пресс.
  • Хауэлл, Питер. (2009). Боевой. Древние в действии . Лондон: Бристоль Классикал Пресс.
  • Лири, Тимоти Джон. (2012). «Модификация боевых действий в Британии девятнадцатого века». В «Очищении классики: редактирование на греческом и латыни» . Под редакцией Стивена Харрисона и Кристофера Стрэя. Лондон: Бристоль Классикал Пресс.
  • Нисбет, Гидеон. (2003). Греческая эпиграмма в Римской империи: забытые соперники Марсьяля . Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать.
  • Римелл, Виктория. (2008). Рим Марсьяля: империя и идеология эпиграммы . Кембридж, Великобритания: Кембриджский университет. Нажимать.
  • Сапсфорд, Франческа Мэй (2012). «Эпос» Марсьяля . Докторская диссертация Бирмингемского университета.
  • Стэнли, Фарланд. (2014). «Наблюдения за изображениями провинциальной Испании, созданными Марсьялем». Глотта , 90, 192–215.
  • Салливан, Джон П. (2004). Боевой: Неожиданная классика: литературное и историческое исследование . Кембридж, Великобритания: Кембриджский университет. Нажимать.
  • Салливан, Джон П. (1989). «Остроумные замыслы Марсьяля: некоторые технические наблюдения». Классические исследования Иллинойса 14.1/2: 185–199.
[ редактировать ]

Работает

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9812d83786319bf00eba4a555dc3c76c__1719098580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/6c/9812d83786319bf00eba4a555dc3c76c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Martial - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)