Коларбазианцы
![]() |
В христианско -гностической религиозной истории коларбазианцы (от греч. Colarbasus , Hippol., Ps. Tert.; Colorbasus, Iren., Epiph., Theodoret, Philast. cod., Aug.; C. Bassus Philast. codd.) были предполагаемая секта II века, считавшаяся еретиками , названная так по имени их лидера Коларбаса, ученика Валентиния . Говорят , что Коларбас вместе с Марком , другим учеником Валентина , поддерживал всю полноту и совершенство истины и религии , содержащихся в греческом алфавите ; и именно по этой причине Иисуса называли Альфой и Омегой .
Анализ
[ редактировать ]Это имя встречается первым, и то лишь случайно, в единственном отрывке из Иринея ( I: 14, 1 ), который стал предметом многочисленных дискуссий.
Итак, этот Марк, заявляя, что он один был матрицей и вместилищем Сиги Колорбаза, поскольку он был единородным, привел к рождению каким-то таким образом, как следует, то, что было поручено ему дефектной Энтимезис.
Марк , как говорит Ириней, хвастался, что только ему позволено стать чревом и вместилищем Sigé ( Молчания ) Коларбаза; потомство, которого он родил, является заявлением и откровением, записанным впоследствии. Ранее о Коларбасе не упоминалось. Ириней на протяжении шести страниц говорил только об одном Марке. Одиннадцатью страницами назад он кратко упоминает «еще одного прославленного их учителя» [ валентиниан ]; но нет никакого совпадения доктрин, и нет ничего, что указывало бы на то, что безымянный или смутно названный [Эпифан] еретик сам был Коларбасом, как предполагают некоторые.
Источники
[ редактировать ]Согласно Филастеру ( Haer . 43), Коларбас учил после Марка и «подобным образом»: две его строки описания представляют собой лишь смутное отголосок маркозианской доктрины. Псевдо-Тертуллиан (15) неразличимо объединяет два имени в одной статье. Их общий источник, утерянный Компендиум Ипполита , не мог содержать никаких особых сведений о Коларбасе. Когда Ипполит написал великий более поздний трактат « Против всех ересей» , он, очевидно, не был лучше проинструктирован. В начале шестой книги он обещает описать «учения Марка и Коларбаза»; со временем он посвящает двадцать три страницы повторению рассказа Иринея о Марке; и в конце он считает, что достаточно показал, кто [а именно, пифагорейцы и астрологи ] были учителями Марка и Коларбаза, «преемников школы Валентина», однако о Коларбазе отдельно не сказано ни слова. Говорят, что однажды в другом месте (iv. 13) Коларбас «пытался изложить богословие с помощью мер и чисел»; но это просто метод Маркоса.
Действия Епифания Саламинского более смелы. О Коларбасе у него есть отдельная статья ( Haer , xxxv. 258–262), состав которой полностью раскрыт Р. А. Липсиусом ( Zur Quellengesch. d. Epiph . 167 f.). Длинному описанию Марка в «Иринее» предшествует ряд кратких заметок (в основном без имен) об основных доктринах, поддерживаемых различными ветвями великой валентинианской секты. Отрывок, относящийся к одной группе, называемой «тех, кто считается среди них мудрее», переносится Епифанием в Коларбасе, а вместе с ним, что еще более странно, следующий абзац до конца главы, хотя и устанавливает изложил в отдельных предложениях учения не менее пяти групп валентиниан о Спасителе. Отрывок о «мудрой» группе сразу следует за отрывком о Птолемее ; и соответственно Епифаний заставляет Коларбаза произойти от «корня Птолемея», а также заимствовать у Марка, и приписывает ему цель разработать более великий и более изобретательный план, чем его предшественники.
Феодорит ( Haer. Fab . i. 12) просто сокращает Епифания, изменяя при этом «Колорбас» на «Цорбазианцы». Сомнительная догадка привела Коларбаза к одному предложению Тертуллиана ( adv. Val. 4), где самое большее не говорится ничего, кроме того, что Валентин указал ему дорогу; Следующим назван Птолемей, затем Гераклеон , Секунд и Марк.
Известно, что все эти различные писатели, выступающие против ересей, прямо или косвенно учились у Иринея; и каждое их утверждение о Коларбазе можно сразу же с помощью транскрипции или непосредственного вывода отнести к чему-то в тексте Иринея, недалеко от того места, где встречается имя Коларбаза. С другой стороны, сообщения о доктринах имеют мало или вообще ничего общего: Ипполит и его последователи считают, что Коларбас учил только тому, чему учил Марк: Епифаний и его отцы-переписчики противопоставляли ему противоречивые взгляды разной группы валентиниан.
Голос четырех
[ редактировать ]Заслуга открытия причины путаницы принадлежит К. А. Хойману ( Hamburgische Vermischte Bibliothek , 1743, т. 145). Он избавился от таинственного двойника Марка, указав, что Чол-арба (כלארבע) означает « Всечетыре », т.е. божественная Тетрада, которая в схеме Марка стояла во главе Плеромы. Он был менее успешен в работе с деталями текста: и Ф. К. Баур ( KG d. 3 erst. Jahrh . i. 204) справедливо заменил Кол (קול) на Чол ( «Голос четырех» вместо «Все-четыре» ). Фолькмар объясняет появление s арамейской заменой ע на צ, а o в нескольких авторитетных источниках – в книге Теодорита «Косианос вместо Кассиан» : Коласса и Колоссы служат еще лучшей иллюстрацией.
Сидящий
[ редактировать ]И Тетрада, и Сиге появляются в контексте так, как будто они дали Маркусу откровения, но (что не было достаточно замечено) по-разному. Когда Ириней просто записывает то, что он нашел в своем Маркосианском авторитете, он говорит о Тетраде или Тетрактисе. Таким образом (66–69):
Что сама Тетрада спустилась к нему с высочайших и из невидимых [и безымянных] мест в женском образе, потому что, сказано, мир не мог вынести ее мужского [элемента], и что она дала знать, кем она была. ... И что Тетрактис, когда она объяснила ему это, сказала: «И я также покажу тебе» ... И пока Марк ждал, ожидая, что она [ Алетейя или Истина, другой эон ] скажет что-то еще, Тетрактис снова вышел вперед и заговорил...
С другой стороны, Сиге упоминается только тогда, когда Ириней говорит от своего лица, и всегда с оттенком сарказма. Таким образом (68–78):
... буквы, из которых Сиге Маркуса ( он Марку Сиге ) объявил ( эдогматизировал ) «Праотца», чтобы состоять... и он [очевидно, «Совершенный Разум»] использует в качестве своего министра величие семи чисел, как говорит Маркус Сиге ... и седьмое [небо] выкрикивает букву О, как положительно утверждает Сиже Маркуса, та, которая долго болтает, но не говорит ничего правдивого ... Таким образом, тогда премудрый Сиге объявляет ему о происхождении 24 букв ... Кто выдержит эту твою Сиге, которая так много болтает, ту, которая называет Безымянное, объявляет Невыразимое и разъясняет Неисследимое?
Поэтому можно задаться вопросом, представлял ли Маркус когда-либо Сиге как себя, навещающую его. Два отрывка действительно ясно указывают на то, что он требовал от нее верности своему имени. Говоря об «Истине», фактически алфавите, называемом также Человеком, он говорит (69), что она «есть источник всякой речи, и начало всякого голоса, и изречение всего невыразимого, и уста невысказанного Сиже». ( tes siôpômenês Sigês ). Снова мы слышим (64), что маркосиане учили возносить молитву об избавлении от «Судьи» женскому божеству, обращаясь к нему как к женскому божеству. «ты, сидящий рядом с Богом и мистиком Сиге до эонов» (или веков: ô paredre theou ktl ). Это обращение дает необходимый ключ, поскольку божество называется «Матерью» в отрывке, почти непосредственно предшествующем появлению слова «Мать». имя Коларбас и в другом месте (75: ср. 84) «Матерь Вселенной» отождествляется с «первой Тетрадой», тогда, несомненно, остается скрытой выше нее; тайны открываются Маркусу благодаря Тетраде, Коларбас или Голос Четырех , который, должно быть, (безымянный) «самая могущественная сила из невидимых и неизведанных мест», которому он хвастался, что обязан своим «знанием», как мы читаем о нем в первом абзаце Иринея (60).
Трудность основной фразы tês Kolarbasou Sigês остается. В отсутствие второго артикля оно может означать только «Сиге Коларбаса» (или Коларбаса) вместо «Коларбаса (или Коларбы) Сиге», как того требует смысл, выявленный выше. Трудность можно облегчить и в то же время устранить сбивающее с толку завершение слова «Коларбасу» , прочитав tes Kolarbas ek Sigês , «Коларба (Голос Четырех), исходящий из Сиге (Молчания)». В круглых непрерывных унциалах изменение было бы легким, поскольку EK и OY при написании очень похожи. Таким образом, эти два имени будут стоять в правильном отношении друг к другу. Однако эта фраза все равно окажется короче, чем мы могли бы ожидать. Внезапное появление этого еврейского термина также остается необъяснимым. Неясность, очевидно, кроется в оригинальном тексте Иринея, если не в авторитете, которому он следовал; и в III и IV веках это считалось таким же смущающим, как и сейчас. Его лишь замаскировали, но не удалили, предположив, что это еретик по имени Коларбас.
Библиография
[ редактировать ]- В этой статье используется текст из «Словаря христианской биографии, литературы, сект и доктрин», являющегося продолжением «Библейского словаря» Уильяма Смита и Генри Уэйса .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чемберс, Эфраим , изд. (1728). Циклопедия, или Универсальный словарь искусств и наук (1-е изд.). Джеймс и Джон Кнаптон и др.
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь )