Белорусоведение
Белорусоведение ( белоруска : Беларузнаўства ) — область исследований, посвященная белорусскому языку , литературе и культуре .
История
[ редактировать ]Появление поля
[ редактировать ]
Исследования по языку, этнографии и истории белорусских земель велись с начала XIX века первоначально в рамках польсковедения и русистики . Первые работы, посвященные белорусской проблематике, сумели пробудить любопытство к своим корням среди зарождавшейся тогда белорусской интеллигенции. [1]
Ефима Карского часто называют «отцом» белорусистики. Его главная работа – книга «Белорусы» в трех томах, ставшая основой белорусского языкознания. [2]
В XIX веке белорусские исследования смелее начали сами белорусы ( Францишак Багушевич , Карусь Каганец , Г. Татур). В условиях царской власти эти исследования, тесно связанные с национально-освободительным движением, практически проводились нелегально и развивались в просветительских кружках и обществах небольшой группой национально сознательных белорусов. [1]

Законодательные формы беларусистика приобрела после революции 1905 года, когда появилась возможность поддерживать исследования собственным национальным периодическим изданием (возглавляемым « Нашей нивой» ). Именно автор «Нашей Нівы» Вацлав Ластовский опубликовал первую научную работу на белорусском языке под названием «Короткая история Беларуси» ( «Консис истории Беларуси » , Вильнюс, 1910). [1]
Официальная государственная поддержка белорусистики впервые была получена в 1920-х годах в границах тогдашней Белорусской Советской Социалистической Республики . С 1922 года научную деятельность, в том числе обширные белорусские исследования, проводил Институт белорусской культуры . В это время научная работа в области беларусистики стала носить комплексный характер, сложилась белорусская научная терминология. Развитие белорусистики в Советском государстве было прервано в 1930-е годы. [1]
За пределами территории советской Белоруссии, включая Польшу, белорусские исследования были прерогативой национально сознательной интеллигенции. В 1921 году Белорусское научное общество основало Белоруский музей в Вильнюсе. Существовали также Научное общество Францишка Скорины в Праге, Белорусский национальный комитет в Чикаго и Белорусское научное общество в Риге. [1]
Белорусоведение на английском языке
[ редактировать ]В 1965 году «Журнал беларусистики» в Лондоне был создан . Идея англоязычного академического журнала в области беларусистики рассматривалась Англо-белорусским обществом с момента его создания в 1954 году, поскольку Общество стремилось распространять информацию о беларусах в западном мире. К 1965 году Общество нашло ученых, желающих внести свой вклад в такой журнал, а также получить финансирование от Белорусского благотворительного фонда, созданного под эгидой Ассоциации белорусов Великобритании . Главными людьми, стоящими за проектом, были Гай Пикарда и Оберон Герберт . [3] [4]
Первый номер журнала начался со вступления профессора Оксфорда Роберта Оти о «малоизвестном восточноевропейском народе и его вкладе в цивилизацию». [5] и включил статьи Александра Надсона , Гая Пикарда , Лео Гарошки и Веры Рич, а также рецензию на книгу и хронику основных событий, связанных с Беларусью и белорусскими общинами за рубежом. [5]
В независимой Беларуси
[ редактировать ]
После распада Советского Союза и обретения Беларуси независимости белорусистика приобрела важное значение в новом государстве. Как писал Райнер Линднер : «В 1991 году национальная историография попыталась обосновать историческое обоснование Декларации независимости, события, которое было скорее случайностью, чем результатом внутренней демократизации или требования суверенитета. Открывая, изобретая и переписывая В национальной истории новые национальные историки осознали, что в Беларуси отсутствует «миф прошлого» и многие атрибуты, которые обычно можно найти в национальной истории. Это явление было довольно типичным для многих постсоветских республик. " Он также отметил, что "вопрос этнического происхождения белорусов вновь стал, как и в 1920-е годы, историографическим вопросом веры". Новые темы в белорусских исследованиях включают «белорусов как «самый чистый» славянский этнос» и переход к нарративу «славянизированные балты, чем балтизированные славяне». Историографию того периода называли «неонациональным» и «романтизирующим образом истории». [6]
Раньше Украина и Беларусь были маргинальными государствами в угасающей империи с историей безгражданства и корректировки границ. Теперь, как государства со своей собственной внешней политикой, их посетил американский президент и они заключили союзы с западноевропейскими и международными организациями. Поэтому и социологи, и некоторая политическая элита были восприимчивы к геополитическим теориям прошлого и настоящего. [6]
Помимо новых событий начала 1990-х годов, «[национальное] развитие было не только остановлено с избранием Александра Лукашенко президентом, но и новое правительство вскоре заново приняло бывшие советские версии прошлого». Этот период считался «неосоветским». [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Энциклопедия истории Беларуси . Том VI. Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки. 1993. стр. 346–348. ISBN 5-85700-074-2 .
- ^ «Основатель беларусистики» . Национальная библиотека Беларуси . Проверено 13 июня 2022 г.
- ^ Гордиенко, Наталья (2010). Белорусы в Великобритании [ Белорусы в Великобритании, Наталья Гардзенко ]. Минск: Единство белорусов мирового Отечества. стр. 473-474. ISBN 978-985-6887-63-8
- ^ «Журнал беларусистики: Между Беларусью и Западом | BelarusDigest» . Архивировано из оригинала 16 мая 2021 г. Проверено 9 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Журнал беларусистики» . belarusjournal.com . Проверено 9 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Линднер, Райнер (декабрь 1999 г.). «Форум: Новые направления в беларусистике в осаде прошлого: национальные и придворные историки в лукашенковской Беларуси». Национальные документы . 27 (4): 631–647. дои : 10.1080/009059999108867 .