Сетианизм
![]() |
Сетиан : σηθιανοί ( греческий ) были одним из главных течений гностицизма во время 2 -го и 3 -го века нашей эры, наряду с валентинианством и базилидеанизмом . По словам Джона Д. Тернера , он возник во втором веке нашей эры как слияние двух различных эллинистических иудаических философий и находилось под влиянием христианства и среднего платонизма . [ 1 ] Однако точное происхождение сэтианства не понимается должным образом. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Упоминания
[ редактировать ]Сэтианцы (латинские сетоиты ) сначала упоминаются вместе с Офитами , во 2-м веке, Иренеем (который был антагонистичен по отношению к гностицизму) и в псевдотертуллиане (гл. 30). [ 3 ] [ 4 ] Согласно Фредерику Виссе, все последующие отчеты, по -видимому, в значительной степени зависят от Иреная. [ 5 ] Ипполит повторяет информацию из Иринея.
По словам Эпифания Саламиса (ок. 375), сэтианцы находились в его времени только в Египте и Палестине, но пятьдесят лет назад они были найдены так далеко, как Большая Армения . [ 6 ] [ Примечание 1 ]
Филастера (4 -го века). Каталог [ Примечание 2 ] помещает отаиты , каиниты и сэтиан в качестве дохристианских еврейских сект. [ Примечание 3 ] Однако, поскольку сэтианцы идентифицировали Сет с Христом ( второй логотипы великого Сет ), вера Филастера в том, что у ситианцев было дохристианское происхождение, кроме синкретического поглощения еврейских и греческих дохристианских источников, не обнаружило признания в более поздней стипендии. [ 8 ]
Происхождение и развитие
[ редактировать ]Ханс-Мартин Шенке был одним из первых ученых, которые классифицировали несколько текстов в библиотеке Наг Хаммади как Сетян. [ 9 ]
По словам Джона Д. Тернера , британская и французская стипендия, как правило, рассматривает сэтианство как «форму гетеродоксальных христианских спекуляций», в то время как немецкая и американская стипендия рассматривает его как «отчетливо внутреннюю еврейскую, хотя и синкретистическую и гетеродоксальную, феномен». [ 1 ] Роелоф ван ден Брок отмечает, что «ситианство», возможно, никогда не было отдельным религиозным движением, но что термин скорее относится к набору мифологических тем, которые встречаются в различных текстах. [ 10 ] По словам Тернера, на сетианство повлияло христианство и средний платонизм , и на шесть этапов можно различить во взаимодействии сэтианства с христианством и платонизмом. [ 1 ]
Фаза 1 . По словам Тернера, две разные группы, существующие до 2 -го века. [ 11 ] сформировал основу для сэтиан: еврейская группа, возможно, священническая линия, так называемые барбалоты , [ 12 ] Назван в честь Барбло , первого эманации высшего Бога и группы библейских экзегетов, сэтитов , «Семя Сет ». [ 13 ]
Фаза 2 . Барбелиты были крещенной группой , которая в середине 2-го века слилось с христианскими крещениями. Они начали рассматривать ранее существовавшего Христа как «самого сгенерированного ( Autogenes ) сына Барбло», который был « помазан» с «христианином» невидимого духа » . По словам Тернера, это «такая же помазание [было] получено барбаульуитами в их обряде крещения, благодаря которому они были ассимилированы с архетипическим сыном человека ». Земный Иисус считался видом Барбло, который появляется как божественные логотипы и получая христиан, когда он был крещен. [ 13 ]
Фаза 3 . В конце 2 -го века христианизированные барбаулоиты слились с сэтитами, вместе образуя гностические сэтианисты. Сет и Христос были идентифицированы как носители «истинного образа Бога, который недавно появился в мире как логос для спасения Иисуса от креста». [ 14 ]
Фаза 4 . В конце 2 -го века сэтианство вышло отдельно от развивающейся христианской православия, которая отвергла доцетианский взгляд на сэтиан на Христа. [ 14 ]
Фаза 5 . В начале 3 -го века христианские ересологи были полностью отвергнуты, и сэтианство сместилось к созерцательной практике платонизма, теряя интерес к своему собственному происхождению. [ 15 ]
Фаза 6 . В конце 3-го века на сетианство подвергалось нападению неоплатонистов, таких как Плотин , и сэтианство отчуждение от платонизма. В начале до 40-го века сэтианство фрагментировалось в различные сектантские гностические группы, такие как архонта , аудианские , борбориты и фибиониты . Некоторые из этих групп существовали в средние века. [ 16 ]
Отношения с Мандеизмом
[ редактировать ]Различные ученые отмечали много сходства между мандаизмом и сетианством. Курт Рудольф (1975) наблюдал много параллелей между текстами Мандаана и сетианскими гностическими текстами из библиотеки Наг Хаммади . [ 17 ] Биргер А. Пирсон также сравнивает « пять печати » сэтианства, которые, по его мнению, является ссылкой на ритуальное погружение в квинтэкле в воду, на Мандан Масбуту . [ 18 ] Согласно Бакли (2010), «Сэтианская гностическая литература ..., возможно, как младший брат, с идеологией крещения Мандан». [ 19 ]
Богословие
[ редактировать ]В сэтианстве Сет , третий сын Евы и Адама , - это то, на кого Гносис впервые спустился, и чьи знания Сетии претендовали на свое происхождение. Нора , жена Ноя , также могла сыграть свою роль, как видно в мандеанизме и манихеанизме . Сетианский космогонический миф дает пролог генезису и остальной части Пятикнижия , представляя радикальное переосмысление ортодоксальной еврейской концепции творения и отношения Божественного к реальности. Сетианская космогония наиболее известна в апокрифом Иоанна , который описывает неизвестного Бога . [ Примечание 4 ] Многие из сэтианских концепций, полученных из слияния платонических или неоплатонических концепций с Ветхим Заветом, как это было распространено в эллинистическом иудаизме , примером которого является Филон (20 до н.э. - 40 г. н.э.). [ Цитация необходима ]
Создание
[ редактировать ]Из «Неизвестного Бога» излучают Эйонс , серию парных женских и мужских существ. Первый из них - Барбло , который является коактором в последующих эманациях. Эйоны, которые получают, являются репрезентативными для различных атрибутов Бога, которые неразличимы, когда они не абстрагированы от своего происхождения. [ Примечание 5 ] Бог и Эооны составляют сумму духовной вселенной, известной как Плерома .
В некоторых версиях мифа Эон София подражает действиям Бога, выполняя собственную эманацию, без предварительного одобрения других эаонов в Плероме. Это приводит к кризису внутри Плеромы, что приводит к появлению Ялдабаота , «змея с головой льва». Эта фигура обычно известна как Demiurge » после фигуры Платоне в , «ремесленник» или « ремесленник . [ Примечание 6 ] Сначала это было спрятано Софией, но впоследствии убегает, крадет часть божественной силы у нее в процессе.
Используя эту украденную силу, Ялдабаот создает материальный мир в подражании Божественной Плероме. Чтобы выполнить эту задачу, он порождает группу сущностей, известных как «Архонс» , «мелких правителей» и мастеров физического мира. Как и он, они обычно изображаются как Zoomorphic , имея головы животных.
В этот момент события сэтианского повествования начинают сочетаться с событиями Бытия, а Демирге и его архонтические когорты выполняют роль Творца. Как и в Бытии, Демирж объявляет себя единственным Богом, и что никто не существует превосходящего его. Тем не менее, знание аудитории о том, что прошло раньше, заявляет об этом утверждении, и природу самого Творца, в радикально ином свете.
Demiurge излучает неосознанно тень «образ Адама», во время процесса невольно передавая часть власти, украденную из Софии в первое физическое человеческое тело. Затем он создает Еву из ребра Адама, пытаясь изолировать и восстановить власть, которую он потерял. В качестве этого он пытается изнасиловать Еву, которая теперь содержит божественную силу Софии; Несколько текстов изображают его как неудачу, когда дух Софии пересаживает себя в дерево знаний . Пара ест дерева божественного эпи-гноза, руководствуясь Христом, появляющимся как «орел» над ним, чтобы направить их, чтобы вспомнить свою истинную «природу» выше ».
Богословское значение
[ редактировать ]Добавление пролога радикально изменяет значение событий в Эдеме . Вместо того, чтобы подчеркивать падение человеческой слабости в нарушении Божьего повеления, сэтианцы (и их наследники) подчеркивают кризис божественной полноты, когда он сталкивается с невежеством материи, как показано в рассказах о Софии. Удаление Евы и Адама из рая Архон рассматриваются как пронос -часть к свободе от архонов как часть «священного плана», намекнувшего в секретном апокрифоне Иоанна. [ Цитация необходима ] .
Сэтианские тексты
[ редактировать ]Большинство выживших сэтианских текстов сохраняются только в коптском переводе греческого оригинала. Очень мало прямых доказательств гностического обучения было доступно до обнаружения библиотеки Наг Хаммади , коллекции коптских переводов гностических текстов 4-го века, возможно, спрятанного в ответ на Атанасию из Пасхального письма из 367, которые запретили использование неканонических книг. Известно, что некоторые из этих текстов существовали во 2-м веке, но невозможно исключить присутствие более позднего синкретического материала в их переводах 4-го века.
- Евангелие Иуды ( Codex Tchacos , c. 300 ; упомянуто Irenaeus , c. 180 )
- Библиотека Хаммади :
- Апокалипсис Адама
- Апокрифон Иоанна (упомянутый Иринеуем , ок. 180 )
- Мысль о Нора
- TriMorphic Protennoia ( Codex XIII )
- Священная книга великого невидимого духа (также известная как коптское Евангелие египтян ) [ 21 ]
- Питомник
- Три стела Сет
- Марсаны
- Мелхиседек
- Аллогенов
- Второй трактат великого Сета
- Реальность правителей , также известная как гипостаз архонов
- Гром, идеальный ум
- Текст без названия (или без названия апокалипсиса или гнозис света ) [ Цитация необходима ] ( Брюс Кодекс , ок. 5 век )
- Коптский апокалипсис Павла
Евангелие Иуды - самый недавно обнаруженный гностический текст. National Geographic опубликовал его перевод на английский язык, внедрив его в мейнстримскую осведомленность. Он изображает Иуду Искариот как «Тринадцатый дух (демон)», [ 22 ] которые «превзошли» злые жертвы, которые ученики принесли Сакласу , пожертвовав «человеку, который одел меня (Иисуса)». [ 23 ] Его ссылка на Барбло и включение материала, аналогичного апокрифону Джона и других подобных текстов, соединяет текст с гностицизмом и/или ситианом.
Смотрите также
[ редактировать ]- Неоплатонизм и гностицизм
- Джон Д. Тернер
- Рыцари Сет (нео-сэтианская группа 19-го века)
- Список гностических сект
- Второй трактат Великого Сет (НАГ Хаммади Текст, который, несмотря на его название, на самом деле не ссылается на Сет)
- Пять печатей
- Валентинианство
- Евхиты
Примечания
[ редактировать ]- ^ Тернер: «Около 375 г. н.э., у Эпифания трудно вспомнить, где он столкнулся с ситианами, и говорит, что их нельзя найти повсюду, но теперь только в Египте и Палестине, хотя и за пятьдесят лет до того, как они распространились до большей Армения (Пан. 39.1.1 2; 40.1)». [ 6 ]
- ^ Один из источников Эпифания, потерянного синтегмы Ипполита Рима , также был источником для христианских ереси перед Нотусом.
- ^ Натаниэль Ларднер (1838): «У Филастера есть три главы отаутов, каинитов и сэтиан. Они помещены им среди нас, и они являются самыми первыми в его каталоге. При этом он не может привести к тому, что мы думаем, что они христиане». [ 7 ]
- ^ В отличие от катафатического богословия, которая описывает Бога через серию положительных утверждений, таких как всеведущая и всемогущая , сэтианская мифология подходит к Богу с помощью апофатического богословия («негативное богословие»), заявляя, что Бог является невидимым, невидимым, невыразимым, невыразимым.
- ^ Таким образом, Барбило и эманации могут рассматриваться как поэтические устройства, позволяющие в противном случае, совершенно непознаваемого Бога, обсуждать значимо среди инициаций.
- ^ Греческий Δημιουργός Dēmiourgós , латинизированный демиргус , означает «ремесленник» или «ремесленник», буквально «публичный или квалифицированный работник», от Δήμος , демо (принадлежащие общественности) + έργον , Ergon (работа). [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в Тернер 2001 , с. 257
- ^ Tuomas Rasimus Paradise пересмотрен в гностическом мифо: удержание стианства в свете окета , 31.10.2009 ISBN 9789047426707 с. 9
- ^ Klijn 1977 , p. 82
- ^ Счастливого и .
- ^ Белый 1981 .
- ^ Jump up to: а беременный Тернер 2001 , с. 300.
- ^ Lardner 1838 , p. 552.
- ^ Сегал 2002 , с. 254 Текст и сноска 24 Комментарий к Wisse.
- ^ Schenke, H.-M., «Система сетианской системы согласно рукописям Наг-Хаммади», в: P. Nagel (ed.), Studia Coptica , Berlin: Akademie-Verlag 1974, 731–746.
- ^ Broek 2013 , p. 28
- ^ Тернер 1986 .
- ^ Тернер 2001 , с. 257-258.
- ^ Jump up to: а беременный Тернер 2001 , с. 258
- ^ Jump up to: а беременный Тернер 2001 , с. 259
- ^ Тернер 2001 , с. 259-260.
- ^ Тернер 2001 , с. 260
- ^ Курт Рудольф, «Коптика-Мандайка, для некоторых матчей между коптскими и мандовыми текстами», в эссе о текстах Nag Hammadi в честь Pahaor Labib , ed. (Повторно опубликовано в гнозисе и поздней древности религиозной истории: штурмованные эссе , страдания; Brill, 1996. [433-457]).
- ^ Пирсон, Биргер А. (2011-07-14). «Крещение в сетианских гностических текстах». Объединение, посвящение и крещение . Де Грюйтер. С. 119–144. doi : 10.1515/9783110247534.119 . ISBN 978-3-11-024751-0 .
- ^ Buckley, Jorunn J. (2010). Мандан-сэтианские связи . Арам , 22 (2010) 495-507. два : 10.2143/aram.22.0.2131051
- ^ Онлайн -этимологический словарь
- ^ Мейер 2007 , с. 247
- ^ Евангелие Иуды, стр. 44. Перевод Кассер, Мейер, Вурст.
- ^ Евангелие Иуды, стр. 56. Перевод Кассер, Мейер, Вурст.
Источники
[ редактировать ]- Брок, Роелоф Ван Ден (2013), Гностическая религия в области древности , издательство Кембриджского университета
- Хэнкок, Кертис Л. (1991), «Негативное богословие по гностицизму и неоплатонизм», в Уоллисе; Брегман (ред.), Исследования в области неоплатонизма: древний и современный, том 6 , Suny Press, ISBN 0-7914-1337-3
- Klijn, Albertus Frederik Johannes (1977), Seth: в еврейской, христианской и гностической литературе , Brill
- Ларднер, Натаниэль (1838), работы Натаниэля Ларднера
- Мейер, Марвин (2007) ,
- Сегал, Алан Ф. (2002), две силы на небесах: ранние раввинские сообщения о христианстве и гностицизме , Брилл
- Schaff (ND), Ante-Nicene отцы Том 1
{{citation}}
: CS1 Maint: Год ( ссылка ) - Тернер, Джон (1986), «Сэтианский гностицизм: литературная история» , Наг Хаммади, гностицизм и раннее христианство , архивируя из оригинала 2012-12-11
- Тернер, Джон Д. (1992), «Гностицизм и платонизм: платонизирующие сэтианские тексты от Наг Хаммади в их отношении к более поздней платонической литературе» , в Уоллисе, Ричард Т.; Брегман, Джей (ред.), Неоплатонизм и гностицизм , Suny Press, ISBN 0-7914-1338-1 , архивировано с оригинала на 2007-06-22
- Тернер, Джон Д. (2001), Сэтианский гностицизм и платоническая традиция , дает Université Laval
- Wisse, Frederik (1981), «преследуя этих неуловимых ситиан», исследования в истории религий